Квота по несовершеннолетним

Рубрики Полезное

Содержание:

Несо­блю­де­ние за­ко­на о кво­ти­ро­ва­нии ра­бо­чих мест бу­дет ка­рать­ся адми­ни­стра­тив­но

23 июня 2011 года, 12:41

Депутаты Законодательного собрания одобрили во втором чтении изменения в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях и в статью 4 Закона « О квотировании рабочих мест » на заседании в четверг, 23 июня.

Проект закона разработан с целью устранения пробела в законодательстве Нижегородской области об административной ответственности за несоблюдение Закона области от 26 декабря 2007 года № 191-З « О квотировании рабочих мест » .

Данная сфера правоотношений регулируется федеральным законодательством. Законом Нижегородской области « О квотировании рабочих мест » для работодателей, численность работников у которых составляет более 100 человек, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности, и для работников моложе 18 лет — 1%.

В настоящее время обязанность работодателей по выполнению установленной данным Законом области квоты не обеспечена правовыми мерами принуждения, в связи с чем Закон области не работает в полной мере. Так, в течение всего периода действия Закона области ежегодно более 300 работодателей не выделяли рабочие места в счет квоты, тем самым не соблюдая указанный Закон области.

Однако установление ответственности работодателей за невыполнение квоты для инвалидов относится к ведению РФ на основании пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Статьей 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливается ответственность за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

Вместе с тем, вопрос об установление ответственности за невыполнение квоты для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичная ответственность для работодателей установлена во многих субъектах Приволжского федерального округа.

Таким образом, в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях предлагается включить положения, устанавливающие административную ответственность за несоблюдение работодателями требований об обязательном квотировании рабочих мест для несовершеннолетних, а также наделяющие должностных лиц управления государственной службы занятости населения Нижегородской области полномочиями составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кроме того, одновременно с установлением ответственности за невыполнение квоты для работников моложе 18 лет, законопроектом предлагается внести изменения в статью 4 Закона области « О квотировании рабочих мест » .

В Нижегородской области значительное количество работодателей, у которых все рабочие места связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при которых труд несовершеннолетних запрещен. Однако эти места также подлежат обязательному квотированию для несовершеннолетних в соответствии с Законом области (в размере 1%).

До внесения изменений в Закон области работодателям предоставлялась возможность в пределах 3% обязательной квоты по собственному усмотрению квотировать рабочие места либо для инвалидов, либо для несовершеннолетних. Такие работодатели выполняли обязательную квоту за счет трудоустройства инвалидов, а не работников моложе 18 лет.
На сегодняшний момент во многих организациях работают инвалиды, приятые в соответствии с 3% установленной квотой. Кроме того, при установлении квоты для несовершеннолетних остался неурегулированным вопрос, является ли выполненной установленная квота при достижении таким работником совершеннолетия.

В связи с этим, в часть 1 статьи 4 Закона области предлагается внести уточнение, закрепив, что квота устанавливается с учетом работающих в организации граждан, трудоустроенных в соответствии с ранее установленной квотой.

Это позволит признавать работодателей исполнившими свою обязанность по квотированию до тех пор, пока в его организации работает необходимое количество принятых в счет установленной квоты граждан.

Кроме того, в настоящее время некоторые работодатели в соответствии с трудовым законодательством не могут выполнить требование Закона в части квотирования рабочих мест для работников моложе 18 лет, то есть, формально нарушают действующий Закон области (например, ОАО « Линдовское » , ООО « Посуда » ).

С целью обеспечения соблюдения работодателями требований трудового законодательства РФ и законодательства Нижегородской области о квотировании рабочих мест в статье 4 Закона области предлагается установить возможность уменьшения количества квотируемых рабочих мест в отношении работников моложе восемнадцати лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том случае, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Действие данного законопроекта распространяется на работодателей, численность работников у которых составляет более 100 человек, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Принятие проекта закона обеспечит административными мерами принуждения исполнение работодателями требования Закона области об обязательном квотировании рабочих мест для работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что улучшит положение с трудоустройством указанной категории граждан в Нижегородской области.

Для кого устанавливается квота для приема на работу

Обновление: 6 марта 2017 г.

Практическая реализация государством одного из основных конституционных принципов «право каждого свободно реализовать свои способности к труду» для определенных категорий граждан выражается в дополнительной защите. Обязывая работодателей через введение механизма установления квоты для приема на работу, государство помогает трудоустроиться несовершеннолетним гражданам и гражданам-инвалидам.

Установление квоты для приема на работу для несовершеннолетних

Механизм квотирования рабочих мест для приема на работу несовершеннолетних реализуется субъектами РФ на основании принятых ими законов. Законы субъектов РФ вводят обязанность для некоторых работодателей устанавливать квоты на своих предприятиях, а также регламентируют количество квот, отчетность работодателей, категории граждан, для которых устанавливаются квоты, денежные компенсации взамен квоты.

Для наглядности можно рассмотреть на примере субъекта РФ – города Москвы правила квотирования рабочих мест для несовершеннолетних.

22.12.2004 был принят Закон г. Москвы № 90 «О квотировании рабочих мест». Законодатель обязал всех работодателей, зарегистрированных в г. Москве, среднесписочная численность работников у которых составляет более 100 человек, выделить места для приема на работу молодежи.

Определяя категории граждан, на которых Закон от 22.12.2004 № 90 распространяет свое действие, региональные власти Москвы ввели понятие «молодежи», к которой решили относить:

  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
  • детей со средним профессиональным образованием в возрасте до 24 лет, а также выпускников с высшим образованием в возрасте от 21 года до 26 лет, если на работу они пытаются трудоустроиться впервые.
  • Размер квоты для молодежи для работодателей города Москвы составляет 2 процента от среднесписочной численности работников в компании.

    Признать обязанность по установлению квоты для несовершеннолетних исполненной возможно только при условии приема на работу несовершеннолетнего и заключения между ним и работодателем трудового договора.

    Квота для приема на работу инвалидов

    Граждане-инвалиды являются еще одной большой категорией граждан, нуждающихся в дополнительной защите и помощи как на государственном уровне, так и на региональном.

    Если на региональном уровне местными законодателями не принят соответствующий закон и не установлены требования к работодателям по установлению квот для приема на работу инвалидов, то тогда работодатели руководствуются Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности статьей 21.

    Размер квоты для приема на работу инвалидов по сравнению с размером квоты для несовершеннолетних, как правило, больше и составляет от 2-х до 4-х процентов. Дифференциация в процентах зависит от средней численности работников, исходя из расчета:

    • если средняя численность работников составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, то размер квоты на таком предприятии не может превышать 3% среднесписочной численности работников;
    • если численность работников превышает 100 человек, то размер квоты составляет от 2 до 4% от среднесписочной численности работников.
    • Напомним работодателям, что среднесписочная численность работников определяется по правилам статистики.

      Федеральное законодательство отнесло к компетенции региональных властей установить свой конкретный процент для квотирования рабочих мест для граждан-инвалидов.

      Надо отметить еще один важный момент, говоря об установлении квоты для приема на работу инвалидов. Это ответственность за неисполнение обязанности по установлению квоты. Ответственность предусмотрена частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

      Квота по несовершеннолетним

      Вопрос: Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством РФ и субъектов устанавливается квота для приема на работу инвалидов и молодежи. Выполнением квоты считаются:
      в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
      в отношении категорий молодежи — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места.
      Считается ли выполнением квоты трудоустройство инвалидов и молодежи на неполный рабочий день или неполную ставку?
      Можно ли при заполнении квоты «заменять молодежь инвалидами или наоборот»?

      Ответ: В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
      Частью 2 ст. 2, частью 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон N 90) установлено, что все работодатели (за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций), среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств: 2% от среднесписочной численности для трудоустройства инвалидов, и еще 2% — для трудоустройства молодежи.
      Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 90 выполнением квоты для приема на работу считается:
      1) в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
      2) в отношении молодежи — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
      Указанная норма не устанавливает каких-либо дополнительных требований к трудовым договорам, заключаемым работодателем с работниками по квотируемым рабочим местам, кроме требования о действии таких договоров не менее 15 дней в соответствующем месяце. Однако анализ судебной практики показывает, что установление инвалидам при приеме на работу неполного рабочего времени с оплатой труда пропорционально отработанному времени либо прием на работу на условиях совместительства на 0,5 ставки свидетельствует о невыполнении работодателем квоты для приема на работу инвалидов. Суды указывают, что интерес законодателя в определении квот рабочих мест для инвалидов заключается в том, чтобы обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации трудовых прав. Равные права заключаются в предоставлении рабочих мест именно на полный рабочий день (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2013 N 09АП-36837/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 23.04.2013 по делу N 33-3251/2013). Поэтому, полагаем, для выполнения установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию (выделению) квотируемых рабочих мест работодатель должен обеспечить трудоустройство инвалидов именно на полный рабочий день.
      Отметим, что установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов является гарантией трудовой занятости, способствующей повышению их конкурентоспособности на рынке труда (п. 2 ст. 20 Закона N 181-ФЗ). Для молодежи обязанность квотирования рабочих мест на федеральном уровне не установлена. В отношении них на основании п. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» такая обязанность может быть установлена законодательством субъектов РФ. Однако в любом случае целью законодательства о квотировании является социальная защита именно инвалидов.
      Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 90 в случае, когда количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи уменьшается на соответствующую величину. Аналогичной «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов при приеме молодежи сверх установленной квоты, закон не предусматривает. Таким образом, работодатель может обеспечить выполнение квоты только за счет трудоустройства инвалидов, однако выполнить требования законодательства о квотировании рабочих мест только за счет трудоустройств
      а молодежи нельзя.

      Ответ подготовил:
      Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Мазухина Анна

      Контроль качества ответа:
      Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Кудряшов Максим

      Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

      Установлены квоты для приема на работу инвалидов и молодежи

      Вопрос трудоустройства слабозащищенных категорий населения в нынешней непростой экономической ситуации стоит особенно остро. Одной из приоритетных задач социальной политики государства является улучшение положения на рынке труда таких групп граждан как инвалиды и молодежь, снижение среди них роста безработицы.

      Квотирование рабочих мест – один из главных инструментов содействия занятости инвалидов и молодежи. Этот механизм обязывает работодателей трудоустраивать данные категории лиц, а также является действенным способом проявления государственной поддержки и заботы о гражданах.

      Дополнительные гарантии гражданам, которые особо нуждаются в социальной защите, реализация ими права на труд в Москве обеспечивается Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест». Он определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в столице.

      По Закону, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для молодежи следующих категорий:

      — несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

      — дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;

      — выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

      На данный момент для организаций, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности. При этом, квота для инвалидов должна составлять не менее 2%.

      Трудоустройство молодежи на квотируемые рабочие места может быть заменено перечислением в бюджет города Москвы компенсационной стоимости незаполненных квотируемых мест в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

      В течение месяца после государственной регистрации все работодатели обязаны встать на учет в Государственное казенное учреждение города Москвы «Центр квотирования рабочих мест». Для постановки на учет работодатель может обратиться в территориальный отдел квотирования по мету регистрации своей организации. На 31 июля 2015 года на учете в Центре квотирования стоит 304 346 организаций.

      ГКУ «Центр квотирования начал свою работу в 2004 году и за годы существования накопил немалый опыт в содействии работодателям исполнения законодательства в части квотирования рабочих мест. Основными направлениями его деятельности» являются:

      — контроль выполнения работодателями города условий квотирования рабочих мест;

      — администрирование доходов от перечисления компенсационной стоимости незаполненных квотируемых мест, поступающих в городской бюджет от работодателей, не выполнивших условия квотирования;

      — содействие созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи;

      — проведение информационной работы по вопросам квотирования рабочих мест.

      «Гарантированное трудоустройство позволяет людям с ограниченными возможностями получить материальную независимость, полноценно использовать свои способности, стать частью коллектива и общества», — отмечает и.о. директора ГКУ «Центр квотирования» Агафонова Кристина Евгеньевна.

      Закон № 90 также предусматривает меры экономической поддержки работодателей, которые стремятся создать дополнительные рабочие места для инвалидов и молодежи. Из бюджета города Москвы выделяется денежная сумма на оборудование, сырье, вспомогательные материалы для оснащения каждого рабочего места.

      В соответствии с установленной квотой работодатели обязаны создавать и выделять рабочие места для инвалидов и молодежи, создавать инвалидам необходимые условия труда, а также предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

      Выполнением квоты считается трудоустройство инвалида или молодежи на квотируемое рабочее место.

      Невыполнение обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях в виде наложения штрафа.

      Обязанность государства – выступать гарантом занятости всех категорий граждан, а в особенности – уязвимых слоев населения. Социальное государство должно предоставлять им такие же политические и гражданские права, как и остальным людям.

      Телефон горячей линии по вопросам квотирования: 8-499-723-15-90

      Территориальный отдел квотирования СВАО:

      Ул. Енисейская, д. 28, корп. 2

      Тел: 8-499-185-04-00, 8-499-185-03-00

      Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

      Проект регионального закона «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних» уже рассмотрен и принят в первом чтении на сессии областного парламента 25 декабря прошлого года.

      Проект закона был внесен в Законодательное Собрание прокурором области, который предложил на 100 работающих в организации трудоустраивать одного несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет. Не принимать на работу подростков могут предприятия с вредными и тяжелыми условиями труда.

      Обосновывая свое желание законодательно закрепить трудоустройство несовершеннолетних, в прокуратуре области ссылаются на результаты проверок и общую непростую криминогенную ситуацию с правонарушениями среди подростков 16–18 лет. К примеру, по итогам 2012 года 39% преступлений, среди которых угоны автомобилей, разбои, грабежи и кражи, пришлись именно на эту возрастную группу. В прокуратуре также фиксируют рост особо тяжких преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения, что во многом связывают как раз с незанятостью. Устроиться на работу подростки могут только в летнее время, временно и, как правило, только в муниципальные или государственные учреждения.

      В прокуратуре признают, что в условиях все более возрастающих требований, предъявляемых к качеству и профессионализму работников, несовершеннолетние не могут конкурировать на рынке труда с другими соискателями. Поэтому квотирование рабочих мест для них является сегодня единственным правовым механизмом, способным создать условия для трудоустройства.

      В общем и целом, соглашаясь с выводами прокуратуры, некоторые депутаты все же усомнились в эффективности таких мер. Депутат Апполон Иванов, руководитель крупного сельхозпредприятия в Аларском районе, поделился своим опытом устройства подростка на работу. Подросткам, согласно Трудовому кодексу, больше пяти килограммов поднимать нельзя, больше четырех часов работать не положено, уволить его за ненадлежащую работу практически невозможно. За нарушение норм руководителю грозит административный штраф.

      Тем не менее, депутаты Законодательного собрания Иркутской области на заседании комитета по социально-культурному законодательству рекомендовали принять во втором и окончательном чтении законопроект о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних.

      Закон принят в первом чтении в декабре прошлого года, он устанавливает требование создавать одно рабочее место для подростка в возрасте от 16 до 18 лет на каждые 100 рабочих мест предприятия. Председатель комитета Ирина Синцова сообщила, что ко второму чтению предложена одна поправка. Проект закона предлагается дополнить нормой, предусматривающей, что организации могут запрашивать информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест не только от службы занятости, но и от министерства труда и занятости региона. Глава комитета считает, что это позволит снять ряд вопросов в практике правоприменения нового закона.

      Нюансы трудоустройства несовершеннолетних

      Автор: Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

      Право на осуществление трудовой деятельности имеют в нашей стране лица с 14 лет. Оно используется не только в сфере спорта или творчества (кинематографии, цирковой деятельности), но и в любых других отраслях. Мало того, для несовершеннолетних законодательством о занятости населения установлены квоты. При этом несовершеннолетние работники в силу своего возраста относятся к особой категории работников, для которых предусмотрен ряд гарантий как при трудоустройстве, так и при осуществлении работы. А летом этого года в Трудовой кодекс были внесены и некоторые изменения относительно трудовой деятельности подростков..

      Содействие в занятости несовершеннолетних

      Содействие занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет является одним из направлений государственной политики.

      В связи с этим государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе несовершеннолетним, путем:

      разработки и реализации программ содействия занятости;

      создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций;

      установления квоты для приема на работу;

    • организации обучения по специальным программам и др. (ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон РФ № 1032-1)).

    К сведению: Приказом Минтруда РФ от 12.02.2013 № 58н утвержден федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

    Квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан устанавливают органы государственной власти субъектов РФ.

    Как правило, квота устанавливается в отношении организаций, имеющих определенную численность работников. Так, Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» предусматривает для работодателей, среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек, квоту в размере 2% для трудоустройства молодежи, к которой относятся:

    несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

    лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет;

    выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

    Обратите внимание: безработными могут признаваться граждане уже после 16 лет (ст. 3 Закона РФ № 1032-1).

    В некоторых законах субъектов РФ при установлении квот для несовершеннолетних конкретно указывается, кто относится к категории несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Так, в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 № 1093-З № 1079-IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» квоты предоставляются несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации и испытывающим трудности в поиске работы:

    детям из малообеспеченных и (или) многодетных семей;

    детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

    выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    детям из семей, в том числе из неполных, в которых оба родителя (один из них) признаны в установленном порядке безработными;

    детям из неполных семей, потерявших кормильца;

    несовершеннолетним гражданам, прошедшим курс лечения и реабилитации от наркотической либо алкогольной зависимости;

    несовершеннолетним гражданам, состоящим на учете в органах внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекциях;

    несовершеннолетним гражданам, освобожденным из воспитательных колоний или окончившим специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

    детям, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;

    детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

    Таким образом, самой первой льготой для несовершеннолетних является содействие в трудоустройстве (в частности, квотирование рабочих мест). При этом особое место отводится более незащищенным из них: сиротам, детям из неполных семей и т. д.

    Необходимый возраст и условия заключения трудового договора с несовершеннолетними

    Итак, по общему правилу и в силу ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

    Обратите внимание: иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет (ст. 327.1 ТК РФ).

    Заключение трудового договора допускается и с лицами моложе 16 лет при соблюдении определенных условий:

    1) с лицами, достигшими возраста 15 лет, трудовой договор может заключаться только для выполнения легкого труда, не причиняющего вред их здоровью. При этом они должны получить общее образование либо, если они оставили общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчислены из нее, продолжают получать общее образование в иной форме обучения. В этом случае работа должна выполняться без ущерба для освоения образовательной программы (ч. 2 ст. 63 ТК РФ);

    2) с лицами, достигшими возраста 14 лет, трудовой договор может заключаться для выполнения легкого труда, не причиняющего вред их здоровью. В этом случае они должны получить общее образование. Если образование еще получается, труд должен выполняться в свободное от получения образования время. Для заключения трудового договора с 14-летним необходимы согласие одного из родителей (попечителя) и разрешение органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК РФ);

    К сведению: если другой родитель возражает против заключения трудового договора с лицом в возрасте от 14 до 15 лет, нужно учитывать мнения самого несовершеннолетнего и органа опеки и попечительства (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» (далее – Постановление № 1)).

    3) с лицами, не достигшими возраста 14 лет, трудовой договор может заключаться для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, а также для работы по подготовке к спортивным соревнованиям и участию в спортивных соревнованиях по определенному виду (видам) спорта (ч. 4 ст. 63, ст. 348.1, 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления № 1).

    Для заключения такого договора необходимы письменное согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства. В отношении спортсменов данное разрешение выдается только на основании результатов предварительного медицинского осмотра.

    Трудовой договор от имени работника в возрасте до 14 лет подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, когда может выполняться работа (ч. 4 ст. 63, ч. 5 ст. 348.8 ТК РФ, абз. 4 п. 6 Постановления № 1).

    Обратите внимание: если работодатель допустил к работе лицо, не достигшее возраста 14 лет, а также в случае несоблюдения условий заключения с ним трудового договора такой договор подлежит прекращению в соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ в связи с нарушением правил его заключения, исключающим возможность продолжения работы, и работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка. При этом возможность продолжения трудового договора не исключается, если обстоятельство, препятствовавшее его заключению, устранено (абз. 5, 6 п. 6 Постановления № 1).

    Обязательным условием заключения трудового договора со всеми без исключения несовершеннолетними в силу ст. 69 ТК РФ является прохождение предварительного медицинского осмотра. При этом работники, не достигшие 18-летнего возраста, подлежат ежегодному обязательному медосмотру до достижения совершеннолетия.

    Все эти обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ст. 266 ТК РФ) и в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

    На какую работу запрещено принимать несовершеннолетних?

    В Трудовом кодексе не только установлено, что несовершеннолетние лица в возрасте 14 – 15 лет должны выполнять лишь легкий труд, не причиняющий вред их здоровью, но и перечислены работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет. Согласно ст. 265 ТК РФ это:

    работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы;

    работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания);

    работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для несовершеннолетних предельные нормы. Общие нормы тяжестей утверждены Постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 № 7.

    Однако исключение запрета на поднятие и переноску тяжестей предусмотрено для несовершеннолетних, участвующих в спортивных мероприятиях, если такая работа необходима в соответствии с планом подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению (ч. 4 ст. 348.8 ТК РФ).

    Обратите внимание: перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, установлен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.

    Также несовершеннолетним запрещена работа:

    по совместительству (ч. 5 ст. 282 ТК РФ);

    вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ);

    в религиозных организациях (ч. 2 ст. 342 ТК РФ).

    Документы, представляемые несовершеннолетними при трудоустройстве

    Общий перечень документов, представляемых работником при заключении трудового договора, установлен ст. 65 ТК РФ. Поскольку для несовершеннолетних он несколько отличается от общего, представим его в таблице в зависимости от возраста работника.

    Документы, представляемые несовершеннолетним

    Возраст несовершеннолетнего

    От 16 до 18 лет

    От 15 до 16 лет

    От 14 до 15 лет

    До 14 лет

    Документ, удостоверяющий личность (паспорт или свидетельство о рождении)*

    О квотировании рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области

    принят Саратовской областной Думой 26 ноября 2014 года

    Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области

    Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области

    Квотирование рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи в Саратовской области (далее — квотирование рабочих мест, квота) осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов области.

    Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

    Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

    1. Квота (минимальное количество рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий несовершеннолетних и молодежи, включая рабочие места, на которых уже работают граждане, относящиеся к указанным категориям) устанавливается для трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

    2. Работодатели создают (выделяют) в области квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

    3. Выполнением требований квотирования рабочих мест для приема на работу граждан, категории которых указаны в части 1 настоящей статьи, считается создание (выделение) работодателями рабочих мест, а также трудоустройство на них указанных граждан.

    4. Трудоустройство граждан, категории которых указаны в части 1 настоящей статьи, в счет квоты подтверждается заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее пятнадцати дней.

    Статья 3. Порядок установления квоты

    Статья 3. Порядок установления квоты

    1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории области, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.

    2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты, исходя из среднесписочной численности работников. При расчете количества работников в целях трудоустройства в счет квоты округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

    3. При исчислении квоты для приема на работу граждан, категории которых указаны в части 1 статьи 2 настоящего Закона, в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

    Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

    Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

    1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного Правительством области органа исполнительной власти области информацию, необходимую для квотирования рабочих мест.

    2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать (выделять) рабочие места для трудоустройства граждан, категории которых указаны в части 1 статьи 2 настоящего Закона.

    3. Трудоустройство граждан, категории которых указаны в части 1 статьи 2 настоящего Закона, в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно, в том числе с учетом предложений уполномоченного Правительством области органа исполнительной власти области.

    4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежемесячно представлять в уполномоченный Правительством области орган исполнительной власти области информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством области.

    Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона

    Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

    Губернатор Саратовской области
    В.В.Радаев

    Смотрите еще:

    • Свод реставрационных правил последняя редакция Свод реставрационных правил СРП-2007 "Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (4-я редакция) […]
    • Приказ 2048 Приказ ФТС РФ от 05.10.2011 N 2048 "Об исключении из реестра таможенных представителей ООО "Чандлер Шиппинг" ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА от 5 октября 2011 г. N 2048 ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ РЕЕСТРА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ООО "ЧАНДЛЕР ШИППИНГ" В связи с отсутствием обеспечения […]
    • Телематические правила Телематические правила Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (с изменениями от 16 февраля 2008 г.) В соответствии с Федеральным законом "О связи" и Законом Российской Федерации "О защите прав […]
    • Департамент по миграции и гражданству Департамент по миграции и гражданству Начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь Бегун Алексей Юрьевич (рабочий телефон: 218-75-37) Первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних […]
    • Статьи в законе о предпринимательстве Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" С […]
    • Ст 23 закона 173-фз Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии 3. Начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, […]
    • Приказ от 20062012 Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июня 2012 г. N 490 "О распределении субсидий из федерального бюджета на софинансирование в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской […]
    • Права несовершеннолетних в гражданском праве Гражданский кодекс РФ о правах несовершеннолетних и малолетних Опубликовано 24.09.2012 автор Bagira Гражданский кодекс РФ о правах несовершеннолетних и малолетних (Статьи 26, 27, 28) Гражданский кодекс является составной частью правовой системы Российской Федерации. Им […]