Имущество облагаемое налогом на имущество

Рубрики Помощь юриста

Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций является одним из обязательных налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Налогоплательщики и элементы налогообложения данным налогом определены в главе 30 части 2 НК РФ.

В рамках деления налогов на федеральные, региональные и местные, налог на имущество организаций относится к региональным. Это означает, что субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать соответствующими законами как ставку данного налога, так и порядок и сроки его уплаты, ориентируясь на базовые нормы, установленные Налоговым Кодексом.

Налогоплательщики

Как следует из наименования налога, к его налогоплательщикам законодатель относит организации, имеющие в собственности имущество, соответствующее критериям налогообложения данным налогом.

Объект налогообложения

Объекты налогообложения следует классифицировать в разрезе организаций-налогоплательщиков:

— российские компании признают объектами налогообложения движимые и недвижимые основные средства;

— иностранные предприятия, работающие в России через представительства, помимо вышеуказанных ОС дополнительно включают в объект налогообложения имущество, полученное по концессионному соглашению;

— иностранные фирмы, не имеющие представительств в РФ, признают объектом налогообложения следующее имущество, находящееся на территории России: собственные и полученные по концессионному соглашению объекты недвижимости.

Напомним, что основным средством признается имущество, которое будет приносить выгоду компании более 12 месяцев, не предназначено для перепродажи и стоит более 40 000 рублей.

Налоговая база

Формирование налоговой базы по налогу на имущество организаций удобнее рассматривать исходя из деления объектов основных средств на три большие категории.

Имущество, облагаемое налогом по среднегодовой остаточной стоимости

По общему правилу формирование налоговой базы осуществляется по среднегодовой стоимости основных средств, являющихся объектом налогообложения налогом на имущество. Для этих целей применяется остаточная стоимость ОС.

В статье посвященной бухгалтерскому и налоговому учету основных средств подробно рассмотрено понятие срока полезного использования и остаточной стоимости имущества.

Напомним, что каждый объект основных средств может использоваться в деятельности компании определенный период времени, по истечении которого наступает его физический и моральный износ. Этот период называется сроком полезного использования, в течение которого стоимость основного средства поэтапно погашается через механизм амортизации.

Разница между первоначальной стоимостью имущества и начисленной на определенную дату амортизацией составляет его остаточную стоимость. Методика расчета среднегодовой стоимости ОС будет рассмотрена нами далее на конкретном примере.

Имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости

Налогообложение по кадастровой стоимости имущества применимо в отношении отдельных объектов недвижимости. К ним относятся, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры;

— нежилые помещения, в которых размещены офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания;

— недвижимость иностранных компаний, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства;

— жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе предприятий в качестве основных средств.

Обращаем особое внимание, что имущество компаний, находящихся на специальных налоговых режимах, в частности УСНО, не подлежит налогообложению налогом на имущество. Однако начиная с 2015 года, организации, применяющие «упрощенку», обязаны рассчитывать и уплачивать налог при наличии на их балансе объектов недвижимости, облагаемых налогом по кадастровой стоимости.

Жилье также является новым элементом налогообложения. Даже не являясь объектами основных средств и изначально предназначенные для перепродажи как товары, жилые квартиры и коттеджи могут попасть под налогообложение налогом на имущество. Однако отметим, что это касается лишь тех организаций, которые зарегистрированы на территории субъектов РФ и которые предусмотрели в своих законах особенности определения кадастровой стоимости таких объектов.

Кадастровая стоимость объектов определяется по состоянию на 1-е число календарного года. Если на балансе предприятия есть вышеуказанные объекты недвижимости, то для корректного определения их кадастровой стоимости бухгалтеру необходимо руководствоваться следующим.

Каждый год не позднее первого числа, уполномоченный исполнительный орган субъекта РФ издает перечень объектов с указанием адресов, которые будут облагаться налогом по кадастровой стоимости в этом году. Такой перечень направляется в налоговый орган и размещается в сети «Интернет».

Соответственно, если бухгалтер найдет в этом перечне здание, принадлежащее своему предприятию, то он должен будет рассчитать сумму налога, исходя из указанной в документе кадастровой стоимости.

Имущество, не облагаемое налогом

Закрытый перечень объектов, не включаемых в налоговую базу по налогу на имущество организаций, содержится в пункте 4 статьи 274 Налогового Кодекса. К ним относятся, в частности, следующие виды имущества:

— различные природные ресурсы и объекты природопользования (земельные участки, водоемы и т.п.);

— объекты культурного наследия, исторические памятники;

— основные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам;

— и некоторые другие виды имущества.

