Правила привлечения внимания аудитории

Рубрики Статьи

Приемы привлечения внимания

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения «Дорогие друзья!», «Господа!», «Уважаемые гости!», «Коллеги!» дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так, слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: «Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать», «Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении», «Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию».

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации «здесь и сейчас». Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: «как верно заметил. «, «об этом сегодня уже говорил. «, «как и предыдущий оратор, я. «, «хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения. «, «нельзя не согласиться с. «, «позволю себе возразить. » и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: «Сегодня утром я убил свою бабушку». Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает па них ответы), вступление в диалог с аудиторией -все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.

Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть се действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор но малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А. П. Чехова «Скучная история», читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, «передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя — победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти».

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

1. Неожиданное прерывание мысли. Как считал П. С. Пороховщиков, «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, — и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». Кстати, подобный «перерыв» может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором («Да, чуть было не забыл. «).

2. Голосовые приемы. Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.

3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать «гипнотизирующее» воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

4. Жест и движение . Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.

5. Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект даст чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.

6. Юмор в публичной речи — это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. п. 8.4). Вот как пользуется этим приемом профессор из «Скучной истории» А. П. Чехова: «Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок. один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям. Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря. Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют «вынужденный» характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.

Как завоевать и удержать внимание аудитории

Один из великих сатириков С. Джонсон как-то сказал о своем современнике: «Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих». Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным.

Именно поэтому встает проблема «образа оратора». Мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение в том, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, с множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало более простым и деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако с соблюдением дистанции. Если слушатели неизвестны, то обращение должно быть почтительным, но не раболепным, и чтобы его правильно употребить, нужны некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя,

на аудиторию. Следует избежать как их недооценки, так и переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей. Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.

Некоторые ораторы, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи присутствует определенное мнение. Оратору важно не только представить себе слушателя, но и почувствовать его. Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для них или же я ломлюсь в открытую дверь?

В качестве условий поддержания внимания к выступлению традиционно выделяют следующие.

1. Содержательность выступления — новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, интересные идеи, анализ проблемы.

2. Доступность информации — изложение материала с учетом культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного опыта. Помните: многие люди слышат только то, что хотят услышать.

3. Сопереживание и доверительность — они возникают тогда, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории, связывая предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

4. Непринужденная манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голос оратора.

Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Ведь во время выступления у вас есть не только слушатели, но и зрители. Лучше всего, когда поза и жесты при выступлении спокойные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жесты — первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, но помните:

1) около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности;

2) локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;

3) жестикулируйте обеими руками. Самое трудное -начать пользоваться жестами.

5. Убежденность и эмоциональность оратора, которые не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

6. Паузы — именно во время пауз происходит осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.

Нужно помнить, что человек может слушать активно в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

В качестве особых приемов, позволяющих не только удержать внимание слушателей во время выступления, но и донести до них основную идею, специалисты по ораторскому искусству называют следующие.

1. Драматизация речи — эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

2. Повтор — многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное во фразе.

Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор («никто, абсолютно никто не имеет на это права!»); частичный повтор («я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз»); расширенный повтор.

Например, Цицерон не ограничился скупой констатацией факта: «Все ненавидят тебя, Пизо». Он продолжил далее, детализируя: «Сенат ненавидит тебя , римские всадники не выносят твоего вида , римский народ желает твоей гибели , вся Италия проклинает тебя».

Приведем еще один пример расширенного повтора.

«Пожалуйста, примите всерьез пашу позицию в этом вопросе. Потом, лишь потом, только потом возможно найти общее решение».

Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился;

3. Цитирование — ссылки на авторитеты, которые украшают речь, если цитатами не злоупотребляют.

4. Противопоставление — должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.

Например, американский политик Р. Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: «Хрущев крикнул американцам: «Ваши внуки будут коммунистами!». Мы на это отвечаем: «Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!»».

5. Намек — эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание.

Например: «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие. «, «Вы уже знаете, к чему я клоню».

6. Провокация — заявление, вызывающее несогласие аудитории (а следовательно, привлекающее ее внимание), а затем позволяющее оратору вместе со слушателями приходить к конструктивным выводам.

7. Юмор — классический прием, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность.

Однако чувство юмора — природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Прибегая к шутке, не следует забывать слова Писарева: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью — тогда начинается умственное распутство».

Все перечисленные здесь приемы взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, и подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется.

Многие из выступающих употребляют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно встраивать их в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.

Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы. Действительно, они не только украшают нашу речь, но. главное, точно, кратко и выразительно способны передать самый сложный смысл: «Мужик на барина три года сердился, а барин и не знал», «Если сердце черное, то и золотой язык не поможет», «Ножом убивают в безлюдном месте, словом убивают на людях» и т.д.

8 приемов удержания внимания читателей

«Подумайте над тем, как красиво будет звучать:

«Международный васюкинский турнир 1927 года». Приезд Хосе Рауля Капабланки…

Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли…»

Пожалуй, это одно из самых показательных авантюр героя романов Ильфа и Петрова. Выступление, когда великий комбинатор сумел заполучить и удержать абсолютное внимание аудитории.

Разве не об этом мы все мечтаем?!

Всецелое внимание собеседника, читателей, слушателей — карта, ведущая нас к острову сокровищ. Это первый шаг на пути к достижению поставленной цели.

Какой прием интуитивно использовал Остап Бендер для установления и удержания контакта с васюкинскими шахматистами?

Идейный борец за денежные знаки устроил настоящий штурм воображения аудитории. А, как известно, воображение меньше всего подвержено логике и привычкам, зато оно более уязвимо для воздействия.

Остап так воодушевленно, эмоционально и в ярких красках расписал светлое будущее, преимущества, перспективы развития, что васюкинцам ничего не оставалось, кроме как отдать свое внимание новоявленному гроссмейстеру.

Да, в романах все намного проще, а в жизни…

К сожалению, внимание не может быть постоянным. Оно утомляется, рассеивается, переключается и непрерывно сражается с хитрыми уловками искусных ораторов.

Еще сложнее обстоят дела в «письменных сообщениях». Завоевать безграничную заинтересованность читателей не так-то просто, ведь в тексте отсутствует настоящая «тяжелая артиллерия» — тактильное и зрительное взаимодействие.

Впрочем, такое положение дел — не приговор, а всего лишь бег с препятствиями! И для преодоления этих самых препятствий мы хотим поделиться с вами небольшой подборкой приемов, которые способствуют привлечению и удержанию внимания читателей.

Как сделать так, чтобы тексты прочитывались от начала и до конца?

Прежде всего, давайте разделим все средства привлечения внимания на три категории:

1. Графические;
2. Речевые;
3. Информативно-смысловые.

О речевых «крючках» (словообразование, морфология) многие, наверняка, уже слышали. Впрочем, как и о графических (шрифты, выделения, верстка). Поэтому в поле нашего зрения сегодня — информативно-смысловые приемы.

Сознательное преувеличение

Используйте эмоциональное преувеличение, чтобы «заострить» внимание читателей на конкретном предмете обсуждения. Но лишь небольшое ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ утрирование, а не искажение четких данных (если вы приводите 5 примеров, то не нужно сообщать о 15).

Создавайте внутри текста определенный драматизм, чтобы читатель мог сопереживать, видеть себя в представленной жизненной ситуации. Увлекательно и понятно. Гиперболизация здесь недопустима, иначе появляется риск отпугнуть человека тяжелым эмоциональным грузом.

Провокация

А почему бы нет?! Это мощный и довольно часто применяемый инструмент для привлечения внимания (особенно в рядах желтой прессы). Не бойтесь вызывать у читателей мгновенную, но кратковременную реакцию несогласия с предоставляемой информацией. Как ушат бодрящей холодной воды на голову. Стимулирует мозговую активность, заставляет встрепенуться.

Элемент неожиданности

Человек всегда обращает внимание на что-то новое, неизвестное для него. Не пренебрегайте возможностью «подать» читателям свежую интересную информацию (малознакомые исследования, новые данные, мнения экспертов). Пусть это будет элемент неожиданности, который стимулирует интерес.

Текстовой эпатаж

Воспользуйтесь «текстовым шокером», который способен пробить защитную стену даже самого рассеянного внимания. Резко и быстро приблизьте читателя к сути вопроса. Например, как это сделал Дэвид Огилви в своем заголовке: «Пришлите нам доллар, и мы вылечим ваш геморрой, или оставайтесь со своим долларом и со своим геморроем». Здесь главное — умеренность.

Вовлекайте читателей в диалог, как бы странно это не звучало. Задавайте им вопросы, предоставляйте возможность самостоятельно закончить мысль автора. И здесь только вам решать, какие использовать выражения, цитаты, истории, смысл которых очевиден для той или иной аудитории. Как говорится, на вкус и цвет…

Контрастность

Проведите контрастный анализ предложения. То есть, рассмотрите в тексте все аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ». Под «давлением» приведенных доводов, сделайте вывод — четко обозначьте правильное решение проблемы.

Экспрессия

Не стесняйтесь экспансивного и яркого проявления эмоций, ведь читателю не чужды обыкновенные человеческие чувства. Повышенная выразительность текста всегда положительно влияет на захват внимания аудитории («УРА!», «Свершилось!», «ВУАЛЯ!», «Наконец-то!» и т.д.).

При условии, конечно, если экспрессивные лексические обороты соответствуют стилю изложения материала.

Вот, в принципе, и все.

Это лишь небольшая толика приемов, которыми мы готовы поделиться. Согласитесь, в каждой компании есть свои фирменные секреты, и мы не являемся исключением. Впрочем, вам нужна технология создания текстов или результат?!

Представьте себе хрупкую пушистую снежинку на вашей ладони. Это и есть внимание читателей, которое при недостаточной температуре может быстро растаять.

Приведенные выше приемы — отличное средство для создания и поддержания нужной температуры текста. Они выводят из равновесия, интригуют, возмущают, радуют, будоражат, заставляют спорить.

Как привлечь внимание аудитории во время речи?

Задача любого оратора – привлечь и удержать внимание аудитории на протяжении всего своего выступления. Помимо грамотного и логичного изложения мыслей, хороший оратор должен обладать харизмой и интересным, «цепляющим» слогом. Этому можно научиться, практикуя надежные способы привлечения и удержания внимания аудитории.

Способы и приемы

Всегда помните: в течение первых 7 секунд, как вы заговорили, слушатели решают, нарвитесь вы им или нет. Это самый важный момент. Следующие 30 секунд аудитория оценивает вашу речь: интересна ли она, познавательна или нет. Вывод: от первой минуты зависит все выступление. Если сразу не удалось завоевать зал, потом «встряхнуть» его будет сложно.

  1. Начните с интригующего, «пробуждающего» вступления. Это может быть история, притча, новая шутка (бородатый анекдот выдает занудного рассказчика), имеющая отношение к общей теме ли раскрывающая суть доклада. Затем переходите к начальной (вступительной) части самой речи.
  2. Расскажите о плане выступления. Слушатель должен знать, о чем конкретно пойдет речь. Есть что-то отвлекло человека, он сможет включиться в выступление в любой момент. Хорошо если вы заготовите программки для каждого слушателя с тезисным планом доклада.
  3. Напомните о необходимости вести конспект. Это само собой разумеющееся, но так вы будете иметь возможность выделять и подчеркивать важные моменты речи.
  4. Задавайте вопросы. Это могут быть:
    • риторические вопросы ко всем слушателям;
    • риторические вопросы к конкретному человеку (хорошо, если в этот момент вы обратитесь к нему по имени).

Позвольте аудитории некоторое время (10-15 сек) обсудить вопрос, подискутировать. Это расшевелит, заставить включиться слушателя. Почаще делайте аудиторию активными участниками процесса.

  • Используйте наглядный материал. Дидактический (брошюры, буклеты, раздаточный материал), фото-видеоряд. Это не должно быть основной частью выступления. Используйте эти средства в качестве вспомогательных приемов. Просмотр видео – не более 5-7 минут. Видеоматериал должен быть интересным, с умеренным звуком, без технических неполадок. Это требует дополнительной подготовки.
  • Разбавьте монолог интересными отступлениями, близкими к теме. Задача: возбудить интерес, любопытство. У слушателей должно возникнуть смешанное, парадоксальное чувство. Например, «Нет большего разочарования, как осуществленная мечта. Как вы понимаете это высказывание?
  • Поведайте о примерах из своего личного опыта. Так вы станете ближе к аудитории и оживите их собственные воспоминания.
  • Добавьте в монолог цитаты известных людей. Старайтесь включать в речь высказывания, которые не у всех на слуху, не особо известные слова всем известных людей.
  • Во время общения со слушателями, старайтесь двигаться. Ходите туда – сюда, приближайтесь ближе к залу. Насыщайте речь жестами. Это позволит держать внимание аудитории на вашей личности. Обращаясь к кому-то конкретно, сделайте пару шагов в его сторону, подойдите поближе.
  • Окрасьте речь эмоционально. Делайте внезапные паузы (1-2 сек), повышайте и понижайте тон голоса, добавляйте жестикуляцию. Этот прием хорошо действует, т. к. у аудитории возрастает любопытство, интерес, включается внимание.
  • 8 приемов: как удержать внимание аудитории

    «Никогда, никакими словами
    вы не заставите читателей
    познавать мир через скуку»
    — Алексей Толстой

    Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

    Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь — первый шаг на пути к признанию.

    В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

    Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

    Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

    На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

    Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

    Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

    Прием 3. Добавьте юмора

    Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят шуточные высказывания, анекдоты и т.п. Юмор — лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

    Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив — критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

    Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

    Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

    • цитируйте предыдущего оратора;
    • обыгрывайте его выражения и слова;
    • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.
    • Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

      Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания — как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции — вызовут доверие, увлекут слушателя.

      Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

      К каждому выступлению готовьтесь тщательно — оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

    • обстановке;
    • возрасту слушателей;
    • установкам аудитории;
    • уровню знаний слушателей.
    • Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

    • Дорогие друзья!
    • Юные друзья!
    • Уважаемые дамы и господа!
    • Глубокоуважаемые коллеги!
    • Используйте разные формулировки.

      Прием 7. Голосовые приемы

      Монотонная речь — усыпляет. Очень быстрая речь — вызывает желание перестать слушать. Одним из интересных ораторских приемов является пауза — придает значимость сказанному, удерживает внимание.

      Поддержать внимание слушателей можно и за счет всем известных голосовых приемов:

    • понижения тона голоса;
    • повышения тона голоса;
    • изменения громкости голоса;
    • изменения темпа речи.

    Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

    Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

    Каждый ваш слушатель — это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача — удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого — как установить контакт с любой аудиторией.

    А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

    Как привлечь внимание аудитории за 30 секунд

    У спикера есть ровно полминуты, чтобы публика приняла решение: слушать выступление или нет. Семь секретов эффективной речи в главе из книги Андрея Седнева «Блестящее выступление: как стать успешным оратором».

    Андрей Седнев, «Блестящее выступление: как стать успешным оратором» — Спб., «Питер», 2014

    В книге представлена известная система создания высокоэффективных речей «Магия публичных выступлений», основанная на исследовании речей более 1000 спикеров. Методы, предлагаемые к изучению, были проверены профессиональными ораторами, и они работают! Вы узнаете точные шаги, необходимые для создания такой речи, которая заставит аудиторию дослушать вас до конца. Предложенным советам легко следовать, и они проиллюстрированы многочисленными примерами из реальных речей. Издание адресовано начинающим и практикующим ораторам, политикам, бизнесменам – всем, кому по долгу службы необходимо выступать перед большой аудиторией.

    Вступление

    Вступление выполняет три основные функции. Во-первых, оно необходимо, чтобы слушатели оторвались от своих занятий и сосредоточили все внимание на вас. Во-вторых, вводная часть должна дать ответы на вопросы: «Почему я должен слушать тебя?», «Какую пользу я получу от твоего доклада?». И последнее — необходимо упомянуть, в каком русле будет протекать и к чему приведет ваше выступление.

    Захватите внимание публики в течение 30 секунд

    Первые 30 секунд служат анонсом к вашему выступлению. В течение первых семи секунд люди решают, нравитесь вы им как человек или нет, а в течение 30 секунд вы даете установку на то, чтобы вас слушали. Очень сложно, а иногда и невозможно изменить эту установку в ходе дальнейшего выступления. Сделайте что-нибудь необычное, привлеките внимание публики так, чтобы ей захотелось слушать дальше. Если за эти 30 секунд люди решат, что вашу речь стоит послушать, их внимание будет приковано к вам, пока вы не покинете сцену.

    Представьте, что вы начали свое выступление так: «Здравствуйте, меня зовут Иван. Я очень рад, что мне выпала возможность посетить эту замечательную конференцию в такой прекрасный июльский день. Надеюсь, мы с вами приятно проведем время, и вы узнаете много нового».

    Как вы думаете, что решат для себя слушатели за эти 30 секунд? Правильно! Именно сейчас они подумают: «Ну и зануда. Я не буду его слушать».

    Некоторые ораторы любят начинать речь с шутки, считая, что это разряжает обстановку и помогает установить контакт с аудиторией. Никогда не начинайте с шутки! Нет ничего хуже для выступающего, чем пошутить в первые секунды доклада и не услышать в ответ никакой реакции. Даже если на предыдущих выступлениях люди смеялись над этой остротой, нынешняя аудитория может ее не воспринять, потому что пребывает не в том расположении духа. Если вы начали с шутки, и она не сработала, считайте, что выступление провалилось.

    Если юмор в начале речи сделал свое дело, это еще не значит, что он вам зачтется. Когда шутка не имеет никакого отношения к выводам, к которым вы собираетесь прийти в конце выступления, вас будут воспринимать как комика, а не как уважаемого оратора.

    Никогда не начинайте с шутки! Вы можете прибегнуть к юмору по ходу выступления, и он действительно поможет разрядить обстановку и растормошить аудиторию, но не шутите в течение первых 30 секунд.

    Не начинайте речь с избитых фраз, таких как: «Мне приятно быть здесь сегодня, спасибо, что пригласили». Все скучные выступления начинаются с одних и тех же предложений, и когда вы скажете эти слова, люди решат, что вы один из таких ораторов. Если вы хотите доказать, что отличаетесь от других и вас стоит послушать, удерживайте внимание публики в течение первых 30 секунд! Как? Есть несколько вариантов.

    Начните с истории

    Если вы расскажете историю в течение первых 30 секунд, прежде чем перейдете к основной информации, ваше вступление будет воспринято совершенно по-иному. Люди подумают: «А это интересно, я люблю истории. Этот оратор не похож на других. Я буду его слушать». После рассказа вы можете представиться, объявить название и тему выступления.

    В самом начале ваша основная задача — доказать, что речь не будет скучной и ее стоит послушать. Все любят истории, и ваша будущая аудитория — не исключение. Переходите к вводной информации только после того, как расскажете историю.

    Задайте стимулирующий вопрос

    Еще один замечательный способ начать выступление — задать слушателям вопрос, стимулирующий работу мысли. Например, рассказывая историю о вагоне метро, я спросил: «Какая публика была для вас как оратора самой трудной?». Задавая вопрос, я активирую мыслительный процесс и посредством этого могу установить связь с аудиторией. Когда я предлагаю ответить на такой вопрос, вы задумываетесь о том, с какой же трудной аудиторией вам приходилось иметь дело.

    Если я начинаю рассказывать историю и пояснять, как справился с поставленной задачей, вы по-прежнему размышляете о своей непростой аудитории и о том, как бы вам помогли мои советы. Задавая вопрос, вы устанавливаете контакт с аудиторией и вовлекаете ее в процесс. Спрашивая, вы как бы приглашаете слушателей принять активное участие в выступлении.

    Однако нужно ставить только правильные вопросы, стимулирующие работу мысли. «Какая публика была для вас как оратора самой трудной?» уместнее, чем «Приходилось ли вам когда-нибудь выступать перед трудной публикой?». Почему?

    Каждому оратору приходилось выступать перед сложной аудиторией, и, отвечая на второй вопрос, вы можете сказать «да», не особенно углубляясь в размышления. Если я задаю первый вопрос, то вам приходится как следует поработать головой, чтобы вспомнить свою самую трудную аудиторию; на этот вопрос уже не ответишь просто «да» или «нет».

    Используйте необычное утверждение

    Вы можете начать выступление с оригинального утверждения. Например: «Каждые три секунды в мире рождается ребенок». Такая необычная и волнительная фраза вызовет интерес. Любопытный факт во вступлении привлечет внимание и убедит публику в том, что у вас есть увлекательная и полезная информация, и вы собираетесь ею поделиться.

    Обратитесь к общему опыту

    Еще один хороший способ начать выступление — упомянуть о чем-то, что видел или слышал каждый сидящий в аудитории, например, сделать замечание об ораторе, который выступал перед вами, или о том, что происходило у всех на глазах во время конференции. Такая преамбула покажет, что это не просто стандартная речь, с которой вы все время выступаете, а презентация, подготовленная именно для этой публики. Обращение к опыту всех присутствующих бывает интересным и часто забавным.

    В 90% случаев вы можете использовать один или два эффективных способа начать речь: задать вопрос или рассказать историю. Запомните их!

    Вообще существует около 30 методов, чтобы начать доклад. Если вы хотите сделать вступление отличающимся от того, что описано выше, то можете придумать что-то свое. Однако не слишком погружайтесь в изучение и запоминание других методик.

    Дайте весомое обещание

    Дайте вашей публике весомое обещание. Этот метод необычайно эффективен не только для презентаций товаров и услуг, но и в других сферах. Должен предупредить вас, что данная техника не является обязательной и в некоторых случаях ее не стоит использовать, но она невероятно мощная!

    Взбудоражьте аудиторию, рассказав, какие новые знания и умения они получат к концу вашего выступления. Например, я могу сказать так: «К концу сегодняшней презентации вы пополните ряды первоклассных ораторов, способных изменять жизни слушателей к лучшему. Вы овладеете секретными техниками, которые применяют ораторы с мировым именем и благодаря которым каждое ваше выступление неизменно заставит о себе говорить».

    После такого обещания люди станут слушать все, что я скажу, потому что им действительно хочется получить обещанное. Многие выступающие дают весомые обещания и никогда не претворяют их в жизнь; некоторые дают весомые обещания и исполняют их; но и те и другие, используя эту тактику, удерживают внимание аудитории.

    Используйте в обещании фразы наподобие «вы получите» или «вы узнаете» вместо «я научу» или «я расскажу». Помните? Люди эгоцентричны и сосредоточены на себе. Им важно узнать, что они получат, но им нет никакого дела до того, что вы им дадите. Люди не покупают шампунь, они приобретают чистые волосы. Вашу публику интересует пункт назначения, а не то, каким способом они туда доберутся. Именно поэтому обещанный результат должен быть ощутимым.

    Ваши слушатели могут преследовать разные цели, но все они лежат в пределах следующих областей: быть более успешным, больше зарабатывать, испытывать больше удовольствия и избегать потерь. Если вы опишете пользу, которую они получат, в контексте нескольких названных сфер, то интересы большинства будут учтены. После весомого обещания люди готовы слушать вас с большим вниманием на протяжении всего выступления.

    Предоставьте план

    Если ваша речь насыщена информацией и занимает более 30 минут, предоставьте слушателям план. Во-первых, они смогут отслеживать, на каком этапе выступления вы находитесь в данный момент. Например, если презентация посвящена пяти шагам на пути к финансовой независимости, и вы рассказываете о третьем шаге, значит, вы где-то в середине доклада. План позволяет публике следить за ходом вашей презентации.

    Во-вторых, после того как вы подведете итог, подчеркнув основные идеи выступления в заключении, аудитория прослушает их уже три раза: во вступлении, основной части и заключении. Такой повтор существенно повышает процент информации, которую запомнят слушатели.

    Ваш план должен звучать внушительно и интригующе. Например, «Я открою вам главный секрет импровизированной речи» звучит более солидно, чем «Мы обсудим, что нужно делать, когда приходится говорить без подготовки».

    Некоторые люди уверены, что в любом выступлении сначала нужно сообщить аудитории, о чем вы собираетесь говорить, затем подчеркнуть главные идеи в основной части и в конце подвести итог всему сказанному. Используйте эту структуру только для информационного выступления!

    Представьте, как бы это выглядело в развлекательном выступлении: «Я собираюсь вас развлечь. Я расскажу забавную историю, а затем уморительную шутку». Звучит глупо? Не только звучит, это и есть глупо!

    Или в мотивационном выступлении вы говорите: «Своим выступлением я вдохновлю вас на исполнение мечты, научив преодолевать трудности, с которыми вы сталкиваетесь в жизни. Затем вы узнаете, как мои друзья справились с возникшими у них неприятностями, и в конце выступления мы с вами походим по битому стеклу, чтобы убедиться, что вы способны побороть свой страх». Такое высказывание тоже достаточно нелепое.

    Конечно, большинство докладов в корпоративной среде носят информативный характер, и в таких случаях использование плана будет вполне уместно; однако не забывайте о существовании развлекательных и мотивационных выступлений, для которых подобный метод не подходит. Если вы не уверены в том, нужен ли вам план, спросите себя: «К какому типу относится это выступление?».

    Привлечение внимания аудитории – основное условие хорошего выступления

    6 октября 2014 Автор: Дмитрий Кущ

    Цель любого выступления – это как минимум быть услышанным. Привлечение внимания аудитории — первый шаг к успеху в этом деле.

    Казалось бы, что может быть проще: говори достаточно громко и можно считать, что цели добился». Однако всё не так, как кажется…

    Человек может услышать и попытаться понять только то, что привлекло его внимание, что пробудило интерес и заставило задуматься. Но далеко не всё является привлекательным и интересным для слушателей. И как результат, множество информации, порой очень даже важной, проходит сквозь наше сознание не задерживаясь.

    Итак, наша задача — определить надёжные приёмы привлечения и удержания внимания аудитории. Внимание аудитории создается несколькими способами.

    Рассмотрим основные из них.

    1. Прямое обращение

    • Если это один человек, то обращение к нему по имени или должности (Василий Иванович. Елена. господин генерал..) обязательно привлечёт его внимание. Самым знакомым набором звуков считается звук нашего имени (ведь мы приучены реагировать на него с детства), поэтому, услышав своё имя, мы даже на улице невольно оборачиваемся.
    • Если перед нами группа слушателей, то обращаться следует ко всей группе сразу, объединив всех членов группы по одному общему признаку (Пример: Друзья. Господа. Господа офицеры. Дорогие гости. Коллеги…сослуживцы. Послушайте, дети!, Дамы и господа. )
    • 2. Изменение звуковых характеристик речи (громкость, скорость, необычные звуковые эффекты…)

    • Любое слово, окрик или приветствие, произнесённое с повышенной громкостью способствует привлечению внимания окружающих. Слушатели в аудитории не являются исключением и на них с неизменным успехом действуют громко произнесённые фразы для привлечения внимания.
    • Изменение громкости в противоположную сторону, т.е. слова, сказанные существенно тише, чем вся остальная речь, производят на аудиторию эффект порой даже больший, чем повышение громкости. Резкое затухание речи заставляет слушателей рефлекторно напрячь слух (без сознательной концентрации). В итоге информация, поданная с резким снижением громкости, становится более запоминающейся, чем всё остальное. Внимание аудитории собирается, информация чётче впечатывается в память.
    • Удивительно, но особое место среди способов привлечения внимания занимает такой приём, как пауза. Человек, который стоит перед аудиторией и смотрит на присутствующих не произнося ни слова, вносит некое замешательство в аудиторию. Сначала нарастает напряжение и как следствие проявляется любопытство (интерес аудитории): «А что же будет дальше? Что такого мы сейчас услышим?» Т.е. с этого момента всё внимание приковано к человеку на сцене. Тут главное не передержать паузу, и начать своё выступление на пике внимания.
    • Данный метод привлечения внимания иногда используют учителя в школе. Когда в начале урока все дети ещё шумят и занимаются своими делами, учитель становится у доски и молча созерцает весь этот хаос. Спустя 1-2 минуты ученики замечают эту молчаливую скульптуру, а молчание со стороны учителя часто воспринимается как ожидание от ученика правильного ответа или действия. После этого воцаряется тишина в классе и вот уже всё внимание сосредоточено у доски, урок начался…

      3. Двигательная активность (жесты и перемещения)

      В животном мире, чтобы оставаться незамеченным, зверь, поджидая добычу, старается не двигаться и как бы сливается с окружающей средой. Но стоит ему шелохнуться, он замечен и охота не удалась. У нас же ситуация иная. Мы охотимся за вниманием аудитории, стараемся стать заметными. Следовательно, действовать должны с точностью до наоборот. Нам следует обозначить своё присутствие движением среди неподвижных объектов.

    • Перемещения по сцене во время выступления позволяют управлять вниманием публики. Зрителям гораздо проще и не так скучно наблюдать за подвижным объектом, как за статичным. Стоит вам сменить неподвижную позу и начать медленно прохаживаться по сцене, как внимание к вашей персоне заметно возрастёт.
    • Если нам нужно вызвать внимание какого то конкретного слушателя, то стоит лишь сделать один-два шага в его сторону. Это животный инстинкт – любой объект, приближающийся к нам, автоматически берётся под пристальный контроль, т.е. попадает в зону нашего внимания. Подобный жест в сторону одного из слушателей конкретно указывает на человека, втягивая его таким образом в ход беседы.
    • Данные методы являются основными и позволяют частично ответить на вопрос «как привлечь внимание аудитории?» Безусловно, существуют множество техник захвата внимания слушателя, но все они в той или иной степени пересекаются с теми, которые мы сегодня рассмотрели. В следующих статьях мы познакомимся с тем как удержать внимание аудитории. Захватить внимание – это выиграть лишь одно маленькое сражение. Чтобы победить, необходимо удержать добытое внимание.

      Смотрите еще:

      • Закон гука при деформации кручения Закон гука при деформации кручения Напряженное состояние, изображенное на рис. 4.4, а, представляет собой чистый сдвиг. В этом состоянии длины ребер элементарного параллелепипеда не изменяются, а изменяются лишь углы между боковыми гранями: первоначально прямые углы становятся […]
      • Нотариусы на тургеневской Бюро переводов и нотариусы на Тургеневской Агентства переводчиков рядом с метро Тургеневская Основное направление деятельности бюро переводов "ЛИНГВИСТ" — устный перевод. Профессиональные переводчики выполняют синхронный и последовательный перевод на различных деловых и […]
      • Налоги добрянка ИФНС России по городу Добрянке Пермского края Документы и справки Не могу дозвониться уже неделю. Зачем Вам телефоны в обще там нужны!! Тараторить по своим делам видимо! Так как звоню занято потом опять не берут!! Налоги выставить в полном объёме дак сразу в моменте. Звоню уже […]
      • Надо ли отказываться от наследства Нужно ли писать отказ от наследства? Отказ от наследства – право, а не обязанность наследника, аналогичное праву принятия наследства. Но не все наследники понимают, какие правовые последствия влечет за собой отказ. В обязанности нотариуса, который удостоверяет подпись […]
      • Закон рб в рф это Посольство РБ в РФ Международные договоры, регулирующие трудоустройство граждан Республики Беларусь в Российской Федерации: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года; Договор о […]
      • Каско оформить в спб Оформить КАСКО на автомобиль СПб Почему у нас? В компании «ДокАвто» вы можете оформить КАСКО в минимальные сроки. Цена услуги доступна, а полис надежно защитит вас и ваше транспортное средство от неприятностей. Все сделки мы проводим в соответствии с действующим […]
      • Правило безопасности мультик Правило безопасности мультик Азбука безопасности в быту Урок Тетушки Совы Острые предметы Урок Тетушки Совы об осторожном обращении с острыми предметами, – с ними детям нельзя играть и брать без спроса. Горячие предметы Урок Тетушки Совы о горячих предметах в доме, – утюге, […]
      • Договор на перевозку материальных ценностей Договор перевозки груза - существенные условия, образец Договор перевозки груза регулирует обязательственные отношения между сторонами соглашения по вопросам территориального перемещения материальных ценностей или иных вещей. Ознакомиться с образцом договора перевозки груза и […]