Разрешение трезвучий

Рубрики Помощь юриста

Разрешение трезвучий

Трезвучия и их обращения являются основой гармонического движения во многих стилях опирающихся на тональную или модальную основу. Трезвучия имеют прозрачное и узнаваемое звучание. Это наиболее простой вид аккордов, с которых лучше всего начинать знакомство с гармонией.

Чем трезвучие отличается от любого другого типа аккордов?

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков расположенных по терциям.

Необходимо уточнить, что “состоящий из трех звуков” подразумевает не количественный (ограниченное количество звуков), а качественный (ограничение используемых нот) состав аккорда.

Самыми распространёнными типами трезвучий являются:

1) Мажорное трезвучие

Состав мажорного трезвучия: большая терция + малая терция

трезвучие

Термин мажор означает большой,что указывает на качество нижней терции аккорда.

2) Минорное трезвучие

трезвучие

Строение: малая терция + большая

Минор означает меньший,что указывает на малую нижнюю терцию аккорда.
Эти два типа созвучий позволяют гармонизовать любую мелодию и встречаются в музыке любых стилей.
Можно привести очень много примеров музыкальных произведений,в которых используются только эти два вида.(иногда даже один).
Однако есть еще два типа трезвучий:
3) Уменьшенное
состав: малая терция + малая

Уменьшенное трезвучие получило название по уменьшенной квинте образуемой между 1 и 5 ступенью
4) Увеличенное (названо по увеличенной квинте между 1 и 5 ступенями)
Состав: большая терция + большая терция

В любом трезвучии каждая нота имеет свое название (ступеневое или интервальное)
Нижний тон называется прима или тоника
Второй звук называется терция
Третий звук — квинта

Для того, чтобы построить трезвучие от какого-либо звука нужно всего лишь запомнить его интервальную формулу.
Это абстрактный способ построения трезвучий.
Также есть другой способ построения трезвучий — построение в тональности.

Например, мажорному трезвучию соответствует мажорная тональность, а минорному минорная.

Это значит, что если Вам необходимо найти Ab трезвучие, то необходимо выписать 1, 3, 5 ступени тональности и Вы получите необходимый аккорд. В Ab мажоре 4 бемоля, следовательно Ab трезвучие содержит звуки: Ab, C, Eb

То же справедливо для минорного трезвучия.
Таким образом, если Вам известны знаки тональности Вы без труда сможете построить трезвучия.
Запомните основные ступени и соответствующие им трезвучия.
Мажорное трезвучие строится на I ступени мажора, минорное трезвучие на I ступени минора, уменьшенное трезвучие на VII ступени мажора, увеличенное на VI гармонического мажора или III гармонического минора.
Выше мы рассмотрели трезвучия в которых тоника находилась в нижнем голосе. Однако кроме этого встречаются еще два типа изложения трезвучия, при которых в нижнем голосе находится терция или квинта аккорда.
Такие формы называются обращением трезвучия.
Легкий способ построения обращений основан на переносе нижнего звука на октаву вверх:

Первое обращение называется секстаккорд поскольку в нем образуется секста между 3 ступенью и 1 ступенью
Второе обращение называется кварт секстаккорд (кварта между 5и 1 и секста между 5 и 3)
Интервальные формулы обращений трезвучий:
Мажорный секстаккорд м3+ч4
Мажорный квартсекстаккорд ч4+б3
Минорный секстаккорд б3+ч4
Минорный квартсекстаккорд ч4+м3
Увеличенный секстаккорд б3+ум.4
Увеличенный квартсекстаккорд ум4+б3
Уменьшенный секстаккорд м3+ув4
Уменьшенный квартсекстаккорд ув5+м3

Мажорное, минорное трезвучия и их обращения являются консонирующими и имеют устойчивое звучание.

При взаимодействии с друг другом в тональной музыке соотношение трезвучий определяет их функциональная значимость (принадлежность T, S, D).

В модальных последовательностях каждое трезвучие представляет собой временный тональный центр, что способствует более свободному обращению с трезвучиями (например, посмотрите использование трезвучий в песнях Beatles или Hendrix)

Уменьшенное и увеличенное трезвучия являются диссонирующими и относятся к доминантовой функции в тональности, а модальном контексте могут принимать даже функцию тоники (имеются ввиду современное звучание).

Освоение трезвучий и приемов гармонизации с помощью них является первой ступенью в освоении гармонии и являются важнейшим строительным материалом не только на уровне гармонии, но и на уровне мелодики.

Сольфеджио.Все правила по сольфеджио в муз.школе — VI

78. Гармонический мажор

Гармоническим мажором называется мажор с пониженной VI ступенью.

Гамма ДО мажор гармоническая:

Субдоминантовое трезвучие в гармоническом ДО мажоре:

79. Таблица интервалов в пределах октавы

Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно (один за другим) или одновременно. Количество ступеней, заключенных в интервале, устанавливает название интервала, а число тонов между звуками — вид интервала.

80. Переменный лад

Переменный лад — лад, в котором имеются две тоники. Чаще всего тоническими трезвучиями переменного лада являются трезвучия мажора и параллельного ему минора или наоборот.

Пример — первая фраза песни в ФА мажоре, а вторая в параллельном ему РЕ миноре.

81. Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу

Устойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука являются устойчивыми, то есть входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые интервалы в ладу — интервалы, в которых оба звука (или один из звуков) неустойчивы, то есть не входят в состав тонического трезвучия.

Устойчивые интервалы в ДО мажоре (звуки тонического трезвучия):

  • ДО-МИ, ДО-СОЛЬ, ДО-ДО, МИ-СОЛЬ, МИ-ДО, МИ-МИ, СОЛЬ-ДО, СОЛЬ-МИ, СОЛЬ-СОЛЬ.
  • Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых один звук неустойчивый, а второй устойчивый:

  • ДО-РЕ, ДО-ФА, ДО-ЛЯ, ДО-СИ, МИ-ЛЯ, МИ-СИ, МИ-РЕ, СОЛЬ-СИ, СОЛЬ-РЕ, СОЛЬ-ФА, РЕ-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ, ФА-СОЛЬ.
  • Неустойчивые интервалы в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые:

  • СИ-РЕ, СИ-ФА, СИ-ЛЯ, РЕ-ФА, ФА-ЛЯ, РЕ-СИ, ФА-СИ, ФА-РЕ, ЛЯ-СИ, ЛЯ-РЕ, ЛЯ-ФА.
  • 82. Ладовое разрешение интервалов

    Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
    Если в неустойчивом интервале один звук устойчивый, а второй неустойчивый, то устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый по ладовому тяготению переходит в ближайший устойчивый звук.
    Если оба звука в интервале неустойчивые, то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки.
    Увеличенные интервалы при разрешении всегда расширяются а уменьшенные суживаются.

    Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых один звук устойчивый, а другой неустойчивый:

    • РЕ-СОЛЬ в МИ-СОЛЬ, РЕ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, СИ-СОЛЬ в ДО-СОЛЬ, ДО-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, СОЛЬ-ФА в СОЛЬ-МИ.
    • Разрешение неустойчивых интервалов в ДО мажоре, в которых оба звука неустойчивые :

    • СИ-ЛЯ в ДО-СОЛЬ, РЕ-СИ в ДО-ДО, РЕ-СИ в МИ-ДО, ФА-СИ в МИ-ДО, ЛЯ-СИ в СОЛЬ-ДО.
    • Скачок доминантового звука в тонику на кварту вверх или на квинту вниз при разрешении неустойчивых интервалов:

    • ФА-СОЛЬ в МИ-ДО, РЕ-СОЛЬ в ДО-ДО, СИ-СОЛЬ в ДО-ДО, СОЛЬ-ФА в ДО-МИ, СОЛЬ-РЕ в ДО-ДО, СОЛЬ-СИ в ДО-ДО.
    • При разрешении неустойчивых интервалов следует избегать параллельных октав и квинт. Например:

    • РЕ-РЕ в ДО-ДО нельзя, РЕ-РЕ нужно вести в МИ-ДО.
    • 83. Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений

      Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения разрешаются в тонический аккорд. Звук, принадлежащий тоническому трезвучию, остается на месте, а два остальных (неустойчивых) звука ведутся по ладовому тяготению на секунду в одну сторону — от субдоминанты вниз, от доминанты вверх.
      Разрешение субдоминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

    • ФА-ЛЯ-ДО в МИ-СОЛЬ-ДО;
    • ЛЯ-ДО-ФА в СОЛЬ-ДО-МИ;
    • ДО-ФА-ЛЯ в ДО-МИ-СОЛЬ.
    • Разрешение доминантового трезвучия и его обращений в ДО мажоре:

    • СОЛЬ-СИ-РЕ в СОЛЬ-ДО-МИ;
    • СИ-РЕ-СОЛЬ в ДО-МИ-СОЛЬ;
    • РЕ-СОЛЬ-СИ в МИ-СОЛЬ-ДО.
    • 84. Вводные септаккорды

      Вводным септаккордом называется септаккорд, построенный от VII ступени лада. В зависимости от септимы вводные септаккорды бывают:

    • Малый вводный — если крайние звуки септаккорда образуют малую септиму.
      • Уменьшенный вводный — если крайние звуки септаккорда образуют уменьшенную септиму.
      • Малый вводный септаккорд встречается в натуральном мажоре, а уменьшенный вводный септаккорд —в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

        Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре:

        Интервальный состав малого вводного септаккорда:

      • м.З — м.З — б.З крайние звуки образуют м.7.
      • Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре:

        Интервальный состав уменьшенного вводного септаккорда:

      • м.З — м.З — м.З крайние звуки образуют ум.7.
      • Разрешение вводных септаккордов: Вводные септаккорды разрешаются в тоническое трезвучие с удвоением терцового тона, для того чтобы избежать параллельных квинт.

        Малый вводный септаккорд в натуральном ДО мажоре
        СИ-РЕ-ФА-ЛЯ разрешается в ДО-МИ-МИ-СОЛЬ.

        Уменьшенный вводный септаккорд а гармоническом ЛЯ миноре
        СОЛЬ-диез-СИ-РЕ-ФА разрешается в ЛЯ-ДО-ДО-МИ.

        85. Таблицы мажорных и минорных тональностей

        Тональностью называется определенная высота лада.

        Мажорные и параллельные им минорные тональности с диезами:

      • ДО мажор — ЛЯ минор;
      • СОЛЬ мажор — МИ минор;
      • РЕ мажор — СИ минор;
      • ЛЯ мажор — ФА-диез минор;
      • МИ мажор — ДО-диез минор;
      • СИ мажор- СОЛЬ-диез минор;
      • ФА-диез мажор — РЕ-диез минор;
      • ДО-диез мажор — ЛЯ-диез минор.
      • Мажорные и параллельные им минорные тональности с бемолями:

      • ФА мажор — РЕ минор;
      • СИ-бемоль мажор — СОЛЬ минор;
      • МИ-бемоль мажор — ДО минор;
      • ЛЯ-бемоль мажор — ФА минор;
      • РЕ-бемоль мажор — СИ-бемоль минор;
      • СОЛЬ-бемоль мажор — МИ-бемоль минор;
      • ДО-бемоль мажор — ЛЯ-бемоль минор.
      • 86. Тетрахорды

        Тетрахордом называется мелодическая последовательность из четырех звуков, расположенных по секундам в объеме чистой кварты.

        Тетрахорды в гамме ДО мажор:

      • ДО-РЕ-МИ-ФА — нижний, или первый тетрахорд;
      • СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО — верхний, или второй тетрахорд.
      • 87. Энгармонически равные тональности

        Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

        Энгармонически равные мажорные тональности:

      • СИ мажор и ДО-бемоль мажор;
      • ФА-диез мажор и СОЛЬ-бемоль мажор;
      • ДО-диез мажор и РЕ -бемоль мажор.
      • Энгармонически равные минорные тональности:

      • СОЛЬ-диез-минор и ЛЯ-бемоль минор;
      • РЕ-диез минор и МИ-бемоль минор;
      • ЛЯ-диез минор и СИ-бемоль минор.
      • 88. Буквенное обозначение звуков и тональностей

        Для буквенных обозначений применяются начальные буквы латинского алфавита: A, a; B, b; C, c; D, d; E, e; F, f; G, g; H, h.

        Таблица слоговых и буквенных названий

        Аккорд.
        Аккорд — созвучие из трех и более звуков.
        В классической музыке основополагающим является терцовый принцип строения аккордов, т.е. строение по терциям.
        Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон (прима), терцовый тон, квинтовый тон, септимовый тон и т.д.

        Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям. Трезвучия могут быть четырех видов:
        1) мажорное трезвучие (Б5/3) — трезвучие, состоящее из большой терции и малой терции (Тема 4. Интервалы), т.е. Б5/3 = б3 + м3. См. рис. 1;

        2) минорное трезвучие (М5/3) — трезвучие, состоящее из малой терции и большой терции, т.е.
        М5/3 = м3 + б3;
        3) увеличенное трезвучие (Ув.5/3) = б3 + б3;
        4) уменьшенное трезвучие (Ум.5/3) = м3 + м3.

        Любое трезвучие имеет два обращения — секстаккорд (6/3 или 6) и квартсекстаккорд (6/4). Обращения получаются путем перенесения нижнего звука на ч8 вверх или верхнего звука на ч8 вниз. Получаем следующее строение трезвучий и их обращений:

        Б5/3 = б3 + м3
        Б6/3 = м3 + ч4
        Б6/4 = ч4 + б3

        М5/3 = м3 + б3
        М6/3 = б3 + ч4
        М6/4 = ч4 + м3

        Трезвучия в тональности.
        Фактически, мы можем построить трезвучия от любой ступени тональности, однако из всего количества аккордов, которые встречаются в тональности, главными считаются трезвучия, построенные от I, IV и V ступеней:
        — трезвучие, построенное от I ступени — тоническое трезвучие, тоника (Т5/3, T) и ее обращения -тонический секстаккорд (T6) и тонический квартсекстаккорд (Т6/4);
        — трезвучие, построенное от IV ступени — субдоминантовое трезвучие, субдоминанта (S5/3, S) и ее обращения — субдоминантовый секстаккорд (S6) и субдоминантовый квартсекстаккорд (S6/4);
        — трезвучие, построенное от V ступени — доминантовое трезвучие, доминанта (D5/3, D) и ее обращения — доминантовый секстаккорд (D6) и доминантовый квартсекстаккорд (D6/4).

        Мы уже знаем, что Ум.5/3 состоит из двух малых терций (м 3), т.е. интервальный состав уменьшенного трезвучия и его обращений выглядят следующим образом:

        Ум.5/3 = м3 + м3
        Ум.6/3 = м3 + ув4
        Ум.6/4 = ув4 + м3

        Ум.5/3 — диссонирующий аккорд, поэтому требует разрешения. Разрешается Ум.5/3 в терцию с удвоенным основанием.

        Т.е., грубо говоря, мы строим тритон ум. 5, между крайними звуками интервала ставим терцовый тон так, чтобы у нас получилось трезвучие, составленное из двух малых терций. Разрешаем в малую или большую терцию (как и интервал ум. 5), удваиваем основание терции.

        Пример: строим Ум.5/3 в ля-мажоре (A-dur). Ум.5/3 от II ступени гармонического мажора — си, ре, фа-бекар, разрешаем — до-диез, до-диез, ми. Ум.5/3 от VII ступени натурального мажора — соль-диез, си, ре, разрешаем — ля, ля, до-диез.

        Увеличенное трезвучие (Ув.5/3) — строится только в гармоническом виде мажора и минора (там же, где и ув.5, см. Тему 6. Тритоны и характерные интервалы): на VI пониженной ступени гармонического мажора и на III ступени гармонического минора.

        Интервальный состав Ув.5/3 и его обращений:

        Ув.5/3 = б3 + б3
        Ув.6/3 = б3 + ум4
        Ув.6/4 = ум4 + б3

        Ув.5/3 состоит из устойчивых и неустойчивых ступеней (Тема 5. Лад и тональность), поэтому увеличенное трезвучие в гармоническом мажоре разрешается в T6/4, а в гармоническом миноре — в t6/3. Это связано с тем, что устойчивые ступени при разрешении остаются на своих местах, а неустойчивые разрешаются в устойчивые. См. рис. 4 и 5

        Т.е., грубо говоря, мы строим характерный интервал ув. 5, между крайними звуками интервала ставим терцовый тон так, чтобы у нас получилось трезвучие, составленное из двух больших терций. Разрешаем только неустойчивые ступени, а устойчивые дублируем.

      • прим. В басовом ключе мы видим гармонический способ воспроизведения Ув.5/3, в скрипичном ключе — мелодический способ воспроизведения.

      Составим таблицу Ув.5/3 и Ум.5/3:

      Предлагаю вам сравнить эту таблицу с таблицами тритонов и характерных интервалов (Тема 6. Тритоны и характерные интервалы).

      1. Что такое аккорд? По какому принципу строятся аккорды? Какие названия имеют звуки аккорда?
      2. Что такое трезвучие? Перечислите известные вам трезвучия.
      3. Какие обращения имеет любое трезвучие? Расскажите о принципе обращения трезвучия.
      4. Расскажите о мажорном и минорном трезвучиях.
      5. Назовите основные трезвучия в тональности и их обращения.
      6. От каких ступеней они строятся?
      7. Расскажите о строении и разрешении Ум.5/3.
      8. Расскажите о строении и разрешении Ув.5/3.
      9. Какова связь между Ум.5/3 и ум.5? Какова связь между Ув.5/3 и ув.5?

      1. Постройте T(t), S(s), D и их обращения в следующих тональностях: Es-dur (ми-бемоль мажор), c-moll (до-минор), Fis-dur (фа-диез мажор), dis-moll (ре-диез минор).

      Обратите внимание! Когда вы пишете знаки при ключе, это значит, что они будут использоваться на протяжении всего произведения или упражнения по умолчанию. Поэтому, мы не ставим эти знаки возле каждой ноты. Мы ставим знак возле ноты только в том случае, если он не соответствует знакам при ключе.

      Подписывайте аккорды как на рис. 3. Обратите ваше внимание на то, что в мажоре мы используем обозначения T, S, D, а в миноре — t, s, D.

      2. Сыграйте построенное.
      3. Спойте последовательность аккордов, подыгрывая себе на инструменте.
      4. Постарайтесь пропеть ту же последовательность без игры на инструменте.

      1. Постройте Б5/3 и его обращения от каждой ступени тональностей: G-dur (соль-мажор), e-moll (ми-минор), B-dur (си-бемоль мажор), g-moll (соль-минор).
      2. Постройте М5/3 и его обращения от каждой ступени следующих тональностей: As-dur (ля-бемоль мажор), f-moll (фа-минор), A-dur (ля-мажор), fis-moll (фа-диез минор).
      3. Сыграйте эти последовательности.
      4. Спойте последовательности аккордов, подыгрывая себе на инструменте.
      5. Постарайтесь пропеть эти же последовательности без игры на инструменте.

      1. Постройте Ум.5/3 и Ув.5/3 с разрешениями в следующих тональностях: С-dur (до-мажор), a-moll (ля-минор), Cis-dur (до-диез мажор), ais-moll (ля-диез минор), Сes-dur (до-бемоль мажор), as-moll (ля-бемоль минор), A-dur (ля-мажор), fis-moll (фа-диез минор), As-dur (ля-бемоль мажор), f-moll (фа-минор).
      2. Сыграйте построенную вами последовательность уменьшенных и увеличенных трезвучий с разрешениями. Играете: аккорд — разрешение, аккорд — разрешение и т.д.
      3. Спойте, подыгрывая себе на инструменте.
      4. Пробуйте петь эту последовательность без игры на инструменте.

      Стройте аккордовые последовательности из всех трех упражнений во всех тональностях! Обязательно пойте, так вы будете быстрее запоминать звучание аккорда.

      Постройте следующую цепочку аккордов: от «ре» вверх — Б5/3, от «си-бемоль» вниз — Ум.5/3 с разрешением (определите тональность), от «ми-диез» вверх — М6/4, от «фа» вниз — Ув.5/3 с разрешением (определите тональность), от «до-бемоль» вверх — Б6/3, от «ми» вниз — М5/3.

      Сыграйте её на инструменте, пропойте.

      Аналогичное упражнение с примечаниями есть в Теме 4. Интервалы, упр. 2.

      Разрешение увеличенных и уменьшённых трезвучий

      Не каждое трезвучие требует разрешения. Например, если мы имеем дело с аккордами тонического трезвучия, то куда ж ему разрешаться? Оно и так есть тоника. Если взять субдоминантовое трезвучие, то оно само по себе к разрешению не стремится, а скорее наоборот, охотно удаляется от тоники на возможно большее расстояние.

      Доминантовое трезвучие – да, оно желает разрешения, но не всегда. Оно обладает такой выразительной и движущей силой, что нередко его, напротив, стараются обособить от тоники, выделить остановкой на нём музыкальной фразы, которые от этого звучат с вопросительной интонацией.

      Так в каких же случаях требуется разрешение трезвучий? А требуется оно тогда, когда в составе аккорда (трезвучие – это ведь у нас аккорд?) появляются крайне неустойчивые диссонирующие созвучия – или какие-нибудь тритоны, или характерные интервалы. Такие созвучия есть в уменьшённых и увеличенных трезвучиях, следовательно, их мы и будем учиться разрешать.

      Разрешение уменьшённых трезвучий

      Уменьшённые трезвучия строятся, как в натуральном, так и в гармоническом виде мажора и минора. Не будем сейчас разбирать подробности: как, и на каких ступенях построить. В помощь вам – небольшая табличка и статья на тему «Как построить трезвучие?», из которой вы получите ответы на эти вопросы – разбирайтесь! А мы попробуем на конкретных примерах посмотреть, как разрешаются уменьшённые трезвучия и почему именно так, а не иначе.

      Давайте сначала построим уменьшённые трезвучия в натуральном до мажоре и до миноре: на седьмой и на второй ступеньке соответственно рисуем по «снеговику» без лишних знаков. Вот что получилось:

      В этих «аккордах-снеговиках», то есть трезвучиях, между нижними и верхними звуками образуется тот самый интервал, который и делает звучание аккорда неустойчивым. В данном случае это уменьшённая квинта.

      Поэтому для того, чтобы разрешение трезвучий было логически и музыкально правильным, хорошо звучало, то в первую очередь нужно сделать верное разрешение этой уменьшённой квинты, которая, как вы помните, при разрешении должна ещё более уменьшаться и переходить в терцию.

      А куда же девать оставшийся средний звук? Тут можно было бы много размышлять о различных вариантах его разрешения, но мы вместо этого предлагаем запомнить одно простое правило: средний звук трезвучия ведётся в нижний звук терции.

      Теперь давайте посмотрим, как ведут себя уменьшённые трезвучия в гармоническом мажоре и миноре. Построим их в ре мажоре и ре миноре.

      Гармонический вид лада сразу даёт о себе знать – появляются знак бемоля перед нотой си в ре мажоре (понижение шестой) и знак диеза перед нотой до в ре миноре (повышение седьмой). Но, самое главное, что снова между крайними звуками «снеговиков» образуются уменьшённые квинты, которые мы точно также должны разрешить в терцию. Со средним звуком всё аналогично.

      Таким образом, можно сделать вывод такой: уменьшённое трезвучие разрешается в тоническую терцию с удвоением нижнего звука в ней (ведь в самом трезвучии три звука, значит, и в разрешении должно быть три).

      Разрешение увеличенных трезвучий

      Увеличенных трезвучий в натуральных ладах нет, они строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре (вернитесь ещё раз к табличке и посмотрите, на каких ступенях). Давайте посмотрим на них в тональности ми мажор и ми минор:

      Мы видим, что здесь между крайними звуками (нижним и верхним) образуется интервал – увеличенная квинта, и поэтому, для того чтобы получить правильное разрешение трезвучий, нам нужно верно разрешить эту самую квинту. Увеличенная квинта относится к разряду характерных интервалов, возникающих только в гармонических ладах, и поэтому в ней всегда есть та ступень, которая в этих гармонических ладах изменяется (понижается или повышается).

      Увеличенная квинта при разрешении увеличивается, в итоге переходя в большую сексту, и в данном случае, для того чтобы разрешение произошло, нам нужно изменить всего лишь одну ноту – именно ту самую «характерную» ступеньку, которая чаще всего отмечена каким-нибудь случайным знаком альтерации.

      Если у нас мажор и «характерная» ступень понижена (шестая низкая), то нам нужно ей ещё понизить и перевести в пяту ступень. А если мы имеем дело с минором, где «характерная» ступень – это высокая седьмая, то тут, наоборот, мы её ещё больше повышаем и переводим непосредственно в тонику, то есть первую ступень.

      Всё! После этого больше ничего делать уже не нужно, все остальные звуки просто переписываем, так как они входят в состав тонического трезвучия. Получается, чтобы разрешить увеличенное трезвучие, нужно изменить всего одну ноту – или понизить уже пониженную, или повысить повышенную.

      Что получилось в результате? Увеличенное трезвучие в мажоре разрешилось в тонический квартсекстаккорд, а увеличенное трезвучие в миноре – в тонический секстаккорд. Тоника, хотя бы даже и несовершенная, достигнута, а, значит, задача решена!

      Разрешение трезвучий – подведём итоги

      Итак, подоспело время подвести итоги. Во-первых, мы выяснили, что в разрешении нуждаются в основном только увеличенные и уменьшённые трезвучия. Во-вторых, мы вывели закономерности разрешения, которые можно кратко сформулировать в следующих правилах:

      На этом всё! Приходите к нам ещё. Успехов вас в ваших музыкальных занятиях!

      Обращение трезвучий: как возникают обращения, виды обращений, как строятся?

      Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы.

      Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх.

      Как видите, техника выполнения обращения аккорда – простейшая. Но нас интересуют, главным образом, результаты обращения трезвучий. Так вот, в результате обращения, как мы уже отметили, образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

      Давайте взглянем на пример:

      Было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь побалуемся обращениями, их у нас получится всего два:

      1. Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх. Что же получилось? Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Откуда взялась кварта (соль-до)? А она взялась от обращения той квинты (до-соль), которая «обминала» наше исходное до-мажорное трезвучие (по правилу обращения интервалов – квинты обращаются в кварты).
      2. Вертанём наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

      Что же произойдёт, если мы попытаемся обратить последний полученный аккорд ещё раз? Ничего особенного! Нижнюю соль мы, конечно, перенесём на октаву вверх, но в результате у нас получится тот же самый аккорд, какой был в начале (до-ми-соль). То есть, таким образом, нам становится понятно, что обращений у трезвучия всего два , дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

      Как называются обращения трезвучий?

      Первое обращение называется секстаккордом . Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие. Например, Т6, или Б6, или III6.

      Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом , его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или d64, или М64, или VI64.

      Разные трезвучия дают разные обращения

      Как вам, наверное, известно трезвучий – 4 вида: большое (или мажорное), малое (или минорное), увеличенное и уменьшённое . Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

      Чтобы понять структурные различия, давайте снова обратимся к примеру. Здесь будут построены 4 вида трезвучия от ноты «ре» и для каждого из четырёх трезвучий будут выписаны их обращения:

      Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

      Минорное трезвучие (М53) тоже образуется из двух терций, только первая будет малой (ре-фа), а вторая – большой (фа-ля). Секстаккорд (М6), соответственно, начинается с большой терции (фа-ля), к которой затем присоединяется чистая кварта (ля-ре). Минорный квартсекстаккорд (М64)складывается из чистой кварты (ля-ре) и малой терции (ре-фа).

      Увеличенное трезвучие (Ув53) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Ув6) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Ув64) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

      Уменьшённое трезвучие (Ум53) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (Ум6) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (Ув64) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).

      Давайте обобщим наш практически полученный опыт в нескольких схемах-формулах:

      Можно ли строить обращения от звука?

      Да, зная структуру любого обращения, можно легко построить все аккорды, про которые вы сегодня узнали, от любого звука. Для примера построим от ми (уже без комментариев):

      9. Трезвучия: их виды. Трезвучия в ладу

      Трезвучие — аккорд из 3 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

      Существует 4 типа трезвучий: мажорное (б. 3 + м. 3), минорное (м.3 + б. 3), уменьшенное (м. 3 + м.3) и увеличенное (б. 3 + б. 3).

      Нижний звук в основном виде трезвучия называется примой, средний — терцией, верхний — квинтой. Основной вид трезвучия — это расположение его звуков по терциям. Секстаккорд — это обращение трезвучия, при котором внизу находится терцовый тон. Квартсекстаккорд — это обращение трезвучия, при котором внизу находится квинтовый тон.

      Главные трезвучия в ладу — T, S, D. Они так называются потому, что в мажоре они мажорные, а в миноре — минорные. Остальные трезвучия называются побочными. Из них трезвучия II, IV и VI относятся к субдоминантовой группе (общий признак — в них есть 6-я ступень лада), а трезвучия III, V и VII относятся к доминантовой группе (общий признак — в них есть VII ступень лада).

      Разрешение неустойчивых трезвучий: устойчивые звуки остаются на месте, неустойчивые идут в ближайшие устойчивые.

      В натуральном мажоре: I, IV, V — мажорные, II, III, VI — минорные, VII — уменьшенное.
      В натуральном миноре: III, VI, VII — мажорные, I, IV, V — минорные, II — уменьшенное.

      S o l F a theory

      9. Трезвучие

      Трезвучие – аккорд, который состоит из трех звуков, расположенных по терциям (или допускающих терцовое расположение при соответствующих перемещениях образующих его тонов).

      Трезвучий четыре типа:

      Мажорное (большое) б. 3 + м. 3 (консонанс)

      Минорное (малое) м. 3 + б. 3 (консонанс)

      Уменьшенное м.3. + м. 3 (диссонанс)

      Увеличенное б. 3 + б. 3 (диссонанс)

      Нижний звук в основном виде трезвучия называется примой, или основным тоном, средний – терцией (терцовым тоном), верхний – квинтой (квинтовым тоном). Расположение всех звуков по терциям (большим или малым) всегда образует основной вид аккорда.

      Обращения трезвучий: секстаккорд (6), квартсекстаккорд (64). В секстаккорде внизу находится терцовой тон, в квартсекстаккорде – квинтовый, в трезвучии – основной.

      Увеличенное трезвучие и его обращения звучат абсолютно одинаково вследствие энгармонического равенств большой терции и уменьшенной кварты.

      Трезвучия в ладу

      T53, S53, D53 – главные трезвучия, остальные – побочные. T53, S53, D53 называются главными, так как в натуральном мажоре и натуральном миноре соответствуют ладовому наклонению, выявляя специфику лада.

      Отличительный признак D-вой группы – VII ступень лада. Отличительный признак S-вой группы – VI ступень лада.

      Разрешение неустойчивых трезвучий

      А) при кварто-квинтомо и терцовом соотношении: устойчивые звуки остаются на месте, а неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения.

      Б) при секундовом соотношении: во избежание параллельных квинт, надо взять неустойчивые трезвучия в обращении либо один из звуков (чаще квинту II53) вести в приму T53 на терцию вверх. Возникающий ход на терцию часто заполняют движением (проходящим, поступенным) через VII ступень.

      В целом разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.

      Смотрите еще:

      • Правила проведение земляных работ Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда Правила дистанционного обучения по охране труда Регистрационный лист – заявка на дистанционное обучение по охране труда Учебные материалы для обучения по охране труда Тема 0. Основные положения трудового права Тема 1. […]
      • Где оформить организацию Каким документом организации госсектора должны оформлять передачу земельных участков? Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Организации госсектора оформляют первичные […]
      • Рассчитать осаго 2018 югория ОСАГО калькулятор ОАО «ГСК Югория» ОСАГО калькулятор ОАО «ГСК Югория» позволит определить стоимость страхового полиса до того, как вы оформите договор страхования. ГСК Югория предлагает владельцам транспортных средств, зарегистрированных постоянно на территории Российской […]
      • Криминалистическая экспертиза автомобиля сроки Автотехническая экспертиза автомобиля Осуществляется криминалистическая экспертиза авто с целью определить возможность внешнего вмешательства в кузов, изменения номеров, приваривания других табличек. Процедура очень сложная и требует времени. Криминалистическая экспертиза […]
      • Город потерянных кораблей патент Добавлено (23.02.2012, 21:40)---------------------------------------------pain, полюбому пропустил, слишком много нехватало, но я иногда выход найти немогу не то что сундук , так что по 3-му кругу непойду Народ,я правильно понял,что для получения звания "адмирал" в […]
      • Дорожный налог в новосибирске калькулятор Расчет транспортного налога для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области производится в соответствии с действующим Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в […]
      • Как оформить баночки Оформление для баночек с приправами и специями Каждая хозяйка мечтает о кухонном уюте. Поэтому во время приготовления блюд все ингредиенты должны не только находиться у нее под рукой, но и в специально отведенных для них местах — посуде, в частности это касается различных […]
      • Как узнать о двойном гражданстве Как узнать о наличии двойного гражданства 17 авг 2014. Однако получается, что о наличии гражданства Узбекистана они. сообщать о двойном гражданстве" (ссылка) мы говорили о том, что не. от вас хотят узнать) в стране, где базы данных регулярно "сливаются" . Процедура уведомления […]