Государственная собственность рб это

Рубрики Помощь юриста

Типы и формы собственности в республике Беларусь. Численность предприятий по формам собственности в Беларуси

Республика Беларусь отличается высокими темпами развития фермерского хозяйства, машиностроения, активным строительством транспортной инфраструктуры. Значительная часть продуктов местного производства идет на экспорт.

Главным партнером Беларуси по внешней торговле является Россия. Несмотря на высокий уровень развития промышленности, республика очень сильно зависит от поступления энергоносителей (большая часть энергии поступает из России) и по европейским меркам страдает от инфляции.

Сегодня, как и во времена Советского Союза, преобладающим в экономике РБ остался государственный сектор. Но формы и виды собственности в Республике Беларусь достаточно разнообразны.

Понятие собственности

Собственность – это отношения между физическими или юридическими лицами, группами людей касательно вещи, предмета, имущества, объекта. В таком случае один субъект (или несколько, если собственность кооперативная) имеет отношение к вещи и является владельцем.

Право собственности – это система правовых норм, которая фиксирует отношение собственности на средства производства и предмет потребления.

Формы права собственности

Владелец имеет три права по отношению к своей собственности: владение, пользование и распоряжение. Законодательство также принуждает владельца к выполнению отдельных обязанностей, касающихся собственности. К таковым относятся: своевременная уплата налогов, ремонт некоторых видов собственности. Кроме того, владелец несет риск повреждения его имущества.

Формы и виды собственности

Различают три вида собственности:

  1. Частная собственность, когда один субъект является полноправным владельцем предмета, капитала, наследия или имущества. По характеру приобретения частная собственность делится на трудовую собственность – это капитал, приобретенный за счет заработной платы, дохода от бизнеса и других видов заработка; нетрудовую – это такой вид достояния, как наследство, депозит, ценные бумаги.
  2. Общественная собственность – это такая собственность, где средства производства, результаты производства и имущественные ценности являются совместным достоянием общественности (кооператив, товарищество, акционерное общество, совместное производство).
  3. Государственная собственность – этот вид собственности предполагает, что управление или распоряжение объектами собственности выполняется представителями государственной власти.

Конфигурация формы собственности может видоизменяться и осуществляться разными методами:

  • приватизация – это достояние, приобретенное у государственного объекта физическим или юридическим лицом;
  • национализация – объект частной в результате такого действия собственности переходит в государственную собственность;
  • денационализация – возврат государственного объекта к прежним владельцам;
  • реприватизация – возврат объекта частного достояния в госсобственность (скупка учреждений, земель, акций).
  • История предпринимательства в РБ

    Движение мировой экономики строится на экономических ресурсах (факторах производства): природных факторах, трудовых и научно-технических. Вместе факторы производства образуют потенциал национальной или мировой экономики.

    Предпринимательство Республики Беларусь прошло несколько этапов становления. В 1990 году РБ получила статус независимого государства. В том же году был принят закон «О предприятиях» и закон «Об основах внешнеэкономической деятельности». Период с 1990 по 1995 год можно назвать созреванием нового государства и новой модели экономики. В 1991 году закон «О предпринимательстве» предоставил большие возможности для осуществления хозяйственной деятельности физическими лицам (частным предпринимателям).

    В 1993 году в Беларуси был принят закон «Приватизация и разгосударствление государственной собственности», «Об АО, ОДО, ООО». А в 1994 году был разработан новый Уголовный кодекс, где четко прописана информация о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности

    Развитие предприятий Республики Беларусь

    К началу 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось около 230 тыс. субъектов хозяйственной собственности. 74 % предприятий составляли частные, 13 % – совместные, 6 % – сельское хозяйство, 2 % – страховые организации и банковские учреждения.

    Развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь происходит тяжело. Большинство бизнесменов уходят за границу (большая часть перемещается в Россию) или в неофициальный сектор. Ряд причин, согласно которым предпринимательская деятельность развивается в республике очень сложно, включает в себя:

  • отсутствие стартового капитала у большинства предпринимателей;
  • сложная регистрация деятельности, бюрократия;
  • высокие налоги лишают бизнесменов дохода (налог на прибыль составляет 18 %, страховые взносы для сотрудников – 34 %, страхование от нечастных случаев – 0,6 % и т. д.);
  • административные барьеры – разные виды нормативных и распорядительных документов, которые противоречат основным законам РБ.
  • Типы и формы собственности в Республике Беларусь

    В Республике Беларусь существуют разные организационно-правовые формы предприятий. Предприятия разделяются по признакам:

  • формы собственности;
  • количества и состава учредителей;
  • правила создания уставного фонда;
  • степени ответственности;
  • права и обязанностей собственника.

Численность предприятий по формам собственности в Белоруссии предполагает имущество трех видов:

  • Частные предприятия – это такой вид имущества, который принадлежит физическому или юридическому лицу. Частные формы собственности в Республике Беларусь могут включать в себя дома, квартиры, дачи, транспортные средства, личные предметы.
  • Государственная собственность может быть коммунальной или республиканской.
  • Долевая (общая) – это такой вид достояния, когда имуществом владеют два субъекта так, что стоимость объекта делится на две равные части.
    Законодательная база.
  • Какие формы собственности признаются законодательством Республики Беларусь? Государство обеспечивает и признает одинаковые права для всех видов собственности и охраняет их законом.

    Нарушение прав на собственность

    Когда права на формы собственности в Республике Беларусь нарушены, возникает потребность защиты. Нарушение может быть двух видов:

  • лишение владельца имущества;
  • помеха в пользовании, распоряжении имуществом собственнику.
  • В первой ситуации владелец может предъявить иск об изъятие имущества у чужого владельца по праву незаконного владения. Во второй же собственник имеет право предъявить иск об устранении препятствий в пользовании своим имуществом. При иске на изъятие имущества у чужого, незаконного владельца устанавливаются два факта:

  • Добросовестный приобретатель. Иногда случается, что при покупке имущества приобретатель не знал, что приобретает имущество у лица, которое не имело право распоряжаться собственностью.
  • Недобросовестный приобретатель. В таком случае приобретатель знал, что незаконно покупает имущество, но приобрел. От такого владельца имущество всегда возвращается законному владельцу.
  • От добросовестного приобретателя имущество возвращают в таких случаях:

  • если это имущество было получено безвозмездно (например, в качестве подарка);
  • если имущество было утеряно, ушло из владения против воли законного собственника или было похищено.
  • В других ситуациях имущество остается у добросовестного приобретателя. Правда, особые правила касаются денежных средств и ценных бумаг. От добросовестного приобретателя они не могут быть забраны.

    Формирование разнообразия форм собственности в РБ

    Разнообразие классов собственности развивается в ходе процессов разгосударствления (изменения государственной формы собственности на другие виды) и приватизации. Формирование государственной собственности включает в себя республиканскую и коммунальную (муниципальную):

  • Республиканская собственность – это отношение к имуществу, которое принадлежит гражданам РБ. Объектами такого владения являются земля, воздушное пространство, леса, водоемы и все природные ресурсы страны. В имущество республиканской власти и управления входят: учреждения, республиканский бюджет и другие объекты, которые обеспечивают хозяйственную самостоятельность РБ.
  • Коммунальная (муниципальная) собственность – это отношение к имуществу, которое принадлежит ассоциациям граждан, живущих в районе, областях, и совместно ими используется. Пользователями могут быть жители соответствующих территорий, а объектами являются сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения.
  • Формы собственности предприятий в Республике Беларусь

    Главная разница организационно-правовых форм республики заключается в количестве участников и размере уставного фонда юридических лиц. Коммерческие формы собственности в Республике Беларусь по закону могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, частных унитарных учреждений.

    Занятость населения по формам собственности

    Формы собственности в Беларуси определяют занятость населения. На сегодняшний день 40 % населения Республики Беларусь занято на предприятиях, которые находятся в государственной собственности. С момента обретения независимости показатель стабильно уменьшался.

    Численность предприятий по формам собственности в Беларуси определяется занятостью населения на различного вида производствах и в частном предпринимательстве (учитываются сотрудники, которые работают на ИП). Если в 1995 году процентный коэффициент людей, работающих на государственных учреждениях, составлял 59,8 %, то в 2011 году этот коэффициент снизился до 43,8 %, а уже в 2016 году стал равен 40,1 %.

    В тот момент, когда процент занятости людей на государственных предприятиях уменьшался, возрастал процентный коэффициент занятости населения в частной собственности. Еще в 1995 году количество частных предприятий равнялось 40,1 %, а уже к 2011 году увеличилось до 54,1 %. По данным на 2016 год, процентный коэффициент населения по занятости в частной собственности составлял 56,4 %.

    Смешанная собственность (с иностранным участием) со времен независимости страны медленными темпами растет вверх. Если в 1995 году коэффициент составлял 0,5 %, то уже в 2016 году достиг отметки 6,4 %.

    Гражданский Кодекс Республики Беларусь
    Статья 215. Право государственной собственности

    1. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

    2. Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства.

    Средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся только в собственности государства, и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.

    3. Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы.

    Характеристика форм собственности в Беларуси

    Экономика республики предполагает многообразные организационно-правовые формы предприятий, которые отличаются многими признаками: формой собственности, количеством и составом собственников, порядком формирования уставного фонда, степенью ответственности, правами и обязанностями собственников и др. Однако важнейшим признаком является форма собственности.

    Собственность в Республике Беларусь может существовать в следующих формах:

    • частная собственность;
    • государственная собственность;
    • общая (долевая) собственность.
    • Характеристика частной собственности

      Частной собственностью является имущество, принадлежащее человеку, физическому лицу. Частная собственность создается и приумножается за счет предпринимательской, трудовой деятельности, ведения собственного хозяйства, вкладов в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству.

      В частной собственности могут находиться: жилые дома, дачи, транспортные средства, денежные средства, акции, предметы личного потребления, средства производства для ведения хозяйственной деятельности, организации торговли и обслуживания, объекты культуры, произведенная продукция и полученные доходы.

      Характеристика государственной собственности

      К государственной собственности относятся республиканская собственность и коммунальная собственность. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

      В собственности Республики Беларусь находятся земля, ее недра, воздушное пространство, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы страны. Также — имущество республиканских органов власти и управления, средства республиканского бюджета, предприятия и другие объекты, обеспечивающие суверенитет и хозяйственную самостоятельность республики.

      Распоряжение имуществом республиканской собственности осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или уполномоченные им органы.

      Коммунальная государственная собственность принадлежит административно-территориальным образованиям: области, городу, району.

    • В коммунальной собственности могут находиться имущество местных органов власти и управления, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия и другие объекты, необходимые для экономического и социального развития соответствующей территории.
    • Распоряжение имуществом коммунальной собственности осуществляют местные Советы депутатов или уполномоченные ими органы.

      Характеристика долевой собственности

      Если имущество передается в собственность двух или нескольких лиц, возникает общая (долевая) собственность.

      В общей стоимости имущества определена доля каждого из участников. Собственники могут иметь права на управление коллективной собственностью, часть имущества и доходов, накопленных в результате хозяйственной деятельности.

      При ликвидации юридического лица, уставный фонд которого сформирован за счет вкладов, имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, кредиторами, наемными работниками, распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в общую собственность.

      Итак, кратко, предприятие может быть основано на различных формах собственности.

      Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы! C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект

      Право государственной собственности (5)

      Главная > Реферат >Государство и право

      1 Понятие права государственной собственности

      2 Основания возникновения права государственной собственности

      3 Субъекты и объекты права государственной собственности

      4 Содержание права государственной собственности

      5 Осуществление права собственности Республики Беларусь

      Формы, порядок регулирования и объекты государственной собственности вытекают из ст.13 Конституции Республики Беларусь. В ней сказано, что собственность может быть государственной и частной. При этом государство, как следует далее из этой статьи, предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

      Государственная собственность играет доминирующую роль среди других форм собственности. При этом государству принадлежат наиболее важные государственные объекты. Государственная собственность играет важную роль в ускорении развития материального производства и дальнейшего повышения благосостояния народа. Это следует и из ст.13 Конституции Республики Беларусь. Государство, как сказано в этой статье, осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

      Государство является единым собственником всего государственного имущества, которое оно передает в управление другим лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

      Совершенствование способов и методов управления государственной собственностью способствует все большему вовлечению масс в руководство хозяйственным и культурным строительством, удовлетворению материальных и культурных потребностей народа.

      Таким образом, ведущее положение государственной собственности заключается в том, что: она отличается наиболее высокой степенью обобществления имущества; материальные блага принадлежат не отдельно взятому индивиду, группе лиц или коллективу, а всему народу в лице государства, и государство, являясь единым собственником, осуществляет руководство этой собственностью.

      Использование государственной собственности в интересах народа заключается в том, что среди материальных благ, составляющих государственную собственность, имеются такие основные средства производства, как земля, ее недра, воды, леса, транспорт др. Все эти блага в конечном итоге должны быть направлены на удовлетворение интересов всего народа. По отношению к другим формам собственности государственная собственность является одной из главных и оказывает ведущее воздействие на другие виды и формы собственности (например, предопределяет развитие частной, общей собственности).

      Как известно, в настоящее время государственная собственность преобладает в экономике страны и тем самым оказывает влияние на развитие и совершенствование всех социально- экономических сторон жизни республики.

      Понятие права государственной собственности

      В объективном смысле – это совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ обществу в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использовании и отчуждения государственного имущества.

      Под совокупностью указанных правовых норм понимаются нормы не только гражданского права, но и других отраслей права. Вместе с тем, в содержании института права государственной собственности как совокупности правовых норм преобладают гражданско-правовые нормы.

      Право государственной собственности в субъективном смысле – это конкретно принадлежащее государство имущество, в отношении которого на основании закона государство определяет правомочие собственника по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Иными словами, это обычные правомочия собственника, и в этом плане они не отличаются от правомочий других собственников.

      Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что, хотя и провозглашено равенство всех форм собственности, все же в отличие от других форма собственности в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из гражданского оборота.

      Что же касается оснований приобретений имущества в собственность, то в некоторых случаях такое приобретение может быть использовано только государством, в частности, путем взимания налогов и пошлин.

      Более того, государство издает законодательные акты, наделяя тем самым себя соответствующими правомочиями, и устанавливает приделы к их осуществлению. Отношение государственной собственности регулируется различными правовыми актами, и их довольно много. В их числе Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, кодекс законов о земле, законодательные акты, касающиеся недр земли, движимого и недвижимого имущества, регулирующие отношения государственных юридических лиц, приобретение государством имущества в собственность, правовой режим государственного имущества и т.д.

      Существуют также юридические нормы, которые регулируют отношения государственной собственности с другими государствами. В частности, пользование и распоряжение водами и другими природными ресурсами, находящиеся на территории Республики Беларусь и другого государства, осуществляется по соглашению между ними.

      Говоря о нормах права, регулирующих отношения государственной собственности, следует отметить, что законодательством предусмотрено и способы охраны прав и интересов государства как собственника. Эти способы разнообразны. К ним относятся средства уголовно-правовой защиты, административно-правовые и, разумеется, гражданско-правовые способы защиты права государственной собственности. Кроме того, имеются нормативные акты, регламентирующие отношения хозяйствующих субъектов государственной формы собственности по владению, пользованию и распоряжение государственным имуществом.

      Исходя из природы и назначения государственной собственности, а также ее роли как экономической категории общества, т.е. принадлежности имущества народу в лице избранных ими органов власти подчеркивая значимость права государственной собственности в объективном смысле.

      Государственная собственность как экономическая категория – это особая форма присвоения. Она призвана обеспечить потребности народа Республики Беларусь или народа административно-территориальной границы. Однако народ Республики Беларусь или административно-территориальной единицы в целом, отдельные слои и социальные группы не могут не посредственно выступать в качестве субъектов присвоения. Общие интересы всего народа и государства или административно-территориальной единицы представляют соответствующие органы государства или административно-территориальной единицы.

      2. Основания возникновения права государственной собственности

      Основание, по которым государство становится собственником того или иного имущества, разнообразны, базой возникновения и развития права государственной собственности являются соответствующие юридические факторы. Они не равнозначны по совей роли в образовании и пополнении фонда государственной собственности. Среди различных оснований возникновения права государственной собственности к числу важнейшим можно отнести такие, как расширенное воспроизводство, различные гражданско-правовые сделки, налоги и сборы, клад, наследование по закону, реквизиция, конфискация, национализация. Материальные ценности, созданные в процессе расширенного воспроизводства на государственных предприятиях, являются наиболее значимым способом образования государственной собственности. Право собственности на указанные ценности возникают не в силу предписания закона, а в результате того, что средство производства принадлежит государству.

      Основанием возникновения права государственной собственности является гражданско-правовые сделки и прежде всего договоры. Такого рода основания возникновения права государственной собственности имеет довольно широкое распространение. Особенностью их является то, что они базируются на соглашении сторон. К договорам, в силу которых возникает право государственной собственности, относятся поставка товаров для государственных нужд; договор контрактации, с помощью которого осуществляется поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, купля-продажа и т.д. Переход имущества в государственную собственность может осуществляться и на основе односторонних сделок (например, переход имущества в собственность государства по оставленному завещанию). Сделки (договоры) могут совершаться как внутри страны, так и во внешнем обороте, в частности, в сфере торговли.

      В государственную собственность поступает и изъятие части дохода от граждан и организаций виде налогов и сборов. При этом такое изъятие осуществляется волевым путем со стороны государства во исполнении требований соответствующего законодательного акта.

      В собственность государства могут переходить и бесхозяйные вещи. Бесхозяйный согласно статье 326 ГК, признается вещь, которая не имеет собственника или собственник который не известен, либо вещь, от права собственника на которую собственник отказался. Речь идет о том, что если имущество длительное время находится без присмотра, начинает разрушаться, приходит в негодность, то государство определяет правовую судьбу такого имущества. Однако такое имущество может стать государственным только по решению суда. Имущество, признанное бесхозяйным, как правило, реализуется, а вырученные суммы поступают в бюджет. В некоторых случаях вещи передаются соответствующим предприятиям или учреждению (например, картины – в картинные галереи).

      К числу оснований возникновения право государственной собственности относятся: невостребованная в установленный срок находку, безнадзорные животные и клад. Находкой признается вещь, утерянной ее владельцем (чаще всего собственника) помимо его воли и обнаруженная другим лицом. Нашедший потерянную вещь обязан об этом немедленно уведомить лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если же вещь найдена в помещении или транспорте, нашедший должен сдать ее лицу, представляющему этого помещения или средства транспорта. В том случае, если же нашедший вещь не может установить владельца вещи и возвратить, он обязан заявить о находке в милицию или органу местного управления или само управление.

      Кроме названных оснований возникновения права государственной собственности – имеются и другие. Так, в собственность государства переходят выморочное наследство. Это происходит в тех случаях, когда нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все они отказались от наследства. Решение о признании наследства выморочным принимается судом на основании заявления местного органа управления и самоуправления по месту открытия наследства по истечению одного года со дня открытия наследства. Сроки признания наследства выморочным могут быть и сокращены, если расходы, связанные с охраной наследства и управление им, превышают его стоимость (ст. 1039 ГК).

      3. Субъекты и объекты права государственной собственности

      Субъектами права государственной собственности являются: Республика Беларусь (собственность Республики Беларусь); административно-территориальное образование (собственность административно-территориальных образований). Такое деление на субъекты является довольно условным, так как государство является единым субъектом права государственной собственности. Говоря о собственности административно-территориальных единиц (область, город, регион) имеют ввиду также государственную собственность. Такое деление вызывается в общем формирование бюджетов Республики Беларусь в целом и соответствующих административно-территориальных образований, а также возможностью лучшего управления государственным имуществом. Реализует государство принадлежащие ему правомочия как непосредственно, так и через свои предприятия, учреждения, организации. Исходя из действующего законодательства, субъектом права государственной собственности выступает народ в лице представительского органа государственной власти Совета Министров Республики Беларусь.

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

      1) — собственность Республики Беларусь (республиканская собственность), собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность);

      2) — земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики, внутренние водоемы, леса и другие природные ресурсы Республики Беларусь.

      3) — в собственности административно-территориальных образований может находиться имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местного Совета депутатов, а также предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные, строительные и другие предприятия и комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории;

      4) — государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

      а) Республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь;

      б) Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей административно-территориальной единицы.

      Определение форм и субъектов права собственности имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. От формы собственности и субъектов права собственности зависит решение вопросов о правовом режиме имущества, находящегося в собственности данного субъекта, праве определенного субъекта иметь в собственности то или другое имущество, особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им.

      Статья 13 Конституции Республики Беларусь и п.1 ст.213Гражданского кодекса (ГК) предусматривают, что «собственность может быть государственной и частной». При этом государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

      Государственная и частная формы собственности в свою очередь делятся в зависимости от субъектов права собственности. Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

      Республиканская собственность используется в интересах всего населения Республики Беларусь. Имущество республиканской собственности закреплено за предприятиями и учреждениями Республики Беларусь в соответствии с актами законодательства.

      Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты исключительной собственности Республики Беларусь и иное государственное имущество, не закрепленное за республиканскими юридическими лицами, составляют казну Республики Беларусь.

      Закон не содержит никаких ограничений относительно объектов, которые могут находиться в собственности Республики Беларусь. Закон от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» содержит перечень объектов, которые не могут находиться в чьей-либо собственности, кроме как в собственности государства.

      Собственность административно-территориальных единиц (коммунальная собственность) используется в интересах народа соответствующей административно-территориальной единицы. Она не является одновременно республиканской собственностью.

      Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы (средств местного бюджета и иного коммунального имущества, не закрепленного за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями административно-территориальной единицы в соответствии с актами законодательства.

      Частная собственность также делится в зависимости от субъектов этой собственности на частную собственность физических лиц и частную собственность негосударственных юридических лиц.

      В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество. В их собственности не могут быть отдельные виды имущества, указанные в законе. При этом количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничивается. Такие ограничения установлены Законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц также ограничения могут быть установлены законодательными актами. Гражданский кодекс конкретизирует права учредителей (участников, членов) коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Установлено, что имущество, переданное в качестве вкладов (взносов) этими лицами коммерческим и некоммерческим организациям (кроме переданного унитарным предприятиям либо учреждениям, финансируемым собственником), а также имущество, приобретенное этими юридическими лицами, находится в собственности этих юридических лиц, а учредители (участники, члены) коммерческой организации в отношении имущества, находящегося в собственности этой организации, имеют лишь обязательственные права, определяемые в учредительных документах.

      Учредители (участники, члены) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, о котором идет речь, находится в собственности этих организаций и фондов и используется ими для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

      Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» установлено, что юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на объекты, перечисленные в ст.

      Юридические липа частной формы собственности и физические лица, виновные в незаконном владении, пользовании и распоряжении объектами, которые должны находиться только в собственности государства, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

      Частная собственность юридических лиц негосударственной формы собственности и частная собственность физических лиц используется исключительно в их интересах.

      Что касается права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество иностранных юридических и физических лиц, то оно определяется по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами. Принадлежность имущества к недвижимым и движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяются по праву страны, где это имущество находится(ст. 1119 ГК). Это дает основание сделать вывод, что на территории Республики Беларусь действует законодательство о праве собственности граждан и юридических лиц Республики Беларусь за некоторыми исключениями, предусмотренными ст. 1119-1123 Гражданского кодекса.

      Деление форм собственности, в основу которого положен единственный критерий — субъект права собственности, не исключает других классификаций права собственности на различные виды и подвиды. Так частная собственность юридических лиц по особенностям правового режима выступает в виде частной собственности обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций и т.п.

      Деление права собственности на формы, виды и подвиды можно проводить и по другим критериям, если это даст возможность выявить особенности соответствующего вида и подвида права собственности.

      Особо следует выделить собственность на рабочую силу. Ее особенность обусловлена прежде всего тем, что объект этой собственности специфический — способности человека. Притом не любые, а конкретные, объективно необходимые для того или иного труда, да к тому же все более и более развитые. Кроме того, особенность этого вида собственности связана с тем, что здесь объект неотделим от субъекта собственности и существует не только благодаря ему, но и непосредственно в нем.

      Признание особенностей данного вида собственности (на рабочую силу) обусловливает специфику механизма ее реализации. Он должен быть таким, чтобы обеспечивать компенсацию средств, необходимых не только для возобновления рассматриваемых способностей к труду, но и для поддержания самой жизни, а также развития личности собственника данных способностей. Механизм должен быть таким, чтобы, как и всякая другая, эта собственность при ее экономической реализации давала доход работнику.

      Наконец, неординарность способностей, а то и их уникальность, особенно творческая, требуют уникального механизма их экономической реализации. Он должен исключать принятое (особенно в западной литературе) приравнивание всех факторов производства (капитал, земля, труд), «причесывание» их, если можно так сказать, одной гребенкой.

      Человек как творец и его инновационные способности, как показывает современная НТР, становятся определяющими среди других факторов для обеспечения экономического и всего социального прогресса. Этим и должен обусловливаться особый механизм их реализации, не нацеленный лишь на извлечение дохода, как при использовании других факторов производства (капитала и земли), а сориентированный на создание благоприятных условий для проявления и развития творческих способностей, на отношение к таланту как национальному достоянию.

      Осознание таких особенностей и дифференцированный подход к факторам производства становятся особенно важными в новом столетии. Проявляемый здесь новый подход к отношениям между «Обществом — Человеком — Природой» как отношениям разумным и гармоничным требует первоочередных приростов не в материальном производстве, а в сфере интеллекта, образования, культуры. А это, в свою очередь, требует особого, дифференцированного отношения к фактору «труд», к творческим способностям работников, к их заработной плате.

      Но такая особенность данного фактора и такой подход к собственности на него еще не нашли должного отражения ни в теории, ни на практике.

      Новый подход требует обратить особое внимание и на проблему образования — его качественного совершенствования, непрерывности в течение всей трудовой жизни, гуманитаризации.

      Типы и формы собственности
      в Республике Беларусь

      Собственность одно из фундаментальнейших и древнейших научных понятий. Оно основополагающее для экономической теории. У него множество сложных определений, сводящихся (в кратком пересказе) примерно к следующему: собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. При этом воля собственника при прочих равных условиях признается доминирующей над волей несобственников при осуществлении владения, пользования и распоряжения присвоенными благами. Объем соответствующих правомочий собственника признается максимально возможным (предельным) — ограниченным только законодательством и договорами. Право собственности зачастую называют «священным» и почти всегда «неотъемлемым» в качестве незыблемой основы прав и свобод личности. Поэтому почти во всех государствах оно регулируется конституциями, а также гражданскими кодексами, многочисленными законами и подзаконными актами.

      В Конституции Республики Беларусь собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности.

      Конституционные нормы детализированы в Гражданском кодексе и иных правовых актах, где в частности предусмотрены:

      — две разновидности государственной собственности: 1) республиканская (собственник сама Республика Беларусь в лице Правительства) и 2) коммунальная (собственник соответствующие административно-территориальные единицы (области, районы, сельсоветы, города и поселки городского типа) в лице местных органов управления);

      — и две разновидности частной собственности: 1) собственность физических лиц и 2) собственность негосударственных юридических лиц.

      Есть в законодательстве и другие деления собственности на виды, в частности помимо единоличной собственности предусмотрена общая собственность в двух разновидностях: 1) долевая собственность (для каждого сособственника своя доля) и 2) совместная (без определения долей).

      Данные положения Конституции и законов обязательны для всех, в том числе и для экономистов. Впрочем, это не препятствует развитию и конкретизации конституционных принципов в белорусской экономической теории. Тем более что реальные отношения собственности богаче и разнообразнее, чем право собственности, закрепленное в законодательстве.

      В частности в экономической литературе можно найти:

      1) исторические типы (формы) собственности: первобытнообщинная — рабовладельческая — феодальная — капиталистическая — социалистическая — постиндустриальная (или плюралистическая). Где каждый тип указывает, какой именно социально-экономической формации (историческому этапу развития человечества) присуща та или иная система отношений собственности. Иногда историю делят по-другому, выделяя в ней азиатский, античный, германский и современный типы собственности;

      2) иную — «классическую классификацию» двух основных форм собственности: «общая» («общественная») и «частная». Где государственная собственность рассматривается как частный случай общей собственности наряду с «коллективной собственностью». А «собственность юридических лиц» при этом относят то к «коллективной», то к «частной» собственности. Бесспорной же частной собственностью признается только индивидуальная собственность граждан. Иногда называют целых три основных формы собственности: государственная (общественная), принадлежащая всему государству (обществу) – коллективная, принадлежащая части общества (коллективу) – частная (индивидуальная), принадлежащая личностям;

