Группы законов науки

Рубрики Полезное

Социальный закон

Понятие социального закона

Социальный закон по определению Г. В. Осипова, — это относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными субъектами.

Социальные законы обладают следующими характерными признаками:

  • закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий;
  • при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений;
  • условия, при которых действует закон, реализуется не полностью, а частично и приблизительно.
  • В сфере действия закона могут находиться общество в целом или же его части. В социологии действие социального закона имеет смысл только при выполнении специфического условия, а именно социальной установки на готовность к совершению определенных действий. Эта установка измеряется показателем, называемым валидностью.

    Социальные законы различаются между собой по степени общности, времени действия, способу их проявления и другим признакам. Общесоциологические законы касаются общества в целом.

    Формационные законы обусловлены особенностями той или иной формации. Особую группу составляют социальные законы, отражающие функционирование и развитие общностей, социальных связей и отношений на разных уровнях организации. Различаются законы функционирования и законы развития, законы статистические и законы динамические и т.д.

    Признаки социальных законов

    В процессе изучения общественных отношений огромное значение имеют так называемые социальные законы.

    Г. В. Осипов определяет социальный закон как относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами (индивидами, группами, народами, классами и т.д.).

    Социальные законы, закономерности действуют во всех областях человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту (социальный слой или класс) и, наконец, на все общество. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество в целом или его часть.

    Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при определенных, строго оговоренных условиях; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений; 3) сами условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, частично и приблизительно. Наличие указанных признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей.

    В качестве примера рассмотрим социальный закон, приведенный А. Зиновьевым. «Если водном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты». Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором платят меньше, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно. Принципиальная схема действия социального закона вполне различима и достаточно проста, его проявления всегда видимы для членов общества. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что социальные законы крайне трудно обнаружить и изучить. Это объясняется существованием множества условий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона часто просто трудно выделить из-за нагромождения деталей, обилия исходных данных и допущений.

    Однако существует обстоятельство, несколько упрощающее научный подход к изучению социальных законов. Дело в том, что социальные законы — это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регулируют поведение людей по отношению друг к другу. Основой их являются исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетворению своих потребностей в улучшении условий существования, в безопасности и признании со стороны других, в самовыражении и т.д. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей. Поэтому, изучая социальные законы, необходимо, прежде всего, выявлять потребности индивидов, составляющих социальный класс, группу или общество в целом, и, отталкиваясь от этих потребностей, искать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых наблюдается найденная повторяемость, и формулировать сами социальные законы, знание которых необходимо для успешного управления социальными процессами, происходящими в обществе.

    Именно наличие и действие социальных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в социологии. Предсказуемость, повторяемость, заданность многих сторон человеческого поведения позволяют ученым, занимающимся исследованием человеческого общества, открывать социальные законы, определять условия их действия и предвидеть поведение людей в социальных группах и обществе.

    Журнал ЗАКОН

    Об издательстве

    Издательская группа «Закон» — крупный издатель профессиональных правовых СМИ, работающая с 2006 года. Среди наших главных продуктов:

    Вестник экономического правосудия Российской Федерации — академический журнал, основной задачей которого является тщательный анализ судебной практики в области права, регулирующего коммерческую деятельность и процесс. В этом журнале также публикуются важные статьи по теоретическим проблемам гражданского и процессуального права.

    Журнал «Закон» — академический журнал, охватывающий широкий круг проблем и сочетающий высококачественный аналитический контент для юристов с экспертными комментариями и интервью, которые будут интересны и более широкой аудитории.

    Закон.ру (zakon.ru) — первая социальная сеть для юристов и один из самых популярных сайтов для юристов в России. Это платформа для ведения блогов по правовой тематике и обсуждения правовых проблем. Одновременно это сайт, на котором редакция портала публикует новости права, в первую очередь о самых интересных решениях Верховного суда России.

    Мобильное приложение для наших журналов — доступно на Апсторе ( http://apple.co/2J0gjvf ) и ГуглПлей маркете ( http://bit.ly/2rTLei9 ).

    Igzakon.ru — сайт о наших журналах, на котором размещается их содержание и можно приобрести подписку на них или отдельные номера.

    Vestnik . ru — сайт о «Вестнике экономического правосудия Российский Федерации.

    Журналы Издательской группы «Закон» включены в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук («перечень ВАК»).

