Трудовая пенсия лекция

Рубрики Полезное

Лекция 6. Трудовые пенсии

Понятие и условия назначения трудовой пенсии

Пенсии по старости — это ежемесячные пожизненные выплаты, производимые гражданам, достигшим установленного в Законе возраста в связи с их длительной трудовой и иной общественно полезной деятельностью и соизмеримые, как правило, с их прошлым заработком.

Трудовая пенсия по старости — это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой (страховой) стаж.

Таким образом, в определение понятия «пенсия по старости» включены признаки, присущие данному виду пенсии, а именно:

пенсия назначается пожизненно;

требуется наличие длительного общего трудового стажа;

лицо должно достигнуть определенного возраста;

пенсия от фактического состояния трудоспособности не зависит.

Рассматривая круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, следует исходить из того, что Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не дает перечня лиц, имеющих право на трудовую пенсию. Законодатель исходит из того, что право на такую пенсию имеет каждое лицо, у которого есть основания для ее получения независимо от социального положения. Сюда относятся и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства.

По условиям назначения пенсии по старости подразделяются на два вида:

а) пенсии, назначаемые на общих основаниях (мужчины — 60 лет и при ОТС — не менее 25 лет; женщины — 55 лет и при ОТС — не менее 20 лет);

б) на льготных условиях.

Лекция 7. Пенсии по старости на общих основаниях

В Программе пенсионной реформы в РФ, утвержденной постановлением Правительства от 20 мая 1998 г. № 463, указывается, что «. сегодня в России соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, от величины которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, менее благоприятное, по сравнению с большинством развитых стран, за исключением Франции и Италии несмотря на то, что Россия существенно отстает от развитых стран по средней продолжительности жизни.

В настоящее время нормы пенсионного законодательства предусматривают возможность назначения неполной пенсии по старости гражданам, достигшим общего пенсионного возраста, но не имеющим требуемого полного общего трудового стажа. Необходимым условием назначения такой пенсии является наличие общего трудового стажа не менее 5 лет.

В эти 5 лет включаются, помимо работы: военная служба, учеба, а также иные периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж (см. соответствующую тему).

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже определяется пропорционально продолжительности имеющегося трудового стажа, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж: мужчинам — 25, женщинам — 20 лет. Исчисление пенсии пропорционально продолжительности имеющегося стажа производится следующим образом: определяется соответственно полная пенсия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; полученная сумма умножается на число месяцев фактического стажа.

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии, назначаемой в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.

Действующее законодательство закрепило также случаи назначения досрочной пенсии. В отличие от неполной досрочная пенсия назначается только тем гражданам, у которых есть полный требуемый общий трудовой стаж, но до достижения пенсионного возраста осталось не более 2 лет (ст. 32 Закона «О_занято-сти населения в РФ», ст. 7 п. 5 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании»1 и др.

Пенсии, назначаемые на льготных основаниях, дифференцируются в зависимости от того, что послужило основанием для применения льгот:

— особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью, тяжестью (ст. 12 Закона);

медико-биологические признаки (материнство, состояние здоровья — ст. 11);

региональные факторы (работа на Крайнем Севере и при равненных местностях — ст. 14);

Льготы эти заключаются как в снижении общеустановленного пенсионного возраста, так и в определенных случаях требуемого для назначения пенсии трудового стажа.

Инвалидам I группы по зрению: мужчинам — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет; женщинам -40 лет и при общем трудовом стаже — не менее 10 лет Гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам — по достижении 45 лет, общий трудовой стаж — не менее 20 лет; женщинам — по достижении 40 и 15 лет общего трудового стажа.

Льготы в пенсионном обеспечении по старости в зависимости от условий труда установлены для широкого круга лиц, занятых на работах с опасными, вредными, тяжелыми условиями. Наибольший объем льгот предусмотрен для тех, кто трудился на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1). Для рабочих и служащих, занятых на других работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), льгот меньше. По Списку № 1 возраст, дающий право на пенсию, снижен на 10, а стаж — на 5 лет. По Списку № 2 снижен лишь возраст — на 5 лет.

Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных местах, предусмотрены пенсионные льготы, связанные с характером работы, ее условиями, временем работы в таких районах и местностях. Для мужчин и женщин, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в приравненных местностях — не менее 20 лет (для женщин, имеющих двух и более детей, спец. стаж снижается на 3 года) и имеющих необходимый трудовой стаж, пенсия по старости назначается на 5 лет раньше. Пенсионный возраст снижается на 10 лет гражданам из числа постоянно проживающих в районах Крайнего Севера, если они проработали не менее 20 лет — женщины, и не менее 25 лет — мужчины в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков. Законом (ч. 2 ст. 14) предусмотрено суммирование работы в районах Крайнего Севера с работой в приравненных местностях: работа в течение календарного года в приравненных к Крайнему Северу местностях, засчитывается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Часть 3 ст. 14 Закона позволяет назначить пенсию по старости и при меньшей продолжительности стажа работы на Крайнем Севере. Возраст выхода на пенсию определяется путем уменьшения общеустановленного возраста (60 и 55 лет) на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При этом требуется проработать в соответствующих районах не менее 1/2 от требуемого стажа (специального), т. е. не менее 7 лет 6 месяцев.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости устанавливается с уменьшением общего пенсионного возраста, но не более чем на 10 лет. Условия пенсионного обеспечения дифференцируются в зависимости от времени, места, иногда — продолжительности воздействия радиации, статуса граждан, от характера выполняемых работ. При этом возраст выхода на пенсию на льготных основаниях не может быть для мужчин — менее 50, для женщин — 45 лет (ст. ст. 30-37 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»1).

При суммировании стажа работы с различными особыми условиями труда в соответствии со ст. 13 Закона действует следующее правило: к работе, дающей право на льготную пенсию, присоединяется работа, дающая право на пенсию на тех же или на более льготных основаниях. Так, к времени выполнения работ с тяжелыми условиями труда (Список № 2) присоединяются периоды выполнения с вредными условиями труда (Список № 1); к стажу работы женщин на предприятиях текстильной промышленности присоединяется время выполнения всех вышеперечисленных работ.

качестве тракториста-машиниста и ткачихи не приравнивается к работам, перечисленным в Списках, а работа ткачихи не приравнивается к работе в качестве тракториста-машиниста.

Размер пенсии по старости

Трудовой стаж, как общий, так и специальный, оказывает влияние и на размер пенсии. Основа для определения размера пенсии — заработок, а дополнительные начисления к пенсии зависят от продолжительности общего трудового стажа и специального трудового стажа.

Размер пенсии по старости зависит от возраста гражданина, размера заработной платы и накоплений.

Размер пенсии по старости исчисляется по специальным формулам.

При наличии права на повышение пенсии по нескольким основаниям увеличение ее размера производится по каждому из них.

Пенсия по старости (в т. ч. и при неполном стаже) выплачивается работающим пенсионерам полностью, независимо от места работы и размера получаемого заработка. Надбавка же к пенсии на иждивенцев в период работы пенсионера не выплачивается. Из этого общего правила сделано исключение: пенсия, назначенная досрочно безработным, в случае их поступления на работу, не выплачивается. Пенсия на общих основаниях выплачивается им в период работы только после достижения возраста, требуемого для назначения пенсии.

Трудовые пенсии по старости, порядок их назначения

Главная > Реферат >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра трудового права

Трудовые пенсии по старости, порядок их назначения

проф. Гусейнов К. М.

Выполнил:ст.3 курса 4 группы ДБО

Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.

Во-первых, она назначается пожизненно.

Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.

В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.

С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.

Трудовая пенсия по старости — это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.

Разработчики Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» исходили из концепции «заработанной пенсии», поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.

Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.

Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия «досрочные пенсии», однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены.

Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий:

по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).

Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин — 55 лет; для мужчин — 60 лет.

С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей — страховой и накопительной.

Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.

При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.

Таким образом, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.

Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 20% — на страховую часть трудовой пенсии, 6% — на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.

Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.

Первый шаг в организации новой для России, но успешно действующей в развитых странах пенсионной системе был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФРФ).

В заключение хочется отметить. Легко дать оценку того состояния, в котором находится общество. Сложнее, но все же возможно, описать то состояние, которое она пытается достичь. Но самое сложное – предложить программу перехода из одного состояния в другое. Перед Россией стоит задача в ближайшие 10 лет окончательно выбрать направление дальнейшей реформы и, абстрагируясь от мнений заинтересованных структур, кардинальным образом изменить систему пенсионного обеспечения в соответствие с реалиями времени. Нам предстоит прийти путь, который развитые страны проходят десятилетиями, причём в более благоприятных условиях.

Список литературы

Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. Общ. и Особ. части. М., 2001.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2004.

Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб.пособие М., 2000.

Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2001.

Федорова М.Ю. Социальная защита населения в Российской Федерации. Омск, 2003.

Шайхатдинов В.Ш., Гарипов Р.С. Глоссарий по праву социального обеспечения. Екатеринбург, 2001.

Трудовые пенсии (2)

Главная > Реферат >Экономика

1.1. Понятие и виды трудовых пенсий……………………………………..

1.4. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………….

Конвертация и индексация трудовой пенсии………………………………

В декабре 2001 года были приняты важней­шие законодательные акты, способствующие обеспе­чению устойчивости, всемер­ному укреплению и дальней­шему развитию трудовых от­ношений.

С 1 января 2002г. вступили в действие 4 федеральных закона, относящиеся к пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.201г. №166-ФЗ; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №167-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ; «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001г. №198-ФЗ.

Соответственно с момента вступления в действие новых законов утратили силу закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990г. и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий от 21 июля 1997г. Другие принятые до 1 января 2002г. Федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются лишь в части, не противоречащей закону о трудовых пенсиях от 17.12.2001г. (гл.7 ст.31 этого Закона). Сказанное не означает, что теперь все вопросы пенсионного обеспечения решаются абсолютно по-новому. Значительная часть норм старых законов в прежнем либо несколько измененном виде воспроизведена и в новых. Некоторые новые нормы сформулированы таким образом, чтобы большая часть пенсионеров получала пенсию в полном объеме.

Подавляющее число пенсионеров (нынешних и будущих) попадает под действие Закона о трудовых пенсиях, следовательно, тема работы как никогда актуальна – современный человек должен разбираться в вопросах пенсионного законодательства и знать, из чего будет складываться его пенсия.

Цель написания работы — рассмотреть механизм начисления трудовых пенсий и разобрать, какие изменения произошли в пенсионном законодательстве за последние 10 лет его совершенствования.

Объектом исследования являются трудовые пенсии: по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности. Предметом – Федеральные законы «О трудо­вых пенсиях».

Структурно работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Первая глава теоретическая. Для достижения цели работы в ней были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть виды трудовых пенсий;

— установить категории граждан, имеющих право на получение пенсий;

— изучить условия выплаты пенсий;

— выделить источники пенсии и её составные части.

Вторая глава — практическая. В ней будет рассмотрен порядок индексации трудовых пенсий, разобрано понятие конвертации и условия, при которых происходит перерасчет пенсий.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследований различных авторов, периодические издания, учебники и учебные пособия, статистический материал, Федеральные законы о пенсиях.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие и виды трудовых пенсий

Ведущее место в российской пенсионной системе принадлежит трудовым пенсиям. Основанием для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях) вступил в действие 1 января 2002 г.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Виды трудовых пенсий

Подавляющее число пенсионеров (ны­нешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Этим За­коном предусмотрены трудовые пенсии:

— по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

2) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

Страховая часть трудовой пенсии.

Размер страховой части пенсии исчисляется по простой формуле:

где ПК – пенсионный капитал,

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (период дожития).

Исчисление страховой части у застрахованных лиц можно разделить на две категории:

Ø Имеющие стаж до 01.01.2002 года ( пенсионный капитал складывается из трудового стажа и страховых взносов, перечисляемых работодателям.

Ø застрахованных лиц, которые не имели трудового стажа до 01.01.2002 года — пенсионный капитал складывается из страховых взносов, перечисленных работодателем на его лицевой счет в ПФР.

Для исчисления ПК до 01.01.2002 года сначала определяется расчетный размер (РП) пенсии по формуле:

РП = СК х ЗР/ ЗП х СЗП, где:

СК – стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц составляет 0,55 за требуемый 25 лет работы для мужчин и 20 лет работы для женщин и плюс по 0,01 за каждый сверхтребуемый стаж, но не более чем на 0,20.

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица или за 2000-2001 год по сведениям индивидуального персонифицированного учета или за 60 месяцев подряд за работу до 01.01.2002 года (по желанию обратившегося за пенсией).

ЗП – среднемесячный заработок в Российской Федерации за тот же период, за который берется заработок заявителя. Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. составляет 1671 руб., которая и применяется при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране учитывается в размере не свыше 1,2.

Однако, для граждан, проживавших по состоянию на 01.01.2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых к заработной плате были установлены районные коэффициенты, отношение ЗР/ЗП учитывается в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 в зависимости от районного коэффициента, установленного в централизованном порядке, где проживает лицо.

Для лиц, не проживавших на 01.01.2002 в РКС и МКС, установление повышенного отношения заработков требуется наличие 3 условий:

— наличие 15 лет работы в районах Крайнего Севера или 20 лет работы в местностях, приравненных к ним, по состоянию на 01.01.2002 года,

— наличие требуемого общего стажа 25 лет от мужчин и 20 лет от женщин по состоянию на 01.01.2002 года,

— достижение 50 лет (женщины) и 55 лет (мужчины) ко дню обращения.

Первые 2 условия должны быть соблюдены одновременно, отсутствие хотя бы одного из них лишает право на установление повышенного отношения заработков

Размер накопительной части трудовой пенсии определяется из суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета.
На накопительную часть пенсии имеют право мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе.

С 2005 года это право остается только у лиц моложе 1967 года рождения независимо от пола.

Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше (в том числе и пенсионеров) все 14% страховых взносов, поступающих в ПФР, идет на выплату страховой части пенсии, т.е. для них отчисления в накопительную часть не производятся.

Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения 12% (из 14%) идет на финансирование страховой части пенсии, 2% — на финансирование накопительной части пенсии. Для лиц 1967 года рождения и моложе (независимо от пола) на страховую часть перечисляется 8%, на накопительную часть пенсии – 6%.

Из вышесказанного Вам понятно, что страховая и накопительная части пенсии, складываемые из страховых взносов после 01.01.2002 года, зависят от того, сколько больше Вы зарабатываете и сколько честно и своевременно Ваш работодатель перечисляет за Вас страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Установленные размеры страховой и базовой частей пенсии будут повышаться на установленные Правительством РФ индексы повышения пенсии.

При продолжении работы ежегодно по заявлению пенсионера страховая часть пенсии пересматривается с учетом страховых взносов, перечисленных работодателем на ее лицевой счет.

С 2010 года базовая часть трудовой пенсии по старости в России перешла в страховую часть трудовой пенсии по старости в виде фиксированного базового размера. Если раньше базовая и страховая части индексировались отдельно и по разным правилам, то теперь страховая часть будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера.

«Такой подход позволит сделать процесс индексации более простым и понятным для пенсионеров. Раньше, чтобы рассчитать прибавку к пенсии, пенсионерам нужно было отделить базовую от страховой части пенсии и умножить страховую часть на процент индексации. Теперь пенсионеру достаточно умножить целиком свою пенсию на процент индексации, чтобы понять, на сколько увеличивается его пенсия», — пояснили в пресс-службе ПФР.

Пенсии по старости

Понятие пенсии по старости, ее функции и виды

Пенсия по старости — один из главных видов пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств ПФР. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных источников средств существования лиц пожилого возраста, что обусловливает особую важность правового регулирования пенсионного обеспечения по старости. До недавнего времени в нраве социального обеспечения использовался термин «пенсии по возрасту», который был более корректен, поскольку Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение «по возрасту», а не «по старости».

Термин «старость» имеет ряд аспектов и его определение можно дать с нескольких точек зрения:

1) с медицинской — это состояние организма пожилого человека, характеризующееся утратой способности к продолжению рода, полноценной трудовой деятельности, ухудшением здоровья;

2) с юридической — достижение возраста, указанного в законе.

Законодательно закрепляются различные возрастные границы старости.

Во-первых, деление идет по половому признаку. В данном случае мы имеем дело ни с дискриминацией, а с дифференциацией правового регулирования. Несмотря на то что мужчины но статистике умирают раньше женщин, право на пенсию у них возникает в более позднем возрасте. Пониженный пенсионный возраст для женщин связывают с более сложной и напряженной жизнью и особенностями биологического характера (рождение и воспитание детей, большая нагрузка по ведению домашнего хозяйства и др.). В последние годы общемировой тенденцией стало установление единого для мужчин и женщин пенсионного возраста. При этом следует отметить, что в России — самый низкий общий пенсионный возраст: 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин (в Германии пенсии выплачиваются с 65 лет при условии внесения взносов в течение пяти лет и с 63 лет при условии внесения взносов в течение 35 лет; в США — стандартный пенсионный возраст составляет от 65 до 66 лет; в Японии — с 65 лет.

Во-вторых, более низкие границы пенсионного возраста установлены для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в условиях труда, отличающихся от нормальных (имеющих специальный страховой стаж).

Признаки пенсии по старости

Общие признаки пенсий (свойственны всем видам пенсиям):

1) государственно-правовой характер;

2) периодичность выплаты;

3) выплата из ПФР или федерального бюджета;

4) учет трудового вклада граждан и социального фактора;

5) соизмеримость размера пенсий с заработком граждан.

Специфические признаки пенсий по старости:

1) назначение по достижении гражданином установленной возрастной границы;

2) наличие страхового стажа определенной продолжительности;

4) выплата вместо оплаты по труду или в дополнение к ней;

5) пенсия — основной или один из основных источников средств существования пенсионера.

С учетом выделенных признаков можно дать следующее определение понятия пенсии по старости: это гарантированная государством ежемесячная пожизненная денежная выплата гражданам, соизмеримая с их прежним заработком, назначаемая по достижении пенсионного возраста и при наличии страхового стажа определенной продолжительности. Пенсия выплачивается вместо оплаты по труду или в дополнение к ней и является основным или одним из основных источников средств существования пенсионера.

Наиболее полно функции пенсии по старости были определены В. Ш. Шайхатдиновым. Пенсия по старости выполняет ряд функций, с помощью которых осуществляется ее воздействие на экономику, социальную сферу, политику, идеологию, демографическую сферу, поведение людей. Поскольку это воздействие является комплексным, выделение отдельных функций является в значительной степени уголовным.

Экономическая функция пенсии по старости подразделяется на обеспечительную и производственную.

Обеспечительная функция состоит в том, что пенсия по старости служит основным или одним из основных источников средств существования пожилых людей, средством удовлетворения их потребностей и поддержания жизнедеятельности.

Производственная функция пенсии по старости заключается в ее положительном воздействии на экономику. Ввиду многоплановости этой функции ее можно разделить на несколько подфункций.

Стимулирующая подфункция включает мотивационный механизм, побуждающий людей к выполнению работы с особыми условиями труда (подземные работы, работы с особо вредными условиями труда и в горячих цехах, с тяжелыми условиями труда, на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и др.), к получению высоких заработков с тем, чтобы в будущем получить право на досрочное пенсионное обеспечение, а также получать пенсию в высоком размере.

Подфункция смены трудовых поколений выявляет роль пенсии по старости в выводе из производственного процесса пожилых работников и замещении их более молодыми. Эту подфункцию выполняют правовые нормы об общих условиях назначения пенсии, о назначении пенсии на льготных условиях, а также о досрочных пенсиях безработным гражданам. Тем самым происходит ротация трудовых ресурсов при сохранении соответствующей преемственности.

В производственную функцию пенсии по старости входит и ее роль в качестве средства перераспределения рабочей силы — как между отраслями экономики, так и внутри них. Речь идет о переходе работников, которым назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в отрасли с более легкими и безопасными условиями работы с потерей в заработке, а также о переходе этих лиц на более легкую работу на тех же предприятиях, где они трудились до назначения пенсии.

Социальная функция пенсии по старости служит предупреждению, смягчению или устранению неблагоприятных последствий, связанных с достижением людьми пенсионного возраста. В составе этой функции можно выделить защитную и компенсационную подфункции.

Защитная подфункция пенсии по старости состоит в защите пожилого работника от угрозы безработицы, нищеты, болезней, инвалидности и т.д. С помощью пенсии пожилой человек может оставить работу, вести достойное существование, удовлетворять свои основные потребности, в том числе связанные с охраной его здоровья (рациональное питание, покупка лекарств и др.).

Компенсационная подфункция включает взаимосвязи между размером пенсии и размером заработка работников перед назначением пенсии, а также между размером пенсии и снижением ее реальной стоимости в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.

В первом случае речь идет о компенсации утраченного заработка с помощью механизма исчисления пенсии. Во втором случае вопрос стоит об индексации пенсий.

Особо следует отметить компенсирующую роль пенсий по старости в связи с особыми условиями труда, в связи с работой па Крайнем Севере, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

Политическая функция пенсии по старости основана на том, что пенсия является одним из важнейших инструментов социальной политики государства. С помощью пенсии достигаются такие цели социальной политики, как предотвращение дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшение материального положения его различных групп и слоев, снижение роста социальной напряженности в обществе.

Социально-психологическая функция пенсии по старости отражает роль пенсии в обеспечении у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, чувства их социальной защищенности. Особое значение эта функция приобретает в период проведения в России экономической реформы, сопровождающейся негативными последствиями, которые в первую очередь касаются пожилых граждан.

Демографическая функция пенсии по старости состоит в воздействии этой пенсии на смену поколений. С помощью пенсии происходит относительно безболезненный переход людей среднего поколения в категорию старшего поколения, замещение пожилых работников на производстве молодыми, чем в значительной степени смягчаются противоречия между поколениями, а также происходит гармонизация взаимоотношений поколений в семье.

Классификацию пенсий по старости необходимо проводить по нормативным правовым актам, регламентирующим их предоставление:

1) по Закону о трудовых пенсиях назначаются:

а) трудовая пенсия по старости на общих основаниях (ст. 7);

б) досрочная трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 27);

в) досрочная трудовая пенсия по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава (ст. 27.1);

г) досрочная трудовая пенсия по старости отдельным категориям граждан (ст. 28);

2) по Закону о занятости населения и Закону о трудовых пенсиях — досрочная пенсия по старости безработным гражданам;

3) по Закону о государственном пенсионном обеспечении:

а) пенсия по старости лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (ст. 10);

б) социальная пенсия по старости.

Разница в указанных видах пенсий зависит и от источника их финансирования. Трудовые пенсии финансируются за счет средств ПФР, а пенсии пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф — за счет средств федерального бюджета.

Лекция 3 «Трудовые пенсии по возрасту и социальные пенсии».

1. Понятие пенсий по возрасту.

2. Условия назначения и размеры пенсий по возрасту.

3. Пенсия по возрасту на льготных условиях, их виды и условия назначения.

4. Социальные пенсии.

1. Пенсии по возрасту предусмотрены разделом II (ст.11-26) Закона «О пенсионном обеспечении».

В ранее действовавшем законодательстве пенсии по возрасту имели другое название – пенсии по старости. Нынешнее название представляется более удачным, поскольку возникновение права на указанную пенсию не связывается с наступлением старости в ее медико-физиологическом понимании (75-90 лет) и, кроме того, значительная часть граждан (примерно 15%) уходит на эту пенсию в более раннем возрасте (на льготных основаниях).

Пенсия (от латинского слова пенсио – платеж) – это ежемесячные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения или из бюджета с целью содержания нетрудоспособных либо достигших определенного возраста граждан в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью в размерах соизмеримых с получаемым ранее заработком, назначаемые пожизненно или на длительный срок в установленном законом случаях.

Пенсии по возрасту – это такой вид пенсии, которая назначается при 2-х условиях – достижение конкретного возраста и наличие к этому времени необходимого трудового стажа. Пенсиям по возрасту присущи специфические признаки. Эти пенсии назначаются:

• независимо от состояния трудоспособности (в том числе и трудоспособным лицам);

• лицам, которые длительное время занимались общественно-полезной деятельностью, т.е. имеют определенный трудовой (страховой) стаж;

• лицам, которые достигли установленного в законе возраста

Право на пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами трудовой деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими уплачивались страховые взносы в Фонд социальной защиты и их семьи при соблюдении других условий, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию.

2. По условиям назначения пенсии по возрасту подразделяются на пенсии на общих и на льготных основаниях.

Право на пенсию на общих основаниях имеют:

мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины – по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет.

Общепенсионный возраст в Республике Беларусь наряду с другими государствами – самый низкий в мире. Он был установлен в бывшем Союзе СССР в 1928 году.

Для сравнения можно сказать, что в других странах пенсионный возраст составляет:

— в Дании, Исландии и Норвегии – 67 лет для мужчин и женщин;

— в Бельгии, Германии, Испании, Канаде, Финляндии, Швеции и США – 65 лет для мужчин и женщин (при этом в США действует программа повышения пенсионного возраста до 67 лет для мужчин и женщин к 2003 году);

во Франции – 60 лет для мужчин и женщин.

В соответствии со ст.23 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» размеры пенсий по возрасту зависят от заработка, который имел работник, и от продолжительности его общего трудового стажа.

При общем трудовом стаже, дающем право на пенсию по возрасту 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин ее размер составляет 55% среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту.

За каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, за каждый полный год работы с особыми условиями труда сверх 10 лет у мужчин и 7 лет и 6 мес. у женщин пенсия, в том числе и минимальная, увеличивается на 1% заработка, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту. Увеличение производится в пределах 20% заработка (минимального размера пенсии).

Минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25% минимального прожиточного бюджета в среднем на душу населения.

Размер пенсии по возрасту, назначаемой после достижения установленных законом возраста и стажа работы увеличивается на 1% заработка, но не менее чем на 1% мин. размера пенсии по возрасту за каждые полные два месяца работы, прошедшие со дня возникновения права на пенсию по возрасту на общих основаниях до дня обращения за ее назначением. Увеличение размера пенсии по возрасту по указанному основанию производится лицам, которым не назначена либо не выплачивается другая государственная пенсия. В этом случае ограничений 20% нет.

Пенсии по возрасту при неполном стаже назначаются и выплачиваются лицам, имеющим не менее 5 лет стажа работы, в период которой они подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими уплачивались страховые взносы. При этом пенсия назначается в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу работы, но не менее 50% минимального размера пенсии по возрасту, а матерям-героиням – не менее 100% мин. размера пенсии по возрасту.

При назначении пенсий при неполном стаже не применяются льготные условия по возрасту и стажу для назначения пенсий (т.е. снижение возраста и стажа).

К пенсиям по возрасту могут устанавливаться надбавки на уход:

Инвалидам I группы – 100% минимального размера пенсии по возрасту. Эта надбавка устанавливается без дополнительных условий.

Пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий и врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи – 50% минимального размера пенсии по возрасту.

— пенсионеры, не имеющие лиц, обязанных по законодательству заботиться о них: совершеннолетних детей, родителей, супругов;

— пенсионеры, имеющие совершеннолетних детей, родителей или супругов, которые в свою очередь сами являются престарелыми либо инвалидами и нуждаются по заключению МРЭК или ВКК в постоянной посторонней помощи.

Имеется перечень заболеваний, при которых одиноким пенсионерам и инвалидам 2 группы выдаются справки о постоянной посторонней помощи. Этот перечень утвержден Приказом Министра здравоохранения Республики Беларусь 19.02.93 г. № 02-6-2-2/758, в соответствии с которым справки выдаются пенсионерам и инвалидам 2 группы при значительных ограничениях самообслуживания:

— пороки сердца врожденные и приобретенные с недостаточностью кровообращения 2-3 степени; паралич или резко выраженный парез одной конечности;

— гипертоническая болезнь 3 стадии.

Установление надбавки на уход лицам, достигшим 80-летнего возраста, а также инвалидам I группы производится по материалам пенсионного дела без истребования каких-либо дополнительных документов.

Для установления надбавки на уход к пенсиям иных лиц необходимо их письменное заявление с приложением справки МРЭК или ВКК, подтверждающей факт нуждаемости в постоянной посторонней помощи, справки ЖЭУ о составе семьи. Органы социальной защиты прилагают к заявлению составленный ими акт проверки сообщенных пенсионером сведений.

К пенсиям лиц, находящихся на полном государственном обеспечении, надбавка на уход не устанавливается.

При наличии права на надбавку на уход по различным основаниям, надбавка начисляется по одному из указанных оснований.

Пенсия по возрасту назначается пожизненно независимо от состояния трудоспособности.

3. Льготные основания назначения пенсии состоят в том, что считается возраст выхода на пенсию и сокращается трудовой стаж. Возможно снижение возраста и без сокращения стажа. При этом в расчет берется как общий, так и специальный трудовой стаж либо только общий стаж.

Пенсии по возрасту на льготных условиях – это пенсии, назначаемые за работу с особыми условиями труда, состоянием здоровья, семейным положением.

Пенсии в зависимости от условий труда устанавливаются значительному кругу лиц, занятых на работах, носящих тяжелый и вредный характер. Право на такую пенсию независимо от места последней работы имеют:

— работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, при наличии общего стажа не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год – за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

— работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда – по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 мес. на указанных работах

женщины – по достижении 50 лет, при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, не имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением возраста на 1 год – за каждый 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

— работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах – по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь – по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

— женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов – по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

— трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства: мужчины — по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

— женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

— водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них 20 лет на указанных работах; женщины – по достижении 50 лет, при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

— работники экспедиций, партий, отрядов, участников и бригад непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах: мужчины – по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе. При этом период работы непосредственно в полевых условиях в течение полугода или более полугода засчитывается за год работы, менее полугода – по фактической продолжительности;

— работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды, гранита и других полезных ископаемых, на строительстве шахт, рудников (по Списку работ и профессий) имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин – при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.

При наличии стажа на подземных работах менее 10 лет у мужчин и менее 7 лет 6 мес. у женщин и общего стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин пенсионный возраст снижается на 1 год – за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам.

При назначении пенсии за работу с особыми условиями труда применяются списки производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда (Список № 1) и список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда (Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 г. № 408).

В целях обеспечения прав граждан на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда Совет Министров принял постановление от 31 марта 1999 г. № 448 «О некоторых вопросах, касающихся аттестации рабочих мест по условиям труда», в соответствии с которым руководители субъектов хозяйствования всех форм собственности, не обеспечившие своевременное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда работников, занятых на работах, предусмотренных списками, провести ее до 1 января 2000 г. Периоды работы, в течение которых по вине нанимателя не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, засчитывается в специальный стаж для назначения досрочной пенсии с учетом заключения, подготовленного органами Государственной экспертизы условий труда при участии уполномоченных представителей отраслевых профсоюзов, о фактической занятости в условиях, предусмотренных Списками №№1, 2. При этом наниматели возмещают Фонду соц.защиты расходы на выплату пенсий, назначенных с учетом этих периодов работы в полном объеме. 29 апреля 1999 г. приказом № 29 Министерства социальной защиты Республики Беларусь утвержден Порядок возмещения расходов на выплату пенсий за работу с особыми условиями труда, назначенных с учетом периодов работы, особые условия которой не подтверждены в установленном порядке.

Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее чем по достижении 55 лет мужчинам и 50 лет женщинам) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятий, организаций, предназначенных на оплату труда до достижения работником пенсионного возраста (60 и 55 лет).

Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. В случаях простоев из-за неритмичной работы субъектов хозяйствования в специальный стаж засчитываются только те рабочие дни, в течение которых работники выполняли свои трудовые функции на работах, предусмотренных Списками. При исчислении специального стажа, дающего право на данную пенсию, количество рабочих дней, в течение которых работник, принятый на работу, предусмотренную списками, не был занят выполнением своих трудовых функций, исключается из общей продолжительности отработанного времени.

Право на льготные пенсии по состоянию здоровья имеют три категории граждан:

— военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте – мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – 50-20 лет.

— Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики – мужчины по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет, женщины – 40 — 15 лет;

— инвалиды с детства. Мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины – 50 — 20 лет.

Льготные пенсии в связи с семейным положением установлены трем категориям граждан:

1. Матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы по достижении возраста 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

2. Многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста – по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет;

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.

3. Матерям, воспитывающим детей-инвалидов (инвалидов с детства), не менее 8 лет в период до их совершеннолетия по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Отцам, воспитывающим детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия имеют право на пенсию по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на указанную пенсию в связи с ее смертью.

Пенсия по возрасту назначается независимо от состояния трудоспособности.

4. Социальные пенсии представляют собой способ материального обеспечения нетрудоспособных лиц, не имеющих по различным причинам права на трудовую пенсию. Они назначаются не в связи с прошлой общественно-полезной деятельностью гражданина. Поэтому их размеры не зависят от продолжительности трудового стажа и размера заработка гражданина, а привязаны к минимальному размеру пенсии по возрасту. Численность таких получателей пенсий составляет где-то около 2%.

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию, а именно:

— инвалидам, в том числе инвалидам с детства;

— лицам, достигшим общепенсионного возраста (м.60 лет, ж. – 55 );

— детям – в случае потери кормильца, если кормилец умер вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой и не имеет никакого стажа работы;

— детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и степень утраты их здоровья, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь. Такой перечень утвержден приказом Министерства здравоохранения 16 марта 1992 г. В зависимости от степени тяжести определенных заболеваний и патологических состояний Перечень предусматривает предоставление права на получение социальной пенсии.

Социальные пенсии назначаются в следующих размерах:

— инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп – 150% минимального размера пенсии по возрасту;

— инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), лицам достигшим м.60 и ж.55 лет, детям в случае потери кормильца на каждого ребенка – 100% минимального размера пенсии по возрасту;

— инвалидам III группы – 50% минимального размера пенсии по возрасту;

— детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой степени – 150%, второй – 175%, третьей – 200%, четвертой – 250% минимального размера пенсии по возрасту.

К социальной пенсии инвалидам I группы (в том числе инвалидам с детства), устанавливается надбавка на уход за ними в размере 100% минимального размера пенсии по возрасту.

Смотрите еще:

  • Штрафы рк 2018 год Штрафы ГИБДД 2018 года Ниже представлена таблица штрафов за наиболее частые нарушения ПДД, с которыми могут столкнуться водители. Вы можете воспользоваться формой поиска, чтобы быстро найти нужную информацию по ключу. КоАП - расшифровывается как "Кодекс об административных […]
  • Статья в нк рф госпошлина 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина […]
  • Фундаментальным физическим законом является Фундаментальным физическим законом является Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового […]
  • Приказ фсин 48 Приказ фсин 48 Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по […]
  • Приказ 185 министерства образования Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке © ООО […]
  • Возврат недвижимости от покупателя Расторжение договора купли-продажи и возврат частичной его оплаты Ситуация: был заключен договор задатка, как неотъемлемая часть договора купли-продажи складского комплекса. Задаток в размере 20% от суммы сделки был выплачен. Собственник - физ.лицо, склад в собственности более […]
  • Изменения о выходе на пенсию В Минтруде прокомментировали идею смягчить изменение пенсионного возраста для женщин В министерстве труда прокомментировали идею смягчить изменения пенсионного законодательства в части возраста выхода на пенсию женщин. Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и […]
  • Средняя ставка налога Предельная ставка налога Вернуться назад на Ставки налогов Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу). Предположим, […]