Виды правовых режимов собственности

Рубрики Статьи

Содержание:

9. Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временные и пространственных границах те или иные субъекты и объекти права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблагприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия однородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права. Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

в зависимости от предмета правового регулирования выделя­ют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

в зависимости от их юридической природы — материальные и процессуальные режимы;

в зависимости от содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;

в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанав­ливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

в зависимости от функций права — режим особого регулиро­вания и особой охраны;

в зависимости от формы выражения — законный и договор­ный;

в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

в зависимости от сфер использования — внутригосударствен­ные и межгосударственные (режимы территориальных вод, эконо­мических санкций и пр.).

Понятие и виды правовых режимов имущества супругов. Законный и договорной режимы

Правоотношения супругов по поводу имущества представляют собой общественные взаимоотношения между ними в браке, которые регулируются нормами и законами семейного права. В данном контексте имеется в виду общая совместная собственность и материальное содержание, причем взаимное.

Понятие и виды правовых режимов имущества супругов, нажитого совместно

Совместным считается приобретённое в браке имущество, вне зависимости от того, на имя кого из супругов оно приобретено и на какие денежные средства.

Такое определение позволяет выделить два вида отношений между супругами, касающихся имущества:

  • Совместно приобретенная собственность.
  • Взаимное финансовое содержание, то есть правоотношения супругов по поводу алиментов.
  • Кроме Семейного кодекса, регулировать отношения между супругами имущественного характера может и Гражданский, если последний не противоречит первому. Действующее на данный момент законодательство выделяет два правовых режима имущества супругов с учетом их воли, а именно договорный и законный. Давайте рассмотрим их подробнее.

    Режим имущества на основании законодательства

    Все действия определяются законом. Семейный кодекс, а именно пункт 1 статьи 33, определяет законный режим имущества супругов как сферу их совместной приобретенной в браке собственности. Если до заключения брака не был подписан договор, предусматривающий иные условия, то при разводе собственность делится согласно установленному законодательству.

    По определению Гражданского кодекса, под совместно приобретенной собственностью понимается имущество без выделения доли каждого из супругов. Под совместно приобретенной собственностью семейная законодательная база понимает то имущество, которое в период законного брака было приобретено семейной парой.

    К таковому имуществу состоящих в браке партнеров относят:

  • Любые доходы каждого супруга, полученные от предпринимательской, интеллектуальной и трудовой деятельности.
  • Пособия, пенсии и другие нецелевые социальные выплаты, получаемые супругами.
  • Движимое и недвижимое имущество, акции, ценные бумаги, паи, доли в различных организациях, приобретенные на общий доход.
  • Иные виды собственности, которые были приобретены в период законного режима общего имущества супругов. Эти покупки признаются совместно нажитыми вне зависимости от того, за счёт чьих денежных средств они были получены.
  • Закон не дает исчерпывающий список имущества, которое можно охарактеризовать как совместное, так как в данный пункт можно включить любую собственность, не изъятую из гражданского оборота.

    Распоряжение и пользование совместным имуществом

    Пользование, владение и совместное распоряжение имуществом супругов регулируется 35 статьей Семейного и 253 статьей Гражданского кодекса. Существует одно общее правило: семейная пара осуществляет по взаимному согласию распоряжение, владение и использование совместного имущества. Однако это не исключает возможность распоряжения собственностью одним из супругов. Такого рода сделки должны оформляться с выполнением определенных условий, а именно:

  • Если сделка не предусматривает нотариального заверения и регистрации в государственных органах, то совершить ее можно без письменно оформленного согласия второго супруга, так как оно априори предполагается.
  • Если сделка может проводиться только при нотариальной поддержке и с условием обязательной регистрации в государственных органах, то необходимо заверенное согласие второго супруга на ее заключение.
  • Гражданский кодекс предусматривает ряд поводов для признания сделки недействительной. Семейный кодекс, в свою очередь, также включает в себя несколько пунктов, по которым сделка, совершенная одной из сторон с собственностью, находящейся в законном режиме имущества супругов, признается недействительной.

    Причины расторжения договора

    Основания для расторжения сделки, совершенной без участия второго супруга:

  • Сделка аннулируется, если будет доказано, что второй партнер не знал о ней или был заведомо не согласен.
  • Если сделка предусматривала нотариально оформленное подтверждение со стороны второго супруга, но была совершена без него, ее могут признать недействительной.
  • По закону, недовольная совершенной сделкой сторона может подать исковой документ в суд на протяжении одного года со дня подписания сделки или момента, когда супруг должен был узнать о ней.

    Раздельное имущество

    Статья 36 Семейного кодекса прописывает формы имущества, которые не включаются к категории совместного. В данный список входят:

  • Имущество и вещи, которые находились в собственности каждого из супругов до вступления в официальный брак.
  • Собственность, полученная в результате дарения, наследования или иным способом в безвозмездное пользование одного из супругов.
  • Личные вещи для индивидуального использования. Предметы роскоши и драгоценные украшения в данный список не входят.
  • Суд может принять решение о признании раздельным имущества, которое было приобретено в период прекращения семейных отношений, но до официального расторжения брака. Следует учесть, что просто раздельного проживания для признания собственности за каждым недостаточно, даже если между парой и устанавливается договорной режим имущества супругов.

    Это связано с тем, что по закону каждый из супругов может выбрать место жительства. Нужно также доказать факт прекращения брачных отношений.

    В исключительных случаях при определенных условиях совместной собственностью может быть признано раздельное имущество. Такого рода обстоятельствами могут быть увеличение на порядок стоимости имущества одного из супругов, благодаря совместным вложениям или заработку другого.

    Раздел общего имущества

    Супруги обладают правом на раздел совместно нажитого имущества как во время законного брака, так и при его расторжении и на протяжении трех лет после этого. Поделить собственность между парой можно двумя способами:

    1. По соглашению обеих сторон, которое можно оформить нотариально.
    2. Через суд. Обычно этим способом пользуются пары, которые не могут досудебно решить вопрос о разделе имущества.
    3. Главное, что необходимо решить – это доли, которые причитаются каждому из супругов. Иногда суд определяет конкретное имущество, которое будет закреплено за одним из супругов.

      Статья 39 Семейного кодекса предусматривает деление совместного имущества на равнозначные части между супругами. Это актуально, если нет брачного договора, в котором прописано иное. Однако есть и исключение из этого правила. Отдельно в Семейном кодексе вынесен пункт, согласно которому суд вправе разделить имущество в неравных долях, когда речь идет об интересах несовершеннолетних детей.

      На начальном этапе происходит деление долей в идеальном соотношении, затем происходит распределение конкретной собственности. Если один из супругов получает имущество большей стоимости, то другому назначается денежная или иная компенсация.

      При разделе совместно нажитого имущества необходимо учитывать и общие долги супругов. Они также разделяются с учетом определенных судом долей.

      Договорный режим имущества

      Данный вид режима имущества супругов регламентируется восьмой главой Семейного кодекса. Это новая для нашей страны практика, пока не распространенная повсеместно.

      Брачным контрактом называется соглашение, подписываемое лицами, оформляющими законный брак или находящимися в таковом. Данное соглашение регулирует имущественные права семейной пары в период брака или в случае развода. Это и есть договорный режим имущества супругов.

      Брачный контракт представляет собой гражданско-правовое соглашение. Поэтому в его составлении могут быть учтены нормы не только Семейного, но и Гражданского кодекса.

      К предмету брачного соглашения относят обязанности и права супругов в сфере имущества в период законного брака или при разводе. При заключении брака несовершеннолетними гражданами, законным режимом имущества супругов признается договор, который может быть подписан только после узаконивания отношений. В противном случае граждане не относятся к категории дееспособных.

      Условия для заключения договора согласно закону

      Таким образом, Семейный кодекс прописывает следующие условия заключения брачного договора:

      1. До вступления в законный брак. Контракт начинает действовать с момента регистрации брака.
      2. После узаконивания брака в любой момент времени.
      3. Брачный контракт должен быть оформлен с нотариусом, иначе он может быть признан недействительным.

        Содержание и условия брачного контракта

        42 статья Семейного кодекса перечисляет примерные пункты, которые должны быть предусмотрены брачным контрактом. Среди них:

      4. Изменение режима собственности, предусмотренного законом.
      5. Определение индивидуального режима имущества супругов.
      6. Установление обязанностей и прав семейной пары по содержанию собственности.
      7. Определение степени участия супругов в доходах друг друга.
      8. Определение формы несения расходов каждым из пары.
      9. Закрепление за партнерами имущества, которое останется при разделе.
      10. Иные положения договора, включающие обязанности и права супругов.
      11. Чего не может брачный контракт

        Закон предусматривает также условия, которые невозможно включить в брачный договор. Эти пункты предусматривают защиту прав и свободы супругов и иных членов семьи. По закону, брачный контракт не может:

      12. Накладывать ограничение на дееспособность и право супругов подать в суд с целью защиты своих интересов.
      13. Определять личные, не касающиеся имущества, отношения между семейной парой.
      14. Определять обязанности супругов в отношении детей.
      15. Ограничивать право недееспособного партнера на получение алиментов.
      16. Предусматривать пункты, которые являются неблагоприятными для одного из супругов.
      17. Включать пункты, противоречащие семейному законодательству.
      18. Внесение изменений и расторжение

        Брачный контракт может быть расторгнут или откорректирован по общему решению супругов в любое время. Оформление изменений или расторжение договора предусматривает участие нотариуса.

        В одностороннем порядке изменить договорный режим имущества супругов не получится. Это возможно сделать только в ходе судебного разбирательства, инициированного одним из партнеров. В данном случае суд будет применять не только нормы Семейного кодекса, но и отдельные статьи гражданского законодательства, которые регламентируют порядок расторжения гражданско-правовых соглашений.

        Основаниями для расторжения брачного контракта могут стать:

      19. Прекращение брачных отношений.
      20. Истечение периода действия документа.
      21. Решение суда, предусматривающее аннулирование договора.
      22. Выполнение всех условий соглашения о расторжении брачного контракта.
      23. Таким образом, опротестовать условия договора в случае несогласия с его пунктами практически невозможно.

        Признание договора недействительным

        Как и любое другое соглашение, брачный договор может быть полностью или частично признан по решению суда недействительным. Основания для такого решения можно условно разделить на две группы:

      24. Общие, которые прописаны в гражданском законодательстве.
      25. Специальные, регламентируемые Семейным кодексом (глава 7 СК РФ).
      26. Брачный контракт может быть признан оспоримым или ничтожным в зависимости от того, какие пункты и условия, предусмотренные им, были нарушены.

        Ничтожным считается договор, если он:

      27. Был подписан с нарушением нотариально предусмотренной формы.
      28. Составлен без учета законов и правовых актов и в противоречии с ними.
      29. Был заключен фиктивно, без желания вызвать правовые последствия.
      30. Был подписан как прикрытие другой сделки.
      31. Подтвержден лицом, являющимся недееспособным.
      32. С учетом особых условий брачный контракт признается ничтожным в следующих случаях:

      33. Если в нем содержатся пункты об ущемлении прав и свобод одного из супругов.
      34. В случае, когда договором накладывается ограничение на подачу искового заявления в суд.
      35. Когда контракт определяет личные супружеские взаимоотношения, не касающиеся имущества, а также детей.
      36. Если договор вступает в противоречие с нормами Семейного кодекса.
      37. Если брачный контракт ограничивает недееспособного супруга в его праве на получение алиментов.
      38. Оспоримый договор

        Оспоримым брачный договор признается, если он подписан:

      39. Недееспособным лицом.
      40. На фоне заблуждения.
      41. В следствие насилия, угроз, обмана или стечения тяжелых обстоятельств.
      42. Лицом, которое не способно понимать совершенные действия и воспринимать их должным образом.
      43. Вышеперечисленные обстоятельства являются общими. Существуют также специальные основания, которые предусматривают создание неблагоприятных для одного из супругов последствий.

        Виды правовых режимов, применяемых в международном частном праве

        Режим наибольшего благоприятствования_____________________________

        Национальный режим означает наделение иностранных субъек­тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе­мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства. Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав­торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые вы­пущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До­говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос­тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы­пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре­доставляемой настоящей Конвенцией.

        В соответствии со ст. 47 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис­хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль­зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе прин­ципа взаимности.

        Принцип национального режима применяется и к публичным пра­воотношениям. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих из иностранных государств применяется национальный режим. В соот­ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста­навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе­нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож­дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери­нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова­ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

        Режим наибольшего благоприятствования означает предостав­ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму­ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра­жданства третьего государства.

        В соответствии с п. 3 ст. ст. 29 Федерального закона от 8 декаб­ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран­ного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало­гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон­курирующим товарам российского происхождения в отношении прода­жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис­пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

        Согласно ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти­мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо­гут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста­навливаются законодательством Российской Федерации.

        Специальный режим — это режим, предусматривающий изъятия из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на­ционального режима федеральными законами могут быть установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь­ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

        Согласно ст. 19.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо­го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.

        Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос­сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри­дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж­дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото­рой проживает половина и более половины численности населения Рос­сийской Федерации.

        ВФ качестве положений специального режима можно отметить отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст­венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно­сти и т.д.

        Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда­не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об­ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези­дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода­тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответст­вии с федеральными законами.

        В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж­данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе­мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, но не праве собственности.

        Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на­зывают режим взаимности и режим реторсий.

        Взаимность означает предоставление одним государством (груп­пой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым госу­дарством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар­битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы­несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон­венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре­доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав­ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий­ской Федерации.

        Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом по­ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представи­тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна­листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера­ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра­ничений.

        Различают формальную и материальную взаимность. Под фор­мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются граждане данного государства. Данное положение практически тождест­венно национальному режиму.

        Под материальной взаимностью понимается предоставление иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото­рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не мо­жет превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения.

        В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче­ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от­ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

        Правительство Российской Федерации может вводить меры огра­ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб­ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

        1) не выполняет принятые им по международным договорам обя­зательства в отношении Российской Федерации;

        2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте­ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни­ципальных образований или российских лиц либо политические интере­сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст­ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

        3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц;

        4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо­правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го­сударства на территории Российской Федерации.

        Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин­теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри­знанными принципами и нормами международного права, международ­ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и российских лиц.

        Решение о введении ответных мер принимается Правительством Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос­сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за­кона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

        Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите эко­номических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря­док их введения и применения. Так, если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле­но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде­рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить специальные защитные меры в отношении такого товара посредством введения импортных квот или специальных пошлин.

        Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании ино­странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно которому при введении иностранным государством порядка, в соответ­ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра­ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре­бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан этого государства в Российскую Федерацию.

        1. Понятие правового режима информационных ресурсов

        правовой режим собственности;

        режим исключительных прав;

        режим обязательственного права.

        В содержание правового режима информационных ресурсов включаются:

        порядок документирования информации;

        положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий;

        принятие мер по охране информации (способы охраны и порядок их применения). Следует отметить, что охрана — более широкое понятие, чем понятие «защита информации», и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения.

        В свою очередь, следует отметить, что порядок защиты одинаков для всех объектов правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты — это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия.

        Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов закрепляются также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 — 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права, установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры.

        Правовые режимы прав собственности

        Виды правовых режимов в свете теории прав собственности

        Важное место в теории прав собственности принадлежит сравнительному анализу различных правовых режимов.

        Исходя из критерия исключительности прав собственности, известный российский экономист Андрей Евгеньевич Шаститко выделяет следующие виды правовых режимов: свободный доступ, коммунальная, государственная и частная и собственность.

        А.С. Скоробогатов придерживается такой же структуры правовых режимов, при этом прямо называет их разновидностью спецификации/размывания прав собственности.

        Эти основные режимы прав собственности могут существовать в самых различных комбинациях в разных странах.

        • Общая собственность (свободный доступ). При системе общей собственности доступ ко всем ресурсам открыт любому субъекту эеономики. На первый взгляд такая ситуация может показаться невозможной, так как только неэкономические блага могут находится в свободном доступе.

        Однако, изучив теорию прав собственности более детально, можно придти к выводу, что и для ограниченных благ также может сохраняться режим свободного доступа. Такая возможность возникает при условии, что ожидаемые выгоды от спецификации прав собственности оказываются ниже затрат по спецификации и защите прав собственности, которые определяются естественными особенностями объекта собственности, моральными установками индивидуумов, техническими возможностями контроля, действенностью санкций за нарушения и др.

        Иными словами, создавать спецификацию и защиту прав собственности экономически целесообразно, лишь в том случае, если польза от их использования в виде ренты превышают затраты на создание и защиту прав собственности, т.е. если выполняется следующее условие:

        Где NPVp —чистая приведенная ценность вложений в создание исключительных прав собственности на редкий ресурс;

        Ct —текущие затраты, связанные с защитой прав собственности в период времени t;

        Rt —выгоды в виде ренты, получаемые благодаря спецификации и защите прав собственности в период времени t.

        В других случаях режим свободного доступа является наиболее приемлемым и разумным. Следует также добавить, что несмотря на то, что система общедоступной собственности требует минимальных издержек по ее обеспечению и препятствует образованию предпринимательских монополий, она в свою очередь подрывает основы благосостояния общества из-за так называемой проблемы «трагедии общедоступности». Этим термином обозначается склонность к хищническому использованию общей собственности, результатом которого становится быстрое истощение ресурсов в открытом доступе.

        Действительно, представим себе хвойный лес с разнообразным животным и растительным миром. Права собственности на использование леса, в частности на вырубку деревьев для заготовки древесины находится в свободном доступе. В таком случае экономические агенты, не ограниченные в своих действиях никакими законами, или «правилами игры», будут эксплуатировать лес вплоть до полного истощения ресурсов. Каждый руководствуется лишь своим стремлением максимизировать выгоды, и в результате складывается ситуация «сверхиспользования» ресурса. Однако угроза истощения ограниченных ресурсов может привести к изменению режима открытого доступа на режим частной, государственной или коммунальной собственности.

        • Государственная собственность. Право государственной собственности означает, что всем пучком прав или различными его элементами обладает исключительно государство, причем, доступ к ресурсу происходит опосредованно, через многоуровневую систему представителей в виде государственных органов.

        В рамках данного режима собственности предоставление ресурсов субъектам хозяйствования осуществляется (или по крайней мере должно осуществлятся) исходя из коллективных интересов общества.

        Стоит отметить, что отдельный человек сталкивается с невозможностью доступа к ресурсам ввиду масштабов государственной собственности, а исполнитель (чиновник) не обладает достаточной информацией и стимулами для использования ресурсов в интересах поручителя. Кроме того, режим государственной собственности порождает серьезные потери в эффективности из-за вытеснения добровольных форм сотрудничества принудительными и политизации процесса принятия решений.

        На этом основании делается заключение, что государственной собственности как правовому режиму присущи тенденции к стихийной приватизации, которая выражается в возникновении неформальных правомочий в отношении объектов государственной собственности частного или коммунального характера. Этот процесс проявляется в использовании государственной собственности в личных или коллективных целях, что (согласно модели Финдла-Уилсона) приводит к полному вымыванию ренты правителя.

        Однако существует ряд защитных механизмов, которые препятствуют распаду государственной собственности, в числе которых:

        • формальное голосование, которое реализуется через участие граждан в выборах органов власти;

        • неформальное голосование в форме эмиграции как в пределах, так и за пределы страны;

        • внутренняя конкуренция в лице оппозиционных деятелей и партий, которые стремятся заменить существующую власть;

        • внешняя конкуренция — конкуренция со стороны других государств, которая может повлечь за собой появление политической или экономической зависимости;

        • идеология, препятствующая оппортунизму и формирующая у индивидов убеждения, которые способствуют сохранению существующего строя.

        Кроме того, стоит отметить, что государственная собственность часто оказывается необходима при производстве многих общественных благ, таких например, как национальная оборона, бесплатное образование, правопорядок и другое.

        • Коммунальная собственность. Система коммунальной собственности определяется наличием исключительности относительно определенного набора правомочий, но распространяется только на тех индивидуумов, которые не входят в рассматриваемую общность. Таким образом, предполагается обладание исключительными правами собственности только для членов общины в рамках отношения к членам других общин. Однако последствия функционирования данного правового режима будут различными в зависимости от распределения правомочий внутри данной общности (деревни, семьи, общины и др.). Возможны три ситуации в отношении ресурса: недоиспользование, сверхиспользование и оптимальное использование.

        Если член данной общности не имеет исключительного права на доход, и распределение происходит на основе уравнительного принципа, то возникнет ситуация недоиспользования ресурса: субъекты в любом случае будут получать стабильные выгоды в обмен на неопределенные затраты, то есть будет отсутствовать связь между затраченными трудовыми усилиями и полученным доходом.

        Ситуация сверхиспользования ресурса может сложиться в том случае, если распределение будет установлено в соответствии с вложенными усилиями, в результате чего в пределах общины ограниченный ресурс будет находиться в свободном доступе, что затрудняет устойчивое положение коммунальной собственности.

        Эффективное использование ресурса коммунальной собственности можно рассматривать в рамках распределительной демократии, когда использование ресурса определяется посредством голосования. В этом случае предпочтения агрегируются, и их можно рассматривать как выражение общественного интереса. Таким образом исключается неэффективность использования ограниченного ресурса, связанная как с режимом открытого доступа, так и с проблемой «безбилетника» в ситуации сверхиспользования ресурса.

        Режим коммунальной собственности имеет определенные преимущества. Во-первых, небольшие издержки защиты прав собственности по сравнению с режимом частной собственности и меньшая склонность индивидуумов к оппортунизму. В данном случае срабатывает эффект экономии при защите прав собственности, основанный на том, что в процессе защиты прав собственности происходит объединение людей и разделение труда между ними. С другой стороны, система коммунальной собственности жизнестойка в том случае, когда общность людей однородна, а их экономические интересы или совпадают, или достаточно близки. В этом случае оппортунизм как сильная форма эгоистического поведения менее эффективна, чем слабые формы выражения личных интересов.

        При увеличении группы и усилении дифференциации экономических интересов усиливаются и ограничения данного правового режима. Увеличение разнородности предпочтений членов группы касательно тех или других общественных альтернатив усиливает вероятность проблемы зацикливания голосования вследствие нетранзитивности общественных предпочтений.

        • Частная собственность. Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем пучком прав собственности. Все, кроме собственника, исключены из доступа к ресурсу: он сам решает, как использовать и на каких условиях передавать имеющиеся у него полномочия. Более подробно режим частной собстенности рассмотрим в следующем параграфе.

        Подводя итог характеристике четырех правовых режимов (свободный доступ, коммунальная, государственная и частная и собственность) можно заключить, что каждый из них обладает своими специфическими преимуществами и ограничениями, в силу которых ни один из них не является абсолютно устойчивым. Процессы спецификации и размывания, сочетания и комбинации различных видов правомочий определяют процессы трансформации и взаимного перетекания правовых режимов.

        6. Виды правовых режимов, применяемых в международном частном праве

        Законодательством и международными договорами предусматри-

        ваются следующие виды правовых режимов.

        Режим наибольшего благоприятствования

        Национальный режим означает наделение иностранных субъек-

        тов (физических, юридических лиц), лиц без гражданства тем же объе-

        мом прав и обязанностей, которые имеют субъекты данного государства.

        Так, например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав-

        торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами

        любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До-

        говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос-

        тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы-

        пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре-

        доставляемой настоящей Конвенцией.

        В соответствии со ст. 47 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1

        «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест проис-

        хождения товаров» иностранные юридические и физические лица поль-

        зуются правами, предусмотренными настоящим Законом, наравне с

        юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу

        международных договоров Российской Федерации или на основе прин-

        Принцип национального режима применяется и к публичным пра-

        воотношениям. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря

        2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

        внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих

        из иностранных государств применяется национальный режим. В соот-

        ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста-

        навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе-

        нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож-

        дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери-

        нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова-

        ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам,

        происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким

        они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

        Режим наибольшего благоприятствования означает предостав-

        ление иностранным лицам, лицам без гражданства таких прав, преиму-

        ществ и льгот, какие предусмотрены для иностранных лиц, лиц без гра-

        жданства третьего государства.

        В соответствии с п. 3 ст. ст. 29 Федерального закона от 8 декаб-

        ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования

        внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран-

        ного государства или групп иностранных государств, предоставляется

        режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало-

        гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон-

        курирующим товарам российского происхождения в отношении прода-

        жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис-

        пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

        Согласно ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ

        «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» изъятия сти-

        мулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов мо-

        гут быть установлены в интересах социально-экономического развития

        Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления уста-

        навливаются законодательством Российской Федерации.

        Специальный режим – это режим, предусматривающий изъятия

        из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

        Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об

        иностранных инвестициях в Российской Федерации» из принципа на-

        ционального режима федеральными законами могут быть установлены

        изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов толь-

        ко в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-

        ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

        других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

        Согласно ст. 19.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О

        средствах массовой информации» иностранное юридическое лицо, а

        равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля

        (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которо-

        го составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации,

        имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями

        Иностранный гражданин, либо без гражданства и гражданин Рос-

        сийской Федерации, имеющий двойное гражданство, иностранное юри-

        дическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным

        участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном)

        капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреж-

        дать организации (юридические лица), осуществляющие телевещание,

        зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более

        половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на кото-

        рой проживает половина и более половины численности населения Рос-

        ВФ качестве положений специального режима можно отметить

        отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст-

        венной власти Российской Федерации, занимать определенные должно-

        Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда-

        не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об-

        ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на

        приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези-

        дентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законода-

        тельством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных

        установленных особо территориях Российской Федерации в соответст-

        вии с федеральными законами.

        В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

        N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

        иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без граж-

        данства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале

        которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц,

        лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на зе-

        мельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на

        праве аренды, но не праве собственности.

        Зачастую в качестве самостоятельного вида правового режима на-

        зывают режим взаимности и режим реторсий.

        Взаимность означает предоставление одним государством (груп-

        пой государств) другому государству (группе государств) определенного

        режима международной торговли взамен предоставления вторым госу-

        дарством (группой государств) первому государству (группе государств)

        такого же режима. Так, при ратификации СССР в 1960 г. Нью-йоркской

        Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных ар-

        битражных решений 1958 г. сделал заявление, что положения настоящей

        Конвенции будут применяться в отношении арбитражных решений, вы-

        несенных на территории государств, не являющихся участниками Кон-

        венции, лишь на основе взаимности. Согласно ст. 47 Закона РФ от 23

        сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и

        наименованиях мест происхождения товаров» право на регистрацию в

        Российской Федерации наименований мест происхождения товаров пре-

        доставляется юридическим и физическим лицам государств, предостав-

        ляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Россий-

        Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом по-

        ложении иностранных граждан в Российской Федерации» предоставляет

        иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представи-

        тельств и работникам консульских учреждений иностранных государств

        в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а

        также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журна-

        листам право на свободу передвижения в пределах Российской Федера-

        ции на основе принципа взаимности, за исключением отдельных огра-

        Различают формальную и материальную взаимность. Под фор-

        мальной взаимностью понимают предоставление иностранным лицам

        и лицам без гражданства того же объема прав, которыми пользуются

        граждане данного государства. Данное положение практически тождест-

        венно национальному режиму.

        Под материальной взаимностью понимается предоставление

        иностранным лицам, лицам без гражданства такого объема прав, кото-

        рым они пользуются в своем государстве. Так, например, согласно абз. 2

        п. 4 ст. 5 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве

        и смежных правах» при предоставлении охраны произведению в соот-

        ветствии с международными договорами Российской Федерации срок

        действия авторского права на территории Российской Федерации не мо-

        жет превышать срок действия авторского права, установленный в стране

        В некоторых случаях государство может устанавливать ограниче-

        ния для иностранных лиц. Так, согласно ст. 1194 Гражданского кодекса

        РФ Правительством Российской Федерации могут быть установлены от-

        ветные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных

        неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в

        которых имеются специальные ограничения имущественных и личных

        неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

        Правительство Российской Федерации может вводить меры огра-

        ничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной соб-

        ственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство:

        1) не выполняет принятые им по международным договорам обя-

        зательства в отношении Российской Федерации;

        2) предпринимает меры, которые нарушают экономические инте-

        ресы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муни-

        ципальных образований или российских лиц либо политические интере-

        сы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно

        закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государст-

        ва или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц;

        3) не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную

        защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от

        антиконкурентной деятельности других лиц;

        4) не предпринимает разумных действий для борьбы с противо-

        правной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого го-

        сударства на территории Российской Федерации.

        Меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин-

        теллектуальной собственностью вводятся в соответствии с общепри-

        знанными принципами и нормами международного права, международ-

        ными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых

        для эффективной защиты экономических интересов Российской Федера-

        ции, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и

        Решение о введении ответных мер принимается Правительством

        Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство Рос-

        сийской Федерации может принять решение о проведении переговоров с

        соответствующим иностранным государством (ст. 40 Федерального за-

        кона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного

        регулирования внешнеторговой деятельности»).

        Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите эко-

        номических интересов Российской Федерации при осуществлении

        внешней торговли» определяет основания принятия ответных мер, поря-

        док их введения и применения. Так, если в результате расследования,

        проведенного федеральным органом исполнительной власти, установле-

        но, что импорт какого-либо товара осуществляется в Российскую Феде-

        рацию в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет

        существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить, Правительство Российской Федерации может применить

        специальные защитные меры в отношении такого товара посредством

        введения импортных квот или специальных пошлин.

        Пример реторсии предусмотрен в постановлении Правительства

        РФ от 11 декабря 1998 г. N 1488 «О медицинском страховании ино-

        странных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и

        российских граждан при выезде из Российской Федерации», согласно

        которому при введении иностранным государством порядка, в соответ-

        ствии с которым обязательным условием въезда на его территорию гра-

        ждан Российской Федерации является осуществление на время их пре-

        бывания медицинского страхования, Министерству иностранных дел

        Российской Федерации в установленном порядке рассматривать вопрос

        о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан

        Смотрите еще:

        • Налоги добрянка ИФНС России по городу Добрянке Пермского края Документы и справки Не могу дозвониться уже неделю. Зачем Вам телефоны в обще там нужны!! Тараторить по своим делам видимо! Так как звоню занято потом опять не берут!! Налоги выставить в полном объёме дак сразу в моменте. Звоню уже […]
        • Надо ли отказываться от наследства Нужно ли писать отказ от наследства? Отказ от наследства – право, а не обязанность наследника, аналогичное праву принятия наследства. Но не все наследники понимают, какие правовые последствия влечет за собой отказ. В обязанности нотариуса, который удостоверяет подпись […]
        • С сша нет налога ндс Почему в США цены указаны без налогов? Потому что так сложилось. Если теперь, когда все к этому привыкли, магазин начнет указывать цену с налогом, то все будут считать, что товар стоит еще дороже. На размер налогов влияют референдумы, которые определяют размер финансирования, […]
        • Правила поведения эвакуации Все вещи и продукты питания должны быть упакованы в рюкзаки, мешки, сумки. К ним прикрепляются бирки с обозначением фамилии, имени и отчества, постоянного места жительства и конечного пункта эвакуации их владельца. В назначенное время эвакуируемые должны прибыть на указанные им […]
        • Все воры в законе ссср Самые известные воры в законе в СССР Такого понятия, как «вор в законе» нет нигде, кроме как на территории бывшего СССР. Это отдельная каста уголовного мира, которая принимает все важные решения и их мнение является авторитетным в преступной среде. Самые известные воры в законе […]
        • Нотариусы на тургеневской Бюро переводов и нотариусы на Тургеневской Агентства переводчиков рядом с метро Тургеневская Основное направление деятельности бюро переводов "ЛИНГВИСТ" — устный перевод. Профессиональные переводчики выполняют синхронный и последовательный перевод на различных деловых и […]
        • Представитель парламента в суде Застройщики выиграли суд у губернатора и парламента Петербурга Инвесторы отстояли свою стройплощадку, которую ранее включили в перечень зеленых насаждений Санкт-Петербург, 8 мая 2018, 16:04 — REGNUM Застройщики Петроградской стороны — района в центре Петербурга — выиграли в […]
        • Ущерб интеллектуальной собственности Ущерб интеллектуальной собственности Об этой странице Анализ и оценка убытков правообладателей интеллектуальной собственности Как это ни странно, в настоящее время ни в России, ни в мире не решена проблема стандартизации подходов экономического анализа и оценки […]