    Владимир Багаев, генеральный директор издательства

    Артем Карапетов, главный редактор «Вестника экономического правосудия Российской Федерации»

    Ян Пискунов, главный редактор журнала «Закон»

    Подробная информация о проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (.html, .pdf, 15.3 Мб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (.pdf, 1.18 Мб )

    Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (.pdf, 124 Кб )

    Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.pdf, 742 Кб )

    Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.pdf, 83 Кб )

    Приказ Минобрнауки России от 6 сентября 2012 г. № 690 «Об утверждении плана разработки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» (.pdf, 1.44 Мб )

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.5) (.pdf, 1.16 Мб)

    Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (.pdf, 99 Кб )

    Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.pdf, 655 Кб )

    Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.pdf, 55 Кб )

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.4) (.html; .pdf, 1.3 Мб)

    Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» (.html; .pdf, 667 Кб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 15 июля 2011 года, версия 3.0) (.pdf, 1.09 Мб; .odt, 223 Кб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 14 октября 2011 года, версия 3.0.2) (.pdf, 1.29 Мб; .odt, 245 Кб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.3) (.pdf, 1.25 Мб; .odt, 260 Кб)

    Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (на 1 декабря 2010 года, версия 2) (.pdf, 1.14 Мб; .odt, 301 Кб)

    Вводный закон к Гражданскому кодексу Бразилии 1942 г.

    Статья 7. Закон страны, в которой имеет место жительства лицо, определяет правила относительно начала и окончания правосубъектности, имени, дееспособности и семейных прав.

    § 1. Когда брак заключается в Бразилии, бразильский закон применяется в том, что касается обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, и формальностей бракосочетания.

    § 2. Брак иностранцев может быть совершен перед дипломатическими или консульскими властями страны обоих вступающих в брак.

    § 3. Если вступающие в брак имеют различное место жительства, случаи недействительности брака регулирует закон первого супружеского места жительства.

    § 4. Режим имуществ, законный или договорный, подчиняется закону страны, в которой вступающие в брак имеют место жительства, и, если оно является различным, закону страны первого супружеского места жительства.

    § 5. Состоящий в браке иностранец, натурализовавшийся в Бразилии, может, при прямом согласии своего супруга, просить судью при акте вручения документа о натурализации внести в него отметку о принятии режима частичной общности имуществ, при соблюдении прав третьих лиц и включении этого принятия в компетентный реестр.

    § 6. Развод, осуществленный за границей, если один из супругов или они оба являлись бразильцами, будет признаваться в Бразилии только через 3 (три) года после даты решения, при условии предыдущего законного разлучения супругов на тот же срок и в этом случае подтверждение [решения] приводит к немедленному его действию, при соблюдении условий, установленных для действия иностранных решений в стране [Бразилии]. Верховный Федеральный Суд в форме, предусмотренной его статутом, может по ходатайству заинтересованного лица пересматривать [свои] решения, уже вынесенные по просьбам подтвердить иностранные решения о разводе бразильцев, с тем, чтобы они могли производить все правовые последствия.

    § 7. За исключением случая оставления [семьи], место жительства главы семьи распространяется на другого супруга и неэмансипированных детей, и место жительства опекуна или попечителя — на недееспособных под их охраной.

    § 8. Когда лицо не имеет места жительства, оно рассматривается имеющим место жительства в месте своего пребывания или в том, в котором оно находится.

    Статья 8. Для квалификации имуществ и регулирования отношений, к ним относящихся, применяется закон страны, в которой они находятся.

    § 1. Закон страны, в которой имеет место жительства собственник, применяется к движимым имуществам, которые он имеет при себе или которые предназначены к перевозке в другие места.

    § 2. Залог регулируется законом места жительства, которое имеет лицо, в чьем владении находится заложенная вещь.

    Статья 9. Для квалификации и регулирования обязательств применяется закон страны, в которой они возникли.

    § 1. Когда обязательство предназначено для исполнения в Бразилии и зависит от особой формы, таковая должна быть соблюдена с допущением особенностей иностранного закона в отношении внешних условий [для совершения] действия.

    § 2. Обязательство, проистекающее из договора, считается возникшим в месте, в котором имеет место пребывания делающая оферту сторона.

    Статья 10. Наследование ввиду смерти или безвестного отсутствия подчиняется закону страны, в которой имел место жительства умерший или безвестно отсутствующий, какой бы ни была природа и расположение имуществ.

    § 1. Наследование имуществ иностранца, находящихся в стране [Бразилии], регулируется бразильским законом в пользу бразильских супруга или детей или тех, кто за них выступает, если только личный закон умершего не является для них более благоприятным.

    § 2. Закон места жительства наследника или легатария регулирует способность наследовать.

    Статья 11. Организации, предназначенные для целей коллективного интереса, такие, как общества и учреждения подчиняются закону государства, в котором они учреждены.

    § 1. Они не могут, тем не менее, иметь в Бразилии филиалы, представительства или обзаведения до того, как их учредительные документы не будут одобрены бразильским правительством, становясь [тем самым] подчиненными бразильскому закону.

    § 2. Иностранные правительства, так же как и организации какого-либо вида, которые ими учреждены, управляются или наделены публичными функциями, не могут приобретать в Бразилии имущества недвижимые или могущие быть отчужденными.

    § 3. Иностранные правительства могут приобретать в собственность здания, необходимые для пребывания дипломатических представителей или консульских агентов.

    Статья 12. Бразильская судебная власть является компетентной, когда ответчик имеет место жительства в Бразилии или в ней должно быть исполнено обязательство.

    § 1. Только бразильской судебной власти надлежит рассматривать дела, относящиеся к недвижимостям, находящимся в Бразилии.

    § 2. Бразильская судебная власть приводит в исполнение допущенную ею экзекватуру и согласно форме, установленной бразильским законом, осуществляет расследования, просьба о которых поступила от иностранной компетентной власти с соблюдением ее закона в том, что относится к объекту расследования.

    Статья 13. Доказывание фактов, свершившихся в иностранном государстве, регулируется законом, который в нем действует, в том, что касается устанавливаемых им бремени и средств доказывания, и в бразильских судах не принимаются доказательства, которых бразильский закон не знает.

    Статья 14. Судья, если он не знает иностранный закон, может потребовать от того, кто на него ссылается, доказательства его текста и действительности.

    Статья 15. Подлежит исполнению в Бразилии решение, вынесенное за границей, которое отвечает следующим условиям:

    а) оно было вынесено компетентным судьей;

    b) стороны были вызваны в суд или оно было вынесено законным образом в их отсутствие;

    с) оно вступило в силу и наделено формальностями, необходимыми для исполнения в месте, в котором оно вынесено;

    d) оно переведено уполномоченным переводчиком;

    е) оно было подтверждено Верховным Федеральным Судом.

    Особый параграф. Не зависят от подтверждения решения, объявляющие исключительно состояние лиц.

    Статья 16. Когда согласно предыдущим статьям следует применить иностранный закон, принимается во внимание его положение без учета какой-либо отсылки, сделанной им к другому закону.

    Статья 17. Законы, действия и решения из другой страны, так же как и какие-либо выражения воли, не обладают действием в Бразилии, когда они нарушают национальный суверенитет, публичный порядок или добрые нравы.

    Статья 18. Что касается бразильцев, бразильские консульские власти являются компетентными совершать в их отношении брак и остальные действия по записи актов гражданского состояния и нотариального характера, включая регистрацию рождения и смерти детей бразильца или бразильянки, родившихся в стране пребывания консульства.

    Статья 19. Все действия, указанные в предшествующей статье и совершенные бразильскими консулами в силу Декрета-Закона 4.657 от 4 сентября 1942 г., рассматриваются как действительные, коль скоро они отвечают всем законным условиям.

    Особый параграф. В случае, когда в совершении таких действий консульскими властями было отказано, в силу основания в статье 18 того же самого Декрета-Закона заинтересованному лицу предоставляется право вновь подать просьбу в течение 90 (девяноста) дней, считая со дня публикации настоящего Закона.

    Правительство
    Республики
    Хакасия

    Матейко Александр Юрьевич – заместитель Министра образования и науки Республики Хакасия;

    Лебедь Юлия Алексеевна – ведущий специалист Министерства образования и науки Республики Хакасия;

    Таскина Ольга Игоревна – начальник отдела развития образования Министерства образования и науки Республики Хакасия;

    Табакирова Ирина Леонтьевна — Президент Регионального отделения в Республике Хакасия Международной общественной организации «Союз социальной защиты детей»;

    Майнагашев Григорий Ильич – председатель Комиссии ОПРХ по вопросам воспитания, образования и науки, зам. председателя Хакасского регионального общественного движения родов хакасского народа (Республиканский Совет старейшин);

    Шуртина Татьяна Викторовна — член Комиссии ОПРХ по вопросам воспитания, образования и науки, председатель республиканской общественной организации «Центр гуманной педагогики Республики Хакасия «Школа Жизни» Шалвы Амонашвили»;

    Пелагеина Лариса Геннадьевна — член Комиссии ОПРХ по вопросам воспитания, образования и науки, Абазинская городская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»;

    Буроякова Ирина Васильевна – президент Ассоциации Общественно-активных школ;

    Петров Андрей Михайлович – Член Комиссии ОПРХ по делам ветеранов, инвалидов, трудовым отношениям и пенсионному обеспечению; Заместитель председателя хакасского республиканского объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Хакасия».

    Закон Таиланда о конфликте законов1938 г.

    § 1. Настоящий Закон именуется Законом о конфликте законов, В.Е. 2481 [год буддийского летосчисления].

    § 2. Он вступает в силу в день его опубликования в «Правительственном вестнике».

    РАЗДЕЛ I. Общие положения

    § 3. В каждом случае, когда в настоящем Законе или любых других законах Сиама1 не имеется положения для урегулирования какой-либо ситуации с коллизией законов, применяются общие принципы международного частного права.

    § 4. В каждом случае, когда определяющим должен являться закон иностранного государства и согласно этому закону подлежит применению закон Сиама, определяющим является внутреннее право Сиама, а не сиамские коллизионные нормы.

    § 5. В каждом случае, когда определяющим должен являться какой-либо закон иностранного государства, он применяется постольку, поскольку не противоречит публичному порядку или добрым нравам Сиама.

    § 6. В каждом случае, когда определяющим должен являться закон гражданства и лицо обладает двумя или более гражданствами, приобретенными последовательно, определяющим является закон гражданства, приобретенного последним.

    В каждом случае, когда определяющим должен являться закон гражданства и лицо обладает двумя или более гражданствами, приобретенными одновременно, определяющим является закон гражданства государства, где такое лицо имеет свое место жительства; если такое лицо имеет свое место жительства в государстве ином, чем любое такое государство, определяющим является закон его места жительства на момент предъявления иска; если место жительства такого лица неизвестно, определяющим является закон государства, где оно имеет свое место пребывания.

    В любом случае коллизии в отношении гражданства лица, когда одним из коллидирующих гражданств является сиамское, определяющим законом гражданства является закон Сиама.

    В отношении лица, которое не имеет гражданства, определяющим является закон его места жительства; если его место жительства неизвестно, определяющим является закон государства, где оно имеет свое место пребывания.

    В каждом случае, когда при применении закона гражданства надлежит применить, в зависимости от конкретных обстоятельств, местный закон, общинный закон или религиозный закон, такой закон является определяющим.

    § 7. В случае коллизии в отношении национальности юридического лица ею является национальность государства, где оно имеет свой главный офис или обзаведение.

    § 8. В каждом случае, когда содержание закона иностранного государства, который должен являться определяющим, к удовлетворению суда не доказано, применяется внутреннее право Сиама.

    § 9. Если иное не предусмотрено настоящим Законом или другими законами Сиама, действительность юридического действия со стороны формы подлежит определению законом государства, где действие совершено.

    Однако закон государства, где находится имущество, определяет форму, требуемую для действительности договора, документа или других юридических действий, относящихся к недвижимому имуществу.

    РАЗДЕЛ П. Статус и дееспособность лиц

    § 10. Дееспособность или недееспособность лица определяется законом гражданства такого лица.

    Однако если иностранец совершает в Сиаме юридическое действие, в отношении которого он являлся бы недееспособным или ограниченно дееспособным согласно закону своего гражданства, он считается дееспособным на его совершение в той степени, в какой он был бы дееспособным согласно сиамскому праву. Настоящее правило не является применимым к юридическим действиям в сфере семейного и наследственного права.

    В случае с юридическим действием, относящимся к недвижимому имуществу, дееспособность лица на осуществление такого действия определяется законом места, где находится недвижимое имущество.

    § 11. Если иностранец в Сиаме покинул место жительства или место пребывания при наличии условий, предусмотренных в §§ 53 и 54 Гражданского и Торгового Кодекса, те предварительные меры, которые сиамский суд посчитает необходимым принять, подлежат определению по сиамскому праву.

    Объявление такого иностранца безвестно отсутствующим и последствия этого объявления, за исключением того, что касается находящегося в Сиаме недвижимого имущества, подлежат определению законом гражданства такого иностранца.

    § 12. Основания, по которым иностранец, имеющий свое место жительства или место пребывания в Сиаме, может быть помещен сиамским судом под опеку или попечительство, определяются законом гражданства такого лица; однако сиамский суд не должен помещать такое лицо под опеку или попечительство по основанию, не допускаемому сиамским правом.

    Последствия таких опеки или попечительства определяются законом государства, к которому принадлежит суд, признавший такое лицо недееспособным или ограниченно дееспособным.

    РАЗДЕЛ III. Обязательства

    § 13. Вопрос о том, какой закон является применимым в отношении существенных условий или последствий договора, определяется намерением сторон в нем. Если такое намерение, прямо выраженное или Подразумеваемое, не может быть установлено, применимым законом является закон, общий для сторон, когда они имеют одно и то же гражданство, или, если они не имеют одного и того же гражданства, закон места, где договор был совершен.

    Когда договор совершен между отсутствующими сторонами, местом, где договор считается совершенным, является место, где уведомление об акцепте получается оферентом. Если такое место не может быть установлено, является определяющим закон места, где договор подлежит исполнению.

    Договор не считается недействительным, когда он совершен в соответствии с формой, предписанной законом, который регулирует последствия такого договора.

    § 14. Обязательство, вытекающее из ведения чужих дел без поручения или из неосновательного обогащения, регулируется законом места, где те обстоятельства, из которых возникли такие обязательства, имели место.

    § 15. Обязательство, вытекающее из неправомерного действия, регулируется законом места, где обстоятельства, составляющие такое неправомерное действие, имели место.

    Предшествующее положение не является применимым к обстоятельствам, которые, имев место в иностранном государстве, не являются неправомерными согласно сиамскому праву.

    Потерпевшая сторона ни при каких обстоятельствах не может требовать возмещения или правовой защиты иных, нежели те, которые допускаются сиамским правом.

    § 16. Движимое и недвижимое имущество регулируется законом места, где имущество находится.

    Однако в случае вывоза движимого имущества [за пределы государства его нахождения] закон гражданства его собственника является определяющим с момента вывоза.

    § 17. Движимое имущество, место нахождения которого изменено в течение [времени] рассмотрения затрагивающего его иска, продолжает быть подчиненным закону места, где такое имущество находилось на момент предъявления иска.

    § 18. Дееспособность в отношении осуществления помолвки или ее прекращения определяется законом гражданства каждой из сторон. Последствия помолвки определяются законом государства, к которому принадлежит суд, рассматривающий дело и выносящий по нему решение.

    § 19. Условия заключения брака регулируются законом гражданства каждой из сторон.

    § 20. Брак является действительным, когда он совершен в соответствии с формой, предусмотренной законом государства, где такой брак имеет место.

    Однако брак между сиамскими подданными или между сиамским подданным и иностранцем, осуществленный на иностранной территории согласно форме, предписанной сиамским правом, является действительным.

    § 21. Применительно к отношениям между мужем и женой является определяющим закон, общий для обоих супругов, когда они имеют одно и то же гражданство или когда жена приобрела в силу брака гражданство своего мужа.

    В случае, когда жена не приобрела в силу брака гражданство своего мужа, является определяющим закон гражданства мужа.

    § 22. Применительно к имуществу мужа и жены, если не имеется предбрачного соглашения, является определяющим закон гражданства.

    Если муж и жена имеют различные гражданства, является определяющим закон гражданства мужа.

    § 23. Последствия брака, как они регулируются согласно двум предшествующим параграфам, не затрагиваются, если после брака любой из супругов или они оба приобретают гражданство, отличное от гражданства обладаемого или приобретенного в момент заключения брака.

    § 24. Применительно к имуществу мужа и жены, если предбрачное соглашение заключено, дееспособность в отношении заключения такого соглашения определяется законом гражданства каждой из сторон.

    § 25. Существенные условия и последствия предбрачного соглашения определяются законом, общим для сторон, если они имеют одно и то же гражданство. Если стороны не имеют одного и того же гражданства, такие существенные условия и последствия определяются законом, которому стороны намеревались или могли предположительно намереваться подчинить себя; в отсутствие такого намерения является определяющим закон первого брачного места жительства.

    Однако в отношении недвижимого имущества является определяющим закон места, где оно находится.

    § 26. Развод по обоюдному согласию является действительным, если он разрешен соответствующим законом гражданства как мужа, так и жены.

    § 27. Развод не может быть допущен сиамским судом, если только он не разрешен соответствующим законом гражданства каждого супруга. Основания для развода определяются законом места, где предъявлен

    § 28. Объявление брака недействительным подлежит регулированию законом, который определяет условия заключения брака.

    Однако ошибка, обман и принуждение как основания для объявления брака недействительным регулируются законом места, где брак имел место.

    § 29. Законнорожденность ребенка определяется законом гражданства мужа матери на момент рождения ребенка.

    Если к такому моменту муж окажется умершим, законнорожденность определяется законом, который являлся законом гражданства мужа на момент его смерти.

    Тот же самый закон регулирует иск об оспаривании законнорожденности ребенка.

    § 30. Права и обязанности между родителями и законнорожденным ребенком регулируются законом гражданства отца.

    Если ребенок родился у женщины, которая не состоит в браке, права и обязанности между матерью и ребенком регулируются законом гражданства матери.

    § 31. Узаконение ребенка регулируется законом гражданства отца на момент узаконения; если на такой момент отец окажется умершим, определяющим является закон гражданства отца на момент его смерти.

    § 32. Случаи, в которых несовершеннолетний, не имеющий родителей, осуществляюших родительскую власть, может быть помещен под опеку, обязанности и полномочия опекуна, а также случаи, когда опека прекращается, определяются законом гражданства такого несовершеннолетнего. Однако, что касается недвижимых имуществ, полномочия опекуна распоряжаться такими имуществами определяются законом места, где такие имущества находятся.

    Что касается несовершеннолетнего с иностранным гражданством, имеющего свое место жительства или место пребывания в Сиаме, то он может быть помещен под опеку согласно сиамскому праву, если выясняется, что, исходя из обстоятельств дела, интересы такого несовершеннолетнего не могут быть действенно защищены установлением и осуществлением опеки согласно иностранному закону.

    § 33. Лишение родительских прав регулируется законом государства, к которому принадлежит суд, выносящий решение о таком лишении.

    § 34. Право предъявить иск, гражданский либо уголовный, против родственников по восходящей линии определяется законом гражданства родственника по нисходящей линии.

    §35. Если усыновитель (удочеритель) и усыновляемый (удочеряемая) имеют одно и то же гражданство, усыновление (удочерение) регулируется их законом гражданства.

    Если усыновитель (удочеритель) и усыновляемый (удочеряемая) имеют различные гражданства, дееспособность и условия для усыновления (удочерения) или для того, чтобы быть усыновляемым (удочеряемой), определяются соответствующим законом гражданства каждой стороны. Однако применительно к последствиям усыновления (удочерения) между усыновителем (удочерителем) и усыновляемым (удочеряемой) определяющим является закон гражданства усыновителя (удочерителя).

    Применительно к правам и обязанностям между усыновляемым (удочеряемой) и семьей, к которой он принадлежит по рождению, определяющим является закон гражданства усыновляемого (удочеряемой).

    § 36. Обязательство по предоставлению содержания регулируется законом гражданства лица, от которого такое содержание истребуется.

    Однако лицо, имеющее право на содержание, не может предъявлять требование в превышение того, что разрешено сиамским правом.

    РАЗДЕЛ VI. Наследование

    § 37. Что касается наследования недвижимого имущества, определяющим является закон места, где такое имущество находится.

    § 38. Что касается движимого имущества, наследование по закону или по завещанию регулируется правом места жительства умершего на момент его смерти.

    § 39. Способность лица составлять завещание определяется законом гражданства на момент составления завещания.

    § 40. Лицо может составить завещание согласно форме, предписанной его законом гражданства, равно как и согласно форме, предписанной законом государства, где завещание составляется.

    § 41. Последствия и толкование завещаний, равно как недействительность завещания или какого-либо условия в завещании регулируются законом места жительства завещателя на момент его смерти.

    § 42. Отмена завещания или какого-либо условия в завещании регулируется законом места жительства завещателя на момент, когда отмена произведена.

    Закон места жительства завещателя на момент его смерти определяет утрату силы завещания или какого-либо условия в завещании.

    Группы законов науки

    Органы исполнительной и законодательной власти осознали необходимость создания нового закона о науке. Об этом, в частности, говорил на первом заседании Совета по вопросам образования и науки Государственной Думы, прошедшем 31 января, министр Дмитрий Ливанов. По итогам Совета принято решение о разработке концепции закона.

    Рабочая группа по подготовке нового нормативного правого акта, созданная в Комитете Госдумы по науке и наукоёмким технологиям, собралась на первое заседание 11 февраля. В неё включены депутаты Госдумы, представители Минобрнауки, государственных академий наук, в том числе региональных, научных институтов, центров и фондов, ВАК, университетов, а также госкорпораций и общественных организаций – с тем, чтобы увидеть полную картину предстоящей законотворческой деятельности глазами экспертного сообщества.

    Зачем менять закон?

    Действующий Федеральный закон «О науке и научно-технической политике», принятый в 1996 году, во многом декларативен, некоторые его нормы не согласованы с нормами других законов, регулятивный потенциал снизился в результате внесения большого числа изменений и дополнений, признали члены рабочей группы. Как и то, что свою позитивную роль, закон, безусловно, сыграл. «Этот закон, по мнению специалистов, во многом спас науку», – констатировал председатель Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев.

    «Низкая восприимчивость предприятий к научно-техническим достижениям, утрата передовых позиций по ряду научных направлений, снижение результативности научных исследований, усиление оттока молодёжи из науки» – эти, как сказал Валерий Черешнев, «отягощающие факторы» характеризовали ситуацию и в начале 1990-х годов, и сейчас. Чтобы не пропустить шестой технологический уклад, как мы пропустили пятый, по мнению председателя Комитета Госдумы, надо отразить в новом законе процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищённость проводимых в соответствии с ними исследований. Не менее важно прописать вопросы организации научно-технической деятельности, финансирования всех видов научных разработок, проведения конкурсов и экспертизы, а также статус научного работника и научного учреждения.

    Триединая задача

    Бюджетное финансирование науки увеличилось с 2000 по 2011 год почти в 10 раз, и государство вправе рассчитывать на адекватную отдачу, заметил руководитель рабочей группы Александр Дегтярёв, председатель Подкомитета по государственной научно-технической политике Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям. Но отдача эта пока «весьма скромная»: реальный вклад российской науки в 2012 году оценивается в 0,024% доходной части федерального бюджета. «Поступлений от экспорта технологий по категории патенты на изобретения вообще нет», – сказал депутат.

    Новый закон призван, по словам руководителя рабочей группы, решить «триединую задачу»:

    • – «сформировать институциональную основу для эффективной деятельности всех субъектов правоотношений в сфере науки в интересах устойчивого инновационного развития экономики и государства;
    • – обеспечить социальные и профессиональные права и гарантии учёным и сотрудникам научной сферы, которые способствовали бы стимулированию их саморазвития и реализации полноценного и всестороннего творчества в их профессиональной деятельности;
    • – создать условия для внедрения инновационного механизма развития самой научной сферы в целом с учётом вызовов времени».

    Миссия рабочей группы – аккумулировать все предложения о том, каким должен быть новый законопроект, отметил Александр Дегтярёв. По его мнению, следует учесть трансформацию взаимоотношений между субъектом и объектом управления науки – Минобрнауки России и научными организациями: «Речь идёт о переходе от системы прямого управления научными организациями к системе регулирующего воздействия».

    В создании ФАНО правительство применило технологию аутсорсинга – современный инструмент повышения эффективности экономической системы, что не все заметили, считает руководитель рабочей группы. Другим инструментом повышения эффективности стали фонды поддержки науки – РФФИ, РГНФ, РФТР, а также недавно созданный Российский научный фонд, выполняющие «задачу транслятора ресурсов», роль которых в финансовом обеспечении исследований по указу президента должна существенно увеличиться.

    Александр Дегтярёв предложил сформировать в рамках рабочей группы подгруппы, которые готовили бы предложения по тем или иным структурным частям проекта нового закона о науке. Он также обратил внимание на необходимость урегулирования понятийного аппарата и его правоприменения – до сих пор существуют разные толкования понятий «научная деятельность», «фундаментальная наука», «прикладная наука», «академическая наука», «вузовская наука», «поисковые исследования».

    Концептуальные подходы

    «Работу над новой редакцией закона нужно начинать, понимая, что это будет в первую очередь кодифицирующий акт, который не должен подменять или дублировать остальные нормативные акты, но должен сводить всё регулирование в сфере науки в единую систему», – сказал заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев.

    Сектор науки в последние годы претерпевает изменения – наряду с научными организациями исследования проводят и госкорпорации, и частные компании. «Поэтому нам нужно чётко определить, что является научной организацией, а что – организацией, ведущей научную и научно-техническую деятельность», – подчеркнул представитель профильного министерства. По его словам, в законопроекте следует отразить все субъекты – «начиная от научного работника и заканчивая теми, кто обеспечивает научный сервис и без кого современная наука невозможна». Также следует определить виды научной и научно-технической деятельности и то, как оценивать её результативность, особенно с учётом необходимости концентрации бюджетной поддержки на наиболее успешных организациях и научных коллективах. Регулирующие нормы должны касаться научной инфраструктуры и информационного обеспечения науки.

    Хотя министерство не поддерживает идею включения в проект закона вопросов регулирования в сфере интеллектуальной собственности и интеллектуальных прав (на это есть часть IV Гражданского кодекса РФ), но считает целесообразным описать в нём механизмы закрепления и особенности распоряжения результатами научно-технической деятельности.

    «Результаты, полученные наукой, не должны уходить в собственность государства, а должны становиться источником финансирования и развития всего сектора науки», – пояснил Сергей Матвеев.

    При этом важно учитывать развивающиеся в науке механизмы самоорганизации – мобильные научные коллективы, негосударственные академии, общественные объединения. Необходимо чётко выделить роли и задачи организаций с особым статусом, устанавливаемым государством, – госакадемий, государственных научных и национальных исследовательских центров. Имеет смысл не только определить такие статусы, но и зафиксировать, что от них ожидает государство: научный результат, экспертизу, методическую или информационную поддержку.

    Научная и научно-техническая политика до недавних пор была сосредоточена на федеральном уровне, но, как считает Сергей Матвеев, «часть этой политики должна быть вынесена в субъекты Российской Федерации» с закреплёнием за ними соответствующих полномочий и возможностей финансирования. Ведь от усилий региона во многом зависит и комфортность работы учёных, и формирование новых коллективов.

    Кадры для науки

    Вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров в действующем законе слишком детализированы по сравнению с другими нормами, поэтому, по словам замдиректора департамента Минобрнауки, при подготовке нового законопроекта такой диспропорции стоит избегать. Тем более что в каких-то вопросах научному сообществу лучше делегировать право самому оценивать квалификацию сотрудников.

    Поддержав в целом концептуальный подход министерства, председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов предложил включить в новый проект закона о науке раздела о подготовке кадров.

    Члены рабочей группы сошлись во мнении, что новый закон должен не просто отражать новую систему организации науки в России, но определять перспективы её развития, быть своего рода форсайтом. Поэтому в ходе разработки законопроекта, придётся вести большую просветительскую работу во всех научных коллективах, во всех регионах страны.

    Подготовка проекта закона займёт, по прогнозу депутатов Госдумы, около года. За это время предстоит собрать и обобщить все предложения, обсудить их с научной общественностью, в том числе на парламентских слушаниях, облачить в юридические нормы. Но не исключено, что в условиях реформирования всех составляющих государственной научно-технической политики времени на создание и принятие системного, кодифицированного закона потребуется больше. А пока правоотношения в науке будут регулироваться действующим законодательством, в которое при необходимости внесут очередные поправки.

    Смотрите еще:

    • Оформить материнский капитал челябинск Материнский капитал в Челябинской области В целях стимулирования рождаемости и улучшения качества жизни семей с детьми на территории России с 2007 года действует федеральная программа материнского капитала. А в Челябинской области помимо всероссийской существует еще и […]
    • Переселение с ипотекой Предоставление льготной ипотеки для переселенцев С 2006 года в России осуществляется программа по переселению из-за рубежа соотечественников. Для них предусмотрена упрощенная процедура получения гражданства. А как обстоит дело с обеспечением таких переселенцев жильем? […]
    • Уфмс где делают патент Патент на работу Патент на работу и разрешение на трудовую деятельность для иностранных граждан не являются взаимозаменяемыми юридическими документами. Имея разрешения на работу, иностранец получает возможность трудиться на предприятии, в организации, у индивидуального […]
    • Нотариальный реестр уведомлений о залоге Нотариальный реестр уведомлений о залоге Официальное наименование реестра: Реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Оператор реестра залогов: Федеральная нотариальная палата. Число обращений к реестру на сегодня составляет более 7 миллионов раз. Что вносится в реестр […]
    • Проверка торговый реестр Проверка торговый реестр на сайте БЕЛТА состоялась онлайн-конференция на тему: "О РАБОТЕ МАРТ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" онлайн-конференция на тему: "ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК" Вниманию субъектов хозяйствования! […]
    • Расчет осаго по интернету Где купить ОСАГО через Интернет? По закону е-ОСАГО может продаваться только на официальных сайтах страховых компаний. Так как возможны мошенничества на тему электронного полиса, рекомендую при покупке проверять, что вы находитесь именно на сайте СК. Помните, что сначала […]
    • Как правильно оформить объявление образец Как оформить выговор сотруднику: изучаем вопрос досконально ТК РФ предусмотрены несколько видов взысканий, которые работодатель вправе наложить на своего сотрудника тогда, когда налицо факт нарушения им трудовой дисциплины, должностных обязанностей и пр. Одним из таких […]
    • Написание научных статей правила Научные публикации (журналы ВАК) Научные статьи - написание и требования к оформлению статей ВАК название; аннотацию (руск. и анг.); ключевые слова (руск. и анг.); текст; список литературы; данные об авторе (авторах): - контактный номер телефона; - учёная степень, […]