Налоги католической церкви

Рубрики Статьи

В Германии массово выходят из католической и евангелической церквей – из-за налогов

Берлин, 3 февраля 2015 г.

Информационное агентство idea сообщило о том, что в 2014 году выросло количество людей покинувших евангелическую церковь. Согласно еще не окончательным подсчетам о выходе из церкви объявило около 200 000 человек. Это наибольшее количество с 1997 года, когда евангелическую церковь в Германии покинуло 196 600 человек.

По католической церкви доступны данные за 2013 год, когда церковь покинули 178000 человек. Первичные данные за 2014 позволяют предположить прирост количества выходов на 20%, что также приблизительно равняется 200 000 членов.

Причина в деньгах, вернее в церковном налоге на прибыль от капиталовложений. С 2000 года последняя облагается налогом по единой ставке 25%, который рассчитывают и перечисляют сами банки. Учитывая, что прибыль от капиталовложений является доходом, то указанный налог имеет статус подоходного. Согласно немецкому законодательству, с официально зарегистрированных членов католической и евангелической церкви помимо подоходного налога удерживается и церковный налог.

С 2013 года помимо подоходного налога банки обязаны удерживать с прибыли от капиталовложений и церковный налог. С января 2015 года это происходит автоматически на основании информации, в которой центральная налоговая служба сообщает банкам о религиозной принадлежности клиентов. В 2013 и 2014 годы банки были обязаны проинформировать об этом нововведении своих клиентов. В 2013 году немедленно выросло количество выходов из церквей.

Церкви поначалу не информировали своих членов об изменениях в налогообложении. Вся информация поступала только от банков, которые при общении с клиентами меньше всего внимания уделяли преимуществам членства в церкви, концентрируясь на потерях от налога. В 2014 католическая и евангелическая церкви Германии, наконец, начали информировать своих членов, но, судя по количеству покинувших, они опоздали.

Отлучение за неуплату

Немецкая католическая церковь издала декрет, который фактически узаконил отлучение от церкви тех, кто отказывается платить церковный налог. Теперь католики, не поддерживающие церковь финансово, не смогут исповедаться, причаститься или стать крестными. При этом если раньше Ватикан вставал в таких случаях на сторону верующих, то теперь пошел на поводу у участников Конференции немецких епископов.

Нынешнее решение немецкой католической церкви возникло не случайно. Оно стало ответом на дело профессора Хартмута Цаппа (Hartmut Zapp), который уже несколько лет отстаивает свое право оставаться католиком, не платя церковного налога. До принятия нынешнего решения у него еще были шансы победить в суде.

В 2007 году Цапп, отставной профессор церковного права, решил бросить вызов католической церкви в Германии. Он отделил церковь как «публично-правовую корпорацию» от «религиозного сообщества верующих» и заявил, что больше не хочет иметь отношение к общественному институту церкви, но при этом остается истовым католиком. Он обратился в госслужбы, которые регистрируют принадлежность граждан к той или иной религии и собирают церковный налог, и официально вышел из католической церкви.

При этом Цапп требовал тех же прав на участие в религиозных обрядах, что и другие верующие, ссылаясь на папу Римского Бенедикта XVI, который, по его мнению, говорил о добровольной, а не об обязательной уплате налога. Церковным властям он сообщил, что хочет оставаться членом католической церкви и будет вносить добровольные пожертвования, правда, меньше установленной суммы. Церковь такие условия не устроили, и ее представители обратились в суд.

В 2009 году административный суд Фрайбурга встал на сторону Цаппа. Судьи решили, что заявление, поданное им в госслужбы, регулирует отношения гражданина и государства, но не касается отношений прихожанина и церковной общины.

Однако католическая церковь, рискуя после такого приговора растерять налогоплательщиков, подала апелляцию. В 2010 году высший административный суд Баден-Вюртемберга удовлетворил апелляцию архиепископства Фрайбургского, отменив решение низшей инстанции. Он постановил, что заявление в госслужбы о выходе из церкви не избавляет от внутрицерковных последствий. Более того, суд отказал профессору в рассмотрении апелляции на это решение.

Церковный налог в Германии появился в XIX веке. До этого церкви финансировали власти германских государств в качестве компенсации за секуляризацию церковного имущества. Со временем для того, чтобы никого нельзя было обложить церковным налогом против его воли, была введена система государственного учета приверженцев той или иной религии. Сейчас церковный налог, помимо католиков, платят евангелисты и иудеи. Католическая церковь в Германии собирает со своих прихожан восемь-девять процентов от подоходного налога в зависимости от федеральной земли. Его собирают государственные службы, которые за свое посредничество — опять-таки в зависимости от федеральной земли — получают от церкви от 2 до 4,5 процента собранных денег. Чтобы не растерять состоятельных прихожан, церковь ограничивает размер налога на богатых — они платят не более 2,75 — 3,5 процента от своего подоходного налога. Таким образом немецкая католическая церковь собирает несколько миллиардов евро ежегодно.

Тогда Цапп подал жалобу на отказ в апелляции в высший административный суд Германии. Однако рассмотрение начнется только 26 сентября в Лейпциге, и теперь уже решение вряд ли будет иметь существенные последствия.

Конференция католических епископов Германии решила действовать на опережение. Декрет, который узаконит отлучение от церкви из-за формального отказа платить налоги, вступит в силу уже 24 сентября. В самом декрете слово «отлучение» старательно обходится стороной. Однако по сути с теми, кто не захочет платить церковный налог, произойдет именно это. Их, конечно, не выгонят из церкви, но это лишь малая часть жизни верующих.

Епископы решили прописать в документе все спорные моменты и главное — объединить церковь как сообщество верующих и общественный институт. Так, любой человек, который заявляет государству о выходе из церкви, фиксирует таким образом «добровольный и осознанный отход от церкви». Этот шаг католическая церковь считает «серьезным нарушением правил церковной общины», которые регулируются Кодексом канонического права. В кодексе речь идет об обязанности верующих, во-первых, сохранять единство с церковной общиной, а во-вторых, помогать церкви финансово, чтобы она могла выполнять свои обряды.

Немецкая католическая церковь исходит из того, что прихожанин, который не собирается оплачивать религиозные ритуалы, не имеет права и участвовать в них. В частности, он не может стать крестным, рассчитывать на исповедь, причастие, миропомазание и соборование. Без уплаты налога нельзя будет занимать церковные должности и вообще работать в церкви, а также влиять на выборные должности в церковных советах и тем более занимать в них места. Кроме того, вышедший из церкви прихожанин будет лишен права вступать в общественные церковные объединения.

Единственное послабление, которое описано в декрете, состоит в том, что человеку, «отошедшему» от церкви, могут разрешить венчаться, если он обязуется «хранить веру и воспитывать детей в католической вере». Следует ли понимать обещание «хранить веру» как возвращение в лоно церкви, не поясняется. Кроме того, чтобы обеспечить себе церковное погребение, человеку придется каким-то образом проявить раскаяние в том, что когда-то он вышел из церкви и отказался платить налог.

При этом, как только священник узнает от государственных органов, что кто-то из его прихожан официально вышел из церкви, он должен направить ему письмо с призывом вернуться в ее лоно и пригласить его на разъяснительную беседу. Образец письма епископы также приложили к декрету. Если же во время разговора священник уловит признаки «схизмы, ереси или полного отступления от веры», он должен «принять соответствующие меры». Что это будут за меры, в документе не уточняется.

Ранее Ватикан советовал немецким епископам перейти на итальянскую систему, которая предполагает добровольные пожертвования вместо единого обязательного налога. Папский престол придерживался мнения, что заявление в госслужбу не играет никакой роли и важно только личное заявление прихожанина священнику или епископу. До тех пор пока он не объявил, что больше не хочет быть членом общины, он должен иметь те же права, что и все остальные. Кто единожды был крещен, тот навсегда остается членом католической церкви, считал Ватикан.

Нынешний документ стал компромиссом между папским престолом и немецкими епископами. Папа одобрил непременное желание немцев привязать религиозные обряды к налогам, а те в ответ сформулировали обтекаемый текст без упоминания неприятного слова «отлучение», чтобы не порочить всю католическую церковь подозрениями в корысти, и пообещали проводить разъяснительные беседы.

Проект декрета был разработан еще в марте 2011 года, но на то, чтобы он прошел все инстанции в Ватикане, понадобилось больше года, и только в конце августа немецкие католики получили наконец зеленый свет. По сути теперь у Хартмута Цаппа и других сторонников полного отделения церкви от государства нет шансов на победу в судах. В Германии в ближайшие дни начнут действовать новые правила, которые сводятся к одному тезису: кто не платит — тот не верует.

Почему церковь в России не платит налоги?

Торговля в храме – свечи, иконы, книги – привычная для нас картина. Так почему же церковь не платит налоги? О налогообложении религиозных организаций в России и за рубежом рассказывает ведущий юрисконсульт департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития КСК групп, член Палаты налоговых консультантов Павел Мартынченко.

Как обстоят дела в России?

С точки зрения закона, религиозной организацией признается некоммерческое юридическое лицо, целью создания которого является некоммерческая деятельность, а именно исповедание веры. К подобному выводу можно прийти, анализируя формулировки, отраженные в ФЗ «О свободе совести … » и ФЗ «О некоммерческих организациях … ».

Однако всем известно, что религиозные организации ведут продажу товаров и услуг, поэтому резонно возникает вопрос, подлежит ли налогообложению такая деятельность религиозных организаций? И если да, то, при каких условиях?

Ведь согласно нормам главы 25 НК РФ, налогом на прибыль у некоммерческих организаций облагается только прибыль (разница между доходами и расходами), которая получена некоммерческой организацией в результате осуществления предпринимательской деятельности.

Но нормы налогового кодекса гласят, что законодательством предусмотрен ряд льгот по основным налогам для религиозных некоммерческих организаций (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и земельный налог).

Если говорить про налог на прибыль, то подпунктом 27 пункта 1 статьи 251 НК РФ предусмотрено следующее. Любое имущество, в том числе деньги, признаваемые положениями ГК РФ имуществом (ст. 128 ГК РФ), и (или) имущественные права, которые получает религиозная организация в связи с осуществлением уставного вида деятельности (религиозных обрядов и церемоний, реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения), не будет признаваться доходом такой религиозной организации для целей налогообложения указанным налогом.

То есть деньги и любое имущество, имущественные права, полученные религиозной организацией в качестве целевого взноса или же пожертвования от физических лиц и (или) от других организаций, не облагаются налогом на прибыль.

То же самое и с выручкой от продажи литературы соответствующего содержания. Денежные средства, поступившие на счет такого лица за реализованную литературу, не подлежат налогообложению данным налогом.

Налогом на добавленную стоимость не облагаются операции по реализации литературы религиозного содержания, а так же предметов религиозного назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Перечень таких предметов установлен в Постановлении от 31.03.2001 N251 Правительством РФ.

Более того, услуги по организации и проведению религиозных обрядов, молитвенных собраний, церемоний или других культовых действий так же освобождены от обложения НДС.

Кроме этого, для религиозных организаций законом предусмотрена льгота по уплате и ввозного (таможенного) НДС при импорте товаров на территорию РФ, если такие товары являются гуманитарной, безвозмездной помощью для малообеспеченных групп населения (пункт 1 статьи 150 НК РФ).

Однако продажа, например, серебряных колец, на которых выгравированы молитвы, которые так любят носить верующие, или оказание такими организациями услуг по паломничеству, связанных с поклонением святым местам, освобождению от НДС не подлежат.

К такому выводу приходит УФНС России по г. Москва в письме от 23 января 2009 г. №19-11/004721, поскольку в перечне, устанавливаемом правительством, отсутствуют серебряные кольца с молитвами и паломнические услуги.

Налог на имущество, которое использует такая религиозная организация в соответствии с уставной (религиозной) деятельностью – к примеру, использование храма для осуществления молитв – с таких организаций не взимается (пункт 2 статьи 381 НК РФ).

В части земельного налога нормами ст. 395 НК РФ предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, строения религиозного и благотворительного назначения.

Таким образом, религиозные организации в РФ освобождены от обязанности уплаты налогов в отношении деятельности по исповеданию веры. Однако если товары или объекты движимого и недвижимого имущества используются такой организацией в коммерческих целях, то такие операции подлежат налогообложению на общих основаниях, и все вышеперечисленные налоги религиозная организация должна будет уплатить в полном объеме.

А где платят налоги – и кто?

В зарубежных странах дело обстоит несколько иначе. Так, немецкие христианские церкви свято придерживаются правила, что торговцам не место в храме. Однако от этого они не обеднели. По данным «Российской Газеты», только за счет церковного налога римско-католическая церковь собрала в 2011 году 4,9 миллиарда евро, а евангелическая – 3,9 миллиарда.

В Германии количество верующих католиков и протестантов составляет около 48 миллионов человек. Между тем верующие покидают евангелическую и католическую церковь из-за церковного налога.

Церковный налог в Германии является обязательным для верующих, его сумма колеблется от 8 до 9 процентов от подоходного налога прихожанина. Исходя из количества верующих и сумм собранного церковного налога, в среднем один человек уплачивает 125 евро в месяц, что составляет 8583 рубля 22 копейки по курсу ЦБ РФ на 14 июля. Для сравнения, в России минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года – 7800 рублей в месяц.

В Италии тоже существует «свой церковный налог». Отчисления в размере 8 евро от каждой заработанной тысячи итальянцы могут платить на выбор – либо государству, либо любой церковкой организации, включая синагогу и мечеть.

Между тем, согласно законам США, церкви признаются благотворительными организациями и так же, как и в России, не платят федеральных, региональных или местных налогов в связи с осуществлением видов деятельности, связанных с исповеданием веры. Американские пасторы также освобождены практически от всех налогов, за исключением подоходного налога за оказываемые религиозные услуги.

Согласно статистике, в Америке насчитывается более 350 тысяч церквей, которым федеральное правительство оказывает существенную помощь, выделяя многомиллионные гранты.

Таким образом, подход к вопросам налогообложения в России несколько отличается от подхода в Германии или Италии. При этом, несмотря на существенное различие в системах права России и США, различия политических и экономических векторов развития обеих стран, отношение к налогообложению религиозных организаций в них весьма схожи.

В РПЦ обеспокоены планами мэрии Иерусалима взимать налоги с церквей

ИЕРУСАЛИМ, 25 фев — РИА Новости. Планы мэрии Иерусалима взимать налоги с собственности христианских конфессий затрагивают интересы Русской православной церкви (РПЦ) и угрожают ее работе на Святой земле, заявил секретарь Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Никон.

Он выразил поддержку беспрецедентному решению лидеров греческой, армянской и католической церквей закрыть Храм гроба Господня в знак протеста против действий городских властей, которые требуют от конфессий платить муниципальный налог со всей недвижимости, кроме непосредственно молельных домов, и уже приступили к арестам счетов, выставив неустойку за предшествующие годы.

«Мы здесь, конечно, находимся в сообществе с другими церквами, и, если, не дай Бог, все-таки инициатива муниципалитета будет продвинута и претворится в жизнь, конечно, это коснется и нас», — сказал игумен Никон.

В беседе с РИА Новости священнослужитель пояснил, что, если мэрия не отступится от своих планов, то под налогообложение попадет само здание Русской духовной миссии, официального представительства РПЦ на Святой земле, и многочисленные постройки обширного Горненского монастыря на западной окраине Иерусалима, за исключением расположенных там храмов.

«До сих пор нам выставляли счета, но мы не платили за само здание миссии и за Горненский монастырь. Когда-то это проходило спокойно, когда-то на наши счета налагались аресты, но потом наши юристы это все оспаривали. Риск заключается в том, что налог будет браться со здания миссии и зданий Горненского монастыря, кроме храмов. Возможно, даже ретроспективно», — сказал он.

«В Горненском монастыре без налога останется только центральный храм, а все даже кельи монашеские, не говоря уж о паломнических домах, подпадут под налог. И это будет просто крах», — сказал священник.

Иерусалимская мэрия в воскресенье объявила, что оценивает общую задолженность церквей по муниципальному налогу в более чем 186 миллионов долларов и не намерена перекладывать это бремя на горожан.

Отец Никон выразил уверенность, что участники протеста, с которым солидарны представители РПЦ, «пойдут до конца».

«Мы, естественно, участвуем вместе со всеми церквями в этой акции и поддерживаем глав христианских церквей. Судя по их решимости, а об их решимости свидетельствует сегодняшняя акция, я думаю, что мы не будем отступать», — сказал он.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Церковные налоги в Европе

    Автор: admin · Опубликовано Май 16, 2017 · Обновлено Май 16, 2017

    Тот факт, что церковный налог еще существует, мог бы удивить американцев, так как первая поправка к Конституции США запрещает государству собирать налоги для религиозных групп. Тем не менее религии в США имеют льготы, что также критикуется секулярными атеистами.

    Вопреки европейской солидарности, положение с финансами и церквями различно в разных странах Евросоюза. В одних европейских странах церкви финансируют себя сами, в других им платит государство, в третьих — финансируются особым церковным налогом, который платят опять-таки по разному: или люди, относящие себя к какой-либо конфессии, или все граждане государства.

    Церковный налог в Европе

    В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии. Это отчасти привело к тому. что все большее число немцев – протестантов и католиков – покидают свои церкви. Среди причин, объясняющих снижение членства является нежелание платить де-факто увеличение церковного налога. Тем не менее например в 2013 году, Германия собрала $13,2 млрд для своих церквей. Часть этих денег идет на финансирование школ, больниц и других социальных учреждений.

    В Дании Евангелическо-Лютеранская Церковь в Дании является национальной церковью. Она получает финансирование через специальный церковный налог в размере 1,51% от заработка, который должны платить все ее верующие граждане, а также получает дополнительную поддержку от датского правительства. Власти Дании ранее сообщали, что, например, в 2012 году членами церкви были почти 80% населения. Атеисты Дании протестуют против такого положения дел и проводят компании, в результате которых около 3000 датчан вышли из Церкви.

    В Швеции церковный налог в размере 2% от дохода также платят все граждане, независимо от их принадлежности к той или иной конфессии. В отличие от Дании, церковь и государство в Швеции отделены друг от друга.

    В Австрии церковный налог составляет 1,1% от дохода и его обязаны выплачивать все жители, относящие себя к католичеству.

    В Швейцарии церковные налоги устанавливаются на уровне кантона, но не более 2,3% от дохода. Большинство из 26 кантонов собирают церковный налог в той или иной форме. В некоторых кантонах, церковный налог должны платить частные компании, в других кантонах, по сведениям Госдепа США, собирают налоги “от имени еврейской общины”, при том, что “исламские и другие ‘нетрадиционные’ религиозные группы не имеют на это права.”

    В Исландии согласно статье 62 Конституции “Евангелическая лютеранская церковь является государственной церковью в Исландии и пользуется защитой и поддержкой государства.” Поэтому церковный налог собирается со всех членов зарегистрированных религиозных групп – в том числе и светских гуманистических организаций. Это вызывает их протест, вылившийся, например в создании движения Zuist «для поклонения шумерским богам». За две недели в него вступили более 3100 человек что составляет около 1% населения Исландии. Кроме того, на получение денег рассчитывают около 40 различных религиозных объединений.

    В Хорватии отдельного церковного налога нет. Но согласно специальному соглашению между Святым престолом и Республикой Хорватия, государство финансирует зарплаты и пенсии для духовенства, ремонт и реставрацию церквей, строительство и эксплуатацию церковных школ и университетов.

    В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

    В Италии налогоплательщики платят налог «восемь из тысячи” (0,8%) и выражают свои предпочтения куда должны идти эти деньги: Католической Церкви, ряду протестантских групп, еврейской общине или… государству.

    В Англии храмы Англиканской церкви содержат прихожане, но пожертвования они делают хорошие. Например священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

    В Испании католическая церковь живет на пожертвования верующих и получает помощь от государства. С 2007 года испанские налогоплательщики по личному желанию могут перевести католической церкви (и только ей) 0,7% подоходного налога. Ежемесячную зарплату священникам выплачивает курия. И составляет она примерно следующие цифры: архиепископ — 1200 евро; епископ — 900 евро; священник — 700 евро.

    Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих, а священники получают зарплату от курии.

    В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии — летом и зимой.

    3,082 просмотров всего, 9 просмотров сегодня

    В 2017 году католическая церковь Германии собрала церковного налога на рекордную сумму — $ 7,1 млрд

    Несмотря на сокращения паствы, в 2017 г. католическая «церковь» Германии собрала рекордную сумму церковного налога, сообщает Брейтбарт.

    Согласно немецкому законодательству, любые религиозные организации имеют право взимать со своих адептов специальный «церковный налог», который является основным источником дохода «церквей». Все основные религиозные структуры успешно пользуются правом обирать немцев, некоторые отказываются от поборов, например, Православная церковь.

    Величину церковного налога определяет руководство религиозной организации, в настоящий момент он составляет 9% от подоходного налога. Не исключено, что в будущем побор может быть увеличен или будут введены дополнительные скрытые взимания. Так, в 2014 г. под церковный налог попал доход от прироста капитала, например, прибыль от продажи недвижимости или дивиденды. После введения дополнительного сбора, который может говорить только о жадности руководства религиозных структур, заявления о выходе из «церквей» подали более 400 тыс. немцев. В 2014 г. о выходе из «протестантской церкви» заявили около 200 тыс. немцев, что стало самым высоким уровнем за последние двадцать лет, из «католической церкви» вышло 218 тыс.

