Закон в сша билль

Рубрики Полезное

Закон в сша билль

«ГИГАНТСКИЙ ШАГ ВПЕРЕД»

Билль о гражданских правах 1964 года

В июле 1964 года, после долгих месяцев ожесточенных дебатов в обеих палатах Конгресса, стал наконец законом билль о гражданских правах, в свое время предложенный покойным Президентом Кеннеди. Закон этот — один из самых важных законодательных актов в истории страны. «Гигантский шаг вперед», — так отозвался о нем Рой Уилкинс, ответственный секретарь Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения. «Ни одно законодательное мероприятие этого века не шло так далеко в деле защиты прав человека», — сказал Президент Джонсон, энергичные действия которого сыграли большую роль в принятии билля.

Многие политические деятели Юга, включая губернатора штата Алабама Уоллеса, сенатора от Джорджии Расселла и сенатора от Южной Каролины Тэрмонда, настойчиво утверждают обратное. Они заявляют, что новый закон разрешает федеральным органам вмешиваться в те вопросы, которые согласно Конституции США подлежат ведению отдельных штатов. Но эти критики оказались в меньшинстве — и в Конгрессе, и по всей стране. Опросы общественного мнения показывают, что 70 процентов американцев приветствуют закон.

Долгие дебаты в Конгрессе велись не зря: они еще раз подтверждают, что закон о гражданских правах 1964 года станет новой вехой на пути изменений традиционных социальных взаимоотношений в Соединенных Штатах. Раньше работодатель был вправе нанимать или не нанимать того или иного человека, равно как владелец магазина мог обслуживать или не обслуживать данного клиента. Единственным ограничением для того и другого были штатные и городские постановления, а в большинстве южных штатов таких ограничений вообще не существовало.

Новый закон подтвердил положение о том, что права человека — в частности, дело шло о праве оскорблять людей или чинить им препятствия из-за цвета их кожи — стоят выше права собственности и что защищать права человека будет Федеральное правительство, если их не смогут обеспечить отдельные штаты. Закон признает, однако, что устранять расовую несправедливость желательно на местном уровне, и поощряет проведение такой политики. Но если на местах не удается решить вопрос, Федеральное правительство уполномочивается новым законом использовать всю свою мощь для защиты равных прав всех американцев.

«Ни один акт Конгресса сам по себе не в состоянии покончить с дискриминацией и предрассудками, с ненавистью и несправедливостью», — сказал Президент Джонсон. В течение известного времени можно сопротивляться законам, их можно обходить, пока еще живы предрассудки, толкающие некоторых белых на политику дискриминации. Но, с другой стороны, законы в конечном счете могут изменить – да и меняют – эмоциональную и моральную обстановку и отдельного района, и всей страны. Американская история знает не один пример того, как общественное мнение признавало новые, ранее категорически отвергаемые принципы: достаточно упомянуть прогрессивный подоходный налог, избирательное право женщин, социальное обеспечение, неоспоримое ныне право трудящихся объединяться в профсоюзы и заключать коллективные договоры. Развитие в области обеспечения всем гражданских прав за последнее десятилетие свидетельствует о том, что большинство белых сознает несправедливость дискриминации. И это сознание нашло свое отражение в том тесном сотрудничестве и упорстве, с которыми лидеры Конгресса — как республиканцы, так и демократы — добивались принятия закона о гражданских правах.

Основные положения закона (документа в 15 000 слов) сводятся к следующему:

Избирательное право . Закон устанавливает стандартные для всей страны процедуры регистрации избирателей перед общенациональными выборами и запрещает должностным лицам, проводящим регистрацию, дисквалифицировать избирателей из-за незначительных ошибок, допущенных последними при заполнении регистрационного бланка. Свидетельство об окончании шести классов признается доказательством того, что избиратель грамотен и имеет право голосовать.

Эти правила заменяют издавна существующий порядок, по которому каждый штат предъявлял свои требования при регистрации избирателей, что в свою очередь приводило к дискриминации по отношению к неграм в ряде южных штатов. Данный раздел закона также уполномочивает Министерство юстиции США и возглавляющего его министра без промедления действовать через суды в случае, если такого рода дискриминация будет где-либо наблюдаться.

Места общественного обслуживания . Закон запрещает владельцам гостиниц, мотелей, ресторанов, дорожных заправочных станций и увеселительных парков отказывать в обслуживании клиентам из-за их расы. Исключение допускается лишь для маленьких туристических пансионов, в которых живет и сам владелец. Каждый, считающий, что он стал жертвой дискриминации, имеет право обратиться в федеральный суд, и Министерство юстиции может присоединиться к истцу. Если суд признает наличие дискриминации, он может наложить на виновных взыскание и приказать им покончить с дискриминацией.

Места общественного пользования . Закон требует, чтобы негры имели равный с белыми доступ в места, находящиеся в общественном владении или ведении, как например парки, плавательные бассейны и стадионы. Если лицо, желающее возбудить судебное дело о нарушении закона, не располагает достаточными средствами или слишком запугано, Министерство юстиции уполномочивается само возбудить дело для обеспечения названных прав.

Общественные учебные заведения . Закон уполномочивает Министерство юстиции возбуждать судебные иски с целью прекращения сегрегации в любой общественной школе или общественном колледже, которые отказываются принимать негров наравне с белыми учащимися. Кроме того, закон предусматривает оказание технической и финансовой помощи школьным округам для ускорения десегрегации.

Федеральная помощь . Закон запрещает проводить расовую дискриминацию во всех проектах и работах, проводимых с помощью федеральных субсидий, как-то: жилищное строительство, строительство больниц, программы социального обеспечения и т. д. Федеральным агентствам предлагается принимать шаги против дискриминации вплоть до прекращения выплаты (после соответствующего расследования) федеральных субсидий тем штатным или городским учреждениям, которые допускают дискриминацию.

Трудоустройство . Закон запрещает дискриминацию по принципу расы, пола и вероисповедания при найме рабочей силы в тех предприятиях, которые принимают участие в межштатной торговле, если таковые насчитывают более ста рабочих и служащих. То же относится к приему в профсоюзы, насчитывающие более ста членов. Указанная численность установлена для первых трех лет применения закона, после чего его действие распространится на все предприятия и профсоюзы, насчитывающие более 25 человек. Кроме того, закон предусматривает создание комиссии по расследованию всех случаев возможной дискриминации, устранения которой комиссия должна добиваться путем переговоров и убеждений. Если комиссия будет не в состоянии урегулировать конфликт, закон уполномочивает Министерство юстиции возбуждать судебные дела.

Суды . Закон предоставляет лицам, привлеченным судами штата к уголовной ответственности, — если данные лица считают, что они подвергаются дискриминации из-за расовой принадлежности, — право апеллировать в вышестоящую инстанцию федерального суда в другом штате в том случае, если местный федеральный суд отказывается принять дело к рассмотрению. (Ряд борцов за гражданские права утверждает, что в некоторых штатах суд бывает пристрастным при разборе их дел и что они иногда не могут добиться вмешательства со стороны местного федерального суда для восстановления процессуальных гарантий.) Кроме того, закон уполномочивает Министерство юстиции подавать в суд совместно с лицом, считающим, что ему отказывают в справедливом судебном разбирательстве.

Закон о гражданских правах 1964 года — далеко не первый законодательный акт, направленный против дискриминации. В 29 штатах и округе Колумбия (территория столицы страны — Вашингтона) существуют законы, запрещающие дискриминацию в частновладельческих местах общественного обслуживания. В 25 штатах имеются законы о справедливых условиях найма и в 19-ти — о запрете дискриминации в жилых районах. Но новый закон является первым, охватывающим все эти области и имеющим силу во всех штатах страны — как северных, так и южных. Несмотря на то, что кое-где конституционность закона оспаривается в судах, южные политические деятели убедительно просят население ему подчиняться. Во многих южных городах предприниматели изъявили свою готовность поступать в соответствии с новым законом.

Второго июля 1964 года Президент Джонсон подписал закон о гражданских правах. Миллионы американцев следили за церемонией подписания по телевидению. Президент при этом выступил с речью, приводимой ниже с некоторыми сокращениями.

Ровно сто восемьдесят восемь лет тому назад горсточка доблестных мужей начала борьбу за свободу.

Своей жизнью, своим достоянием, своей святой честью они поклялись не только основать новую нацию, но и выковать идеалы свободы — не только во имя политической независимости, но и во имя личной свободы — не только чтобы избавиться от чужеземного господства, но и чтобы создать господство справедливости в делах человеческих. ..

Теперь наше поколение американцев призвано продолжать бесконечные поиски справедливости в пределах нашей страны.

Мы верим, что все люди созданы равными. Однако многим отказывают в этом равенстве.

Мы верим, что все люди наделены известными неотъемлемыми, правами. Однако многие американцы не могут пользоваться этими правами.

Мы верим, что все люди вправе наслаждаться благами свободы. Однако миллионы лишены этих благ — не по своей вине, а из-за цвета их кожи.

Причины тому уходят корнями в историю, традицию, самое природу человека. Мы можем понять — понять без злобы и ненависти — как это случилось.

Но так не может продолжаться.

Это запрещает Конституция, фундамент нашей республики.

Это запрещают наши принципы свободы.

Это запрещают наши моральные основы.

Это запрещает и закон, который я подписываю.

Закон этот — результат долгих месяцев детальных обсуждений и дебатов. Предложил его более года тому назад наш любимый ныне покойный Президент Джон Ф. Кеннеди. Закон поддержали более двух третей членов Палаты Представителей и Сената, принадлежащих к обеим партиям. Огромное большинство республиканцев и демократов голосовало за него.

Закон получил глубоко обдуманную поддержку десятков тысяч общественных и религиозных деятелей во всех частях страны. Его поддержало подавляющее большинство американского народа.

Цель этого закона проста.

Он не ущемляет свободы ни одного американца, поскольку тот уважает права других.

Он только говорит, что все, кто равен перед Богом, должны быть равны у избирательной урны, в школе, на фабрике, в гостинице, ресторане, кинотеатре, во всех местах, обслуживающих население.

Его цель — поощрять нас стать еще более преданными делу свободы, упорнее добиваться справедливости, сильнее уважать человеческое достоинство.

Эту цель мы достигнем, ибо большинство американцев — законопослушные граждане, стремящиеся поступать справедливо.

Именно поэтому закон о гражданских правах в первую очередь опирается на добровольное его исполнение и лишь затем — на усилия штатных и местных властей в деле обеспечения прав своих граждан. Закон уполномочивает общенациональные органы вмешиваться только в том случае, если все остальные не могут или не хотят выполнить свой долг.

Закон о гражданских правах бросает нам вызов: мы должны приложить все усилия к тому, чтобы уничтожить в своем городе и в своем штате, в своем доме и в своем сердце последние остатки несправедливости в нашей любимой Америке. Вот почему сегодня я обращаюсь с призывом ко всем общественным и религиозным деятелям, ко всем деловым людям и работникам умственного труда, ко всем трудящимся и домохозяйкам, — обращаюсь с призывом ко всем американцам совместными усилиями добиться торжества справедливости, вселить надежду всему нашему народу — и принести мир нашей стране.

Мои сограждане! Пробил час испытаний. И нам нельзя потерпеть неудачу.

В Прибалтике встревожены подписанием Трампом билля о компенсациях жертвам холокоста

Дональд Трамп подписал закон о возвращении имущества жертв холокоста. Почему это уже вызвало шок у прибалтийских радикальных политиков и активистов факельных шествий?

Согласно новому американскому закону, госсекретарь США в течение 18 месяцев обязан отчитаться о наличии утраченного еврейского имущества в 46 странах мира. И не просто отчитаться, а вернуть его наследникам жертв геноцида. А если их не осталось, передать имущество еврейским организациям, которые занимаются сохранением памяти о холокосте. Почему в Прибалтике так переполошились после подписания Трампом этого закона, выяснял корреспондент НТВ Андрей Храмцов.

Литовская писательница Рута Ванагайте в своей книге «Наши» описывает Каунасскую резню лета 1941 года, когда евреев в городе перебили еще до прихода гитлеровских войск, чтобы вселиться в их жилье. А литовцы потом щеголяли золотыми зубами, вырванными у евреев. Сейчас, конечно, открыто хвастаться такими эпизодами истории в Прибалтике не принято. Но в Латвии каждый год проходят шествия памяти местного легиона СС. Нацистам ставят памятники, а один из депутатов сейма возьмет, да и испечет на Рождество печенье в форме свастики.

Как правило, в Вашингтоне раньше закрывали глаза на такие «шалости». Теперь, видимо, это знак, что игры с памятью пора заканчивать.

Иосиф Корен, сопредседатель латвийского антифашистского комитета: «Ради того, чтобы говорить о восстановлении исторической справедливости, надо вернуть награбленное у десятков тысяч уничтоженных людей».

Но есть в Прибалтике и другое мнение: «Мы и так уже отдали евреям все, что могли». Дело в том, что в Латвии и остальных странах Балтии законы о реституции были приняты еще несколько лет назад. Но они гарантируют возвращение недвижимости потомкам погибших евреев, а не еврейским общинам, как того добивается президент Трамп. Да и работают эти законы, прямо скажем, не очень эффективно: из 270 объектов в Латвии, подлежащих передаче общинам, пока переданы только пять.

6.3. Конституция США 1787г. и Билль о правах 1789 г.

Она закрепляла республиканскую форму правления в масштабах всей страны и в каждом штате. Но главная ее новизна состояла в особом значении положений, которым была придана сила главенствующей государственно-правовой нормы. Эта определяющая роль Конституции выражалась в том, что все законы, как общие, федеральные, так и действующие в отдельных штатах, должны соответствовать федеральной Конституции. На практике это означало, что всякие попытки изменить форму правления, осуществить раздел страны, противопоставить федеральным законам законы штатов стали расцениваться как государственная измена.
За основу устройства высшей государственной власти был принят принцип разделения властей (см. схему 63). Учредители американской конституционной системы воспринимали этот принцип через призму своих собственных представлений о государственном устройстве, обусловленных специфическими условиями США. Характерной чертой «хорошего правления» они считали «силу» законодательной власти, сосредоточенной в руках Конгресса, «энергию» исполнительной власти, возглавляемой Президентом, и «мудрость» судебной власти, осуществляемой Верховным судом и системой нижестоящих судов с участием присяжных заседателей.
Схема 63
КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г.
Конституционный надзор
Закон
Отлагательное Veto Конгресс Сенат Палата представителей Избирается на 6 лет с обновлением на 1/3 через 2 года, по 2 сенатора от штата, законодательными собраниями штатов Избирается на 2 года, по избирательным системам штатов, пропорционально белому населению штатов 4 года
Двухстепенные выборы. Число выборщиков в штате равно числу членов Конгресса от штата
Верховный суд
Президент
Пожизненное назначение Президентом с согласия 2/3 Сената (сейчас 9 судей)
Вице-президент
Основные поправки к Конституции

Следуя принципу разделения властей, учредители стремились строго разграничивать компетенцию центральных органов государственной власти. Необходимо, писал Т. Джефферсон, чтобы «полномочия государственной власти были бы так разделены и сбалансированы между несколькими правительственными органами, чтобы ни один из них не смог выйти за пределы своих законных прерогатив, находясь под эффективным контролем и сдерживаемый другими». В соответствии с этим в Конституции была предусмотрена сложная система «сдержек и противовесов», предназначенная как для взаимного сбалансирования властных полномочий государственных органов, так и для ограждения юридической самостоятельности каждой организационно выделенной ветви государственной власти.
При всем различии политических взглядов учредителей Конституции главным было умеренно-консервативное стремление «установить крепкий барьер против эксцессов
демократии», поэтому в системе «сдержек и противовесов» наиболее мощные средства нейтрализации были направлены на законодательное собрание, которое по своей природе теснее связано с избирателями, чем другие органы власти. Отсюда — стремление предотвратить «деспотизм большинства», необдуманность и поспешность его действий, стремление помешать узурпации власти народным собранием, его «тирании». Мэдисон считал необходимым разделение законодательной ветви на две разные палаты, предоставление Президенту право «вето» на законопроекты. Сама необходимость сдержек и противовесов выводилась Мэдисоном из наличия в обществе разнообразных интересов и мнений, которые взаимодействуя и сталкиваясь друг с другом, как бы погашаются в процессе противоборства и соперничества, создавая в механизме управления некое стабилизирующее устройство, обеспечивающее национальное единство и политическую свободу. Действенным такое устройство может быть лишь при его институализации, т.е. воплощении в систему конституционно-правовых средств, методов и процедур компромиссного разрешения социальных конфликтов. Исходных принципом Мэдисона была формула: «правление большинства, но при уважении прав меньшинства».
Все это нашло отражение в Конституции. Суть системы «сдержек и противовесов» состоит в том, что власть Палаты представителей сдерживается Сенатом, в котором все штаты представлены поровну. В свою очередь, Сенат лишен права бюджетной инициативы. Власть обеих палат ограничена Президентом — его правом отлагательного «вето». Полномочия же Президента лимитируются Сенатом, согласие которого требуется при на-значении министров (госсекретарей) и др. высших госслужащих.
В Конституции была предусмотрена и специальная процедура, затрудняющая ее пересмотр. При голосовании по проекту поправок требовалось квалифицированное большинство — не менее 2/3 палат конгресса и при ратификации как минимум 3/4 от всех законодательных органов штатов. Весьма парадоксально, но проблема изменения встала сразу же после принятия Конституции. В самом тексте не было ни слова о гражданских правах.
В 1789 — 1791 гг. были разработаны и одновременно приняты 10 поправок — Билль о правах. 1-я провозглашала политические свободы: слова, печати, собраний, свободу со-вести. 2-я закрепляла за гражданами право носить и хранить оружие, связывая это право с необходимостью иметь народное ополчение для защиты государства. 4-я — закрепляла право граждан на неприкосновенность личности, жилища, имущества.

День Билля о правах в США. Справка

15 декабря – День Билля о правах (Bill of Rights Day) в США. В этот день в 1791 году вступили в силу первые десять поправок к Конституции США, провозгласившие свободу слова, печати, религиозных исповеданий, собраний.

Самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время – Конституция США – была принята 17 сентября 1787 года. Она была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее на рассмотрение и утверждение «законодательным собраниям штатов».

В ходе ратификации штатами принятой Конституции был поднят вопрос о необходимости дополнения принятого текста положениями о гражданских правах. Провозгласив многие важные демократические принципы, Конституция США не воспроизвела некоторые принципиальные идеи Декларации независимости 1776 года, включив лишь общие положения о судебных и общезаконодательных гарантиях статуса и прав гражданина. В конституциях штатов гражданские права и свободы были закреплены тогда значительно шире, чем в общефедеральной. Под предлогом отсутствия в Конституции Билля о правах граждан некоторые штаты отказывались ее ратифицировать.

Отсутствие в Конституции 1787 года полного перечня прав и свобод граждан ее отцы‑основатели обосновывали различными аргументами. Одни считали, что Конституция сама по себе является Биллем о правах. Другие доказывали, что, если права и свободы являются естественными, то они не нуждаются в конституционной записи. Третьи указывали, что права и свободы уже и так закреплены конституциями отдельных штатов. Но большинство считало, что, поскольку федеральная Конституция объявлена высшим законом по отношению к конституциям штатов, включение в нее Билля о правах просто обязательно.

Еще во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Джеймс Мэдисон (1751‑1836), впоследствии 4‑й президент США, взял на себя инициативу предложить ряд поправок к Конституции ‑ Билль о правах. Этот документ заложил юридическую основу для практической реализации американской концепции гражданских прав и свобод.

Эта концепция базируется на основе античных учений о государстве и правах граждан, философии Просвещения, принципах римского права, на таких памятниках истории, как английские Великая хартия вольностей 1215 года и «Билль о правах» 1689 года, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Значительную роль в ее формировании сыграли учения известных философов ‑ англичан Джона Мильтона, Джона Локка, Томаса Гоббса, французов Жана‑Жака Руссо, Вольтера, Шарля Луи Монтескье, идеи выдающихся американских мыслителей Джона Адамса, Бенджамина Франклина, Александра Гамильтона, Томаса Джефферсона.

Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 года двенадцати поправок десять получили одобрение штатов к 15 декабря 1791 года.

Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны по своему значению для определения правового статуса американского гражданина. 1‑я поправка провозглашает свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений – партий, профсоюзов, ассоциаций и конфессий. 2‑я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ – хранить и носить оружие.

Вокруг нее идут многолетние споры, противники свободной торговли оружием добиваются ее отмены. 3‑я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; она утратила свое актуальное значение. 4‑я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещая обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии «основательных причин». Существовало большое количество толкований 4‑й поправки.

В 1928 году Верховный суд решил, что установление подслушивающей аппаратуры не противоречит ей, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилое помещение; в 1967 году новым постановлением было запрещено несанкционированное подслушивание. 5‑я поправка вводит суд присяжных, провозглашая, что «никого нельзя принудить при каком‑либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя или лишать жизни, свободы и собственности без надлежащего разбирательства». 6‑я, 7‑я и 8‑я поправки касаются процедуры судопроизводства.

На основании 8‑й поправки в разных штатах допускалась или запрещалась смертная казнь, в зависимости от того, относил ли суд данного штата смертную казнь к «жестоким или необычным наказаниям». 9‑я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в Конституцию, отменены быть не могут. Эта поправка используется сторонниками расширительного толкования всех прав. Согласно 10‑й поправке, права штатов, не переданные федеральному правительству, неприкосновенны.

Знаменитая 1‑я поправка к Конституции США, воспрещающая Конгрессу издание законов, ограничивающих свободу вероисповедания, свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству «с петициями о прекращении злоупотреблений», на самом деле была не первой. Она шла третьей по счету, а первые две поправки были при ратификации забаллотированы.

Настоящая первая поправка устанавливала отличный от нынешнего порядок пропорционального представительства в Конгрессе США. Если бы она была ратифицирована, в палате представителей заседало бы не 435 человек, как сейчас, а почти 6 тысяч.

Вторая не прошедшая изначально поправка касалась оплаты труда народных избранников. В соответствии с ней закон, меняющий размер жалованья сенаторов и конгрессменов, может вступать в силу только после очередных выборов в палату представителей. Через 203 года ее все‑таки утвердили ‑ в 1992 году, когда она была уже 27‑й по счету. Пока она остается в американской Конституции последней поправкой.

В 1941 году Верховный суд покончил с двойственным толкованием Билля о правах, постановив, что права штатов признаются лишь в пределах, установленных федеральным законом.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время, этот документ, как и сама Конституция, ничего не говорит о социально‑экономических правах и свободах. Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, детализированы в сотнях актов Конгресса. Билль о правах использовался при разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

(Дополнительный источник: РИА Новости,15.12.2001 00:06, 15 декабря ‑ День Билля о правах в США)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

«Билль о правах» (в США)

Похожие главы из других книг

Что такое «Билль о правах»? Основной закон США записан в Конституции. Это тот перечень законов, которые каждый – независимо, в каком городе или штате он живет – обязан выполнять.Когда Конституционный Конвент собрался в 1787 году, чтобы принять Конституцию, большинство

Почему так часто говорят о гражданских правах?

Почему так часто говорят о гражданских правах? Ты, конечно, часто слышишь в телевизионных новостях: «Нарушаются права человека», «В данной стране неправильно относятся к правам человека».Почему это так важно – соблюдать не только законы, но и права каждого отдельного

74. БИЛЛЬ О ПРАВАХ – ПЕРВЫЕ 10 ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ США

Билль БИЛЛЬ (англ. bill) — в Великобритании, США, Канаде и других англоязычных странах законопроект, выносимый на рассмотрение законодательных органов, а также название некоторых конституционных актов (например, Билль о правах

Билль о правах Великобритании 1689 г

Билль о правах Великобритании 1689 г БИЛЛЬ О ПРАВАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1689 г. (Bill of Rights) — один из государственных законов Англии, часть «неписаной» английской Конституции, в которую входят и такие акты, как Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Акт о

Билль о правах США

Билль о правах США БИЛЛЬ О ПРАВАХ США (Bill of Rights) — первые 10 поправок к Конституции США, принятые Конгрессом и ратифицированные штатами к 15 декабря 1791 г. Б. о п. США расценивается как демократическая реформа Конституции. В его основу положена естественно-правовая концепция

12. Закон «Об авторском праве и смежных правах»

12. Закон «Об авторском праве и смежных правах» Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351I «Об авторском праве и смежных правах» детально регламентирует отношения в сфере авторского права и смежных прав. Закон состоит из 5 разделов и 53 статей.Первый раздел «Общие положения» закрепляет

Что такое «Билль о правах»?

Что такое «Билль о правах»? Основной закон США записан в Конституции. Это тот перечень законов, которые каждый — независимо, в каком городе или штате он живет — обязан выполнять. Когда Конституционный Конвент собрался в 1787 году, чтобы принять Конституцию, большинство

Билль о правах

Билль о правах Билль о правах (англ. bill of rights, чит. рейтс) – под именем этим известен парламентский акт, увенчавший собою революцию 1688 г. После удаления Иакова II, принц Вильгельм Оранский, призванный в Англии в качестве защитника народных вольностей, не имея, по английским

Билль Билль (англ. bill, от позднелат. bulla — печать, документ с печатью), в США, Великобритании и ряде других стран, воспринявших англо-саксонскую правовую систему, проект закона, внесённого правительством или членом парламента. Прохождение каждого Б. включает несколько

Что такое «Билль о правах» и в чем его суть?

«Билль о правах» — основной юридический документ, гарантирующий личные политические права и свободы граждан США. Включает в себя первые десять поправок к Конституции США 1787 года. Они были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США и вступили в силу 15 декабря 1791 года.

В первые годы существования американского государства в тексте Конституции США не было статей, гарантирующих гражданские права. «Билль о правах» провозгласил свободу слова, печати, собраний, религиозного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности.

Первоначально «Билль о правах» рассматривался лишь как закон, защищающий граждан от произвола федеральных властей. Он восходит к британской «Великой Хартии вольностей» 1215 года, законодательно ограничившей власть короля.

В проект изначально входило 12 поправок, однако поправка, устанавливающая формулу расчёта количества депутатов в Палате представителей по результатам переписи, которая проходила бы каждые десять лет, так и не была принята. Вторая поправка, запрещающая вступление в силу законов, изменяющих размер жалования сенаторов и представителей до их переизбрания, вступила в силу только в 1992 году и стала «Двадцать седьмой поправкой».

Билль о правах использовался при разработке «Всеобщей Декларации прав человека», принятой ООН 10 декабря 1948, и других законов, гарантирующих права человека.

Что провозгласили принятые поправки?

Условно текст Билля о правах можно разделить на две части: в первой из них закреплены классические демократические права и свободы граждан, а во второй — гарантии их реализации.

1-я поправка провозглашает свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений.

2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ — хранить и носить оружие.

3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; утратила свое актуальное значение.

4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещает обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии оснований.

5-я поправка вводит право на надлежащее судебное разбирательство, право не свидетельствовать против себя, гарантию частной собственности.

6-я поправка закрепляет права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных.

7-я поправка гарантирует право на суд присяжных в гражданских делах.

9-я поправка констатирует, что права, «которыми уже пользуется народ», даже если они не вошли в конституцию, отменены быть не могут.

10-я поправка указывает, что полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых Штатов, сохраняются за штатами и гражданами.

Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г

После победы Штатов над Англией ее руководящая сила — буржуазия и крупные землевладельцы — стремится к разоружению революционной армии и переложению всех тягот восстановления экономики на плечи трудящихся. Последовали массовые манифестации недовольства, захватившие армию. Массовые народные движения со всей определенностью выявили не только слабость центральной власти, но и проистекающие из этого опасности. Буржуазия и плантаторы решились на изменение государственного строя объединившихся колоний. Это было поручено Учредительному конвенту 1787 года (24 финансиста, 2 судовладельца, 15 рабовладельцев); заседал тайно. Выработанная им конституция отражала воззрения наиболее консервативной части американской правящей элиты. Конституция 1787 года не ликвидировала политической автономии штатов. Она противопоставила ей сильную центральную власть. Конфедерация превратилась в федерацию. Основополагающим принципом был провозглашен принцип «разделения властей» (каждая из основных властей — законодательная, исполнительная и судебная — получала некоторую независимость). Политическая теория видела в этом гарантию против произвола: одна власть «сдерживает» другую.

Законодательная власть — Конгресс (2 палаты: Палата представителей, избирающаяся населением штатов каждые 2 года; представителем м.б. 25-летний гражданин США не менее 7 лет; Сенат, членов которого избирали парламенты штатов, по 2 сенатора от каждого штата, избираемых на 6 лет). Сенат с самого начала был задуман как палата, консервативная по составу, не зависящая от избирателей. Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. Палата представителей обладала правом импичмента (уголовное преследование должностного лица); она предъявляет обвинение, а судом выступает Сенат. Все законы исходят из палаты представителей, но Сенат может предлагать или согласовывать поправки к ним; прежде чем стать законом согласованный с палатами Конгресса закон, должен быть представлен Президенту США. Если он его не подписывает в течение 10 дней (исключая воскресенье), то закон считается принятым.

Глава государства и правительства (исполнительной власти) — президент США; избирался выборщиками по штатам — они подавали голоса с помощью бюллетеней; проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Президент и вице-президент (исполнял его обязанности в случае смерти или отказа президента) избирались на 4 года. «Ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или не состоявшее в гражданстве США во время утверждения этой Конституции, не может быть избрано а должность Президента;. а также лицо, не достигшее 35 лет и не прожившее 14 лет в пределах США».

Первый президент США Дж. Вашингтон согласился выставить свою кандидатуру во второй раз, но не более, создав тем самым прецедент, ныне закрепленный в законе: два срока президентства являются максимальными. Президент США — глава государства, премьер-министр правительства; верховный главнокомандующий. У президента нет законодательной инициативы — права представлять палатам готовый законопроект; его вето на Законопроект, принятый обеими палатами, может быть опрокинуто квалифицированным большинством обеих палат.

Министры не являются членами конгресса и не зависят от его решения. Но на самом деле конгресс обладал значительными возможностями давления на президента, равно как и президент не лишен возможности давления на конгресс.

Назначение на все важные посты президент производит с согласия сената, на менее важные — палаты представителей. Но увольнять своих чиновников президент может по собственному усмотрению.

Верховный федеральный суд — высшая судебная инстанция США — должен получить право пересмотра законов, принятых конгрессом при их несоответствии конституции. После соответствующего решения Верховного суда никто не может ссылаться на отвергнутый закон или быть привлеченным к ответственности на его основании. «Все преступления, за исключением «импичмента», будут подлежать суду присяжных, судебное разбирательство будет происходить в том штате, где преступление было совершено; но если оно совершено не в пределах штата, то суд происходит в том месте, которое будет указано законом Конгресса».

Власти США: право устанавливать налоги, вотировать бюджет, заключать м/н договоры и заботиться об обороне, чеканить монету, заботиться о торговле между штатами и внешней торговле.

Конгрессу воспрещалось вводить подушные подати, приостанавливать Habeas corpus act, помимо случаев открытого мятежа, вводить дворянские титулы, ущемлять свободу вероисповедания, издавать законы с обратной силой.

Власти штатов: организация собственного правительства и все местные дела, включая полицию и суд, уголовное, гражданское и процессуальное законодательство, торговля внутри штата и рабочее законодательство, небольшие собственные вооруженные силы и т. д.

Конституция разрешала правительству федерации военное вмешательство во внутренние дела штатов для подавления актов мятежа и «беспорядков».

Введение всеобщего избирательного права с очевидностью вытекало из «Декларации независимости», но противоречило интересам рабовладельческого Юга. Цензовая система вызывала возражения демократической части депутатов Севера. Остановились на том, что избирательные права получат те 120 тыс. граждан, которые выбирали законодательные палаты штатов (около 4% населения).

Конституция могла вступить в силу не иначе как после ее ратификации (утверждения) конвентами 9 штатов из 13. Между тем законодательные собрания штатов (конвенты) обратили внимание на отсутствие Билля о правах. По их требованию в конституцию 1787 года были внесены первые десять поправок в 1789 году.

1 поправка запрещала конгрессу США издавать законы, направленные на ограничение свободы слова, печати, собраний, петиций, религии.

2 поправка разрешала всем гражданам США носить оружие, так как «для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное свободное ополчение».

3, 4, 5 поправки устанавливали неприкосновенность жилища, запрещали произвольные обыски, признавали тайну переписки и, что особенно важно, разрешали гражданам отказываться от дачи показаний, могущих причинить им вред. Проникнуть в жилище и произвести обыск стало возможным не иначе как на основании «правдоподобного обвинения», подтвержденного присягой обвинителя. Из 5 поправки следовало, что бремя доказывания лежит во всех случаях на обвинителе.

. Гражданская война в США. Закон о гомстедах. Освобождение рабов. 13, 14, 15 поправки к конституции

Множество людей устремилось на Запад в надежде колонизовать земли, принадлежащие индейским племенам Америки. Туда же хлынул поток эмигрантов из Европы. Правительство США поощряло это движение. Когда население той или иной колонизуемой области достигало некоторой достаточной цифры, конгресс давал ей автономию, а спустя некоторое время — право выработать собственную конституцию, сделаться «штатом». Иногда штаты возникали в результате отделения или захватов. До 1912 года было создано 36 новых штатов. Соответственно с тем увеличивалось число членов конгресса. Существование рабовладельческой системы на Юге противоречило интересам буржуазного Севера Соединенных Штатов. Тревожило неуклонное распространение рабства за пределы его старых границ и рост абсолютной численности рабов. Наибольшее негодование рабство негров вызывало в народе. Рабочие, кроме того, справедливо опасались проникновения дешевого труда негров в промышленность; фермеры видели в плантаторе злейшего конкурента, и расхитителя свободной, еще незанятой земли. Борьба между Севером и Югом была борьбой двух социальных систем — системы рабства и системы свободного труда; обе системы не могли более мирно существовать бок о бок. Дело окончилось гражданской войной (1861-1864 гг.). Победил промышленный Север. Перелом в ходе войны наступил, когда правительство, руководимое президентом Авраамом Линкольном, решилось на издание так называемого Акта о гомстедах, которым каждому желающему было предоставлено право занять участок величиной в 160 акров за счет неосвоенных земель Запада. Этот акт увеличил силы северной армии — появился могучий стимул. Прокламация об освобождении рабов 1863 года — «все лица, считавшиеся рабами. отныне и в дальнейшем свободны, и исполнительная власть США будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц».

Победа Севера привела к ликвидации рабства. Восторжествовал так называемый американский путь развития в сельском хозяйстве, при котором преобладание принадлежит не плантатору-рабовладельцу, а капиталистического фермеру. Но негры земли не получили; они стали арендаторами-издольщиками, полурабами, полусвободными. Усилия бывших хозяев были направлены на то, чтобы фактическое положение негров не изменилось. На это были нацелены постановления так называемых Черных кодексов, изданных парламентами южных штатов:

— негры, не имевшие работы, признавались «бродягами», за что суды назначали штрафы, а при их неуплате — принудительные работы на плантациях. Так возникло «уголовное рабство», уносившее в могилу 48% осужденных; страх перед обвинением в бродяжничестве вынуждал негра принимать любую работу за любое вознаграждение;

— неграм запретили занятие ремесленными профессиями или торговлей: им оставались только плантации и услужение;

— негры, не достигшие 18 лет, насильственно отдавались в «ученичество» белым хозяевам.

13, 14, 15 поправки к Конституции были приняты в осуществление программы действий, направленных на освобождение негров, на уравнение (пусть и формальное), статуса негров к статусу белых, на отмену «черных кодексов».

13 поправка 1865 года — в США не будет рабства, подневольных работ, за исключением случаев наказания за преступление.

14 поправка 1868 года — «лица, рожденные или натурализованные в США, считаются гражданами США и тех штатов, где они проживают». Издание законов, умаляющих права и привилегии граждан США, запрещается. Никакой штат не может лишать кого-либо жизни, свободы или собственности без должной правовой (судебной) процедуры. Участники мятежей не имели права голосовать, быть сенатором или представителем в Конгрессе, занимать гражданскую или военную должность. Однако Конгресс 2/3 голосов каждой палаты может отменить указанное ограничение права.

15 поправка 1870 года — право граждан США на участи в выборах не будет отрицаться или ограничиваться США или отдельными штатами под предлогом расы, цвета кожи или прежнего рабского состояния.

Игнорируя XIV и XV поправки к американской конституции, южные штаты блокировали участие негров в выборе должностных лиц не только в своих штатах, но и в конгресс федерации. Сделано это было введением ценза грамотности и разного рода унизительными экзаменами для черных. Негров, желавших участия в политической жизни, подвергали так называемым «судам Линча», что было незаконно, к чему постоянно прибегала и террористическая организация, известная под названием «Ку-клукс-клана». По законам южных штатов, распространившимся на всю Америку, негры должны были селиться в особых кварталах, ездить в особых вагонах, посещать школы для черных и т. д. Браки между белыми и черными были невозможны, поскольку вызывали уголовное преследование.

Верховный суд остановился на формуле «раздельное, но равное», что было на деле прикрытием фактического неравенства школ, больниц, жилых домов и даже вагонов, предназначенных для негров и белых. В 1898 году Верховный суд признавал конституционными ограничения избирательных прав негров.

И только в 1954 году Верховный суд США (председатель Уоррен) признал формулу «раздельное, но равное» противоречащей Конституции и отменил ее. Вслед за этим Верховный суд отменил и другие правовые ограничения негров и цветных.

Смотрите еще:

  • Челябинск нотариус калининский Челябинск нотариус калининский Челябинский городской нотариальный округ Оформление наследственных дел в городе Челябинске после смерти наследодателей, умерших до 01.01.2005 г., наследственные дела после смерти которых НЕ ЗАВОДИЛИСЬ, распределены по месту и дате открытия […]
  • Приказ 830 О ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И РАБОТНИКОВ КУХОНЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ РАЙОННЫХ И РАЙОННЫХ БОЛЬНИЦ, УЧАСТКОВЫХ БОЛЬНИЦ, АМБУЛАТОРИЙ И ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИХ ПУНКТОВ В целях дальнейшего улучшения лечебно-профилактической помощи сельскому населению и более рационального […]
  • Заявление на поездку в лагерь Заявление на поездку в лагерь 8 (495) 974-02-25 (многокан.) 8 (925) 505-12-36 (моб.) 8 (800) 775-83-46 бесплатный для регионов Необходимые документы для выезда детей в лагерь в Венгрии «АКВАЛЭНД»: Заграничный паспорт , действительный в течение 3-х месяцев с момента […]
  • Опека г прокопьевска Департамент образования и науки Кемеровской области Подробная структура разделов сайта Помощь в использовании сайта Раздел посвящен празднованию 70-летия Великой Победы. Все новостные материалы по мере их выхода собраны в едином разделе на сайте, система поиска позволяет […]
  • Заслонка воздушная коллектора Mazda 6 2.0 AT хетч › Бортжурнал › Заслонки во впускном коллекторе. Разбираемся и проверяем. Приветствую всех интересующихся.Итак. Вы удивитесь, но Во впускном коллекторе — есть целых две двигающихся заслонки. Правильная их работа — крайне важна. А неправильная работа — будет […]
  • Оформить росденьги Займ РосДеньги, отзывы клиентов, условия, получить деньги Микрофинансовых организаций сегодня много, но серьезных компаний, которые могут легко похвастать полноценной работой и отсутствием большого количества клиентов-должников, практически нет. Но это не про МФО «РосДеньги». […]
  • Приказ 185 п 70 Обязан-ли водитель выйти из машины по требованию инспектора? В каких случаях это требование законно. Нет, только предложить выйти в некоторых ситуациях. - необходимо устранить технические неисправности ТС; - нарушение правил перевозки грузов; - наличие у водителя признаков […]
  • Как выплачивают пособие на двойню Какие выплаты положены родителям при рождении двойни У каждой женщины есть право на оформление декретного отпуска и получение его оплаты в соответствии с действующим законодательством. Основная цель таится в восстановительном периоде после родов и возмещении заработной платы. […]