Бюджетные полномочия государственной думы

Рубрики Помощь юриста

Статья 7. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти

Федеральные органы государственной власти в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:
установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
установление порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации;
осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации;
установление бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, утверждение бюджетной классификации Российской Федерации и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;
установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;
установление оснований и порядка временного осуществления федеральными органами государственной власти (органами государственной власти субъектов Российской Федерации) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления);
временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти.

В комментируемой статье дан широкий перечень конкретных полномочий, предметы ведения федеральных органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений, т.е. раскрыта лишь первая часть бюджетной компетенции. Исходя из смысла комментируемой статьи, которая содержит формулировку «иные бюджетные полномочия, осуществляемые органами государственной власти РФ», можно сделать вывод о том, что указанный перечень полномочий не является конкретным и подлежит расширительному толкованию.
Вторая составная часть понятия «бюджетная компетенция» — конкретные права и обязанности, формы ответственности федеральных органов власти и управления детализированы на уровне указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных приказов и инструкций. Права и обязанности органов государственной власти РФ — это непосредственно субъективные бюджетные полномочия. В соответствии с основами теории государства и права, исходя из смысла комментируемой статьи, бюджетные полномочия РФ можно разделить на три основные группы.
1. Полномочия, основанные на конституционных нормах и принципах, закрепляющих:
а) государственный суверенитет РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю территорию государства, в том числе на территорию отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
б) предмет исключительного ведения РФ — установление правовых основ единого экономического пространства, а также проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, осуществление валютного регулирования и таможенного контроля.
Из этих конституционных правомочий РФ вытекают следующие полномочия органов государственной власти РФ в области бюджетных правоотношений:
— установление видов бюджетов, порядка и принципа объединения всех бюджетов в единую бюджетную систему РФ;
— определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и бюджет развития;
— ограничение состава источников доходов, поступающих в бюджеты субъектов РФ либо бюджеты муниципальных образований;
— установление общего порядка и принципов распределения доходов в бюджетной системе;
— установление общего порядка и принципов формирования расходной части бюджетов различного уровня;
— утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории Российской Федерации;
— некоторые другие права.
Реализация ранее перечисленных правомочий РФ в области бюджетного регулирования направлена на проведение единой финансово-бюджетной политики на всей территории Российской Федерации.
2. Полномочия органов государственной власти РФ по формированию, распределению и использованию средств, находящихся в федеральном бюджете. Иными словами, это группа общих прав участника бюджетного процесса, обладающего самостоятельными правами и обязанностями в области бюджетного регулирования. К таким правомочиям РФ относятся:
— право на собственный бюджет;
— право на получение доходов, закрепленных за федеральным бюджетом;
— право на определение направлений использования средств федерального бюджета и объема бюджетных средств, расходуемых по данным направлениям;
— право на организацию и осуществление бюджетного процесса;
— право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения бюджета;
— право устанавливать перечень защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;
— некоторые другие права.
3. Полномочия федеральных органов государственной власти РФ по отношению к бюджетам нижестоящего уровня — бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам. К данной группе полномочий РФ относятся следующие права в области бюджетного регулирования:
— установление дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов федерального бюджета в целях зачисления в нижестоящие бюджеты;
— определение размера дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также размера субвенций, направлений их использования; принятие специального федерального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций;
— закрепление за бюджетами субъектов РФ на срок, не превышающий 5 лет, регулирующих доходов, и передача указанных доходов в целях обеспечения гарантированного уровня минимальной обеспеченности бюджета субъекта РФ;
— некоторые другие права.
К органам государственной власти РФ, осуществляющим реализацию и обеспечивающим проведения единой бюджетной политики, относятся:
1) законодательные (представительные) органы. В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 114 Конституции РФ в ведении Государственной Думы РФ находятся рассмотрение и утверждение федерального бюджета, отчета о его исполнении, принятие нормативно-правовых актов по бюджетным вопросам, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении внебюджетных государственных социальных фондов и некоторые другие функции. Особая роль отводится Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию;
2) исполнительные органы. Среди них выделяют исполнительный орган общей компетенции — Правительство РФ, которое в соответствии с Законом о Правительстве РФ организует контроль за составлением и исполнением федерального бюджета, проведением единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет валютный контроль. Кроме этого, Правительство РФ обладает правом наблюдать и контролировать деятельность федеральных исполнительных органов отраслевой компетенции, а также исполнительных органов общей и специальной компетенции субъектов РФ.
Значительная роль среди федеральных органов в области бюджетного регулирования отведена отраслевым исполнительным органам — таким как: Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Контрольно-ревизионное управление, Федеральное казначейство и др. Помимо этих органов, некоторыми полномочиями в области бюджетного дела обладает Главное контрольное управление Президента РФ. Кроме того, согласно п. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ.

Статья 164. Участники бюджетного процесса, обладающие бюджетными полномочиями на федеральном уровне


Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Президент Российской Федерации;
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
Правительство Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Федеральное казначейство;
органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
Банк России;
Счетная палата Российской Федерации;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

В комментируемой статье БК РФ дан примерный перечень органов государственной власти РФ, высших должностных лиц, организаций, иных участников бюджетного процесса, реализующих свои бюджетные полномочия на уровне федерального бюджета. Некоторые из указанных участников рассмотрены при комментарии гл. 18 и 26 БК РФ, поэтому они не будут рассмотрены в рамках комментируемой статьи.
1. Президент РФ. Роль Президента РФ как участника бюджетных правоотношений в целом и бюджетного процесса в частности трудно переоценить. Президент РФ как глава государства обеспечивает в области бюджетного регулирования согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, их должностных лиц в проведении единой денежно-кредитной политики. Кроме того, в исключительные полномочия Президента РФ входит установление основ внутренней и внешней политики РФ, в соответствии с которыми определяются направления финансовой политики. Данные сведения фиксируются в ежегодном послании Президента РФ о положении в стране, с которым он обращается к Федеральному Собранию РФ. Кроме того, важной частью бюджетного процесса является ознакомление с бюджетным посланием Президента РФ.
Большая часть бюджетных полномочий Президента РФ является нормотворческой. Президент издает различные указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования расходов федерального уровня, проведения единой денежно-кредитной политики государства, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы и т.д.
В целях обеспечения президентского контроля в области бюджетного процесса в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. N 729 создано Контрольное управление Президента РФ. Аппарат Контрольного управления Президента РФ возглавляется начальником, который по должности одновременно является помощником Президента РФ. Основными задачами Управления являются:
1) контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
2) контроль за реализацией общенациональных проектов;
3) контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
4) контроль за реализацией ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, бюджетных посланий Президента Российской Федерации и иных программных документов Президента Российской Федерации;
5) информирование Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.
2. Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ (см. ст. 153, 265 БК РФ).
3. Правительство РФ (см. ст. 154 БК РФ). В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня, 3 ноября 2004 г.) на федеральный орган исполнительной власти возложены следующие бюджетные полномочия:
1); разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
2) представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
3) проведение единой финансовой, денежно-кредитной, валютной и налоговой политики государства;
4) регулирование деятельности финансовых органов РФ специальной компетенции (Министерство финансов, Федеральное казначейство и др.);
5) проведение валютного контроля;
6) контроль за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к исключительному ведению РФ либо совместному ведению РФ и субъектов РФ;
7) нормотворческие бюджетные полномочия.
4. Министерство финансов РФ (см. ст. 165-167 БК РФ). Министерство финансов определено в рамках комментируемой статьи БК РФ как «орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета». Однако бюджетные полномочия Министерства финансов и исключительная компетенция руководителя Министерства финансов — министра финансов данными направлениями финансовой деятельности не ограничиваются. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 (с изм. и доп. от 1 декабря 2004 г.) Министерство финансов — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Министерство финансов РФ для осуществления своих полномочий на местах может создавать территориальные органы. Исходя из ст. 165-167 БК РФ, можно судить о Министерстве финансов как о наиболее уполномоченном участнике бюджетного процесса. Иными словами, Министерство финансов РФ обладает комплексом функций, направленных на различные стороны финансовой деятельности государства.
5. Федеральное казначейство РФ (см. ст. 167, 168 гл. 19, гл. 25 БК РФ). В рамках комментируемой статьи БК РФ Федеральное казначейство определено как «орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета». Однако в соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 бюджетные полномочия данного органа более широки.
В соответствии с указанным Положением Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, ЦБ РФ, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.
6. Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета. К числу таких органов относятся налоговые и таможенные органы, осуществляющие взимание налогов, таможенных пошлин, сборов, иных обязательных платежей с граждан и организаций на территории РФ.
Федеральная налоговая служба (далее — ФНС России) действует на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (с изменениями от 11 февраля 2005 г.).
Кроме того, на местах действуют территориальные органы ФНС России — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее — налоговые органы).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе ФНС России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками.
Подобно ФНС России и ее территориальным налоговым органам Федеральная таможенная служба и иные таможенные органы на местах осуществляют налогообложение в рамках собственной компетенции. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через границу РФ, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды.
7. ЦБР (ст. 155 БК РФ).
8. Счетная палата РФ. Счетная палата РФ — это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими бюджетными полномочиями. Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ, председатель Счетной палаты назначается и освобождается от должности по решению Государственной Думы РФ сроком на шесть лет, а заместители председателя — по решению Совета Федерации РФ. Данный орган действует на основании Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 июля, 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 14 августа, 1 декабря 2004 г.).
В составе Счетной палаты действует комиссии, включающая в себя 12 аудиторов (шесть аудиторов от Государственной Думы РФ и шесть аудиторов от Совета Федерации РФ). Непосредственную работу выполняет аппарат Счетной палаты, включающий в себя нескольких инспекторов.
Основными задачами Счетной палаты являются:
1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ по объемам, структуре и целевому назначению;
2) подготовка предложений по устранению выявленных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
3) оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования государственной собственности;
4) определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
5) финансовая экспертиза принимаемых федеральных законов;
6) контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
7) контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от продажи федеральной собственности, за ее приватизацией;
8) контроль за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ.
При осуществлении предоставленных бюджетных полномочий Счетная палата руководствуется принципами законности, объективности, независимости и гласности. Основными формами государственного финансового контроля, проводимого Счетной палатой, являются тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению ущерба и привлечению виновных к ответственности Счетная палата направляет представление руководителю проверяемой организации. В указанном представлении должны содержаться сведения о нарушении, сроках его устранения. Кроме того, Счетная палата в случае выявления фактов возможности нарушения вправе выносить предписания, обязательные для рассмотрения и исполнения. В случае неисполнения данных предписаний Счетная палата вправе применить меры ответственности.
9. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора действует на основании Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
10. Государственные внебюджетные фонды (см. главу 17 БК РФ).
11. Главные распорядители бюджетных средств (см. ст. 158 БК РФ) и распорядители бюджетных средств (см. ст. 159 БК РФ).
12. Иные органы, обладающие бюджетными, налоговыми и иными полномочиями в сфере финансовой деятельности РФ.

Полномочия Председателя Государственной Думы

Регламент Государственной Думы ФС РФ

Глава 1. Председатель Государственной Думы. Первые заместители Председателя Государственной Думы. Заместители Председателя Государственной Думы

(наименование главы в ред.постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6)

1. Председатель Государственной Думы, первые заместители Председателя Государственной Думы и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года № 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1, ст. 6).

2. Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать фракции (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждой фракции, выдвинувшей своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

1. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.

2. Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем фракции, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство фракцией (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года № 11-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1, ст. 11; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981).

3. В случае, если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата.

4. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

5. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в соответствии со статьями 8 и 9 настоящего Регламента. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 6-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

6. Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственной Думы Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы. Решение о переходе к выборам первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 200 3 года N 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

7. Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования.

8. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года N 6-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 1, ст. 6).

1. Председатель Государственной Думы:

а) ведет заседания палаты;

б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;

в) организует работу Совета Государственной Думы;

г) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

д) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата и заместителей Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 февраля 2004 года № 66-IV ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 612; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июня 2005 года № 1978-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 25, ст. 2480; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 апреля 2008 года № 250–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 15, ст. 1452; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 сентября 2017 года № 2258–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 40, ст. 5767);

д 1 ) принимает решение о предоставлении отдельных полномочий Руководителя Аппарата Государственной Думы, в том числе предусмотренных настоящим Регламентом, первому заместителю Руководителя Аппарата Государственной Думы (пункт «д1» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 9491–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4397);

д 2 ) принимает решение о предоставлении Аппарату Государственной Думы отдельных бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов федерального бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт «д2» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 9491–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4397);

д 3 ) утверждает бюджетную смету Государственной Думы на очередной финансовый год (пункт «д3» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2016 года № 9491–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4397);

е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2004 года № 4718–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № , ст. 3719);

ж) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

з) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему во фракции для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения (далее — профильный комитет) (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 554-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 22, ст. 2137; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981);

з 1 ) поручает Научному совету по правотворчеству, созданному в соответствии с частью шестой настоящей статьи, провести экспертизу находящегося на рассмотрении Государственной Думы законопроекта (пункт «з1» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719);

з 2 ) направляет заключение по результатам экспертизы законопроекта, проведенной в соответствии с пунктом «з1» настоящей части, в комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по указанному законопроекту (пункт «з2» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719);

з 3 ) направляет поступившие в соответствии с пунктом «б» части шестой статьи 112 настоящего Регламента документы об отзыве законопроекта в профильный комитет или в комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по указанному законопроекту (пункт «з3» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 мая 2017 года № 1523–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 2985);

и) подписывает постановления Государственной Думы;

к) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901);

л) направляет Президенту Российской Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации;

м) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

н)(пункт «н» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 июля 1998 года № 2833-IIГД -Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3699; утратил силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 2004 года № 85-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 8, ст. 629);

о) направляет внесенный в Государственную Думу проект постановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный комитет для рассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановления Государственной Думы к рассмотрению палатой (пункт «о» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 мая 2004 года № 554-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 22, ст. 2137);

п) (пункт «п» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2882-IV ГД -Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1269; утратил силу на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 января 2009 года № 1643–5 ГД -Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 5, ст.569);

р) направляет заключение Общественной палаты Российской Федерации (далее – Общественная палата) по результатам экспертизы законопроекта в комитет Государственной Думы, назначенный в соответствии с частью первой статьи 108 настоящего Регламента ответственным по указанному законопроекту (пункт «р» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2882-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст.1269; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 января 2009 года № 1643–5 ГД -Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 5, ст. 569);

р 1 ) направляет поступившие в Государственную Думу проекты государственных программ Российской Федерации, в том числе федеральных целевых программ, и предложения о внесении изменений в государственные программы Российской Федерации, в том числе в федеральные целевые программы, в профильные комитеты и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для рассмотрения (пункт «р 1 »введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 2 ) направляет поступившие в Государственную Думу проект основных направлений бюджетной политики Российской Федерации, проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации, проект основных направлений таможенно-тарифной политики Российской Федерации и проект бюджетного прогноза (проект изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для рассмотрения (пункт «р 2 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 3 ) в период между сессиями Государственной Думы направляет проект основных направлений бюджетной политики Российской Федерации, проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации, проект основных направлений таможенно-тарифной политики Российской Федерации и проект бюджетного прогноза (проект изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период в Совет Федерации (пункт «р 3 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 4 ) направляет поступившую в Государственную Думу информацию Правительства Российской Федерации о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами, в профильные комитеты (пункт «р 4 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 5 ) направляет поступивший в Государственную Думу доклад Правительства Российской Федерации об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчетный период в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (пункт «р 5 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД- Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

р 6 ) направляет поступившие в Государственную Думу предложения Счетной палаты Российской Федерации о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (пункт «р 6 »введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 февраля 2015 года № 6185–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299);

с) в период между сессиями Государственной Думы направляет в трехдневный срок с момента получения заключения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановыйпериод и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в комитеты, комиссии Государственной Думы и во фракции в Государственной Думе, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации (пункт «с» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 5134–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 4981);

т) в период между сессиями Государственной Думы назначает Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам ответственным по проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проектам федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и профильные комитеты по указанным проектам федеральных законов для подготовки их к рассмотрению палатой (пункт «т» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138);

у) в период между сессиями Государственной Думы включает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию (пункт «у» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18 , ст. 2138);

ф) в период между сессиями Государственной Думы принимает решение на основании заключения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам о возвращении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Правительство Российской Федерации на доработку (пункт «ф» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2007 года № 4464–4 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 18, ст. 2138);

х) приглашает федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы (пункт «х» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 3065–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст.71);

х 1 ) вносит представления о назначении представителей Государственной Думы в наблюдательных советах организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, иных органах и организациях, если наличие представителей Государственной Думы в таких органах и организациях предусмотрено федеральными законами, а также о досрочном прекращении полномочий указанных представителей (пункт «х 1 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 мая 2017 года № 1523–7 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 2985);

х 2 ) направляет приглашение Правительства Российской Федерации принять участие в работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий (далее – правительственная комиссия) в профильный комитет для подготовки предложений по составу представителей Государственной Думы в правительственной комиссии (пункт «х 2 » введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 2484–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 26, ст. 3241);

ц) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом (пункт «ц» введен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268–6 ГД – Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902).

2. Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение, поручение Председателя Государственной Думы.

3. Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект порядка работы Государственной Думыследующие вопросы:

а) о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы;

б) о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы.

4. Председатель Государственной Думы или по его поручению один из его заместителей представляет Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. По указанным докладам Государственная Дума может принимать постановления (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года N 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 40, ст. 3901).

