Пособие техника бега

Рубрики Статьи

Учебное пособие Для студентов факультетов физической культуры высших педагогических учебных заведений Москва

Глава 1. Структура и содержание предмета «Легкая атлетика» 5

  1. Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта 5
  2. Место и значение легкой атлетики в системе
  3. физической культуры 8

    1.3. Задачи и содержание курса «Легкая атлетика» в системе
    подготовки специалистов физической культуры на факультете
    физической культуры педагогических вузов 9

    Глава 2. Организация, проведение и элементарные правила

    соревнований по легкой атлетике 11*

    1. Виды и характер соревнований по легкой атлетике 11
    2. Деятельность судейской коллегии по легкой атлетике 15
    3. Элементарные правила соревнований по легкой атлетике 19
    4. Правила соревнований по бегу и ходьбе 20
    5. Правила соревнований по прыжкам, метаниям, многоборью 27
    6. Правила проведения соревнований в помещениях 39
    7. ^ ЧАСТЬ П. ТЕХНИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА

      Глава 3. Классификация техники движений. Фазы, структуры,

      силы движений 42

      Глава 4. Техника спортивной ходьбы и бега 50

      1. Основы техники спортивной ходьбы 50
      2. Техника спортивной ходьбы 57
      3. Основы техники бега 65
      4. Техника легкоатлетического бега 70
      5. Техника бега на средние и длинные дистанции 73
      6. Особенности техники бега на сверхдлинные дистанции 77
      7. Особенности техники кроссового бега 79
      8. Техника бега на короткие дистанции 80
      9. Техника эстафетного бега 90
      10. Техника барьерного бега 94
      11. Техника бега с препятствиями 103
      12. 462

        Глава 5. Техника легкоатлетических прыжков 107

        1. Основы техники прыжков 107
        2. Техника различных видов легкоатлетических прыжков 113
          1. Техника прыжков в длину с разбега 113
          2. Техника прыжков в высоту с разбега 120
          3. Техника тройного прыжка с разбега 128
          4. Техника прыжков в высоту с шестом 134
          5. Техника прыжков с места 140
          6. Глава 6. Техника легкоатлетических метаний 143

            1. Основы техники метаний 143
            2. Техника различных видов метаний 148
            3. Техника толкания ядра 148
            4. Техника метания копья, гранаты и малого мяча 157
            5. Техника метания диска 164
            6. Техника метания молота 168
            7. ^ ЧАСТЬ III. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА

              Глава 7. Основы методики обучения 176

              1. Обучение как педагогический процесс 176
              2. Методические принципы обучения 178
              3. Методы, средства и задачи обучения 182
              4. Типовая схема обучения и последовательность изучения техники легкоатлетических видов спорта 190
              5. Анализ, ошибки и оценки выполнения техники движений . 193
              6. Формы занятий по легкой атлетике 197
              7. Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма 198
              8. Глава 8. Методика обучения технике спортивной ходьбы и бега 202

                1. Методика обучения технике спортивной ходьбы 202
                2. Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции 209
                3. Методика обучения технике бега на короткие дистанции . 218
                4. Методика обучения технике эстафетного бега 228
                5. Методика обучения технике барьерного бега 238
                6. Методика обучения технике бега на 3000 м
                7. с препятствиями 247

                  Глава 9. Методика обучения технике легкоатлетических прыжков 252

                  1. Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега . 252
                  2. Методика обучения технике прыжков в длину с разбега 265
                  3. Методика обучения технике тройного прыжка с разбега 276
                  4. Методика обучения технике прыжков с шестом 278

                  Глава 10. Методика обучения технике легкоатлетических метаний . 294

                  1. Методика обучения технике толкания ядра 294
                  2. Методика обучения технике метания диска 306
                  3. 463

                    10.3. Методика обучения технике метания снаряда:

                    малого мяча, гранаты, копья 309

                    1. Методика обучения технике метания малого мяча, гранаты 309
                    2. Методика обучения технике метания копья 328
                    3. 10.4. Методика обучения технике метания молота 337

                      ^ ЧАСТЬ IV. СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
                      Глава 11. Основы спортивной тренировки
                      347

                      1. Цель, задачи и принципы спортивной тренировки 347
                      2. Средства и методы спортивной тренировки 352
                      3. Виды спортивной подготовки 360
                      4. Периодизация спортивной тренировки 374
                      5. Нагрузка в тренировке легкоатлета 382
                      6. Этапы многолетней подготовки легкоатлета 410
                      7. Показатели тренированности легкоатлета 418
                      8. Методика развития функциональных возможностей легкоатлета 425
                      9. Глава 12. Управление процессом спортивной тренировки

                        в легкой атлетике 434

                        1. Организация, планирование и учет учебно-тренировочной деятельности .А. 434
                        2. Материально-техническое обеспечение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике 440
                        3. Подготовка организма занимающихся
                        4. к соревновательной деятельности 441

                          Глава 13. Особенности управления учебно-тренировочным процессом

                          в женской легкой атлетике 450

                          1. Характеристика особенностей женского организма 450
                          2. Влияние занятий легкой атлетикой на женский
                          3. организм 452

                            1. Методы и средства развития функциональных возможностей у женщин 454
                            2. Особенности планирования тренировочных нагрузок 457
                            3. суставах, руки отводятся назад. Прыгун принимает положение для приземления (рис. 48).

                              Самый сложный и наиболее эффективный по технике — пры­жок в длину способом «ножницы». Эффективность его проявляет­ся за счет сохранения координирующей структуры бегового шага в переходе от разбега к отталкиванию и в движениях в полете. Бо­лее точное название этого способа «бег по воздуху», так как пры­гун в полете выполняет 2,5 — 3,5 шага.

                              Из положения шага в полете (первый шаг) маховая нога вып­рямляясь опускается вниз —назад, толчковая нога выводится впе­ред. Продолжая движение, маховая нога двигается назад, сгибается в коленном суставе, а толчковая нога выносится бедром вперед, согнутая в коленном суставе (второй шаг). После этого маховая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед, присоеди­няясь к толчковой ноге. После обе ноги выпрямляются в коленных суставах, принимая положение перед приземлением. Руки выпол­няют круговые движения, через стороны. Когда маховая нога опускается вниз, разноименная рука опускается вниз, а другая рука поднимается вверх. Когда толчковая нога выносится вперед, разноименная рука также выводится вперед, а другая рука назад.

                              flpH подтягивании маховой ноги к толчковой ноге руки опуска­ется вниз и перед приземлением отводятся назад (рис. 49).

                              Приземление. Эта заключительная часть прыжка имеет большое значение для его дальности. Подготовка к приземлению начина­ется в последней части полета, когда ОЦМ прыгуна опускается до высоты его во время отталкивания. Прыгун выпрямляет ноги в коленных суставах, плечи уходят вперед, руки, чуть согнутые в локтевых суставах, отводятся как можно дальше назад. Для эф­фективности приземления надо удерживать ноги так, чтобы их продольная ось была под более острым углом к поверхности при­земления (рис. 50).

                              После соприкосновения стоп ног с поверхностью приземле­ния (песком) прыгун активно посылает руки вперед, сгибая ноги в коленных суставах и выводя ОЦМ за линию касания песка сто­пами. Некоторые прыгуны применяют приземление с боковым уходом, т.е. после касания песка стопами прыгун в большей сте­пени расслабляет ту ногу, в сторону которой он будет делать уход, при этом, активно помогая себе руками и плечами, осуществля­ется резкий поворот в сторону ухода. Поворот выполняется дви-

                              ^ 4.3. Основы техники бега

                              Виды легкоатлетического бега делятся на гладкий бег, бег с пре­пятствиями, бег по пересеченной местности (кросс) и имеют об-Щие основы, хотя в каждом виде есть свои нюансы.

                              Бег, как и ходьба, относится к циклическим движениям, где цикл Движения включает двойной шаг. Вместо периода двойной опоры в ходьбе, в беге имеется период полета. В беге можно выделить:

                              64

                              65

                              В беге, как и в ходьбе, руки и ноги выполняют согласованные перекрестные движения. Встречные перекрестные движения осей таза и плеч позволяют сохранить равновесие и противодействуют боковому развороту тела бегуна.

                              В периоде опоры в беге, так же как и в ходьбе, две фазы: 1) фаза амортизации; 2) фаза отталкивания. ^ Фаза аморти­зации начинается с момента постановки ноги на опору и длится до момента вертикали, когда проекция ОЦМ находится над точ­кой опоры. В отличие от ходьбы в этой фазе происходит значи-

                              Цельное снижение ОЦМ за счет разгибания в голеностопном сус­таве, сгибания в коленном суставе и наклона поперечной оси таза в сторону маховой ноги. Одновременно с этим происходит растя­гивание упругих компонентов (связки, сухожилия, фасции), учас­твующих в последующем отталкивании. За мгновение до сопри­косновения с опорой (15 — 25 миллисекунд) мышцы, участвую­щие в фазе амортизации, уже становятся электрически активными, иг. е. импульсы возбуждения приходят к мышце заранее, до опоры, |И растягиваются напряженные мышцы. С момента вертикали до момента отрыва толчковой ноги от опоры длится фаза отталки­вания. Она начинается с распрямления толчковой ноги в тазобед­ренном, коленном суставах и завершается сгибанием в голено­стопном суставе. С начала фазы амортизации увеличивается сила [давления на опору, которая продолжает увеличиваться и после про­вождения вертикали до определенного момента за счет мышечных цгеилий, которые разгибают тазобедренный и коленный суставы. Сила реакции опоры также увеличивается, как и сила давления на опору, только они действуют диаметрально противоположно друг другу. Телу бегуна и его ОЦМ придается определенная ско­рость. Надо сказать, что в конце фазы отталкивания силы давления и реакции опоры уменьшаются (примерно после выпрямления ноги в коленном суставе) и мышцы, участвующие в сгибании голеностопного сустава, выполняют скоростную работу с мень­шими усилиями, но с большей скоростью. Выглядит это так: сна-Чала ягодичные мышцы более сильные, но менее скоростные, ^Придают начальную скорость движению, затем мышцы передней поверхности бедра менее сильные, но более скоростные придают ускорение телу, и в конце действуют более скоростные, но отно­сительно слабые мышцы (икроножные). Сила и скорость проявле­ния мышечных усилий обратно пропорциональны, нельзя одно­временно увеличить силу и скорость мышечных усилий.

                              В периоде одиночной опоры маховая нога также участвует в при­дании скорости телу бегуна. С момента постановки ноги на опору До момента вертикали маховая нога за счет инерционных сил уве­личивает силу давления на опору. С момента вертикали до момента отрыва опорной ноги от опоры инерция массы маховой ноги по­могает быстрее выпрямить толчковую ногу в фазе отталкивания и тем самым увеличить скорость (принцип маятника). Время и ско­рость отталкивания во многом зависят от быстроты переноса махо­вой ноги вперед с момента постановки толчковой ноги на опору.

                              67

                              ловное. И оно важно для того, чтобы понять, какое участие при­нимает сила тяжести в изменении скорости движения ОЦМ по траектории. В период полета скорость движения не увеличивается, а наоборот, чем больше этот период, тем больше происходит по­терь в скорости. Период полета характеризует длину бегового шага.

                              В конце фазы отталкивания ОЦМ получает определенную на­чальную скорость вылета, которая несколько гасится, так как дви­жение ОЦМ происходит вверх—вперед до высшей точки траек­тории, затем происходит небольшое увеличение за счет силы тяжес­ти. Сила тяжести в периоде полета тела бегуна выполняет двоя­кую функцию, сначала она снижает скорость движения ОЦМ, а затем, после высшей точки траектории, увеличивает ее (принцип метронома). В другие моменты сила тяжести не оказывает влияния на изменение скорости движения ОЦМ. Если бег выполняется не на ровной местности, а в гору или под гору, то тогда сила тяжести будет оказывать влияние на изменение скорости движения: при беге в гору скорость снижается, при беге под гору скорость дви­жения увеличивается.

                              В периоде переноса ноги с момента постановки ноги на опору в фазе амортизации происходит снижение скорости движения ОЦМ за счет тормозящей силы, которая возникает всегда, и за­дача бегуна снизить ее воздействие. С одной стороны, тормозящая сила и инерционные силы тяжести после фазы полета в фазе амор­тизации негативно влияют на скорость движения, с другой сто­роны — в это время создаются предпосылки для эффективного отталкивания.

                              ^лабление имеет большое значение в беге на любые дистанции, и не цолько в беге, но и при выполнении любой физической деятельно­сти. Рациональное чередование работы и отдыха мышц характеризу-ет межмышечную координацию спортсмена. Период полета (или длина бегового шага) должен быть оптимальным и будет зависеть от физических качеств бегуна, в первую очередь от силы ног, длины дог, подвижности в тазобедренных суставах и индивидуальной ра­циональной техники бега.

                              Скорость бега зависит как от длины шага, так и от частоты ша­гов. Оптимальное соотношение этих параметров характеризует ритм бега и рациональность техники бегуна.

                              Чтобы увеличить скорость бега, необходимо, во-первых, рабо­тать над уменьшением времени опоры, т.е. при той же силе от­талкивания уменьшить время отталкивания. Так как период опо­ры и период переноса связаны друг с другом, то уменьшение времени опоры вызовет и уменьшение времени переноса, и на­оборот, т.е. быстрое сведение бедер и быстрый вынос бедра ма­ховой ноги вперед уменьшат время переноса и, следовательно, помогут быстрее выполнить отталкивание за меньшее время. Быст­рый «съем» толчковой ноги с опоры после отталкивания также убыстряет перенос ее вперед. Субъективное ощущение, которое должно возникать при этом, такое, словно убираем ногу с раска­ленного песка, чтобы не обжечься.

                              Техника движений рук в беге зависит от скорости бега. На ко­ротких дистанциях, где задача бегуна развить максимальную ско­рость, амплитуда движений рук наибольшая, скорость движения РУК совпадает с частотой беговых шагов. Частота движений рук и Ног взаимосвязана между собой. Чтобы увеличить частоту беговых Шагов, надо увеличить частоту движений рук. Руки, согнутые в локтевых суставах под углом 90°, движутся вперед и несколько в овнутрь, затем назад и несколько кнаружи. В беге на короткие Дистанции движения рук приближаются к направлению движе­ния бегуна. С уменьшением скорости бега амплитуда движений РУк уменьшается, также несколько меняется и направление. При в ьщосе руки вперед она больше приближается к срединной плос­кости, а при движении назад больше отводится кнаружи.

                              68

                              69

                              Наклон туловища также зависит от скорости бега. На коротких дистанциях при максимальной скорости наклон тела вперед наи­больший, при беге на длинные дистанции наклон тела минималь­ный (до 5°). Надо помнить, что чрезмерный наклон туловища впе­ред, с одной стороны, помогает отталкиванию, но с другой — затрудняет вынос ноги вперед, уменьшая длину шага. Наклон туло­вища должен быть оптимальным и будет зависеть от скорости бега, дистанции и частей дистанции (стартовый разгон — бег с накло­ном, с постепенным выпрямлением туловища; бег по дистан­ции _ наклон оптимальный; финиширование — последние шаги выполняются с большим наклоном, чем при беге по дистанции). При анализе техники движения ног рассматривают отдельно движения каждого звена нижних конечностей. Траектории движе­ния центров масс бедра, голени и стопы имеют сложную форму. Если движение центра массы (ЦМ) бедра можно рассматривать как движение простого маятника, то траектории движения ЦМ голени и ЦМ стопы представляют собой сложные эллипсовидные формы. Нога похожа на маятник, состоящий из трех последова­тельно соединенных маятников (бедро, голень, стопа).

                              Частота колебаний маятника зависит от его длины, а при значи­тельных отклонениях, например в ходьбе или беге, она будет зави­сеть от амплитуды движения ног. Чем короче маятник, тем чаще он будет двигаться.

                              Траектория движения ОЦМ в беге напоминает траекторию дви­жения ОЦМ в ходьбе, но размах колебаний ОЦМ в первом случае гораздо выше и зависит от скорости бега: чем выше скорость бега, тем размах колебаний больше. Наивысшее положение ОЦМ на­блюдается в период полета, низшее — в фазе амортизации, ближе к моменту вертикали. В этом положении происходит наибольшее сгибание в суставах опорной ноги и опускание таза. Помимо вер­тикальных колебаний ОЦМ имеются и поперечные колебания в сторону опорной ноги, так как она отклоняется кнаружи. Таким образом, колебания ОЦМ происходят как в вертикальном, так и в поперечном направлениях, создавая тем самым сложную траек­торию движения ОЦМ.

                              ^ 4.4. Техника легкоатлетического бега

                              Виды бега в легкой атлетике, как уже говорилось, делят на:

                              бег на короткие дистанции;

                              бег на средние и длинные дистанции;

                              бег на сверхдлинные дистанции и марафонский бег;

                              бег с препятствиями.

                              jl Легкая атлетика — один из древнейших видов спорта. Можно сказать, что виды легкой атлетики появились с рождением человека. От умения быстро бегать, перепрыгивать различные препятствия, точно и далеко цетать порой зависела жизнь человека и членов его племени.

                              Согласно одной из древнегреческих легенд, первые состязания были Организованы Гераклом в честь победы над царем Авгием, и проводи­лись они в беге между четырьмя братьями. По преданию Геракл начер­тил место для начала бега, затем отмерил 600 ступней. Эта дистанция стала длиной стадиона и называлась стадией (192,27 м).

                              Первые Олимпийские игры древности, о которых сохранились до­стоверные записи, относятся к 776 г. до н.э. Хотя есть сведения, что Олимпийские игры проводились уже в 1580 г. до н.э., судя по надписи на диске известного атлета Поплиоса Асклепидеса. Впоследствии в состяза­ния по бегу были включены бег на две стадии, а в 720 г. до н.э. — бег на длинную дистанцию (24 стадии — 4614,5 м).

                              Не менее древним является и эстафетный бег. Египтяне имели бегу­нов, которые служили гонцами. У греков чрезвычайно популярен был «лампадериомас», или эстафетный бег с факелами. В состав команды вхо­дили 40 участников.

                              Истоки развития современной легкой атлетики берут свое начало не у берегов Средиземного моря, а на Британских островах. Уже в манускрип­тах XII в. упоминаются легкоатлетические соревнования лондонцев. Бег обычно проходил на больших дорогах между городами или на ипподромах. В 1770 г. был зафиксирован первый результат часового бега — 17 км 300 м.

                              Во второй половине XIX в. в Англии стали проводиться регулярные соревнования среди любителей легкой атлетики. Соревнования по бегу в Англии проводились в ярдовых мерах длины (1 ярд — 91,4 см), а на длинных дистанциях за основу была взята миля (1609,34 м). Однако пред­ставители других стран потребовали введения метрической системы мер и сумели добиться этого уже на первых Олимпийских играх в Афинах в 1896 г. Нужно сказать, что подлинное развитие легкой атлетики нача­лось именно после этих игр. С каждым годом все больше стран вступают в борьбу за первенство в этом виде спорта. Американцы, финны, фран­цузы, японцы, поляки, немцы и итальянцы и отдельные спортсмены ряда других стран вносят свой вклад в развитие легкой атлетики.

                              С 1928 г. в борьбу за олимпийские награды вступают женщины, уси­ленно начинает развиваться женская легкая атлетика. Хотя женщины выступали в легкоатлетических соревнованиях и раньше.

                              Началом развития легкой атлетики в России принято считать органи­зацию «Кружок любителей спорта», созданный в 1888 г. в местечке Тяр-лево под Петербургом. Организаторы сначала стали культивировать бег, а затем и другие виды легкой атлетики. Уже через год были проведены °фициальные соревнования по бегу. Но до этого события соревнования «о бегу уже проводились в России. По примеру Англии и Америки в к РУпных российских городах Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Др. в парках и общественных садах выступали профессиональные бе-^ны, приглашающие всех желающих помериться силами. В основном iT o были иностранцы, которые нередко терпели поражение от простых Русских людей, не имеющих специальной подготовки.

                              4.3. Основы техники бега

                              Бег, как и ходьба, относится к циклическим движениям, где цикл Движения включает двойной шаг. Вместо периода двойной опоры в ходьбе, в беге имеется период полета. В беге можно выделить:

                              а) период одиночной опоры; б) период полета; в) период перено­са маховой ноги, который совпадает с периодом опоры. Быстрота, амплитуда движений, проявление больших мышечных усилий в беге, чем в ходьбе, — эти факторы зависят от скорости бега (чем выше скорость, тем выше значения перечисленных факторов).

                              Период переноса маховой ноги (левой) и период опоры толч­ковой ноги (правой) совпадают по времени, затем наступает пе­риод полета, далее период переноса маховой ноги (правой) и период опоры толчковой ноги (левой), затем опять период полета. Так выглядит цикл движения в беге (рис. 23).

                              В беге, как и в ходьбе, руки и ноги выполняют согласованные перекрестные движения. Встречные перекрестные движения осей таза и плеч позволяют сохранить равновесие и противодействуют боковому развороту тела бегуна.

                              В периоде опоры в беге, так же как и в ходьбе, две фазы: 1) фаза амортизации; 2) фаза отталкивания. Фаза аморти­зации начинается с момента постановки ноги на опору и длится до момента вертикали, когда проекция ОЦМ находится над точ­кой опоры. В отличие от ходьбы в этой фазе происходит значи-

                              Период полета начинается с момента отрыва толчковой Ноги от опоры до момента постановки маховой ноги на опору. Здесь также можно выделить две фазы: 1) фаза подъема ОЦМ до Наивысшей точки траектории ОЦМ; 2) фаза опускания ОЦМ до Касания маховой ноги опоры и превращения ее в толчковую ногу. Такое деление периода полета на две фазы, конечно, чисто ус-

                              ловное. И оно важно для того, чтобы понять, какое участие при­нимает сила тяжести в изменении скорости движения ОЦМ по траектории. В период полета скорость движения не увеличивается, а наоборот, чем больше этот период, тем больше происходит по­терь в скорости. Период полета характеризует длину бегового шага.

                              Мы знаем, что скорость тела бегуна можно увеличить только при взаимодействии с опорой. Следовательно, чтобы увеличить скорость бега, необходимо как можно чаще контактировать с опорой во вре­мя отталкивания. Период полета, как безопорный период, не созда­ет скорости бега и вроде как бы не нужен. Какой самый идеальный предмет движения? Колесо! Нет тормозящих сил, постоянный кон­такт с опорой и только за счет сил трения создается скорость движе­ния. А животный мир? Посмотрите, почти все животные имеют че­тыре «ноги», за счет чего у них увеличивается количество контактов с опорой, а значит, они бегут быстрее человека (лишь кенгуру пере­двигается прыжками, но какие сильные мышцы для этого надо иметь). Была бы у человека хотя бы еще одна нога, то скорость бега возросла бы намного. Для чего же нужен период полета в беге? Именно в этом периоде после фазы отталкивания мышцы, участвующие в нем, рас­слабляются и получают кратковременный отдых. Невозможно, что­бы мышцы все время находились в возбужденном состоянии, даже при беге на короткие дистанции. Что такое мышечные судороги? Это постоянное возбуждение мышц, которое несет в себе негативные последствия, как для мышц, так и для нервной системы. Умение бегуна рационально чередовать мышечную работу и мышечное рас-

                              Во-вторых, увеличение скорости бега происходит за счет умень­шения времени полета: 1) снижение вертикального колебания ОЦМ, т.е. приближение кривизны траектории к горизонтали; 2) активная постановка толчковой ноги в последней части пери­ода полета, т.е. не ждать опору, а активно идти на сближение с ней. В то же время такая активная постановка ноги может способ­ствовать ударному воздействию на тело бегуна в фазе амортиза­ции — это негативный фактор. Поэтому нога должна ставиться быстро и в то же время мягко, пружинисто, за счет увеличения силы тяги мышц, противодействующей снижению ОЦМ.

                              Техника движений рук в беге зависит от скорости бега. На ко­ротких дистанциях, где задача бегуна развить максимальную ско­рость, амплитуда движений рук наибольшая, скорость движения РУК совпадает с частотой беговых шагов. Частота движений рук и Ног взаимосвязана между собой. Чтобы увеличить частоту беговых Шагов, надо увеличить частоту движений рук. Руки, согнутые в локтевых суставах под углом 90°, движутся вперед и несколько в овнутрь, затем назад и несколько кнаружи. В беге на короткие Дистанции движения рук приближаются к направлению движе­ния бегуна. С уменьшением скорости бега амплитуда движений РУк уменьшается, также несколько меняется и направление. При в ьщосе руки вперед она больше приближается к срединной плос­кости, а при движении назад больше отводится кнаружи.

                              Наклон туловища также зависит от скорости бега. На коротких дистанциях при максимальной скорости наклон тела вперед наи­больший, при беге на длинные дистанции наклон тела минималь­ный (до 5°). Надо помнить, что чрезмерный наклон туловища впе­ред, с одной стороны, помогает отталкиванию, но с другой — затрудняет вынос ноги вперед, уменьшая длину шага. Наклон туло­вища должен быть оптимальным и будет зависеть от скорости бега, дистанции и частей дистанции (стартовый разгон — бег с накло­ном, с постепенным выпрямлением туловища; бег по дистан­ции _ наклон оптимальный; финиширование — последние шаги выполняются с большим наклоном, чем при беге по дистанции). При анализе техники движения ног рассматривают отдельно движения каждого звена нижних конечностей. Траектории движе­ния центров масс бедра, голени и стопы имеют сложную форму. Если движение центра массы (ЦМ) бедра можно рассматривать как движение простого маятника, то траектории движения ЦМ голени и ЦМ стопы представляют собой сложные эллипсовидные формы. Нога похожа на маятник, состоящий из трех последова­тельно соединенных маятников (бедро, голень, стопа).

                              Учебно-методическое пособие по легкой атлетике

                              средних профессиональных учебных заведений специальности

                              050720 Физическая культура

                              Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

                              Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

                              Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

                              Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

                              Калоша А.И. заместитель декана по учебной работе факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. акад. И.Г. Петровского

                              Данное учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура».

                              Пособие включает в себя программный материал по разделу «Основы техники легкоатлетических видов», отвечающий требованиям рабочей программы по дисциплине предметной подготовке «Легкая атлетика с методикой преподавания» (повышенный уровень среднего профессионального образования), также содержит учебный материал по теме: «Организация проведения и правила соревнований по легкой атлетике», нормативы и оценка физической подготовленности студентов 2 курса для средних специальных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура» и рекомендованная преподавателями литература.

                              Методическая разработка охватывает следующие 3 темы.

                              Данное методическое пособие рассчитано на педагогов для средних профессиональных учебных заведений, а также студентов всех педагогических учреждений.

                              Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура».

                              Раздел 1. Основы техники легкоатлетических видов

                              Тема 1.1. Основы техники ходьбы и бега

                              Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания. В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопро­сы техники, тактики, тренировки, обучения.

                              Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходь­бу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнова­ний определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олим­пийских игр, национальных первенств, школьных спартакиад. По этим упражнениям присваиваются спортивные разряды и звания.

                              Ходьба — естественный способ передвижения человека. Спор­тивная ходьба отличается от обычной как большей скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. При систематических заня­тиях спортивной ходьбой активизируется деятельность сердечно­сосудистой, дыхательной и других систем организма, вырабатывается выносливость, воспитываются такие ценные качества, как настойчивость, воля, упорство, умение переносить трудности, бо­роться с утомлением, неизбежно возникающим в процессе дли­тельных соревнований.

                              Спортивная ходьба классифицируется в зависимости от места проведения соревнований (дорожка стадиона, дорога, шоссе). На стадионе скороходы соревнуются на дистанциях 3, 5, 10, 20, 50 км и в часовой ходьбе, а по шоссе на 15, 20, 25, 30 и 50 км.

                              Участники соревнований по спортивной ходьбе обязаны при­держиваться определенных правил, главное из которых — посто­янный контакт спортсмена с дорожкой (опора одной или обеими стопами). При появлении безопорного положения, когда спорт­смен фактически переходит на бег, согласно правилам, он снима­ется с соревнований.

                              Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обыч­но именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие лег­коатлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья.

                              Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на орга­низм человека. Медленный длительный бег в парке или лесу (бег трусцой) имеет преимущественно гигиеническое, оздорови­тельное значение.

                              Быстрый, спринтерский бег способствует со­вершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции — выносливости, барьерный бег — ловкости, способности к высокой координации движений.

                              Бег подразделяется на гладкий (по дорожке стадиона), с естественными препятствиями (кросс), с искусственными препят­ствиями и эстафетный. В свою очередь в гладком беге различают: бег на короткие дистанции — от 30 до 400 м; на средние дистан­ции— от 500 до 2000 м; на длинные дистанции — от 3000 до 10 000 м\ на сверхдлинные дистанции — 20 000, 25 000 и 30 000 м\ часовой, суточный бег. Кросс по пересеченной местности про­водится на самые разнообразные дистанции (от 500 м до 14 км), а бег по дорогам на 15, 20, 30 км и 42 км 195 ж (марафонский бег).

