Правила рефлексии

Рубрики Помощь юриста

Примеры рефлексии на уроке. Проведение урока в начальной школе

Молодые педагоги, начинающие свой творческий путь, часто упускают такой важный элемент урока, как рефлексия. В реальности важный этап урока — рефлексия — сводится к 2-3 смайликам, листочкам разного цвета, которые должны выбрать дети в конце занятия. Часто учитель вообще забывает о проведении данного этапа и просто спрашивает у детей, понравилось ли им занятие. При этом по новым образовательным стандартам обязательным является итог урока — рефлексия.

Что это такое?

Подобный прием дает педагогу возможность проводить анализ своей деятельности, выяснять «проблемные» места в рассмотренном материале. Рефлексия предполагает развитие у обучающихся навыков саморазвития, самосовершенствования. Полноценная рефлексия на уроках английского позволяет ребенку выстраивать четкую цепочку, приводить знания, полученные в ходе урока, в единое целое. Кроме того, ребенок учится сравнивать собственные достижения с успехами своих одноклассников, выявлять проблемы, преодолевать их.

Структура урока по ФГОС

Новые образовательные стандарты предполагают наличие в структуре любого урока, независимо от предмета, такого этапа, как рефлексия. Чаще всего она проводится в конце занятия, учитель выполняет организаторскую функцию, а основными действующими лицами являются ученики. Рефлексия – самооценка, самоанализ, возможность заглянуть «в себя». Для образовательного процесса она рассматривается как возможность самостоятельной оценки обучающимися своих эмоций, знаний, результатов теоретической и практической деятельности.

Необходимость рефлексии

Ребенок, который усваивает определенную тему, сможет оценить важность полученных знаний для будущей жизни. Кроме того, школьник должен понять, какие именно цели им были достигнуты в ходе занятия. Рефлексия на уроке русского языка помогает школьникам осознать личный вклад в решение проблемы, сделать обучение интересным процессом.

Время проведения

В зависимости от вида рефлексии, проводят ее на разных этапах урока. Это можно сделать при повторении домашнего задания, для закрепления нового материала, для проверки отдельных элементов темы.

Разновидности рефлексии

Есть несколько вариантов классификации рефлексии, рассмотрим данный вопрос подробнее.

По содержательному компоненту. Предполагается письменная, устная, а также символьная проверка:

а) символьная оценка предполагает выставление учеником отметки за свою деятельность с помощью жестов, жетонов, карточек;

б) устная оценка подразумевает умение школьников правильно описывать собственные эмоции, преподносить свои мысли в виде связанного рассказа;

в) письменный вариант подразумевает проверку знаний в конце большой темы, предполагает существенные временные затраты.

По виду деятельности. Существуют следующие виды рефлексии на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная. Данный вариант оценки полученных навыков чаще всего используют педагоги начальной школы. Сначала выполняется коллективная проверка, затем групповая, потом индивидуальный опрос учеников. Такой прием многократного повторения позволяет сформировать четкое представление у школьников об изучаемом явлении или рассматриваемом предмете. Кроме того, дети учатся работать «в команде», развивается чувство коллективизма.

  • По цели. ФГОС подразумевают эмоциональную рефлексию, с помощью которой учитель оценивает эмоциональность восприятия рассматриваемого материала его учениками. Примеры рефлексии на уроке можно представить в виде вопросов: понравилось (не понравилось), скучно (интересно), смешно (грустно). Подобный вид проверки помогает педагогу контролировать общий эмоциональный настрой в классе, своевременно реагировать на настроение детей. Если ребятам не слишком интересно, педагог может скорректировать материал урока, предложить викторину, игру, необычное соревнование. Такое чувство, как скука, в основном, возникает из-за непонимания материала, объясняемого учителем.
  • Когда и как проводит рефлексию

    Рефлексию эмоциональности и настроения включают во все уроки в начальной школе. Она особенно актуальна для первоклассников. Такие ученики еще только адаптируются к школе, поэтому важно не «отбить» у них желания учиться. Приведем примеры рефлексии на уроке в 1 классе. Дети получают карточки со знаками, смайликами. По вопросу учителя они поднимают сигнальную карточку, демонстрируя свой эмоциональный настрой. Проводить такой опрос можно сразу после нового материала, после закрепления полученных знаний и т. д.

    Подобные виды рефлексии на уроке помогают педагогу устанавливать полноценный контакт с детьми.

    Учитель может включить музыку, выбрав мелодию, подходящую по тематике урока. Настроить детей на восприятие материла можно стихами, отрывком из классического произведения. Рефлексия в конце урока по ФГОС предполагает постановку четких вопросов: «Что ты узнал за урок? Как ты занимался на уроке? Доволен ли тем, как прошел урок?» Благодаря таким вопросам, дети учатся оценивать свой эмоциональный настрой, контролировать эмоции. Подобный подход помогает младшим школьникам находить аргументы для отстаивания своей точки зрения, формирует навык публичного выступления.

    Рефлексия учебной деятельности

    Такой вариант подходит для проведения проверки выполнения домашнего задания, защиты творческих проектов, во время закрепления новых знаний. В подобной деятельности ребята анализируют собственную активность, выявляют проблемы, ищут способы решения поставленных задач.

    Приведем примеры рефлексии на уроке в начальной школе. Можно разработать для ребят лесенку успеха. Ребенок представляется в виде человечка, поднимающегося по лестнице. Чем больше школьник выполняет заданий, тем он будет выше. Дети анализируют свои успехи, сравнивают собственные достижения с результатами одноклассников, возникает здоровая конкуренция.

    «Вагончики». Каждое задание, которое должен выполнить ребенок, предлагается в виде вагончика. Если рефлексия проводится на этапе проверки знаний, можно сделать 2-3 вагончика. Если ребёнок отвечает правильно на вопрос, поставленный учителем, в вагоне появляется «пассажир». Перед новым годом можно «украсить елку» новогодними игрушками, завершив так обычный традиционный урок. Рефлексии математика подвергается легко, к примеру, можно разнообразить проверку знаний необычными знаками и фигурами, чтобы детям было интереснее на занятии. В качестве оценки уровня полученных детьми знаний можно рассмотреть и дерево успеха. Ствол делают одинаковым для каждого ученика, а вот листья будут иметь разный цвет. Если ребенок отвечает на вопросы педагога правильно, он получает зеленые листочки для своего дерева. При большом количестве ошибок листики будут красного цвета, а в случае неточностей учитель вручает желтые листочки. К концу урока у каждого ученика будет свое собственное дерево, по цвету листьев легко определить, насколько хорошо ребенок усвоил рассматриваемый материал. Такая необычная технологическая карта урока – сигнал для учителя.

    Способ проведения

    Если в классе есть современная интерактивная доска, на ней можно вывести слайд с фразами

  • На уроке я узнал….
  • Мне было сложно…
  • Я смог научиться…
  • Мне показалось необычным…
  • Я захотел узнать…
  • По новым федеральным стандартам технологическая карта урока в начальной школе подразумевает указание вида рефлексии, времени ее проведения.

    Существует множество требований, которые предъявляются к современному уроку в младших классах. Среди них сохранение психического и физического здоровья обучающихся.

    Для выполнения требований ФГОС важно не допускать перегрузки детей, их интеллектуального истощения. В настоящее время рефлексия проводится для реализации различных целей: воздействия на эмоциональную сферу, умственную деятельность. Новые государственные стандарты ориентированы на универсальные навыки, включающие в себя и рефлективные умения. Дети должны овладеть ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения получать знания. Включение младших школьников в активную познавательную деятельность достигается путем рефлексии.

    Примеры из практики

    В переводе с латыни это слово означает «обращение назад». От умения педагога воздействовать на эмоциональность своих подопечных напрямую зависит развитие детей. Рассматривая конкретные примеры рефлексии на уроке, можно упомянуть цветовые методики. К примеру, воспользовавшись «сказочным цветком», учитель сможет понять настрой детей на урок. В зависимости от того, какого цвета лепесток будет выбран ребёнком, можно определить его желание работать на занятии. После того как дети выберут отдельные лепестки, учитель составляет общий цветок.

    Чтобы оценить степень удовлетворённости уроком у воспитанников, учитель может воспользоваться приемом «цветовая миниатюра». Дети выбирают карандаши того цвета, которое соответствует их состоянию после урока. Каждый рисует определенный предмет на общей картинке: травку, солнышко, цветы. В итоге получается общая картина, которая продемонстрирует педагогу настроение его воспитанников после изучения нового материала. Подобные проверки можно проводить на протяжении четверти, затем, воспользовавшись цветовой методикой Макса Лютера, получить представления об эмоциональном состоянии детей.

    Интересный прием предлагают психологи для проведения рефлексии в 1-2 классах. Прием называется «Солнышко». Учитель просит детей закончить предложение: «Мое настроение сегодня как…» и предлагает ответы: солнышко, тучка с дождем, тучка, гроза и молния. Для наглядности на доску крепится середина солнца, а ребята получают от учителя облака, тучки, лучики. Те дети, которым понравилась их работа на уроке, крепят к серединке солнца желтые лучики, а те, кто недоволен собой на уроке, закрывают лучики тучками. Педагог в конце занятия подводит итог, учитывая полученную «солнечную» картинку.

    Есть и такой необычный способ проверки эмоционального настроя младших школьников, как «Смайлики». Ребята получают листочки с «человечками-смайликами». Никаких эмоций у таких человечков нет, их должны нарисовать сами школьники. Помимо эмоций, можно дорисовать человечкам сумку, букет с цветами, воздушные шарики, то есть проявить свое воображение.

    Рефлексия деятельности способствует оптимизации учебного процесса. С ее помощью школьники учатся осмысливать варианты работы с учебным материалом. Они вовлекаются в учебный процесс, повышают его эффективность и результативность. Данная рефлексия дает возможность педагогу оценивать работу каждого ребенка на отдельных этапах урока. Применяя рефлексивный прием «светофор», предполагающий использование карточек трех цветов: красного, желтого, зеленого, — педагог получает «обратную связь», анализирует восприятие детьми сложного учебного материала.

    Прием «букет» помогает развивать и рефлексивные, и коммуникативные учебные действия младших школьников. Каждый ребенок получает от преподавателя разноцветные цветы. Учитель предлагает голубой цветок вручить тому ребенку, который был на уроке самым вежливым. Зеленый цветок предназначается самому спокойному, усидчивому однокласснику. Фиолетовый цветок нужно вручить самому скромному ребенку. Затем учитель подводит итоги и предлагает детям показать свои букеты.

    Значение рефлексии содержания учебного материала

    Проведение в конце урока рефлексии стало привычным явлением. С ее помощью учитель анализирует эмоциональное состояние ребят, проверяет степень усвоения новых знаний. Приемы для проведения могут быть разнообразными. Среди распространенных вариантов выделим «незаконченное предложение». Начало такого предложения может быть разным:

    • Сегодня я узнал…
    • Мне понравилось…
    • Я бы хотел снова услышать…
    • У меня сегодня получилось…
    • Теперь я точно умею…
    • Я бы хотел рассказать другим о…
    • Есть и такой распространённый прием, как «Синквейн». Он позволяет понять отношение детей к рассматриваемой в ходе занятия проблеме, объединить новые знания с теми навыками, которые уже сформированы у школьников. Что же собой представляет «Синквейн»? Это строфа из пяти строчек.

      Первая строка состоит из 1-2 основных слов, которые определяют содержание синквейна.

      Вторая строка предполагает прилагательные, которые охарактеризуют рассматриваемое понятие.

      Третья строка должна состоять из 2-3 глаголов, которые показывают действия по теме.

      Четвертая строка является коротким предложением, имеющим прямое отношение к изучаемому материалу.

      Пятая строка должна содержать синоним основного существительного.

      Приведем пример синквейна по теме «Стихи Пушкина».

    • Заголовок «Стихи Пушкина».
    • Прилагательные: удивительный, гениальный.
    • Глаголы: любит, думает, мечтает.
    • Суть темы урока: пробуждают добрые чувства.
    • Синоним: гений.
    • Заключение

      Без такого этапа, как рефлексия, невозможно обойтись в современных общеобразовательных школах. Федеральные государственные стандарты четко указывают на возможность выбора педагогом варианта проведения рефлексии, но подчеркивают обязательность ее выполнения на каждом уроке. Дети, которые в ходе такой формы обучения учатся анализировать свои навыки, оценивать умения, не будут испытывать проблем в общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно формирование адекватной самооценки — основная задача проведения всех видов рефлексии в начальной школе.

      Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

      Презентация к уроку

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

      Задачи:

    • Познакомить коллег с понятием “рефлексия”.
    • Дать представление о классификации рефлексии.
    • Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.
    • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
    • Ход мероприятия

      Подготовка к мастер-классу.

    • Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
    • Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.
    • Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.
    • – Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

      Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

      Тема моего Мастер-класса «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».

      Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

      Моя цель: Слайд 2

      Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

      А Ваша цель? (ответы)

      Слайд 3. В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

      Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым Слайд 4

      нужным Слайд 5

      а главное, успешным. Слайд 6

      Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

      А что же такое рефлексия?

      Слайд 7. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexioобращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

      Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

      При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: Слайд 8.

      1. физическую (успел – не успел);
      2. сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
      3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
      4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

      Рефлексия бывает: Слайд 9

      а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
      б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

      Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

    • Слайд 10 Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
    • Слайд 11. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
    • Слайд 12. Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
    • Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

      Слайд 13. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

    • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
    • Рефлексия деятельности
    • Рефлексия содержания учебного материала

    Приемы рефлексии эмоционального состояния.

  • Слайд 14 Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
  • Слайд 14 «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
  • Слайд 15 «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
  • Рефлексия деятельности.Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

  • Слайд 16 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
  • «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
  • Слайд 17«Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
  • Слайд18 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
  • Слайд 19 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
  • Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд 20

    Слайд 21«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

    Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

    Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

    В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

    В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

    В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    Слайд 22 Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
  • В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

    Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

    «+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

    Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

    Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

    Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

    Слайд 23 Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

    Методы рефлексии

    Типы и описание

    Процесс можно применять на большое количество человек, но внешний круг может провиснуть

    Важен тайминг ведущего

    Двухрядный круглый стол

    В процессе проведения «Двухрядного круглого стола» преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение.

    Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями.

    Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

    Хороша для быстрого снятия обратной связи

    Синквейн.

    Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

    2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

    3. Третья — описание действия в рамках этой темы тремя словами.

    4. Четвёртая — это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

    5. Последняя — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

    Обычный, достаточно скучный способ

    Хорош для снятия первичных эмоций

    Рефлексивный круг.

    1. Все участники взаимодействия садятся в круг.

    2. Ведущий задаёт алгоритм рефлексии: что нового узнали? что почувствовали? каковы причины этого? как вы оцениваете своё участие в занятии?

    3. Все участники высказывают своё мнение.

    4. Ведущий завершает рефлексивный круг, обобщая полученную информацию.

    Плюс в наглядности процесса

    Не подходит для большой группы

    Рефлексивная мишень.

    1. На листе формата А3 рисуется мишень, которая делится на четыре сектора (можно меньше).

    2. В каждом секторе параметры оценки:

    — Работа в группе

    3. Каждый участник взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия.

    4. Мишень вывешивается и комментируется ведущим.

    Форма удобна для письменной рефлексии

    Позволяет задать формат высказываний

    Незаконченная фраза. Меня поразило… Что думал? Меня удивило… Что чувствовал? Я узнал… Что меня удивило?

    Своей работой я: — доволен; — не совсем доволен; — я недоволен, потому что.

    формат, присланный Юрегном, вопросы касаются конкретно Школы

    Рефлексивный блокнот

    1. Отвечаем на блок вопросов, не глядя на то, как ответили остальные — в параллельном режиме — около 5 минут на блок.

    2. Отвечаем с той степенью подробностей, с которой хотим.

    3. Все ответили на блок, читаем чужие ответы, если что нравится, пишем свое имя, ставим + либо пишем комментарий

    4. Обязательно подписываемся!

    5. Последний вопрос — в свободной форме

    Отвечаем на вопросы (пишем своё имя перед ответом):

    1. Какие цели лично вы преследовали на этой старт-ап школе?

    2. Что нового вы попробовали во время мастер-классов?

    3. Есть ли какой-то новый опыт, которым хотелось бы поделиться?

    4. Чем вы гордитесь/что сделали хорошо?

    5. Что сделали плохо/могли сделать лучше?

    6. Какие проблемы были у формата именно этой школы?

    7. Как их исправить?

    8. Что мешало на школе?

    10. Какие черты/особенности этой школы вы бы перенесли на следующие

    Приемы рефлексии деятельности учащихся начальной школы

    Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

    Приемы рефлексии деятельности

    учащихся начальной школы

    Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

    В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

    Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

    Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

    Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности

    1. По содержанию:

    • Рефлексия эмоционального состояния

    • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)

    4. По типу урока:

    • После усвоения зун

    5.По способам проведения:

    5. По форме деятельности:

    Функции рефлексии в педагогическом процессе:

    7. Коррекционная. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

    Этапы обучения рефлексии:

    1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов

    2 этап – анализ работы одноклассников

    3 этап – анализ работы группы

    — Ребята, вы сегодня хорошо поработали.

    — Вы согласны?
    — Заполните маршрутные листы.

    — Если вы считаете, что:

    задание было интересным и вы с ним справились, поставьте знак «+»,

    если задание вызвало затруднение – «+/-»,

    если задание трудное, ненужное оцените знаком «-».

    «Рефлексия положительного настроения и эмоционального состояния»

    Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния проводите в начале урока. Это позволит вам наладить контакт с учениками.

    Но этот вид рефлексии возможен и в конце урока.

    Например, можно раздать детям карточки разного цвета. Расскажите ребятам, что зеленый цвет будет обозначать их гармоничное, комфортное состояние, а желтый — спокойное и ровное, красный — тревожное. Попросите детей поднять карточки того цвета, какого они захотят, оценивая свою работу. Скажите учащимся, что они могут также поместить карточки в специально подготовленные кармашки.

    Следующий вид рефлексии — это оценка своей деятельности.

    Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

    Ребенок должен задуматься над такими вопросами:

    «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?»

    Провести такой вид рефлексии можно, оформив «лестницу успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

    Рефлексия «Лесенка успеха

    — нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены — у меня ничего не получилось;

    — средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны — у меня были проблемы;

    — верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх — мне всё удалось

    • Что на вас произвело наибольшее впечатление?

    • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

    • Что нового вы узнали на уроке?

    • Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?

    * что нового я узнал?

    * каким способом я это узнал?

    * чему я научился?

    Проведите на уроке рефлексию содержания учебного материала .

    Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

    Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал.

    Предложите фразы, которые ребенок должен закончить.

    Например:
    я познакомился с .
    было непросто .
    я добился .
    у меня получилось .
    хотелось бы .
    мне запомнилось .
    я попробую .

    В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты и продуктивность.

    «солнышко» — мне всё удалось,

    «солнышко и тучка» — мне не всё удалось,

    «тучка» — у меня ничего не получилось

    «Солнышко»

    На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

    — зелёный лист – нет ошибок,

    -жёлтый лист – 1 ошибка,

    -красный лист – 2-3 ошибки

    На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

    В конце занятия педагог предлагает каждому ребёнку выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Педагога из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

    Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока.

    Рефлексия «Незаконченного предложения» выбор афоризма, точка зрения, достижение цели, отношение к проблеме, умозаключение.

    В конце учебного занятия детям предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Рекомендуется собрать все фразы на одном листе, вложить в файл и пусть на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии занятия».

    • «На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…»;

    • «На этом занятии меня порадовало…»;

    • «Я похвалил бы себя…»;

    • «Особенно мне понравилось…»;

    • «После занятия мне захотелось…»;

    • «Сегодня мне удалось…»;

    Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

    • На уроке я узнал(а)…

    • Мне было интересно…

    В конце занятия можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятию. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы занятия обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

    — Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

    1. На занятии я работал активно / пассивно

    2. Своей работой на занятии я доволен / не доволен

    3. Занятие для меня показалось коротким / длинным

    4. За занятие я не устал / устал

    5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

    6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен

    интересен / скучен легким / трудным

    Р ефлексия настроения и эмоционального состояния

    карточки с изображением лиц

    «весёлый» — всё хорошо, «грустный» — плоховато

    показ большого пальца вверх или вниз

    «вверх» — всё хорошо, «вниз» — плоховато

    Ребята, обведите человечка, который соответствует вашим знаниям по данной теме:

    Прошу ребят нарисовать на полях тетради подобные смайлики:

    если всё получилось – улыбается,

    есть над чем поработать – прямой ротик,

    не получилось – грустный рот

    Технология «Рефлексивная мишень»

    Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

    1. свою деятельность

    2. деятельность учителя

    3. деятельность учащихся.

    На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.

    В каждом из секторов записываются параметры — вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например,

    1-й сектор — оценка содержания;

    2-й сектор — оценка формы, методов взаимодействия;

    3-й сектор — оценка деятельности педагога;

    4-й сектор — оценка своей деятельности

    Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешь раскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.
    А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твое настроение и твое положение.
    Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться.
    Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо заф и ксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

    КЛЮЧ: (для прочтения, выделите текст курсивом)

    Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
    Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

    Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви — утверждения, которые ведутся по направлениям — «да» и «нет» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» — обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

    Обучающимися разбираются флажки с различными цветами: красный, желтый и зеленый. После чего преподаватель просит ощутить себя в ролях:

    Красный – оптимисты (выделяют плюсы урока, что понравилось)

    Желтый – пессимисты (выделяют, что не понравилось урока)

    Зеленый – прогнозисты (выделяют что захотели еще узнать)

    Рефлексия содержания учебного материала

    Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния проводите в начале урока. Это позволит вам наладить контакт с учениками.
    Но этот вид рефлексии возможен и в конце урока. Например, можно раздать детям карточки разного цвета. Расскажите ребятам, что зеленый цвет будет обозначать их гармоничное, комфортное состояние, а желтый — спокойное и ровное, красный — тревожное. Попросите детей поднять карточки того цвета, какого они захотят, оценивая свою работу. Скажите учащимся, что они могут также поместить карточки в специально подготовленные кармашки.

    Следующий вид рефлексии — это оценка своей деятельности. Ребенок должен задуматься над такими вопросами: «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?»
    Провести такой вид рефлексии можно, оформив «лестницу успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

    Проведите на уроке рефлексию содержания учебного материала. Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал. Предложите фразы, которые ребенок должен закончить. Например:

    я познакомился с .

    у меня получилось .

    Настроение изображено в виде ступеньки .Первая — настроение крайне скверное. Вторая — плохое. Третья — хорошее. Четвертая — уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

    На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

    Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

    Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

    Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.

    Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

    Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

    Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

    Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

    Большой палец – для меня важно и интересно;

    Указательный палец — мне было трудно ( не понравилось );

    Средний – для меня было недостаточно;

    Безымянный палец – мое настроение;

    Мизинец – мои предложения.

    Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

    «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

    «W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный

    «| » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

    «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный

    Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

    Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

    Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза — внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

    В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

    Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

    «Плюс – минус – интересно»

    Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на “+”, “–”, “?” или индивидуально письменно. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки.

    В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

    Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

    1 строка – тема или предмет (одно существительное);

    2 строка – описание предмета (два прилагательных);

    3 строка – описание действия (три глагола);

    4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

    5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

    На доске прикреплены «ключевые слова» урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.

    В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

    Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

    «Для меня сегодняшний урок…»

    Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

    Урок Я на уроке Итог

    1. интересно 1. работал 1. понял материал

    2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

    3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял

    В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

    1.На уроке я работал

    2.Своей работой на уроке я

    3.Урок для меня показался

    6.Материал урока мне был

    7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно

    доволен / не доволен

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / не понятен

    интересно / не интересно

    Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.

    Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

    От (англ. Log) — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

    В одной графе – предмет рефлексии, в другой — комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов контрольных работ.

    Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

    Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

    Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда — это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения, успехи.

    Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.

    В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

    В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит:«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то — голубой».

    Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.

    Эмоционально – художественная рефлексия.

    Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

    Эмоционально – музыкальная рефлексия.

    Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

    «Что ты чувствуешь сейчас?»

    Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    1. сегодня я узнал…

    2. было интересно…

    4. я выполнял задания…

    6. теперь я могу…

    7. я почувствовал, что…

    10. у меня получилось …

    13. меня удивило…

    14. урок дал мне для жизни…

    15. мне захотелось…

    Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

    Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

    Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

    Численность: Все ученики

    Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

    Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

    — Я съел бы еще этого…

    — Больше всего мне понравилось…

    — Я почти переварил…

    Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

    Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

    В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

    Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.

    На листе рисуется круг, который разделен на секторы по числу этапов урока. Вне круга записываются вопросы. Например при общей теме обсуждения задается вопрос «Насколько я был доволен …»

    • возможностью задавать вопросы

    • психологической атмосферой в группе

    • раздаваемыми рабочими и информационными материалами

    До начало работы предоставляется возможность обозначить свою оценку наклеиванием кругов на сектора круга или нарисовать фломастером. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки (ассоциация – попадания в цель)

    Общий вид «мухомора» выявляет основные тенденции при оценки работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением отдельных моментов.

    Примечание: этот метод уязвим, так как многие склонны присоединяться к оценкам своих предшественников. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы размещение значков в круге происходило не на глазах у всех участников, а ,например на стенде,повернутом обратной стороной.

    Материал: лист большого формата, фломастеры.

    Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:

    Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

    А.М.О. «Все у меня в руках»

    Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

    Время: 5 мин. на объяснение; 10-20мин. на индивидуальную работу; 15мин. на осматривание выставки

    Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:

    • Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;

    • Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;

    • Средний – мне здесь совсем не понравилось;

    • Безымянный – психологическая атмосфера;

    • Мизинец – мне здесь не хватало.

    Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.

    А.М.О. «Уборка в доме»

    Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.

    Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.

    К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.

    На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.

    На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.

    На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.

    Как проводить рефлексию — для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов.

    1. Абрамов А., Бим-Бад, Б., Громыко, Ю. Что такое базовый компонент [Текст] / А.Абрамов, Б. Бим-Бад, Ю. Громыко // Учительская газета.– 1988. – 17 дек. (№149) .– C. 2.

    2. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста [Текст] / Н.Г. Алексеев // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. – Новосибирск, 1984. – С. 100-102.

    3. Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения / В.Г Богин // Вопросы методологии. – 1999.– № 1-2. –C. 35-54.

    4. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория — практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. — М., 1993..

    5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10.

    6. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 20-26.

    7. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., Педагогика, 1983. – С. 352.

    8. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114.

    9. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. [Текст] / Г.П. Щедровицкий – М.: Школа культурной политики, 1995.– С. 133-138.

    10. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974г

    11. Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? (Текст) / В.Б. Новичков // Педагогика. – 1988.-№8. –С.6-8

    12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды .- М.: Педагогика, 1989. с. 81.

    13. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал.-2000.-№4.

    14Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008

    Смотрите еще:

    • Коллегия адвокаты столицы Коллегия адвокаты столицы Освобождение из-под стражи стало возможным благодаря ЕСПЧ Внимание коллег-адвокатов: Освобождение из-под стражи стало возможным даже для иностранцев, обвиняемых в серии особо тяжких преступлений. 23 января 2018 г. Московский областной суд отменил […]
    • Впускной коллектор ваз 15 Коллекторы впускные на ВАЗ Продаю весь комплект инжектора на ВАЗ-2109-099.Звоните все обсудим. Воздушный фильтр с карбюраторной версии.Местонахождение г.Умань.Подробности по телефону.Возможна отправка или самовывоз. Впускной,пластиковый коллектор на ваз 2110 и […]
    • Как выплачивается зарплата при увольнении Расчёт и выплаты при увольнении, сроки выплат в 2018 году Работодатель обязан произвести расчёт и выплаты при увольнении сотрудника в полном объёме. Задержка не допускается законом. Если работодатель по каким-либо причинам задерживает полный расчёт с уволившимся работником, […]
    • Бремя собственности несет собственник Бремя собственности несет собственник Рус Eng Санкт-Петербург, Лиговский пр., 23. [email protected] Пн-Пт: c 9.00-18.00 ч.; Сб,Вc: выходные. Контактный телефон Статья №4509 10.11.2014 БРЕМЯ СОДЕРЖАНИЯ ИМУЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОМ КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В […]
    • Нотариус на пушкина 12 Нотариус Губина Наталья Анатольевна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (4852) 25-35-24 Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Пушкина, 12, кв. 20 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: […]
    • Грамота губернатора пенсия Является ли наличие Почетной грамоты Губернатора основанием для присвоения звания Ветеран труда? Является ли наличие Почетной грамоты Губернатора свердловской области основанием для присвоения звания Ветеран труда в курганской области.Так как обращаться необходимо по месту […]
    • Правила заполнения формы р13001 Заявление по форме Р13001 (внесение изменений ООО) Что это такое Заявление по форме Р13001 должны подавать юридические лица, чтобы сообщить в налоговую о внесении в ЕГРЮЛ изменений, связанных с учредительными документами (уставом). Бланк заявления Р13001 Актуальная в 2018 году […]
    • Единовременное пособие для новорожденного Пособия на новорождённого Сборник "Ваш Юридический советник"№28 При рождении ребёнка родителям гарантированы две выплаты: государственное пособие и выплата за счёт бюджета того региона, где родитель и ребёнок имеют место жительства. ЕДИНОВРЕМЕННОЕ ПОСОБИЕ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЁНКА […]