Понятие виды воинских преступлений

Рубрики Статьи

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВОИНСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Наказуемость — это признак преступления, который харак­теризует не сущность, а указывает на его неизбежное юриди­ческое последствие, суть которого заключается в том, что за совершенные виновно общественно опасные деяния может быть назначено уголовное наказание.

Статья 366 УК РК указывает на следующие особенности (специальные признаки) воинского преступления:

1) направленность деяния против установленного порядка
несения воинской службы (специальный объект);

В уголовно-правовой литературе среди ученых-юристов фак­тически нет расхождения мнений относительно определения родового объекта воинских преступлений. Так, 3. О. Ашитов и Б. 3. Ашитов считают, что родовым объектом всех воинских преступлений является установленный в Вооруженных Силах РК порядок несения воинской службы 1 .

В учебнике под редакцией профессоров И. И. Рогова и С. М. Рахметова отмечается: специфический (родовой) объект воин­ского преступления — это установленный порядок несения во­енной службы, воинских правовых взаимоотношений, опреде­ленных законодательством Республики Казахстан, общевоин­скими уставами и другими изданными в развитие их правил, приказов и распоряжений 2 .

Авторский коллектив кафедры уголовного права и крими­нологии Карагандинского юридического института МВД РК им. Б. Бейсенова в учебнике под редакцией профессора И. Ш. Борчашвили считает, что родовым объектом всех воинских пре­ступлений является установленный в Вооруженных Силах РК порядок несения военной службы 1 .

В нормативном постановлении Верховного Суда РК «О су­дебной практике по делам о воинских преступлениях» от 28 октября 2005 г. говорится, что объектом воинских преступ­лений признается установленный порядок прохождения воин­ской службы в Вооруженных силах Республики Казахстан, в других войсках и воинских формированиях 2 .

Порядок несения воинской службы представляет собой со­вокупность общественных отношений, возникающих в процес­се жизни и боевой деятельности войск, закрепленных в зако­нах РК, военной присяге, воинских уставах, положениях о про­хождении службы различными категориями военнослужащих и других актах военного законодательства. Этот порядок обя­зателен для исполнения всеми военнослужащими, строгое и точное его соблюдение составляет воинскую дисциплину и яв­ляется необходимым условием обеспечения постоянной боевой готовности Вооруженных Сил РК.

Каждое воинское преступление непосредственно посягает на конкретные отношения, интерес и благо, которые составля­ют часть (сторону) порядка несения воинской службы. Это вза­имоотношения по службе начальников и подчиненных, стар­ших и младших по воинскому званию, военнослужащих, не со­стоящих в отношениях подчиненности; порядок прохождения воинской службы; порядок пользования военным имуществом и эксплуатации военной техники; порядок хранения военной тайны, государственных секретов; порядок несения боевого дежурства, караульной и других специальных служб и т.д.

1. Преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Эту груп­пу составляют: неповиновение или иное неисполнение приказа (ст. 367 УК РК); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (ст. 368 УК РК); насильственные действия в отношении начальника (ст. 369 УК РК); нарушение уставных правил взаимоотношений между во­еннослужащими при отсутствии между ними отношений под­чиненности (ст. 370 УК РК); оскорбление военнослужащего
(ст. 371УКРК).

2. Преступления против порядка прохождения воинской службы: самовольное оставление части или места службы (ст. 372 УК РК); дезертирство (ст. 373 УК РК); уклонение от службы путем членовредительства или иным способом (ст. 374 УК РК).

3. Преступления, посягающие на порядок несения специаль­ных служб: нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 375 УК РК); нарушение правил несения пограничной служ­бы (ст. 376 УК РК); нарушение уставных правил несения кара­ульной (вахтенной) службы (ст. 377 УК РК); нарушение уставных правил несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне (ст. 378 УК РК); нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению обществен­ной безопасности (ст. 379 УК РК).

5. Преступления, посягающие на нормальную деятельность военного управления и престиж Вооруженных Сил: оставление погибающего военного корабля (ст. 382 УК РК); разглаше­ние секретных сведений военного характера или утрата доку­ментов, содержащих секретные сведения военного характера (ст. 386УКРК). Преступления против законов и обычаев войны, соверша­емые в районе боевых действий: сдача или оставление против­нику средств ведения войны (ст. 383 УК РК); добровольная сдача в плен (ст. 384 УК РК); мародерство (ст. 385 УК РК)

6. Преступления против порядка пользования, сбережения и эксплуатации военного имущества и военной техники умыш­ленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 387 УК РК); неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 388 УК РК); утрата военного имущества (ст. 389 УК РК); нарушение правил обращения с оружи­ем, а также веществами и предметами, представляющими опас­ность для окружающих (ст. 390 УК РК); нарушение правил вож­дения или эксплуатации машин (ст. 391 УК РК); нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 392 УК РК); наруше­ние правил кораблевождения (ст. 393 УК РК).

С объективной сторонывоинские преступления могут совер­шаться как путем действия, так и путем бездействия.

Действие выражается как активная форма поведения лица, например, ст. 370 УК РК «Нарушение уставных правил взаи­моотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности» или ст. 373 УК РК «Дезер­тирство», а бездействие — как пассивная форма поведения лица, например, ст. 367 УК РК «Неповиновение или иное неисполне­ние приказа» или ст. 381 УК РК «Халатное отношение к службе».

формально-материальный состав — когда наступление об­щественно опасных последствий как требуется, так и не требуется, например, ст. 375 УК РК «Нарушение правил несения бо­евого дежурства» или ст. 376 УК РК «Нарушение несения пограничной службы», согласно диспозиции которых, эти деяния могут повлечь причинение вреда интересам безопасности госу­дарства или могут и не повлечь.

Всякий раз, когда в зависимости от факта наступления об­щественно опасных последствий определяется уголовная ответ­ственность, причинная связь между деянием и последствиями выступает в качестве признака объективной стороны состава преступления. Установление судом причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями позволяет определить виновность лица.

Для признания деяния причиной наступившего последствия необходимо, чтобы оно не только предшествовало по времени последствию, но и последствие было результатом именно этого, а не другого действия или бездействия. Следует отметить, что данное деяние должно заключать в себе реальную возмож­ность наступления такого последствия.

Объективная сторонавоинских преступлений часто вклю­чает в себя признаки, характеризующие время и место совер­шения преступления. Совершение преступления в военное вре­мя, в боевой обстановке, на поле сражения свидетельствует о повышенной опасности воинского преступления. Например, преступление, предусмотренное ч.ч. 4 и 5 ст. 367 УК РК «Непо­виновение или иное неисполнение приказа» — неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отно­шения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —

Также преступление, предусмотренное ст. 368 УК РК «Со­противление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей» — сопротивление начальнику, а рав­но иному лицу, исполняющему возложенные на него обязан­ности военной службы, или принуждение его к нарушению этих обязанностей, сопряженное с насилием или с угрозой его при­менения, совершенные в военное время или в боевой обстанов­ке,-

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двад­цати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы(ч. Зет. 368УКРК).

Факультативные признаки объективной стороны преступ­ления имеют определенное значение, даже если они не указа­ны в диспозиции уголовно-правовой нормы: они могут либо повышать, либо уменьшать уголовную ответственность.

Если факультативный признак объективной стороны соста­ва преступления указан в диспозиции уголовно-правовой нор­мы, то его следует рассматривать как основной, квалифициру­ющий, например, ст. 370 УК РК «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности», выразившееся в на­несении побоев — побои являются способом совершения дан­ного преступления. Ст. 371 УК РК — оскорбление одним воен­нослужащим другого во время исполнения или в связи с ис­полнением обязанностей военной службы — указывается на время совершения преступления. «Дезертирство» — ст. 373 УК РК — то есть самовольное оставление части или места службы с целью уклонения от военной службы, а равно неявка с той же целью на службу совершенные в военное время или в боевой обстановке. Время совершения воинского преступления упо­минается как обязательный признак объективной стороны пре­ступлений против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, которые состав­ляют первую группу воинских преступлений.

Для правильной квалификации составов преступлений про­тив порядка подчиненности и воинских уставных правил взаи­моотношений между военнослужащими существенное значе­ние имеет вопрос установления понятия и признаков исполне­ния обязанностей воинской службы.

Закон РК «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 20 января 1993 г. определяет, что воен­нослужащие находятся при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях ее фактического выполнения: во время участия в боевых действиях, выполнения международных обя­зательств по поддержанию мира и безопасности, нахождения на боевом дежурстве (боевой службе), на учениях, сборах, в служебных командировках, во время следования к месту служ­бы и обратно, при нахождении в расположении воинской части в течение установленного регламентом служебного времени или в другом месте и в другое время, если это вызвано служебной необходимостью, а военнослужащие срочной службы — в тече­ние всего времени прохождения военной службы.

Устав внутренней службы ВС РК также устанавливает, что под исполнением военнослужащими обязанностей военной службы понимается: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей, установленных настоящим Уста­вом, инструкциями и наставлениями; несение боевого дежур­ства (боевой службы); участие в учениях и в походах кораблей; нахождение на территории воинской части в течение установ­ленного распорядком дня служебного времени и дольше, если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служеб­ной командировке или на лечении; следование к месту служ­бы, лечения и обратно; прохождение воинских сборов; нахож­дение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное от­сутствие — до признания военнослужащего безвестно пропав­шим или объявления умершим в установленном законом по­рядке; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и го­сударства.

—исполнения должностных обязанностей;

—защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

—совершения иных действий, признанных судом совершен­ными в интересах личности, общества и государства 1 .

Безусловно, в указанных нормативных правовых актах РК имеется ряд расхождений в толковании понятия исполнения обязанностей воинской службы. Например, нужно ли считать исполняющим обязанности по воинской службе, если военно­служащий находится в отпуске, в культурно-массовых мероп­риятиях в выходные или праздничные дни на территории воин­ской части, во время ночного отдыха и т.д.

А. Ж. Кемельханов высказывает мнение о том, что в уголов­но-правовом смысле нахождение на территории части не все­гда связано с исполнением обязанностей военной службы. Во­еннослужащий, будучи даже в распоряжении части, не всегда исполняет обязанности военной службы (например, во время ночного отдыха) 1 .

В соответствии с п. 4 нормативного постановления Верхов­ного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских пре­ступлениях» от 28 октября 2005 г. «временем окончания воинс­кой службы для всех категорий военнослужащих является день исключения военнослужащего из списков личного состава во­инской части».

С субъективной сторонывоинские преступления соверша­ются умышленно. Например, ст. 372 УК РК «Самовольное ос­тавление части или места службы» — самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважитель­ных причин на службу при увольнении из части, при назначе­нии, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреж­дения продолжительностью свыше пяти суток, но не более де­сяти суток, совершается военнослужащим, проходящим воен­ную службу по призыву; или же ст. 373 УК РК «Дезертирство» -дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы с целью уклонения от военной службы, а равно неявка с той же целью на службу. Совершаются воинские преступле­ния и неосторожно, к примеру, преступление, предусмотрен­ное ст. 388 УК РК «Неосторожное уничтожение или поврежде­ние военного имущества» — неосторожное уничтожение или повреждение оружия, боеприпасов, средств передвижения либо предметов военной техники, повлекшие тяжкие последствия. Некоторые воинские преступления характеризуются двумя формами вины, например, ч. 4 ст. 367 УК РК «Неповиновение или иное неисполнение приказа» — неисполнение приказа вслед­ствие небрежного либо недобросовестного отношения к служ­бе, повлекшее тяжкие последствия. В такой ситуации подчи­ненный, получивший приказ, вследствие небрежности или не­добросовестного отношения к службе, данный приказ не вы­полняет или выполняет его ненадлежащим образом. Результа­том неосторожности могут быть забывчивость, нечеткое уяс­нение требований приказа, проявление легкомыслия в отноше­нии сроков, места и способа выполнения приказа.

Мотив и цель являются формальным признаком воинских преступлений, но в некоторых случаях они выступают обяза­тельным элементом преступления.

Понятие и виды преступлений против военной службы

Как уже говорилось выше, военнослужащие подлежат уголов­ной ответственности на общих основаниях в соответствии с Особен­ной частью УК РФ. Она включает правовые нормы, определяющие признаки конкретных видов преступлений и устанавливающие нака­зания, применяемые к лицам, виновным в совершении этих преступ­лений.

Ответственность военнослужащих за преступления против во­енной службы определяется главой 33 раздела 11 Уголовного кодекса РФ «Преступления против военной службы».

В УК РФ преступлениями против военной службы призна­ются преступления против установленного порядка прохождения во­енной службы, совершенные военнослужащими, проходящими воен­ную службу по призыву либо по контракту в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Уголовная ответ­ственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодатель­ством РФ военного времени.

Как следует из этого определения, обязательным признаком преступлений этой группы является направленность против установ­ленного порядка прохождения военной службы, что является специ­альным объектом данного вида преступлений. Порядок прохождения военной службы определен законами «Об обороне», «О воинской обя­занности и военной службе», «О статусе военнослужащих», общево­инскими уставами и другими нормативными правовыми актами. Ус­тановленный ими порядок является родовым объектом всех воинских преступлений и одним из основополагающих их отличительных при­знаков. Совершение военнослужащим любого другого преступления, не связанного с посягательством на порядок прохождения службы, не образует воинского преступления и квалифицируется как общеуго­ловное преступление.

Субъектами преступлений против военной службы являются военнослужащие, относящиеся к указанной в определении воинских преступлений категории лиц. На основании Женевской конвенции 1949 года об обращении с военнопленными некоторые нормы 33 гла­вы УК РФ могут применяться к военнопленным. Другие лица могут нести уголовную ответственность за преступления против военной службы, если они являются соучастниками указанных преступлений.

Предусмотренные в УК РФ преступления против военной службы можно разделить на следующие группы:

1. Преступления против порядка подчиненности и соблюде­ния воинской чести:

— сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы;

— насильственные действия в отношении начальника;

— нарушение уставных правил взаимоотношений между военно­служащими при отсутствии между ними отношений подчиненности;

2. Преступления, связанные с уклонением от исполнения обязанностей военной службы:

— самовольное оставление части или места службы;

— уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами.

3. Преступления против порядка несения боевого дежурства и других специальных служб:

— нарушение правил несения боевого дежурства;

— нарушение правил несения пограничной службы;

— нарушение уставных правил караульной службы;

— нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

— нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

4. Оставление погибающего корабля.

5. Преступления против порядка сбережения военного имущества:

— умышленное уничтожение или повреждение военного имуще­ства;

— уничтожение или повреждение военного имущества по неос­торожности;

— утрата военного имущества.

6. Преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники:

— нарушение правил обращения с оружием и предметами, пред­ставляющими повышенную опасность для окружающих;

— нарушение правил вождения или эксплуатации машин;

— нарушение правил полетов или подготовки к ним;

— нарушение правил кораблевождения.

В заключение разговора о воинских преступлениях необходимо отметить, что глава УК РФ «Преступления против мира и безопасно­сти человека» предусматривает ответственность за такие преступле­ния как планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессив­ной войны, а также применение запрещенных средств и методов веде­ния войны, включающих такие действия, как жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию граждан­ского населения, разграбление национального имущества на оккупи­рованной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, применение оружия массового поражения, запрещенного международным догово­ром РФ. Субъектами вышеуказанных преступлений также могут быть и военнослужащие.

Понятие и виды воинских преступлений по законодательству зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Германия)

Рубрика: 21. Государство и право зарубежных стран

Дата публикации: 05.07.2014

Статья просмотрена: 1067 раз

Библиографическое описание:

Данилов П. С. Понятие и виды воинских преступлений по законодательству зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Германия) [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, июль 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-95. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/115/5994/ (дата обращения: 30.08.2018).

В статье проводится сравнительный анализ понятия и видов воинских преступлений по законодательству США, Великобритании, Франции, Германии и обосновывается возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регламентирующего привлечение военнослужащих к уголовной ответственности.

Ключевые слова:воинское преступление, военное преступление, преступление против военной службы, уголовная ответственность военнослужащих.