                              Эстафетный бег подразделяется в зависимости от длины и ко­личества этапов. Он может проводиться на короткие дистанции — 4X60, 4X100, 4X200, 4X400 м; на средние дистанции — 5 X 500, 3 X 800, 4 X 800, 10 X 1000, 4 X 1500 л и на смешанные дистанции —400 + 300 + 200 + 100 м и 800 + 400 + 200 + 100 м.

                              Бег с искусственными препятствиями включает в себя барь­ерный бег и собственно бег с препятствиями (стипльчез). Барь­ерный бег проводится на 60, 80, 100, 110, 200, 300 и 400 м, бег с препятствиями на 1500, 2000 и 3000 м.

                              Методика обучения технике бега на средние дистанции

                              Техника бега включает в себя и внешнюю форму, и качественные составляющие движений бегущего, к таковым относят умения применять усилий по минимуму на продвижение вперед, а также способность включать определенные нужные группы мышц.

                              • Содержание статьи
                              • Что такое бег?
                              • Техника бега
                              • Методика обучения
                              • Видео. Бег на длинные и средние дистанции. Анализ техники

                              Методика обучения бегу проще, чем другим подразделам легкой атлетики. Все это благодаря тому, что у начинающих сформирован навык бега. Перед началом обучения стоит узнать уровень подготовки, индивидуальные качества и недостатки обучаемого. Затем составьте план по достижению цели и определенных успехов.

                              Что такое бег?

                              Возникает вопрос: «Что такое бег на средние дистанции? ». По этим понятием подразумевается совокупность нескольких дисциплин легкой атлетики, которая объединяет основные легкоатлетические дистанции. Они длиннее спринтерских, но короче длинных дистанций. Средние дистанции считаются от 600 до 3000 м.

                              Характеристика бега

                              К основным важным характеристикам бега на средние дистанции считают естественность, ритмичность и равномерность. Во время бега нужно правильно ставить тело, упруго стоять, сильно и быстро пружинить от земли, правильно дышать и равномерно распределять силы. Выбирайте правильную обувь, желательно шиповки, для бега на средние дистанции.

                              Техника бега

                              Бег на средние дистанции предполагает правильную смену техник, темпа бега и правильный расчет сил. Быстрый бег не даст нужного результата, ведь есть риск неправильно расходовать свои силы.

                              Старт следует начинать с больших и частых шагов. Через 70 м нужно перейти на плавный и ритмичный основной темп. Чтобы правильно делать переход, необходимо выполнять тренировку бега на средние дистанции.

                              За 300 м до финиширования следует наклониться вперед, увеличить и ускорить свои шаги. Финишный отрезок проходится спринтерской скоростью. Важно отталкиваться от земли, выпрямляя ногу, которой отталкивались. Создастся эффект зависания в воздухе.

                              Методика обучения

                              Обучать бегу на средние дистанции следует по определенной схеме. Эта последовательность подходит для любого возраста. Какие задачи стоит реализовать?

                              Обучение техники бега на среднюю дистанцию

                              Нужно познакомить обучающихся с техникой бега на среднюю дистанцию. Заблаговременно выявить индивидуальные особенности учеников. Сделайте несколько пробежек на 80 или 100 м. Оцените способности и объясните ошибки занимающихся. Затем следует объяснить все особенности и тонкости бега на средние дистанции, расскажите о правилах соревнований. Важно продемонстрировать правильную технику на площадке, также идеально подойдут в дополнение фильмы, рисунки, специальные видео. Предложите в конце занятия пробежать несколько раз отрезок 5 — 100 м.

                              Обучение технике бега на прямые дистанции

                              Обучение следует начинать с показа, далее следует создать условия, где можно выполнять и отрабатывать отдельные элементы техники.

                              Реализовывать эту задачу следует, выполняя многократно бег с ускорением, используя разные отрезки. Первые забеги проводятся медленно, а затем по мере освоения правильного бега повышать скорость.

                              Требования, предъявляемые к технике бега:

                            4. Прямолинейность направления.
                            5. Необходимо выпрямлять толчковую ногу полностью, сочетая с выпадами вперед бедренной части маховой ноги.
                            6. Важно захлестывать голень маховой ноги.
                            7. Руки должны быть свободны и энергичны.
                            8. Туловище и голову следует поставить прямо.
                            9. Стопа ставится на грунт быстро и мягко.
                            10. Обучение бегу по повороту

                              Следует использовать пробежки по поворотам стадионов или манежей. Применяйте разную скорость по кругу с радиусами 10 и 20 м. Важен бег по прямой в поворот и по нему, выходя на прямую линию. Следите за наклонами тела при движении на виражах. Дальняя рука от поворота должна работать шире и больше.

                              Наклоны туловища идут вовнутрь круга и зависят от скорости и поворота. Стопа должна поворачиваться носком в сторону от поворота. Больше поворачивается дальняя от поворота стопа. Обращать внимание нужно на размашистый бег, который должен быть свободным во время бега по прямой. Раскрепощенный бег по прямой линии говорит об успешности обучения.

                              Обучение технике высокого старта

                              Техника стартового ускорения. Вначале следует показать технику, дать понять, как правильно она выглядит, указать на нюансы. Первыми действиями для отработки на занятии станут упражнения на тренировку положений тела во время команд «На старт! » и «Марш! », а также изучение деталей и особенностей стартового разгона.

                              Обучающиеся изучают стартовые положения. Команда «На старт! » предполагает выстраивание в одну или более шеренг и принятие позы высокого старта. Преподавателю стоит осмотреть учеников и указать на их ошибки при наличии. Команда «Марш! » говорит о том, что учащиеся должны пробежать некоторый отрезок и вернуться обратно.

                              Во время начальной стадии стоит выдержать небольшую паузу. Делается она между предварительной и исполнительной командой. Ученики в это время смогут стать устойчиво и вовремя начать бег по команде. Методика бега на средние дистанции говорит, что нужно сокращать паузу до нормы.

                              Обучение сводится к тому, чтобы учащиеся стартовали по отдельности. Преподавателю стоит смотреть на положение и работу рук, выталкивания, наклон и его сохранение, правильные и своевременные выпрямления тела с переходом на бег. В зависимости от того, как занимающиеся овладевают техникой высокого старта, следует постепенно удлинять стартовые отрезки, при этом должно прослеживаться увеличение скорости их преодоления.

                              Обучение технике финиширования

                              Под финиширование следует понимать бег, который приходится на 10-15 м до конца отрезка, где необходимо пробежать финишный створ на максимальной скорости, не перестраиваясь в беговых движениях. Знакомство проходит в виде рассказа и показа завершающей части бега, указывая на характерные позы бегуна.

                              Практическое занятие по обучению техники финишного броска следует начать с демонстрации выполнения в ходьбе во время быстрого наклона, при этом отведя руки назад и выставляя ноги вперед. Кроме того, движение можно выполнить с поворотом туловища, делая пересечение правым и левым плечом финишную плоскость во время опорного бегового шага. Важно выполнять упражнение без прыжков и падений. Отработав навык финишного броска во время ходьбы, следует приступить к практическому занятию и отработке его в процессе бега.

                              Совершенствование навыков сводится к повышению уровня физической подготовки. Важно применять специальные подготовительные упражнения, которые помогут устранить ошибки.

                              Видео. Бег на длинные и средние дистанции. Анализ техники

                              Смотрите еще:

                              • Ликвидация и продажа предприятия Ликвидация предприятия путем продажи осуществляется с помощью смены учредителей и генерального директора Вашей фирмы на другого человека. Это одна из разновидностей альтернативной ликвидации. Ваши учредители продают свои доли в уставном капитале предприятия (либо акции) […]
                              • Требуется юрист алматы Требуется юрист алматы Главная Все вакансии офисные службы (31) ЮРИСТ (отдел кадров). Избранные (0)Избранные (0) Алматы ЮРИСТ (отдел кадров). Адрес: г. Алматы, ул. Коммунальная, 2. Тел. 8 (727) 233-05-08, 8 (727) 233-05-09, 8 (727) 233-05-10, Татьяна Актуально: […]
                              • Федеральный закон о рекламен Федеральный закон о рекламен Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон о рекламе № […]
                              • Составление иска арбитраж Составление искового заявления в арбитражный суд Грамотно составленный иск в арбитражный суд значительно увеличивает ваши шансы на успех. Иск, подготовленный с нарушениями, могут вернуть назад или не дать ему ход. А ещё вы можете подать его не в тот суд и потерять на этом много […]
                              • Конституционные суды рф задачи Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № […]
                              • Как изменить гражданство на другое Легко ли сменить гражданство Начальный этап Основные вопросы, которые нужно изучить: возможности трудоустройства; культурные и религиозные особенности местного населения; сложности процесса интеграции; Натурализация (в разных странах занимает от 2 до 12 лет). Нельзя […]
                              • Получение государственного пособия на погребение По закону РФ многие категории граждан имеют право на денежную компенсацию на погребение, которую получает родственники, организующие захоронение. Но не все знают о такой возможности и о своих правах. Пособие поможет значительно уменьшить, а в некоторых случаях и вовсе убрать […]
                              • Разработка уроков правила дорожного движения Конспект урока по ПДД "Дорожная грамота"; 1-4 класс Задачи: 1. Формирование знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности. 2. Развитие познавательных процессов. 3. Совершенствование физических качеств. 4. Развитие интереса к дорожной азбуке. Цели: 1. Воздействие […]