Увеличение налогов последствия

Рубрики Полезное

Сущность, функции и виды налогов

Налоги и сборы

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.
  • Характерными чертами сбора как взноса являются:

  • обязательность;
  • одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Сущность налогов

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Функции налогов

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

  • фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
  • регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
  • Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

    Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

    Последствия повышения налогов

    Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

    Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

    С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

    Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

    Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

    Классификация налогов

    Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

    Виды налогов по объекту:

  • прямые;
  • косвенные.
  • Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

    Виды налогов по субъекту:

  • центральные;
  • местные.
  • В России существует трехуровневая система:

    • федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
    • региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
    • местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
    • Виды налогов по принципу целевого использования:

      • маркированные;
      • немаркированные.
      • Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

        Виды налогов по характеру налогообложения:

      • пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
      • прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
      • регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
      • Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

        Под грузом НДС: как скажется на экономике повышение налогов

        Повышение НДС — довольно простой ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации новых майских указов президента. Собираемость этого налога близка к 100% (по оценкам как Минфина, так и независимых аналитиков). По итогам 2017 года налог принес в федеральный бюджет около 5 трлн рублей, и это даже с учетом льготных ставок в 0% и 10% по некоторым видам товаров. Дополнительные же 2 процентных пункта (а речь идет о повышении НДС с 18% до 20%) могут добавить в казну еще порядка 500 млрд рублей.

        Последствия для всех

        Увеличение налога на добавленную стоимость в первую очередь скажется на уровне инфляции, ставке ЦБ и самочувствии бизнеса в целом.

        По мнению Минфина, увеличение НДС приведет к росту инфляции. Предполагается, что НДС может быть переложен торговыми сетями в цены — хотя существенная конкуренция и активность ФАС могут усложнить это решение. Однако итоговый результат будет сильно зависеть от действий Банка России — как показали последние годы, ЦБ готов не снижать ставки достаточно долго, чтобы сдержать рост цен.

        Если НДС увеличат, ЦБ будет вынужден придерживаться более жесткой денежно-кредитной политики, и едва ли реакция цен ограничится этими 2 п.п. роста. При этом точные оценки дать, конечно, непросто: жить, как Россия сейчас, при положительных реальных ставках (если считать за них разницу между ключевой ставкой и инфляцией за последний год), нам не приходилось довольно долгое время.

        Второй важный момент состоит в вопросе о том, как повышение НДС будет сочетаться с развитием малого и среднего бизнеса — одной из целей майских указов-2018. Те индивидуальные предприниматели, которые работают под упрощенным налогообложением, а также самозанятые граждане (которых Минфин хочет призвать к уплате налогов в ближайшем будущем), будут испытывать сложности с зачетом НДС. В результате они будут проигрывать конкуренцию и не смогут увеличивать свой вклад в ВВП, на который рассчитаны указы.

        Будет ли при этом крупный бизнес чувствовать себя лучше? Это также не очевидно. Повышение НДС, по сути, приводит к снижению прибыли компаний. По прогнозам «Деловой России», в отраслях с высокой добавленной стоимостью, например, в машиностроении, фискальная нагрузка может вырасти на 25%, что существенно снизит инвестиционную привлекательность сектора.

        Обходные пути

        У правительства, конечно, есть и другие варианты поиска финансирования, позволяющие избежать повышения налогов. Однако все они имеют свои очевидные минусы.

        Первый обходной вариант — изменить бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от продажи нефти по цене выше установленной планки отправляются в резервы, а не на актуальные расходы бюджета. Сейчас уровень отсечения цены на нефть, выше которой нефтегазовые доходы считаются «сверхдоходами», равен $40,8 за баррель (рост на 2% с прошлогодних $40).

        Каждый доллар роста цены на нефть приносит бюджету примерно 100-150 млрд рублей дополнительных доходов (это неточная оценка, поскольку курс рубля существенно меняется с течением времени). Если повысить уровень отсечения на $5, как предлагает председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, то удастся добавить примерно 500-700 млрд рублей в бюджет. Это составит более 3 трлн рублей за следующие шесть лет. Минус состоит в том, что это решение повысит зависимость расходов государства от цен на нефть, от которого может в итоге пострадать стабильность всей экономики (если эти сверхдоходы резко исчезнут, например).

        Второй вариант — пересмотреть самые неэффективные статьи доходов и расходов. Как отмечает Счетная палата, возможно, порядка 40 млрд рублей в год тратится неэффективно. Конечно, этой суммы не хватит на необходимые расходы, но все же она может быть полезной. Новые идеи о полномочиях Счетной палаты могут расширить ее возможности и обеспечить лучший контроль в том числе региональных бюджетов. Однако такой пересмотр потребует времени, а правительству нужно найти финансирование указов президента уже сейчас.

        Третий вариант — перенастроить налоговую систему. В правительстве также рассматривался вариант повышения ставки НДФЛ с 13% до 15% с введением необлагаемого минимума доходов, ниже которого НДФЛ обнуляется. Однако выгоды от повышения НДФЛ также неоднозначны — оно может снизить желание работать, как и любой прямой налог на людей, в отличие от менее понятного и косвенного НДС. При этом НДФЛ является региональным налогом и, скорее всего, от его повышения выиграют богатые регионы, а бедные не слишком разбогатеют.

        Последний вариант — наращивание госдолга на 8 трлн рублей (менее 10% ВВП), что не было бы критичным для экономики. Однако Минфин не намерен идти на рост расходов исключительно за счет займов, потому что не хочет снижать стабильность будущих бюджетов из-за зависимости от процентных платежей. Так что этот вариант также полностью не заменит повышения налогов.

        Не сделать бы хуже

        Как у любого реального решения, у повышения налогов есть две стороны. С одной стороны, мантрой либерального экономиста, как в команде президента Трампа, должно быть «снижение налогов означает больше денег у бизнеса и рост экономики». Но, с другой стороны, всегда есть вопрос, как именно будет финансироваться создание новой инфраструктуры и развитие образования.

        Часто оказывается, что государство способно гораздо эффективнее, чем бизнес, сосредоточить ресурсы и сделать большие проекты. Кроме того, есть множество примеров достаточно быстрого роста при высоких налогах — в тех же США в 1940-1960 годы с их маржинальными ставками для самых богатых выше 80%. Так что вполне есть шанс, что повышение НДС может положительно сказаться на экономическом росте.

        Для долгосрочного роста экономики решающим может оказаться предложение государства переложить финансирование инфраструктуры на бизнес, а здравоохранения и образования — на граждан. Такие предложения уже звучали в стратегии, разработанной ЦСР. Если такое решение будет принято, оно может оказаться даже более тяжелым для ВВП, чем налоговая реформа. Дело в том, что построить мост или аэропорт на деньги одного бизнеса довольно непросто, а значит, инфраструктура окажется недофинансирована. Точно так же если хорошее образование будет предложено финансировать домохозяйствам, то может произойти переключение на бюджетные места в менее качественных университетах. Такую реформу нужно продумать очень внимательно.

        На увеличение налогов бизнес отреагирует увольнениями и повышением цен

        Президент «Опоры России» Александр Бречалов в письме вице-премьеру Игорю Шувалову и помощнику президента Андрею Белоусову высказал опасения, что увеличение фискальной нагрузки на малый бизнес может привести к негативным последствиям, пишут «Ведомости».

        Как стало известно, возможность увеличения фискальной нагрузки на бизнес рассматривается Правительством в качестве меры по обеспечению сбалансированности федерального и региональных бюджетов. Так, уже в 2015 году регионы могут получить право введения 3-5% налога с продаж, а с 2016 года работодателей могут обязать выплачивать взносы со всего дохода работника в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), куда по действующим нормам платят с дохода до 624 000 руб., а при более высоком доходе ставка составляет 0%. Кроме того, уже в 2018 году возможно повышение НДС до 15% и НДФЛ до 20%.

        По информации «Опоры России», на бизнес, в случае увеличения отчислений в ФОМС, ляжет дополнительная нагрузка в 382,6 млрд руб. Причем 37,2 млрд из них — на малый бизнес. Согласно данным опроса, проведенного организацией среди тысячи представителей предпринимательского сообщества, 27,6% респондентов, в случае увеличения налога, поднимут цены, 19,5% станут платить зарплаты в конвертах, 9,2% снизят зарплаты, 12,3% будут увольнять работников.

        Кроме того, эксперты считают, что предлагаемое введение налога с продаж приведет к каскадному налогообложению, когда выявить «конечного потребителя» не представляется возможным, а комплектующие, из которых состоит продукция, облагаются налогом повторно в составе продукта. Поскольку розничный оборот сконцентрирован в основном в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, существенного роста доходов регионов не будет, а инфляция, за счет введения налога с продаж и повышения НДС, может резко вырасти.

        По словам экспертов, самой безобидной мерой было бы повышение ставки НДС и передачи всех поступлений по налогу на прибыль в бюджеты регионов. Кроме того, дополнительные средства в бюджете можно изыскать, оптимизируя расходы.

        Последствия повышения налогов

        Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с до ).

        С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение . Вертикальное расстояние между кривыми и равно величине налога на единицу продукции . Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

        Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений. Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов. Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

        Виды налогов по объекту:

        Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

        Виды налогов по субъекту:

        В России существует трехуровневая система:

        § федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

        § региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

        § местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

        Виды налогов по принципу целевого использования:

        Виды налогов по характеру налогообложения:

        § пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

        § прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

        § регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

        Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%. Регрессивныеналоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

        Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

        § налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции(работ, услуг):

        § налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

        § налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

        § налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

        § налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;

        § целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;

        § налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

        § сбор на нужды образовательных учреждений;

        § сборы за парковку автомобилей;

        § налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

        Увеличение налогов последствия

        Налог на добавленную стоимость — самый сложный в отечественной налоговой системе, доставляющий массу неприятностей организациям и индивидуальным предпринимателям. Однако плательщики, жалуясь на несовершенство этого налога, крайне редко сетуют на величину налоговой ставки. Недостатки видят прежде всего в порядке исчисления и уплаты НДС, а также в нестабильности правил, по которым он устанавливается и взимается.

        Когда в далеком 2002 году Минфин и Минэкономразвития готовили программу налоговых реформ на 2003–2005 годы, они предложили ряд мер по модификации НДС, которые позволили бы повысить деловую активность бизнеса. Речь шла об отмене налогообложения авансовых платежей, отказе от кассового метода при определении права на налоговый вычет, реформировании системы возмещения налога экспортерам и т.п. В том числе было предложено снизить ставку налога с тогдашних 20 до 18%.

        Правда, авторы этой программы признавались, что само по себе снижение ставки вряд ли станет серьезным стимулом для инвестиций в несырьевых отраслях экономики, учитывая небольшой выигрыш на уровне конкретного предприятия. Поэтому приоритетными задачами считались нормализация процесса возмещения налога и упрощение принятия к вычету «входящего» НДС.

        Но в итоге правительство решило иначе. Вместо серьезной настройки НДС в 2003 году была сокращена ставка с 20 до 18%. Честно говоря, я не заметил, чтобы эта мера стала стимулом сколь-либо серьезных изменений к лучшему ​в экономике страны. И при пониженной ставке НДС по-прежнему пугал налогоплательщиков.

        Этот давний эпизод приходит на память только потому, что сегодня обсуждается прямо противоположное предложение — увеличение ставки налога с 18 до 20%. И как тогда можно было твердо заявлять, что снижение ставки не станет стимулом к существенному экономическому росту, так и сейчас можно утверждать, что возврат к 20-процентной ставке не приведет к сколь-либо ощутимым негативным последствиям для бизнеса, населения и в целом для экономики страны.

