Цели юридической экспертизы

Рубрики Полезное

Содержание:

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов: понятие, цели, порядок проведения

Правовая экспертиза нормативных правовых актов призвана установить соответствие документов с правилами, определенными действующим законодательством. Независимо от области действия, принципы остаются неизменными.

Проведение правовой экспертизы нормативных актов основывается на таких принципах:

  • Независимость субъектов экспертной деятельности, а также лиц, причастных к разработке документов.
  • Всеобщность — проверке должны подвергаться все документы.
  • Профессионализм — эксперты должны обладать определенными компетенциями и соответствующей квалификацией.
  • Обязательность — субъекты нормотворчества должны корректировать свою деятельность в соответствии с результатами проверки.
  • Ответственность — эксперты лично отвечают за итоги экспертизы и пропущенные нарушения.
  • Порядок осуществления

    Порядок проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов унифицирован и закреплен на законодательном уровне. Для начала собирают пакет необходимых документов, которые могут быть поданы как в бумажном, так и в электронном виде.

    Следующим этапом является выработка и формулировка цели проверки. От того, насколько ответственным будет подход к данному моменту, зависит качество и полнота итогового отчета.

    Правовая экспертиза нормативных правовых актов возложена на квалифицированных специалистов, которые наделены соответствующими полномочиями. Важно, чтобы лица, осуществляющие проверку, хорошо ориентировались в данной конкретной сфере.

    Перечень документов

    Правовая экспертиза нормативно-правовых актов требует предоставления в контрольные органы ряда дополнительных документов. К ним относятся:

  • сопроводительное письмо с указанием имени и контактных данных ответственного лица;
  • 2 нотариально заверенные копии акта, подлежащего проверке;
  • сведения юридической службы субъекта о внутреннем согласовании документа;
  • пояснительная записка, в которой изложены основания для принятия разработанного документа;
  • нотариально заверенная копия результатов внутренней проверки документа юридической службой организации;
  • сведения о действующих законах в сфере, к которой относится вновь разработанный документ;
  • в случае внесения изменений в существующий документ, должна быть представлена заверенная копия сравнительного анализа старой и новой версий;
  • подтверждение согласования нового документа с заинтересованными сторонами;
  • для регуляторных актов требуется оригинал и 2 копии решения о согласовании документа с органом исполнительной власти;
  • нотариально заверенные копии документов, которые подтверждают правомочность действий органа, разработавшего документ.
  • Правовая экспертиза нормативно-правовых актов целесообразна в ситуациях, когда существуют некоторые сомнения относительно легитимности тех или иных документов. При этом юрист организации самостоятельно готовит акты, доверенности, приложения и прочие документы, которые имеют отношение к проверке. Цель экспертизы нормативно-правовых актов выражается в следующих пунктах:

  • поиск и обоснование нарушений законодательства;
  • детализация конкретных положений документа;
  • выявление непреднамеренных нарушений, которые вызваны недостаточной компетентностью лиц, работавших над составлением акта;
  • анализ документа на соблюдение основных человеческих прав;
  • проверка положений договора с целью уточнения прав и обязанностей сторон.
  • Методика правовой экспертизы нормативных правовых актов включает в себя следующие основные пункты:

    • Определение предмета. В обязанности заказчика входит разработка перечня вопросов, ответы на которые будут прописаны в заключении эксперта. Для того чтобы данный список был наиболее точным, специалиста уже на этом этапе привлекают к работе над документом.
    • Анализ правомерности содержания документа, а также соответствия его формы установленным стандартам. Если в оформлении или содержании документа допущены какие-либо ошибки и неточности, он признается недействительным.
    • Анализ каждого отдельного положения с целью выявления соответствия законодательству. В случае обнаружения противоречий документ может быть аннулирован. При этом исполнитель может в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств без каких-либо правовых последствий.
    • Если все условия по предыдущим пунктам выполнены, специалист приступает к ответу на вопросы, которые были поставлены заказчиком на начальном этапе. Таким образом, будет проведена работа по выявлению возможных ошибок или противоречий текущему законодательству.
    • Экспертное заключение может быть сформировано как в письменной, так и в устной форме. В нем специалист дает рекомендации по исправлению конкретных пунктов документа. Если вывод оформлен в письменном виде, эксперт обязан приложить к нему копии документов, на которых основаны итоги проверки.
    • Критерии оценки

      Правовая экспертиза нормативно-правовых актов подразумевает соответствие ряду критериев. Основными считаются следующие:

    • соответствие конституционным нормам;
    • соответствие государственным законам и актам высшей юридической силы, которые действуют в конкретной отрасли;
    • соответствие международным договоренностям;
    • наличие факторов, способствующих коррупционным явлениям;
    • соблюдение технологии составления;
    • обоснованность выбора формы документа;
    • правильность применения основных терминов.

    Виды экспертизы

    Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов может соответствовать следующим видам:

  • Правовая — проводится органами юстиции на государственном и на региональном уровнях. Выявляет правильность трактовки норм закона, а также использования правовых категорий и терминов.
  • Научная — осуществляется соответствующими институтами или учебными заведениями.
  • Экологическая — устанавливает связь реализации проекта с изменением состояния окружающей среды. Также пункты документа проверяются на соответствие техническим нормам.
  • Антикоррупционная — направлена на выявление в нормативно-правовом акте недоработок или лишних пунктов, приводящих к возникновению коррупционных явлений.
  • Рисковая — подразумевает оценку последствий принятия к исполнению рассматриваемого документа.
  • Антикоррупционная экспертиза

    Каждый документ должен быть проверен на наличие коррупциногенных факторов. Это способствует открытому и прозрачному ведению деятельности в дальнейшем. Так, антикоррупционная экспертиза подразумевает выявление следующих моментов:

  • размытое определение прав, полномочий и рамок ответственности органов и уполномоченных лиц, что может создать почву для конфликта интересов или превышения злоупотребления должностными обязанностями;
  • дополнительные препятствия и трудности для получателей услуг, что препятствуют реализации интересов и прав, а значит, создают предпосылки для коррупционных действий;
  • нечеткое описание административных процедур или же полное их отсутствие;
  • отсутствие конкурсных процедур или противоречивые моменты в организации их проведения.
  • Признаки несоответствия нормам законодательства

    Юридическая экспертиза нормативно-правовых актов направлена на выявление несоответствия новых документов нормам действующего законодательства. Признаки нарушений следующие:

    • отсутствие правовых оснований для разработки и принятия нового нормативно-правового документа;
    • попытка ввести новый документ, который по содержанию дублирует ранее отмененный;
    • неправильный выбор законодательной базы для разработки нормативного документа;
    • разработка и принятие документа лицом или органом, в чью компетенцию это не входит (либо же с превышением полномочий);
    • принятие правового акта с нарушением установленного порядка.
    • Законодательная база

      Экспертиза нормативно-правовых актов РФ проводится на основе таких законов:

    • ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Несмотря на то, что данный документ служит основой для проведения проверки, в нем не обозначены требования к исполнителям, а также степень их ответственности.
    • ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Обозначает возможность заказа и проведения экспертизы вновь разработанных нормативных документов или дополнений к ним. Тем не менее, закон не определяет ни самого понятия данной процедуры, ни порядка ее проведения.
    • ФЗ «Об экологической экспертизе». Предусматривает проверку на соответствие экологическим нормам. Особое внимание уделяется соответствию установленным техническим регламентам, а также возможности нанесения ущерба окружающей среде.
    • ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Содержит существенные сведения по проведению финансовой экспертизы проекта нового документа. Особое внимание уделяется пунктам, касающимся расходов, которые покрываются путем государственного финансирования.
    • ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Содержит существенные сведения для проверки проектов административного значения.
    • ФЗ «Об экспертизе и экспертной деятельности в Российской Федерации». Содержит общие положения и правила проведения проверки документов.
    • Правовая экспертиза нормативных правовых актов: пример

      Не всегда теоретическое описание сразу раскрывает реальную сущность того или иного явления. А особенно, если речь идет о таком сложном процессе, как правовая экспертиза нормативных правовых актов. Пример может быть приведен в виде следующих конкретных ситуаций:

    • Во время судебного разбирательства по исполнению или неисполнению договорных обязательств могут возникнуть спорные моменты. Таким образом, может быть принято решение о назначении соответствующей экспертизы.
    • В процессе договорных отношений нередко возникает необходимость включения в соглашение дополнительных пунктов, условий и приложений. Перед этим специалистом должно быть установлено, что они не противоречат первоначальному акту.
    • При составлении сделки на покупку недвижимости стороны не всегда уверены в своей материальной выгоде. Кроме того, подобные операции всегда сопровождаются существенными рисками. Чтобы минимизировать их, следует заказать у специалиста соответствующую проверку на определение правомерности пунктов договора.
    • Огромное количество споров вызывает правомерность и законность пунктов кредитного договора. Особенно в том случае, когда речь идет о крупных суммах. В данном случае нужна не только юридическая, но также и экономическая проверка, которая поможет определить, правомерен ли механизм начисления процентов.
    • На данный момент все большее распространение получает такой документ, как брачный договор. Чтобы интересы всех сторон были соблюдены, данное соглашение должно пройти проверку на соответствие Семейному Кодексу и прочим актам, регулирующим данную сферу.
    • Направления совершенствования

      Совершенствование экспертной деятельности может осуществляться по следующим направлениям:

    • Принятие закона об экспертизе, в котором будут четко обозначены понятия, принципы, цели и прочие существенные моменты.
    • Выведение экспертизы из ведения государственных органов и передача полномочий независимым специалистам.
    • Объединение известных видов экспертизы в единую процедуру.
    • Административная ответственность эксперта за преднамеренное ложное заключение.
    • Заключение

      Правовая экспертиза нормативно-правовых актов — это необходимая процедура. Она подразумевает установление соответствия документа законодательным нормам. Независимо от отрасли, во время проверки действуют унифицированные принципы. Несмотря на распространенность практики и накопленный опыт, данная сфера деятельности требует дальнейшего усовершенствования.

      3. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы

      Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов. Как любой другой вид судебной экспертизы, она имеет конкретные цели и задачи. При этом необходимо отметить, что цели и задачи — понятия не

      Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследо­вание и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда [5, с. 14]. Эксперт своим заключением помогает следова­телю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

      М.В. Костицкий [20, с. 6—7] полагает, что целью судебно-психологической экспертизы является необходимость получения объективной, незаинтересованной оценки принятого решения, совершенного действия, выраженного направления, их настоя­щего или перспективного качества, эффективности; способность дать объективную, беспристрастную и принципиальную оценку конфликту, спору, его предмету, решить насущные задачи с помощью психологических знаний.

      Основные задачи психологической экспертизы конкретизируют­ся в зависимости от вида экспертизы и объекта исследования. А.О. Экменчи [61] относил к задачам судебно-психологической экспертизы вопросы: психологической мотивации действий под­судимых, потерпевших или свидетелей; установления физиологического аффекта, возможности оговора и самооговора по пси­хологическим мотивам; психологической оценки личности под­судимого и его социальных установок; психологии несовершен­нолетних участников процесса.

      Б. Петелин [40] в ряде публикаций, посвященных психоло­гической экспертизе, указывал, что к задачам судебно-психо­логической экспертизы следует отнести: установление физио­логического аффекта; определение степени умственного разви­тия несовершеннолетнего, связанного не с душевным заболева­нием, а с особенностями формирования его психики; установ­ление индивидуальных особенностей познавательной деятельно­сти участников процесса, присущих лицу форм эмоциональных реакций; оценку всей совокупности психологических особенно­стей личности для понимания ее поведения в экстремальной обстановке; дачу общей психологической характеристики инди­видуально-психологических особенностей, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; определение способности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей правильно вос­принимать событие и отдельные его обстоятельства; установле­ние склонности несовершеннолетнего к фантазированию, по­вышенной внушаемости, индивидуальных особенностей позна­вательных процессов такого несовершеннолетнего; определение психических свойств личности подсудимого (психически здоро­вого) и их влияния на психологический механизм совершенного им правонарушения. Приведенный перечень задач не является исчерпывающим. Очевидно, что с развитием психологии круг задач, предназначенных для разрешения психологической экс­пертизой, будет расширяться до пределов, установленных юри­дическим критерием.

      С учетом позиций вышеуказанных авторов попытаемся более полно представить основные задачи экспертизы.

      Основы судебно-психологической экспертизы

      ^ Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследо­вание и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда [5, с. 14]. Эксперт своим заключением помогает следова­телю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

      Как отмечает В.В. Романов [43, с. 80], «основная цель судебно-психологической экспертизы сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком ис­следовании специальных вопросов психологического содержа­ния, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, яв­ляющимся составным элементом, входящим в предмет доказы­вания гражданских споров, а также в исследовании психологи­ческого содержания целого ряда юридических, правовых поня­тий, содержащихся в законе».

      ^ Основные задачи психологической экспертизы конкретизируют­ся в зависимости от вида экспертизы и объекта исследования. А.О. Экменчи [61] относил к задачам судебно-психологической экспертизы вопросы: психологической мотивации действий под­судимых, потерпевших или свидетелей; установления физиологического аффекта, возможности оговора и самооговора по пси­хологическим мотивам; психологической оценки личности под­судимого и его социальных установок; психологии несовершен­нолетних участников процесса.

      Ю.М. Грошовой [9] к задачам судебно-психологической экс­пертизы относит установление длительности и тяжести сильного душевного волнения, исследование специфики длительного и интенсивного воздействия неблагоприятных факторов на чело­века и проявления их в изменении его функций (физиологиче­ских и психологических), а также определение отсталости в ум­ственном развитии несовершеннолетнего обвиняемого вследст­вие влияния неблагоприятных внешних факторов, выяснение субъективной возможности несовершеннолетнего правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела.

      1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

      Поводами для назначения судебно-психологической экспер­тизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о ма­лолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и да­вать о них показания, основанные на оценке условий воспри­ятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повы­шенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.

      2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение со­вершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

      Наиболее распространенными поводами для назначения су­дебно-психологической экспертизы для решения этой задачи яв­ляются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на слу­чившееся; предположение относительно не связанного с психиче­скими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенно­стях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, за­стенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями са­мостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.

      3. Установление способности отстающих в психическом раз­витии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать зна­чение своих действий и определение степени способности их руко­водить своими действиями.

      На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запу­щенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.

      4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в мо­мент совершения противоправных действий состояния физиологи­ческого аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки.

      Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отри­цательных эмоциональных переживаний, возникновению стой­ких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.; данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов по­ведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые инте­ресы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, го­лоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания об­виняемым отдельных элементов ситуации преступления

      5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшест­вовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержа­ние конкретной ситуации и на способность произвольно регулиро­вать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.

      6. Установление возможности возникновения у субъекта раз­личных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или за­трудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т. п.).

      К поводам для назначения судебно-психологической экс­пертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и в производстве относятся прежде всего предпо­ложения о том, что требования ситуации превышали индиви­дуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоциональ­ного напряжения, состояния растерянности и других психо­логических факторов.

      ^ 7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предраспола­гавшего к самоубийству.

      Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если след­ственные органы располагают сведениями о совершении опре­деленными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении пред­положения относительно инсценирования самоубийства.

      8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению

      Выяснение субъективной стороны преступления иногда ос­ложняется трудностями в установлении психологических моти­вов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов и т. п., связи этих осо­бенностей с противоправными поступками. В подобных случаях большое значение имеет создание с использованием специаль­ных психологических знаний и методов «психологического портрета» испытуемого. Одним из первых средств преодоления указанных трудностей является экспертное психологическое ис­следование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что «психологический портрет» испытуемого не может быть абсо­лютно полным, в нем обычно представлены лишь некоторые стороны психики личности.

      ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ

      125009, Москва, Тверская, д.20, стр.1, – тел.8(495)118-31-03, [email protected], учреждение судебной экспертизы

      ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

      Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследование и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда. Эксперт своим заключением помогает следователю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.

      психологической мотивации действий подсудимых, потерпевших или свидетелей;

      установления физиологического аффекта, возможности оговора и самооговора по психологическим мотивам; психологической оценки личности подсудимого и его социальных установок;

      психологии несовершеннолетних участников процесса.

      Б. Петелин в ряде публикаций, посвященных психологической экспертизе, указывал, что к задачам судебно-психологической экспертизы следует отнести:

      установление физиологического аффекта;

      определение степени умственного развития несовершеннолетнего, связанного не с душевным заболеванием, а с особенностями формирования его психики;

      установление индивидуальных особенностей познавательной деятельности участников процесса, присущих лицу форм эмоциональных реакций;

      оценку всей совокупности психологических особенностей личности для понимания ее поведения в экстремальной обстановке; дачу общей психологической характеристики индивидуально-психологических особенностей, имеющих значение для правильного рассмотрения дела;

      определение способности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей правильно воспринимать событие и отдельные его обстоятельства;

      установление склонности несовершеннолетнего к фантазированию, повышенной внушаемости, индивидуальных особенностей познавательных процессов такого несовершеннолетнего;

      определение психических свойств личности подсудимого (психически здорового) и их влияния на психологический механизм совершенного им правонарушения.

      Приведенный перечень задач не является исчерпывающим.

      Очевидно, что с развитием психологии круг задач, предназначенных для разрешения психологической экспертизой, будет расширяться до пределов, установленных юридическим критерием.

      С учетом позиций вышеуказанных авторов попытаемся более полно представить основные задачи экспертизы.

      1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

      Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить:

      данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица;

      сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.);

      данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость);

      несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.

      2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.

      Наиболее распространенными поводами для назначения судебно-психологической экспертизы для решения этой задачи являются:

      данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на случившееся;

      предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии;

      сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.). Или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.

      3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности их руководить своими действиями.

      На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запущенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.

      4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки.

      Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить:

      сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.;

      данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы;

      показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления.

      5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение.

      К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.

      6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т. п.).

      К поводам для назначения судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и в производстве относятся прежде всего предположения о том, что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоционального напряжения, состояния растерянности и других психологических факторов.

      7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.

      Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если следственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении предположения относительно инсценирования самоубийства.

      8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению противоправных действий.

      Выяснение субъективной стороны преступления иногда осложняется трудностями в установлении психологических мотивов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов и т. п., связи этих особенностей с противоправными поступками. В подобных случаях большое значение имеет создание с использованием специальных психологических знаний и методов «психологического портрета» испытуемого.

      Одним из первых средств преодоления указанных трудностей является экспертное психологическое исследование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что «психологический портрет» испытуемого не может быть абсолютно полным, в нем обычно представлены лишь некоторые стороны психики личности.

      Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

      Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

      Юридическая экспертиза договоров

      Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
      +7 (499) 653-60-72 доб. 184 (Москва)
      +7 (812) 426-14-07 доб. 431 (СПб)

      Это быстро и бесплатно !

      При составлении какого-либо договора, соглашения или другого документа, подтверждающего заключение сделки, важно учесть юридически значимые нюансы. Сделать это можно исключительно при обладании знаниями в нужной сфере (правовой, налоговой, экономической и т. д.).

      Чтобы исключить возможные риски и убедиться в действительности документа, заинтересованные лица заказывают осуществление юридической проверки данных бумаг.

      Что представляет собой юридическая экспертиза договора?

      Под юридической (иначе правовой) экспертизой понимается тщательный анализ какого-либо документа или его отдельной части на соответствие законам и нормативно-правовым актам, а также задачам и целям, которые ставились перед сторонами сделки.

      С помощью данной проверки специалист способен:

    • расшифровать пункты договора;
    • проанализировать его отдельные положения;
    • детализировать условия договорённости, дополнив пункты недостающей информацией;
    • выявить спорные или ненужные моменты (например, нарушающие положения действующего законодательства РФ).
    • Когда требуется проведение правовой экспертизы договоров?

      Данная проверка позволяет убедиться в отсутствии спорных и нарушающих закон условий, ошибок юридического характера. Кроме этого, специалист помогает скорректировать текст документа (выделить важные моменты и исключить ненужную информацию). Экспертиза направлена на устранение некорректной формулировки в отдельных пунктах договора.

      Правовая экспертиза может потребоваться в следующих ситуациях:

    • при заключении сделок с недвижимостью;
    • при оформлении брачного договора;
    • при рассмотрении дела о несоблюдении условий договорённости в суде;
    • при подписании кредитного договора (например, при оформлении ипотеки);
    • для определения наличия у конкретного лица полномочий для осуществления той или иной сделки;
    • при дополнении существующего договора;
    • для оценки всевозможных рисков при заключении сделки.
    • Документы, подлежащие экспертизе

      Наиболее часто оценка требуется договорам, соглашениям и контрактам, оформляемым при заключении различных сделок (например, с недвижимостью).

      Кроме этого, юридическая экспертиза нужна при проверке локальных актов компаний и другой правовой документации на соответствие положениям действующего законодательства.

      Помимо этого, оценка может потребоваться:

    • процессуальным документам (исковым заявлениям, судебным постановлениям, претензиям и т. п.);
    • ответам органов государственной власти или муниципалитета, оформленным в связи с подачей жалобы или заявления;
    • актам проверок и заключений ФНС или других правовых структур.
    • Кто занимается правовой экспертизой договоров?

      Осуществлением данных проверок может заниматься организация, имеющая соответствующую лицензию и содержащая штат квалифицированных профессионалов, специализирующихся в определённой сфере.

      Заключение, выданное такой организацией после проведения правовой экспертизы договора, образец которого будет представлен ниже, обладает законной силой.

      Как проводится правовая экспертиза договоров?

      Для грамотного осуществления проверки того или иного документа на соответствие российскому законодательству первоначально необходимо определить задачи будущего исследования. Таким образом, на первом этапе процедуры специалист формирует перечень вопросов, на которые требуется дать подробный письменный ответ.

      Вторым этапом экспертизы считается анализ документа и выявление в его тексте ошибок. Если в договоре имеются пункты, противоречащие законодательству, он будет признан недействительным, поэтому подобные условия должны быть исключены из текста.

      Третий этап подразумевает исследование документа по конкретным задачам, поставленным заказчиком, то есть для выявления наличия в тексте определённых ошибок.

      В нём указываются поставленные перед специалистом задачи, обнаруженные в процессе проверки ошибки, а также рекомендации по исправлению текста документа.

      Задачи, которые ставятся перед специалистом

      Гарантийный срок хранения товара — что это такое?

      Список вопросов зависит от разновидности документа, подлежащего проверке, его специфики и степени сложности. Формирование данных вопросов позволяет более чётко сформулировать цели и задачи будущей проверки.

      Чаще всего перед специалистом ставятся перечисленные ниже задачи:

    • определение пунктов, содержащих ошибки юридического характера или некорректные сведения;
    • выявление неоднозначных или двусмысленных формулировок;
    • определение пунктов, подлежащих изменению либо исключению из текста;
    • выявление условий договора, ухудшающих положение одной из сторон сделки;
    • определение степени риска признания документа недействительным в будущем;
    • описание последствий, с которым столкнётся заказчик в случае отказа от исправления выявленных ошибок и неточностей.
    • Как долго длится?

      Сроки проведения экспертизы зависят от многих факторов:

    • целей и задач, поставленных перед специалистом;
    • особенностей и степени сложности исследуемого документа;
    • занятости организации, выбранной заказчиком для проведения данной проверки.
    • Стоимость услуги

      Расценки устанавливает организация, предлагающая услугу по проверке документов на соответствие положениям законодательства РФ. Стоимость зависит от вида документа, степени его сложности, поставленных перед специалистом задач.

      Цена за экспертизу претензионно-исковых бумаг начинается от 800 рублей. Стоимость услуги при оценке коммерческой, организационной или распорядительной документации существенно выше – в среднем 6 000 рублей.

      Не нашли ответа на свой вопрос?
      Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

      +7 (499) 653-60-72 доб. 184 (Москва)
      +7 (812) 426-14-07 доб. 431 (СПб)

      Об утверждении Методических рекомендаций по проведению юридической (правовой) экспертизы проектов законов

      Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 26 сентября 2016 года № 800

      Руководствуясь подпунктом 3) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об органах юстиции», а также в соответствии с пунктом 14 Плана мероприятий на 2016 год по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденного постановлением Правительства от 31 декабря 2015 года № 1151, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению юридической (правовой) экспертизы проектов законов.
      2. Сотрудникам Департамента законодательства при проведении юридической (правовой) экспертизы проектов законов руководствоваться данными Методическими рекомендациями.
      3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

      Министр юстиции
      Республики Казахстан М. Бекетаев

      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
      по проведению юридической (правовой) экспертизы
      проектов законодательных актов

      Настоящие Методические рекомендации определяют порядок проведения Министерством юстиции юридической (правовой) экспертизы проектов законодательных актов, а также подготовку заключений по ним

      Раздел 1. Общие положения

      1. Методические рекомендации по проведению юридической экспертизы проектов законодательных актов разработаны для использования Департаментом законодательства Министерства юстиции при проведении юридической экспертизы проектов законодательных актов (далее – юридическая экспертиза).
      2. При проведении юридической экспертизы необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
      1) Конституцией Республики Казахстан;
      2) Законом «О правовых актах»;
      3) Правилами организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан;
      4) Регламентом Правительства;
      5) Иные нормативные и ненормативные правовые акты
      При проведении юридической экспертизы необходимо также учитывать нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда, использование которых может помочь сформулировать вывод о несоответствии законопроекта Конституции и действующему законодательству.
      3. Юридическая экспертиза проводится в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта законодательного акта (далее – законопроект) в Министерство юстиции.