На категории «основные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам» следует остановиться подробнее. В статье, посвященной бухгалтерскому и налоговому учету основных средств, описан механизм начисления амортизации и применение для этих целей Классификации ОС, включенных в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 года № 1.

Указанный нормативный акт предусматривает 10 амортизационных групп, разделенных по срокам полезного использования основных средств. Принимая соответствующий объект к учету, бухгалтер находит его в данном классификаторе и присваивает ему амортизационную группу.

Как указывалось выше, имущество, относящееся к 1 и 2 группам не облагаются налогом на имущество организаций. Это недолговечные объекты со сроком эксплуатации свыше одного года и до трех лет включительно (например: офисная техника такая как персональные компьютеры, принтеры, ноутбуки, серверы, модемы). При расчете налоговой базы такое имущество можно смело исключать.

Отдельные элементы налогообложения

Компании обязаны подавать налоговую отчетность по авансовым платежам ежеквартально. Налоговым периодом является календарный год. Соответственно, по итогам года в бюджет нужно заплатить разницу между суммами авансовых платежей, уплачиваемых поквартально и суммой налога, начисленной за год.

Ставки налога устанавливаются законом соответствующего субъекта Российской Федерации и не могут превышать 2,2% для объектов облагаемых по среднегодовой остаточной стоимости и 2% для недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости.

Поскольку авансовые платежи уплачиваются ежеквартально, они рассчитываются как произведение ¼ налоговой ставки и налоговой базы. Это относится как к ОС, облагаемым налогом по среднегодовой остаточной стоимости, так и к ОС, облагаемым по кадастровой стоимости.

Отметим, что если организация-налогоплательщик в течение года стала обладателем кадастровой недвижимости или наоборот реализовала такой объект, то налог рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как:

количество полных месяцев, в течение которых данное имущество было в собственности компании/ количество месяцев в году.

Порядок расчета

Как указывалось выше, налог на имущество уплачивается в бюджет субъекта РФ ежеквартально авансовыми платежами, исходя из четверти произведения остаточной стоимости имущества и налоговой ставки.

Рассмотрим порядок расчета налога на имущество на конкретном упрощенном примере.

Допустим, на балансе предприятия учитывается объект основных средств – производственное оборудование, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 рублей. При вводе ОС в эксплуатацию оно было отнесено к пятой амортизационной группе (имущество со сроком эксплуатации свыше 7 лет и до 10 лет включительно), ему был установлен срок полезного использования 100 месяцев.

Таким образом, ежемесячная сумма амортизации по объекту составила:

100 000 руб. / 100 месяцев = 1 000 руб.

Предположим, что по состоянию на начало календарного года станок использовался 20 месяцев, соответственно сумма начисленной амортизации по состоянию на 1 января составила:

1 000 руб. * 20 месяцев = 20 000 руб.

Остаточная стоимость составит:

100 000 руб. – 20 000 руб. = 80 000 руб.

Рассмотрим порядок расчета остаточной стоимости с помощью таблицы:

Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости

Перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости (далее — Перечень имущества), ежегодно формируется и публикуется в открытом доступе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта федерации. Что представляет собой Перечень имущества и для чего он нужен, читайте в статье.

Что такое кадастровая стоимость

Под кадастровой стоимостью понимается рыночная оценка имущества, определяемая независимыми оценщиками под контролем уполномоченных федеральных органов власти. Кадастровая оценка осуществляется с соблюдением положений закона «Об оценочной деятельности» от 29.07.1998 № 135-ФЗ. Переоценка имущества производится не чаще 1 раза в 3 года (по федеральным городам не чаще 1 раза в 2 года) и не реже 1 раза в 5 лет. Итоги произведенных оценочных работ вносятся в единую базу Росреестра.

О том, где найти информацию о кадастровой стоимости конкретного имущества, читайте в статье «Как узнать кадастровую стоимость имущества».

Для чего нужен Перечень имущества

Перечень имущества содержит список тех объектов обложения налогом на имущество, для которых этот налог рассчитывается исходя из их кадастровой оценки. У уполномоченных органов власти субъектов федерации в связи с этим появилась дополнительная функция — предоставление детализированного перечня недвижимых объектов, относящихся к категориям объектов, облагаемых налогом от кадастровой стоимости. Виды этих объектов перечислены в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган власти субъекта федерации до начала предстоящего года составляет Перечень имущества, предоставляет его в ФНС и размещает в открытом доступе на собственном сайте либо на сайте субъекта федерации.

Перечень имущества составляется в форме списка объектов недвижимости с проставлением информации по их кадастровым номерам и точным адресам. На основании этого перечня налогоплательщики определяют принадлежность недвижимости, числящейся на их балансе в виде основного средства, к имущественным объектам, облагаемым налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Как платить налог, если недвижимость есть в кадастровом перечне, но ее стоимость не определена, узнайте здесь.

Ежегодно составляемые уполномоченными органами власти субъектов федерации Перечни имущества содержат техническую информацию и предназначены для уведомления налогоплательщиков и ФНС о недвижимости, облагаемой налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Расчет по налогу на имущество за 1 квартал: отражаем движимое имущество по-новому

С 1 января 2018 года отменена федеральная льгота на движимое имущество, приобретенное в 2013 году и позднее. Это имущество значится в пункте 25 статьи 381 НК, однако по сути оно уже не льготируемое. Право устанавливать льготу на такие основные средства передано на региональный уровень. Однако воспользовались этим правом единицы субъектов РФ, а там, где все-таки льготу ввели, не всегда ею можно воспользоваться из-за поставленных законодателем условий.

В связи с этими изменениями у бухгалтеров возникает много вопросов по заполнению раздела 2 Расчета авансовых платежей по налогу на имущество. В этой статье рассматривается несколько вариантов заполнения раздела, в зависимости от того, как указана льгота в региональном законе. Обратите внимание, что речь пойдет только об имуществе, указанном в пункте 25 статьи 381 НК.

Вариант первый — льгота в региональном законе не установлена или в законе указана ставка 1,1% (эта же ставка на 2018 год указана в Налоговом кодексе). В этом случае все просто: в строке 170 ставится ставка 1,1%, при этом графа 4 «в том числе стоимость льготируемого имущества» остается пустой (если, конечно, нет какого-либо другого имущества, попадающего под льготу). Если при этом есть еще движимое имущество, не указанное в п.25 ст.381 НК, то оформляется второй раздел 2, с обычной ставкой налога (2,2%).

Вариант второй — льгота указана в региональном законе именно как необлагаемое налогом имущество (например, в статье «Налоговые льготы»). В таком случае заполняется графа 4 «в том числе стоимость льготируемого имущества», а в строке 130 указывается код льготы 2012000 и статья, пункт и подпункт регионального закона, которым льгота установлена. Например, в Санкт-Петербурге код выглядит так:

В Москве код льготы пишется вот так:

Вариант третий — льгота указана в законе в виде пониженной ставки в статье «Налоговые льготы». В таком случае в строке 160 указывается код льготы 2012400 и статья, пункт и подпункт регионального закона.

Вариант четвертый— льгота указана в законе в виде пониженной ставки в статье «Налоговые ставки». Даже если ставка составляет 0%, это все равно пониженная ставка. В этом случае код льготы не ставится, просто указывается ставка в строке 170. Вот так выглядит раздел 2 у организаций Омской области:

Есть еще пятый вариант — льгота в виде уменьшения суммы налога, но этот вариант настолько редок, что мы его не рассматриваем.

И помните основное правило заполнения расчета — количество разделов 2 соответствует количеству налоговых ставок, по которым облагается имущество предприятия. Ведь рассмотренная в статье льгота не единственная, у организации могут быть и другие льготы, и, соответственно, и другие ставки.

Налог на имущество организаций в 2014 году

Налог на имущество относится к региональным налогам и представляет собой стабильный источник дохода региональных бюджетов. Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса.

№307-ФЗ от 02.11.2013,

в эту главу были внесены значительные изменения, вступившие в силу в 2014 году.

Согласно ст.372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ.

С момента введения в действие налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

При установлении налога субъекты РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных 30 главой НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

С 2014 года законами субъектов РФ могут не только предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, но и особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества*.

*В соответствии с обновленной редакцией 30 главы НК РФ.

Данное дополнение напрямую связано с изменениями, внесенными в статью 375 НК РФ:

Если раньше налоговая база определялась исключительно как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то с 2014 года, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база определяется как их кадастровая стоимость*.

*По состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

В нашей статье будут подробно рассмотрены изменения налогового законодательства по налогу на имущество, вступившие в силу с 2014 года.

Общие положения

    переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,

внесенное в совместную деятельность,

полученное по концессионному соглашению,

учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Плательщиками данного налога являются не только российские организации, но и иностранные компании, в случае:

осуществления ими деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства,

если они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются:

Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются:

1. Отчетные периоды (в соответствии со ст.379 НК РФ – субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

2. Налоговые ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом в соответствии с п.1 и п.3 ст.380 НК РФ).

По налогу на имущество допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

видов имущества, признаваемого объектом налогообложения

3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (ст.382, ст.383 НК РФ).

Налогоплательщики должны предоставлять декларации и уплачивать налог по месту:

нахождения и учета налогоплательщика;

нахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

нахождению каждого объекта недвижимого имущества;

постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;

постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в ИФНС;

нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Напомним, что с 01 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные Законом №202-ФЗ от 29.11.2012, в соответствии с которыми:

начиная с 2013 года, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, налогом на имущество не облагается.

Имущество, являющееся объектом налогообложения

Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество*, либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

*В соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу (недвижимости) относятся:

1. Земельные участки.

3. Все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации:

воздушные и морские суда,

суда внутреннего плавания,

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе*.

*В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежит следующее движимое имущество:

1. Транспортные средства (п.3 ст.15 закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», государственной регистрации на территории РФ подлежат так же:

самоходные дорожно-строительные машины,

с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

2. Оружие (ст.12, 13, 15 закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии».)

Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).

В своем Письме от 24.12.2012г. №03-05-05-01/79 Минфин разъясняет, что с 1 января 2013 года, движимое имущество, учтенное в качестве ОС на балансе:

в рамках договора финансовой аренды (лизинга) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Обратите внимание: При этом необходимо помнить, что движимое имущество, принятое на баланс в качестве ОС до 01.01.2013г. все так же облагается налогом на имущество.

С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.

Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:

Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налогообложение отдельных объектов недвижимого имущества

определения налоговой базы,

исчисления и уплаты налога,

в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется, как их кадастровая стоимость.

К таким объектам недвижимости, в соответствии с п.1 ст.378.2 НК РФ, относятся:

    Административно-деловые центры и помещения в них.

Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, строение, сооружение (далее — здание), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.3 ст.378.2 НК РФ):

Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

    Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% площади этого здания, в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации), предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:

комнаты для проведения встреч,

Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, включая:

централизованные приемные помещения,

Торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (п.4 ст.378.2 НК РФ):

  • Здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение:
    • торговых объектов,

      объектов общественного питания/бытового обслуживания.

      2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания /объектов бытового обслуживания. При этом:

      Здание признается предназначенным для такого использования, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.

      Фактическим использованием здания в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания/ объектов бытового обслуживания.

      Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение:

      Либо которые фактически используются* для размещения:

      объектов общественного питания и бытового обслуживания.

      *Согласно п.5 ст.378.2, фактическим использованием нежилого помещения в вышеуказанных целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения:

      объектов общественного питания/объектов бытового обслуживания.

      Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.

      Закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимого имущества, может быть принят:

      толькопосле утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов такого недвижимого имущества.

    Обратите внимание:После принятия закона,переходк определению налоговой базы, как их среднегодовой стоимостине допускается.

    Согласно п.6 ст.378.2 НК РФ, в случае, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется:

    как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

    В соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

    Определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп.1 и 2 п.1 ст.378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее — перечень).

    Направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости.

    Размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества помимо сведений, предусмотренных ст.377 НК РФ, сведения:

    о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.11 ст.378.2 НК РФ).

    Исчисление суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.382 НК РФ, с учетом следующих особенностей (п.12 ст.378.2 НК РФ):

    1) сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

    2) в случае, если кадастровая стоимость была определена в соответствии с законодательством РФ в течение налогового (отчетного) периода и/или указанный объект недвижимого имущества не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ, без учета положений ст.378.2 НК РФ;

    3) объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого имущества, если иное не предусмотрено главой 30 НК РФ.

    Согласно п.13 ст.378.2 НК РФ, организация — собственник, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (1/4 кадастровой стоимости) этого имущества.

    Обратите внимание:В случае, если в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пп.3 п.1 статьи 378.2 НК РФ, кадастровая стоимость не определена, в отношении указанных объектов недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю (п.14 ст.378.2 НК РФ).

    Налоговые ставки по налогу на имущество

    Согласно пп.1 п.1 ст.380 НК РФ, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

    1) для Москвы: в 2014 году — 1,5%, в 2015 году — 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;

    2) для иных субъектов РФ: в 2014 году — 1,0%, в 2015 году — 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

    Статья 380 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

    имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Напоминаем, что с 01.01.2013г. введены предельные значения налоговых ставок, являющихся пониженными относительно основной ставки налога.

    Так, в соответствии с п.3 ст.380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, в отношении вышеперечисленного имущества не могут превышать:

    в 2014 году — 0,7%,

    в 2015 году — 1,0%,

    в 2016 году — 1,3%,

    в 2017 году — 1,6%,

    в 2018 году — 1,9%.

    Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

    В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

    При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу и распространяться на 2013 год, даже если вступят в силу в 2014 году.

    На это указал Минфин в своем Письме от 30.11.2012г. №03-05-04-01/40:

    «Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

    Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014г., применяться к правоотношениям 2013 г.»

    Налог по-старому: как уйти от кадастровой стоимости?

    С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

    Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

    Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

    В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

    Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

    Региональный фактор

    Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

    Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

    Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций»).
  • В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З «О налоге на имущество организаций», налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).
  • Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

    Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

    В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

    Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

    Выйти из Перечня

    В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие «в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…». То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/[email protected] «О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

    То есть, постановление может вступить в силу не как остальные «налоговые» нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

    Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

    Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

    Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.
  • А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.
  • Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП «О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения»;
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.
  • В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.
  • Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

    Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

    И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

    Нижегородская область

    Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

    Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

    Главное условие

    Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

    То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

    Рубрика: Налоги и бухучет

    Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

    Документы по теме:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций»
  • Закон Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З «О налоге на имущество организаций»
  • Читайте также:

    Речь идет о налоге на имущество организаций.

    При условии соответствующих корректировок Перечня, устанавливаемого субъектом Федерации.

    Он содержит сведения о датах сдачи отчетов и уплаты налогов в октябре 2017 года, а также информацию о профессиональных праздниках.

    Речь идет о недвижимости, облагаемой налогом по среднегодовой стоимости.

    Смотрите еще:

    • Москва ищу работу юриста Москва ищу работу юриста от 93 500 рублей Высшее юридическое образование, опыт работы от 5 лет на территории Москвы и МО - обязательное условие! Опыт решения правовых вопросов, связанных с правами на объекты недвижимости, в том числе. от 20 000 рублей Отсутствие […]
    • Налог для нерезидентов рф НДФЛ для нерезидентов. Налоговым резидентом Российской Федерации является человек, который находится под налоговой юрисдикцией РФ. Понимание того, является ли человек налоговым резидентом РФ или нет нужно для правильного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ). Резиденты […]
    • Юрист 40 "Поздние" юристы в Англии: сделать карьеру, придя в профессию после 40, можно! Так поздно прийти в новую профессию, отказавшись от прежней?! Для этого, несомненно, нужны отвага и решимость. Тем более, если в том, чем вы занимались раньше, вы состоялись и преуспели. Реальные […]
    • Пенсию насчитали меньше Каков минимальный и максимальный размер пенсии по старости в России? Минимальная пенсия в России – понятие относительное и точным образом не определенное. Главный показатель «минимальности» в данном случае – размер прожиточного минимума, который устанавливается для каждого […]
    • Скорая помощь штраф Штраф за непропуск "Скорой помощи" хотят повысить в 60 раз Поделиться В правительстве РФ поддержали законопроект об ужесточении ответственности за непредоставление преимущества каретам "неотложки". Нарушителей-автохамов предлагается штрафовать на 30 000 рублей и отбирать у них […]
    • Работа юриста в нижний новгород Работа юриста в Нижнем Новгороде Первая 1 2 3 Следующая По запросу работа юристом в Нижнем Новгороде на сайте HotWork.ru собрано 131 вакансий. За эту неделю добавлено 564 свежих вакансий. Успешно закрыто 433 вакансий. Новые вакансии добавляются ежедневно. Средняя […]
    • Работа для студентов без стажа Вакансии h Администраторы в Красноярске и соседних городах без опыта Красноярск Администратор — от 25 000 до 40 000 р. В связи с расширением штата, салон премиум класса Nail&BeautyBar ищет лучшего администратора в свою команду! Чем ты будешь заниматься: встречать наших […]
    • Таганрог работа юрист Работа Юрист Таганрог Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Таганрог, часто требуется: Tребуется офисменеджер, оформление договоров new_releasesработа с документами, граммотная речь, Internet, Exel, знание программ Word, уверенный пользователь ПК, жен. в/о оконченное. З/п […]