5. Председатель Государственной Думы вправе выступать на заседании Государственной Думы по вопросам, отнесенным к его полномочиям настоящим Регламентом, и вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Председателю Государственной Думы для выступления предоставляется до десяти минут(часть пятая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268–6 ГД- Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902).

6. Председатель Государственной Думы вправе решать вопросы экспертного, научного, консультативного и иного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы. По вопросам, связанным с экспертным сопровождением законотворческого процесса в Государственной Думе и совершенствованием законодательства Российской Федерации, Председатель Государственной Думы создает Научный совет по правотворчеству (часть шестая введена постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 апреля 2012 года № 268–6 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 17, ст. 1902; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 4718–6 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3719).

Бюджетные полномочия государственной думы

3.3. Участники бюджетного процесса, их полномочия

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

– Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

– Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

– Министерство финансов РФ;

– органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

– Центральный банк РФ (Банк России);

– Счетная палата РФ;

– Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

– государственные внебюджетные фонды;

– главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

– иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

I. Президент РФ (Администрация Президента РФ) определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

II. Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

III. Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

IV Министерство финансов РФ (Минфин России) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

– составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– представляет по поручению Правительства РФ сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

– осуществляет методологическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

– устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

– составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство;

– представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;

– разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;

– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

– разрабатывает по поручению Правительства РФ программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;

– осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

– устанавливает Единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета;

– обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, установленном Правительством РФ;

– предоставляет по поручению Правительства РФ от имени Российской Федерации государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

– регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований;

– ведет Государственную долговую книгу РФ;

– осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;

– организует исполнение федерального бюджета;

– принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности и др.

При этом министр финансов РФ имеет исключительное право дать разрешение на совершение следующих действий: утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета и др. Совершение указанных действий без разрешительной надписи министра финансов является нарушением бюджетного законодательства РФ. Министр финансов имеет право запретить главным распорядителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если министру финансов поступило представление Счетной палаты РФ или Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства РФ главным распорядителем бюджетных средств. [21]

В состав Центрального аппарата Министерства финансов РФ входят следующие департаменты и отделы. [22]

1. Департамент бюджетной политики включает следующие отделы: бюджетного законодательства; бюджетного планирования; межгосударственных финансов; организации исполнения федерального бюджета; Сводный отдел анализа и прогнозирования доходов; анализа и прогнозирования доходов от прямых налогов и прочих платежей; анализа и прогнозирования доходов от косвенных налогов и ресурсных платежей; резервных фондов; бюджетной политики в сфере государственной службы; финансового обеспечения судебной системы; нормативного правового обеспечения государственной службы; оплаты труда государственных служащих и анализа административных расходов; методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации; методологии формирования расходных обязательств и исполнения бюджетов.

2. Департамент бюджетной политики в отраслях экономики включает следующие отделы: Сводный отдел; отделы бюджетной политики в области транспорта, дорожного хозяйства и связи; бюджетной политики в сфере землепользования, недропользования и экологии; бюджетной политики в области гражданской промышленности и энергетики; бюджетной политики в области сельского хозяйства и рыболовства; бюджетной политики в области формирования федеральных целевых программ, программ развития регионов; бюджетной политики в области жилищных субсидий и методологии финансирования бюджетных капитальных расходов.

3. Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки включает отделы: Сводный отдел; отделы бюджетной политики в сфере образования; бюджетной политики в сфере здравоохранения и физической культуры; бюджетной политики в сфере научной и научно-технической деятельности и гражданского назначения; бюджетной политики в сфере социального обеспечения и программ государственной занятости населения; обязательного социального страхования и государственных внебюджетных фондов; бюджетной политики в сфере культуры и средств массовой информации.

4. Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа включает отделы: сводного анализа в сфере национальной обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности; нормативного правового обеспечения в сфере государственной военной и правоохранительной службы; бюджетной политики в сфере национальной обороны; бюджетной политики в сфере безопасности государства и правоохранительной деятельности; бюджетной политики в сфере юстиции, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; бюджетной политики в сфере военно-технического сотрудничества; бюджетной политики в сфере государственного оборонного заказа, мобилизационной подготовки экономики и материального резерва.

5. Департамент межбюджетных отношений включает: Сводный отдел; отделы организации бюджетного процесса в субъектах РФ; мониторинга и взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ; муниципальных образований; реформы жилищно-коммунального хозяйства; методологии межбюджетных отношений.

6. Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов включает: отделы международного сотрудничества; взаимоотношений с международными банками; внешнего долга; внешних активов; государственных внутренних активов; внутреннего долга; методологии и регулирования долга субъектов РФ и муниципальных образований; учета, анализа и отчетности; по управлению средствами Стабилизационного фонда.

7. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики включает отделы: координации и контроля деятельности Федеральной налоговой службы, анализа и общих вопросов; применения общих правил законодательства о налогах и сборах; налогообложения прибыли (дохода) организаций; налогообложения доходов граждан и единого социального налога; имущественных и прочих налогов; налогов и доходов от использования природных ресурсов; косвенных налогов; международного налогообложения; таможенных платежей; нормативного регулирования определения таможенной стоимости.

8. Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности включает отделы: регулирования финансово-бюджетного надзора и финансового мониторинга; методологии бухгалтерского учета и отчетности; нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности; регулирования аттестации, лицензирования и повышения квалификации аудиторов, координации контроля в сфере обязательного аудита и деятельности профессиональных аудиторских объединений.

9. Департамент финансовой политики включает отделы: пенсионной реформы; финансовых рынков и имущественных отношений; регулирования лотерейной деятельности и производства защищенной полиграфической продукции; регулирования страховой деятельности; организации комплексных выплат; банковской деятельности; денежно-кредитной политики.

10. Правовой департамент включает отделы: правового обеспечения государственной долговой политики, оборонного комплекса и правоохранительных органов, финансового рынка и межбюджетных отношений; правового обеспечения бюджетной политики, деятельности подведомственных организаций и систематизации нормативных актов; правового обеспечения налоговой и таможенно-тарифной политики, контроля и надзора, аудита, бухгалтерского учета и отчетности; судебной защиты.

V. Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:

– производит распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, установленным БК РФ;

– открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ;

– устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

– ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов РФ отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ и др.

Единый счет Федерального казначейства находится в Банке России и представляет собой счет, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ по исполнению федерального бюджета.

Использование Единого счета – новая информационная технология исполнения федерального бюджета, посредством которой осуществляется:

– централизация доходов и средств федерального бюджета;

– централизация операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете;

– ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета.

VI. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей.

Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются государственные налоговые инспекции по соответствующей территории (республике, краю, области, городу, району), которые выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории.

Главными задачами налоговых инспекций являются контроль за соблюдением налогового законодательства и за правильностью начисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством. [23]

Налоговые инспекции выполняют следующие функции:

1) ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков;

2) представляют финансовым органам и органам казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и платежей;

3) осуществляют возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

4) анализируют отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливают на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;

5) производят на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

6) ведут учет и оценку конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

7) координируют проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

8) контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;

9) передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

10) предъявляют в суд и арбитражный суд иски:

а) о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

б) о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; (в) о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий;

11) обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством РФ и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;

12) производят осмотр, фиксацию содержания и изъятия у предприятий, учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения.

13) получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;

14) приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Смотрите еще:

  • Заявление дом аварийным Как правильно составить заявление о признании дома аварийным? Какие ещё документы для этой процедуры понадобятся? Процедура признания жилья аварийным состоит из нескольких последовательных этапов: проведение экспертизы здания на предмет общего состояния конструкций, написание […]
  • Штраф за недоимку ндс Штраф за неуплату ндс Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 доб. 184 (Москва) +7 (812) 426-14-07 доб. 431 (СПб) Это быстро и бесплатно ! Несвоевременная оплата любого […]
  • Нотариус на пушкина 12 Нотариус Губина Наталья Анатольевна +7 (499) 653-60-72 доб. 342 – Москва и МО Телефон нотариуса: +7 (4852) 25-35-24 Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Пушкина, 12, кв. 20 понедельник: 09:00 18:00 вторник: 09:00 18:00 среда: 09:00 18:00 четверг: 09:00 18:00 пятница: […]
  • Правила тысяч и в кости Как играть в кости. "Тысяча" Вернуться к списку статей Существует множество вариантов игры в кости. И у каждой игры свои правила, как официальные, по которым играют в казино, так и домашние, установленные по договоренности между игроками. Мы рассмотрим домашний вариант игры в […]
  • Право и закон спб Закон Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 г. N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 12 мая 2010 года) (с изменениями и дополнениями) Закон Санкт-Петербургаот 31 мая 2010 г. N 273-70"Об административных […]
  • Нотариус сургут Нотариусы Сургут Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (3462) 25-73-91 Адрес: 628400, г. Сургут, ул. Геологическая, 15 Часы работы: Нотариус Аристова […]
  • Налог на имущество полуприцепы Налог на имущество полуприцепы Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ […]
  • Экспертиза тугоухости Экспертиза тугоухости Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите […]