Приказ о профсоюзах

Рубрики Помощь юриста

Федеральный закон о профсоюзах с дополнениями

С целью защиты прав работников в 1996-ом году в России был принят федеральный закон, регулирующий функционирование профсоюзах. Его основные тезисы подразумевают возможность для всех граждан создавать определенные объединения. Прежде всего, речь идет о профсоюзах, которые защищают права и гарантии работников. Данный закон определяет место профсоюзов в трудовых взаимоотношениях работник-работодатель. Упоминание профессиональных союзов есть в налоговом (НК РФ), трудовом (ТК РФ) законодательствах, а также в сотнях других нормативных актов.

Федеральный закон о профсоюзах их правах и гарантиях их деятельности

Принят ФЗ под номером 10 был в январе 1996-ого года. Всего данный федеральный закон состоит из шести основных глав. Кроме основных и заключительных положений, это основные права, их гарантии, их защита и ответственность профсоюзов. Всего в настоящее время в состав последней редакции нормативно-правового акта входит 33 статьи.

Суть этого ФЗ РФ отражает статья о предмете регулирования. Таким предметом в этом ФЗ выбраны отношения, которые появляются в результате объединения профессиональных союзов.

Само понятие профсоюзов определяется как добровольное объединение лиц, которые связаны между собой профессиональной деятельностью. Всем без исключения таким организациям отведены абсолютно одинаковые права. Вступить в данное объединение может человек:

  • которые достиг 14-летнего возраста;
  • который ведет трудовую деятельность.

Состоять в профессиональных союзах могут даже те граждан России, которые выехали за пределы страны.

О чем гласит ФЗ о профсоюзах их правах и гарантиях деятельности?

Данный ФЗ определяется целый ряд понятий, связанных с профессиональными союзами. В нем можно найти определения таких понятия:

  • первичная организация;
  • общероссийский и межрегиональный профсоюз;
  • общероссийская ассоциация.
  • В статье 8-ой установлено, что правоспособной такую организацию могут признать лишь тогда, когда она будет внесена в ЕГРЮЛ. Чтобы зарегистрировать подобное объединение, необходимо обратиться в территориальный орган. Специалистам нужно представить копии устава, решения собраний о создании и перечень участников. На то, чтобы принести документы, у этих организаций есть ровно месяц после образования.

    Когда был принят первый о профсоюзах федеральный закон?

    История данного понятия и соответствующих ему нормативно-правовых актов начинается в Англии. Именно там рабочие в 18-19 веках начали большими силами бороться за права и гарантии при ведении своей деятельности. Там их объединения назывались трейд-юнионами. По примеру Англии объединяться начали рабочие США, Германии и Франции. Не стала исключением и Россия.

    В России данная история началась с манифеста 1905-ого года, когда рабочим было разрешено объединяться. Принять такое решение правительству пришлось из-за того, что массово возрастало рабочее движение. Официально издан нормативный акт был уже в 1906-ом году. Его название — Временные правила о профобществах. Несмотря на различные мнения в общества по поводу содержания этого закона, он оставался единственным в своем роде до 1917 году.

    В СССР же и вовсе был создан специальный совет профессиональных союзов, проводивший первый съезды уже в 1918-ом году. Сейчас в России членами этих организация являются десятки миллионов человек.

    В ДНР и ЛНР также регулируется деятельность таких объединений. В этих непризнанных республиках даже созданы соответствующие федерации.

    Закон о профсоюзах с дополнениями и изменениями на сегодня

    В основную редакцию, принятую в январе 96-го, постоянно вносятся дополнения. Это делается посредством принятия других ФЗ, постановлений и определений Конституционного Суда страны. Например, одно из последних дополнений коснулось сферы действия федерального закона. В этом изменении было сказано, что особенности его применения определяются специальными ФЗ еще и для сотрудников войск нацгвардии России. А органы контроля за оборотом психотропных веществ наоборот исключили из данного списка. Также относительно недавно все слова «положение» в тексте федерального закона были заменены словами «устав».

    Федерация профсоюзов Камчатки

    «Надо знать и уметь защищать свои трудовые права!»

    Учет мнения профсоюза при дисциплинарном взыскании

    Согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ (далее — Кодекс) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 192, в порядке ст. 193 Кодекса.

    Статьей 373 Кодекса установлена обязанность работодателя учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя по п. 5 ч. 1 ст. 81 Кодекса (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

    Кодексом установлен запрет на применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в отпуске (ст. 81 Кодекса).

    О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) работодателя, в котором указываются основание применения взыскания и его вид.

    Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 Кодекса).

    На основании ч. 7 ст. 193 Кодекса работник вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в частности — в суд.

    На основании ч. 3 ст. 193 Кодекса дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

    Обязанность работодателя получать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при применении дисциплинарных взысканий в виде замечания или выговора в отношении работника, являющегося членом профсоюза, Кодексом не установлена.

    В отношении остальных видов дисциплинарных взысканий (замечания, выговора) такого запрета не установлено.

    При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 193 Кодекса до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт.

    Пошаговое создание Первичной профсоюзной организации

    Профессиональные союзы – как их создают?

    Первым этапом будет создание первичной профсоюзной организации (то есть ячейки профсоюза, расположенной непосредственно на предприятии или в организации), упрощёнными синонимами этого термина являются просто «первичка» или сокращение ППО. В соответствии с российским законодательством, первичную организацию, могут учредить три человека, каждый из которых старше 14 лет, желающие стать членами образованного профсоюза. Также в числе учредителей «первички» будет профсоюз, то есть юридическое лицо, которое вынесло вердикт о создании конкретной ППО. Первичная профсоюзная организация создается в ходе первого собрания учредителей. Но помимо собственно принятия решения о создании целью такого созыва будет и обсуждение кандидатуры председателя профорганизации, выбор комитета профсоюза и принятия положения о «первичке».

    Решение об организации ППО передается стоящему рангом выше профсоюзному органу (областной комитет того или иного профсоюза или непосредственно Федерацию профсоюзов Амурской области), затем наступает черед подтверждения данного решению по конкретному предприятию, переводе его на обслуживание профессиональным союзом. Таким образом, каждая «первичка» получает два главных документа – это решение учредителей о создании ППО, плюс решение, принятое высшим органом профсоюза.

    Как только оговоренное решение было принято, данная «первичка» автоматически считается образованной. Она уже может осуществлять свою деятельность, оговоренную Уставом, а также получает все предусмотренные права. ППО также принимает обязательства, определенные в соответствии с законодательством, документацией профессионального союза.

    Пошаговое создание первичной профсоюзной организации:

    1 шаг: поиск сторонников

    Если ваша цель – образование первичной профсоюзной организации на предприятии, в первую очередь необходимо найти сторонников создания «первички» среди коллег и вместе наметить методы взаимодействия с работодателем в зависимости от ситуации.

    2 шаг: связь с крупным профсоюзным объединением

    Инициативная группа единомышленников должна начать ведение переговоров с представителями общероссийского профессионального союза или объединения профсоюзов на региональном уровне. Лучше всего ориентироваться на профсоюз, к отрасли которого относиться ваше предприятие (учреждение). Так на пример, работникам поликлиники стоит обратиться в Амурскую областную организацию профсоюза работников здравоохранения РФ, а энергетикам в Амурский областной комитет «Электропрофсоюз». В ходе этих переговоров рассматривается вопрос о возможности организации «первички» на предприятии, а также начинается подготовка первичных документов для образования ППО.

    3 шаг: агитация на предприятии

    Чтобы выполнить поставленные задачи (создание и развитие первички, ведение переговоров с администрацией и так далее) инициативная группа должна провести серию агитационных мероприятий. Де-факто, это означает, что сотрудникам данного предприятия необходимо донести информацию о целях, которые ставит перед собой профорганизация. Расскажите им, как работает вышестоящий профсоюз, стать членами которого вы хотите. Объясните трудящимся, что такое коллективный договор, каким образом он помогает достигать увеличения оплаты, улучшения производственных условий, обеспечения каждого работниками социальными гарантиями и т.п. Суть агитации, естественно, может меняться в зависимости от текущей ситуации на предприятии и наиболее проблемных моментов работы на нём. По сути, необходимо донести до коллектива, почему вы решили обратиться к практике создания профсоюзной организации.

    4 шаг: проведения собрания «первички»

    Необходимо узнать позицию работодателя в отношении идеи об образовании профсоюза. При условии, что начальство настроено явно против объединения работников, подготовку собрания «первички» лучше проводить без особой огласки. Следует учесть, что работодателю не обязательно знать время и дату, на которую намечено это собрание. Помните: собрание можно провести как на территории предприятия, так и за ее пределами.

    Если собственник предприятия лояльно отнесся к образованию ППО и готов строить с профессиональным союзом партнерские отношения, нет нужды скрывать от него информацию. В этом случае, процесс образование первички для инициативной группы сильно упрощается.

    После уточнения подробностей по организации профсоюзного собрания (лучше всего воспользоваться специализированной профсоюзной литературой, либо помощью специалистов из вышестоящей профсоюзной организации) и выработке повестки будущего собрания, можно оповестить всех трудящихся, которые высказались за вступление в ряды профсоюза о дате и времени его проведения. На самом собрании принимается оговоренное выше решение, формируется комитет организации, ревизионный органы и т.д.

    Какие ошибки необходимо учесть на этом шаге:

    Большинство из пришедших на собрание впервые получат на руки собранные учредителями документы. То же самое относится и к кандидатам, выдвинутым на посты председателя и других руководителей ППО. Нужно учитывать, что участники могут сделать поспешные выводы и перенести все бремя доработки бумаг на учредителей. Чтобы исключить такой момент (а сделать это необходимо, ведь организация не будет сформированной без соответствующих документов), до начала собрания стоит раздать проекты документов. А уже на заседании сообща, голосованием принять их в том виде, в котором есть, либо внести в них необходимые правки.

    Если собрание назначается на рабочие часы, не имея на это согласия собственника предприятия, это чревато возможностью выдвижения требования со стороны работодателя о запрете на проведение заседания, либо дисциплинарными взысканиями к работникам предприятия, участвующим в собрании. Однако, если работодатель был уведомлен о мероприятии заранее и выразил своё согласие, либо мероприятие будет протекать в нерабочее время и не на территории предприятия, препятствий возникнуть не должно. Ещё раз напомним, что собрание участников по созданию первичной профсоюзной организации, совершенно необязательно проводить на территории конкретного предприятия.

    Желание учредителей привлечь на собрание как можно больше участников может затянуть начало мероприятия. К тому же скопление множества людей может навредить заседанию в том плане, что сложно будет добиться организованного принятия решений.

    В этот период работодатели не редко выдвигают следующие аргументы, обосновывающие их позицию против организации ППО:

    — У профсоюзной организации отсутствует вышестоящий руководящий орган, а значит, правомочность «первички» под сомнением.

    Чтобы выдвинуть контраргумент, достаточно привлечь к участию в собрании членов расположенных на вашей территории профессиональных союзов, тех организаций, в которые вы намерены вступить. И тогда на учредительном заседании уже будет идти разговор о вступлении в ряды данного профсоюза.

    — Мы – государственное, закрытое, частное или иное предприятие, а значит, функционирование профессионального союза не представляется возможным!

    На это можно ответить, что по существующему законодательству деятельность профсоюзов не может быть регламентирована формой собственности предприятия, его организационно-правовой формой. Профсоюз – организация независимая как от работодателя, так и от государства.

    Собранию предстоит решить вопрос о необходимости образования юридического лица. Или о возможности действий без этой процедуры. Если участники заседания высказалось за получение прав юридического лица, собрание должно назначить человека, ответственного за проведение регистрации. Традиционно эти обязанности поручают председателю образованной первички.

    Стоит знать, что первичная профсоюзная организация не нуждается в обязательной государственной регистрации. Это говорит о том, что регистрация – всего лишь право, а не необходимость. К тому же оформление происходит в уведомительном порядке. При желании можно отказаться от регистрации в качестве юридического лица. При этом никаких преград к функционированию в качестве общественной организации существовать не будет.

    В чем преимущества регистрации «первички» как юридического лица? ППО сможет официально заключать договоренности, вести собственный банковский счет, обладать и распоряжаться собственным имуществом, находящимся на балансе организации. Такие привилегии и делают статус юрлица привлекательным для первичной профсоюзной организации. То есть ППО сможет без труда решать свои хозяйственные дела. И статус необходим больше для этого, нежели для защиты прав работников и представительства в суде.

    5 шаг

    Каждому участнику заседания ППО необходимо составить и подать заявление о вступлении в профессиональный союз. Также члены первички должны приложить заявления о том, что они не возражают против взимания с них обязательных для каждого члена профсоюза взносов (для российских профессиональных союзов наиболее практикуемая сумма взноса это 1% от заработной платы). Принятие членов в профессиональный союз возложено на «первичку», это оговорено в уставе каждого отраслевого профсоюза. Членские взносы будут взиматься согласно уставу того или иного профсоюза. В соответствии с Законом о профсоюзах, работодатель обязан перечислять профсоюзные взносы в первичную профсоюзную организацию на безвозмездной основе.

    Если создание профсоюзной организации по-прежнему кажется вам непростым делом, вы чувствуете, что не сможете сами разобраться во всех юридических аспектах, или опасаетесь, что после ППО работодатель может начать давление на вас и ваших коллег – вам может понадобиться помощь.

    О наложении дисциплинарных взысканий и увольнении работников, входящих в состав профсоюзных органов

    ВОПРОС : Расскажите о наложении дисциплинарных взысканий и увольнении работников, входящих в состав профсоюзных органов?

    НАШ ОТВЕТ : Для того, чтобы изложить позицию законодателя по вопросу наложения дисциплинарных взысканий и увольнения работников, входящих в состав профсоюзных органов, обратимся к Федеральному закону от 12.01.1996 года №10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и к Трудовому кодексу РФ.

    Прежде всего, необходимо отметить, что в силу статьи 3 указанного Федерального закона: «профсоюзный орган — орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации».

    Статья 25 Федерального закона №10-ФЗ называется: «Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы».

    Пункты 1 – 2 данной статьи, в которых законодатель ограничивал возможность наложения дисциплинарных взысканий (кроме увольнения) утратили силу в соответствии с. Федеральным законом 01.07.2010 N 146-ФЗ.

    Изданию Федерального закона № 146-ФЗ предшествовало Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 года №1060-О-П, в котором было записано:

    «Признать пункт 1 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которому работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организации — без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы — органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов, не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации».

    В настоящее время продолжает действовать пункт 4 статьи 25, согласно которому: «Привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организации совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной профсоюзной организации».

    Пункт 3 данной статьи гласит: «Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 146-ФЗ).

    Гарантиям права на труд работникам, являвшимся членами профсоюзных органов, также посвящена статья 27 указанного Федерального закона .

    Она предусматривает, что «увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона».

    Итак, напомним, что статья 25 изложенного Федерального закона отсылает нас к Трудовому кодексу РФ.

    Таким образом, сам порядок увольнения работников, входящих в состав профсоюзных органов, предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации.

    Обратимся к статье 373 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.

    Прочитаем вместе ее текст:

    «При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

    Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается».

    Мнение профсоюзной организации должно быть мотивированным.

    «В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула».

    «Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда».

    «Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность)».

    Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы предусмотрены статьей 374 Трудового кодекса РФ.

    При этом следует иметь в виду, что положение части первой статьи 374 признано частично не действующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П, ранее Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 421-О).

    Далее в указанной статье предусмотрено, что «увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

    При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 Трудового кодекса РФ и изложенного выше.

    Кроме того, гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа, изложены в статье 376 Трудового кодекса РФ.

    Данная статья предусматривает, что «расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374» Трудового кодекса РФ.

    Таким образом, гарантии для работников, входящих в состав профсоюзного органа действуют только при увольнении по пунктам 2, 3 и 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ. Согласно данной статье и данным пунктам, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

    2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации ;

    (п. 3 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание .

    Только при увольнении по этим основаниям необходимо соблюдать установленные законом гарантии для работников, входящих в состав профсоюзных органов.

    Приказ о профсоюзах

    Методическое пособие для профсоюзного лидера

    Действие закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в свете принятия Трудового Кодекса Российской Федерации и иных нормативных актах

    Подготовила: Ермилова Наталья Павловна

    Со вступлением в силу с 01 февраля 2002 г. Трудового Кодекса, были внесены некоторые изменения в трудовое законодательство, в том числе в законодательство, касающееся прав профсоюзов. В частности, внесены изменения в федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В данном методическом пособии мы хотели бы рассказать об этих изменениях и порядке применения закона.

    Изменения в закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» вносят 3 акта:

    1) Федеральный закон от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» и сам закон «О государственной регистрации юридических лиц».

    2) Постановление Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово

    3) Трудовой Кодекс Российской Федерации

    • Федеральный закон от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и сопутствующие им подзаконные нормативные акты.

    Указанными нормативными актами вносятся в основном изменения в порядок регистрации в качестве юридических лиц общественных объединений, в том числе профсоюзов.

    Так, теперь законодательство предусматривает, что с 1 июля 2002 г. единым уполномоченным федеральным органом, осуществляющим регистрацию, является Министерство РФ по налогам и сборам, и оно ведет учет и реестр юридических лиц.

    Для организаций, которые зарегистрированы до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (до 1 июля 2002 г.) предусмотрена следующая обязанность по уведомлению регистрирующего органа.

    В соответствии с этим законом (п. 3 ст. 26) уполномоченное лицо юридического лица (для профсоюзных организаций это будет председатель профсоюза или лицо, которое специально наделили полномочиями), обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу закона (то есть до 01 января 2003 г.) представить в регистрирующий орган – налоговые инспекции субъекта федерации (например, Свердловской области), где находиться профсоюз – следующие сведения:

    — полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, также наименование юридического лица на этих языках;

    — организационно — правовая форма (для профсоюзов- общественная организация);

    — адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в большинстве профсоюзных организаций исполнительным органом является Профком)

    — способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

    — сведения об учредителях юридического лица;

    — фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (для профсоюза обычно это данные председателя);

    Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

    Таким образом, всем зарегистрированным профсоюзным организациям, входящим в состав Уралпрофцентр а и находящимся на территории Свердловской области необходимо подать указанные выше сведения в Министерство по налогам и сборам РФ в Свердловской области (адрес: 620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 11)

    Для тех организаций, которые созданы после вступления в силу закона «О государственной регистрации юридических лиц», порядок регистрации несколько изменился.

    Однако, орган, куда подаются учредительные документы профсоюза, для регистрации в качестве юридического лица остался прежним — это Управление Юстиции (в соответствии с новой редакцией ст. 21 ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 8 ФЗ «О профессиональных союзах…»).

    Новая редакция статьи 8 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» также предусматривает, что регистрация профсоюза является уведомительной и орган юстиции, и налоговая инспекция «не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации».

    Документы на регистрацию подаются в течение месяца со дня образования профсоюза.

    В обязанность органа юстиции входит принятие документов, передача сведений о профсоюзе, и представленных для регистрации документов в налоговую инспекцию, сообщение профсоюзу о внесении в единый государственный реестр сведений о профсоюзе, и выдача об этом документа.

    Регистрация осуществляется в течение месяца с момента получения документов от профсоюза.

    • Постановление Конституционного суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде Российской Федерации и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с запросами Зерноградского районного суда Ростовской области и Центрального районного суда города Кемерово.

    Данное постановление имеет значение для тех профсоюзных лидеров, которые не освобождены от основной работы.

    Постановлением признаны не соответствующими Конституции РФ статьи 235 КЗОТ РФ и часть 3 статьи 25 Федерального Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», согласно которым «увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, профгрупоргов — соответствующего органа подразделения организации (при его отсутствии — соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов — только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов».

    Данное решение суд мотивировал следующими обстоятельствами.

    Статья 37 Конституции РФ гарантирует гражданам право на труд, предусматривает свободу трудового договора, право работника и работодателя самостоятельно решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений. При этом, работодатель обязан обеспечить работнику надлежащие условия труда, а работник — лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

    Законом могут быть предусмотрены отрицательные последствия невыполнения работником или работодателем принятых на себя обязательств по трудовому договору, в том числе и расторжение трудового договора по инициативе одной из сторон. При этом должны учитываться и иные защищаемые Конституцией Российской Федерации социальные ценности.

    Так, Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2).

    Это означает, что у работодателя есть право для осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Поэтому, предусматривая гарантии трудовых прав, законодатель должен учитывать и интересы предпринимателя.

    Конституцией РФ гарантировано право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений (статья 30, часть 1). Для государства это означает, что оно должно обеспечивать свободу деятельности профсоюзов, включая меры социальной защиты профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, от неправомерных действий работодателя при их увольнении.

    Эта обязанность государства вытекает и из положений Конвенции МОТ N 87 1948 года «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (статьи 2 и 3), а также Конвенции МОТ N 98 1949 года относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров.

    Однако, возлагая на работодателя обязанность получить согласие профсоюзного органа на увольнение, законодатель при этом не предусматривает обязанность профсоюзного органа в случае отказа дать такое согласие изложить его мотивы, что означает принятие решения только заинтересованной стороной – профсоюзным органом.

    Таким образом, Конституционный суд делает вывод о том, что данные гарантии – это несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности и собственника и нарушает свободу экономической (предпринимательской) деятельности, право собственности.

    Отсутствие возможности доказать в суде необходимость и обоснованность увольнения недобросовестных работников, совершивших дисциплинарный проступок, а в случае расторжения трудового договора с работником, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, — и неправомерность отказа профсоюзного органа дать согласие на его увольнение, по мнению Конституционного Суда, лишает работодателя возможности защищать в судебном порядке свои права и законные интересы, ограничивает его конституционное право на судебную защиту.

    Таким образом, Конституционный суд лишил профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы, ещё одной гарантии от незаконного увольнения работодателем.

    • Трудовой Кодекс Российской Федерации

    Все нормативные акты, в том числе и закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон), в соответствии со ст. 423 Трудового Кодекса РФ далее – Кодекс), применяются постольку, поскольку они не противоречат последнему. И так как Трудовым Кодексом многие вопросы не урегулированы, то в большей части продолжает свое действие закон.

    Поскольку Трудовой Кодекс РФ достаточно объемен, чтобы мы смогли рассмотреть все вопросы, поэтому остановимся на нескольких важных, на наш взгляд, моментах.

    • Профсоюз как представитель работников

    В соответствии со ст. 25 Закона «профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке».

    Кодекс (ст. 29) также определяет профсоюз как представителя работников во взаимоотношениях с работодателем, и говорит о том, что работники, не являющиеся членами профсоюза, могут наделить профсоюз полномочиями на представление их интересов (ст. 30).

    Однако, Кодекс ограничивает права тех профсоюзных организаций, которые являются самостоятельными, не являются первичными профсоюзными организациями, при проведении коллективных переговоров. Так, ст. 29 Кодекса говорит о том, что «интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

    В качестве иных представителей работников, при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации Кодекс называет:

    а) профсоюзную организацию, объединяющую менее половины работников

    б) иных представителей работников

    При этом работники должны поручить им представление своих интересов на общем собрании (конференции).

    Поскольку статья 13 ФЗ «О профессиональных союзах…», предоставлявшая всем профсоюзам право на ведение коллективных переговоров и заключение отдельного коллективного договора с работодателем приходит в противоречие с Трудовым Кодексом, то применяется Трудовой кодекс, и на предприятии может быть заключен только один коллективный договор. Об этом говорит часть 2 ст. 37 Кодекса: «при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения».

    • Право профсоюза на информацию

    Согласно ст. 17 ФЗ «О профессиональных союзах…» «для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

    Трудовой Кодек не ограничивает это право, предусматривая специально как обязанность работодателя «предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением» (ст. 22).

    Также для представителей работников ст. 53 Кодекса предусмотрено право получать от работодателя информацию по вопросам:

    реорганизации или ликвидации организации;

    введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

    профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

    по другим вопросам, предусмотренным Кодексом, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором».

    • Право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде.

    Данное право гарантировано профсоюзам ч. 1 ст. 19 Закона и ч. 1 ст. 370 Кодекса.

    Оба нормативных акта предусматривают обязанность работодателя в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

    Однако, далее права профсоюзных организаций, не входящих в структуру общероссийских профсоюзов, ограничиваются. Так, Закон предусматривает право профсоюзов создавать для осуществления контроля собственные инспекции труда и наделять их полномочиями в соответствии с положениями, утвержденными профсоюзами.

    Трудовой Кодекс предоставляет такое право только общероссийским профсоюзам и их объединениям. Таким образом, у самостоятельных профсоюзов нет права на создание инспекций труда, и если они хотели бы иметь такую структуру, то они вынуждены вступать в общероссийский профсоюз. По нашему мнению, такое принуждение ко вступлению в конфедерацию является ограничением право на свободу объединения и нарушает не только наше законодательство (ст. 30 Конституции), но и не соответствует международным стандартам (Конвенции МОТ «О свободе ассоциации..». Поэтому, при возникновении прецедентов – запретов профсоюзам Уралпрофцентр а создавать инспекции труда или отказе в удовлетворении требований представлений об устранении нарушения трудового законодательства на том основании, что профсоюз не входит в общероссийский, мы сможем обжаловать данную норму Трудового Кодекса в Конституционный Суд РФ.

    • Порядок учета мнения профсоюза

    Трудовой Кодекс изменил процедуру участия профсоюза в принятии локальных актов предприятия. Сейчас работодатель должен не согласовывать, а учитывать мнение профсоюза при принятии локального акта. Это существенно и в неблагоприятную сторону меняет возможность влияния профсоюза на принятие актов, ухудшающих положение работников по сравнению с прежними нормами. Данную процедуру предусматривает ст. 372 Кодекса:

    «Работодатель в предусмотренных Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

    Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

    В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

    При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

    Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения».

    Порядок учета мнения профсоюза можно изобразить и в виде схемы:

    Как мы видим, реального влияния у профсоюза на принятие локального нормативного акта нет, так как администрация фактически может принять его без учета мнения профсоюза.

    • Гарантии профсоюзной деятельности, гарантии рядовым членам профсоюза и лидерам профсоюза

    • Гарантии рядовым членам профсоюза.

    Согласно части 4 статьи 12 Закона, расторжение трудового договора с работником — членом профсоюза по инициативе работодателя может быть произведено только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

    Положение это конкретизировано в ст. 373 Кодекса, где определен порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профессионального союза, по инициативе работодателя в случаях:

    — несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

    — неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание:

    • Работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

    • Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

    • В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

    • При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение. При этом работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

    • Это решение может быть обжаловано в государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

    • Либо решение может быть сразу обжаловано в суд работником или профсоюзом. Работодатель имеет право обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

    Как мы видим, процедура практически аналогична процедуре учета мнения профсоюза при принятии локальных актов предприятия, различия состоят только в сроках.

    • Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов.

    А) Не освобожденным от основной работы (ст. 374 Кодекса)

    Как мы уже упоминали, работодатель имеет право уволить профсоюзного работника, не освобожденного от основной работы, в случае совершения им дисциплинарного проступка. Также не действует гарантия, предусматривавшая получение согласия профсоюзного органа на перевод такого работника на другую работу.

    Допускается увольнение председателей профсоюза и их заместителей только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа в случаях:

    — сокращения численности или штата работников организации;

    — неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

    При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 Кодекса, о котором мы уже упоминали.

    Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

    Б) Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 375 Кодекса) практически аналогичны гарантиям, предусмотренным в ст. 26 Закона.

    • Такому работнику, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации.

    • При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.

    • Время работы на освобожденной должности засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

    • Работник обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором.

    • Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 Кодекса с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, предусмотренного для учета мнения профсоюзного органа.

    В) Гарантии деятельности профсоюза

    Статья 377 Кодекса предусматривает обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа и они несколько отличаются от гарантий, предусмотренных ст. 28 Закона.

    1. Предоставление помещения.

    Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. Отсутствует гарантия на предоставление транспорта.

    Только для профсоюзов, численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

    Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором. Например, работодатель может предоставить в бесплатное пользование принадлежащие ему либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно — массовой, физкультурно — оздоровительной работы с работниками и членами их семей и отчислять денежные средства на культурно — массовую и физкультурно — оздоровительную работу.

    2. Перечисление профсоюзных взносов.

    Данная гарантия осталась прежней и работодатель обязан при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, ежемесячно бесплатно перечислять на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

    Также по заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, работодатель должен перечислять взносы на счет профсоюза.

    Смотрите еще:

    • Приказ 483 от 23082012 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 30 ноября 2015 г. N 483 г. Москва "Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, […]
    • Закон об объединениях профсоюзов ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Работники являются самой незащищенной категорией граждан в трудовых отношениях. Для защиты своих прав и интересов они объединяются в профсоюзы. Закон дает гарантию того, что работники будут защищены от […]
    • Ночные часы работы закон Работа в ночное время Время с 10 часов вечера до 6 часов утра следующего дня в России официально считается ночным – нельзя громко слушать музыку и сверлить перфоратором стены в квартире. Но работать несмотря ни на что, все же приходится. Сотрудники правоохранительных органов, […]
    • Законы ису Законы, вступающие в силу 15 марта 2017 года Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 №248 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета организации на финансовое обеспечение мероприятий в части антидопингового обеспечения […]
    • Самые дорогие города для проживания Названы самые дорогие города мира Сингапур в пятый раз подряд возглавил рейтинг самых дорогих для жизни городов мира. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на The Economist Group, которая занимается созданием рейтинга. При составлении списка за основу был взят уровень жизни в […]
    • Стерлинг смена правил Читать онлайн "Смена правил (ЛП)" автора Стерлинг Джеймс - RuLit - Страница 1 Переводчик и редактор – Ольга Синячкина Переведено специально для группы http://vk.com/eabooks_com История Джека и Кэсси продолжается во второй книге серии Идеальная Игра. ГЛАВА 2. Преследователь […]
    • Закон ставропольского края 109-кз Закон ставропольского края 109-кз Закон Ставропольского края от 11 апреля 2016 г. № 45-кз Закон Ставропольского края от 29 января 2016 г. № 1-кз Закон Ставропольского края от 14 декабря 2015 г. № 136-кз Закон Ставропольского края от 07.12.2014 года № 109-кз Закон […]
    • Сказка про спор овощей Логопедическая сказка «Самый, самый…» (спор овощей) - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарианна Филькина Похожие презентации Презентация на тему: " Логопедическая сказка «Самый, самый…» (спор овощей)" — Транскрипт: 1 Логопедическая сказка […]