Правила согласных звонких и глухих

Рубрики Вопросы и ответы

Правописание звонких и глухих согласных в корне

1. Для проверки правильности написания сомнительной согласной нужно подобрать однокоренное слово, в котором эта буква будет стоять в сильной позиции (то есть перед гласной или согласными л, м, н, р). Например: сказка — сказывать, березка — березы, ходьба — ходить, зуб — зубной, диез — диезы. Ср.: Леса стояли вперемежку со степями (перемежаться). — Тетради были раскиданы вперемешку с книгами (перемешаться); Изморозь оставляет причудливые узоры на окнах (морозить). — Словно через дуршлаг сеялась мелкая изморось (моросить).

Примечание. В слове «свадьба» пишется «д» (ср. свадебный), хотя в родственных словах «сват», «сватать» пишется т. В слове «лестница» пишется «с» (хотя «лезу»); в слове «отверстие» тоже пишется «с» (хотя «отверзать»).

2. Для определения правильности употребления сомнительной согласной может использоваться чередование звуков. Ср.: «стрижка , «тележка» — (от«стриг» и «телега», с чередованием гж) — старушка, избушка (в современном языке соответствующего чередования нет); овечник (от овца, с чередованием ц — ч) — набалдашник (без чередования).

Не связано с явлением чередования возможность использования двух орфографических вариантов с одним и тем же значением, например: галоша — калоша, дискутировать — дискуссировать, синтаксический — синтактический, апокалипсический — апокалиптический.

3. В некоторых словах зарубежного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например: абстракция (хотя абстрагировать).

4. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в оконечности позвоночника), мундштук, ягдташ.

Правописание звонких и глухих согласных слова

1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка – смазать, молотьба – молотить, гриб – грибы, грибной. Ср.: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться). – Черные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться); Изморозь рисует замысловатые узоры на стеклах (морозить). – Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).

Примечание. В слове свадьба пишется д (ср. свадебный), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать).

2. Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием г–ж) – деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец, с чередованием ц–ч) – набалдашник (без чередования).

Не связано с явлением чередования наличие двух орфографических вариантов с одним и тем же значением, например: галоша – калоша, дискутировать – дискуссировать, синтаксический – синтактический, апокалипсический – апокалиптический.

3. В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например: абстракция (хотя абстрагировать).

4. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в оконечности позвоночника), мундштук, ягдташ.

1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

1.15.1. Звонкие – глухие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка).

3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

Зубрить – зубр ёжк а.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

Ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

1.15.2. Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть), ск лянка (хотя ст екло), пле сн уть (хотя пле ск ать), ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
  • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
  • сверс т ник (ср.: верс т а) — ровесник;
  • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный) — яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч ( -чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

в женских отчествах на -ична .

Мария Савви ч на.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

в словах, образованных от основ на х ;

Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ, ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

В зависимости от наличия голоса согласные де­лятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шу­ма и голоса, называются звонкими: [6], [в], [г], [д], [з] и др.; состоящие только из шума — глухими: [п], [ф], [к], [т] и др.

Часть звонких и глухих согласных образует па­ры.

При образовании согласных [р], [л], [м], [н], [j],

[р’], [л’], [м’], [н’] голос преобладает над шумом. Эти согласные называются сонорными и не имеют пар­ных им глухих звуков. (Остальные согласные на­зываются шумными: шумные глухие и шумные звонкие.)

Глухие [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’] не имеют парных ям звонких согласных.

1. Звук [j] в школьной практике обозначается [й’].

2. Звук [ш’] обозначается на письме буквой щ или некоторыми сочетаниями согласных. Горизонтальная черта вверху обозначает, что звук долгий.

Парные звонкие согласные на конце слова и пе­ред глухими согласными, т. е. в слабой позиции, зву­чат как парные им глухие согласные. Такое явление называется оглушением.

Парные глухие согласные перед парными звонки­ми, т. е. в слабой позиции, звучат как парные им звонкие согласные. Такое явление называется озвончением.

Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения пе­ред гласными, перед сонорными и в.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. При произношении твердых и мягких звуков разное положение языка. Часть согласных звуков образует пары по твердо­сти-мягкости.

При написании мягкость согласных обознача­ется:

1) при помощи мягкого знака: голубь, словарь:

2) при помощи букв е, ё, ю, я, и: удалённый, липа.

Перед мягкими согласными мягкость согласных обозначается не всегда: бантик — ба[н’т’]ик.

9.1. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВА

9.1.1. На месте звонких согласных на конце слова произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з на конце слова соответственно произносится [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Примеры с глухими согласными в произношении на месте звонких на конце слова:

на месте б—хле[п], бо[п], сру[п], гро [п], клу [п], ду [п], коро[п], Гле[п], погре[п], озно[п], спосо[п],- микро [п], гри[п], уха[п], гардерб[п]; гер[п], гор[п], ям[п], тром[п], стол [п], гру [п], ела [п]; озя [п], трущб [п], глы [п], шу [п], ры [п], тум [nj, вер [п] (род. пад. мн. ч.); дро[п’], голу[п’], (зып’], ря[п’], прбру [п’], вглу [п’];

на месте д — скла [т], а [т], мё [т], еле [т], пара [т], са [т], поса [т], отря [т] ^ ря [т], вхо [т], горо [т], выпа [т], нарб [т], вре [т], урб [т], докла [т], ра [т], гор [т], лор [т], авангар [т], наза [т], вперё [т]; бесе [т], подвб [т], порб [т], колб [т], яго [т] ,мор [т] (род. пад. мн. ч.); медвё[т’], лбша[т’], лёбе[т’], ме[т’] (медь), пря[т’] (прядь), 6чере[т’], площа [т’], йзгоро(т’], жер[т’] (жердь), ся[т’] (сядь);

на месте ж — му[ш], стбро[ш], но[ш], гара[ш], бага[ш], экипа[ш], фура[ш], манё(ш], тира[ш], чертё[ш], пля[ш] (пляж), стри[ш] (стриж), чи[ш] (чиж), ё[ш] (ёж), мор[ш] (морж) ; лу[ш], ко[ш], кра[ш], покла[ш], пропа [ш], невё[ш] (род. пад. мн. ч. от лужа, кожа, кража, поклажа, пропажа, невежа); ро[ш] (рожь), ло[ш] (ложь), бла[ш] (блажь), дро[ш] (дрожь), молодё[ш], отрё[ш] (отрежь);

на месте з — морб [с], гру [с], лаба [с], во [с], ту [с], Сою [с нака[с], та [с] (таз), гла[с] (глаз), курьё[с], сйнте[с], разрё с эскй[с], обо [с], совхб[с], арбу [с]; слё[с], ба [с], ко [с], ро[с фра [с], грё[с], гипбте[с], му [с] (род. пад. мн. ч. от слеза, база, коза, роза, фраза, грёза, гипотеза, муза); еле [с], завя[с], загры[с], еле [с’] (слезь), гря[с’] (грязь), бя[с’] (бязь), кня[с’] (князь), свя[с’], вро[с’], скво [с’], бли[с’].

Особое внимание следует уделить тому, чтобы на месте г и в на конце слова произносили [к] и [ф] (подробнее об этом см. ниже, § 9.1.3, 9.1.4):

на месте г — сне [к], пиро [к], сапб [к]; на месте в — улб [ф], здорб [ф], клю [ф].

При наличии на конце слова двух звонких согласных оглушаются оба согласных звука: пое[ст] (поезд), дро[ст] (дрозд), звё[ст] (звёзд), боро[ст] (борозд), гора[ст] (горазд), дря[ск] (дрязг), ля[ск] (лязг), ви[ск] (визг), мо[ск] (мозг), гво [с’т’] (гвоздь), гро[сѴ] (гроздь), гру[с’т’] (груздь), и[сп] (изб), надё[шт] (надежд), невё[шт] (невежд), одё[шт] (одежд), ну[шт] (нужд), тя[шп] (тяжб), слу[шп] (служб), во[шт’] (вождь).

