Учебное пособие ксе

Рубрики Полезное

Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Логика познания и методология естественных наук 7
1.1. Наука — часть культуры 7
1.2. Формирование критерия научности 13
1.3. Методы естествознания, всеобщность его законов. Системный подход 18
1.4. Понятия «научная программа» и «научная картина мира» . 26
1.5. Математическая научная программа в развитии 31
1.6. Понятия «научная парадигма» и «научная революция» 33
1.7. Оценки научных успехов и достижений 37
1.8. Современная научно-техническая революция: достижения и проблемы 39
Глава 2. Понятия пространства, времени и материи.
Фундаментальные взаимодействия 44
2.1. Понятие «пространство» 44
2.2. Масштабы расстояний во Вселенной.
Методы оценок размеров и расстояний 48
2.3. Понятие «время» в своем развитии 56
2.4. Временные масштабы во Вселенной.
Методы измерения времени 60
2.5. Структурные уровни организации материи 68
2.6. Понятие «поле». Уравнения Максвелла.
Свет — электромагнитная волна 71
2.7. Типы фундаментальных взаимодействий в физике 76
2.8. Попытки построения Теории Всего Сущего 80
Глава 3. Мироздание в свете классической механистической парадигмы 89
3.1. Модель материальной точки и законы классической механики 89
3.2. Масса инертная и гравитационная. Принцип эквивалентности 94
3.3. Движения планет и законы Кеплера 96
3.4. Закон всемирного тяготения 98
3.5. Связь законов сохранения со свойствами пространства и времени 104
3.6. Колебания и волны в природе и их описание.
Гармонический осциллятор 108
3.7. Распространение звука в средах
и реакция организма на звуковые волны 115
3.8. Описание волновых процессов. Типы и свойства волн.
Спектр и его анализ 118
3.9. Эффект Доплера, его исследование и значение для науки. 122
3.10. Явление резонанса. Резонансы в движении планет 126
Глава 4. Концепции классической термодинамики
и статистической механики 131
4.1. Теплота, температура и механический эквивалент теплоты 131
4.2. Понятие «внутренняя энергия».
Первое начало термодинамики 136
4.3. Преобразование тепловой энергии в механическую работу 140
4.4. Понятие «энтропия».
Суть спора о «тепловой смерти Вселенной» 143
4.5. Начала термодинамики. Энтропия и вероятность.
Принцип Больцмана 148
4.6. Микро- и макропеременные в описании систем. Основные модели 151
4.7. Основные положения молекулярно-кинетической теории
и эмпирические газовые законы 153
4.8. Связь параметров газа с его микроструктурой.
Распределение Максвелла 155
4.9. Распределение частиц газа во внешнем поле и в атмосферах планет 159
4.10. Понятие «флуктуация» и точность измерений 161
4.11. Процессы обратимые и необратимые.
Принцип локального равновесия 163
Глава 5. Концепции строения и корпускулярно-волновой дуализм материи 169
5.1. Ограниченность законов классической оптики.
Измерение скорости света 169
5.2. Волновые свойства света.
Спектр электромагнитного излучения 176
5.3. Явление дисперсии сред
и доказательство материального единства мира 181
5.4. Законы теплового излучения, кризис классической
теории и появление квантовой гипотезы 185
5.5. Открытие электрона и радиоактивности.
Рождение представлений о сложном строении атома 189
5.6. Планетарная модель строения атома.
Современная наука и постулаты Бора 193
5.7. Корпускулярные свойства света.
Фотоны Эйнштейна и доказательство их реальности 199
5.8. Поглощение и испускание квантов света.
Спонтанное и вынужденное излучения 202
5.9. Корпускулярно-волновые свойства вещества и значение их открытия 204
Глава 6. Концепции взаимодействий и структур в микромире 208
6.1. Описание движения микрочастиц.
Принципы дополнительности и причинности 208
6.2. Принципы соответствия и неопределенности.
Роль прибора и процесса измерения в квантовой механике 213
6.3. Строение химических элементов и понимание Периодической таблицы Менделеева 218
6.4. Радиоактивные элементы и возможности превращения элементов 224
6.5. Представления о строении атомного ядра 234
6.6. Элементарные частицы и проблема поиска «первичных объектов» 239
Глава 7. Концепции строения вещества (от микромира к макромиру) 245
7.1. Представление о строении молекул 245
7.2. Развитие представлений о составе веществ. Законы стехиометрии 251
7.3. Развитие структурной химии 256
7.4. Строение веществ в разных агрегатных состояниях 261
7.5. Строение и свойства металлов 268
7.6. Структура и уникальные свойства воды 275
7.7. Строение и свойства атома углерода, определившие его роль в природе 278
Глава 8. Концепции процессов и возможности управления ими 283
8.1. Химический катализ и методы управления химическими процессами 283
8.2. Цепные реакции и свободные радикалы 289
8.3. Особенности растворения в воде различных веществ 291
8.4. Процессы диффузии и осмоса, их роль в клеточных мембранах 299
8.5. Понятия фазы и фазового перехода. Фазовые переходы первого и второго рода 303
8.6. Сверхтекучесть и сверхпроводимость 308
8.7. Возникновение самоорганизации в неравновесных системах. Понятие обратных связей 314
Глава 9. Концепции строения, эволюционных процессов
и зарождения структур в мире звезд 319
9.1. Строение типичной звезды. Источники энергии Солнца и звезд 319
9.2. Звезды, их характеристики и эволюция 325
9.3. Переменные звезды и их эволюция. Конечные стадии эволюции звезд и Солнца 333
9.4. Галактика, ее форма и строение. Солнечная система в Галактике 338
9.5. Многообразие мира галактик. Содержание и значение закона Хаббла 344
9.6. Сценарий стационарной Вселенной и «Космология Большого Взрыва» 351
9.7. Рождение частиц по современной модели развития Вселенной 357
9.8. Модель инфляционной Вселенной.
Возникновение во Вселенной крупномасштабных неоднородностей 360
Глава 10. Концепции строения, эволюционных процессов
и зарождения структур в мире планет 368
10.1. Элементы планетной космогонии 368
10.2. Формирование малых тел Солнечной системы, Луны и Земли.
Движения Земли, строение геосфер и изучение процессов 376
10.3. Распространенность и круговороты химических элементов на Земле 385
10.4. Модели появления геологических структур на поверхности Земли 391
10.5. Геохронологическая шкала эволюции Земли 402
10.6. Самоорганизация при образовании планет
и взаимодействии геосфер 407
Глава 11. Основные формы, свойства и уровни организации живой
материи. Молекулярный уровень 415
11.1. Общая характеристика науки о живом и развитие традиционной биологии 415
11.2. Основные свойства живой материи 421
11.3. Уровни организации живой природы на Земле 426
11.4. Молекулярно-генетический уровень организации живой материи.
Строение и структура макромолекул белков 429
11.5. Установление строения и структуры молекул ДНК и РНК 435
11.6. Молекулярные механизмы генетической репродукции, синтеза белка и изменчивости 439
11.7. Молекулярный механизм процессов обмена веществ и энергии 452
11.8. Молекулярные основы воспроизведения генетической
информации и осуществления связи между клетками 458
Глава 12. Онтогенетический уровень организации жизни.
Концепции эволюционной биологии 465
12.1. Основные положения клеточной теории, методы изучения состава клетки 465
12.2. Строение и функции основных органелл клетки 472
12.3. Функции клеточных мембран. Работа «ионного насоса» 477
12.4. Процессы фотосинтеза и клеточного дыхания 480
12.5. Формирование идей эволюции в биологии 488
12.6. Понятие о неодарвинизме и синтетической теории эволюции 493
12.7. Понятия микро- и макроэволюции.
Естественный отбор — направляющий фактор эволюции 498
12.8. Основные гипотезы происхождения живого 502
12.9. Концепция происхождения живого по гипотезе Опарина —Холдейна 508
12.10. Современная оценка концепции биохимической эволюции в биологии 512
Глава 13. Концепции самоорганизации и моделирования
процессов в сложных системах 519
13.1. Возникновение упорядоченности в гидродинамике.
Понятия аттрактора и динамического хаоса 519
13.2. Порядок и хаос в больших системах. Понятие фрактала 524
13.3.Пороговый характер самоорганизации и представление о теории катастроф 528
13.4. Математические закономерности эволюции. Понятие бифуркации 531
13.5. Синергетика — новый научный метод 535
13.6. Эволюционная химия.
Возникновение упорядоченности в химических реакциях 539
13.7. Возникновение самоорганизации в морфогенезе 543
13.8. Моделирование отношений между трофическими уровнями в биоценозах 546
13.9. Элементы теории самоорганизованной критичности 551
Глава 14. Концепции строения и функционирования
на биосферном уровне организации живой материи 557
14.1. Биосферный уровень организации жизни.
Основы учения В.И.Вернадского о биосфере 557
14.2. Распределение на Земле солнечной энергии. Биотический круговорот 562
14.3. Связи между организмами в экосистеме 568
14.4. Самоорганизация в формировании климата 572
14.5. Концепции эволюции растительного и животного мира . 579
14.6. Человек — качественно новая ступень развития биосферы 584
14.7. Концепции коэволюции и ноосферы 588
14.8. Естественно-научная картина мира и общественная мысль 593
Заключение 600
Список литературы 602

Естествознание — неотъемлемый компонент культуры, определяющий мировоззрение человека. Научное мировоззрение обеспечивает восприятие достижений науки обществом и устойчивость к манипуляциям общественным сознанием. Рациональный метод, сформировавшийся в рамках естественных наук, проникает и в гуманитарную сферу, и в общественную жизнь. Он существенно дополняет художественный метод познания действительности.
В 70-е годы XX в. шли философские споры о системном подходе наук к своим объектам. Такой подход требовался в общественных науках, которые перешли к рассмотрению сложных, многоуровневых систем. Облик естествознания менялся в общекультурном и историческом контекстах.
Современная научная картина мира отличается сложностью рассматриваемых систем. Так, с помощью ЭВМ решаются задачи, которые не могли быть решены четверть века назад. Оказалось, что в сложных системах вдали от равновесия могут возникать из хаоса упорядоченные состояния. Хаос стал выступать созидательным началом, конструктивным и обязательным механизмом эволюции. В настоящее время обществу необходимо решать сложные задачи выхода из многочисленных кризисов, причем пути выхода не должны быть катастрофическими, фактически — это задачи балансировки между рисками и безопасностью. Проблемы выбора стратегии связывают с нелинейной динамикой, разработавшей различные пути перехода от хаоса к порядку. Явления самоорганизации начали изучаться в естествознании, экологии, экономике. Будущие специалисты во многих областях должны получить представление о современной научной картине мира.
Актуальность курса «Концепции современного естествознания» созвучна потребностям в целостном взгляде на окружающий мир. Данная дисциплина введена в учебные планы более чем сорока социально-экономических и гуманитарных специальностей вузов. Она является продуктом междисциплинарного синтеза, основанного на эволюционно-синергетическом подходе. К настоящему времени в основном определились цели, содержание и структура курса.
Предлагаемое учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Методологические установки и релятивистское миропонимание включены в главы, посвященные формированию научных программ и картин мира, понятий времени, пространства, движения и, конечно, космологии. Курс построен без традиционного деления на отдельные дисциплины и направлен на создание единой картины мира, которая включает терминологию, язык, сложившиеся понятия и современные достижения. Для удобства пользования пособием выделено 14 глав по основным темам.
Сначала в главе 1 рассматриваются вопросы логики познания, научного метода, процессов формирования картин мира и научных программ. Показано, как человек сумел расширить границы непосредственного восприятия мира, создавая методы, приборы, проникая и в микромир, и в космос; как он сумел узнать и, сопоставляя, измерить этот огромный мир. Рассмотрены изменения представлений о пространстве, времени и движении от Декарта, Галилея и Ньютона до Эйнштейна и его последователей. В главе 2 обсуждаются масштабы Вселенной и ее объектов в пространстве и во времени, иерархическое строение материи и фундаментальные взаимодействия. В главе 3 вводятся простейшие модели для описания движений изолированных систем. С помощью этих моделей описываются движения в макро- и мегамире; обсуждаются концепции детерминизма и причинности классической физики. Отмечено, что единство природы и универсальность ее законов наиболее ярко проявляются в колебательных и волновых процессах. Показано, как законы сохранения и принципы симметрии приобретают столь значимый статус в описании и восприятии природы человеком, как успехи точного естествознания повлияли на формирование понятий экономической теории. Выделена роль закона тяготения в становлении идеи единства материального мира.
Глава 4 посвящена динамическим и статистическим закономерностям окружающего мира. Фактически это — переход от использования простейших классических моделей к сложным системам, когда необходимо сопоставлять микроскопическое описание систем с макроскопическим, когда модельные параметры на микроуровне сопоставляются с характеристиками сложной системы. Обсуждены начала термодинамики и основные понятия: теплота, равновесие, внутренняя энергия, энтропия. Глава 5 посвящена концепции атомизма и ее приложению к организации материи в микро- и макромире. На примере корпускулярно-волнового дуализма света и вещества продемонстрирован переход от наглядного моделирования объектов мира к их объединению. В главе 6 рассмотрены особенности взаимодействий и структур в микромире. Уделено особое внимание мировоззренческим установкам так называемого неклассического описания мира, когда понятие вероятности становится основным. В главе 7 дается описание строения вещества от микрочастиц до объектов макромира, а в главе 8 — концепции взаимодействий и структур
объектов микро- и макромира, связанных с изменениями состояний и процессами.
В главе 9 детально рассмотрены процессы в мегамире — звезды, галактики, Вселенная. Обсуждаются концепции эволюции во Вселенной. В главе 10 представлена космогония тел Солнечной системы, геологическая и геохимическая история нашей планеты и ее спутника — Луны.
Затем (глава 11) рассмотрены основные формы, свойства и уровни организации жизни на Земле, более подробно представлены развитие биологии как науки о живой материи и традиционной и физико-химической биологии. Обсуждается самый глубинный уровень организации живого — молекулярно-генетический. Глава 12 посвящена онтогенетическому уровню организации жизни. Обсуждаются различные подуровни (клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный, видовой), а также концепции эволюции в науке о живом и биохимические процессы, приведшие к зарождению жизни. Выделены аналогии при изучении природных систем как систем сложных. В соответствии с общей направленностью курса после описания объектов природы, их строения и функций рассмотрены особенности их эволюции.
В главе 13 изложены основы концепции самоорганизации и построения теории описания неравновесных процессов в сложных системах. Показана роль обратных связей в организации процессов, происходящих в сложных системах, далеких от равновесия. Рассмотрены примеры возникновения самоорганизации материи в разных предметных областях. Дано представление о междисциплинарном подходе к изучению сложных систем — синергетике, теории диссипатичных процессов и теории катастроф.
В заключительной главе представлены концепции эволюционных процессов в сложной системе — биосфере Земли. Рассмотрены явления самоорганизации и инертности человеческого общества и концепция коэволюции, взаимодействия внутри сложных систем, соотношения в сообществах и возможности компьютерного моделирования. Дана характеристика антропному принципу и космическому значению возникновения жизни на Земле.
Общепризнано, что образование, культура, наука — краеугольные камни развития общества. По отношению государства к этим трем сферам легко представить себе его будущее. Страна, недооценивающая роль указанных сфер, обречена на прозябание в постиндустриальном мире.
В 1992 г. состоялась беспрецедентная по масштабу и уровню Международная конференция по устойчивому развитию, на которой было признано, что существующая парадигма развития цивилизации должна быть кардинально изменена. В принятом участниками конференции (в том числе главами правительств и государств) документе «Повестка дня на XXI век» было признано,
что «развитие будет устойчивым», если «удовлетворяются потребности ныне живущих поколений без лишения возможности последующих поколений удовлетворять свои потребности». Но конкретные меры достижения как на этой, так и на последующей (Киото, 1997) конференции были далеки от практической реализации. Пропаганде концепции устойчивого развития много внимания уделял председатель Сибирского отделения РАН академик В.А. Коптюг. В одном из своих выступлений на Международном конгрессе «Наука и образование на пороге XXI века» он отметил: «Всплеск в последнее время астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматьи также не может не сказаться на формировании сознания россиян, которым предстоит жить в XXIв. Если мы хотим, чтобы представители общества действительно принадлежали к роду homosapiens, то система образования должна на всех этапах содействовать развитию самостоятельного мышления, критического анализа и формированию духовного стержня».
Исторический подход и использование аналогий при формировании современной картины мира важны для мировоззрения, оценки «масштаба» теорий, формирования образов, охватывающих естественно-научную картину мира, т. е. усвоения новых идей обществом. Учебное пособие дает не набор догм, а опыт отбора гипотез, развивает творческое мышление, пробуждает тягу к выработке собственного мнения относительно тех или иных несоответствий теории и опытов, к личному активному участию в формировании современной картины явления.
Книга стала призером конкурса учебников и учебных пособий нового поколения по данной дисциплине, проводимого Министерством образования Российской Федерации в 2001 г.
Пятое издание в сочетании с мультимедийным учебником автора было удостоено Большой Золотой медали на конкурсе Международной выставки-ярмарки «Учсиб-2005».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закрыта последняя страница книги.
Даже если Вы читали ее для того, чтобы грамотно ответить на экзамене, автор надеется, что книга не только способствовала расширению кругозора, но и оказала эмоциональное воздействие, пробудила живой интерес к познанию мира и осмыслению его устройства. Как писал Сенека, «кто мудр, тот смотрит на замысел, а не на исход. Досуг без занятий наукой — смерть и погребение заживо».
Без знания современной науки, без освоения ее идей, языка и методов невозможно принятие ответственных решений, которые требуются для управляемого развития. Как-то Станислав Лем подчеркнул, что «общая тенденция, заметная буквально повсюду, в том числе и в США, такова, что возрастающей сложности государственных, социальных, технических, наконец, глобальных проблем сопутствует явное снижение уровня компетентности правящих».
Многочисленные кризисы, как и экологический кризис, поставивший нашу планету на грань катастрофы, возникли не из-за развития науки и техники, а из-за недостаточного распространения знания и культуры, в силу безответственности решений некомпетентных руководителей, равнодушия и бесконтрольного развития человеческих потребностей. Поэтому люди, собирающиеся стать управленцами, экономистами или юристами, должны понимать естественно-научную сущность анализируемых объектов, проблем и современных технологий. Сказанные ранее слова А. Эйнштейна дополняют эту мысль: «Ограничение области знания лишь небольшой группой людей ослабляет философский дух народа и ведет к духовному обнищанию».
Общество ответственно за формирование реальных ценностей развития науки и техники, за воспитание нравственных устоев будущего человечества. Сейчас важно, чтобы научные разработки были восприняты обществом и востребованы им. Создание научной общественности должно быть одной из важнейших задач в обучении молодежи, поскольку восприятие достижений науки зависит от сознания общества больше, чем от самих достижений. Это особенно актуально в наше время, когда в условиях свободы слова средства массовой информации обеспечивают нас сенсациями на любой вкус. Только общественность, умеющая правильно
600

оценить достижение и отличить его от ложного успеха, может помочь науке развиваться по правильному пути.
Синергетике уже тридцать лет, это всего на порядок меньше, чем классическому естествознанию, если отсчитывать его рождение с периода Нового Времени, Галилея, Кеплера и Ньютона. Но мы уже мыслим иначе, нас интересует не устоявшееся и застывшее, а становящееся и возникающее. «В любых сложных системах наблюдается периодическое чередование стадий эволюции и инволюции, свертывания и развертывания, схождения к центру и частичного распада. И аналогии с историческими свидетельствами о циклах процветания и гибели цивилизаций, с циклами Кондратьева, колебательными режимами Гэлбрайта, этногенетичес-кими ритмами Л.Н.Гумилева», — отмечают известный математик С. П. Курдюмов и философ Е. Н. Князева. Следуя за современными моделями естествознания, синергетическими моделями, возможно строить прогнозы на будущее. Причем прогнозы грамотные, отличные от пути блуждания через пробы и тупики.
Ф.М.Достоевский писал: «Нравственный и образованный народ составляет великую и справедливую цель, достойную великой нации. Нравственное стремление, просвещение не только высшая, но, может быть, самая выгодная политика для великой нации именно потому, что она великая. Политика текущей практичности и беспрерывного бросания себя туда, где повыгоднее, где понасущнее, изобличает мелочь, внутреннее бессилие государства. Ум практической и насущной выгоды всегда оказывается ниже правды и чести, а правда и честь всегда кончали тем, что торжествовали. » В заключение приведу выдержку из книги Д. И. Менделеева «Заветные мысли»: «Нам особенно нужны образованные люди, близко знающие русскую природу, т. е. всю русскую действительность для того, чтобы мы смогли сделать настоящие, самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Эти мысли должны соответствовать реформам системы образования.

Так что, учитесь, делайте выводы, ставьте в своей единственной жизни достойные цели.

УДК 50(075.8)
ББК 20я73
Д 79
Рецензенты:
акад. В.М. Титов (Институт гидродинамики им. М.А.Лаврентьева
Сибирского отделения РАН);
проф. С. М. Репинский (Институт физики полупроводников
Сибирского отделения РАН);
проф. П. Е. Твердохлеб (Институт автоматики и электрометрии
Сибирского отделения РАН)
Дубнищева Т.Я.
Д79 Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Яковлевна Дубнищева. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
ISBN 5-7695-2416-2
В пособии через научные картины мира и программы гармонично согласованы вопросы истории науки и культуры с вопросами развития естественных наук. При изложении материала использованы системный подход, идеи синергетики и глобального эволюционизма, что способствует формированию целостного мировоззрения. Основные понятия, концепции и законы даны в развитии, показана независимость процесса познания, дающая навыки самостоятельных суждений и способствующая развитию ассоциативного мышления и формированию творческой личности.
Для студентов высших учебных заведений.
УДК 50(075.8)
ББК 20я73
© Дубнищева Т.Я., 2003
© Дубнищева Т.Я., 2006, с изменениями
и дополнениями
© Издательский центр «Академия», 2003
ISBN 5-7695-2416-2;
© Издательский центр «Академия», 2006
.

КСЕ УЧЕБНИК

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

д-р физ.-мат. наук, проф. И.Я. Никифоров

Н 27 Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Ю.М. Наследников, И.Г. Попова, Т.И. Гребенюк, И.В. Мардасова, А.Я. Шполянский. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. – 135 с.

Цель пособия — оказать помощь студентам в изучении дисциплины «Концепции современного естествознания».

В пособие включены методические указания по изучению дисциплины, самостоятельной подготовке ко всем видам аудиторных занятий, структуре и оформлению контрольных заданий студентами заочной формы обучения; тематический план и структура дисциплины; структурный конспект лекций, задающий структуру семинарских занятий, а так же структуру опорных вопросов и тестов к экзамену (зачету), темы контрольных заданий для заочников..

Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения эконо- мико-управленческих и социогуманитарных направлений квалификации: бакалавр.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Донского государственного технического университета

Научный редактор канд. физ.-мат. наук, проф. Ю.М. Наследников.

© Наследников Ю.М., Попова И.Г.,

Гребенюк Т.И., Мардасова И.В.,

Шполянский А.Я., 2013

© Издательский центр ДГТУ, 2013

Всему, что необходимо знать, научить невозможно. Учитель может сделать только одно – указать дорогу.

Наполеон говорил, что маленький чертеж он предпочитает пространному объяснению.

А. Эйнштейн считал признаком истинности теории простоту и стройность.

Оба суждения великих сходятся в одном: истинное знание всегда просто и четко. Так проявляется любая суть.

Очевидно, что и естественнонаучная истина проста – сложен путь к истине. Другой важный момент: истина системна и конкретна. Система – это главная связь. Общее естествознание – это поиск сущности природы. От общей к любой подчиненной связи – таков путь познания.

Конкретная связь всегда доступна изображению: наглядному, образному и через связь понятий. По этому принципу и построено наше учебное пособие: на основе системных моделей в виде соответствующих таблиц, схем, ключевых понятий и концептуальных программ.

Однако, пока нам приоткрыты только 4-5% материи и энергии, а загадки «темной материи» и «темной энергии» только задаются астрофизикой и космологией. Движение к конкретной и системной истине осуществляется через мегапроектные эксперименты международного и национального характера, в частности, с помощью Большого адронного коллайдера (БАК) и целого ряда новых астрофизических проектов и приборов и ракетно-космической техники. Структурно-системная иерархичность общих уровней материи в рамках микро-, макро- и мегамиров явно стремится к целостности как в рамках холизма, когда целое доминирует, предшествует своим частям, так и редукционизма, в котором единое расщепляется на части, понимаемые более первичными, предшествующими целому.

Важно понимать, что материя и сознание – парные фундаментальные понятия, то же самое, что объективная реальность и субъективная реальность соответственно.

Эта фундаментальная двусторонность объективной и субъективной реальностей и обусловила компетентностный подход к образованию вместо традиционных ЗУНов (знания, умения, навыки). Конечно, структура «компетенции» опирается прежде всего на знания, но в рамках как объективной, так и субъективной реальностей.

Определенный субъективизм понимания, действия и бытия человека, как существа трехстороннего – «биосоциокультурного» задает модульную структуру учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) и определяет особую роль самостоятельной работы студентов, которая организуется на основе всех видов аудиторных занятий и дополнительных консультаций. Очевидно, что обучаемый помимо лекций и учебного пособия может проработать материал курса и в рамках, по крайней мере, основной

литературы, приведенной в пособии. Мы считаем полезным использование наших учебных пособий, подготовленных для квалификации «специалист», а также электронного ресурса УМКД по дисциплине КСЕ (№ГР15393). Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/ . Электронный ресурс УМКД в форме электронного конспекта лекций особенно полезен студентам заочной формы обучения при подготовке контрольных заданий реферативного характера, а также студентам очной формы обучения при подготовке к семинарским и лабораторным занятиям. В настоящее время конспект лекций сокращен и структурно упорядочен в рамках УМКД для квалификации «бакалавр». Режим доступа такой же: http://de.dstu.edu.ru/ .

В современном компетентностном подходе к образованию полезно знать терминологическую двойственность англоязычного термина «competence» в русском языке- «компетенция» и компетентность несущих разную смысловую окраску.

Под компетенцией мы подразумеваем наперед заданное требование к образовательной подготовке выпускника бакалавриата, специалитета или магистратуры, совокупность качеств личности, определяющих эффективное исполнение деятельности в определенной области.

Компетентность – обладание компетенцией, т.е. наличие у личности совокупности характеристик, определяющих эффективность и самостоятельность исполнения деятельности.

Двустороннее взаимодействие компетенций и компетентности при изучении учебного курса КСЕ реализуется в рамках основополагающей концепции курса КСЕ: коэволюции природных систем и бытия человека. Как отмечал В.И. Вернадский: «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой».

Так как основная цель пособия заключается в использовании дистанционного метода организации самостоятельной работы студентов всех форм обучения и особенно заочной формы обучения, то студенту предоставляется возможность самостоятельно внести в таблицы и схемы дополнительный учебный материал электронного конспекта лекций и проработанной им учебной литературы по курсу КСЕ.

Это позволит студентам подготовится к предварительному тестовому контролю знаний на семинарских занятиях, предшествующих рейтингу, а также к тестам интернет-экзамена. Естественно, что тестовый контроль знаний в его классическом исполнении не лишен субъективизма составителя тестов. Особенно ярко субъективизм тестов проявляется в интегрированных курсах и междисциплинарных науках.

Поэтому особую роль в оценке экзамена или зачета мы придаем не только тестовому контролю знаний, но, прежде всего, устному собеседованию и защите контрольных заданий реферативного характера.

Мы желаем студентам успешного изучения курса «Концепции современного естествознания» и будем всячески этому способствовать на основе педагогики сотрудничества didacticos – «поучающего» и didasco – «изучающего».

Общие методические указания по изучению дисциплины «Концепции

современного естествознания» и выполнению контрольных заданий

Учиться и, когда придет время,

прикладывать усвоенное к делу-

разве это не прекрасно.

Прежде чем приступить к изучению дисциплины в контексте компетентностного подхода к усвоению знаний: «знать, уметь, владеть», необходимо ознакомится с общими методическими указаниями.

Студенты очной формы обучения имеют следующую структуру аудиторных занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, которые в кален- дарно-тематических планах ряда направлений подготовки подразделяются на семинарские и лабораторные занятия. Нам представляется, такая дифференциация практических занятий оправдана для всех направлений подготовки и требует обязательного использования практических работ натурального и виртуального эксперимента помимо чисто семинарских занятий в структуре 2 «Д» (доклад-дискуссия). Общее число аудиторных часов составляет около 40% от заданной трудоемкости курса в 4 кредита (144 часов). Это лишний раз подчеркивает значимость самостоятельной работы студента при изучении курса КСЕ. Обучение осуществляется в течение одного семестра и контролируется двумя рейтинговыми оценками знаний, которые опираются на текущую активность обучаемых и посещаемость всех видов аудиторных занятий. По возможности рейтинговому контролю знаний также предшествует предварительный тестовый контроль знаний на одном из практических занятий. Минимальный балл рейтинга – 12-13 баллов, максимальный балл рейтинга – 25 баллов. Итак, чтобы быть допущенным к экзамену (дифферецированному зачету) студент должен набрать не менее 25 баллов за два рейтинга. Более высокий балл рейтингового контроля способствует и более высокой оценке на экзамене (дифференцированном зачете), на который выделяется 50 баллов, т.е. половина всех оценочных баллов. Конечно, возможны и поощрительные баллы, но не более 5 баллов дополнительных к экзаменационным 50 баллам. Экзаменационные билеты обычно содержат два опорных вопроса и структурно-содержательный тест. Опорные вопросы являются одновременно основными структурными элементами конспекта лекций и календарно– тематического плана семинарских занятий.

Студенты заочной формы обучения имеют следующую структуру аудиторных занятий: обзорные лекции, лабораторные занятия для студентов эко- номико-управленческих направлений; а также практические занятия для руководства и помощи в выполнении контрольных работ и для организации их защиты. Общее число аудиторных часов составляет 10-15% от заданной трудоемкости курса. Таким образом, особое значение придается самостоятельной работе студентов заочной формы обучения в течении всего заданного семестра.

Основным способом контроля самостоятельной работы студентовзаочников во время семестра является выполнение контрольного задания. При этом необходимо выполнять следующие указания и требования:

1. За время изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент заочной формы обучения должен представить в деканат одну контрольную работу.

2. Своё контрольное задание студент определяет по таблице вариантов контрольных заданий. Выполнение контрольного задания предусматривается

в форме реферата. Реферат должен содержать план изложения и список использованной литературы. Выбор темы контрольной работы осуществляется

в соответствии с последними двумя цифрами зачётной книжки.

3. Если работа выполнена студентом не в соответствии с шифром, то она возвращается студенту без рецензирования.

4. Важно при подготовке контрольной работы помнить, что контрольное задание предусматривает проверку самостоятельного изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» не только в рамках того или иного вопроса или темы реферата, но и в рамках рабочей программы в целом. В связи с этим в вводной части своего контрольного задания желательно указать место и значение темы реферата в современном естествознании. В случае библиографического характера реферата, посвящённого одному или группе учёных, выдвинувших ту или иную концепцию естествознания или внесших значительный вклад в одну из фундаментальных естественных наук, необходимо оценить роль и значение соответствующей концепции и личный вклад ученых в становлении современного естествознания. Кроме библиографического списка литературы, приведённого в пособии, можно использовать библиографическую и энциклопедическую литературу по естественным наукам, соответствующие библиографические и естественнонаучные справочники, а также информационную сеть Интернет. Значительную помощь при выполнении абсолютного большинства контрольных заданий может оказать и электронный ресурс УМКД по дисциплине КСЕ, а также другие наши учебные пособия как в электронном, так и в печатном виде. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/ . Библиографический список литературы должен содержать не менее 5-7 использованных источников. Полезно в приложении к реферату привести словарь используемых естественнонаучных терминов, а также именной указатель ученых, внесших значительный вклад в постановку и раскрытие темы реферата.

5. Преподаватель после проверки контрольной работы принимает решение допустить или не допустить студента к собеседованию. Если принято и обосновано в рецензии преподавателя решение о недопуске к собеседованию, то студент обязан предоставить контрольную работу на повторное рецензирование.

6. В течение семестра по датам, установленным учебно-методическим отделом, студенты на кафедре физики получают консультации по контрольным работам.

7. Окончательное решение по контрольной работе принимает преподаватель во время устного собеседования со студентом. Даты проведения собеседования могут совпадать с датами консультаций или устанавливаются дополнительно преподавателем перед экзаменом или зачетом.

В исключительных случаях защита контрольных работ может проводится лектором во время экзамена или зачета.

Кроме того для допуска к экзамену или дифференцированному зачету для студентов экономико-управленческих направлений необходимо выполнить и защитить лабораторные работы по статистической обработке результатов прямых и косвенных измерений. В результате студент может набрать максимально 50 рейтинговых баллов (30 баллов за контрольную работу и 20 баллов за лабораторный практикум). Для допуска к экзамену (дифференцированному зачету) необходимо набрать не менее 25 баллов при обязательном выполнении как контрольного задания, так и лабораторного практикума. Казалось бы в более выгодном положении находятся студенты направлений, в календарно-тематических планах которых предусмотрены только контрольные работы без выполнения лабораторного практикума. Однако они обычно демонстрируют более низкий уровень знаний на экзамене (дифференцированном зачете), так как не осознают принципиальную значимость эксперимента в современном естествознании.

В заключении хотелось бы отметить обязательное соблюдение студентами заочной формы обучения графика выполнения контрольных работ, которые должны быть выполнены до начала экзаменационной сессии. Все контрольные работы, выполненные непосредственно в экзаменационную сессию, оцениваются по минимальной шкале баллов.

Тематический план и модульная структура дисциплины «Концепции современного естествознания»

3.2. Примеры самоорганизации и задачи синергетики

Я искал такое слово, которое выражало бы совместную

деятельность, общую энергию что-то сделать, так как системы самоорганизуются, и поэтому может показаться, что они стремятся порождать новые структуры.

Я видел, что существует поразительное сходство между

различными явлениями, например, между излучением лазера и

социологическими процессами или эволюцией.

Когда я предложил слово синергетика, я добавил следующее

пояснение: “учение о взаимодействии”. Тем самым была очерчена общая направленность этого исследовательского движения: исследование общих закономерностей, которые действуют в системах, состоящих из отдельных подсистем.

В предисловии книги Синергетика Г. Хакен писал: одно из самых поразительных явлений и наиболее интригующая из проблем, с которыми сталкиваются учёные, – это спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже хаоса. В повседневной жизни мы встречаемся с подобными явлениями, когда наблюдаем развитие растений и животных. Но возникает вопрос о возможности обнаружения процессов самоорганизации в гораздо более простых системах неживого мира (Хакен 1980: 14).

Известно много примеров Э систем различной природы к единственному состоянию равновесия, однообразия и однородности:

необратимый обмен теплом и выравнивание Т;

диффузия дымового облака и расплывание капли чернил в воде;

движение по инерции и остановка, затухания колебаний маятника;

равномерное распределение молекул и необратимое расширение газа;

химическая реакция, скорость которой при равновесии обращается в 0.

Во всех этих случаях система необратимо эволюционирует к единственному состоянию равновесия, однообразия, однородности. Обратный процесс никогда не наблюдается. Закон возрастания S (меры степени беспорядка) утверждает, что в замкнутой системе S всегда возрастает до своего максимального значения. Классическая термодинамика рассматривает равновесие как конечное состояние термодинамической Э (Хакен 1980: гл.1).

Но если воздействовать на систему извне, можно изменить степень её упорядоченности. Коренной переворот во взглядах на необратимые процессы произошёл лишь недавно, и мы начали понимать конструктивную роль необратимых процессов в физическом мире (Пригожин 1985: 93).

Г. Хакен приводит примеры самоорганизации при фазовых переходах, в которых обнаруживается удивительное сходство.

Самоорганизация молекул воды. С понижением Т вода переходит от состояния хаотического движения молекул (пар) к упорядоченному движению. В капле расстояние между молекулами уже в среднем сохраняется. В точке замерзания происходит превращение в кристалл льда.

Самоорганизация “магнитиков” магнита. При нагревании намагниченность исчезает, при охлаждении внезапно появляется снова. При высоких Т “магнитики” (векторы) распределены хаотически, их магнитные моменты, складываясь, взаимно уничтожаются. Макроскопическая намагниченность оказывается равна нулю. При Т ниже критической “магнитики” выстраиваются в определённом порядке, что приводит к появлению макроскопической намагниченности.

Самоорганизация электронов в металле: в некоторых металлах, сплавах ниже определённой Т электрическое сопротивление внезапно исчезает. Это обусловлено определённым упорядочением электронов в металле.

Самоорганизация атомов лазера. Твёрдотельный лазер – твёрдый стержень, в который внедрены атомы определённого типа. Каждый атом может возбуждаться действием извне, например, с помощью освещения. После этого атом действует как микроскопическая антенна, испуская цуг световых волн. Процесс излучения длится обычно 10 -8 с, и испущенный цуг имеет длину около 3м. Когда в лазер накачивается энергия, происходит следующее. При малых мощностях накачки лазер работает как лампа. Атомные антенны излучают световые цуги независимо друг от друга, хаотично. Но при определённом значении мощности накачки, за порогом, возникает новое явление: похоже, что некий демон заставляет атомы испускать один гигантский свет (цуг), длина которого может быть 300000 км! Лазерная генерация была обнаружена и в межзвёздном Пр.

Что заставляет подсистемы (атомы) вести себя организованно? Какие механизмы, принципы способны объяснить самоорганизацию атомов (атомных антенн)? Если дальше накачивать лазер, внезапно происходит новое явление: стержень регулярно испускает световые вспышки короткой длительности (10 -12 с.).

Неустойчивость Бенара, упорядоченное макроскопическое движение в жидкости при определённом градиенте Т. Когда градиент достигает некоторого критического значения, в жидкости начинается макроскопическое движение. Нагретые области жидкости расширяются, они имеют более низкую плотность и всплывают наверх, охлаждаются и опускаются снова на дно. Движение чётко упорядоченно: наблюдаются либо цилиндрические, либо гексагональные ячейки. В одной точке Пр молекулы поднимаются, в другой – опускаются как по команде. Численное моделирование показывает конкуренцию между тепловым (некогерентным) движением молекул и действием наложенной на систему неравновесной связи.

Реакция самоорганизации в неорганических химических реакциях, которая легла в основу неравновесной термодинамики И. Пригожина.

Более 40 лет в научном мире известна знаменитая колебательная реакция Белоусова-Жаботинского. Вы смотрите на стакан с красно-лиловой жидкостью, а он вдруг становится ярко-синим. Потом снова красно-лиловым, снова синим. А когда жидкость налита тонким слоем, в ней распространяются волны изменения окраски: образуются сложные узоры, круги, вихри, спирали, или всё приобретает хаотический вид. Эту реакцию открыл в 1951 г. Б.П. Белоусов. И. Пригожин считает работу Б.П. Белоусова научным подвигом ХХ в. Изучил реакцию и сделал её общенаучным достоянием А.М. Жаботинский. На этой реакции основана модель химической самоорганизации, которая легла в основу создания неравновесной термодинамики (Шноль 1997: 144-166).

В реакцию вступают бромат К, малоновая кислота, сульфат Се и лимонная кислота, ионы Сu:

А→2Х (вещество Х образуется из вещества А);

Х является партнёром по кросс-катализу вещества У 42 :

В+Х→У+D (У получается из Х при наличии В);

2Х+У→3Х (а из Х получается У);

Вещество (Х) образуется из вещества (А) и превращается в (Е). Концентрации А, В, D, Е – заданы, Х и У – катализаторы. Поведение системы исследуется при возрастающих значениях вещества (В).

Молекулы (Х) дают красный цвет (избыток лантанида Се 3+ ), а молекулы (У) – голубой (избыток Сu 4+ ). До определённого порога ничего не происходит, цвет реакционной смеси с трудом поддаётся описанию: фиолетовый с беспорядочными переходами в синий и красный цвета.

Но как только концентрация вещества (В) переходит критический порог, это стационарное состояние становится неустойчивым фокусом, и система, выходя из этого фокуса, выходит на предельный цикл. Вместо того чтобы оставаться стационарными, концентрации (Х) и (У) начинают колебаться с отчётливой периодичностью, цвет изменяется упорядоченно, реакционная смесь – то синяя, то красная, потом снова синяя и т. д. Поскольку смена окраски происходит через правильные интервалы Вр, мы имеем дело с когерентным процессом.

Ход таких химических часов ориентирован во Вр. Периодические преобразования охватывают миллиарды молекул, , система образует единое целое, каждая часть которого реагирует на поведение остальных частей. Для того чтобы изменить цвет одновременно, молекулы должны, каким-то образом поддерживать связь между собой (Хакен1980:25-27; Пригожин, Стенгерс 1986: 202-203,1999:64-66).

Проблемы, виды и даже болезни самоорганизации в биологических системах рассматриваются в статье Л.И. Иржака Проблемы самоорганизации в биологии: имеются многочисленные примеры того, как самоорганизация на клеточном уровне изменяет характер функционирования целых систем. Клетки-леммоциты проявляют высокую степень сродства по отношению к нервным волокнам. Мембрана этих клеток окутывает участок волокна несколькими слоями. Образующаяся “обмотка” делает невозможным плавное продвижение по волокну потенциала действия, отчего возникает новый способ передачи сигнала, заключающийся в перепрыгивании потенциала действия через участки, перекрытые леммоцитами. Как видно, система возникает не для чего, а почему, в силу определённых физико-химических свойств, присущих подсистемам, взаимодействие между которыми и привело к появлению новой системы. Это общий подход, относящийся в равной степени к неживой и живой природе.

Эритроцит в ходе созревания теряет ядро и приобретает причудливые формы: от округлой до двояковогнутой. Благодаря увеличению поверхности клеток и развитию облегчённой диффузии О внутри клеток появляются новые функциональные свойства таких клеток, подхваченные Э в качестве благоприятных для организма.

К явлениям самоорганизации на уровне целого организма следует отнести инстинктивные поведенческие реакции. Они выполняются благодаря унаследованным особенностям строения органов и систем, начиная с молекулярного уровня. С позиций самоорганизации нет принципиальной разницы между взаимодействием молекул и организмов любой степени сложности (Иржак 2001: 63-79).

Известно множество других примеров самоорганизации неживой и живой материи, возникновения коллективного движения, спонтанного нарушения пространственной симметрии. Но существует множество явлений самоорганизации, которые удивительно похожи:

гексагональная решётка типа ячеек Бенара и способ пространственной организации системы городов в Южной Германии;

крупномасштабные вихри в атмосфере Юпитера и рисунки янтаря;

ячеистые структуры Бенара и соты пчёл; типичный вид “улиц”, образующихся в облаках;

отбор биологических видов подчиняется тем же самым законам, что и, например, селекция лазерных мод;

волновая картина (спиральные или концентрические круги) хемотаксической активности в плотных клеточных слоях слизевика (многоклеточный организм) поразительно похожа на картину волн химической концентрации;

симбиоз двух популяций с их источником питания может быть описан системой трёх дифференциальных уравнений, которые используются для моделирования погодных явлений в метеорологии;

вихри Тейлора (упорядоченные вращающиеся жидкие массы) и звёзды (Хакен 1980: гл.1; Шупер 1995; Майнцер 1997; Пригожин, Стенгерс 1999: 59-67).

Исследованием поведения таких сложных систем, выявлением общих законов их самоорганизации и занимается синергетика. Основной вопрос синергетики: существуют ли общие принципы, управляющие возникновением самоорганизующихся структур, функций? Г. Хакен выделяет следующие ключевые положения, раскрывающие сущность синергетики.

Синергетика занимается изучением сложных систем, состоящих из большого числа подсистем, сложно взаимодействующих друг с другом. Хакен рассматривает примеры самоорганизации из физики, химии, биологии, теории вычислительных систем, экономики, экологии, социологии и политологии.

Слово синергетика означает совместное действие, подчёркивая согласованность функционирования подсистем, отражающуюся в поведении системы как целого.

Синергетика как постнеклассическое междисциплинарное направление в науке исследует поведение сложных систем разной природы (природных и искусственных, физических и биологических, экономических и социальных), выявляет общие законы самоорганизации. При рассмотрении физических и химических, биологических и социальных систем речь идёт об открытых системах, далёких от равновесия.

Синергетику интересуют общие законы Э, поскольку системы, которые изучает синергетика, являются нелинейными. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям и могут стать нестабильными.

При определённых условиях в системе образуются качественно новые функциональные структуры.

Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими. Система может переходить из однородного, недифференцированного состояния в неоднородное, но упорядоченное состояние. Выяснилось: множество систем нашего организма работают в хаотическом режиме, хаос часто выступает как признак здоровья, а излишняя упорядоченность – как симптом болезни. Порядок неотделим от хаоса (Капица и др. 1997: 27-28).

Во многих случаях возможна математизация, что доказывает общность процессов, протекающих на разных уровнях Универсума. Оказалось: в природе существует всего несколько универсальных сценариев перехода порядок–хаос. Можно изучать самые разные явления, писать разные уравнения и получать одни и те же сценарии (Интервью с Г. Хакеном 2000: 53-55).

Синергетика призвана играть роль метанауки, “философии №3” (после философии как общей теории развития и теории информации). Синергетика возникает не на стыках наук, а извлекает интересующие её системы из самой сердцевины предметной области частных наук, и исследует эти системы, не апеллируя к их природе. В.И. Аршинов в заключение своей книги Синергетика как феномен постнеклассической науки пишет: синергетика ориентирована на создание контекстов междисциплинарного сотрудничества и диалога. В компромиссном уходе от конфронтации и споров, порождаемых бинарным мышлением посредством оппозиции, возникает самосогласованный взгляд на синергетику как своего рода метамодель междисциплинарной коммуникации (Аршинов 1999).

Особенностью развития современной науки является перенос синергетических методов из области точного Е в гуманитарные области науки, традиционно считавшиеся далёкими от математики. В статье А.П. Назаретяна Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги говорится о значении синергетики для объединения Е и гуманитарных наук. В книге Синергетика и прогнозы будущего с позиций нелинейной науки, синергетики рассматриваются проблемы создания теоретической истории, настоящего и сценарии будущего (Хакен 1985: гл.1; Князева, Курдюмов 1994; Данилов 1997: 5-11; Капица и др. 1997; Назаретян 1997).

Смотрите еще:

  • Правила совместной закупки Совместная покупка нижний новгород ГЛАВА 1. Общие положения Статья 1. Основные сведения и рекомендации для пользователей форума СП Статья 2. Терминология Статья 3. О форуме Статья 4. Подфорумы ГЛАВА 2. Модераторы Статья 5. Состав и полномочия команды модераторов Статья […]
  • 85 приказ минтранс Приказ Министерства транспорта РФ от 12 марта 2018 г. № 85 “О признании утратившими силу приказов Министерства транспорта Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 236 "О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения […]
  • Стерлинг смена правил Читать онлайн "Смена правил (ЛП)" автора Стерлинг Джеймс - RuLit - Страница 1 Переводчик и редактор – Ольга Синячкина Переведено специально для группы http://vk.com/eabooks_com История Джека и Кэсси продолжается во второй книге серии Идеальная Игра. ГЛАВА 2. Преследователь […]
  • График выплаты пенсии москва График выплаты за сентябрь 2018 года пенсий и иных социальных выплат через отделения почтовой связи Дата выплаты по графику Дата фактической выплаты 3 3 сентября 4 4 сентября 5 5 сентября 6 6 сентября 7 - 8 7 сентября 9 - 10 10 сентября 11 11 сентября 12 12 сентября 13 13 […]
  • 792 приказ минприроды Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат […]
  • Закон 1995 года о ветеранах Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 6 мая, 23 декабря 2003 г., […]
  • Приказ 19 мвд рф Приказ МВД РФ от 17.01.2006 n 19 (ред. от 25.12.2010) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (вместе с "Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений") МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ от […]
  • Зубарев игорь юрьевич нотариус Частный нотариус Зубарев Игорь Юрьевич Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Цигипова Елена Георгиевна, площадь Конституции, 16 А - (в этом доме) Частный нотариус Емельянова Ирина Георгиевна, […]