Частная собственность города

Рубрики Статьи

Частная собственность города

Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»

Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006

Вопросы оформления в частную собственность земельных участков в г. Москве

В июне 2006 г. Правительством Москвы установлен порядок 1 передачи земельных участков, расположенных на территории города, в частную собственность. Указанный порядок также содержит типовые формы договоров купли-продажи земельных участков, актов приема-передачи земельных участков и прочие документы.

Практика получения прав на землю в городе Москве

С введением Земельного кодекса РФ 2 граждане и юридические лица получили право приобретать в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 3 .

Однако, несмотря на то, что Земельный кодекс действует уже с 2001 г., земельные участки, расположенные на территории Москвы, вплоть до 2005 г. в частную собственность практически не оформлялись.

В целях устранения неопределенности на земельном рынке Москвы, связанной с практической невозможностью реализации прав, установленных федеральным законодательством, московское правительство издало постановление № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность» (Постановление), которое устанавливает порядок передачи в собственность земельных участков отдельно для трех категорий заявителей, а именно:

  • для собственников зданий, строений, сооружений (I) — в отношении земельных участков, занятых такими зданиями, строениями, сооружениями, а также необходимых для их использования;
  • для юридических лиц, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования (II);
  • для граждан, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного пользования) или на праве пожизненного наследуемого владения (III).
  • Органы, уполномоченные принимать решения о передаче земли в собственность

    Постановлением установлено, что в общем случае решения о передаче в собственность земельных участков на территории Москвы принимаются Правительством Москвы.

    Однако в определенных ситуациях принятие таких решений будет осуществляться не Правительством Москвы, а префектами административных округов, если:

    • в частной собственности заявителя находятся здания, строения, сооружения, общая площадь которых не превышает 3 тыс. м 2 ;
    • в частной собственности заявителя находятся части нежилого здания, расположенного на неделимом земельном участке, если общая площадь такого здания не превышает 3 тыс. м 2 и все помещения в здании находятся в частной собственности;
    • гражданин обладает земельным участком на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

    Согласно Постановлению, уполномоченным органом исполнительной власти Москвы по вопросам передачи земельных участков в собственность является Департамент земельных ресурсов г. Москвы (Департамент). В его полномочия и обязанности входят:

  • прием и рассмотрение заявлений от граждан и юридических лиц;
  • сбор необходимых документов и информации для принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность;
  • утверждение проектов границ земельных участков;
  • заключение от имени Правительства Москвы договоров купли-продажи земельных участков и подписание соответствующих актов приема-передачи.
  • Порядок передачи в собственность земельных участков

    Для всех трех категорий заявителей порядок передачи земельных участков в собственность аналогичен и включает в себя следующие этапы:

    • гражданин или юридическое лицо подает в Департамент заявление о передаче ему в собственность земельного участка с приложением пакета необходимых документов;
    • в течение 5 дней Департамент осуществляет проверку предоставленных заявителем документов, в результате которой Департамент должен либо направить мотивированный отказ в рассмотрении заявления, либо принять заявление для дальнейшего рассмотрения;
    • при отсутствии оснований для отказа в рассмотрении заявления Департамент заказывает в соответствующих органах 4 за счет заявителя документы, необходимые для подготовки решения о предоставлении земельного участка в собственность, в частности:

    — заключение о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории;

    — план подземных инженерных коммуникаций и их наземных частей;

    — выписки из технического паспорта на здание (строение) — форма 1а;

    — фрагмент плана линий градостроительного регулирования.

    Кроме того, для целей проверки правомерности заявления о передаче в собственность земельного участка Департамент запрашивает в соответствующих федеральных и городских структурах 5 следующую информацию:

    • выписку из ЕГРП о наличии в границах земельного участка объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам;
    • заключение о результатах обмера и обследования земельного участка (на предмет наличия на участке сооружений, не принадлежащих на праве собственности заявителю, наличия самовольных построек, не принадлежащих на праве собственности заявителю, соблюдения заявителем требований по использованию и охране земель);
    • сведения о наличии на земельном участке зданий (строений, сооружений), находящихся в собственности города Москвы, и необходимости установления ограничений и обременений.
    • На основе полученной информации Департамент осуществляет проверку оснований, препятствующих предоставлению земельных участков в собственность, по результатам которой Департамент либо выносит мотивированный отказ в принятии решения о передаче участка в собственность заявителя, либо приступает к подготовке проекта решения.

      При отсутствии оснований для отказа в передаче в собственность участка Департамент формирует и утверждает проект границ земельного участка на основании проектов межевания территорий; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка. Департамент готовит проект решения о предоставлении земельного участка в собственность в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением.

      Правительство Москвы или префекты административных округов принимают решение о предоставлении земельного участка в собственность, на основании которого Департамент готовит проект договора купли-продажи участка, проект акта приема-передачи участка (также в соответствии с типовыми формами, приведенными в Постановлении), а также производит расчет цены земельного участка (в случае если участок передается в собственность за плату).

      Департамент направляет заявителю проект договора купли-продажи для его подписания и акт приема-передачи (либо только акт приема-передачи земельного участка — в случае безвозмездного предоставления земельного участка гражданину, владеющему участком на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения).

      Заявитель вправе отказаться от подписания договора купли-продажи (акта приема-передачи) земельного участка. Если в течение срока, установленного решением, заявитель не подписал договор или не сообщил о выявленных им ошибках при составлении договора, решение о предоставлении земельного участка в собственность подлежит отмене.

      Для целей государственной регистрации права собственности заявителя на земельный участок Департамент выдает заявителю копию распорядительного документа о предоставлении земельного участка, кадастровый план участка, а также договор купли-продажи и акт приемки-передачи (при необходимости).

      Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность

      Постановление определяет перечень документов, которые необходимо предоставить в Департамент при подаче заявления о передаче земельного участка в собственность.

      Для всех категорий заявителей в перечень входят:

      • документы, идентифицирующие заявителя;
      • документы об оплате услуг в установленном порядке;
      • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления земельного участка в собственность;
      • документы, содержащие требуемую градостроительную информацию.
      • Заявитель вправе за свой счет поручить Департаменту сбор необходимых документов в случае отсутствия у него одного или нескольких документов из обязательного перечня.

        Отказ в рассмотрении заявления

        По результатам проверки приложенных к заявлению документов Департамент может отказать в дальнейшем рассмотрении заявления, направив отказ в письменной форме в течение 5 дней с момента истечения 5-дневного срока, отведенного Постановлением на проверку документов, в случаях:

        • непредставления всех документов согласно перечню, приведенному в Постановлении;
        • несоответствия представленных документов требованиям законодательства РФ;
        • отсутствия оснований для рассмотрения заявления.
        • Отказ в предоставлении земельного участка в собственность

          Согласно Постановлению, Департамент может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, либо соответствующим образом уточнить (скорректировать) проект границ земельного участка при выявлении перечисленных в Постановлении обстоятельств.

          Решение об отказе в предоставлении в собственность земельного участка может быть обжаловано заявителем в суде. В случае если основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность будут устранены, заявитель имеет право на повторное обращение с заявлением.

          Особенности предоставления в собственность земельных участков

          Постановление устанавливает особенности предоставления в собственность земельных участков в следующих случаях:

          • приобретение земельных участков в общую долевую собственность, когда расположенные на них здания (строения, сооружения) принадлежат нескольким собственникам (за исключением многоквартирных домов);
          • формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома;
          • приобретение земельных участков, арендуемых собственниками зданий (строений, сооружений)
          • Цена приобретения земли в собственность

            При передаче права собственности на земельный участок на возмездной основе цена земли составит 30-кратный размер 6 ставки земельного налога за единицу площади. В настоящий момент ставка земельного налога установлена в следующих размерах 7 :

            • 0,3% кадастровой стоимости участка для сельскохозяйственных земель, а также земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
            • 0,1% кадастровой стоимости участка для автостоянок, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или участков, предоставленных для жилищного строительства;
            • 1,5% кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

            Для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, граждан, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, а также граждан, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, земельный участок предоставляется в собственность безвозмездно. При этом последняя категория заявителей может воспользоваться правом безвозмездного получения права собственности на землю однократно.

            1. Постановление Правительства Москвы от 27.06.06 №431-ПП.

            2 Ст. 15 Земельного Кодекса РФ.

            3 За исключением земельных участков, которые в соответствии с вышеуказанным Кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

            4 Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Мосгоргеотрест, МосгорБТИ, НИиПИ Генплана Москвы.

            5 Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), Государственная земельная инспекция г. Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству, Департамент имущества г. Москвы.

            6 Постановление Правительства Москвы от 19.07.05 № 532-ПП.

            7 Закон г. Москвы от 24.11.04 № 74 «О земельном налоге».

            Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях) .

            Материал из журнала «Право и инвестиции». Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию Вы можете узнать на сайте журнала. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге «Пресса России» – 83171. Подписной индекс в каталоге «Газеты.Журналы» Роспечати – 82831. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319. (C) 1999 — 2014 «Право и инвестиции».

            Частная собственность: священна и неприкосновенна?

            Право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Однако на практике в спорах о праве собственности суды все чаще встают на сторону органов госвласти и местного самоуправления, а не граждан и юридических лиц – даже если последние зарегистрировали право на спорное помещение, и основания такой регистрации никто не оспаривал. Рассмотрим конкретный пример.

            Арбитражный суд г. Москвы

            Департамент имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании права собственности на нежилое помещение. В обоснование требований истец указал, что спорное помещение относится к муниципальной собственности и с 1998 года передано им в пользование третьему лицу на основании договора аренды.

            Узнайте об учете госучреждением полученного недвижимого имущества до регистрации прав на него из «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

            При этом, согласно выписке из ЕГРП, за ответчиком, которым является юридическое лицо, с 2003 года зарегистрировано право собственности на спорный объект. Основанием для регистрации является договор купли-продажи с правопредшественником истца от 31 марта 1995 года.

            Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу, что ответчиком не представлено надлежащих доказательств возникновения права собственности на спорный объект. По мнению Суда, при заключении договора купли-продажи помещения были нарушены нормы законодательства о приватизации, в силу чего договор является ничтожной сделкой. Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). Так, Арбитражный суд г. Москвы признал право собственности города Москвы на указанное нежилое помещение (решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 апреля 2011 года № А40-130855/10 54-829).

            Девятый арбитражный апелляционный суд

            Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд. Ответчик также заявил, что Арбитражный суд г. Москвы не известил его надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, что является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции (п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ). Апелляционный суд установил, что нарушение правил о судебных извещениях действительно имело место, отменил решение нижестоящего суда и перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции (определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2016 года по делу № А40-130855/10).

            Реквизиты решения: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2016 года № 09АП-54532/2015 по делу № А40-130855/10.

            Требования заявителя: Отменить решение суда первой инстанции, перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции и отказать в удовлетворении требований о признании права собственности города Москвы на нежилое помещение.

            Суд решил: Решение суда первой инстанции отменить, перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции и признать право собственности города Москвы на нежилое помещение.

            Девятый арбитражный апелляционный суд выяснил, что здание, в котором расположено спорное нежилое помещение, включено в Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности (утв. постановлением Московской городской Думы от 20 мая 1998 года № 47), и внесено в Реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы. Так, Суд пришел к выводу, что спорное нежилое помещение является муниципальной собственностью (п. 1, п. 2 Приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1). При этом права на недвижимое имущество, возникшие до 29 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее – закон о государственной регистрации). Что касается исполненного договора купли-продажи, Суд указал, что данный договор нарушает требования закона и посягает на права и охраняемые интересы третьих лиц, поэтому является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ).

            Заявление ответчика о применении срока исковой давности отклонено Судом со ссылкой на ст. 208 ГК РФ и п. 58 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22). Согласно данным нормам, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

            На основании изложенного, Девятый арбитражный апелляционный суд постановил отменить решение Арбитражного суда города Москвы и удовлетворить требование о признании права собственности г. Москвы на нежилое помещение (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2016 года № 09АП-54532/2015 по делу № А40-130855/10). Данное решение суда является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности на недвижимое имущество.

            Взгляд со стороны

            Юридическое сообщество очень настороженно отнеслось к новой судебной практике.

            Приём в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» имущества, находящегося в частной собственности

            Получатели услуги

            Круг заявителей — физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) или юридические лица, являющиеся собственниками недвижимого или движимого имущества, предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург».

            Необходимые документы

            Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем:

            1. Запрос о предоставлении муниципальной услуги (оформляется в свободной форме на имя главы администрации района).

            2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

            3. Пообъектные перечни имущества, принадлежащего заявителю и предлагаемого к передаче (принимаемого) в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» (изготавливаются заявителем самостоятельно в соответствии с формами, утвержденными Решением Екатеринбургской городской Думы от 23.11.2010 N 74/32 «Об утверждении Положения «О приеме в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» имущества, находящегося в частной собственности», и заверяются подписью руководителя и подписью главного бухгалтера с приложением печати юридического лица, или подписью с приложением печати (при ее наличии) индивидуального предпринимателя (в случае если передающей стороной является индивидуальный предприниматель), или подписью физического лица (в случае если передающей стороной является физическое лицо).

            4. Техническая документация об имуществе, предлагаемом к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург».

            5. Выписка из протокола общего собрания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или выписка из протокола общего собрания акционеров акционерного общества, содержащая решение об одобрении крупной сделки (представляется в случае передачи имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов от балансовой стоимости активов акционерного общества, а также в случае, если принятие решения о совершении данной сделки предусмотрено уставом акционерного общества; оформляется заявителем самостоятельно в письменной форме, заверяется подписью руководителя организации с приложением печати юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

            6. Выписка из протокола общего собрания акционеров акционерного общества, содержащая решение об одобрении крупной сделки (представляется в случае передачи имущества, стоимость которого составляет более 50 процентов от балансовой стоимости активов акционерного общества, оформляется заявителем самостоятельно в письменной форме, заверяется подписью руководителя организации с приложением печати юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

            7. выписка из протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (документ должен содержать решение об одобрении крупной сделки по передаче имущества, об одобрении сделки по передаче имущества, в случае если принятие такого решения предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью, оформляется заявителем самостоятельно в письменной форме, заверяется подписью руководителя организации с приложением печати юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

            8. Справка юридического лица, содержащая сведения о том, является ли сделка по отчуждению объекта в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» крупной сделкой в соответствии с законодательством Российской Федерации (оформляется заявителем самостоятельно в письменной форме, заверяется подписью руководителя организации, подписью главного бухгалтера с приложением печати юридического лица).

            9. Протокол заседания уполномоченного органа юридического лица или приказ (решение) уполномоченного органа юридического лица о назначении представителя данного юридического лица, уполномоченного на подписание запроса (изготавливается заявителем самостоятельно, заверяется подписью руководителя организации с приложением печати юридического лица).

            10) договор аренды, безвозмездного пользования, залога или иной договор, соглашение, объектом которого является имущество, предлагаемое к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» (изготавливаются заявителем самостоятельно, заверяются подписью руководителя организации с приложением печати юридического лица, или подписью с приложением печати (при ее наличии) индивидуального предпринимателя (в случае если передающей стороной является индивидуальный предприниматель), или подписью физического лица (в случае если передающей стороной является физическое лицо);

            11) документ, подтверждающий возникновение у заявителя права собственности на недвижимое имущество, предлагаемое к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» (документ представляется, если право собственности заявителя возникло до 31.01.1998 и не прошло государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

            Стоимость услуги и порядок оказания

            Муниципальная услуга предоставляется заявителю бесплатно.

            Затраченные собственником имущества средства на восстановление имущества, предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», а также на изготовление документации, относящейся к данному имуществу, возмещению не подлежат.

            Сроки оказания услуги

            Срок предоставления муниципальной услуги составляет 194 рабочих дня со дня регистрации запроса в администрации района.

            Окончательный срок предоставления муниципальной услуги зависит от действий заявителя по формированию технической документации, необходимой для обеспечения эксплуатации имущества, предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург».

            Срок выдачи заявителю проекта договора о безвозмездной передаче имущества в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» составляет 10 рабочих дней со дня уведомления заявителя о готовности данного проекта договора.

            Результат оказания услуги

            Результатом предоставления муниципальной услуги является прием имущества в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» — подписание заявителем и Администрацией города Екатеринбурга договора о передаче имущества в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» и прилагаемого к договору акта приема-передачи имущества.

            Заявителю может быть отказано в предоставлении муниципальной услуги.

            Основания для отказа в предоставлении услуги

            Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:

            1. Запрос подготовлен с нарушением требований.

            2. Документы, представленные заявителем для предоставления муниципальной услуги, не соответствуют требованиям к их удостоверению или заверению.

            3. Тексты представленных документов написаны неразборчиво, наименование юридического лица в них написано с сокращениями, без указания его места нахождения, почтового адреса.

            4. Фамилия, имя, отчество (при наличии последнего) физического лица, адрес его места жительства написаны не полностью.

            5. В документах имеются подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления.

            6. Документы исполнены карандашом.

            7. В запросе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу муниципального служащего, а также членов его семьи.

            8. Тексты запроса и (или) приложенных документов не поддаются прочтению.

            Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

            1. Запрос подписан лицом, не уполномоченным на его подписание.

            2. Представлены не все документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги.

            3. Документы, представленные заявителем, оформлены с нарушением требований.

            4. Заявитель не является собственником имущества, предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург».

            5. Имущество, предлагаемое к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», не может находиться в собственности муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии со статьями 16 и 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

            6. Имущество, предлагаемое к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», находится в аварийном состоянии или имеет предельный износ конструкций, или инженерного оборудования, или истекший срок эксплуатации.

            7. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области направило уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, предлагаемом к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург».

            8. Недвижимое имущество, предлагаемое к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», подлежит сносу в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № 60/1 «Об утверждении Генерального плана развития городского округа — муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года».

            9. Недвижимое и движимое имущество, предлагаемое к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», находится в состоянии, не пригодном для эксплуатации (состояние имущества должно быть подтверждено технической документацией).

            10. Недвижимое и движимое имущество, предлагаемое к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», обременено правами третьих лиц, в том числе правом залога.

            11. Собственник имущества, предлагаемого к передаче в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», в силу закона или ранее принятых на себя обязательств не имеет права распоряжаться данным имуществом.

            12. Заявитель не явился за проектом договора о безвозмездной передаче имущества в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» в течение 10 рабочих дней со дня его уведомления о готовности проекта договора.

            13. Заявитель не возвратил подписанный договор о безвозмездной передаче имущества в собственность муниципального образования «город Екатеринбург» в течение 10 рабочих дней со дня его получения.

            Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне?

            Здравствуйте! Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне? И правовые акты, на которых основаны ответы. Спасибо!

            Ответы юристов (12)

            Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне?

            Это прямо оговорено в ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ

            «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

            1. Автомобильные дорогимогут находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
            8. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.12. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Таким образом, закон оговаривает следующие условий, при которых дорога может находится в частной собственности:

            1) она должна быть построена за счет собственных средств на земельном участке предоставленном для этих целей;

            2) она может быть передана в установленном законом порядке.

            Уточнение клиента

            Михаил, спасибо! А если дороги построены за счет будущих собственников домов? В договоре подряда прописано, что предоставляется в рамках этого договора — в том числе указаны дороги. Дорог, как таковых построено не было. Физ лицу принадлежал большой участок земли под жилищное строительство. Он разделил его на участки и продал их с договором подряда на строительство домов, в этих договорах указано предоставление дорог. Дороги построены не были, а эта земля находится в частной собственности.

            03 Января 2018, 14:17

            Есть вопрос к юристу?

            К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Частью 3 ст.90 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что

            В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
            1) размещения автомобильных дорог;
            2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
            3) установления полос отвода автомобильных дорог.

            Также добавлю, что в соответствии со ст. 5 названного закона, указанные дороги могут быть отнесены как к категори дорого общего, так и не общего пользования

            4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
            12.К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

            Кроме того, такого рода дорогам также присваиваются идентификационные номера на основании Приказа Минтранса РФ от 07.02.2007 N 16

            «Об утверждении Правил присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров»

            2. Идентификационные номера присваиваются автомобильным дорогам:
            федерального значения — Федеральным дорожным агентством;
            регионального или межмуниципального значения — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
            поселений — органами местного самоуправления поселений;
            муниципальных районов — органами местного самоуправления муниципальных районов;
            городских округов — органами местного самоуправления городских округов;
            частной и иной формы собственности — юридическими или физическими лицами, владеющими автомобильными дорогами на праве собственности.
            4. Первый разряд идентификационного номера автомобильной дороги идентифицирует автомобильную дорогу по отношению к собственности и содержит от двух до восьми знаков , объединенных соответственно в одну, две или три группы — первая группа состоит из двух знаков; вторая и третья группы состоят из трех знаков каждая:для автомобильной дороги, относящейся к частной и иным формам собственности, первый разряд идентификационного номера автомобильной дороги соответствует идентификационному номеру налогоплательщика (юридического или физического лица) и состоит из десяти знаков.

            Здравствуйте Дина Валерьевна.

            Могут ли быть в частной собственности дороги в деревне

            Если дороги относятся к дорогам местного значения общего пользования, а насколько я понял речь в вопросе идет именно о них, то не могут, при этом должен быть утвержден соответствующий перечень таких дорог.

            Статья 5. Классификация автомобильных дорог

            9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

            Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.

            Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

            При этом закон четко оговаривает. те полномочия, которые вправе осуществлять органы местного самоуправления в отношении дорог общего пользования.

            Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

            1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

            1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

            1.1) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

            2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

            3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

            3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

            3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

            3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

            4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

            5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

            6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

            7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;

            8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

            9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

            10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

            11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

            12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

            Как видно, продавать дороги именно общего пользования органы местного самоуправления не вправе.

            Информация к сведению:

            Костромичам вернули незаконно проданную дорогу

            Костромской областной суд подтвердил незаконность продажи в частные руки крупного земельного участка с дорогой общего пользования к деревне Башки в Кадыйском районе.

            Теперь прокуратура требует возбудить уголовное дело в отношении чиновников, давших добро сделке, сообщила «Российской газете» представитель облпрокуратуры Татьяна Ротчева.

            Поводом для судебного разбирательства стала жалоба местных жителей.

            Они рассказали, что после того, как в апреле 2013 года районные власти продали состоятельному москвичу земельный участок размером более 53 гектаров, он перегородил единственную дорогу к деревне Башки и запретил старожилам ею пользоваться.

            Тех, кто пытался пройти к своим домам, охранники землевладельца травили собаками.

            Данная дорога была учтена в реестре дорог Кадыйского муниципального района на основании правового акта администрации муниципального образования в 2006 году.

            В этой связи земельный участок не мог быть приватизирован, поскольку это запрещено нормами земельного законодательства и законодательства о приватизации, — сообщили в прокуратуре.

            Выступая в защиту жителей деревни, прокурор Кадыйского района потребовал в судебном порядке признать сделку недействительной.

            Макарьевский районный суд доводы прокурора признал обоснованными, удовлетворив исковые требования.

            На период рассмотрения гражданского дела на спорный земельный участок был наложен арест.

            Однако ответчики с решением районного суда не согласились, обжаловав его в Костромском областном суде.

            — Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ответчика не нашла оснований для отмены состоявшегося судебного акта.

            Решение вступило в законную силу и в ближайшее время будет обращено к исполнению, — пояснили в прокуратуре.

            Надзорное ведомство также направило в следственные органы документы о возбуждении уголовного дела в отношении кадыйских чиновников, допустивших продажу дороги.

            После этого глава района объявил о досрочном сложении с себя властных полномочий «в связи с переходом на другую работу».
            https://rg.ru/2014/07/16/reg-c.

            Иван, спасибо! Вы действительно правильно поняли про наши «дороги». У нас ситуация такая — дороги построены за счет будущих собственников домов. В договоре подряда прописано, что предоставляется в рамках этого договора — в том числе указаны дороги. Дорог, как таковых построено не было. Физ лицу принадлежал большой участок земли под жилищное строительство. Он разделил его на участки и продал их с договором подряда на строительство домов, в этих договорах указано предоставление дорог. Дороги построены не были, а эта земля находится в частной собственности. Поселению официально присвоен статус деревни. Можем ли мы принудить застройщика передать участки, которые де-факто являются дорогами, в муниципальную собственность?

            Это проходы и проезды между домами, улицы, скорее, а не дороги. В кадастре они как участки в частной собственности зафиксированы.

            03 Января 2018, 14:28

            А если дороги построены за счет будущих собственников домов?

            А для каких целей был выделен земельный участок под ее строительство?

            Если он выделен для строительства дороги — то в принципе возможно ее оформление в собственность, даже будущим собственникам жилых домов, но в таком случае речь идет о дороге не общего пользования.

            Физ лицу принадлежал большой участок земли под жилищное строительство.

            На данном участке строительство дороги будет признано недопустимым, поскольку для строительства дороги придется изменить назначение использования земельного участка.

            Статья 90 ЗК РФ

            1. Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
            3. В целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
            1) размещения автомобильных дорог;
            2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
            3) установления полос отвода автомобильных дорог.

            Может я неправильно выражаюсь. Это проходы-проезды между домами. они называются дороги или как? мы по ним ходим и ездим. официально в кадастре они зафиксированы как участки в частной собственности..

            03 Января 2018, 14:32

            Можем ли мы принудить застройщика передать участки, которые де-факто являются дорогами, в муниципальную собственность?

            Нет, поскольку формально дороги нет.

            Строительство ее как Вы сами отметили осуществлено не было, участок, который используется Вами как проход между домами, выделен под ИЖС, в кадастре как Вы сами отметили:

            официально в кадастре они зафиксированы как участки в частной собственности..

            они по прежнему сохраняют свое назначение и как понимаю, не выделены из состава общего первоначального участка.

            Поэтому перед тем как говорить о передаче дороги, необходимо как минимум осуществить размежевание земельных участков, переданных собственникам, определить участки для строительства дороги, изменить их назначение, произвести строительство согласно плану застройки и только после этого уместно вести речь о дороги как таковой и ее форме ее собственности.

            Участки, переданные собственникам, размежеваны. Каким образом мы можем определить участки для строительства дороги,изменить их назначение, произвести строительство, если они находятся в частной собственности?

            03 Января 2018, 14:56

            Иван, спасибо! Вы действительно правильно поняли про наши «дороги». У нас ситуация такая — дороги построены за счет будущих собственников домов. В договоре подряда прописано, что предоставляется в рамках этого договора — в том числе указаны дороги. Дорог, как таковых построено не было. Физ лицу принадлежал большой участок земли под жилищное строительство. Он разделил его на участки и продал их с договором подряда на строительство домов, в этих договорах указано предоставление дорог. Дороги построены не были, а эта земля находится в частной собственности.

            В таком случае речь идет не о дорогах, а о земельных участках находящихся в частной собственности. при этом следует иметь в виду их разрешенное использование земельных участков для тех иди иных целей, т.е. для строительства дороги требуется определенное разрешенное использование, для сельхозназначения другое.

            Поселению официально присвоен статус деревни. Можем ли мы принудить застройщика передать участки, которые де-факто являются дорогами, в муниципальную собственность?

            Понятие дорог указано в законе.

            Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

            Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

            1) автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

            Т.е, я думаю, что все таки именно автомобильными дорогами, в том понятии, которое им дается законом, пока это именно проезды.

            Это проходы и проезды между домами, улицы, скорее, а не дороги. В кадастре они как участки в частной собственности зафиксированы.

            Если они являются участками находящимся в частной собственности, то собственники вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, в том числе и передать в муниципальную собственность, если органы местного самоуправления захотят их принять и будут в этом заинтересованы, т.к. в этом случае они будут нести обязанность по их содержанию, при этом следует учитывать разрешенное использование этих участков. т.к. для использования их в качестве участков на которых размещены автомобильные дороги, вид разрешенного использования должен соответствовать классификатору:

            МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            от 1 сентября 2014 года N 540

            Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков

            Наименование вида разрешенного использования земельного участка

            Описание вида разрешенного использования земельного участка

            Размещение автомобильных дорог вне границ населенного пункта; размещение объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения автомобильного движения, посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания, а также объектов, предназначенных для размещения постов органов внутренних дел, ответственных за безопасность дорожного движения; оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта, а также для размещения депо (устройства мест стоянок) автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки людей по установленному маршруту

            Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного участка

            Это также думаю будет осуществлять орган местного самоуправления в случае принятия их в муниципальную собственность.

            Статья 19. Муниципальная собственность на землю

            1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

            Так в том то и дело, что собственником был застройщик, в договоре рописано предоставление дорог, но ничего не сделано. Эти участки он уже перепродал третьим лицам (имел ли он право это сделать?), и никто не собирается их передавать в муниципальную собственность. Возможно ли такое положение дел а ДЕРЕВНЕ? и что и как мы с этим можем сделать?

            03 Января 2018, 15:02

            А продал он их как — как участки под ИЖС? и были ли эти участки также размежеваны (имели самостоятельный кадастровый номер) были ли определены к=границы этих участков или ж была осуществлена продажи части участков, уже принадлежащих на праве собственности (ином праве) другим лицам?

            Да! Размежеваны и под ИЖС! Они принадлежали на праве собственности застойщику,. который их и продал.

            03 Января 2018, 15:22

            Так в том то и дело, что собственником был застройщик, в договоре рописано предоставление дорог, но ничего не сделано.

            Соответственно под эти цели он должен был выделить отдельный участок, с разрешенным использованием для строительства объектов по инженерной подготовке под ИЖС (строительство дорог, сетей электроснабжения, сетей газоснабжения) и подготовить и согласовать планировки территории, где располагаются Ваши участки, только после этого осуществлять строительство дороги.

            Тут можно требовать с застройщика исполнения принятых на себя договорных обязательств по строительству дороги, но нужно смотреть условия договора.

            Размежеваны и под ИЖС! Они принадлежали на праве собственности застойщику,

            С учетом ранее сказанного следует, что застройщик изначально не планировал осуществлять строительство дороги и инфраструктуры.

            А средства за участки внесены с учетом стоимости дороги?

            Да! В договоре подряда указаны дороги.

            04 Января 2018, 01:07

            Так в том то и дело, что собственником был застройщик, в договоре рописано предоставление дорог, но ничего не сделано.

            Эти участки он уже перепродал третьим лицам (имел ли он право это сделать?), и никто не собирается их передавать в муниципальную собственность.

            В такой ситуации все претензии необходимо предъявлять застройщику, следовательно он не исполнил в полной мере свои обязательства по договору, в Вашей ситуации необходимо обязать застройщика выполнить условия договора, вплоть до судебного порядка.

            Что касается перепродажи, то ели договором была предусмотрена как Вы указали — предоставление дорог, то данные обязательства нес застройщик, имел ли он право перепродать их в рамках своих обязательств перед собственниками участков по договору, нужно исходить из содержания самого договора, т.к. если согласно условиям договора он все таки обязался передать собственникам эти участки для использования и уже в качестве автомобильных дорог, чего сделано не было, собственники вправе оспорить совершенные им сделки с третьими лицами.

            Спасибо! Сможете дать более точный (по нашим действиям) ответ, если я приложу скан договора?

            04 Января 2018, 01:09

            Сможете дать более точный (по нашим действиям) ответ, если я приложу скан договора?

            Да, поскольку без него можно делать лишь приблизительные предположения.

            В этом случае, в силу общих требований ст. 169 ГК РФ

            Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

            Вы можете по данному основанию оспорить заключенный им договор по продаже данного участка третьему лицу.

            При этом как было разъяснено в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

            Для применения статьи 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности, и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно.

            Противоречие основам правопорядка в Вашей ситуации будет заключаться в совершении сделки по отчуждению земельного участка с отступлением от требований ст. 309, 310 ГК РФ, предполагающих недопустимость одностороннего отказа от обязательств перед Вами в части строительства дороги и инфраструктуры, для которой данный земельный участок мог быть выделен.

            Применительно к Вашему договору, стоит принять во внимание, что согласно ст. 308.3 ГК РФ

            1. В случае неисполнения должником обязательствакредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
            2. Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (глава 25).

            Как на этот счет было разъяснено в

            Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7
            «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»

            22. Согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
            При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
            Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
            Не может быть отказано в удовлетворении иска об исполнении обязательства в натуре в случае, когда надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков за неисполнение обязательства, например, обязанностей по представлению информации, которая имеется только у ответчика, либо по изготовлению документации, которую правомочен составить только ответчик.

            23. По смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае гибели индивидуально-определенной вещи, которую должник был обязан передать кредитору, либо правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства.
            При этом отсутствие у должника того количества вещей, определенных родовыми признаками, которое он по договору обязан предоставить кредитору, само по себе не освобождает его от исполнения обязательства в натуре, если оно возможно путем приобретения необходимого количества товара у третьих лиц (пункты 1, 2 статьи 396, пункт 2 статьи 455 ГК РФ).
            Кредитор не вправе также требовать по суду исполнения в натуре обязательства, исполнение которого настолько связано с личностью должника, что его принудительное исполнение будет нарушать принцип уважения чести и достоинства гражданина. Например, не подлежат удовлетворению требования о понуждении физического лица к исполнению в натуре обязательства по исполнению музыкального произведения на концерте.
            В тех случаях, когда кредитор не может требовать по суду исполнения обязательства в натуре, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением обязательства, если отсутствуют основания для прекращения обязательства, например, предусмотренные пунктом 1 статьи 416 и пунктом 1 статьи 417 ГК РФ (статья 15, пункт 2 статьи 396 ГК РФ).

            24. В случае, если исполнение обязательства в натуре возможно, кредитор по своему усмотрению вправе либо требовать по суду такого исполнения, либо отказаться от принятия исполнения (пункт 2 статьи 405 ГК РФ) и взамен исполнения обязательства в натуре обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных неисполнением обязательства (пункты 1 и 3 статьи 396 ГК РФ). Предъявление требования об исполнении обязательства в натуре не лишает его права потребовать возмещения убытков, неустойки за просрочку исполнения обязательства.

            Ищете ответ?
            Спросить юриста проще!

            Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

            Смотрите еще:

            • Что такое реестр акционеров оао Статья 44. Реестр акционеров общества Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ статья 44 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2002 г. Статья 44. Реестр акционеров общества 1. В реестре акционеров общества указываются […]
            • Федеральный закон от 12032014 35-фз Федеральный закон от 23.04.2012 N 35-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 122 ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО […]
            • Адвокат швец виктор юрьевич Виктор Швец – личный адвокат Юлии Тимошенко. Рядом с ней он с 2001 года – со времени ареста Тимошенко. Виктор Дмитриевич добивался ее освобождения из Лукьяновского СИЗО, а затем профессионально защищал интересы Юлии Владимировны в судах различных инстанций. Сейчас он […]
            • До 1 марта оформить собственность Как оформить дом по дачной амнистии в садоводстве Словосочетание "дачная амнистия" довольно часто употребляется нашими гражданами, когда речь заходит о том, чтобы оформить загородный дом в собственность. С юридической точки зрения под дачной амнистией подразумевается законное […]
            • Экспертиза чай байховый Экспертиза качества чая байхового; ЧАЙ. Химический состав. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА. Лекция 1 Таблетки Раунатин содержат в себе комплекс алкалоидов Рауфольфии. Главное свойство – гипотензивный эффект, также оказывает антиаритмическое действие, седативное действие. […]
            • Иск к новому должнику Действующее федеральное законодательство 2008 г. Документы принятые в 2008 году 2001 г. Документы принятые в 2001 году 1996 г. и ранее Документы принятые в 1996 году и до 1996 года Утратившие силу документы. Федеральное законодательство 2010 г. Документы принятые в 2010 […]
            • Федеральный закон о рекламен Федеральный закон о рекламен Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Закон о рекламе № […]
            • Нотариус в красногорске на карте Нотариусы Красногорск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Губочкин Павел Александрович Телефон: (495) 562-32-62 Адрес: Московская область, г. Красногорск, […]