Основной задачей Вооруженных Сил любого государства является охрана суверенитета и защита от актов агрессии. Создание, содержание и использование Вооруженных Сил является правом страны, позволяющим оставаться независимой и реализовывать национальные интересы. Кроме того, следует отметить, что государства являются основными легальными акторами войны, только они призваны применять легитимное насилие на своей территории и, при определенных условиях, вне ее границ [1, с. 144].

Доктринальное толкование нормативных актов в сфере регулирования организации и использования Вооруженных Сил позволяет выделить принципы, благодаря которым удается достигать целей войны без нарушения юридических норм. Среди данных принципов можно отметить следующие: централизованное командование, воинская иерархия, дисциплина, внутриармейская коммуникация, поддержание чести мундира, ограниченный контроль социальных институтов над армией и флотом, автономность [1, с. 150]. В случае если военнослужащий нарушает положения нормативных актов, а значит, и указанные принципы, он должен нести ответственность в соответствии с национальным и международным правом.

Сравнительный анализ понятий и видов воинских преступлений в государствах англо-американской (Соединенные Штаты Америки и Великобритания) и романо-германской (Франция и Германия) правовых семей позволяет выявить особенности правового регулирования рассматриваемой сферы. Сравнительно-правовое исследование в сочетании с иными методами дает возможность не только изучать явления правовой действительности, но и учитывать позитивный и негативный зарубежный юридический опыт [2, с. 31].

В настоящее время в США действует Единый Кодекс Военной Юстиции (Uniform Code of Military Justice) 1951 года. В Великобритании в 2006 году вступил в силу Закон «О Вооруженных Силах» (Armed Forces Act), заменивший собой законы «Об Армии» 1955 года, «О Военно-Воздушных Силах» 1955 года и «О дисциплине в Военно-Морском Флоте» 1957 года. Во Франции в том же 2006 году был принят Кодекс Военной Юстиции (Code de Justice Militaire). В Германии с 1957 года действует Закон «Об ответственности за воинские преступления» (Wehrstrafgesetz) [3, с. 326–328].

Указанные выше акты содержат в себе положения о необходимых правоприменителю понятиях, о субъектах преступлений, о конкретных составах уголовно наказуемых деяний и о государственных мерах воздействия за их совершение, о некоторых процедурах и др.

Наличие специальных законов об уголовной ответственности военнослужащих в данных государствах является особенностью их законодательных систем. В Российской Федерации, напротив, отдельный федеральный закон, регламентирующий уголовную ответственность военнослужащих, отсутствует: ст. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что преступность любого деяния определяется данным Кодексом [4, с. 21–22]. Однако, ч. 3 ст. 331 УК РФ предполагает наличие специального законодательства, регулирующего ответственность за совершение преступления против военной службы во время войны и в боевой обстановке, которое еще не принято [5, с. 700]. Таким образом, в России не исключается существование специального нормативного акта, регулирующего вопросы преступления и наказания военнослужащих и приравненных к ним лиц, правда только в военное время.

В законодательстве зарубежных стран не принят единый подход к пониманию термина воинского преступления. Так, Единый Кодекс Военной Юстиции США вообще не содержит понятия воинского преступления, но в ст. 77 устанавливает понятие субъекта воинского преступления: во-первых, к категории субъекта относится лицо, совершившее преступление, указанное в главе 10 данного Кодекса, или способствующее, подстрекающее, дающее совет, отдающее команду, обеспечивающее его совершение; во-вторых — способствующее исполнению деяния, если оно главным образом совершено им [6]. Таким образом, к уголовной ответственности в США привлекаются виновное лицо, непосредственно совершившее преступление, и другие лица, кто оказывают помощь, советуют, провоцируют, командуют, обеспечивают совершение противоправного деяния, то есть, имеющие «общее преступное намерение с исполнителем» [7, с. 1–1–1–4].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что под воинским преступлением в США понимается противоправное действие (бездействие), которое предусмотрено военным законом. Вместе с тем в ст. 134 установлено, что лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности в случае, если указанное лицо способствует беспорядкам, пренебрегает дисциплиной, компрометирует Вооруженные Силы действиями, не предусмотренными данным нормативным актом. Иными словами, закон предусматривает возможность применения аналогии. При этом суд руководствуется тремя правилами: поведение наносит ущерб порядку и дисциплине, оно компрометирует Вооруженные Силы в глазах других военнослужащих или гражданских лиц, отсутствует возможность наказания смертной казнью. В судебной практике военных судов США встречается множество дел, когда лицо было привлечено к ответственности за совершение преступления, прямо не предусмотренное законом, к примеру, за вдыхание чистящих средств, за чрезмерное любопытство, за ношение одежды, предназначенной для другого пола, за супружескую измену, за непристойный телефонный разговор, за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей военнослужащей [7, с. 3–59–3–61] и др.

В ст. 42 Закона «О Вооруженных Силах» Великобритании закреплено определение «соответствующего преступления», наказуемого Законом: это уголовно наказуемое деяние, предусмотренное данным Законом, либо являющееся «эквивалентным» ему [8]. То есть, Закон Соединенного Королевства дает право военным следователям и суду применять аналогию закона при привлечении к ответственности за совершение преступления виновного военнослужащего.

В англо-американском праве необходимо различать понятие воинского преступления (military crimes or offences) и военного преступления (war crimes). Военное преступление определяется как уголовно наказуемое деяние, совершенное во время войны (или вооруженного конфликта) или во время военной оккупации. Данные действия (бездействия) запрещаются международным гуманитарным правом наравне с преступлениями против мира и человечности [9, с. 797]. При этом военное преступление предполагает серьезное нарушение норм международного гуманитарного права. К примеру, «серьезность», как признак объективной стороны, правонарушения закреплена в ст. 50 и 51 Женевской Конвенции «Об улучшении участи раненых, больных, и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» 1949 года [10]. Ответственность за убийства раненных во время военных действий в соответствии с нормами международного права устанавливается в зависимости от количественного критерия: убийство одного раненого влечет уголовную ответственность в соответствии с национальным уголовным законодательством, в то время как убийство множества раненых является основанием привлечения к уголовной ответственности как по национальному, так и по международному праву. Таким образом, понятие воинского преступления охватывает более широкий круг уголовно наказуемых деяний, чем понятие военного преступления, поскольку предполагает нарушения не только международных норм, но и норм национального законодательства.

Таким образом, под воинским преступлением в странах англо-американской правовой семьи понимают уголовно наказуемое деяние, предусмотренное соответствующим законом об уголовной ответственности военнослужащих, либо представляющее некую угрозу для Вооруженных Сил и являющееся аналогичным тому, что предусмотрено нормативным актом.

В ст. 311–1 Кодекса Военной Юстиции Франции предусмотрено, что преступные деяния, независимо от закрепления Уголовным кодексом Французской Республики, наказываются данным Кодексом, если они посягают на законы и обычаи войны, установленные международным правом, или на военный порядок [11]. Следовательно, воинским преступлением является уголовно наказуемое деяние, предусмотренное специальным законом, нарушающее законы и обычаи войны или установленный военный порядок.

В соответствии с параграфом 2 Закона «Об ответственности за воинские преступления» Федеративной Республики Германии воинским преступлениями признаются деяния, запрещенные указанным Законом [12].

Таким образом, воинское преступление в странах романо-германской правовой семьи определяется как конкретное уголовно-наказуемое деяние, строго предусмотренное законом в данном качестве.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что воинское преступление — это уголовно-наказуемое деяние, посягающее на интересы военной службы, нарушающее законы и обычаи войны, которое запрещено национальным законом об уголовной ответственности военнослужащих.

В УК РФ закреплено понятие преступления против военной службы (ст. 331), предполагающее посягательство на установленный порядок прохождения военной службы. Есть мнение, что данное понятие является синонимом термину воинского преступления [5, с. 698], с чем трудно согласиться. С точки зрения объекта посягательства понятие воинского преступления является более широким, чем термин «преступления против военной службы», в силу того, что охватывает больший круг деяний, предполагая также нарушение правил ведения войны, влекущих негативные последствия и для «своих», и для «чужих». Получается, что УК РФ специальным образом регулирует уголовную ответственность военнослужащих и приравненных к ним лиц за посягательства на отношения военной службы, но не за нарушения законов и обычаев войны. При этом нельзя забывать, что данные субъекты могут быть наказаны наравне с иными за совершение преступлений, названных в главе 34 УК РФ.

Классификация воинских преступлений в специальных законах об уголовной ответственности военнослужащих в США, Великобритании, Франции и Германии также существенно различается.

Глава 10 Единого Кодекса Военной Юстиции Соединенных Штатов Америки включает в себя 58 составов воинских преступлений и не предусматривает их систематизации. В частности, установлена уголовная ответственность за дезертирство, мятеж, помощь врагу, шпионаж, убийство, грабеж и многие другие. Таким образом, в Кодексе США закреплены положения об уголовной ответственности военнослужащих за совершение общеуголовных преступлений в силу их повышенной степени общественной опасности при совершении лицами, проходящими военную службу.

В Законе «О Вооруженных Силах» Великобритании, напротив, содержится классификация воинских преступлений, включающая 8 видов:

1) помощь врагу, несоблюдение правил проведения боевых операций.

3) дезертирство и отсутствие без специального разрешения.

5) пренебрежение долгом и неправомерное поведение.

6) преступления против собственности (имеется в виду государственная или служебная собственность).

7) преступления против военного правосудия.

8) преступления, посягающие на правомерное использование водных и воздушных судов.

Можно предположить, что группы деяний выделяются по критерию объекта посягательства, в качестве которого выступают — исполнение какой-либо обязанности военнослужащего (обязанность не предавать свое государство, подчиняться ему, не отступать и др.), военная собственность, интересы военного правосудия и использование водных и воздушных судов.

Кодекс Военной Юстиции Французской Республики в третьей книге предусматривает следующие виды воинских преступлений: направленные на избавление лица от выполнения обязанностей службы; против чести и воинского долга; против требований дисциплины; против правил инструкций. Отдельно выделены посягательства на фундаментальные интересы нации во время войны: измена и шпионаж (ст.ст. 331–1–331–4), иные покушения на национальную оборону (ст.ст. 332–1–332–5). В основу данной классификации положен в первую очередь критерий времени совершения преступных деяний, т. е. мирное или военное. Далее деление проводится на основании комплексного критерия: общественная опасность деяний, объект посягательства и значимость обязанностей военнослужащих для государства.

Закон «Об ответственности за воинские преступления» ФРГ закрепляет 4 вида воинских преступлений: против обязанностей военной службы, против обязанностей подчиненных, против обязанностей командиров и против иных военных обязанностей. Данная классификация берет в основу критерий разновидности воинских обязанностей. В начале представлены нарушения обязанности нахождения в положенном месте, далее нарушения требований субординации и затем иные. Данный Закон закрепляет больше составов преступлений, по которым привлекаются командиры за неправомерное обращение с подчиненными, чем составов за неподчинение офицеру, что предполагает высокую ответственность тех военнослужащих, кто имеет право отдавать приказы.

На основании анализа содержащихся в законодательстве положений, систематизирующих воинские преступления, можно сделать следующие выводы. Государства романо-германской правовой системы более полно закрепляют нормативные положения об уголовной ответственности военнослужащих путем использования различных классификаций. Законодатели Германии и Франции, ставя перед собой задачу создания стройной и понятной системы норм, упорядочивают положения законов по определенным признакам. Государства англо-американской правовой семьи, оставляя многие вопросы на усмотрение суда, не имеют единого подхода к вопросу регулирования уголовной ответственности лиц, проходящих военную службу. Единый Кодекс Военной Юстиции США содержит лишь примерный перечень воинских преступлений без деления на виды [3, с. 335], который служит ориентиром для правоприменителя. Закон «О Вооруженных Силах» Великобритании, напротив, содержит свою систему воинских преступлений, отступление от которой ограничено.

Уголовный кодекс Российской Федерации, закрепляя составы уголовно наказуемых деяний, посягающих на интересы военной службы, не содержит их деления на виды, однако перечень является закрытым в соответствии со ст. 3 УК РФ, которая не позволяет применять уголовный закон по аналогии [4, с. 21–22]. Представляется возможным внесение в главу 33 УК РФ следующей классификации преступлений против военной службы: посягающие на обязанности командиров, посягающие на обязанности подчиненных, направленные на избавление лица от обязанностей военной службы, нарушающие иные правила несения службы, посягающие на военное имущество и нарушающие правила управления военной техникой. В основу взят критерий объекта посягательства: разновидность обязанностей военнослужащих, военная собственность, правила управления военной техникой. К тому же, лица, проходящие военную службу, получают знания по правилам и методам ведения боя, что позволяет установить повышенную ответственность за неправомерное использование своих навыков, то есть за совершение общеуголовных преступлений, таких как убийство, грабеж, разбой и иные, связанные с причинением гражданам вреда здоровью или физических и нравственных страданий, лишением жизни или связанных с имущественным вредом. Также следует учитывать, что военнослужащие являются потенциальными комбатантами, что требует законодательного урегулирования уголовной ответственности в военное время или во время вооруженного конфликта [13]. Тем более, такой опыт уже имел место в УК РСФСР 1960 г.

1. Lioe K. E. Armed Forces in Law Enforcement Operations? The German and European Perspective. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2011.

2. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник / под ред. В. А. Туманова. М.:Юристъ, 2000.

3. Военно-уголовное право: учебник / под ред. Х. М. Ахметшина, О. К. Зателепина. М., 2008.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. М. Лебедева. 5-е изд. перераб. и доп. М.: Норма, 2008.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. И. Радченко, А. С. Михлина. СПб.: Питер, 2008.

6. Uniform Code of Military Justice // URL: http://www.law.cornell.edu/uscode/text/10/subtitle-A/part-II/chapter-47

7. Criminal law deskbook. Volume II. Crimes and defence. The Judge Advocate General’s School, US Army. Charlottesville, Virginia. 2010.

8. Armed Forces Act // URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/52/contents

9. Rogers. A.P. V. War Crimes Trials under the Royal Warrant: British Practice 1945–1949 // International and Comparative Law Quarterly. 1990. V. 39.

10. Конвенция «Об улучшении участи раненых, больных, и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море». 1949. URL: http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-2.htm

11. Code de Justice Militaire // URL: http://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071360&dateTexte=20080505

12. Wehrstrafgesetz // URL: http://www.gesetze-im-internet.de/wstrg/

13. Ряд авторов пришел к аналогичным выводам. К примеру: Ходусов А. А. Военно-уголовное законодательство современной России // Российский военно-правовой сборник № 9: Военное право в XXI веке. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2007. Вып. 73. С. 483–488.; Трощенко Р. А. Вновь к вопросу об уголовной ответственности за воинские преступления в военное время и в боевой обстановке // Право в Вооруженных Силах. 2009. № 2. С. 13–16.

Следует отметить, что глава 16 УК РК — единственная глава Особенной части УК, которая включает совместно с конкрет­ными составами воинских преступлений и понятие воинского преступления. Так, в ст. 366 УК РК дается понятие воинского преступления: «Воинскими преступлениями признаются пре­дусмотренные настоящей главой преступления против установ­ленного порядка несения военной службы, совершенные воен­нослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РК, других войсках и воин­ских формированиях Республики Казахстан, а также гражда­нами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими сбо­ров».

Понятие воинского преступления основано на общем опре­делении преступления, сформулированного в ст. 9 УК РК, и обладает всеми его признаками как общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость.

Общественная опасностьвоинских преступлений определя­ется тем, что они посягают на общественные отношения, инте­ресы и блага, существующие в Вооруженных Силах Республи­ки Казахстан (далее — ВС РК), регулируемые военным законо­дательством, наносят ущерб этим отношениям, ослабляют во­инскую дисциплину и боевую готовность войск.

Уголовная противоправность воинских преступлений зак­лючается в противоречии общественно опасного деяния поло­жениям и требованиям военно-уголовного закона.

В соответствии со ст. 19 УК РК необходимым признаком любого преступления, а значит и воинского преступления, яв­ляется виновность, т.е. совершение деяния умышленно или по неосторожности. Это значит, что лицо подлежит уголовной от­ветственности только за те общественно опасные деяния (дей­ствия или бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Часть 2 ст. 19 УК РК предусматривает, что «объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается».

2) совершение деяния военнослужащими либо военнообя­занными во время прохождения ими учебных сборов (специ­альный субъект);

3) наказуемость деяния по УК, предусматривающему ответственность за воинские преступления (военно-уголовная противоправность).

Любое воинское преступление характеризуется совокуп­ностью этих трех специальных признаков. При отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть квалифицировано как воинское преступление.

Так, не образуют воинского преступления общественно опасные деяния военнослужащих, не посягающие на установ­ленный порядок несения воинской службы (например, кражу имущества граждан, посягательства на жизнь и здоровье граж­данских лиц). Они как общеуголовные преступления подлежат квалификации по соответствующим статьям УК РК (ст. 175 УК РК — кража, ст. 96 УК РК — убийство, ст. 120 УК РК — изнаси­лование и др.).

Не являются воинскими преступлениями деяния по службе рабочих и служащих ВС РК, которые хотя и могут причинить ущерб интересам воинских частей и учреждений, но соверше­ны лицами, не состоящими на воинской службе. Кроме того, имеются преступления, которые нарушают порядок несения воинской службы и совершаются военнослужащими, но не пре­дусмотрены военно-уголовным законом в качестве воинских преступлений (например, хищение военнослужащим выданно­го ему для служебного пользования оружия). Ответственность за подобные преступления наступает по статьям УК, предус­матривающим соответствующие общеуголовные преступления (ст. 255 УК РК — хищение либо вымогательство оружия, боеп­рипасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), т.е. за пре­ступления против общественной безопасности.

Непосредственный объектвоинских преступлений — это те общественные отношения, интерес и благо, против которых направлено данное конкретное посягательство. Так, непосредст­венным объектом неповиновения или иного неисполнения приказа (ст. 367 УК РК) является порядок подчиненности; само­вольного оставления части (ст. 372 УК РК) и дезертирства (ст. 373 УК РК) — порядок прохождения воинской службы; утраты во­енного имущества (ст. 389 УК РК) — порядок пользования во­енным имуществом и т.д.

Исходя из индивидуальных особенностей непосредственного объекта, все воинские преступления можно объединить в сле­дующие группы:

4. Воинские должностные преступления: злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (ст. 380 УК РК); халатное отношение к службе (ст. 381 УК РК).

Анализ воинских преступлений, предусмотренных в 16 гла­ве Особенной части УК РК, приводит нас к выводу, что воинс­кие преступления в зависимости от конструкции их объектив­ной стороны можно подразделять на материальные, формаль­ные и формально-материальные:

материальные — это такие воинские преступления, момент окончания которых связан с наступлением общественно опас­ных последствий, например, ст. 377 УК РК «Нарушение устав­ных правил несения караульной (вахтенной) службы». Данное преступление считается оконченным, когда нарушение устав­ных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), влечет за собой причинение вреда ох­раняемым караулом (вахтой) объектам или наступление иных вредных последствий. Также ст. 378 УК РК «Нарушение устав­ных правил несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне» — преступление признается оконченным, когда нарушение уставных правил несения внутренней службы ли­цом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вах­ты), а равно нарушение уставных правил патрулирования в гар­низоне и изданных в развитие этих правил приказов и распоря­жений лицом, входящим в состав патрульного наряда, если они повлекли вредные последствия, предупреждение которых вхо­дило в обязанность данного лица;

формальные — это такие воинские преступления, когда наступление общественно опасных последствий не обязатель­но, достаточно выполнить лишь действия или их часть (напри­ мер, ст. 371 УК РК «Оскорбление военнослужащего» — преступ­ление считается оконченным с момента установления оскорб­ления одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы или ст. 382 УК РК «Оставление погибающего корабля», где преступление считается оконченным с момента незаконного или само­вольного оставления погибающего корабля независимо от фактического наступления вредных последствий);

Принципиальное требование уголовного права заключает­ся в том, что ответственность за общественно опасные послед­ствия наступает лишь тогда, когда они связаны с деянием лица.

При отсутствии причинной связи между действиями подсу­димого и наступившими последствиями, они не могут быть вме­нены в вину подсудимому.

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года (ч. 4 ст. 367 УК РК).

Деяние, предусмотренное ч. 4 настоящей статьи, совершен­ное в военное время или в боевой обстановке, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет (ч. 5 ст. 367УКРК).

Такие факультативные признаки объективной стороны пре­ступления как место — территория, на которой было соверше­но преступление; время — определенный временной период, в течение которого совершалось преступление; обстановка — внешнее окружение преступного деяния, условия; способ — внешняя форма, совокупность методов и приемов, посредством которых было совершено преступление; орудия — то, чем не­посредственно совершается преступление; средства — то, при помощи чего совершается преступление, играют важную роль применительно к воинским преступлениям.

Следует отметить, что обязательным условием уголовной ответственности за воинские преступления является установ­ление факта, находились ли военнослужащие в момент совер­шение преступления при исполнении обязанностей или нет. В Уставе внутренней службы ВС РК от 27 ноября 1998 г. опре­делено, что в соответствии с законодательством Республики Ка­захстан содержание и объем прав, обязанностей и ответствен­ности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязан­ностей) или нет 1 .

Военнослужащим выдаются установленные для граждан РК документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а так­же документы, удостоверяющие личность и правовое положе­ние военнослужащих 1 .

Не признаются исполняющими обязанности военной служ­бы военнослужащие, добровольно приведшие себя в состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения; совершающие предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния; совершающие самоубийство или покушение на самоубийство, если указанные действия не были вызваны болезненным состоянием или доведением до самоубийства; при нахождении вне расположения воинской части на от­дыхе, в увольнении или отпуске, при самовольном нахожде­нии вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места службы, за исключением слу­чаев нахождения в плену, в положении заложника или интер­нированного, иных действий, признанных судом совершенны­ми в интересах общества и государства. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы являются предста­вителями государственной службы и находятся под защитой
государства. ,

Закон РК «О воинской обязанности и воинской службе» от 8 июля 2005 г. определяет, в каких случаях военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе, во время прохожде­ния воинских сборов считаются исполняющими обязанности воинской службы. К таковым относятся случаи:

—нахождения в отпуске, следования к месту проведения отпуска и обратно;

—оказания помощи правоохранительным органам по защи­те прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

На наш взгляд, такая позиция является спорной, потому что Устав внутренней службы ВС РК указывает, что военнослужа­щий, независимо от своего служебного положения, имеет пра­во на отдых, ему гарантируются установленные законом про­должительность рабочего времени, выходные и праздничные дни. При привлечении военнослужащего к исполнению обя­занностей военной службы сверхустановленной продолжитель­ности еженедельного служебного времени, а также в выходные, праздничные и нерабочие дни ему предоставляется отдых в дру­гие дни недели.

Следует отметить, что преступления против уставных пра­вил взаимоотношений между военнослужащими совершаются во многом именно после отбоя (военнослужащие срочной служ­бы более раннего призыва поднимают молодых солдат ото сна и совершают свои преступные замыслы).

Так, необходимым признаком состава преступления, пред­усмотренного ст. 374 УК РК «Уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом», — является спе­циальная цель: уклониться от несения всех или некоторых ви­дов обязанностей воинской службы, например, уклониться от заступления в наряд, караул и т.д. В данном случае мотивы в отличие от цели на квалификацию преступления не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.

Цель самовольного оставления части или места службы (ст. 372 УК РК) является обязательным признаком, которая выражается в намерении уклонения от прохождения воинской службы. Вместе с тем, данное преступление исключает цель вовсе уклониться от прохождения воинской службы, чем отли­чается от дезертирства, предусмотренного ст. 373 УК РК, це­лью которого является уклонение от воинской службы вовсе. Мотивы при этом могут быть самые разные: нежелание пере­носить тяготы и лишения воинской службы, боязнь ответствен­ности за совершенный проступок или преступление и т.д. Мо­тивы дезертирства имеют важное значение для определения степени общественной опасности деяния и личности преступни­ка, а также для правильного назначения наказания.

Смотрите еще:

  • Правовой процесс ликвидации предприятий Ликвидация фирм Ликвидация предприятия относится к законному способу прекращения деятельности, который предусмотрен для коммерческих и некоммерческих компаний в соответствии со ст. 61–64 Гражданского кодекса РФ. Ликвидация может проводиться на основе добровольной или […]
  • Учебное пособие холостовой еи Холостова Е.И. Теория социальной работы Скачивание файла Введите число с картинки: Поделись с друзьями! М.: Юристь, 1999. - 334 с.Учебник содержит изложение основных вопросов и проблем учебного курса «Теория и методика социальной работы» и соответствует требованиям […]
  • Оглашение показаний подсудимого в суде Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. Питер, 2004. 848 с. Статья 276. Оглашение […]
  • Приказ о юридической службе "О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации" Приказ, Министр обороны Российской Федерации, "О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации", от 21.3.1998 г., № 100 Приказ Министра обороны РФ от 21 марта 1998 г. N 100"О юридической службе Вооруженных […]
  • Полный доступ в реестре мЙЮОЩЕ ЪБРЙУЙ Linux, РТПЗТБННЩ - РТПВМЕНЩ Й ТЕЫЕОЙС рПМХЮЕОЙЕ РПМОПЗП ДПУФХРБ Л ТБЪДЕМХ ТЕЕУФТБ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЙЪНЕОЕООЩИ ОБУФТПЕЛ. йЪНЕОЕОЙЕ ТБЪТЕЫЕОЙК Й ЧМБДЕМШГБ ДМС РПМХЮЕОЙС РПМОПЗП ДПУФХРБ Л ТБЪДЕМХ ТЕЕУФТБ. 1) оБЦНЙФЕ ЛОПРЛХ рХУЛ Й ЧЧЕДЙФЕ Ч УФТПЛЕ РПЙУЛБ regedit 2) […]
  • Правила по гидравлике Перечень ГОСТов, используемых в промышленной гидравлике ГОСТ 12445-80 "Гидроприводы объемные, пневмоприводы и смазочные системы. Номинальные давления." ГОСТ 13823-78 "Гидроприводы объемные. Насосы объемные и гидромоторы. Общие технические требования." ГОСТ 14057-68 "Насосы […]
  • Разработка уроков правила дорожного движения Конспект урока по ПДД "Дорожная грамота"; 1-4 класс Задачи: 1. Формирование знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности. 2. Развитие познавательных процессов. 3. Совершенствование физических качеств. 4. Развитие интереса к дорожной азбуке. Цели: 1. Воздействие […]
  • Пособие техника бега Учебное пособие Для студентов факультетов физической культуры высших педагогических учебных заведений Москва Глава 1. Структура и содержание предмета «Легкая атлетика» 5 Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта 5 Место и значение легкой атлетики в […]