Кто является налогоплательщиком земельного налога

Рубрики Вопросы и ответы

Земельный налог

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации
  • Земельный налог определяется главой 31 Налогового кодекса РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

    Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности налогоплательщика, а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

    Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

    Рис. 14 Плательщики земельного налога

    Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

    Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Не признаются объектом налогообложения:

    1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

    • государственными природными заповедниками и национальными парками;
    • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    • объектами организаций федеральной службы безопасности;
    • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
    • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
    • воинскими и гражданскими захоронениями;
    • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
    • 2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

      3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

      4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

      5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

      Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

      Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

      Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

      Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

      Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

      До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

      Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

      земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

      В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

      Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

      Ставки земельного налога

      Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

      Кто является плательщиками земельного налога?

      Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

      Правовая база земельного налога

      Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

      Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

    • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
    • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
    • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.
    • Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

      Кто платит земельный налог?

      Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

    • собственности, в том числе совместной или долевой;
    • пользования без срока;
    • пожизненного владения на условиях наследства.
    • Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

      При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

    • при совместной собственности эти доли равны;
    • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.
    • Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

    • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
    • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
    • земли культурного наследия;
    • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
    • земли под многоквартирными домами.
    • Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

      Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

      Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

    • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
    • документальное подтверждение права на льготы.
    • Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

    • учреждений уголовно-исполнительной системы;
    • автомобильных дорог общего пользования;
    • религиозных сооружений;
    • общественных организаций инвалидов;
    • народных художественных промыслов;
    • особых и свободных экономических зон;
    • инновационного центра «Сколково».
    • Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

    • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
    • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
    • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.
    • Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

      • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
      • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
      • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.
      • Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

        Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

        О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

        Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

        Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

        Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

      • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
      • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
      • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
      • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.
      • Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

        О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

        Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

        Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

        Азбука финансов

        Земельный налог

        Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие федеральным законодательством (НК РФ) и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы и Санкт- Петербурга – это, соответственно, законы этих городов.

        Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются НК РФ (в отличие, например, от транспортного налога, льготы по которому могут устанавливать местные власти).

        Налогоплательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ) являются организации и физические лица, обладающие земельными участками:

      • на праве собственности,
      • праве постоянного (бессрочного) пользования
      • или праве пожизненного наследуемого дарения.
      • Не являются налогоплательщиками лица, которые пользуются земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования или арендующие эти участки.

        Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог. В п. 2 ст. 389 НК РФ определены земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые не относятся к объектам налогообложения.

        Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которые облагаются земельным налогом. Эта стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

        Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании сведений, полученных из налоговых органов. Последние в свою очередь определяют налоговую базу на основании сведений, которые им предоставляют органы, ответственные за ведение земельного кадастра; органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органы муниципальных образований.

        Для некоторых категорий физических лиц (п. 5 ст. 391 НК РФ) установлена льгота по земельному налогу в виде необлагаемого минимума в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Это означает, что при расчете налога налоговая база, определенная в соответствии со ст. 391 НК РФ, будет уменьшена на 10 000 руб., если налогоплательщиком является, например, инвалид любой группы (кроме III, для которой есть некоторые ограничения), ветеран или инвалид ВОВ и т.п. При этом если кадастровая стоимость земельного участка такого физического лица оказывается меньше необлагаемого минимума (10 000 руб.), то налоговая база принимается равной нулю, т.е. налог также признается равным нулю.

        Порядок определения налоговой базы и исчисления налога для земельных участков, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности, аналогичен порядку, применяемому в отношении имущества физических лиц.

        Налоговые ставки установлены ст. 394 НК РФ в максимальных значениях:

      • 0,3% — для земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и предоставленных для личного подсобного хозяйства (например, фермерское поле, дачный участок);
      • 1,5% — для прочих земельных участков.
      • Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти имеют право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

        Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Индивидуальному предпринимателю, использующему земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (т.е. для получения прибыли), придется платить земельный налог авансовыми платежами в первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (т.о. сумма налога за год будет уменьшаться на суммы авансовых платежей, уплаченных ИП).

        Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании уведомления, присылаемого налоговыми органами. Представительные органы власти муниципальных образований вправе установить авансовый порядок уплаты земельного налога такими физическими лицами, но не более 2-х авансовых платежей за год.

        Земельный налог рассчитывается следующим образом:

      • Сумма налога за год = ставка налога * налоговая база * коэффициент
      • Авансовый платеж = сумма налога за год * ? или 1/3 * коэффициент
      • Если в течение календарного года налогоплательщик приобретал и (или) утрачивал права собственности на земельный участок, то сумма налога (авансового платежа) уменьшается на поправочный коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

        Например: В долевой собственности (с равными долями) Карла и Клары находится дачный участок площадью 0,6 га. Карл — инвалид II группы, т.е. имеет льготу по земельному налогу в размере необлагаемого минимума (10 000 руб.). Кадастровая стоимость данного участка составляет 20 000 руб. Ставка налога в муниципальном образовании, где находится и зарегистрирован данный участок, составляет 0,3%. Рассчитаем сумму земельного налога. Поскольку участок находится в долевой собственности, где каждому собственнику принадлежит ? участка, то на каждого приходится по 0,3 га. Для Карла налоговая база составит — 4 000 руб. (20 000 х 0,3 – 10 000 = -4000 руб.). Налогооблагаемая база меньше необлагаемого минимума, т.е. принимается равной нулю. Таким образом, земельный налог с доли Карла составит 0 руб. Налоговая база доли Клары оценивается в 6 000 руб. (20 000 х 0,3). Сумма налога равна 18 руб. (6 000 х 0,3%).

        Кто является налогоплательщиком земельного налога

        ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ — ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

        В Российской Федерации любые организации, а также физические лица при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
        В статье рассмотрим общие положения, касающиеся земельного налога, а также расскажем о том, кто является его плательщиком.

        Одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, что следует из подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ).
        Итак, согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным и формами платы за ее использование являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
        Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоящим из Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
        Земельный налог пунктом 1 статьи 15 НК РФ отнесен к числу местных налогов, то есть он устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 4 статьи 12 НК РФ, пункт 1 статьи 387 НК РФ).
        Напомним, что муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
        В особом порядке устанавливается земельный налог в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Так, в указанных городах земельный налог устанавливается НК РФ и законами названных городов, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами, и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 387 НК РФ).
        Земельный налог в соответствии с главой 31 НК РФ установлен и введен в действие следующими законами городов федерального значения:

        Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

        В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
        Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
        Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

        Земельный налог (местный налог)

        Глава 31 НК РФ «Земельный налог»

        обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

        В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

        Не признаются налогоплательщиками: организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды

        Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

        Не признаются объектом налогообложения:

        1. земельные участки, изъятые из оборота;
        2. земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
        3. земельные участки из состава земель лесного фонда;
        4. земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
        5. земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома

        Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года , являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату его постановки на государственный кадастровый учет.

        Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований определяется по каждому муниципальному образованию, при этом доля определяется согласно кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

        Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, кроме случаев изменение кадастровой стоимости:

        1. вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости (изменение учитывается начиная с налогового периода, в котором была допущена техническая ошибка);
        2. по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

        Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

        Для отдельных категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования.

        Налоговый период: календарный год.

        Отчетные периоды: 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал календарного года.

        При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.

        Устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать:

        1. 0,3% в отношении земельных участков:
          • отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства;
          • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (кроме доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
          • для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

          • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
        2. 1,5% в отношении прочих земельных участков.
        3. Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

          В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в ст. 394 (см. выше)

          Полностью освобождены от уплаты земельного налога предприятия, организации и учреждения из списка .

          Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

          Организации исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно.

          Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если не предусмотрено иное с учетом особенностей для неполного периода.

          Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по истечении 1, 2 и 3 квартала текущего налогового периода как 1/4 налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

          Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены муниципальными образованиями (законами городов федерального значения).

          В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если муниципальными законами не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.

          Сумма налога к уплате по итогам налогового периода = сумма налога, исчисленная за период минус сумма уплаченных авансовых платежей по налогу.

          Не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

          Налогоплательщики отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

          Сумма налога (авансовых платежей) налогоплательщиков – физических лиц исчисляется налоговыми органами

          В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

          Уплата налога осуществляется на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

          Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
          Физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

          Срок уплаты налога — не позднее 1 декабря года , следующего за истекшим налоговым периодом.

          НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

          5.3 Земельный налог

          Земельный налог устанавливается НК РФ (главой 31 «Земельный налог»), вводится в действие на территории муниципальных образо ­ ваний в соответствии с нормативными правовыми актами представи ­ тельных органов этих муниципальных образований.

          В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге зе ­ мельный налог вводится в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

          Законодательные (представительные) органы муниципальных об ­ разований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петер ­ бурга определяют ставки по земельному налогу в пределах, установ ­ ленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий нало ­ гоплательщиков.

          Налогоплательщиками земельного налога признаются организа ­ ции и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

          Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по догово ­ ру аренды.

          Объектом налогообложения признаются земельные участки, рас ­ положенные в пределах муниципального образования (городов феде ­ рального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории кото ­ рого введен земельный налог.

          Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

          Определение налоговой базы производится в следующем порядке:

          Организации: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

          Индивидуальные пред ­ приниматели в отноше ­ нии участков, исполь ­ зуемых ими в пред ­ принимательской дея ­ тельности: определяют налоговую базу самостоятельно на ос ­ новании сведений государственного земельного ка ­ дастра о каждом земельном участке, принадлежа ­ щем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно ­ го наследуемого владения.

          Для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами

          Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории од ­ ного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для следующих категорий физических лиц:

        4. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, пол ­ ных кавалеров ордена Славы;
        5. инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу ин ­ валидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заклю ­ чения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
        6. инвалидов с детства;
        7. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
        8. иных лиц в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.
        9. Уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму:

          в размере 10 000 руб. производится на основании документов, под ­ тверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

          Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер на ­ логовой базы, налоговая база признается равной нулю.

          Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налого ­ плательщиков, являющихся собственниками данного земельного уча ­ стка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

          Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из на ­ логоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

          Налоговые льготы установлены ст. 395 НК РФ, которая устанав ­ ливает перечень лиц, освобожденных от налогообложения.

          Налоговым периодом признается календарный год.

          Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетны ­ ми периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

          При установлении земельного налога муниципальные образования (города федерального значения Москва и Санкт-Петербург) вправе не устанавливать отчетный период.

          Налоговые ставки устанавливаются муниципальными образовани ­ ями (городами федерального значения Москва и Санкт-Петербург) и не могут превышать:

          Налогоплательщики земельного налога и объекты налогообложения

          Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

          При этом плательщиком земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, признается его управляющая компания.

          Не признаются налогоплательщиками земельного налога согласно п. 2 ст. 388 НК РФ организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

          Безвозмездное пользование регламентировано нормами гл. 36 «Безвозмездное пользование» ГК РФ (приложение 11). На основании ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

          Согласно ст. 389 НК РФ объектами обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог и предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.

          Землями, находящимися в собственности, признаются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Землями, находящимися во владении, являются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве пожизненного наследуемого владения.

          К землям, находящимся в пользовании, причисляются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

          Основанием для взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования. Пользование землей без каких-либо подтверждающих это право документов расценивается как самовольное занятие земель, за которое пользователь несет административную ответственность в виде штрафа.

          Не признаются объектом налогообложения:

          1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ.

          В частности это относится к государственным природным заповедникам и национальным паркам, к зданиям, строениям и сооружениям, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, а также здания, в которых размещены военные суды. Полный перечень таких земельных участков определен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

          2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

          Согласно ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Φ3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в России ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Па объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт, в который вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия;

          3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с. законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд [1] ,

          4) земельные участки из состава земель лесного фонда.

          При применении положений подп. 4 п. 2 ст. 389 ПК РФ, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения земельные участки из состава земель лесного фонда, необходимо иметь в виду следующее.

          В соответствии со ст. 101 ЗК РФ в состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, по предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами и др.). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, запятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

          В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях:

          – городских поселений – городские леса;

          – сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

          – транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

          – городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

          – водного фонда (на полосах отвода каналов); иных категорий.

          Таким образом, не подлежат налогообложению земли лесного фонда, за исключением вышеназванных, не входящих в лесной фонд;

          5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

          Перечень земель, ограниченных в обороте, занятых водными объектами, установлен п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

          Не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, занятые водными объектами, при одновременном выполнении следующих условий;

          – земельный участок должен быть занят водным объектом, обладающим признаками, установленными ст. 1,5 ВК РФ;

          – водный объект должен относиться к собственности Российской Федерации или собственности субъектов РФ;

          – земельный участок, занятый водным объектом, должен относиться к категории «земли водного фонда» или другой категории земель с соответствующим водному объекту видом разрешенного использования земельного участка.

        10. [1] Пункт 3 ст. 389 НК РФ утратил силу с 1 января 2013 г. – Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ.
        11. Смотрите еще:

          • Окпд 2018 осаго ОКДП — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг Классификатор ОК 004-93. Классификатор ОКДП ОК 004-93 утратил силу 01.01.2017. Описание и справочные данные Приказы и постановления Список документов о введении в действие, отмене […]
          • Закон от 01122014 n 384-фз Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"" Документ является поправкой к Принят Государственной Думой 22 ноября 2017 года Одобрен Советом […]
          • Проценты налогов в бюджеты Налоги субъектов РФ Актуально на: 8 июня 2017 г. Налоговым законодательством РФ предусмотрены налоги и сборы 3 видов: федеральные, региональные и местные. Региональные налоги также часто именуются налогами субъектов РФ. Подробнее о них расскажем в нашей консультации. Какие […]
          • Госпошлина льготы нк рф Какие льготы предусмотрены при уплате госпошлины? Федеральное законодательство устанавливает ряд льгот для физлиц при уплате ими госпошлины. Льготы можно классифицировать в зависимости от категории плательщика госпошлины и от вида юридически значимых действий, за которые […]
          • Суды по гражданским делам москва Районные суды г. Москвы — адреса и телефоны Конституционный Суд РФ Адрес: 103132, Москва, ул. Ильинка, 21 Телефон: (495) 206-17-62 Сайт: http://ks.rfnet.ru Проезд: М. “Китай-город(т/к)-100м”, Лубянка-300м, Площадь революции-400м, Верховный Суд РФ Справочная по гражданским делам […]
          • Приказом 519 Приказ МВД России от 08.09.2016 N 519 "Об утверждении методики прогнозирования поступлений доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации" МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ […]
          • Санитарные правила и нормы 2141074-01 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 апреля 2009 г. N 20 "Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 7 апреля 2009 г. N 20"Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09" В соответствии с Федеральным […]
          • Патент для лобни Реквизиты для уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системой налогообложения 13 февраля 2017 Реквизиты для уплаты патента для индивидуальных предпринимателей (ИП) г. Химки, г. Лобня, г. Долгопрудный на 2017 год «Уплата налога, взимаемого в связи с […]