      Раздел 2. Проведение юридической экспертизы

      4. При проведении юридической экспертизы необходимо:
      — изучить состояние правового регулирования в соответствующей сфере правоотношений;
      — осуществить правовую оценку целей и задач законопроекта, а также его формы;
      — проверить на предмет соответствия Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан, в том числе законодательству в сфере противодействия коррупции, соответствие международным договорам и иным международным обязательствам, решениям международных организаций;
      — оценить соответствие законопроекта требованиям юридической техники.
      5.1. Изучение состояния правового регулирования
      При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере выявляется место рассматриваемого законопроекта среди других нормативных правовых актов в указанной сфере и их соотношение.
      Не все отношения подлежат нормативному правовому регулированию в форме законодательного акта. При определении предмета законодательного акта необходимо учитывать соотношение законов и подзаконных актов, закрепленное в пункте 3 статьи 61 Конституции, и критерии, характеризующие закон как акт высокой юридической силы. К таким критериям относятся:
      — значимость и стабильность регулируемых общественных отношений. Закон регулирует наиболее важные, устойчивые общественные отношения;
      — первичность нормативного регулирования отношений, составляющих предмет отрасли права или отрасли законодательства.
      В целях изучения состояния правового регулирования рекомендуется проанализировать не только законодательные акты, но и нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда.
      5.2. Оценка целей и задач законопроекта, а также его формы
      Цели и задачи законопроекта необходимо проанализировать на предмет соответствия основополагающим принципам права (гуманизма, равенства всех перед законом, демократизма, законности, справедливости, соразмерности, пропорциональности и др.), соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина.
      Цели и задачи законопроекта должны быть направлены на последовательное развитие и конкретизацию принципов и положений Конституции.
      При оценке законопроекта необходимо тщательно проанализировать возможный круг отношений, который будет регулировать законопроект после его принятия, а также определить форму законопроекта.
      Все изменения и дополнения в законодательный акт должны вноситься путем принятия акта того же уровня. Закон изменяется законом, конституционный закон – конституционным законом и т.д. Не допускается внесение изменений в законодательный акт актом иной формы или иной юридической силы (даже более высокой). Изменения в Конституцию могут быть внесены специальным законом о внесении изменений в Конституцию.
      В одном изменяющем акте могут содержаться изменения нескольких действующих актов. При этом должна быть соблюдена следующая очередность изменяемых законодательных актов:
      — по иерархии законодательных актов (начиная с законодательного акта, имеющего большую юридическую силу);
      — по дате принятия (начиная с ранее принятого законодательного акта).
      5.3. Проверка на соответствие нормам Конституции
      В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Конституции она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Поэтому законопроект необходимо, прежде всего, проверять на соответствие нормам Конституции.
      Как показывает практика, чаще всего в законопроектах встречаются противоречия тем положениям Конституции, которые касаются прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
      Так, при подготовке законопроектов по вопросам правопорядка и социального обеспечения иногда игнорируется положение пункта 1 статьи 1 Конституции о том, что Республика Казахстан утверждает себя правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
      Имея целью повысить эффективность мер по борьбе с преступностью, разработчики проектов нередко предлагают необоснованные ограничения прав граждан, от которых, в первую очередь, страдают законопослушные граждане, а не преступники. Некоторые авторы проектов, стремясь максимально сократить государственные расходы на социальные программы, забывают о вышеуказанной норме Конституции, согласно которой высшими ценностями в нашем государстве являются человек и его жизнь и, следовательно, главной задачей государства — их обеспечение, а не экономия бюджетных средств.
      Достаточно часто в представляемых на юридическую экспертизу проектах содержатся положения, направленные на предоставление государственным организациям необоснованных преимуществ перед негосударственными в сфере хозяйственной деятельности, что противоречит пункту 1 статьи 6 Конституции, согласно которому в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность.
      Согласно статье 12 Конституции в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Перечень прав и свобод человека и гражданина приведен в Разделе II Конституции.
      Важно помнить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. При этом ни в каких случаях не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13-15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции. На практике же бывает, что разработчики законопроектов предлагают ограничение предусмотренных Конституцией прав человека и гражданина по соображениям экономической целесообразности, что не соответствует Конституции.
      При проведении юридической экспертизы необходимо обращать внимание на то, чтобы положения законопроекта не искажали содержание и смысл норм Конституции и других законодательных актов.
      5.3.1. Проверка на соответствие вышестоящим нормативным правовым актам
      Практика показывает, что на юридическую экспертизу нередко поступают законопроекты, которые содержат в себе положения, противоречащие положениям нормативных правовых актов вышестоящего уровня.
      Другое часто встречающееся противоречие заключается в том, что в актах нижестоящего уровня изменяется объем прав или обязанностей, установленный актами вышестоящего уровня. Это, как правило, выражается в том, что в акте нижестоящего уровня вместо детализации происходит дополнение акта вышестоящего уровня, что недопустимо (за исключением тех случаев, когда такая возможность прямо установлена актом вышестоящего уровня).
      При проведении юридической экспертизы законопроектов следует учитывать нормы вышестоящих законодательных актов, регулирующие общественные отношения в той же области. Во избежание возникновения правовых коллизий после принятия законодательного акта необходимо сразу же приводить в соответствие законопроект и вышестоящие и другие акты того же уровня.
      5.3.2. Проверка на наличие коллизий между положениями законопроекта и отдельными положениями законодательных актов, регулирующих одни и те же либо смежные общественные отношения
      При анализе конкретных норм могут возникать расхождения между действующими законодательными актами, регулирующими одни и те же либо смежные правоотношения, т.е. коллизия правовых актов.
      Под коллизией правовых актов понимается расхождения или противоречия между отдельными правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменительной деятельности и осуществления компетентными субъектами (органами и должностными лицами) своих полномочий.
      Для обнаружения коллизии необходимо тщательно анализировать не только законопроект, экспертиза которого проводится, но и нормативные правовые акты различного уровня по смежным отношениям и отраслям, изучив при этом практику их применения.
      В данном случае рекомендуется руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права. В частности, следует учитывать, что при наличии общей и специальной нормы права применяется специальная норма. При наличии двух нормативных правовых актов одинаковой юридической силы применяется акт, принятый позднее.
      5.3.3. Проверка на наличие пробелов в правовом регулировании определенных общественных отношений
      В законопроекте могут отсутствовать положения, касающиеся того или иного вида деятельности, реализации закрепленной за органом функции и т.д. Такое «упущение» может создать условия для применения закона по аналогии, что повлечет различную практику применения норм действующего законодательства.
      Для обнаружения пробела в регулировании требуется системный подход к законопроекту. Следует, например, проверить, как будет реализовываться в дальнейших нормах цели и задачи законопроекта, закрепленные в его вводной части или первых статьях, все ли они раскрываются и детализируются. Также следует проанализировать правоприменительные акты уполномоченных органов по данным вопросам, практику применения действующего законодательства.
      Любой пробел – пробел в содержании действующей системы права. Поэтому эксперту следует доказать, что имеющееся содержание не охватывает собой тех общественных отношений, которые призвана регулировать данная система. Для установления пробела недостаточно обнаружить отсутствие или неполноту норм. Следует доказать необходимость их существования в действующей системе права.
      5.3.4. Проверка на наличие и необходимость отсылочных норм
      Сегодня законодательные акты содержат большое количество отсылочных норм, позволяющих государственным органам принимать подзаконные акты, содержание которых не соответствует воле законодателя, а порой и прямо противоречит ей. В нормотворческой практике государственных органов не изжит узкоотраслевой, ведомственный подход, в результате чего имеют место коррупционные правонарушения, ущемление прав, свобод человека и законных интересов граждан и организаций. К тому же такая ситуация приводит в практике применения к фактической подмене законов подзаконными актами.
      В связи с этим процесс разработки законодательных актов должен характеризоваться решительным уменьшением количества отсылочных норм и оптимально возможной конкретизацией законов. Необходимо стремиться к принятию законов прямого действия, т.е. минимизировать отсылочные нормы.
      Имеющиеся в законопроекте отсылочные нормы анализируются на предмет их правильного определения и формулирования.
      Целесообразно использовать следующие виды отсылок:
      — отсылки к нормам данного закона для обеспечения связи между его общими и конкретными, специальными положениями;
      — отсылки к нормативным правовым актам более высокой юридической силы, когда надо выявить правообразующий источник данного закона;
      — отсылки к актам низшей юридической силы, когда необходимо обеспечить функциональную «правовую связь» и определить основания издания нового закона или дать поручение принять подзаконный акт.
      Не допускаются отсылки к норме, которая, в свою очередь, отсылает к другой норме, а также к еще не принятым законом или иным нормативным правовым актам.
      5.3.5. Проверка на наличие в законопроекте коррупционных норм права
      При проведении юридической экспертизы законопроект необходимо проверить на наличие коррупционных норм права — конструкций и решений, повышающих коррупционную опасность и делающих нормы коррупциогенными. Коррупционные нормы права могут включаться в текст осознанно или непреднамеренно, отвечать правилам юридической техники и нарушать их (дефекты норм).
      К коррупционным нормам права относятся:
      1) широта дискреционных полномочий;
      2) определение компетенции по формуле «вправе»;
      3) завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права;
      4) выборочное изменение объема прав;
      5) отсутствие или ненадлежащее регулирование административных процедур;
      6) отсутствие или ненадлежащее регулирование конкурсных (аукционных) процедур;
      7) ненадлежащее определение функций, обязанностей, прав и ответственности государственных служащих (должностных лиц);
      8) юридико-лингвистическая коррупциогенность, создающая возможности для совершения коррупционных правонарушений;
      9) коллизии норм права, создающие возможность для совершения коррупционных правонарушений;
      10) наличие пробела в регулировании, создающего возможность для совершения коррупционных правонарушений;
      11) наличие в нормативном правовом акте излишних бланкетных и отсылочных норм;
      12) принятие нормативного правового акта вне пределов компетенции;
      13) восполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;
      14) ложные цели и приоритеты;
      15) нарушение баланса интересов;
      16) недостаточность механизмов контроля;
      17) «навязанная» коррупциогенность;
      18) наличие излишних административных барьеров.
      Юридическая экспертиза законопроекта на предмет обнаружения коррупциогенных норм права предусматривает проведение анализа:
      — положений законопроекта;
      — сложившейся коррупционной практики в конкретной сфере;
      — действующих коррупционных схем;
      — правовой статистики о коррупционных правонарушениях, совершенных должностными лицами государственных органов;
      — конкретной деятельности государственных органов и должностных лиц, наиболее подверженных коррупционным проявлениям;
      — способов проявления коррупции в деятельности государственных органов и должностных лиц;
      — взаимосвязи коррупционных дефектов в правовом обеспечении деятельности государственного органа и совершенных должностными лицами коррупционных правонарушений/существующих коррупционных схем/коррупционной практики.
      При проведении юридической экспертизы необходимо оценить следующие аспекты деятельности государственных органов, вовлеченных в правореализационный процесс:
      — статус в системе органов государственной власти;
      — компетенция и задачи;
      — структура;
      — координирование (вертикаль или горизонталь);
      — ответственность (внутренняя и подотчетность);
      — контроль (внутренний, вышестоящий, внешний, общественный);
      — прозрачность деятельности;
      — обеспеченность ресурсами для выполнения задач;
      — мотивация должностных лиц (социальная защита, оплата труда).
      При выявлении в законопроекте коррупционных факторов он признается не соответствующим антикоррупционным требованиям, что свидетельствует о высоких коррупционных рисках при его применении и использовании.
      5.4. Проверка на соответствие правилам юридической техники
      При проведении юридической экспертизы необходимо проверить соответствие законопроекта требованиям и правилам оформления законодательных актов, предусмотренным Законом «О правовых актах».
      Необходимо учитывать сложившуюся нормотворческую практику, поскольку не все правила юридической техники предусмотрены указанным законом.
      К примеру, при оценке юридических терминов рекомендуется проанализировать: употребляется ли один и тот же термин в данном законопроекте в одном и том же значении; имеют ли термины общепризнанное значение; обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемой в действующем законодательстве.

      Раздел 2. Подготовка экспертного заключения по результатам
      проведения юридической экспертизы

      6. По результатам проведения юридической экспертизы составляется мотивированное заключение, в котором рекомендуется отражать:
      предмет правового регулирования;
      состояние правового регулирования в данной сфере (перечень актов, на соответствие которым рассматривался законопроект);
      соответствие содержания законопроекта Конституции и действующим законодательным актам;
      соответствие законопроекта концепции;
      соответствие формы и текста законопроекта правилам юридической техники.
      В заключении необходимо точно указывать суть имеющихся замечаний и те нормы, к которым они относятся.

      Заключение
      по итогам проведения
      юридической (правовой) экспертизы законопроектов

      I. Общая информация
      1. Наименование законопроекта:
      _______________________________________________________
      2. Обоснование необходимости принятия законопроекта:
      __________________________________________________________
      II. Выводы и замечания, выявленные по итогам проведения юридической (правовой) экспертизы
      1. Изучение состояния правового регулирования:
      ________________________________________________________
      2. Оценка целей и задач законопроекта, а также его формы:
      ________________________________________________________
      3. Проверка на соответствие нормам Конституции:
      _______________________________________________________
      4. Проверка на соответствие вышестоящим нормативным правовым актам:
      _________________________________________________________
      5. Проверка на наличие коллизий между положениями законопроекта и отдельными положениями законодательных актов, регулирующих одни и те же либо смежные общественные отношения:
      _______________________________________________________
      6. Проверка на наличие пробелов в правовом регулировании определенных общественных отношений:
      ________________________________________________________
      7. Проверка на наличие и необходимость отсылочных норм:
      ________________________________________________________
      8. Проверка на наличие в законопроекте коррупционных факторов:
      _________________________________________________________
      9. Проверка на соответствие правилам юридической техники:
      __________________________________________________________
      10. Иные замечания:___________________________________________
      III. Иная информация
      1. Сведения о наличии заключения научной правовой экспертизы, а также о принятых/непринятых рекомендациях:
      ___________________________________________________________
      2. Заключения аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и Национальной палаты предпринимателей, а также о принятых/непринятых рекомендациях:
      ___________________________________________________________
      3. Сведения о наличии рекомендаций Общественного совета, а также о принятых/непринятых рекомендациях:
      ________________________________________________________
      4. Сведения о размещении на интернет портале «открытые НПА» и на интернет ресурсе уполномоченного органа:
      ___________________________________________________________
      5. Факты возврата законопроектов на доработку с АП и КПМ:
      ___________________________________________________
      IV. Общий вывод
      _________________________________________________________

      Смотрите еще:

      • Заявление на поездку в лагерь Заявление на поездку в лагерь 8 (495) 974-02-25 (многокан.) 8 (925) 505-12-36 (моб.) 8 (800) 775-83-46 бесплатный для регионов Необходимые документы для выезда детей в лагерь в Венгрии «АКВАЛЭНД»: Заграничный паспорт , действительный в течение 3-х месяцев с момента […]
      • Переселение с ипотекой Предоставление льготной ипотеки для переселенцев С 2006 года в России осуществляется программа по переселению из-за рубежа соотечественников. Для них предусмотрена упрощенная процедура получения гражданства. А как обстоит дело с обеспечением таких переселенцев жильем? […]
      • Правило ниже трети Склонение числительных Склонение имён числительных — часто встречающаяся практика, но, в то же время, вызывающая затруднение. Для многих людей является проблемой написание числительного в том или ином падеже без ошибок. Сайт numeralonline.ru служит шпаргалкой в этом вопросе. Вы […]
      • Нотариус в волосово Нотариусы Волосово Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Бомбина Елена Павловна Телефон: +7(81373)22346 Адрес: 188410, г. Волосово, ул. Хрустицкого, 78 Часы […]
      • Проверка торговый реестр Проверка торговый реестр на сайте БЕЛТА состоялась онлайн-конференция на тему: "О РАБОТЕ МАРТ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" онлайн-конференция на тему: "ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК" Вниманию субъектов хозяйствования! […]
      • Таблица юриста Таблица юриста XXIV. ТРИ ЮРИСТА Следующие замечания дополняют некоторые вопросы в главе «Родственники Сеяна» (Гл. XXII с табл. XXIII). 1. Поскольку сын Сер. Сульпиция Руфа (консула 51 г.) — кузен с материнской стороны (consobrinus) Д. Брута, то недостающая мать последнего — […]
      • Если увольняется работник с алиментами Выплата с выходного пособия Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Бухгалтерия фирмы, где работал сотрудник, обязана провести ряд шагов в случае его увольнения. Нужно очень […]
      • Извещение об увольнение Извещение об увольнении (форма 11) Открыть в формате Word Угловой штамп органа (учреждения) Военному комиссару _______________________________ (наименование военного _________________________________________________комиссариата) ИЗВЕЩЕНИЕ В соответствии с Положением о […]