      3) смешанную форму собственности, объединяющую две основные (государственную и частную, или общественную и частную) формы, когда одно и то же имущество принадлежит одновременно частникам и госструктурам;

      4) деление коллективной (общественной) собственности на разновидности: «кооперативную», «корпоративную», «акционерную», «партийную», «общественных организаций» и т.п. – в зависимости от того, какому коллективу (обществу) принадлежит та или иная собственность;

      5) межгосударственную собственность. Где в качестве сособственников или единого собственника выступают несколько государств одновременно, в том числе объединенных в международную организацию, конфедерацию или иной межгосударственный союз;

      6) деление собственности на виды по основным отраслям экономики: производственная – торговая – управленческая – потребительская – и др.;

      7) «переходную форму» собственности, характерную для периодов коренных трансформаций общественных отношений в связи с приватизацией государственной собственности и (или) национализацией частной собственности, а также с иными экономическими реформами (перестройками);

      8) динамические типы отношений собственности: прогрессирующие (динамично-развивающиеся) – стабильные – застойные – деградирующие;

      9) типы собственности по структуре (содержанию) всей системы экономических отношений: одно- (моно-) укладные – двуукладные – много- (поли-) укладные; либо рыночные – плановые (административные) – смешанные (рыночно-административные) типы структур отношений собственности;

      10) деление частной собственности на трудовую (основанную на личном труде и (или) труде семьи) и предпринимательскую (нетрудовую, основанную на эксплуатации чужого труда).

      И это далеко не полный перечень всех типов и форм собственности, встречающихся в отечественной экономической литературе при анализе отношений собственности в Республике Беларусь.

      Смотрите еще:

      • Патент для иностранных граждан образец Образец заполнения анкеты на рабочий патент Когда иностранный гражданин, прибывший в безвизовом режиме, намеревается осуществлять в Российской Федерации трудовую деятельность на какое-либо физическое лицо, ему необходимо предварительно обзавестись так называемым патентом на […]
      • Коллегия адвокаты столицы Коллегия адвокаты столицы Освобождение из-под стражи стало возможным благодаря ЕСПЧ Внимание коллег-адвокатов: Освобождение из-под стражи стало возможным даже для иностранцев, обвиняемых в серии особо тяжких преступлений. 23 января 2018 г. Московский областной суд отменил […]
      • Заявление дом аварийным Как правильно составить заявление о признании дома аварийным? Какие ещё документы для этой процедуры понадобятся? Процедура признания жилья аварийным состоит из нескольких последовательных этапов: проведение экспертизы здания на предмет общего состояния конструкций, написание […]
      • Москва ищу работу юриста Москва ищу работу юриста от 93 500 рублей Высшее юридическое образование, опыт работы от 5 лет на территории Москвы и МО - обязательное условие! Опыт решения правовых вопросов, связанных с правами на объекты недвижимости, в том числе. от 20 000 рублей Отсутствие […]
      • Новые правила по увольнению Принуждение к увольнению по собственному желанию В условиях безработицы, когда предложение на рынке труда существенно превышает спрос, страх лишиться постоянного источника дохода вполне объясним. Благодаря стараниям кинематографических деятелей, мнение о том, что […]
      • Госпошлина за охоту 2018 Госпошлина за охоту 2018 МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Путевки на охоту в 2018 году — получение через Госуслуги Где, как не на охоте, мужчина может ощутить себя настоящим добытчиком? Но чтобы получить […]
      • Разрешение 960×240 Видеорегистратор BrosFuture JT520 в Уссурийске Заметка к объявлению Основные характеристикиБольшо­й объектив , с выпуклой линзой, обеспечивает большие углы обзора а так же отличное качество съемки днем и ночью. Конструкция видеорегистратора с камерой, с экраном Количество […]
      • Впускной коллектор ваз 15 Коллекторы впускные на ВАЗ Продаю весь комплект инжектора на ВАЗ-2109-099.Звоните все обсудим. Воздушный фильтр с карбюраторной версии.Местонахождение г.Умань.Подробности по телефону.Возможна отправка или самовывоз. Впускной,пластиковый коллектор на ваз 2110 и […]