Ответственность при строительстве без разрешения

Рубрики Полезное

Разрешение на строительство и ответственность за застройку в отсутствие разрешения

Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство — это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающих застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства.

Строительство объекта в отсутствие специального разрешения является нарушением норм градостроительного законодательства и влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа или приостановления деятельности.

Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

Размер штрафа, который может быть наложен по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет для граждан от двух до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяносто суток.

В силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности составляет один год со дня совершения правонарушения.

При выявлении фактов строительства капитальных объектов без разрешения дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе возбудить орган, осуществляющий государственный строительный надзор (Мосгосстройнадзор), а также прокурор.

Указанная категория дел рассматривается как Арбитражным судом г. Москвы, так и Мосгосстройнадзором.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное Мосгосстройнадзором в отношении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Заявление об оспаривании решения административного органа (Мосгосстройнадзора) государственной пошлиной не облагается и может быть подано в течение десяти дней со дня получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя, при наличии уважительных причин. Одновременно заявитель вправе подать ходатайство в суд для рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства по решению административного органа (ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо отметить, что не подлежат оспариванию постановления прокурора о возбуждении административного производства, поскольку постановление заменяет собой протокол об административном правонарушении, который не подлежит обжалованию.

В случае, если вопрос о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривался арбитражным судом, то соответствующее решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Административная ответственность за строительство объектов капитального строительства без разрешения

Административная ответственность субъектов предпринимательства за осуществление строительства объекта капитального строительства при отсутствии разрешения установлена ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ.

Рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный законом порядок в области строительства, который должен носить устойчивый характер, его соблюдение является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Процедура получения разрешения на строительство предусмотрена в целях обеспечения безопасности строительства объекта и его дальнейшей эксплуатации. В случае строительства без необходимого разрешения отсутствуют гарантии безопасности и надежности объекта, что в свою очередь может повлечь негативные последствия, в виде создания угрозы жизни и здоровья граждан либо причинения имущественно ущерба.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объекта капитального строительства, если при ее проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, осуществляются только при наличии соответствующего разрешения.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

В соответствии с п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик — это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство либо реконструкцию объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства или реконструкции.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях» субъектами ответственности за административное правонарушение по ч.1 ст.9.5 КоАП РФ могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на осуществление указанных работ.

Таким образом, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ могут быть привлечены как застройщик (заказчик), так и подрядчик или субподрядчик, осуществляющие работы по строительству или реконструкции объектов капитального строительства с нарушением градостроительного законодательства, при отсутствии соответствующей лицензии.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию

Частью 5 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 10 ст.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации объект капитального строительства- здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и т.п.

В силу ч.1 ст.55 кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Эксплуатация объекта без указанного разрешения и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.5 ст.9.5 КоАП РФ.

К административной ответственности по этой статье может быть привлечено любое лицо, непосредственно эксплуатирующее объект капитального строительства, в отсутствие выданного в установленном законом порядке разрешения на ввод этого объекта капитального строительства в эксплуатацию, в том числе арендатор здания или части здания, а также арендодатель, предоставивший по договору аренды здание или его часть.

Во избежание совершения правонарушения, до заключения договора аренды арендатор должен убедиться не только в том, что объект капитального строительства принадлежит арендодателю на праве собственности или ином законном основании, но и в том, что это помещение может быть использовано по назначению в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, то есть потребовать от арендодателя предъявить разрешение на ввод в эксплуатацию.

В соответствии со ст.51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство отнесена к полномочиям органов местного самоуправления (за исключением определенных случаев).

Административная ответственность за данное правонарушение направлена на соблюдение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, предупреждение эксплуатации без разрешительных документов объектов капитального строительства, создающих потенциальную опасность для здоровья и жизни граждан.

Старший помощинк прокурора республики А.Р.Псху

Штраф за строительство без разрешения на строительство

Многие застройщики забывают, что штраф за строительство без разрешения на строительство — адекватная мера, которая ожидает их за нарушение законодательства и желание ускорить процесс возведения объекта. Стремление быстрее решить вопросы строительства без получения разрешительной документации опасно и чревато последствиями, которые связаны с реальной ответственностью. Результатом таких действий могут быть не только штрафные санкции, но и сложности при завершении возведения объекта и его ввода в эксплуатацию. Кроме того, нарушителя ожидает крупный штраф, который надолго отбивает охоту нарушать законодательство. Чтобы избежать таких проблем, важно сначала оформлять разрешение, а уже после приступать к строительным работам.

Ниже рассмотрим, какие штрафы накладываются в 2017 году на застройщиков, которые возводят объекты без разрешения на строительство, какая ответственность предусмотрено за самовольное возведение объекта, о чем требуется помнить перед тем, как приступать к строительным работам? Каждый из этих вопросов требует детального рассмотрения.

Ответственность за строительство без разрешения

Нарушение законодательства ведет к негативным последствиям для строительной компании, которая приступила к работе, не получив на руки разрешительную документацию. Результаты таких действий серьезные. В первую очередь, объект может быть отнесен к самовольной постройке.

В ГК РФ (статье 222, части 1) прописано, что к самовольной постройке относится жилое здание или другой объект (сооружение), которое взведено на земельном наделе, не предназначенном для выполнения таких задач. Назначение участка, как правило, устанавливается решением местных органов власти с учетом действующих законов, а также нормативных или правовых актов. В упомянутой статье также прописано, что к самовольным постройкам относятся те, которые созданы без оформления разрешений или с нарушением градостроительных норм (правил).

Субъект, который нарушил законодательство, и осуществил самовольную постройку, не получает на нее право владения. Как результат, он не сможет распоряжаться построенным имуществом, как с полноценным и зарегистрированным объектом. Нарушителю недоступна продажа, дарение, сдача в аренду или выполнение других действий.

Наиболее серьезное последствие — необходимость снести дом за незаконное строительство по решению судебного органа. По законодательству такая работа выполняется за счет нарушителя. Это прописано в ГК РФ, статье 222, части 2, пункт 2. Чтобы избежать последствий, владельцу дается возможность провести процедуру узаконивания задним числом.

Если здание возведено с учетом действующих правил и норм, стоит обратиться в судебный орган, предоставить требуемые бумаги и ожидать решения. При наличии требуемого пакета бумаг и следовании «букве» законодательства в процессе строительства суд может закрепить за владельцем право собственности на объект, возведенный на земельном участке (ЗУ), находящемся в бессрочном (постоянном) пользовании владельца.

Если строительство осуществляла подрядная организация, лицо, которое получает право владения по решению суда, должно возместить затраты на строительство в объеме, назначенном судебным органом. Но стоит учесть, что право собственности признается только в том случае, если постройка соответствует правилам и нормам законодательства, не несет угрозы здоровью и жизнь людей, а также не нарушает законные интересы 3-их лиц.

Могут ли наложить штраф?

Как отмечалось в начале, возведение объекта без наличия разрешительной документации на руках чревато для исполнителя последствиями в виде административной ответственности. Так, в КоАП, пункте 1, статье 9.5, прописано, что за возведение сооружений (строений), а также ИЖС без надлежащего оформления разрешения дает повод для применения санкций в виде административного штрафа. При этом наказываются все субъекты, начиная от обычных граждан (физлиц) и заканчивая компаниями (юрлицами). Административная ответственность, в том числе, касается ИП и лиц, которые находятся при должности.

Размеры штрафов

Требования и нормы действующих законов четко определяют, что возведение зданий (сооружений) любого характера (кроме некоторых исключений) влечет последствия, одним из которых является административный штраф. По закону застройщик должен получить необходимые разрешения от уполномоченных органов, а уже после приступать к строительным работам.

Теперь разберемся, какие штрафные санкции накладываются на строительные компании, приступившие к выполнению задач без оформления разрешительной документации. Размер штрафов прописан в КоАП (статье 9.5). Здесь четко указаны меры админответственности за нарушение действующего порядка в процессе восстановления или строительства сооружения, а также его ввода в эксплуатацию без получения разрешения. Рассмотрим главные положения этой статьи и наказание, которое ожидает нарушителей.

  1. За нарушение порядка возведения, восстановления (реконструкции), а также капремонта сооружений, относящихся к категории объектов капстроительства, предусматриваются следующие штрафные санкции:
  2. Обычные граждане (физлица) — от двух (2) до пяти (5) тысяч рублей.
  3. Лица при должности — от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
  4. Предприниматели, которые работают без формирования юрлица (ИП) — от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей. Одновременно с этим возможен запрет деятельности на срок до 3-х месяцев (90 суток).
  5. Компании (юрлица) — от пятисот (500) тысяч до миллиона рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
    1. Несоблюдение сроков передачи в уполномоченные органы власти, структуры госнадзора, а также исполнительные органы на местах (для субъектов РФ) извещения о начале процесса возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта сооружения, относящегося к объектам капстроительства. К этой же категории относится отсутствие уведомления в направлении органов госстройнадзора федеральных или исполнительных органов власти (для субъектов РФ) о сроках окончания строительных работ здания, подлежащего проверке. При таком нарушении нарушителя ожидают следующие штрафы:
    • Обычные граждане (физлица) — от пятисот (500) до тысячи (1000) рублей.
    • Лица при должности — от десяти (10) до тридцати (30) тысяч рублей.
    • Предприниматели, работающие без создания юрлица (ИП) — от десяти (10) до сорока (40) тысяч рублей.
    • Компании (юрлица) — от ста (100) до трехсот (300) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
    • Если строительная компания (застройщик) продолжает работы без оформления актов, подтверждающих устранение выявленных органами стройнадзора нарушений или недостатков в процессе возведения, восстановления (реконструкции) или капремонта здания, относящегося к категории объекта капстроительства, это влечет за собой такие штрафы:
    • Обычные граждане (физлица) — от двух (2) до пяти (5) тысяч рублей.
    • Предприниматели, которые работают без формирования юрлица (ИП) — от десяти (10) до сорока (40) тысяч рублей. Одновременно с этим возможен запрет (приостановка) деятельности на срок до 90 суток.
    • Компании (юрлица) — от пятидесяти (50) до ста (100) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на 3-х месячный период или менее.
    • Передача разрешения на ввод сооружения в работу, если отсутствуют заключения уполномоченных на проведение госстройнадзора органов (федеральной или исполнительной власти на местах). Актуально для случаев, когда проведение такого стройнадзора является обязательным при возведении, восстановлении (реконструкции), капремонте сооружения, относящегося к категории объекта капстроительства. При таком типе нарушений на должностное лицо накладывается штраф размером от двадцати (20) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
    • Передача сооружения (объекта), который относится к категории зданий капстроительства, без получения разрешения (кроме ситуаций, когда в получении такого разрешения нет необходимости), также ведет к административной ответственности для нарушителя. В такой ситуации предусмотрены штрафы:
    • Обычные граждане (физлица) — от пятисот (500) до одной (1) тысячи рублей.
    • Лица при должности — от одной (1) до пятидесяти (50) тысяч рублей.
    • Компании (юрлица) — от десяти (10) до двадцати (20) тысяч рублей. Еще одним наказанием является приостановка работы на срок до 3-х месяцев.
    • О чем нужно помнить?

      В вопросе ответственности за выполнение строительных и других видов работ без разрешительной документации стоит учесть ряд моментов, которые относятся к административной части действующих законов. Так, возведение объекта допускается при выполнении следующих шагов:

      • Оформление с учетом действующего законодательства права на участок земли, где планируется строительство сооружения. Многие считает такие бумаги малозначительными и откладывают их оформление. На практике именно эта документация подлежит первостепенной проверке. Отсутствие таких бумаг на руках неизбежно приводит к отказу в предоставлении разрешения.
      • Оформление проектной документации на будущий объект. На основании таких бумаг застройщик ведет строительные (восстановительные) работы. Главное требование — поручение задачи профессионалам, ведь от полученных результатов зависит качество постройки и легкость получения разрешения на ввод сооружения в работу.
      • Согласование проектной документации. Не менее важная часть касается согласовательных работ. Это требование является следствием того, что описано выше. Чем надежнее и качественнее исполнитель, тем меньше вероятность появления ошибок в документации и тем проще на завершающем этапе оформить разрешение. Если сэкономить на этапе создания проекта, итоговый результат может быть неудовлетворительным, а сам процесс согласования затянется.
      • Разрешение. Если уполномоченные органы рассмотрели переданный пакет бумаг и не имеют к нему претензий, выдается разрешение. Такой документ позволяет приступить к выполнению строительных работ.
      • Получение ордера. Не менее важная часть — оформление ордера, согласно которому застройщик вправе приступать к строительным работам. Это последний этап, после которого можно начинать строительство.

      Приведенный алгоритм действий является приблизительным, но каждый из этих этапов придется пройти до начала строительных работ. В каждом из шагов предусмотрены промежуточные меры, на описание которых можно использовать много листов. В целом бюрократическая составляющая занимает до 30 дней, поэтому застройщики пытаются упростить себе жизнь и приступают к работам без оформления документов.

      В плюсах находятся те строительные компании, которые занимаются возведением некапитальных застроек. При таком развитии событий в разрешении на строительство нет необходимости. Как следствие, уменьшаются затраты времени на прохождение бюрократических процедур. Как быть другим застройщикам? Практика показала, что многие приступают к процессу раньше времени, до оформления разрешений. Это нарушение действующих законов в сфере градостроительства. Результат — начисление штрафных санкций, о которых упоминалось выше.

      Ответственность за строительство без разрешения на строительство

      Муниципальная земля в аренде, построил здание по проекту без разрешения на строительство, позвонили из инспекции по надзору о составлении акта на строительство без разрешения на строительство. Нужно ли обращаться в управление административными зданиями и какая ответственность и штрафы предусмотрены за это?

      с уважением Андрей!

      Ответы юристов (19)

      Андрей! А в чем вопрос?

      Есть вопрос к юристу?

      Если Вам передали земельный участок в аренду, в котором указана цель — под строительство такого-то объекта, то Вам прежде чем строить, необходимо было получить разрешение на такое строительство.

      статья 9.5 КоАП РФ предусматривает наказание за нарушение:

      Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство,

      -влекут наложение административного штрафа

      на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей;

      на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

      на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток;

      на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

      Здравствуйте Андрей, в ст. 55 Градостроительного Кодекса говорится, что можно выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию без разрешения на строительство.

      Но исходя из формулировки п.5 ст 9.5. КоАП РФ «Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

      Смею предположить, что Ваш объект относится к этой категории зданий.

      Уточнение клиента

      пункт договора аренды земельногоу частка

      1.3. Земелный участок передается арендатору для стоительства станции технического обслуживания по ул. Приграничнаяя.

      Разрешение на строительство еще не готово, может ли мэрия расторгнуть договор аренды и предписать снос здания?

      19 Февраля 2014, 13:49

      В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

      Вы какое здание построили на з/у?

      Формально могут привлечь к административной ответственности. Если здание построено по проекту и соответствует техническим нормам, то особых проблем не будет. Однако, решать вопрос о приеме его в эксплуатацию и регистрировать право собственности придется. Как возможный вариант, придется признавать право собственности в судебном порядке на самовольно возведенное строение.

      Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

      Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

      Для «узаконения» Вашей постройки Вам нужно получить согласие муниципалитета.

      Разрешение на строительство
      представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной
      документации требованиям градостроительного плана земельного участка и
      дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

      В данном случае имеет место возведение самовольной незаконной постройки, которая по решению суда может быть признана таковой и будет подлежать сносу, при чем за Ваш счет.

      Расторжение договора аренды, при этом, необязательна.

      В случае, принятия судом такого решения Вы будете нести ответственность по

      Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства,
      реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства,
      ввода его в эксплуатацию
      [Кодекс РФ об административных правонарушениях]
      [Глава 9]
      [Статья 9.5]

      1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства
      без разрешения на строительство в случае, если для осуществления
      строительства, реконструкции объектов капитального строительства
      предусмотрено получение разрешений на строительство, —

      влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от
      двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч
      до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую
      деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до
      пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их
      деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот
      тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их
      деятельности на срок до девяноста суток.

      2. Нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление
      государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной
      власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
      извещения о начале строительства, реконструкции объектов капитального
      строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление
      государственного строительного надзора федерального органа
      исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской
      Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, —

      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
      пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до
      тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую
      деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до
      сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч
      рублей.

      3. Продолжение работ до составления актов об устранении выявленных
      уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора
      федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной
      власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве,
      реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —

      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
      двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до
      тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую
      деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до
      сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности
      на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до
      ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности
      на срок до девяноста суток.

      4. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии
      заключений уполномоченных на осуществление государственного
      строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа
      исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при
      строительстве, реконструкции объекта капитального строительства
      законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности
      предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —

      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

      5. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на
      ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления
      строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального
      строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —

      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
      пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до
      двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати
      тысяч рублей.

      Ответственность при строительстве без разрешения

      Осуществление строительства без наличия соответствующим образом оформленной разрешительной документации может иметь достаточно серьезные неблагоприятные последствия. Во-первых, это последствия самовольной постройки. Согласно ст.222 ГК РФ ч.1(1) самовольная постройка — это жилой дом, другое строение или сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, а, следовательно, не будет иметь права распоряжаться постройкой, т.е. продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки. Самым неблагоприятным последствием в данной ситуации является обязанность лица, осуществившего самовольную постройку, снести ее за свой счет (ч.2 п.2 ст.222 ГК РФ ч.1 (1)). Исключением из этого правила является возможность «узаконить» самовольную постройку и тем самым избежать ее сноса. Это признание в судебном порядке права собственности на самовольную постройку.. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Однако признание права собственности возможно лишь в том случае, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

      Кроме того, за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию существует административная ответственность. Так, в соответствии со ст.9.5 КоАП (5):
      а) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства производится без разрешения на — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
      б) за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
      в) продолжение работ до составления актов об устранении выявленных уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации недостатков при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства —
      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
      г) выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при отсутствии заключений уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, —
      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
      д) эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, —
      влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

      Осуществление строительства без наличия соответствующим образом оформленной разрешительной документации может иметь достаточно серьезные неблагоприятные последствия. Во-первых, это последствия самовольной постройки. Согласно ст.222 ГК РФ ч.1(1) самовольная постройка — это жилой дом, другое строение или сооружение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законами и иными нормативно-правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, а, следовательно, не будет иметь права распоряжаться постройкой, т.е. продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать иные сделки. Самым неблагоприятным последствием в данной ситуации является обязанность лица, осуществившего самовольную постройку, снести ее за свой счет (ч.2 п.2 ст.222 ГК РФ ч.1 (1)). Исключением из этого правила является возможность «узаконить» самовольную постройку и тем самым избежать ее сноса. Это признание в судебном порядке права собственности на самовольную постройку. Однако признание права собственности за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, возможно лишь при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку (п.3 ст.222 ГК РФ ч.1.(1)). Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Однако признание права собственности возможно лишь в том случае, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

      Кроме того, за строительство без разрешительной документации существует административная ответственность. Так, в соответствии с п.1 ст.9.5 КоАП (5), строений и сооружений, а также объектов индивидуального жилищного строительства без разрешения приводит к наложению административного штрафа. Причем административному штрафу подвергаются граждане, осуществляющие такое строительство, юридические лица и должностные лица таких юридических лиц.

      Риски ведения строительных работ без разрешения на строительство

      Сегодня актуален вопрос, касательно ведения строительных работ на объектах капитального строительства (ОКС), без наличия соответствующего разрешения. Рассмотрим данную ситуацию с позиции рисков Генподрядчика.

      Для начала определимся, что представляет собой разрешение на строительство, что грозит субъекту, который нарушает данное требование и кто является субъектом данного нарушения.

      Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

      В соответствии с частью 1 ст. 9.5. КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

      Штраф сам по себе довольно значителен, но хуже того – приостановление деятельности, что может повлечь более серьезные последствия для Генподрядчика и реализации проекта в целом.

      Градостроительный кодекс предполагает, что разрешение на строительство должен получать застройщик, поэтому возникает справедливый вопрос, будет ли нести ответственность Генподрядчик, если разрешение на строительство не получил застройщик?

      Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.

      В ч. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо установлено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться как застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, так и иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

      Таким образом, Генподрядчик осуществляющий строительство ОКС без разрешения на строительство является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5. КоАП РФ.

      Если Генподрядчик решает осуществлять строительные работы без разрешения, нужно понимать, что сам факт ведения строительных работ вряд ли удастся скрыть, поскольку застройщик или технический заказчик до начала строительства, не позднее, чем за семь рабочих дней, должен будет предоставить в органы государственного строительного надзора значительный объем документов, в том числе и копию разрешения на строительство (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в связи с чем, органы государственного надзора не смогут игнорировать то обстоятельство, что генподрядчик все это время осуществлял строительство без разрешения на строительство, тогда, скорее всего, и встанет вопрос о привлечении Генподрядчика к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, если по каким-либо причинам это не произойдет раньше.

      В этом случае даже не стоит пытаться доказать отсутствие вины Генподрядчика при ведении работ без разрешения на строительство, поскольку это не представляется возможным в виду того, что предполагается обязанность Генподрядчика до начала проведения работ убедиться в наличии у застройщика разрешения на строительство в отношении соответствующего земельного участка.

      Однако, если Генподрядчик взял на себя риск и выполняет работы без разрешения, нужно понимать, что значительную роль в самом порядке привлечения будет играть процессуальный аспект.

      На практике, положения о процессуальном порядке привлечения лиц к административной ответственности используются при оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в связи с чем, избежать привлечения к административной ответственности возможно только при нарушении процессуального порядка к ее привлечению, для чего рекомендуется привлекать юристов в данный процесс как можно раньше.

      Конечно, каждый определяет для себя выполнять работы без разрешения на строительство или не выполнять исходя из личных соображений, однако наша рекомендация в данном случае однозначна – выполнять работы без разрешения недопустимо.

      Поэтому, до начала работ и при заключении договоров на генподряд стоит обратиться за консультацией к юристам, имеющим опыт в строительной сфере, для минимизации рисков и предотвращения негативных последствий.

      Смотрите еще:

      • Приказ 51-н от 16062003 compratukapsio Недавние комментарии 11749 Товарищество с ограниченной ответственностью Дьулуур строй ТОО Дьулуур строй 1411000721 141101001 Товарищество с ограниченной ответственностью Б41 А21 А31 А46 А51 26112002 26112002 А71 А72 130182 АльфаМ ЗАО АльфаМ АОЛ5605 […]
      • Таблица юриста Таблица юриста XXIV. ТРИ ЮРИСТА Следующие замечания дополняют некоторые вопросы в главе «Родственники Сеяна» (Гл. XXII с табл. XXIII). 1. Поскольку сын Сер. Сульпиция Руфа (консула 51 г.) — кузен с материнской стороны (consobrinus) Д. Брута, то недостающая мать последнего — […]
      • Смена директора какое заявление Рассказываем, как осуществить смену директора ООО в 2018 году — быстро, без проблем и лишней бумажной волокиты. Смена директора ООО в 2018 году: пошаговая инструкция Для смены директора организации в 2018 году рекомендуем придерживаться следующего алгоритма: Шаг 1: подготовка […]
      • Отзывы по альфастрахование осаго АльфаСтрахование - отзывы о страховании и рейтинги КБМ опять единица Оформлял полис онлайн в 2017г. 3 водителя - вписаны я, сын и дочь. Самый маленький стаж у дочери с 2008 года. У сына 15 лет у меня больше 30-ти. У всех стаж полностью безаварийный, без единой выплаты. В […]
      • Правило дорожногодвиженья Правила Дорожного Движения РФ На нашем сайте Вы найдете все разделы ПДД 2018 РФ которые действуют на всей территории Российской Федерации Официальный текст с последними изменениями ПДД России 2018 года. ПДД Тесты Онлайн Сервис онлайн тестов (экзамен) ПДД - у нас Вы сможете […]
      • Следствие из закона гесса СО + 1/2 О2 ––> СО2 ΔН3 3. Для двух реакций, имеющих одинаковые конечные, но разные исходные состояния, разность тепловых эффектов представляет собой тепловой эффект перехода из одного исходного состояния в другое. С(алмаз) + О2 ––> СО2 ΔН1 С(графит) + О2 ––> СО2 ΔН2 С(алмаз) […]
      • Госпошлина иска об оспаривании отцовства заявление об оспаривании отцовства Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон иска об оспаривании отцовства за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению данного бланка, связавшись с нами по […]
      • Карта польза оформить заявку Кредитная карта с пользой от Хоум Кредита Хоум кредит на данный момент выпускает довольно интересные и выгодные кредитные карты, популярность которых с каждым днем только растет. Основное внимание потенциальных клиентов привлекают «Кредитная карта с пользой» в категории GOLD и […]