    Когда немец хочет избавиться от церковных поборов и принимает решение о выходе из религиозной организации, то ему необходимо пройти соответствующую бюрократическую процедуру с уплатой пошлины. В этом случае, на бывшего адепта накладывают всевозможные ограничения — запрет на участие в таинствах, обрядах, похороны на церковном кладбище, лишение возможности работать в лечебных и образовательных организациях связанных с религиозными структурами. Однако, церковные репрессии многих не останавливают.

    Официально из католической церкви Германии вышло:

    2011 г. — 100 тыс.
    2012 г. — 118 тыс.
    2013 г. — 178 тыс.
    2014 г. — 218 тыс.
    2015 г. — 182 тыс.
    2016 г. — 162 тыс.

    С 1996 г. католическое население Германии сократилось на 14%, с 27,5 млн до 23,6 млн человек, но доходы церковников только растут: Сумма церковного налога собранного «католической церковью» Германии: 2011 г. — 4,9 млрд евро, 2017 г. — 6 млрд евро.

    Вера, надежда, налоги

    С одной стороны, Ватикан — это иностранное государство и по всем существующим законам никаких налогов Италии оно платить не должно. Но не все так просто. Святой Престол, находясь «де-факто» на территории Италии, является счастливым обладателем 20 процентов всей местной недвижимости. Однако одно дело ею владеть, а совсем другое — платить налоги, чем на протяжении долгих лет церковь себя не утруждала.

    Латеранские соглашения от 11 февраля 1929 года признали суверенитет и исключительную юрисдикцию Римской католической церкви в отношении находящейся на его территории недвижимости. А в 2005 году последовал еще и закон, отменяющий муниципальный налог на недвижимость в отношении ста тысяч церковных некоммерческих учреждений. При этом, что немаловажно, коммерческая недвижимость, находящаяся на территории Италии, исходя из все того же закона, подлежит обязательному налогообложению.

    Как бы там ни было, именно эта мера позволила церкви не только ежегодно экономить около двух миллиардов евро, но и неплохо зарабатывать на этих самых «некоммерческих учреждениях», которые на проверку оными не всегда являются. Дело в том, что все церковное имущество (будь то ресторан, гостиница, спортивные центры и прочие сугубо «коммерческие» объекты) в случае Ватикана автоматически приобретают статус «некоммерческих» и, соответственно, «необлагаемых» налогом, если на их территории находится, к примеру, часовня или «помещение для проведения церковного обряда». Не говоря уже о том, что нередко доходит до того, что квартиры, предназначенные для священнослужителей, сдаются в найм туристам.

    Для представителей других конфессий, базирующихся в Италии, действуют похожие правила. И все же различия есть. Как рассказал «РГ» представитель мусульманской общины Рима, пожелавший остаться неизвестным, мечети, зарегистрированные как неправительственные организации, налогов не платят, а вот частные мусульманские храмы обязаны платить налог на недвижимость, несмотря на то, что они также занимаются религиозной, а значит, некоммерческой деятельностью. «Попахивает двойными стандартами», — заключил источник.

    Тем не менее все может измениться и достаточно быстро. Практикующий католик Марио Монти, по всей вероятности, войдет в историю Италии как первый итальянский политик, который решился ввести налог на недвижимость Римско-католической церкви. Разговоры об этом шли с первых дней создания нового кабинета министров, но мало кто верил, что Монти «посмеет посягнуть на святое». Как стало известно на днях, Профессор (так величают в народе премьера страны) все-таки решился.

    С 2013 года Ватикану придется поучаствовать в спасении Италии. В отношении некоммерческой собственности, приносящей доход (в области здравоохранения, культуры или спорта), а также недвижимости, имеющую смешанную природу (как коммерческую, так некоммерческую), впредь будет взыматься единый муниципальный налог на недвижимость (IMU). «Спастись» от этой участи смогут лишь те, кто к 2013 году сумеет доказать, что никакой коммерческой деятельности на вверенном объекте им не ведется.

    Как полагают эксперты, от введения налога на недвижимость церковь как институт и Ватикан как государство вряд ли обеднеют — в их распоряжении имеется великое множество разнообразных источников дохода. Хотя, нельзя не заметить, что своих прихожан Ватикан на сей счет не слишком тревожит: те вольны делать добровольные пожертвования, а также выделять «восемь от тысячи» — налог (8 евро от каждой заработанной тысячи), который итальянцы могут платить на выбор: либо государству, либо любой церковкой организации, включая синагогу и мечеть.

    Вне мирских законов

    Согласно американским законам, церкви, считаясь благотворительными организациями, не платят федеральных, региональных или местных налогов, а их пасторы также освобождены практически от всех «податей», за исключением подоходного налога за оказываемые ими религиозные услуги. Впрочем, если по религиозным соображениям служителю культа в Америке претит платить налоги, то, написав соответствующее заявление в налоговой службе, священники могут избавить себя от такой необходимости.

    Американские налоговики не только не требуют налоговых деклараций от церквей, но и не обязывают посредников между земной суетой и небесами отчитываться за расходы, как это происходит в случае со светскими некоммерческими учреждениями и благотворительными организациями.

    Хотя в разное время некоторые американцы пытались оспаривать конституционность изъятия церквей из налоговых норм страны, все попытки распространить мирские законы на божественные таинства закончились ничем. Последним и наиболее показательным таким делом стал иск нью-йоркца по фамилии Уалц к городской налоговой комиссии с требованием прекратить фактическое принуждение граждан к субсидированию церквей в Нью-Йорке. Это случилось в 1970 году. Громкое дело даже дошло до Верховного суда США, который, подумав, поддержал законность «налоговой неприкосновенности» учреждений культа.

    Церкви в США в большинстве своем не бедствуют. Так, сегодня в Америке насчитывается около 350 тысяч церквей, и в позапрошлом году, согласно имеющейся статистике, американская паства пожертвовала порядка 110 миллиардов долларов своим религиозным учреждениям. Протестанты, коих большинство в Америке, жертвуют примерно в полтора раз больше, чем католики и представители других христианских конфессий. Немалую помощь оказывает церквям и федеральное правительство, распределяя многомиллионные гранты.

    Хотя США традиционно считаются страной с сильными религиозными чувствами среди населения, последние социсследования показывают, что быстро растет и количество атеистов. Если в 1990 году неверующих в высшие силы американцев насчитывалось 8 процентов, то сегодня количество «безбожников» перевалило за 19,6 процента. Таковы данные октябрьского социологического опроса компании «Пью».

    Настоятели нахватали миллионы

    Роль храмов и монастырей в жизни китайского общества порой необычна. Например, всемерно известный Шаолиньский монастырь в последнее время ассоциируется с успешным коммерческим предприятием, а не духовной школой. Настоятели-миллионеры — именно так воспринимается местное духовенство.

    По китайским законам храмы сами по себе освобождены от любых налогов. К слову, они не приносят и никакой прибыли. Зато образованные при монастырях коммерческие предприятия, а это разрешается законом, должны платить в государственную казну наравне с другими компаниями.

    Вместе с тем есть и лазейки, которыми, судя по всему, многие успешно пользуются. Например, если храм создает предприятие на «неосвоенных территориях», то в таком случае коммерческая структура получает значительные льготы. Кроме того, опять же на примере Шаолиньского монастыря создаются учебные заведения, которые могут не облагаться налогами. Зато обучение в основном идет на платной основе.

    Бог простит за 125 евро

    Количество верующих католиков и протестантов в Германии примерно одинаково — в среднем по 24 миллиона человек. Только вот в последние годы паства в массовом порядке покидает святое лоно церкви, и самая распространенная причина этого — церковный налог. Люди не хотят связывать свою веру с принудительной оплатой. Так, за прошедший год католическую церковь покинуло более 100 тысяч человек, а евангелическую — более 145 тысяч.

    Сумма обязательного церковного налога зависит от дохода каждого верующего и от федеральной земли. Она равняется 8-9 % подоходного налога и начисляется дополнительно ко всем другим налогам. По последним подсчетам, в среднем церковь собирает по 125 евро в месяц с верующего. От церковного налога освобождаются дети и студенты, а также неимущие, безработные, получатели социального пособия и бедные пенсионеры. Однако все они должны принести пастору соответствующее официальное подтверждение. В семьях, где лишь один из супругов — верующий, церковный налог исчисляется по специальной формуле. В конечном итоге его платит не более трети всех членов той и другой церкви.