Примечание. Конец слова дождь, утвердившегося в церковно- славянском написании с жд, в современном русском языке произносится неодинаково. Это связано с тем, какой звук произносят в этом слове на месте сочетания жд перед гласными. В соответствии со старыми московскими нормами на конце этого слова произносится^ [пГ:|: до[ш’:],^ ср. перед гласным: до[ж’:а]; при наличии перед гласным [ж’д’ж’]: [длж’д’ж»а], на конце слова при огЛушении произносят до[ш’ч’]; наконец, при наличии перед гласными сочетания [жд’] (т. е. при укреплении в этом слове буквенного произношения) на конце слова при оглушении соответственно произносится [шт’]: до[шт’]. О произношении этого слова см. также ниже, § 14.3.

9.1.2. При наличии в конце слова перед звонким согласным одного из сонорных согласных [р] или [л] эти согласные, как и конечный звонкий, оглушаются (полностью или частично). Согласные [р] и [л] в этом положении обычно произносятся так же, как и перед соответствующим глухим, т. е. становятся глухими или полуглухими. Ср. серб и серп: [с’ерп]; корд и корт: [корт];

столб и столп: [столп] (знак ‘ под буквой р или л обозначает глухость Или полуглухость [р] или [л]).

Примеры: ска[рп] (скарб), го[рп] (горб), ге[рп] (герб); акко[рт], ломба[рт], аванга[рт], миллиа[рт], го[рт] (горд); траве [рс]; каве [рс], му [рс] (род. пад. мн. ч. от каверза, мурза);

мо [рк] (морг), то [рк], хиру [рк], четвё [рк], йзве [рк], восто [рк],

комсо[рк], ко[рш] (корж), мо[рш] (морж), сто[лп] (столб), до[лк] (долг), по [лс] (полз).

Ср. глухие и полуглухие [р] и [л] перед конечным глухим согласным спи [рт], бо [рт], по [рт], мо [рс], во [рс], то [рс], ку [рс],

пи [рс]; па[рк], фа[рш]; по [лк], шё[лк], то [лк], бо [лт].

При изложении правила о произношении глухих согласных на конце слова на месте звонких особо следует выделить случаи с г и в. Это объясняется тем, что по отношению к этим звукам особенно часто отмечается нарушение норм литературного языка под влиянием родного диалекта или языка говорящего. Разберем случаи с г и в раздельно.

9.1.3. На месте г на конце слова, как уже было указано выше, в русском литературном языке произносится [к]: сне [к], плу[к ша [к], пиро [к], сапо [к], бере [к], ело [к], ро [к], дру [к], фла [к вра [к], овра [к], рыча [к], набё [к], шлан [к], флан [к], подло [к биоло[к], поро [к], вокру[к], вдру[к], доро[к] (род. пад. мн. ч.

от дорога), продрб [к], помб [к] (от помогу), лё[к], ля [к], сберё [к], стерё[к], остри [к], зап[р’-6к] (запряг), дёне[к] (от деньги)-, ду [к], но [к] (род. пад. мн. ч. от дуга, нога).

Согласные [г] и [к] на конце слова совпадают. Ср. он мне помб [к] и он весь промо [к].

Представители южнорусских говоров, имея вообще [г] фрикативный (т. е. [у]), на конце слова при оглушении на его месте произносят звук [х]: сне [у] а — сне [х], дру [у] а — дру [х], но [у] а но [х], сапо [у] а — сапб [х], пиро [у] а — пиро [х]. Нередко, даже усвоив основные нормы литературного произношения, в частности усвоив взрывное образование [г] перед гласными, они все же на конце слова упорно продолжают произносить [х] вместо принятого в литературном языке [к], т. е. правильно произносят:

[г]усь, [г] брод, сапо [г] а, пиро [г] а, дру [г] а, при неправильном сапб [х], пиро [х], дву [х], дёне [х] и т. д. Произношение [х] на месте г на конце слова, в особенности в отдельных словах, например в слове ша [х], встречается и в некоторых северно- русских говорах.

Звук [х] на месте г на конце слова в литературном языке произносится лишь в одном слове бог: бо [х]. Это объясняется тем, что в этом слове, церковном по своему значению, с давних пор в литературном языке установилось произношение фрикативного [г]: 66 [у] а, 66 [у] у. Лишь в последнее время звук [у] в этом слове уступил звуку [г]: 66[г]а, 66[г]у. Однако взрывное [г] появилось в этом слове лишь перед гласным; на конце слова по старой норме продолжают и теперь произносить [х].

Звук [х] на месте г на конце слова может произноситься также в род. пад. мн. ч. от слова благо: бла [х]. Это также связано с тем, что в соответствии со старыми нормами литературного языка в этом слове, как церковном по происхождению, мог произноситься фрикативный [г], т. е. [у]. Однако нормой для современного литературного языка уже является произношение бла [к].

О произношении слов бог и благо см. выше, § 7.1.

Ввиду всего сказанного произношение согласного на месте г на конце слова требует особого к себе внимания.

О произношении звука на месте г до некоторой степени можно судить по рифмам в поэзии XIX в. и — шире — вообще в поэзии, придерживающейся точной рифмы. Элементы церковного произношения в XIX в. были, естественно, много сильнее, чем в последующее время. Высокому стилю, особенно в поэзии, было свойственно произношение [у], а на конце слова по общему правилу оглушенное [у], т. е. [х]; произносили снё [у] а — сне [х], ДРУ М а — ДРУ [х] и т. д. (см. § 1.5).

Другое дело у С. Есенина: Затуманились лощины, / Серебром покрылся мох. / Через прясла и овины / Кажет месяц белый рог («На лазоревые ткани. »). Или: Парень бравый, синеглазый / Загляделся не на смех.

словно снег («Плясунья»). Есенин рифмует также доспех — снег, враг — в облаках, дух — друг, дух — круг, петух — луг, других — миг, порог — вздох, страх — очаг, очаг — плечах и т. д.

Правда, С. Есенину, в особенности в его ранней поэзии, не чужды были элементы церковного языка. Однако можно не сомневаться, что то самое явление, которое в поэзии Тютчева и Фета можно считать скорее принадлежностью высокого стиля, у Есенина представляет собой элемент родного рязанского говора (который широко отражается и в других сторонах его поэтического языка, например в лексике).

То же, в общем, можно сказать и об М. Исаковском. Правда, у него встречается рифмовка г с к (огонёк — прилёг, что может предполагать нечуждость ему и литературного произношения ([к] на месте г в конце слова). Есть у него и неточная рифмовка, например к с х (типа стих — блик). Однако очень часто М. Исаковский, как и Есенин, рифмует г с х. Приведем несколько примеров. Все коровы через луг — /В лес поодиночке./ Утомился дед-пастух / и заснул на кочке («Подпаски»), Или: Дрова таскаю. Печь топлю в квартире. /Курю какой-то невозможный мох, /Варю и ем картошку в вицмундире, /Как выразился здешний педагог («Зима в Чистополе»), М. Исаковский рифмует друг — пастух, отдых — подвиг, миг — своих, на миг — из них. Многочисленность таких примеров скорее всего свидетельствует о наличии у него родного смоленского произношения звука [х] на месте г в конце слов.

Итак, норма современного литературного языка — взрывное, мгновенное произношение [г] — звонкое в положениях, где различаются [г] и [к], и глухое ([к]) на конце слова. Что касается чтения стихов, то надо учитывать их характер, стиль, звучание, время издания, преобладающий характер рифмы (точной или неточной). Имеют значение, конечно, также места, где родился, провел юные годы или жил поэт.

выше, в русском литературном языке произносится [ф]: ро кро[ф , боро[ф], клю[ф], поры[ф], ло[ф], норо[ф], нра залй ф], пролй [ф], ле [ф], бура [ф], соста [ф], вызо [ф], остро не [рф], резё [рф], здорб [ф], труслй [ф], ечастли [ф], спеси болтлй [ф], довёрчи [ф], настбйчи [ф], он пра [ф]; ело [ф], ели

9.1.4. На месте буквы в на конце слова, как уже было указано

тра [ф], брит [ф], поч[ф], коро [ф], дро[ф], столб [ф], домб плодб ф], пирогб[ф], краё[ф] (род. пад. мн. ч.); узна приня [ф], призна [ф], увйде[ф], сказа[ф], нарёза[ф], подума [ф]; кро[ф’] (кровь), любб[ф’], бро[ф’] (бровь), морко[ф’], цёрко[ф’|, че[р’ф’] (червь), ве[т’ф’] (ветвь), 6бу[ф’] (обувь), я[ф’] (явь), вно[ф’] (вновь), вкри[ф’] (вкривь), впла[ф’] (вплавь), пра[ф’] (правь), ста[ф’] (ставь), не дыря[ф’],- не шепеля[ф’], не слюня [ф’), уба [ф’] (убавь), оста [ф’] (оставь), приготб[ф’], напра[ф’].

Эта норма нарушается представителями ряда говоров (чаще

южнорусских), а также украинцами или белорусами, произносящими вместо [ф] в этом положении [у] неслоговой ([у]) или губно-губной (иначе — билабиальный) [в], т. е. [w]: здорб[у] или здорб [w], нары [у] или нары [w], коро [у] или коро [w], столб [у] или столб [w]. Следует твердо помнить, что на месте в на конце слова должен произноситься глухой согласный, и притом губно-зубной, а не губно-губной, т. е. нижняя губа должна приближаться к верхним зубам, а не к верхней губе; иными словами, верхняя губа не должна принимать участия в образовании этого звука.

9.1.5. Вместо звонкого согласного на конце слова произносится соответствующий глухой не только тогда, когда конец слова является в то же время концом фразы или части фразы, отделенной от следующей части паузой, но во многих случаях также и при слитном произношении данного слова с последующим, т. е. при отсутствии между ними паузы[18]. При этом глухой согласный вместо звонкого в конце данного слова обычно произносится не только перед глухим согласным следующего слова (например, хлё[п-х]орбший), но и в тех случаях, когда следующее слово начинается с гласного звука или одного из сонорных согласных— [р], [л], [м], [н], [j] ([і]), а также [в].

Перед гласными: медвё [т’-у] бйт; скла [т-л] ткрыт; гбро[т- а] страхань; лоша [т’-л] пять остановилась; пбгре [п-л] пять оставили открытым; гри[п-э]тот хороший; озя [п-6] чень; голу [п’-у] ле- тёл; пиро [к-у]дался; бёре [к-л] пять показался; дёне [к-у] меня нет; продрб [к-о] н очень; не мб [к-о] н зайти; стерё [к-л] ндрёй стадо; опять морб [с-у] дарил; залё [с-л] пять на крышу; гря [с’-у] жасная; гру [с-л]тправили; лаба [с-л] ткрыт; слё[с’-л]ттуда; рб[ш-у] родилась; стбро [ш-у] шёл, отрё [ш-л] ндрёю хлеба; бла[ш-э]ту брось; тара [ш-л] ткрыт; дрб[ф-л] пять навезли; улб[ф-6]чень

большой; слб[ф-ё]тих я не знаю; на грядке моркб[ф’-л]дна; коро [ф-у] нас много; увйде [ф-а] нну; крб [ф’-и] дёт.

Примеры на сочетания согласных в конце слова: звё[ст- ё]тих; пбе [ст-л] пять опоздал; дрб [ст-у] летёл.

Перед сонорными: [р] —снё [к-p] астаял; медвё [т’-р] ычйт; клу [п-р] аббтает; моркб[ф’-р]астёт; нарё[ш-р] ыбу; завхб [с-р] аз- решйл; [л] —дру [к-л’] юбймый; дбро [к-л’и] хлеб; отря [т-л] ыжни- ков; не озя[п-л’и]; голу [п’-л’]етйт; здорб [ф-л’и] ты; крб[ф’- л’]6]тся; не загры [с-л’и] волк; расска[с-л’]ескбва; нарё[ш- л’]имбн; [м] —дёне [к-м] ало; скла [т-м] ашйн; дрб[ф-м]ало; хлё [п-м]олбтят; рб [ш-м] олбтят; привё[с-м]ыло; нама[ш-м] ас- лом; [н] —лё [к-н] авзничь, дёне[к-н’]е надо; дорб [к-н’] ет; вперё [т-н] адо; нары[ф-н]а ноге; грй[п-н]ашлй; нб[ш-н]а столё.

Перед [j] ([і]): ело [ф-j’a] не расслышал; дрб [ф-уа] нарубил много; fle [k-j-a] uia спать; озя] п-j’a] что-то; расска [c-j’h6] го мне понравился; ро [ш-іэ] ровая давно поспела.

Перед [в]: ду[п-в]ырос; сру [п-в]ывезли; стерё[к-в]ам стадо, дру [к-в] аш; пара [т-в] бйск; ро [ш-в] ысбкая; не ле [с’-в] огонь, влёс[с-в]окнб.

При стечении на стыке слов двух [в] первый из них обычно оглушается, и вместо него произносится [ф]: здорб [ф-в] аш сын; рб[ф-в]ыкопали; домб [ф-в] ыстроили много; любо [ф’-в’] еры; слб[ф-в]аших я не слыхал.

Примеры на сочетания согласных в конце слова: надё[шт- н]аших не оправдал; й [сп-в] аших не вйдел; ля [ск-м]ашйн; грб [с’т’-в’и] нограда.

9.1.6. Предлоги близ (произносится бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг, а также частицы ведь, уж произносятся с глухими согласными на конце не только перед глухими согласными следующего слова, но также и перед гласными, сонорными согласными [р], [л], [м], [н], [j], ([і]) и, кроме того, перед [в]. Таким образом, произносится не только блй [с’-с’]ела; напроти [ф-ш] колы; вокру [к-п] руда; ве[т’-т]ам он; у[ш-т]ы сделай это, но также бли[с’-6’]зера; проти [ф-6] кон; напроти [ф-у]лицы; вокру [к-о-] зера; ве[т’-6]н уже приехал; у[ш-л]нй-то знают, что делать; блй [с’-р’] екй; скво [с’-л’] ёс; проти [ф-л] авки; проти [ф- м]оегб дома; вокру [к-н] ашей школы; ве[т’-м]ы не знали этого; блй [с’-в] оды; у[ш-н’]е вы ли это сдёлали; вокру [к-уо]лки; ве[т’-]’а] это знаю; y[ui-j’a]-TO это сдёлаю и т. д.

9.1.7. Особо следует отметить произношение имен и отчеств в тех случаях, когда имя кончается звонким согласным: на месте звонкого согласного произносится глухой не только перед глухим согласным, с которого начинается отчество, но также и перед гласным, сонорным согласным— [р], [л], [м], [н], [j] ([і]), а также перед [в]. Примеры:

глухой согласный перед глухим — Глё [п] -Сергёевич, Лё[ф]- Петрбвич, Олё [к] -Константйнович;

глухой согласный перед гласным — Глё[п-ы]ванович, Лё[ф]- Антбнович, Любо [ф’] -Алексёевна, Про [ф-ы] ванович, Олё [к] — Александрович, Леонй [т-ы] ванович;

глухой согласный перед сонорными и [в] — Глё [п] -Миронович, Лё [ф] -Михайлович, Олё [к] -Романович, Леонй [т] -Лазаревич, Любо [ф’]-Никйтична;

Леонй [т-jy] рьевич, Леонй [т-м] аксймович, Любо [ф’-j ‘а] ков- левна, Глё[п]-Васйльевич, Олё [к]-Владймирович, Леонй [^-Витальевич.

При сочетании двух [в] (на конце имени и в начале отчества) на месте первого [в] произносится [ф]: Лё [ф]-Владймирович, Про [ф]-Васйльевич, Любо [ф’]-Васйльевна. Так же произносятся имена с фамилиями: Глё [п]-Успёнский, Леонй [т]-Андрёев.

Глухие и звонкие согласные звуки

Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.

Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.

Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’]. Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания): во фразе «Стёпка, хочешь шец?» — «Фи!» содержатся все глухие согласные (парные по твёрдости / мягкости — только в твёрдой или мягкой разновидности).

По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары; звуки в паре должны различаться только одним признаком, в данном случае глухостью / звонкостью. Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] — [п], [б’] — [п’], [в] — [ф], [в’] — [ф’], [г] — [к], [г’] — [к’], [д] — [т], [д’] — [т’], [з] — [с], [з’] — [с’], [ж] — [ш]. Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.

Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарнымотносят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным — звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Звонкие и глухие согласные звуки

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости – глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:

Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

Б

(бэ)

П

(пэ)

Д

(дэ)

(тэ)

З

(зэ)

С

(эс)

Г

К

(ка)

В

(вэ)

Ф

(эф)

Ж

(жэ)

Ш

(ша)

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

Л

(эль)

М

(эм)

Н

(эн)

Р

(эр)

Й

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

Х

(ха)

Ц

(цэ)

Ч

(че)

Щ

(ща)

Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Закрепление знаний на практике

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

дочка – точка

бочка – почка

шар – жар

удочка – уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
  4. Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

    Список рекомендованной литературы

  5. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
  7. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  • Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный? (Звонких согласных – 9 – Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных – 2 – Т, Т, различных – 1.).
  • Прочитайте пословицу: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  • 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».
  • Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

    Смотрите еще:

    • Устройство и конструкция судов Обучение вождению гидроциклов и маломерных судов, общие сведения, лоция. Наши дополнительные сервисы и сайты: г. С аратов поддержка проекта: разместите на своей странице нашу кнопку! И мы […]
    • Правило замочек ключик Ключик. замочек. ик или ек? Урок русского языка Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек, -ик; повторить и закрепить знания о составе слова. Оборудование. Учебник "Русский язык", 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: […]
    • Порядок прекращения российского гражданства 4.2.3. Прекращение гражданства Российской Федерации Гражданство Российской Федерации прекращается: 1) вследствие выхода из гражданства; 2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство; 3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности […]
    • Служебная переписка между приказами 22.3. Служебная переписка. Классификация служебных писем. Правила их составления и оформления Служебная переписка (корреспонденция) является одним из средств общения и обмена информацией между двумя и более сторонами (организациями, частными лицами и организациями и т.д.). К […]
    • Нарушение санитарно-эпидемиологических правил Нарушение санитарно-эпидемиологических правил Нарушение санитарпо-эпидемиологических правил (ст. 236 УК). Закон устанавливает уголовную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей. […]
    • Полный доступ в реестре мЙЮОЩЕ ЪБРЙУЙ Linux, РТПЗТБННЩ - РТПВМЕНЩ Й ТЕЫЕОЙС рПМХЮЕОЙЕ РПМОПЗП ДПУФХРБ Л ТБЪДЕМХ ТЕЕУФТБ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЙЪНЕОЕООЩИ ОБУФТПЕЛ. йЪНЕОЕОЙЕ ТБЪТЕЫЕОЙК Й ЧМБДЕМШГБ ДМС РПМХЮЕОЙС РПМОПЗП ДПУФХРБ Л ТБЪДЕМХ ТЕЕУФТБ. 1) оБЦНЙФЕ ЛОПРЛХ рХУЛ Й ЧЧЕДЙФЕ Ч УФТПЛЕ РПЙУЛБ regedit 2) […]
    • Закон о переходе на мсфо Новый закон о консолидированной отчётности 27 июля 2010 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности», предусматривающий прямое применение международных стандартов (МСФО) в России. Это самый значимый шаг на пути перехода российского […]
    • Коллизионных норм международного частного права Лекция 3. Особенности норм международного частного права 3.1. Коллизионные нормы в международном частном праве Коллизионная норма - это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к соответствующему правоотношению. Коллизионная норма - норма отсылочного […]