        Наверное, надо быть очень наивным человеком, чтобы полагать, что многочисленные государственные расходы, о которых мы знаем даже из выпусков новостей, могут обойтись без повышения налоговой нагрузки. Вопрос только в том, как лучше настроить налоговую систему, чтобы дополнительная аккумуляция налоговых доходов не обернулась бы большими проблемами для страны и общества. Начиная с прошлого года в медийном пространстве появлялись пугающие бизнес и общество предложения: введение прогрессивной ставки НДФЛ, отмена всех налоговых льгот, введение налога с продаж и т.п. На этом фоне итоговое решение о повышении ставки НДС выглядит по крайней мере не таким разрушительным, как иные предложения.

        Но чем это может обернуться для страны? О бюджетных последствиях заявил министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства: федеральный бюджет получит дополнительно 600 млрд руб. А каким будет эффект для экономики в целом?

        Повышение ставки НДС очевидно приведет к тому, что налогоплательщики будут больше платить в бюджет. В первую очередь «обогатят» казну те, у кого высокая добавленная стоимость — значительный фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, проценты по кредитам и прибыль. Бесполезно пытаться составить полный список таких отраслей. На отдельных этапах экономического цикла это могут быть самые разные отрасли и предприятия. Другое дело, что не все создатели высокой добавленной стоимости платят НДС. Например, банки плательщиками этого налога не являются, и, хотя добавленная стоимость у них высока, они не сильно пострадают от повышения ставки.

        Но какова бы ни была сумма НДС, уплачиваемого плательщиком, финансирование этих затрат берет на себя конечный покупатель, если, конечно, спрос это позволяет. И вот тут-то и надо искать риски для экономики и способы компенсации потерь конечных покупателей. Это прежде всего физические лица, приобретающие товары (работы, услуги) для собственного потребления; малые предприятия, использующие специальные налоговые режимы, не предполагающие уплату НДС. Это некоммерческий сектор, не реализующий никаких услуг либо реализующий услуги, освобожденные от НДС. Это, наконец, не платящие НДС финансовые институты. Для всех этих конечных потребителей повышение налога обернется повышением затрат на потребление. Но даже линейный расчет такого повышения показывает, что при увеличении ставки на 2% стоимость потребляемых товаров (работ, услуг) в целом по России увеличится не более чем на 1,7%. Сравним это повышение с динамкой роста цен и тарифов, например на коммунальные услуги, и признаемся, что оно не станет серьезным фактором разгона инфляции.

        Вместе с тем очень не хочется, чтобы тонкая настройка налоговой системы ограничилась только повышением ставки НДС и замораживанием сегодняшней ставки страховых взносов на уровне 30%. Как я уже отмечал, проблема НДС — не в ставке, а в порядке исчисления и уплаты налога. Так давайте сейчас одновременно с повышением ставки решим эти проблемы. В числе необходимых мер я бы предложил исключение из состава объектов налогообложения строительно-монтажных работ для собственного потребления; исключение из налоговой базы авансовых платежей, получаемых от покупателей; упрощение подтверждения ставки 0% за счет сокращения перечня документов, подтверждающих эту ставку; разрешение подтверждения факта экспорта товаров в электронном виде, решение проблемы налогообложения трансграничных сделок по продаже работ и услуг внутри ЕврАзЭС и ряд других шагов.

        Ну и, наконец, надо вернуться к пересмотру ставки страховых взносов, не просто заморозив ее на уровне 30%, но существенно снизив. Действующая ставка не создает условий для вывода черных и серых зарплат в малом и среднем бизнесе в легальную сферу и не способствует переводу (сохранению) в России бизнеса, предполагающего высокий уровень фонда оплаты труда. Даже при сохранении ставки подоходного налога в 13% наш уровень налогообложения зарплатного фонда существенно выше, чем у наших партнеров по ЕврАзЭС.

        4. Введение налога на товарном рынке

        С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение S1. Вертикальное расстояние между кривыми S0 и S1 равно величине налога на единицу продукции h. Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится. (См. приложение)

        Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

        5. Проблемы развития налоговой системы рф.

        Проблема налогов — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

        Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского . 4 Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример — повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

        Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. 5 При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

        Также в настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования — все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей.

        Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

        Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика — это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.

        К чему приведет рост налогов: опрос предпринимателей

        Андрей Игошев, заместитель директора Торгово-промышленной палаты Нижегородской области:

        В первую очередь готовящееся повышение налогов больнее всего ударит по компаниям с большим фондом оплаты труда. Бизнес призывают поднимать заработные платы, но с налогами в 34% сделать это будет просто невозможно. Для наглядности можно привести такой пример. Давайте возьмем крупную компанию с численностью персонала в 1380 человек. Средняя зарплата на сегодня, например, в секторе промышленности составляет 18 200 рублей в месяц. Численность персонала с зарплатой в 50 тысяч рублей в компании составляет 50 человек. Это высококвалифицированные специалисты, которых, согласно законодательству, и коснется льготирование по налогу. Остальных сотрудников оно не затронет, так как их зарплаты ниже 35 тысяч руб­лей в месяц. Если применять упрощенный расчет изменения налоговой нагрузки на предприятиях, то в новых условиях при 26% собственник должен заплатить в год за человека 56 784 рублей, а за весь персонал – около 70 млн рублей. При 34% налог на одного человека составит 69 376 рублей в год, по всем работникам – около 90 млн рублей. И остается только жалеть, что эти 20 млн переплаты не пошли на модернизацию производства и на повышение той же зарплаты.

        Михаил Александров, генеральный директор компании «Русский легион» (Нижний Новгород):

        Начало пенсионной реформы в 2002 году и ее подготовительный этап уже были оплачены частным бизнесом по ставке 28%. Затем нам сказали, что пенсионная реформа не принесла ожидаемых результатов. Уверен, что решать проблему стоит не за счет бизнеса, а, например, за счет широкой приватизации госимущества. Ведь за счет доходов от приватизации можно сформировать целевой фонд для пенсионной системы. Чтобы пенсионная реформа удалась, как раз и следует развивать бизнес, увеличивать количество работодателей, в том числе за счет увеличения числа ИП, повышать доходность граждан.

        Марина Пышкина, ИП «Пышкин» (Амурская область):

        Региональные власти ко всему прочему добавили увеличение размера ЕНВД на 40 процентов. И каким же образом сельскому ИП самостоятельно вести бухгалтерию, когда на это не хватает знаний и времени, а на бухгалтера нет средств?

        Игорь Сидчук, директор ИП «Сидчук» (Нижний Новгород):

        Уже становится очевидным, что недорогая регистрация ИП и содержание его на нулевых оборотах с каждым годом становится все более невыгодным. Даже содержание одного сотрудника в лице директора требует все больших затрат. Некоторые ИП оказались сейчас на грани выживания. Теперь понятно, зачем государство так активно помогало потерявшим работу предпринимателя открыть свое дело. Сначала всех заманили в ИП, а теперь стараются по максимуму получить. Но по логике вещей, сначала следует дать возможность бизнесу крепко встать на ноги.

        Валентина Матвеенко, директор продуктового магазина «Сестрица» (Тверская область):

        Лично я с нового года уволю двух из четырех работников. Они будут продолжать работать, но неофициально, зато я смогу выплачивать им зарплату. Мы не ощущаем реальной помощи от государства.

        Свой небольшой магазинчик мы выкупаем по закону о приватизации. Взятый в банке кредит мне придется платить еще 6 лет, поэтому закрыться я не могу. И также не могу уволить своих сотрудниц – проверенных, порядочных, хороших девушек. В итоге всех новшеств индивидуальные предприниматели «уйдут в тень»: будут сокращать зарплаты, увольнять людей или выдавать деньги в конвертах, а роста поступлений от налогов для государства не будет.

        Игорь Мартынов, директор сети продуктовых магазинов «Фермер» (Великий Новгород):

        Предпринимателю никогда нельзя морально расслабляться, нужно всегда быть готовым к худшему. Рост налоговых отчислений приведет к следующим моментам. Будут сокращаться рабочие места – начнет расти безработица. Количество малоимущего населения будет расти. Будет невозможно обрабатывать даже сегодняшние объемы товарной массы (или услуг). Это приведет к снижению получаемой прибыли. Далее – к падению объемов предложения при наличии спроса, то есть к повышению розничных цен. Социальная защищенность также ухудшится. Получается, выживут лишь те, кто сможет каким-то образом выкручиваться.

        После сокращения персонала мы стали сокращать точки. Так как постоянно растет цена электроэнергии, воды и так далее, то пришлось поднимать цены и на товар.

        Галина Клочкова, директор частной школы имени Ломоносова (Нижний Новгород):

        Вопрос повышения налогов требует очень острожного подхода. Ведь порой прибыль бизнесменов, которые ворочают миллионными оборотами, составляет всего 150 тысяч рублей. У меня уже практически не остается аргументов, чтобы не закрыть двери своей школы. Получается, что реальную помощь от государства бизнесу получить сложно.

        Никита Самохвалов, директор сети частных прачечных (Оренбург):

        Бизнесу не нужны льготы – достаточно оставить его в покое. Любые обременения бизнеса ложатся грузом на простых покупателей. Уже начинаешь завидовать тем предпринимателям, которые работают «в тени».

        Максим Сухоруков, ИП «Максим», фотомастерская (Нижний Новгород):

        Сейчас каждый озабочен тем, как же выйти из намечающейся ситуации с меньшими потерями. Мы с супругой занимаемся розничной торговлей. Мы не можем поднять цены в два раза, чтобы выжить: это нанесет значительный урон репутации и приведет к потере клиентов. Тем не менее увеличивать цены придется. Также придется сокращать число работников. Если будет совсем тяжело, встанем за прилавок вдвоем – я и супруга. Товарооборот при этом значительно упадет. Возможно, нам придется перевести работников на неполный рабочий день, уменьшив соответственно зарплату.

        Смотрите еще:

        • Приказы с визой Оформление приказов на выезд и приём Индивидуальный выезд и возврат Каждому студенту/аспиранту, выезжающему на обучение/летнюю школу/конференцию за рубеж, необходимо в обязательном порядке оформить приказы об отъезде и возвращении. 1) До отъезда (не позже чем за 1 неделю): […]
        • Наказание по ст111 Обвинение по ст.111 ч.1 - какое будет наказание? Что сделать чтобы выпустили с условным сроком? Согласно Уголовного кодекса РФ.Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Часть 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или […]
        • Суды центрального округа гкурска Суды центрального округа гкурска Судебный участок №11 судебного района Центрального округа г. Курска Шиханова Анна Валериевна Шмитькова Екатерина Вячеславовна Телефон: (84712) 52-03-93 с 09:00 до 18:00 с 09:00 до 16:45 305001, г. Курск, ул. Кати Зеленко, д.7 - о фактах […]
        • Административный иск по кас рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Примеры и образцы исковых заявлений в суд […]
        • Правила движение се WWW.SHOFIOR.COM Изпитни листовки за ДАИ 2018, с пояснения. Полезна информация. Правила за движение на пешеходци Начало Информация Обща информация Основни правила за движение на пешеходци "Участник в движението" е всяко лице, което се намира на пътя и със своето […]
        • Чем отличается сбор от налогов Отличие налога от сбора Актуально на: 28 февраля 2017 г. Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических […]
        • Нотариусы щелково режим работы Нотариусы Щелково-3 Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Исакова Галина Ивановна Телефон: +7 (496) 253-67-67 Адрес: 141100, г. Щелково-3, ул. Супруна, д. […]
        • Госпошлина в мифнс 1 Заявление на возврат госпошлины в налоговую - образец Заявление на возврат госпошлины в налоговую – образец его утвержден законодательно. Это документ, представление которого в ФНС позволяет гражданину или фирме вернуть из бюджета излишне уплаченную сумму пошлины. Главное — […]