    Отказ от церковного налога должен быть произведен лично в районном суде или в ЗАГСе. Католики требуют от верующих еще и предварительного посещения консультации у местного священника, который всеми силами постарается убедить отступника не покидать лоно церкви. После официального отказа от оплаты церковного налога католическая церковь Германии исключает верующего из своих рядов. Он больше не может принимать участие в священных таинствах церкви и принадлежать местной церковной общине. Евангелическая церковь в этом случае не разрешает участвовать в церковных обрядах или быть их субъектом. Однако ни та, ни другая церковь не запрещает посещение храма. Отлучать от церкви за неуплату налога католикам запрещает декрет Папы Римского от 2007 года.

    В Германии церковный налог обоснован историческим развитием отношений государства и церкви. После того, как в XIX веке церковное имущество по большей части отошло государству, оно обязалось отвечать за сбор доходов другим способом. По конституции Веймарской республики 1919 года христианская церковь получила статус «публично-правовой корпорации» и право взимать налоги со своих членов. Это правило вошло в современную конституцию ФРГ 1949 года. Таким образом сбор церковного налога государством был официально узаконен.

    Для церковников сборы налогов через государственные финансовые учреждения весьма удобны и дешевы. Приносят они пользу и государству: за предоставление «услуги» оно удерживает от двух до четырех процентов всей собранной налоговой суммы. С помощью государства церковный налог собирает также еврейская община Германии и христианские общины, принадлежащие к Генеральной ассамблее унитарианских и свободных церквей.

    Никак не разгуляться

    Именно тогда все культовые строения были переданы местным органам самоуправления, а крупнейшие, такие как, к примеру, собор Парижской Богоматери, — государству. Правда, вся эта культовая недвижимость осталась в распоряжении служителей церкви, хотя формально они ею и не владеют.

    От государства, как поведал «Российской газете» представитель главного объединения католиков Конференции епископов Франции Вансен Фовель, церковь ничего не получает. Живет же исключительно за счет пожертвований. Пожалуй, главным из них, приносящим в казну порядка 230 миллионов евро, то есть треть годового бюджета церкви, является добровольный взнос от сознательных верующих. Все это рассматривается властями в качестве средств, полученных некоммерческой структурой на собственное существование, а поэтому не облагается налогом.

    Отдельно стоит вопрос о земельном налоге. По существующему положению, французская католическая церковь, как, впрочем, и другие религиозные конфессии, его не платит, если строения были возведены до 1905 года (их 30 тысяч), что и понятно: они им не принадлежат. Но помимо этого за минувшее столетие с лишним во Франции было возведено еще три тысячи католических храмов, а также имеющих к ним отношение сооружений. Здесь, как объяснил месье Вансен Фовель, ситуация следующая. Епархии, которым они принадлежат, освобождены от уплаты этого налога с тех культовых строений, которые открыты для публики. А вот за остальные, будь-то служебные помещения, семинарии, залы для проведения собраний, библиотеки и прочее, надо налог платить на общих основаниях, как это делают все юридические и физические лица во Франции.

    Платят ли налоги священники и другие церковные служащие? Они декларируют свои доходы, но подавляющее большинство их не платит.

    Почему? Да потому, что жалование настолько мало (в пределах 800-900 евро), что оно оказывается, как, впрочем, у около половины французов, ниже начального уровня прогрессивной шкалы подоходного налога.

    Смотрите еще:

    • Деньги под расписку аша Люди дающие деньги вдолг под расписку от частного лица Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и т.п. Проводим заявку без прохождения кредитного скоринга. Поэтому […]
    • Статья в нк рф госпошлина 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина […]
    • Приказ мз 386н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2015 г. № 386н “О внесении изменений в приложения к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1175н “Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм […]
    • Закон от 18 мая 2005 Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального […]
    • Нина русланова суд "Всегда оставалась безнаказанной, потому что народная любимица" Тележурналист Николай Симанков убежден: актриса Нина Русланова, возможно, в состоянии алкогольного опьянения нацарапала на крыле его BMW бранные слова и теперь должна компенсировать ущерб. Представитель артистки […]
    • Работа юристов в краснодаре Работа юриста в Краснодаре Первая 1 2 3 4 Следующая По запросу работа юристом в Краснодаре на сайте HotWork.ru собрано 157 вакансий. За эту неделю добавлено 987 свежих вакансий. Успешно закрыто 830 вакансий. Новые вакансии добавляются ежедневно. Средняя зарплата […]
    • Закон о занятости населения р Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 […]
    • Материнский капитал ноябрь Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем? Материнский (семейный) капитал как мера поощрения к рождению или усыновлению второго ребенка начал предоставляться в нашей стране с 2007 года, со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ […]