Договор на перевозку материальных ценностей

Рубрики Статьи

Содержание:

Договор перевозки груза — существенные условия, образец

Договор перевозки груза регулирует обязательственные отношения между сторонами соглашения по вопросам территориального перемещения материальных ценностей или иных вещей. Ознакомиться с образцом договора перевозки груза и требованиями законодательства к его содержанию и форме можно, прочитав нашу статью.

Образец договора перевозки груза.doc

Договор на перевозку груза (образец)

Транспортировка груза должна быть произведена на основании договора перевозки груза (п. 1 ст. 784 ч. 2 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее закон № 14-ФЗ)). В зависимости от типа выбранного для осуществления перевозки транспорта (автомобильный, авиационный, железнодорожный, морской и т. д.) общие условия предоставления такой услуги, а также особенности содержания и оформления договора регламентируются специальными транспортными уставами и кодексами, законами и правилами (п. 2 с. 784 закона № 14-ФЗ).

Субъектами договора перевозки груза выступают:

  • перевозчик – несет обязательство доставить вверенные ему вещи или материальные ценности в назначенное место и передать их управомоченному лицу;
  • отправитель – обязуется своевременно оплатить заказанное перемещение груза (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ).
  • Если груз перевозит коммерческая организация, обязанная на основании норм действующего законодательства производить транспортировку груза по обращению всякого гражданина или юрлица, то такое перемещение груза считается перевозкой транспортом общего пользования, который является публичным (п.п. 1, 2 ст. 789 закона № 14-ФЗ).

    Договор перевозки грузов является возмездным, что следует из его определения, содержащегося в п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ. Также уставы отдельных видов транспорта включают условия о необходимости со стороны перевозчика предоставить для ознакомления грузоотправителю по требованию последнего тарифы на осуществляемые услуги (например, п. 15 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утв. приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

    Образец рассматриваемого договора можно скачать по ссылке:

    Чем подтверждается заключение договора перевозки груза

    Договор перевозки груза признается реальным, т. к. фактически он может считаться заключенным в момент принятия к исполнению перевозчиком заказа или заявки от отправителя (например, п. 6 «Правил перевозок груза автотранспортом», утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

    Факт заключения договора перевозки груза удостоверяется выдачей транспортной накладной или иной документации в соответствии с транспортным законодательством (п. 2 ст. 785 закона № 14-ФЗ).

    Транспортными уставами или кодексами может быть регламентирована выдача таких документов:

  • для железнодорожных доставок грузов – транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  • для автомобильных перевозок – транспортная накладная (п. 1 ст. 8 ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ);
  • для речной перевозки – транспортная накладная или коносамент (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ);
  • для морской перевозки – чартер, коносамент или иные документы, установленные законодательством (п. 2 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ);
  • для воздушной перевозки – грузовая или почтовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ).
  • Оформление и содержание указанных документов определено соответствующими транспортными уставами или кодексами.

    Существенные условия договора перевозки

    На основе анализа положений гражданского и транспортного законодательства, а также существующей судебной практики к существенным условиям договора перевозки груза можно отнести следующие:

  • Предмет договора. Включение данного пункта в содержание любого соглашения регламентировано ст. 432 закона № 14-ФЗ. Предметом договора перевозкигруза является оказание транспортных услуг по доставке в указанный пункт вверенных одной стороне (перевозчику) грузов с последующей их передачей конкретному лицу, имеющему полномочия на получение таких грузов. Вторая сторона (грузоотправитель) обязуется произвести оплату такой услуги (п. 1 ст. 785 закона № 14-ФЗ). Предмет договора не будет считаться установленным, а сам договор перевозки груза – заключенным, без указания:
    • характеристик груза (наименование, количество, вес, размер, объем, параметры упаковки/тары и т. д.);
    • даты и времени отправления и доставки грузов;
    • пунктов отправления и назначения (например, решение АС Кемеровской обл. по делу от 04.12.2009 № А27-16638/ 2009).
      1. Срок перевозки.
      2. Сумма провозной платы.
      3. Порядок и условия произведения расчетов между сторонами (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.07.2008 № Ф04-4550/2008 [8671-А70-9]) и т. д.
      4. Судебная практика не имеет общего мнения относительно включения в договор в качестве существенных условий сведений, перечисленных в пп. 2–4 приведённого выше списка.

        Например, часть судей считает, что неоговоренные соглашением параметры могут быть установлены с учетом положений законодательства (например, срок доставки грузов автотранспортом – в соответствии с п. 63 Правил перевозок грузов автотранспортом).

        Договор об организации перевозок

        В ситуациях необходимости реализации грузоперевозок в систематическом режиме перевозчик и грузовладелец могут заключать соглашения об организации перевозок. Такие договоры обычно носят долгосрочный характер.

        По договору об организации перевозок:

      5. перевозчик обязан принять в установленные сроки грузы определенного объема для перевозки;
      6. грузовладелец – своевременно предоставлять такие грузы (абз. 2 ст. 798 закона № 14-ФЗ).
      7. Договором об организации грузоперевозок должны быть оговорены следующие параметры:

      8. объемы предоставляемых грузов;
      9. сроки предъявления грузов к перевозке;
      10. порядок проведения расчетов между сторонами соглашения;
      11. иные условия предоставления транспорта и предъявления грузов (п. 2. ст. 798 закона № 14-ФЗ).
      12. Договор об организации грузоперевозок обычно служит не только для установления постоянных деловых отношений между контрагентами, но и для оптимизации самого процесса грузоперевозок и сопутствующего документооборота.

        Например, при наличии договора об организации перевозок договор перевозки груза может быть заключен посредством принятия перевозчиком заявки от грузоотправителя (п. 5 ст. 8 Устава автотранспорта).

        Условия транспортировки грузов, принятые сторонами при подписании договора об организации грузоперевозок, принимаются по умолчанию для договора о перевозке грузов, заключенного на отдельный рейс, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 закона № 24-ФЗ).

        Ответственность перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей

        За ненадлежащее исполнение обязательств, а также за их неисполнении стороны договора перевозки несут ответственность в соответствии с гражданским и транспортным законодательством, а также правилами, установленными соглашением сторон (п. 1 ст. 793 закона № 14-ФЗ).

        Согласование условий об уменьшении или полном исключении предусмотренной законодательством ответственности, произведенное перевозчиком и грузовладельцем, считается по общему правилу недействительным (п. 2 ст. 793 закона № 14-ФЗ, ст. 37 Устава автотранспорта).

        Перевозчик грузов может быть привлечен к ответственности:

      13. за непредоставление транспорта в соответствии с принятыми заявкой или заказом условиями договора (п. 1 ст. 794 закона № 14-ФЗ);
      14. за порчу или утерю вверенного груза, случившуюся после принятия его для транспортировки и до передачи грузополучателю (п. 1 ст. 796 закона № 14-ФЗ). По данному основанию профессиональный перевозчик несет ответственность вне зависимости от наличия его вины (см. п. 1 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).
      15. Грузоотправитель может быть привлечен к ответственности за непредъявление груза или неиспользование поданных перевозчиком средств транспорта (п. 1 ст. 794 закона № 14-ФЗ).

        Отдельными транспортными уставами и кодексами, а также договором могут быть установлены и другие условия возникновения ответственности сторон соглашения – например, неуказание в транспортной накладной особых комментариев о мерах предосторожности, необходимых при транспортировке груза, и т. д. (п. 3 ст. 35 Устава автотранспорта).

        Поэтому включение пункта об ответственности в типовой договор перевозки грузов необязательно.

        Итак, договор перевозки груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, факт заключения такого соглашения подтверждается путем составления транспортной накладной или иного документа, предусмотренного законодательством.

        Существенным условием договора о грузоперевозке является подробное описание предмета договора. Сюда же можно отнести характеристики груза, описание маршрута, указание пунктов отправления и назначения, даты и время погрузки и разгрузки, параметры нанимаемого транспорта и др. параметры, позволяющие максимально точно обозначить предмет соглашения.

        Договор перевозки грузов автомобильным транспортом (типовой бланк)

        Договор перевозки автомобильным транспортом предполагает, что перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз (почту) в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза (почты) лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату. К образцу договора на перевозку грузов автомобильным транспортом прилагается транспортная накладная (ст. 785 ГК РФ).

        Общие условия, порядок заключения и форма соглашения определяются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами и иными нормативно-правовыми актами.

        Виды договоров транспортной перевозки грузов

        Тип соглашения зависит от вида транспорта:

      16. Железнодорожная перевозка (регулируется ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также многочисленными правилами перевозки).
      17. Автомобильная (регулируется ФЗ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, а также иными правилами перевозок груза).
      18. Речная (регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ).
      19. Морская (регулируется Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ).
      20. Воздушная (регулируется Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ).
      21. Смешанная.
      22. Кроме того, договоры перевозки грузов с ИП, физическими и юридическими лицами можно разделить по следующим видам:

      23. по срокам действия (разовые и длительные);
      24. по территориальному признаку (внутригосударственные и международные);
      25. по числу транспортных предприятий (местные, прямые и прямые смешанные).

    Если перевозчик обязуется осуществлять перевозки грузов по обращению любого гражданина или юридического лица, данная услуга признается перевозкой транспортом общего пользования (ст.789 ГК РФ).

    Образец договора на перевозку грузов автомобильным транспортом

    Соглашение между перевозчиком и клиентом является двусторонним и возмездным. Договор перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным. В большинстве случаев он является реальным, то есть считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

    Консенсуальным является договор фрахтования (чаще всего морского или воздушного чартера), он считается заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям: о наименовании судна, количестве груза, месте погрузки и выгрузки, размере фрахта, месте назначения судна, маршруте судна и др.

    Стороны договора перевозки грузов транспортом

    Типовой договор на перевозку груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем, однако в сделке участвует также третье лицо – грузополучатель. Обязанности грузополучателя вытекают из его взаимоотношений с грузоотправителем (как правило, с поставщиком). Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. Перевозчиком может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (ИП), наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. При отсутствии лицензии у юридического лица или ИП договор перевозки груза может быть признан недействительным.

    Предмет договора перевозки автомобильным транспортом: образец

    Предметом сделки являются услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров (хранения, аренды транспортного средства, поставки). Однако и погрузка, и хранение, и выдача груза лишь сопутствуют цели договора перевозки груза, которая заключается в доставке поклажи в пункт назначения.

    Срок договора перевозки автомобильным транспортом

    Срок в соглашении транспортировки – это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. Сроки доставки определяются транспортными уставами и кодексами, указывается в бланке договора перевозки груза или основываются на разумных или обычно принятых сроках (ст. 792 ГК РФ). Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного в договоре перевозки срока доставки.

    Бухгалтерский учет по договору перевозки груза

    Большинство организаций пользуется услугами транспортной компании для доставки товаров грузополучателю. Бухгалтерские записи по учету расходов на транспортную компанию зависят от условий сделки с покупателем:

  • если соглашение содержит информацию о том, что грузоотправитель оплачивает транспортные расходы самостоятельно, то на основании пункта 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» можно принять расходами по обычным видам деятельности.
  • если в соответствии с условиями договора перевозки груза покупатель возмещает расходы по транспортировке груза, то в соответствии с письмом Минфина России от 10.03.05 № 03-03-01-04/1/103 целесообразно для бухгалтерского учета использование счета 76.
  • Чтобы скачать договор перевозки груза автомобильным транспортом (образец 2018 года), ответьте на уточняющие вопросы о сделке и внесите необходимые данные в шаблон. Мы гарантируем, что готовый документ будет полностью соответствовать нормам действующего законодательства РФ.

    Документальное оформление перевозки товарно-материальных ценностей (Полухина М.)

    Дата размещения статьи: 15.05.2015

    Практически любая компания в хозяйственной деятельности сталкивается с операцией по приобретению и доставке товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Несмотря на кажущуюся простоту с оформлением документов, подтверждающих данную операцию, нередко возникают затруднения. Ведь компания может доставить ТМЦ как собственными силами, так и силами покупателя, а также нанять специальную транспортную компанию по перевозке груза. Разберемся, какие документы нужны для подтверждения понесенных расходов.

    Прежде всего вспомним, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
    Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет ведется на основе данных первичных документов. В бухгалтерском учете организации применяют самостоятельно разработанные и утвержденные формы первичных документов (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете)). При этом они должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в ч. 2 ст. 9 данного Закона.
    Что же это за первичные документы? Во-первых, товарная накладная. Для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации предусмотрена товарная накладная. Несмотря на то что унифицированные формы больше необязательны, компании чаще всего применяют именно их. Напомним, что товарная накладная по форме N ТОРГ-12 была утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
    Товарная накладная составляется в двух экземплярах, один из которых остается в организации, сдающей ТМЦ, для подтверждения основания их списания. Второй передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
    Во-вторых, товарно-транспортная накладная (ТТН), которая предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. ТТН по форме N 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
    Документ состоит из двух разделов:
    — товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей,
    — и транспортного, определяющего взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
    Чтобы понять, всегда ли нужны эти документы, обратимся к Приказу Минфина России от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». В п. 49 сказано, что при перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).
    А вот согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

    Судебная практика. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2009 по делу N А19-10710/08-11-Ф02-1646/09 отмечено, что организации, осуществляющие перевозку грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные. ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

    Судебная практика. Аналогичное мнение изложено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2008 N А19-4274/08-43-Ф02-5524/08. Там отмечено, что для принятия к учету товара, поступающего автомобильным транспортом, необходима совокупность документов: ТТН и товарной накладной.

    Если покупатель не оплачивает транспортировку груза (отсутствует договор на оказание услуг по транспортировке груза сторонней организацией), то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров могут служить либо ТТН, либо товарная накладная (Письмо Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42). И это логично, ведь у ТТН заполняется товарный раздел, служащий для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, аналогично функциям товарной накладной.
    Интересно мнение ФНС России, изложенное в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195: если покупатель заказчиком перевозки не является, то ТТН для него не нужна. В принципе сказанное понятно, ведь у покупателя отсутствует договор транспортировки груза. Соответственно, ТТН не оформляется, т.к. она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком.
    Как видите, комплект документов зависит от наличия договора оказания услуг по доставке груза.
    В-третьих, транспортная накладная (ТН), составленная грузоотправителем, которая с 25.07.2011 подтверждает заключение договора перевозки груза. Форма указана в Приложении N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (далее — Правила), которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.
    Отметим, что согласно п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
    ТТН по форме N 1-Т не отменена. Однако, поскольку с 2013 г. применение унифицированных форм не является обязательным, для подтверждения расходов на доставку ТМЦ автомобильным транспортом целесообразно применять транспортную накладную по форме, приведенной в Приложении N 4 к Правилам (Письма Минфина России от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15213, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14014).

    К сведению. Изначально финансовое ведомство допускало применение в этих целях либо ТТН по форме N 1-Т, либо транспортной накладной по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498, от 22.12.2011 N 03-03-10/123). В этих же разъяснениях Минфин России отмечал, что, если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство. Таким образом, покупатель, вывозя груз собственным автомобильным транспортом, оформляет только путевой лист на свое транспортное средство.
    Аналогичную точку зрения можно найти и в Письмах налоговых органов (Письма ФНС России от 16.07.2012 N ЕД-4-3/11630, от 21.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected], УФНС России от 01.11.2011 N 16-15/[email protected]).
    Затем позиция поменялась. Минфин России в Письме от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971 отметил, что 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, поэтому следует применять ТН, а не ТТН.

    Обратите внимание: основное отличие транспортной накладной от ТТН по форме N 1-Т состоит в том, что в ней отсутствует товарный раздел. В результате если использовать транспортную накладную в качестве первичного документа, то все данные о товаре будут указаны только в товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

    Применение документов

    Пакет документов, необходимых для подтверждения понесенных расходов, напрямую зависит от условий транспортировки (перевозки) ТМЦ. Рассмотрим, какие документы необходимы в различных ситуациях.

    Ситуация 1. Продавец заключил договор с транспортной компанией

    Продавец продает товар покупателю. Обязанность по доставке груза лежит на продавце, который заключает договор с автотранспортной компанией на перевозку груза. Здесь возможны два варианта.

    Как отмечалось выше, ТТН предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Она служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Обратите внимание: функции те же, что и у товарной накладной (по форме N ТОРГ-12).
    Также ТТН служит для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с автотранспортной компанией за оказанные им услуги по перевозке грузов.
    ТТН выписывается поставщиком в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у продавца и применяется для списания стоимости товаров. Второй передается водителем покупателю и предназначается для оприходования товаров. Третий и четвертый экземпляры передаются перевозчику. Третий экземпляр служит основанием для расчетов автотранспортной компании и заказчика перевозки груза (в данном случае — продавца). Четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.
    Отметим, что в разделе «Сведения о грузе» ТТН достаточно сложно перечислить все наименования и характеристики передаваемых ТМЦ. В качестве товарного раздела к ней как неотъемлемая часть должна прилагаться специальная форма, утвержденная в установленном порядке. По ней производится списание ТМЦ у грузоотправителя и оприходование у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. Таковой может быть товарная накладная по форме N ТОРГ-12, выписываемая в двух экземплярах. После отметки покупателя о получении один экземпляр остается у покупателя, второй — у продавца.
    В этих случаях в ТТН необходимо указать, что в качестве товарного раздела приложена форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.
    Другими словами, если в ТТН можно перечислить все наименования и характеристики товара, то заполнять товарную накладную по форме N ТОРГ-12 уже необязательно.
    Покупатель от перевозчика примет и оприходует товар по ТТН. Если к ней в качестве неотъемлемой части будет приложена товарная накладная, то количество и ассортимент товара будут сверяться по последней.
    Кстати, Минфин России в Письме от 22.10.2013 N 03-03-06/1/44091 отмечал, что списание себестоимости отгруженного товара на основании транспортной накладной (вместо товарной) довольно рискованно. Иначе говоря, финансовое ведомство считает, что кроме ТТН необходимо иметь в наличии и товарную накладную по форме, утвержденной руководителем организации, согласно ст. 9 Закона N 402-ФЗ (унифицированную или самостоятельно разработанную).
    Отметим, что продавец также выставляет счет-фактуру на отгружаемый товар в двух экземплярах. Один остается у него, второй передается вместе с грузом покупателю.
    Автотранспортная компания для подтверждения факта оказания услуг составляет акт выполненных работ по перевозке груза, а также счет-фактуру в двух экземплярах. Один экземпляр этих документов остается у нее, второй — у продавца.

    ТН составляется в трех экземплярах — по одному для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика (п. 9 Правил). Она является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
    В отличие от ТТН, у нее отсутствует товарный раздел, соответственно, нет информации о цене и стоимости товара. Поэтому необходимо оформить товарную накладную (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанную), которая будет являться первичным учетным документом по учету ТМЦ. Она оформляется в двух экземплярах (один — для продавца, второй — для покупателя).
    Как видим, в этом случае необходимо оформлять два документа: товарную накладную и транспортную накладную.
    Счета-фактуры выписываются аналогично первому варианту: на товар и на выполненные услуги автотранспортной компанией. Последняя также составляет акт выполненных работ по оказанной услуге в двух экземплярах: на себя и продавца.

    Ситуация 2. Покупатель заключил договор с транспортной компанией

    Продавец передает товар покупателю. При этом заключается договор со сторонней организацией на перевозку груза. Допустим, обязанность по доставке груза лежит на покупателе и он заключает договор с автотранспортной компанией. Следует отметить, что если договор оказания автотранспортных услуг заключается покупателем, то оформлять ТТН или ТН должен покупатель (п. 6 Правил).
    Здесь также возможны два варианта.

    Оформляется ТТН

    Сначала она заполняется покупателем как заказчиком транспортных услуг в транспортном разделе в четырех экземплярах и передается перевозчику. Последний едет к продавцу, который заполняет в ТТН товарный раздел, вписав все характеристики отгружаемого товара. Если все их сложно вписать в ТТН, то вносится запись о том, что неотъемлемой ее частью является товарная накладная (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанная), где и отражены характеристики товара.
    Расписавшись в ТТН, продавец один экземпляр оставляет себе, а три других отдает перевозчику для передачи груза покупателю. Один после приемки груза останется у перевозчика, второй поступит покупателю в качестве расчетов за транспортные услуги вместе со счетом от транспортной компании, третий прикладывается к путевому листу транспортной компании.
    Оформление счетов-фактур и актов выполненных работ производится аналогично первой ситуации.

    Оформляется транспортная накладная по форме согласно Приложению N 4 к Правилам

    Как говорилось ранее, ТН является договором перевозки, и поставщик не делает в ней никаких отметок. Составляет ее покупатель, который будет являться в данном случае и грузоотправителем, и грузополучателем одновременно, заполняя графы за обе стороны. Поэтому ТН в этой ситуации может быть выписана в двух, а не в трех экземплярах: по одному для перевозчика и покупателя.
    Все остальные документы (товарная накладная, счета-фактуры и акты выполненных работ) выписываются и оформляются в порядке, описанном ранее.

    Ситуация 3. Покупатель вывозит товар собственным автотранспортом

    Продавец продает товар покупателю с собственного склада. Последний вывозит груз на своем автомобиле. Соответственно, договор перевозки груза не заключается, услуги по перевозке не оказываются, и транспортная накладная не составляется.
    В этом случае затраты по перевозке груза у покупателя и факт его перевозки подтверждаются путевым листом, оформляемым покупателем на транспортное средство у себя в организации (Письма Минфина России от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498, УФНС России от 01.11.2011 N 16-15/[email protected]).
    При этом продавец составляет товарную накладную (N ТОРГ-12 или самостоятельно разработанную форму) и счет-фактуру на отгрузку товара в двух экземплярах: для покупателя и для себя.

    Ситуация 4. Продавец доставляет товар собственным автотранспортом

    Данная ситуация аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что путевой лист на транспортное средство для подтверждения доставки груза и расходов на нее выписывает продавец.

    Перевозим без реализации

    На практике может возникнуть вопрос: какие первичные документы потребуются для подтверждения понесенных расходов для перевозки, допустим, своей мебели при переезде или имущества на выставку в место ее проведения?
    Здесь также могут возникнуть две ситуации.

    Вывозим имущество на собственном транспорте

    Так как договор на перевозку груза отсутствует, ТТН и ТН не выписываются. Для подтверждения факта перевозки и понесенных расходов (например, на бензин) необходимо оформить путевой лист на транспортное средство.
    Также следует оформить товарную накладную. Если груз получаете сами (скажем, при переезде), то грузоотправитель и грузополучатель — одно и то же лицо. В этом случае организация может выписать товарную накладную в одном экземпляре — для себя.
    Если груз получает другая компания (например, на выставке), то требуется выписывать товарную накладную в двух экземплярах: по одному на каждую организацию.
    Счет-фактура при этом не выписывается, так как данная отгрузка не является реализацией ТМЦ.

    Перевозка груза осуществляется сторонней транспортной компанией

    В данном случае составляется договор автотранспортных услуг, оказывается услуга по перевозке. Следовательно, необходимо оформление транспортной накладной или ТТН. Но, как мы указывали раньше, целесообразно выбрать в качестве первичного документа именно ТН. Ее можно оформить в двух экземплярах, если груз получаем самостоятельно, поскольку в данном случае мы являемся одновременно и грузоотправителем, и грузополучателем.
    К ней также выписывается товарная накладная. Если груз получает сама организация (заказчик), то можно обойтись одним экземпляром данного документа. Счет-фактура не выписывается.

    К сведению. Организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, для подтверждения своих расходов по доставке ТМЦ, а также списания стоимости имущества при отгрузке должны иметь все перечисленные выше первичные документы. В противном случае может возникнуть ситуация, когда с понесенных расходов фирме придется заплатить еще и налог на прибыль в размере 20% их стоимости (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.09.2011 N А79-8159/2010).
    Организации, работающие на упрощенной системе налогообложения, также заинтересованы иметь подтверждающие первичные документы, чтобы не переплатить единого налога с сумм, не подтвержденных первичными документами на товар.
    Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету. При этом должны быть в наличии первичные учетные документы (ст. 169 НК РФ). Хотя судебная практика показывает, что при отсутствии некоторых из них все равно можно принять суммы НДС к вычету по предъявленным счетам-фактурам (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2008 по делу N А56-2004/2007, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 по делу N А56-2004/2007).

    Сопровождение материальных ценностей

    Охранное предприятие «Баярд» предлагает услуги по охране и сопровождению материальных ценностей частным лицам и организациям. У вас есть возможность как разово обратиться в компанию «Баярд» относительно данной услуги, так и заключить договор на регулярное сопровождение грузов. Преимущества ЧОП «Баярд»:

  • надёжная и безопасная доставка денежных средств, ювелирных изделий, драгоценных металлов, ценных бумаг и других материальных ценностей;
  • квалифицированный персонал и большой парк инкассаторских машин;
  • услуга осуществляется в любой день недели (выходные и праздничные дни не исключение) и в удобное для клиента время;
  • договор на сопровождение материальных ценностей заключается в день обращения;
  • маршруты инкассации охватывают Москву, Московскую область, а так же территорию РФ, страны Балтии, СНГ и ЕС;
  • стоимость охранной услуги не зависит от времени суток и сложности маршрута.
  • В течение прошлого года мы обеспечили перевозку ценностей более 300 частных лиц и работаем на постоянной основе более чем с 50 организациями. Присоединяйтесь к их числу!

    ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА В СЛУЧАЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ПРИ САМОВЫВОЗЕ ГРУЗА ПОКУПАТЕЛЕМ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ

    В случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной , так и накладной формы N 1-Т , используемой в бухгалтерском и налоговом учете.

    Об этом Письмо Минфина РФ от 17.08.2011 N 03-03-06/1/498.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ »Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» транспортная накладная — перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза.

    Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее — Правила перевозки грузов).

    Одновременно продолжают действовать Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

    Форма товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т) утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

    Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 »Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена товарная накладная (форма N ТОРГ-12) , она относится к первичной учетной документации по учету торговых операций и применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации.

    В этой связи использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных форм N 1-Т и N ТОРГ-12 .

    При этом в утвержденной Правилами перевозки грузов форме транспортной накладной содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, об условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

    В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации затраты, понесенные налогоплательщиком.

    В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

    В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной , так и накладной формы N 1-Т .

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

    Договор перевозки или фрахт автомобиля: что выбрать?

    Очень часто в налоговых спорах возникают сложные ситуации при перевозке грузов с привлечением третьих лиц — перевозчиков. Обычно перевозка осуществляется на основании договора перевозки, где указано: какой груз, в каком количестве, куда и кому необходимо доставить. В этом случае составляются товарно-транспортные документы. Но так бывает не всегда.

    Периодически возникают ситуации, когда перевозку груза можно и нужно оформлять не договором перевозки груза, а договором фрахтования автомобиля на время — в случаях, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, которые требуется перевезти. Например, перевозка груза с одного места хранения (склада) в другое без его продажи, т.е. в случаях, когда грузоотправитель и грузополучатель — одно и то же лицо. В этом случае оформления товарно-транспортных документов уже не требуется, что значительно упрощает документооборот, даже если для перевозки груза нанимается автотранспорт со стороны. Однако налоговики фрахт автомобилей, мягко говоря, «не любят» и периодически пытаются обязать налогоплательщика подтверждать перевозки грузов, совершенные в режиме фрахта автомобиля, предоставлением товарно-транспортных документов, которые обязательны лишь при осуществлении договоров перевозки. Это неправомерно. Как налогоплательщику защитить свои налоговые интересы в этой ситуации, расскажет генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай НЕКРАСОВ.

    Для начала процитируем пункт 13 постановления Правительства от 15.04.2011 года №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»: «Перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки груза, заключаемого, если иное не предусмотрено соглашением сторон, в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства».

    Приведем пример. Общество привлекало для перевозки щебня с одной открытой площадки его хранения на другую автомобили-самосвалы третьих лиц. Т.е. имеет место тот самый случай, когда не требуется ведение учета движения товарно-материальных ценностей, поскольку количество товара (щебня) от перевозки не меняется, а грузоотправитель и грузополучатель одно и то же лицо.

    Естественно, что работы по этой перевозке щебня налогоплательщик оформил по условиям договора фрахта автомобиля, предусмотрев почасовую оплату за использование привлеченных автомашин. Для сторон договора было не важно, сколько тонн или кубометров груза перевезено, важно было лишь одно: сколько часов автомобили были задействованы в этой перевозке. Именно этот способ оплаты был очень удобен обеим сторонам договора, заказчику и исполнителю, еще потому, что плечо перевозки груза составляло всего несколько сотен метров, что делало очень неудобным оформление и подсчет тонно-километров.

    Надо заметить, что инспекция и сама прекрасно понимала, что во время этих операций груз (щебень) фактически перемещался только по территории грузовой площадки и при этом учет и взвешивание перемещаемого груза не производились.

    Однако, несмотря на очевидность правомерности правовой позиции налогоплательщика в выборе именно договора фрахта, инспекция упорно требует от налогоплательщика предоставления товарно-транспортных документов в подтверждение факта перевозки этого щебня. И, соответственно, не получив от налогоплательщика требуемых документов, снимает расходы на перевозку этого груза из затрат для учета налога на прибыль и НДС, что, конечно же, неправомерно.

    В нашем случае данные договоры были именно договорами фрахтования, а не договорами перевозки. Соответственно, оформление товарно-транспортных или транспортных накладных в случае оформления договора фрахта техники не требуется, поскольку данные документы необходимы для подтверждения затрат именно на перевозку груза, а не на фрахт техники для перевозки груза. При таком характере транспортных услуг транспортное средство может за день работы сделать десятки, а то и сотни рейсов, перемещая груз на очень небольшое расстояние. И если следовать логике инспекции, то в этом случае грузовладельцу необходимо будет каждый раз составлять в четырех экземплярах транспортную или товарно-транспортную накладную. Зачем? Кому это нужно?

    ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ»:
    Архангельск, ул. Вельская, д.1, оф. 1
    Тел.: (8182) 65-65-73, 65-61-76, 65-09-25, +7 921 490-9191
    E-mail: [email protected]
    www.aetc.ru

    Другие полезные публикации —
    в рубрике Советы аудитора

    Как правильно по договору оформить перевозку груза автотранспортом?

    Договор — первый шаг к заключению сделки согласно закону об автомобильном транспорте. Это позволяет прояснить все моменты сотрудничества. Если речь идет о коммерческих перевозках, то необходимо знать, какие виды договоров существуют, в чем их особенность, а также как оформить разногласия, которые возникли между сторонами до того, как те скрепят соглашение подписями и печатями.

    Виды договоров

    При оформлении перевозки груза используется одна из приведенных ниже форм.

    Организация грузовых перевозок

    По условиям этого договора, перевозчик обязуется транспортировать грузы, предоставленные отправителем в оговоренное время. Документ не устанавливает условия для конкретной перевозки, но отношения между сторонами приобретают некую стабильность. Это позволяет уменьшить риски и потери, спланировать деятельность, подчеркивает долгосрочность отношений, их выгоду и снижение рисков для подписантов.

    Договоры об организации заключаются только в письменной форме. Основными условиями является фиксация следующих моментов:

    1. Минимальные и максимальные объемы перевозок.
    2. Сроки.
    3. Графики подачи автомобилей.
    4. Порядок погрузки и выгрузки, используемая техника.
    5. Процедура взвешивания.
    6. Дополнительные условия предоставления транспорта с одной стороны, грузов — с другой.
    7. Порядок проведения расчетов, иные условия.
    8. По такому договору, каждая перевозка требует выдачи транспортной накладной.

      Разовый договор

      Этот вид контракта считается заключенным, когда заказчик взялся за перевозку груза, то есть принял заявку к исполнению. Заказ оформляется отправителем письменно, в свободной форме, и передается перевозчику. На рассмотрение последнему отводится три дня, после чего транспортная компания или ИП должны проинформировать заявителя о принятом решении. Подтверждением контракта является товарно-транспортная накладная.

      Чтобы оговорить все особенности перевозки, разовые договоры оформляют в письменной форме. Основные разделы — это предмет соглашения, права и обязанности подписантов, условия приемки и перевозки, стоимость, расчеты, ответственность, форс-мажорные обстоятельства, порядок разрешения споров. В документе также указываются реквизиты сторон. К договору необязательно прилагать заказ. Однако требование к наличию ТТН остается в силе, независимо от того, как оформлено соглашение.

      Фрахтование, или чартер

      Это третий вид договора на перевозку грузов. Взаимоотношения по нему напоминают аренду транспортного средства с водительским составом. Однако здесь не предусматривается владение и пользование автомобилем, а за владельцем закрепляется право, связанное с эксплуатацией техники.

      Подписантами в данном случае являются фрахтователь — лицо, которое заказывает и оплачивает услугу, и фрахтовщик — тот, кто ее предоставляет.

      Чартер возможен, когда представитель грузовладельца сопровождает перевозимое, а также если не предусматривается учета движения ТМЦ. Это предусмотрено Уставом, утвержденным Федеральным законом об автомобильных перевозках.

      Договор фрахтования, который не предусматривает учета товарно-материальных ценностей, составляется, когда необходимо перевезти снег, строительный мусор, бытовые отходы и другие подобные грузы. В этом случае отсутствует грузополучатель.

      Для содержания договора характерна такая особенность, как право фрахтователя (заказчика) требовать предоставления определенного вида транспорта — частично или полностью. В таком случае исполнитель не может сделать замену автомобиля без согласия контрагента. Чартер дает заказчику возможность в зависимости от своих потребностей договориться о маршруте, сроках доставки, местах погрузки.

      Еще одной особенностью является то, что перевозчик не может самостоятельно принимать решение о транспортировке дополнительных грузов, пассажиров. Заказчик в таком случае наделяется правом удалить с борта автомобиля лишние товары, имущество или людей. Если автотранспортная компания не согласна выполнить это условие, то договор может быть расторгнут или снижена оплата. В таких случаях клиенты нередко заставляют автотранспортную компанию возместить понесенные убытки.

      Если перевозку сопровождает представитель владельца груза, то водитель не выполняет экспедицию и не отвечает за сохранность транспортируемого. Экспедитором считается представитель собственника груза, который и производит сдачу имущества по назначению. В то же время водитель несет ответственность за управление подвижным составом.

      В соответствии с законодательной базой, договор страхования составляется в форме заказа-наряда на предоставление борта для перевозки, образец которой приводится в приложениях к Уставу автомобильного транспорта. ТТН здесь не требуется.

      Согласно нормам, заказ-наряд подается фрахтовщиком, и тот обязан рассмотреть его в трехдневный срок, после чего проинформировать фрахтователя о принятом решении. В случае отказа подаются письменные объяснения причин.

      Договор составляют в трех экземплярах, каждый из которых является оригинальным. Выдаются они так: один — фрахтователю, два — фрахтовщику. Если стороны представляют собой предприятие или индивидуального предпринимателя, то на документе рядом с подписями ставят фирменные печати.

      Товарно-транспортная накладная, по законодательству об автомобильных перевозках, нужна для учета товарно-материальных ценностей, когда те перевозятся с использованием транспортных средств, в частности, автомобильных. ТТН обычно оформляется отправителем. Этот документ в бухгалтерии используют для списания ТМЦ с баланса владельца груза и оприходования у получателя. Существует практика, когда эта форма используется вместо ТОРГ-12.

      ТТН состоит из двух частей, определяющих взаимоотношение между такими сторонами:

      • Товарная — между грузоотправителем и грузополучателем. Соответственно первая на основание этого документа проводит списание, вторая — оприходование.
      • Транспортная — между грузоотправителем, заказчиком и перевозчиком, владельцем подвижного состава, служит для учета выполненной услуги и расчета между участниками договора.
      • Количество издаваемых экземпляров соответствует трем, все являются оригинальными. Распределяются они следующим образом:

      • первый — заказчику для списания товара;
      • второй — получателю для оприходования ТТЦ;
      • третий — перевозчику.
      • Накладную выписывают на одну или более партию груза. При этом под грузом может пониматься наименования продукции, которая транспортируются по одному товарораспорядительному документу. Накладных оформляют столько, сколько автомашин задействовано в перевозке. Если груз помещают в контейнеры, то к накладной прилагают сопроводительную ведомость.

        Пункты ТТН содержат следующие графы:

      • Отправитель.
      • Получатель (если это физические лица, то для них предусмотрена специальная строка).
      • Название груза (количество, стоимость, цена не указываются).
      • Перечень сопроводительных документов, если такие есть (сюда вписывают сертификаты, паспорта качества, другие, в том числе и предусмотренные ДОПОГ).
      • Указания грузоотправителя (указывается ценность, если она объявлена этой стороной).
      • Прием груза.
      • Сдача груза (в графы 6,7 вписывают дату, час подачи автомобиля для погрузки и выгрузки товаров в соответствии с договором и по факту).
      • Условия перевозки (если ничего не указано, то действуют в соответствии с Федеральным законом о перевозке грузов автомобильным транспортом за № 259 от 8.11.07).
      • Информация о принятии поданной заявки к исполнению (печать организации или индивидуального предпринимателя).
      • Перевозчик (указывают Ф.И.О. лица, ответственного за перевозку, а также водителя, телефоны обеих).
      • Транспортное средство (указывают грузоподъемность (тонны), вместимость (куб. м).
      • Оговорки и замечания.
      • Прочие условия (если груз относится к категории опасных или крупногабаритных, то указывают реквизиты специального разрешения и маршрут).
      • Переадресовка (указываются новые реквизиты доставки, если в этом возникла необходимость).
      • Стоимость услуг и порядок расчета (належит вписать конечную сумму).
      • Дата составления, подписи.
      • Отметки отправителей и получателей (вписывают нарушения, допущенные заключившими договор, после оформления акта указывают его реквизиты).

    Пункты 1–6 заполняет грузоотправитель, 8–15 – перевозчик, 7, 16 — обе стороны, 17 любой из подписантов или получатель.

    Если возникли разногласия

    В этом случае применяется протокол разногласий. Это документ, составляемый лицом, получившим проект договора и не согласным частично или полностью с предложенными условиями. Существование протокола говорит о готовности к заключению сделки, но на иных позициях.

    Сторона, которая получила протокол, в случае своего согласия, ставит подпись под текстом. Тогда считается, что договор действительный, но с учетом условий, изложенных в протоколе. Если часть новых предложенных позиций не устраивает контрагента, то составляют еще один протокол — согласования разногласий.

    Случаем, требующим написания такого документа, является использование типовых договоров. Протокол позволяет выделить индивидуальные условия для конкретного клиента.

    Вопрос о том, как оформить перевозку груза автотранспортом, крайне важен, поскольку обеспечивает почву для успешного сотрудничества. Поэтому перед подписанием бумаг и клиент, и исполнитель, должны прочесть каждое слово и учесть все условия. В противном случае могут возникнуть конфликты, которые иногда заканчиваются судебными разбирательствами и репутационными потерями.

    Смотрите еще:

    • Размер пособия семьям воспитывающим детей С 1 февраля 2018 года увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей С 1 февраля 2018 г. увеличиваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Так, в связи с увеличением среднемесячной заработной платы работников в республике […]
    • Служебная тайна закон Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к служебной тайне, их защитой и снятием ограничений на доступ к указанным сведениям в целях обеспечения прав, свобод и […]
    • Заявление о конфликте интересов Агентство регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области Поиск по сайту Законодательство Образец заявления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта […]
    • Налог невский район Налоговая инспекция Невского района Санкт-Петербурга справочная информация МИ ФНС № 24 по Санкт-Петербургу Приемная (812) 335-56-01 Справочная служба (812) 447-79-37 Фактический адрес: 193315, Санкт-Петербург, Дальневосточный пр., дом 78 Способ проезда: ст. […]
    • Оформить загранпаспорт красноярск Отделения Управления по вопросам миграции г. Красноярска, оформляющие загранпаспорта нового образца на 10 лет Управление по вопросам миграции Красноярского Края - г. Красноярск ул. Дзержинского, д.18 сайт: www.24.mvd.ru/ms ; р.т. 245-92-90; 245-94-98; 274 -53-19 – […]
    • Отпуск за прошлые года приказ Согласно графику отпусков по предприятию на 2017 год один работник использовал только 14 дней отпуска, а второй ни одного дня в отпуске не был. Обязательно ли работникам оформлять заявления о переносе отпусков на 2018 год? Если у работников рабочие периоды с ноября 2016 года по […]
    • Патент для лобни Реквизиты для уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системой налогообложения 13 февраля 2017 Реквизиты для уплаты патента для индивидуальных предпринимателей (ИП) г. Химки, г. Лобня, г. Долгопрудный на 2017 год «Уплата налога, взимаемого в связи с […]
    • Рязань нотариус по наследству Нотариусы по наследству рязань адреса график работы Нотариусы города Рязань Рязань, Советский округ, ул. Фрунзе, 7 +7 (4912) 44-64-72 Нотариальные услуги Нотариальная контора Рязань, Железнодорожный округ, ул. Дзержинского, 73 +7 (4912) 76-65-19 +7 (4912) 75-39-02 Нотариальные […]