Пособия по экологии для студентов

Рубрики Вопросы и ответы

Содержание:

Учебно-методическое пособие по курсу «Экология» для студентов Варианты контрольных заданий по экологии Уфа 2008

В пособии представлены темы для самостоятельного изучения, вопросы для самоконтроля по каждому разделу дисциплины, а также варианты контрольных заданий по курсу «Экология» и перечень рекомендуемой литературы.

Предназначено для выполнения студентами всех специальностей любой формы обучения с целью контроля и оценки их знаний и приобретения ими навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, выбором и анализом литературных источников.

Составитель Усманова Ф.Г., ст. преподаватель, к.х.н.

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2009

Темы для самостоятельной работы и контрольные вопросы

Раздел 1. Общая экология.

1. Современные представления о структуре и эволюции биосферы. Учение Вернадского о биосфере.

2. Круговороты веществ, большой (геологический) и малый (биотический), биогенных элементов.

4. Почвы как экологический фактор. Значение ее как особого биокосного тела.

5. Водные экосистемы и их основные особенности.

6. Роль биоразнообразия в устойчивости экосистем. Взаимосвязь элементов в экосистемах. Моделирование экосистем.

Каковы важнейшие условия существования и развития жизни на Земле?

Биосфера, ее строение, функции (по Вернадскому).

Стадии эволюции биосферы.

Ноосфера, основные условия и критерии перехода к ноосфере.

Большой геологический цикл и его особенности.

Что представляет собой малый круговорот веществ?

Опишите биогеохимический цикл, перечислите биогенные элементы и объясните почему они так называются.

Определите и опишите различия между карбонатным и органическим углеродом.

Опишите основные циклы круговорота углерода, а также антропогенное воздействие на этот круговорот. Что такое «парниковый эффект»?

Опишите основную схему круговорота фосфора в биосфере; общий цикл; биогеохимический цикл.

Какова роль человека в концентрировании и рассеивании содержащих фосфор веществ?

Роль соединений фосфора в процессе фотосинтеза. Напишите формулы АТФ и АДФ и уравнения реакций, протекающих во время фотосинтеза.

Опишите цикл кислорода в биосфере.

Опишите основной цикл превращений связанного азота и укажите источники его возможных потерь.

Напишите реакции аммонификации, нитрификации, денитрификации.

Опишите круговорот серы в биосфере.

Круговорот серы на суше характеризуют потоки, млн.т/год: живая органика – 600; мертвая органика – 5000; S– 8000;SO4 2- — 11.2 мг/м 3 ; речной сток – 66; кислые дожди – 15. Какими процессами обусловлен этот цикл серы.

Потоки серы, циркулирующие в атмосфере, млн.т/год: H2S- над океаном – 10, над сушей – 37;SO2– над океаном – 5,3, над сушей – 17,9;SO4 2- — над океаном – 2, над сушей – 2,9;S– 3,5;SO2– поглощение из атмосферы сушей – 26, океаном – 25. Какие процессы обусловливают образование этих веществ, ионов и их последующие превращения? Почему есть существенное различие между данными над океаном и над сушей?

Круговорот серы в океане характеризуют потоки, млн.т/год: H2S- 2;SO4 2- — 19*10 7 ; живая органика – 66,5; мертвая органика – 780;S– 190 (фотический слой) иH2S– 0,2*10 7 ;SO4 2- — 3,4*10 9 мг/м 3 ; мертвая органика – 13120;S– 3410 (глубокий слой); обменные процессы – оседание – 129; подъемH2S- 50; подъемSO4 2 – 5. Поясните различие процессов в фотическом и глубоком слоях.

Опишите особенности круговоротов: а) органического вещества; б) нефти; в) пестицидов; г) твердых отходов.

Перечислите факторы, от которых зависит плодородие почвы.

Главные почвообразующие факторы и их действие.

Классификация земель по виду их использования (гражданское, промышленное и т.д.)

Состав и процесс образования плодородного слоя земли.

Почему рекомендуется оставлять в почве корни бобовых растений?

Основные принципы и методы рационального землепользования.

Почему посевы извлекают из почвы лишь 40-50% от внесенных азотных удобрений?

Источники загрязнения почвы.

Что такое аридизация?

Поясните понятие эрозия почв и перечислите их типы, а также объясните сущность этих процессов.

Мировой океан как глобальная экосистема. Структура, строение, классификация биоценоза по видам и зонам обитания.

Пресноводные экоситемы — реки, озера, ручьи. Их особенности и классификация биоценоза.

Структура экосистемы, компоненты и взаимосвязь между ними.

Совместимы ли высокая устойчивость и вы­сокая продуктивность агроэкосистемы?

Как вы понимаете кибернетическую природу экосистемы?

В чем смысл положительной и отрица­тельной обратных связей?

В чем заключается принцип Ле Шателье — Брауна?

Сформулируйте первый и второй законы тер­модинамики. Как вы их понимаете? Каков термоди­намический смысл понятия «энтропия»? попытайтесь найти внутреннюю взаимосвязь энтропии и организа­ции экосистемы.

Что произойдет в природе, если представить, что все сообщества достигнут стабильного состояния и виды, связанные с неустойчивыми стадиями, исчезнут?

Зная закон Р. Линдемана, рассчитайте, сколь­ко понадобится фитопланктона, чтобы вырос один бурый медведь весом 350 кг (пищевая цепь: фито­планктон → зоопланктон → мелкие рыбы → лосось → медведь). Условно принимайте, что на каждом тро­фическом уровне всегда поедаются только представи­тели предыдущего уровня.

Что такое энергетическая субсидия? С какой целью человек прибегает к ней?

Дайте определение системы и примеры системного подхода к анализу событий, происходящих в природе.

Перечислите и опишите основные системные принципы.

Дайте определение экологической системы и критерии ее пространственного обоснования (или ограничения).

Как следует понимать иерархию экосистем? Приведите примеры.

Какое состояние экосистем называется квазистационарным или климаксным?

Как Вы представляете себе территориальный ряд соподчиненных экосистем? Покажите и приведите пример.

Что такое модель и моделирование, их использование в экологии.

Классификация математических моделей (по Федорову и Гильманову) по уровням и предназначение моделей каждого уровня.

Минимальное число обработок почвы — спо­соб повышения продуктивности агроценозов. Конструируя лесополосы, парки, сады, чело­век подбирает небольшое число основных видов. В при­родных биоценозах видов во много раз больше. Зна­чит ли это, что мы не можем создавать устойчивые сообщества?

usefulnurse

Экология Шпаргалки Для Студентов

Автор alya_s. 1 Ответ; 685 Просмотров. Отдам учебные пособия Экология, Политология, Социология,Теория вероятности, КИТ — последнее.

Шпаргалки для студентов. Экология (греч.

Автор alya_s. 1 Ответ; 685 Просмотров. Отдам учебные пособия Экология, Политология, Социология,Теория вероятности, КИТ — последнее.

Шпаргалки — Анализ финансовой отчетности Шпаргалки — Экология по которым преподаватель может забрать шпаргалки и уличить студента в. Экзаменационые Вопросы и Ответы По Экологии. Для студентов МГУПП 2010 год. Краткий перечень: Основные составляющие окружающей среды и. Более 6000 ответов по 128 предметам! Бесплатная база шпаргалок в помощь студентам, для сдачи зачетов и экзаменов. Шпаргалки. Экология. Скачать шпаргалки по Экологии вы можете отсюда: Изготовление рулонной шпаргалки · Журнальная Шпора для студента · Шпора и как. Шпаргалки по праву, экономике, истории, психологии, философии, логике, культурологии, экологии, педагогике, биологии, литературе.

oikos — жилище, местопребывание, logos — наука)— биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Этот термин был предложен в 1866 г. немецким зоологом Эрнстом Геккелем.

Становление экологии стало возможным после того, как были накоплены обширные сведения о многообразии живых организмов на Земле и особенностях их образа жизни в различных местообитаниях и возникло понимание, что строение, функционирование и развитие всех живых существ, их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям, которые необходимо изучать. Объектами экологии являются преимущественно системы выше уровня организмов, т. е. изучение организации и функционирования надорганизменных систем: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы в целом. Другими словами, главным объектом изучения в экологии являются экосистемы, т. е.

единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.

khimkischooln

Общая Экология Учебник Для Вузов Скачать

Скачать книгу по экологии бесплатно ➔ ✓✓✓ Общая экология, Чернова, Былова ✓✓✓ Экология Учебник по курсу общей экологии предназначен для студентов специальностей, студентов и преподавателей биологических вузов.

  • Чернова Нина — Общая экология, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, Учебник по курсу общей экологии предназначен для студентов.
  • Скачать : Общая экология. Учебник по курсу общей экологии предназначен для студентов Экологические выгоды пойкилотермии и гомойотермии.
  • Скачать учебники, учебные пособия, справочники и дополнительную литературу по экологии для Сборник заданий и упражнений по общей экологии.

Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 703 с. В учебнике излагаются главные положения современной экологии, строение биосферы, роль.

Автор: Чернова Нина Жанр: Биология Издательский дом: Дрофа Год издания: 2007 Аннотация: Учебник по курсу общей экологии предназначен для студентов биологических факультетов педвузов. В книге учитываются как требования действующих государственных стандартов в области содержания биологического образования, так и развитие теоретических проблем современной экологии.

Электронно-библиотечная система IQlib.ru : Общая экология, Степановских А.С экология. Учебник для вузов — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 687 с.

Чернова Нина — Общая экология, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, txt

Общая экология : Учебник. Степановских А.С. Юнити-Дана 2012 г. 687 страниц. В учебнике приведены теоретико-методологические основы экологии.

Вузов. На электронном ресурсе StudySpace возможно скачать учебник Основы экологии, а также книги на любые темы. На странице представлены учебники экологии для вузов и школ в большом Основы общей экологии.

Книги по экологии для студентов и практиков

Учебник для вузов: «ЭКОЛОГИЯ» / Н.И.Николайкин, Н.Е.Николайкина, О.П.Мелехова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.: ил. ссылка (22,8 Мб)

В учебнике приведены сведения об истории развития экологии, рассмотрены закономерности взаимоотношений организмов на всех уровнях организации со средой их обитания, а также биосфера в целом, пределы ее устойчивости, роль и место человека в ней; изложены современные представления о причинах и особенностях глобального экологического кризиса, путях и методах сохранения современной биосферы.
Второе издание (1-е – 2000 г.) значительно переработано и дополнено новым материалом по основам экологического права и управления в области охраны окружающей среды.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим направлениям и специальностям, а также для подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Юджин П. Одум «ЭКОЛОГИЯ»: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 328 с., ил. ссылка (16 Мб)

Книга известного американского ученого представляет собой теоретическое руководство по экологии. На русском языке выходит в двух томах.
Первый том охватывает 5 глав, в которых в свете новейших достижений рассматриваются концепции и классификации экосистем, их возникновение и эволюция, энергетическая характеристика, а также связь экологических тенденций развития с развитием человеческого общества.
Для всех, интересующихся проблемами использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, биологов разных специальностей, студентов и преподавателей биологических вузов.

Книга «МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЗАГРЯЗНЕНИЙ ВОЗДУХА» / Другов Ю.С., Беликов А.Б., Дьякова Г.А., Тульчинский В.М. – М.: Химия, 1984. – 384 с., ил. ссылка (4,2 Мб)

Описаны современные инструментальные методы анализа воздуха. Рассмотрены техника проведения анализа, новейшие достижения аналитической химии и экспресс-методы. Приведенные методы широко применяют для определения токсичных микропримесей в атмосфере и в воздухе рабочей зоны.
Предназначена для инженеров и техников научно-исследовательских и заводских лабораторий химической, нефтехимической, металлургической, текстильной, бумажной, пищевой и других отраслей промышленности. Адресована также сотрудникам агрохимических лабораторий.

Учебное пособие по проектированию «ЗАЩИТА АТМОСФЕРЫ ОТ ГАЗОВЫХ ВЫБРОСОВ» / Ветошкин А.Г. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2004. — с.: ил., 12 библиогр. ссылка (5,5 Мб)

Рассмотрены основы процессов и аппаратов технологии защиты атмосферы от выбросов вредных газов и паров с использованием массообменных процессов очистки газовых выбросов путем абсорбции и адсорбции.
Приведены основы расчета и проектирования процессов и аппаратов (абсорберов и адсорберов) для защиты атмосферы от вредных газов и паров.
Учебное пособие подготовлено на кафедре «Экология и безопасность жизнедеятельности» Пензенского государственного университета. Оно предназначено для студентов специальности 330200 «Инженерная защита окружающей среды» и может быть использовано в качестве основной учебной литературы при курсовом проектировании по дисциплинам «Процессы и аппараты защиты окружающей среды», «Техника и технология защиты окружающей среды», при дипломном проектировании по специальности 330200 и в качестве дополнительной учебной литературы при изучении дисциплины «Экология» студентами инженерных специальностей.

Стахов Е.А. ОЧИСТКА НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ СТОЧНЫХ ВОД ПРЕДПРИЯТИЙ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ. – Л.: Недра, 1983. – 263 с., табл. 25, ил. 124, список лит. 90 назв. ссылка (4 Мб)

Изложены вопросы устройства, основ теории, расчета и эксплуатации современных и перспективных сооружений для очистки нефтесодержащих сточных вод нефтебаз, наливных пунктов и перекачивающих станций. Наибольшее внимание уделено технологии очистки сточных вод от нефтепродуктов методом напорной флотации; приведены новые научные обоснования и методика расчета основных элементов напорных флотационных установок.
Книга предназначена для инженерно-технических работников, занятых исследованием, проектированием, строительством и эксплуатацией очистных сооружений нефтебаз и перекачивающих станций. Она может быть полезной для специалистов многих других отраслей народного хозяйства, связанных со строительством и эксплуатацией производственной канализации жидкотопливных хранилищ различного назначения.

Учеб. для техн. спец. вузов О-92 «ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» / С.В. Белов, Ф.А. Барбинов, А.Ф. Козьяков и др. Под ред. С.В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1991. – 319 с.: ил. ссылка (3,7 Мб)

В учебнике рассмотрены правовые, организационные, технические и социально-экономические аспекты защиты окружающей среды; основные источники и виды загрязнений, поступающих от машиностроительных предприятий и транспортно-энергетических установок, принципы нормирования, методы расчета и конструктивные схемы средств очистки газовых и жидких выбросов, методы утилизации и переработки промышленных отходов, малоотходные и безотходные процессы, мероприятия по защите от шума, инфразвука, вибрации.
Второе издание (1-е – учебное пособие, 1983) переработано и дополнено сведениями о защите окружающей среды от электромагнитных и ионизирующих излучений, о комплексной оценке влияния промышленного объекта на окружающую среду и методах контроля ее состояния.

Тищенко Н.Ф. — ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. РАСЧЕТ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ВОЗДУХЕ. Справ. изд. – М.: Химия, 1991. – 368 с., ил. ссылка (9 Мб)

Приведены расчетные методы определения вредных веществ, поступающих в окружающую среду через неплотности в оборудовании, при отборе проб, открытом хранении сырья, а также от воздушек аппаратов; рассмотрены методы расчета распределения выделяющихся вредных веществ в системах местной и общеобменной вентиляции, а также методы расчета эффективности работы местных отсосов при загрязнении воздушных потоков пылевыми и газообразными вредными веществами. Особое внимание уделено определению концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе на рабочем месте.
Предназначена для инженерно-технических работников предприятий, проектных и научно-исследовательских институтов, занимающихся вопросами инвентаризации пылевых и газовых выбросов, проектированием систем вентиляции, установлением предельно-допустимых выбросов (ПДВ), разработкой новых технологических процессов и оборудования, а также вопросами охраны труда и защиты атмосферного воздуха; может быть полезна преподавателям вузов и студентам соответствующих специальностей.

Да, конечно, по большей части это старые книги, но, тем не менее, не утратившие своей ценности. Я вообще считаю, что в советский период были изданы самые лучшие книги в области экологии и охраны окружающей среды.

А для изучения старых изданий я вижу несколько причин:
1. Необходимо знать историю развития и становления науки экологии в нашей стране, её дисциплин и практического применения методов охраны окружающей среды.
2. По большей части практика охраны окружающей среды не претерпела значительных изменений после советского периода, поэтому в этих книгах можно найти много полезной информации для практического применения.
3. Необходимо понимать, почему теория и практика нормирования качества окружающей среды и допустимых воздействий на неё сложилась в нашей стране именно так, а не иначе. Если нам предстоит принимать решения в области охраны окружающей среды, то мы должны понимать, что и как необходимо изменить, а что оставить для следующих поколений. Упс…

Книга «ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» / Под ред. Г.И. СИДОРЕНКО; АМН СССР. – М.: Медицина, 1985. – 403 с., ил. ссылка (3,8 Мб)

Работа подготовлена коллективом авторов, главным образом из НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР.
В книге дается характеристика сравнительно молодой науки – гигиены окружающей среды, краткая история ее развития, излагаются вопросы влияния окружающей среды на здоровье населения, гигиенического регламентирования факторов окружающей среды, в том числе в воде, воздухе, почве, жилых и общественных зданиях, производственных помещениях, продуктах питания. Рассмотрены принципы и методы гигиенического регламентирования химических, биологических и физических факторов окружающей среды. Освещается принципиально новый раздел проблемы – методология единого гигиенического нормирования, а также методические вопросы по гигиеническим основам размещения и развития производительных сил в стране и ее регионах и другие вопросы. Основные положения и выводы работы основаны на исследованиях авторов и их сотрудников.
Монография рассчитана на гигиенистов, санитарных врачей и других специалистов, работающих в области охраны окружающей среды.
В книге 9 рис., 22 табл., список литературы 313 названий.

Головков С.И., Коперин И.Ф., Найденов В.И. — ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДРЕВЕСНЫХ ОТХОДОВ. – М.: Лесн. Пром-сть, 1987. – 224 с. ссылка (2,2 Мб)

Рассмотрены основные особенности древесных отходов как топлива. Дано описание котельного оборудования предприятий лесной промышленности, обеспечивающего полное использование тепла при сжигании древесных отходов. Рассмотрены технология подготовки древесных отходов к сжиганию, их хранение в буферных и межсезонных складах. Рассказано об организации учета расхода древесного топлива, механизации и автоматизации топливоподачи.
Для инженерно-технических работников лесной промышленности.
Табл. 43, ил. 73, библиограф. – 65 назв.

Бретшнайдер Б., Курфюрст И. — ОХРАНА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЙ: ТЕХНОЛОГИЯ И КОНТРОЛЬ. Пер. с англ. / Под ред. А.Ф. Туболкина. – Л.: Химия, 1989 – 288 с., ил. ссылка (3,8 Мб)

Рассмотрены источники загрязнения атмосферного воздуха. Указаны реальные пути ограничения выбросов химических, металлургических и других производств. Приведены экономические аспекты защиты атмосферы. Описаны основные процессы и оборудование, ограничивающие выброс твердых, жидких и газообразных загрязнений.
Для инженерно-технических и научных работников химической и смежных с ней отраслей промышленности. Может быть полезна преподавателям и студентам вузов.

Нормативные документы

Государственные доклады

Экологический словарь

В помощь начинающим

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

© 2004-2018 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт
Разработка, поддержка, информационно-технологическое сопровождение — ООО «Отраслевые информационные технологии»

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Учебно-методическое пособие для студентов биологических и экологических специальностей Балашов (стр. 1 из 19)

Саратовского государственного университета

по экологии и биологии

для студентов биологических и экологических специальностей

М. А. Занина — зав. кафедрой биологии и методики ее преподавания,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;

С. В. Кабанина — кандидат биологических наук, доцент;

Н. Ю. Семенова — кандидат биологических наук, старший преподаватель;

Е. М. Сулига — кандидат биологических наук, доцент.

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного социально-экономического университета

Кандидат биологических наук, доцент Балашовского филиала
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом
Балашовского филиала Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского.

П49 Полевые практики по биологии и экологии : учеб.-методич. пособие для студентов фак-та экологии и биологии / М. А. Занина, С. В. Кабанина [и др.]. — Балашов : Николаев, 2008. — 84 с.

В учебно-методическом пособии изложены методические рекомендации и задания к прохождению полевых практик студентами факультета экологии и биологии.

Пособие предназначено для студентов биологических и экологических специальностей, преподавателей, аспирантов, учителей школ.

ISBN 978-5-94035-341-6 © Занина М. А., Кабанина С. В. [и др.], 2008

О г л а в л е н и е

Полевая практика по ботанике с основами фитоценологии (2 курс). 6

Полевая практика по общей экологии (3 курс). 20

Полевая практика по биологическим основам
сельского хозяйства (3 курс). 29

Полевая практика по физиологии растений (3 курс). 51

Полевая практика по теории и методике
обучения биологии (3 курс). 67

Практика — одно из важнейших звеньев системы профессиональной подготовки будущего специалиста. Она является связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью. Организация и проведение практики — это целостный процесс, характеризующийся интегрированностью, взаимосвязанностью всех компонентов, что обеспечивает высокий уровень развития и функционирования. Обязательность организации практики — это подчинение всех ее частей, этапов, компонентов, функций основной цели — развитию индивидуальности студента как будущего специалиста, совершенствованию его компетентности как интегральному показателю.

Целью проведения практик на факультете биологии и экологии является обеспечение практической реализации знаний будущего специалиста
в соответствии с видами его профессиональной деятельности.

Факультет биологии и экологии обеспечивает проведение:

— полевых практик на собственной лабораторно-экспериментальной базе, на базах предприятий и организаций, с которыми заключены договора, в полевых условиях в окрестностях г. Балашова и Балашовского района;

— педагогических практик на базе образовательных учреждений, способных обеспечить высокий организационный уровень их реализации.

Полевые практики — обязательное звено учебного процесса в системе высшего образования естественно-научного направления. Данное учебно-методическое пособие посвящено организации полевых практик на факультете экологии и биологии.

В основные задачи полевых практик входят:

— развитие целостного научного мышления согласно сложившейся современной естественно-научной концепции о взаимосвязях и уровневой организации всех компонентов природы, о зависимости хозяйственной деятельности человека от окружающей природной среды и об антропогенном влиянии на среду;

— закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время аудиторных занятий;

— изучение и распознавание существующего в природе биоразнообразия с учетом влияния местных условий;

— выработка навыков ведения наблюдений за природными процессами и явлениями;

— освоение методик проведения полевых исследований;

— овладение умениями и навыками, необходимыми для ведения самостоятельной исследовательской работы с природными объектами.

В пособие включены задания, методические рекомендации к их выполнению, рекомендуемая литература и т. д. по ряду полевых практик: по ботанике с основами фитоценологии, общей экологии, биологическим основам сельского хозяйства, физиологии растений, теории и методике преподавания биологии. Пособие может быть полезным для студентов биологических специальностей, преподавателей, аспирантов, учителей школ.

Программа включает сезонную и летнюю полевые практики, которые проводятся после завершения лекционно-лабораторного периода работ, как правило, в июне. Такая структура позволяет ознакомить студентов
не только с летней растительностью, но и с состоянием растительного покрова в другие сезоны.

Летняя учебная практика студентов биологов является одной из важных и необходимых форм их подготовки. Она способствует глубокому
и сознательному изучению биологии растений, знакомит студентов с методами полевых исследований, прививает навыки самостоятельной научной работы.

Основная цель практики состоит в том, чтобы показать взаимосвязь
и единство как отдельных растительных организмов, так и фитоценозов
с условиями среды, всех элементов природного комплекса (биоценоза).
В связи с этим летняя учебная практика по систематике растений имеет большое значение для общебиологического образования студентов — биологов всех специальностей.

В период полевой практики по ботанике на 2 курсе студенты знакомятся с растительным покровом как компонентом биосферы. Следует обратить внимание на те особенности растительного покрова, которые рассматриваются в курсе ботаники и общей биологии в средней школе. Изучение растительности начинается с флоры как ее органической
составной части.

Особое внимание следует обратить на трудные для определения семейства (злаки, осоки, сложноцветные). Кроме того, необходимо углубить знания по систематике низших и высших растений, так как мхи, папоротники, а иногда и лишайники играют важную роль в сложении фитоценозов.

В ходе полевой практики на 2 курсе, которая завершает двухлетнюю работу студентов по ботанике, должны использоваться, конкретизироваться и пополняться все ботанические знания студентов, поэтому задачи ее многообразны.

В результате летней практики студент должен:

— уметь отличать основные типы растительного покрова;

— изучить флору и закономерности распределения и состав ведущих растительных сообществ (Саратовской области);

— усвоить методы флористических, исследований и выработать соответствующие практические навыки в определении растений по репродуктивным и вегетативным признакам;

— приобрести твердые знания об основных видах местной флоры
(200 видов), знать их латинские названия (100 видов);

— иметь представления о влиянии растительных сообществ на окружающую среду и об антропогенном воздействии на растительные сообщества, а также знать предохранительные меры для каждого типа фитоценозов;

— приобрести навыки хозяйственной приблизительной оценки растительного покрова (смена пород, заболачивание лугов и т. д.);

— уметь оценивать роль и состояние отдельных видов и фитоценозов, хозяйственно ценных растений: кормовых, технических, лекарственных, медоносных, редких, исчезающих видов.

Для зачета студент должен представить:

— гербарий (30 листов);

— аннотированный систематический список известных студенту растений района практики (флористическая тетрадь);

— письменный отчет о выполнении индивидуальной темы.

Успешное решение поставленных задач предполагает самостоятельное ознакомление студентов с вопросами систематики, основными понятиями биогеоценологии.

Наряду с групповыми экскурсиями проводится и самостоятельная работа студентов.

Примерное распределение дней полевой практики

stopsmoking

Учебник По Экологии Для Вузов Скачать Бесплатно

Бесплатно скачать учебник Основы экологии, лекции, пособия по этой дисциплине На странице представлены учебники экологии для вузов и школ в.

Бесплатная библиотека — учебники, шпаргалки, кандидатский минимум. Бесплатно скачать учебник Основы экологии, лекции, пособия по этой дисциплине. На портале представлена литература разных направлений и тем. У нас вы можете скачать учебник по экологии. экономике, английскому языку и другим дисциплинам.

Все книги можно скачать бесплатно и без регистрации. Учебник содержит базовые сведения по экологии и рациональному использованию. Ключевые слова: книги для ipad книги для ibooks, на русском, скачать бесплатно, учебник для iPad, для вузов, для школ, экология, мультимедийный. Содержание раздела Книги и учебники по экологии. Ниже Вы можете бесплатно скачать электронные книги и учебники и читать статьи и уроки к. Чернова Нина — Общая экология, скачать бесплатно книгу в формате fb2, doc, rtf, html, Учебник по курсу общей экологии предназначен для студентов. Скачать учебники, учебные пособия, справочники и дополнительную литературу по экологии для студентов и школьников.

Бесплатно скачать учебник Основы экологии, лекции, пособия по этой дисциплине На странице представлены учебники экологии для вузов и школ в. Гусакова Н.В., Воробьёв Е.В. Экология для технических вузов PDF Чтобы бесплатно скачать этот файл на максимальной скорости, зарегистрируйтесь.

Общедоступное хранилище знаний StudySpace предлагает выбрать и скачать учебные пособия и книги по экологии. Этот предмет включен в программу школ и вузов, поэтому лекции и дополнительный материал необходимы для полноценного обучения. Найти и скачать электронные учебники вы можете в этом разделе. На странице представлены учебники экологии для вузов и школ в большом количестве, и вы имеете возможность выбрать и загрузить на свой компьютер необходимые пособия. StudySpace предоставляет возможность лекции, готовые шпаргалки и любой учебник по основам экологии скачать непосредственно на портале. Достать учебник бесплатно и быстро можно на StudySpace.

Наша электронная библиотека предлагает скачать учебник Экология человека абсолютно бесплатно.

Методическая разработка классного часа по экологии для студентов колледжа

Классный час в колледже на тему экологииМетодическая разработка классного часа для учащихся колледжа «Земля – колыбель человечества»Разработка предназначена для оказания помощи учителям в подготовке и проведении классного часа об экологии и защите природы.

Автор: Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г. Павлодар

Цель: углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию.

Задачи:

1. Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.

2. Развивать способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья под влиянием факторов окружающей среды.

3. Воспитывать чувство заботы о здоровье окружающих.

Форма проведения: проблемная беседа, викторина.

Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы.

Оформление кабинета: плакаты и рисунки на экологическую тематику.

Ход классного часа

1. Организационный момент. Приветствие участников. Настрой на позитивную работу.

Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Давайте улыбнемся друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха в любом деле!

2. Определение темы занятия.

Сегодня мы поговорим с вами об одной из планет Солнечной системы, о нашей родной Земле! А эпиграфом к нашему классному часу я выбрала слова М. Пришвина «Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг».

3. Актуализация знаний.

Ребята, мы живем с вами на удивительной планете, которая является нашим общим домом. Это планета Земля, и не случайно ее главные богатства созвучны с названием. Земля – наш дом, земля – наша кормилица. Родная земля, Родина – это место, где человек родился, которое навсегда останется дорогим для него. И люди обязаны заботиться о сохранении природы на нашей планете, потому что это из-за нас происходят негативные изменения в окружающей среде.

Когда-то наши предки только выращивали растения, разводили домашних животных, а сейчас мы строим громадные промышленные предприятия, используем множество автомобилей, вырубаем деревья. Конечно, развитие нашей цивилизации не должно останавливаться. Только надо не забывать, что расходовать ресурсы планеты следует разумно, осторожно, и первостепенной задачей людей является забота о чистоте окружающей среды.

Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства. Все в природе взаимосвязано. Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу. Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая. Если постоянно загрязнять воздух и воду, человечество не сможет выжить в условиях экологической катастрофы.

Даже древние люди, которые не владели научными знаниями, с почтением относились ко всем сокровищам Земли. Сегодня в век прогресса и технологий мы знаем, каким образом защитить природу. Я бы хотела, чтобы все известные секреты природы люди направляли не на разрушение, а на сохранение нашего общего дома.

Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы? (Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т. д.)

4. Основная часть.

Выходит чтец и под тихую спокойную музыку читает стихотворение «Стон Земли».

Чтец 1: Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невада,-

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И сотрясая твердь землетрясеньем

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли.

Чтобы меня от гибели спасти!

Чтец уходит, выходят ведущие.

Ведущий 1: А какая она, наша Земля? Необычная, удивительная, прекрасная! Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки вод, носит на себе океаны, облака и грозовые тучи. Принимает ливни, снегопады и туманы. Поражает жерлами дымных вулканов. Взращивает деревья, кустарники, травы. Пускает птиц в небеса и по всем лесам – разнообразных зверей.

Ведущий 2: Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом?

Ведущий 1: Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).

Ведущий 2: Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах — кровь, в древесных корнях — жилы, в травах и растениях — волосы.

Ведущий 1: Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Но люди должны обращаться с ним бережно. Механизм жизни прочен необычайно, но не беспредельно. В случае его поломки пересесть нам будет не на что.

Выходит чтец, читает стихотворение Н. П. Тумановой «Зов сердца»:

Чтец 2: Я призываю всех совсем не зря:

Мутнеют реки и леса горят,

Озера высыхают и моря –

Я призываю всех совсем не зря!

Кругом заводы, фабрики, поля –

От равнодушия измучена земля.

От безразличия грустит даже вода,

А без нее погибнут города.

Ведь вся надежда нынче на тебя!

Ни перед чем, мой друг, не отступай,

Любую подлость строго пресекай,

Любую глупость с честью презирай.

Все в нашей жизни может пригодиться:

Сполна водою чистой насладиться,

Послушать утром трели соловья,

Услышать голос звонкого ручья.

Не так легко нам будет, но ведь важно,

Чтоб понял наконец-то житель каждый,

Что равнодушию пора сказать нам – «Нет!»

Уже мы натворили много бед.

И если сложим мы усилья наши.

Поверь, Земля ведь точно станет краше.

Трава зеленой будет под ногами.

И звонче пенье птиц под облаками.

Ведущий 1: Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни звери. С чего начать? С самого простого. Увидели в лесу или на берегу реки мусор – уберите его, закопайте в землю. Не ломайте веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывайте молодую поросль. Берегите птиц, муравьев! Первое, с чего начнется ваша дружба с природой, будет то, что вы не принесете ей вреда!

Ведущий 2: Когда-то давно природа решала: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе.

Чтец 1: Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Сейчас нам не до этого

Аэродромы, пирсы и перроны,

И реки без воды.

Все меньше — окружающей природы.

Все больше — окружающей среды.

Ведущий 1: Планета наша весьма засорена, но человечество еще не до конца осознало, сколько опасностей таит в себе жизнь на огромной свалке. Что достанется нашим детям в наследство? Как они смогут обитать на нашей некогда чистой и прекрасной планете? Сейчас мы познакомим вас с некоторыми фактами, касающимися загрязнения нашего общего дома продуктами жизнедеятельности человечества.

Ведущий 2: Воздух. Ученые подсчитали, что только за один год в атмосферу выбрасывается более 5 млрд. тонн углекислого газа, который истончает озоновый слой, в результате чего образуются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра существует над Антарктикой, временами расширяется и уменьшается – над Арктикой, Европой, Москвой. Эти дыры пропускают ультрафиолетовые лучи, которые пагубно сказываются на здоровье людей. Кислорода на Земле становится с каждым годом все меньше и меньше, благодаря вырубке лесов и увеличению вредных выбросов промышленных предприятий.

Ведущий 1: Вода. Учеными доказано, что ежегодно во всем мире в водоемы попадает столько бытовых и промышленных отходов, что их хватило бы на заполнение 10 тыс. товарных поездов. При исследовании вод Арктики даже в них был обнаружен стиральный порошок.

В результате деятельности людей реки Европы – Сена, Дунай, Рейн, Волга – стали непригодны для купания. Во многих сибирских реках появились микроорганизмы, вредные для человека и животных, причиной этого являются затонувший лес и загрязненные стоки.

Ведущий 2: Почва. Каждый должен помнить, что почва образуется очень медленно, в течение сотен и даже тысяч лет. А вот разрушить ее можно очень быстро и легко. За последний век на Земле уничтожена приблизительно четверть всех плодородных почв. Люди в прошлом столетии осваивали целинные и залежные земли. Первые несколько лет они получали отличные урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.

Ведущий 1: Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Ведущий 2: Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека?

Чтец 2: Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету!

Ведь другой на свете нету!

Ведущий 1: Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.

Ведущий 2: И если каждый человек будет охранять свою Родину, то все вместе мы сохраним свою планету по имени Земля.

Чтец 1: Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Чтец 2: Берегите времени крутые повороты,

Радость, вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость жизни, Молока и Хлеба.

Берегите доброту и жалость,

Чтоб они за слабого сражались.

5. Экологическая викторина

Ход игры

1 ведущий: А теперь проведем небольшую викторину. Она необычная – экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.

2 ведущий: Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть — 97% — идет. в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки — покупай, покупай, покупай. А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

1 ведущий: Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

2 ведущий: Моя планета — человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком.

Где сточная канава – океан.

Где вся природа поймана в капкан.

Где места нет ни аисту, ни льву

Где стонут травы: больше не могу!

1 ведущий: Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая.

Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.

Все еще живет! Все еще людям верит!

Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!

2 ведущий: Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

(Группа делится на 2 команды, ведущие знакомят участников викторины с правилами игры).

1 этап.

«Что мы знаем о мусоре и отходах»

1 ведущий: Сейчас каждая команда получит по три таблички-указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос я буду давать три варианта ответа. По сигналу ведущего капитан команды будет поднимать табличку с номером ответа. На обдумывание дается 10 секунд.

1. Что составляет большую часть мусора, который загрязняет Землю?

2. Жители какого города производят наибольшее количество бытовых отходов?

3. Назовите самую процветающую отрасль промышленности во Франции.

а) Производство бытовой техники;

в) переработка мусора.

4. Что нужно сделать перед утилизацией отходов?

а) Собрать в одном месте;

5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) сжечь при специальных условиях;

6. О чем необходимо в первую очередь думать, выбирая место свалки?

а) Об ограждении места свалки;

б) об укомплектование соответствующей техникой;

в) о защите поверхности земли и грунтовых вод.

7. Что влечет за собой появление незаконных свалок?

а) Изменение климатических условий (температура, влажность);

б) разрушение почвы;

в) гибель животных.

8.Что является основой для разработки санитарных норм?

а) Присутствие тяжелых металлов в воздухе;

б) предельно допустимая концентрация вещества;

в) государственный стандарт качества.

9. На какие регионы и территории оказывают влияние вредные выбросы?

а) Только на те, где загрязнение возникло;

б) на прилегающие территории;

в) даже на удаленные от места загрязнения территории.

10.Наиболее опасным для человека является наличие в воде:

б) бытового мусора;

в) минеральных удобрений.

11. Какая страна является самой загрязненной в Европе?

12. На какую отрасль приходится большая часть общего количества отходов в странах ЕЭС?

а) легкая промышленность;

б) тяжелая промышленность;

в) сельское хозяйство.

13. Какой вид радиоактивных отходов целенаправленно рассеивается в окружающей среде?

А) твердые вещества;

14. Какой метод борьбы с увеличивающимся количеством отходов является наиболее эффективным?

а) принятие правовых актов, регулирующих процесс;

в) вторичное использование отходов (рециркуляция).

15. Как называется поступление вредных веществ в среду обитания, которое приводит к сбоям в функционировании экологических систем?

а) Экологический кризис;

16. Какая отрасль промышленности лидирует по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу?

а) нефтегазоперерабатывающая отрасль;

17. Какой путь решения энергетической проблемы является оптимальным?

а) Экономия энергии;

б) использование энергии солнечных батарей;

в) развитие ветровой энергетики.

18. Что такое гарбология?

а) Наука о путешествиях;

в) наука, которая изучает климат.

19. Какое время пролежит выброшенный в лесу предмет из пластмассы?

в) более 100 лет.

20. За какое время выброшенная бумага будет уничтожена микробами?

2 этап. «Говорят малыши»

1 ведущий: А сейчас давайте попробуем вспомнить наиболее распространенные отходы. Придумать возможности их вторичного использования – важнейшая задача человечества. Я буду произносить фразы детей, которыми они описывают те или иные отходы. На каждый из видов отходов подготовлено 5 фраз. Вы должны понять, какой слово было задумано. Та команда, которая раньше назовет наименование отходов, получает 1 балл. Если команда ошибается, то из суммы ее очков один балл вычитается.

1.Он образуется при помощи коровы.

2.Когда его немного, он полезен.

3.Если его очень много, то это плохо.

4.Когда он попадает в реку, разрушается, а рыба задыхается и гибнет.

5.Он невкусно пахнет.

1.Из нее сделаны многие мои игрушки.

2.Она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов.

3.То, что из нее изготавливается, обычно не тяжелое.

4.Если нельзя жечь, потому что тогда образуется черный дым с плохим запахом.

5.Ее просто так выбросить в мусор нельзя, потому что она не разлагается.

1.Это изобретение китайцев.

2.Ее делают из деревьев.

3.Это очень легко загорается.

4.Она нужна для того, чтобы писать, рисовать.

5.Из нее образуется большое количество мусора.

1.Это получают из песка.

2.То, что из него делают, обычно бывает прозрачным.

3.Если оно упадет, то разобьется.

4.Когда это нагревают, оно начинает тянуться как тесто.

5.Если бросить это в лесу, то может случиться пожар.

1.Этого не бывает много в деревне, зато его всегда много в городе.

2.Если в городе много промышленных предприятий, то этого особенно много.

3.Он появляется от машин, станков, поездов.

4.Если с ним не бороться, то люди будут болеть.

5.От него загрязняется воздух и окружающая среда, а если его будет слишком много, то можно и опьянеть.

1.Ты этого никогда не видим.

2.Они вызывают у людей большое количество заболеваний.

3.Чем больше заводов в городе, тем больше будет этого.

4.Для того чтобы бороться с этим нужны растения с зелеными листочками.

5.Там где этого очень много, не могут вырасти лишайники.

Ответ: газовые отходы.

1.Если это сдать, то за него дадут деньги.

2.Он появляется, когда старые вещи приходят в негодность.

3.Он бывает везде, где живет и работает человек.

4.Он очень твердый.

5.Из него делают что-нибудь новое.

1.Она образуется при горении.

2.У этого бывает только черный цвет.

3.Это считается очень вредным для легких и вообще для человека.

4.От нее пачкается одежда человека, а в организме появляются болезни.

5.Этого больше в городе, чем в деревне.

1.Без этого человек не может обойтись.

2.Этим люди пользуются ежедневно.

3.Если это добавить в воду, то будет пена.

4.От этого гибнет рыба, умирают растения.

5.Это помогает нам бороться с грязью.

Ответ: мыло-моющие средства.

1.Оно очень легкое.

2.Если попадет в воду, то будет плавать наверху и не утонет.

3.Когда это попадает в реку, оно не дает дышать рыбам.

4.Нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязнит реку.

5.С поверхности воды это надо убирать.

Ответ: машинное масло.

Подведение итогов викторины, награждение победителей.

1 ведущий: Вот и подошел к концу наш классный час. Давайте же беречь нашу Землю – колыбель человечества, наш общий дом! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

2 ведущий: Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет,

Черные сотрешь ли, Человек?

1 ведущий: Поэтому, чтобы не случилось непоправимого, всегда думайте и заботьтесь о Земле. Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека – единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, – пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.

Смотрите еще:

  • Штраф тонировка статья Что грозит водителям за чрезмерную тонировку стекол в 2018 году Несмотря на активные попытки дорожно-патрульных служб бороться с таким явлением, как тонирование стекол и передних фар, это явление продолжает активно распространяться среди автолюбителей. Основная проблема данного […]
  • Законы об основных средствах предприятия Основные средства в бухгалтерском учете (нюансы) Основные средства в бухгалтерском учете представляют собой важный и в некоторых аспектах сложный участок учета. Ведь любое движение ОС (приобретение фирмой или выбытие из производства) требует от бухгалтеров организации четкого […]
  • Статья 335 ук Статья 335. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности 1. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и […]
  • Размер пенсии военных инвалидов Размер пенсии по инвалидности военнослужащим и особенности ее выплат В жизни каждого военнослужащего могут возникнуть обстоятельства, которые серьезно скажутся на его здоровье и, как следствие – трудоспособности. В связи с этим государство предусмотрело предоставление […]
  • Взаимозачет судебная практика Возможен ли взаимозачет заказчика - муниципального унитарного предприятия с контрагентом по заключенному в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" […]
  • Штрафы статья 151 Статья 151 УК РФ. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий Новая редакция Ст. 151 УК РФ 1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие […]
  • Суды по гражданским делам москва Районные суды г. Москвы — адреса и телефоны Конституционный Суд РФ Адрес: 103132, Москва, ул. Ильинка, 21 Телефон: (495) 206-17-62 Сайт: http://ks.rfnet.ru Проезд: М. “Китай-город(т/к)-100м”, Лубянка-300м, Площадь революции-400м, Верховный Суд РФ Справочная по гражданским делам […]
  • Срок сдачи декларации транспортного налога Срок сдачи декларации транспортного налога Президент РФ предложил свой вариант пенсионной реформы. Налоговая служба разместила на своем сайте первую партию сведений, которые раньше признавались налоговой тайной. Подписан закон, устанавливающий стандартную ставку НДС на уровне […]