Новый закон о землях сельхозназначения

Рубрики Помощь юриста

Законопроект о залоге земель сельхозназначения принят в первом чтении

Нижняя палата парламента РФ приняла в первом чтении законопроект № 276436-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Документ подготовлен правительством для повышения привлекательности участков сельхозземель и привлечения дополнительных инвестиций в АПК.

Законопроектом предлагается предусмотреть возможность удовлетворения требований залогодержателя во внесудебном порядке, если предметом залога (ипотеки) является земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и на котором отсутствуют здание, строение, сооружение. Эта норма не будет распространяться на участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства).

Документом также исключаются нормы, согласно которым не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ, при условии сохранения за залогодателем права на реализацию произведённой и переработанной на таком земельном участке сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, предусматривается исключение возможности отсрочки судом на срок до одного года реализации заложенного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при обращении на него взыскания.

Стоит отметить, что законопроект уже рассматривался в первом чтении ГД в январе этого года. Тогда из-за многочисленных вопросов к документу было принято решение ещё раз обсудить обозначенные в ходе рассмотрения риски.

Внесены изменения в закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 14 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом регулируются отношения, касающиеся порядка проведения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Предусматривается, что общее собрание признается правомочным, если на нём присутствует не 20, а 50 процентов участников указанной долевой собственности.

В случае когда общее собрание не состоялось в связи с отсутствием необходимого количества участников, допускается проведение повторного общего собрания с той же повесткой дня, если на нём присутствует не менее 30 процентов от общего числа участников долевой собственности.

Устанавливаются и другие особенности проведения общего собрания, в частности определение повестки дня, специфика проведения повторного собрания.

Кроме того, из статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» исключено положение о дачных участках, которое противоречит вступающему в силу с 1 января 2019 г. Федеральному закону «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Северный дачник — Новости, Каталог, Консультации

Госдума одобрила закон об изъятии

Земельный участок с молотка. Новый закон, принятый Госдумой, позволяет изымать сельхозземли у собственников, если они используются не по назначению. Такие наделы станут продавать либо на аукционе, либо вернут государству. Один из разработчиков нового закона, глава комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, говорит, что изъятие земли не коснётся дачников, даже если их участки находятся на сельхозземлях:

«Это принято для тех, кто скупал недорого сельхозземли — десятками и сотнями гектаров для будущей перепродажи, кто на этой земле ничего не пахал, не сеял. Или станут изымать землю у тех, кто её плохо использовал, например, сажал на этих участках какую-то траву, которая плохо может сказаться на плодородии земли. Ни дачников, ни огородников это никак не затронет».

Однако, член президиума Союза садоводов Москвы Людмила Голосова опасается, что дачники — а значительная часть дачных и садовых кооперативов расположены именно на землях сельхозназначения — все же могут пострадать:

«Под эту лавочку начнутся рейдерские захваты, для садовых товариществ это закончится плохо. Ну, например, придет какой-нибудь новый хозяин и увидит, часть земли пустует — её на аукцион, а остальных владельцев на этой территории станут выдавливать с земли — таких случаев много».

А вот главный редактор газеты «6 соток» Андрей Туманов уверен, новый закон изъятия земельных наделов у собственников поможет навести порядок на землях сельхозназначения:

«У нас на землях сельхозназначения сейчас сплошная анархия. Есть садовые товарищества, где брошено около 60% земли, она никак не обрабатывается. А зачастую председатели садовых товариществ продавали эти участки, но так ведь тоже опасно — люди покупали «кота в мешке», а вдруг объявится старый хозяин, тогда как быть? Так что новый закон поможет навести порядок. Другой вопрос, как определить, что земля используется неправильно. По каким критериям станут судить?»

Критериев, по которым будут изымать землю, пока не разработали, зато готов уже сам механизм отъема участков у собственников, говорит другой разработчик закона член Совета Федерации Сергей Лисовский:

«Сначала собственникам рассылают уведомление, потом дело передают в суд, если решение положительное, то землю выставляют на аукцион , а деньги от продажи возвращают владельцу».

Однако тут тоже не до конца все ясно. В законе не сказано, что собственник, который лишился земельного надела, сможет получить деньги от продажи земли в полном объеме.

Новый закон упростит процедуру выделения земельных участков в собственность

Государственная Дума в третьем чтении приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин Денисов, один из авторов закона, поделился своими комментариями: «Принятый закон восполняет имеющиеся пробелы в законодательстве, что позволит в ближайшее время осуществить государственную регистрацию прав на девять миллионов земельных долей, сформировать земельные участки на площади 95 миллионов га, что обеспечит создание залоговой базы для привлечения долгосрочных кредитов в отрасль, вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, наведение порядка в земельных отношениях и повышение эффективности использования сельскохозяйственных земель».

Валентин Денисов отметил, что сегодня затруднены кадастровый учёт и государственная регистрация прав граждан на земельные участки. Одновременно с выдачей гражданам свидетельств о праве собственности на земельную долю такие же свидетельства о праве общей долевой собственности на эту же землю были выданы и сельскохозяйственным организациям. Это причина, которая сегодня порождает судебные споры о том, кто же настоящий собственник сельскохозяйственных угодий – граждане или сельскохозяйственные организации.

Валентин Денисов добавил, что «в разработке закона участвовал широкий круг учёных и экспертов. Уверен, закон облегчит выделение и оформление земельных участков в собственность.

Кроме того, закон устанавливает чёткий порядок принудительного прекращения прав на неиспользуемые земли сельхозназначения, что сделает непривлекательным скупку таких земель».

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 25, 40; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 30, ст. 3287; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4011) следующие изменения:

1) дополнить статьей 24.1 следующего содержания:

«Статья 24.1. Особенности государственной регистрации прав на земельные доли

1. Государственная регистрация прав на земельные доли, предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на земельные доли, является кадастровый паспорт земельного участка или кадастровая выписка о земельном участке, находящемся в общей долевой собственности.

3. Если с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от имени участников долевой собственности обращается уполномоченное ими лицо, полномочия данного лица должны быть подтверждены доверенностью, удостоверенной нотариально или удостоверенной главой муниципального образования или специально уполномоченным лицом органа местного самоуправления.»;

4. В случае смерти участника долевой собственности, выдавшего доверенность, при государственной регистрации прав на земельный участок, находящийся в долевой собственности, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним делается запись на основании свидетельства о смерти о том, что обладатель вещных прав на такую земельную долю временно неизвестен. Временный статус регистрационных сведений о правообладателе такой земельной доли аннулируется при подаче наследниками умершего участника долевой собственности заявления о том, что они унаследовали земельную долю на основании свидетельства о вступлении в наследство.».

2) главу IV дополнить статьей 30.3 следующего содержания:

«Статья 30.3. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельную долю вследствие отказа от права собственности на нее

1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельную долю, предусмотренную Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», вследствие отказа от права собственности на нее осуществляется на основании заявления собственника данной земельной доли.

2. К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие права собственности на земельную долю. Предоставление документов, удостоверяющих права собственности на земельную долю, не требуется в случае, если право собственности на такую земельную долю ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральном законом порядке. Предоставление кадастрового паспорта земельного участка, находящегося в долевой собственности, в состав которого входит данная земельная доля, также не требуется.

3. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельную долю, которое ранее не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона не применяются.

4. В течение пяти дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельную долю вследствие отказа от права собственности на нее орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан направить уведомление об этом в орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такую земельную долю.

5. Регистрация возникновение права собственности муниципального образования на такую земельную долю осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.».

Статью 53 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009) дополнить пунктом 1.2 следующего содержания:

«1.2. При отказе от права собственности на земельную долю заявление об этом подается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на земельную долю прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права собственности на эту земельную долю, с момента государственной регистрации прекращения права.».

Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ст. 3098; 2007, N 7, ст. 832) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 9 признать утратившим силу;

а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

«Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 4 и 7 настоящей статьи, а также случаи, установленные иными федеральными законами.»;

б) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. Земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей, предоставляется в аренду без проведения торгов сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использовавшим земельный участок, из которого осуществлен такой выдел, в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим пунктом должно быть представлено в течение трех месяцев со дня получения сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством уведомления органа власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей.»;

в) в пункте 7 цифры «20» заменить цифрами «15» и дополнить предложением следующего содержания: «Несельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 5 процентов кадастровой стоимости несельскохозяйственных угодий.»;

3) статью 12 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Участник долевой собственности на земельный участок вправе отказаться от земельной доли путем подачи заявления об отказе от права собственности на земельную долю в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, без выделения земельного участка в счет земельной доли.»;

4) статью 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Особенности выдела земельных участков в счет земельных долей

1. Выдел земельных участков в счет земельных долей осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Выдел земельных участков в счет земельных долей осуществляется в соответствии с принятым в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, решением участников долевой собственности о примерном местоположении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей.

3. В случае если участники долевой собственности не приняли решение о примерном местоположении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в порядке, установленном абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

О предстоящем выделе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения остальные участники долевой собственности оповещаются путем опубликования сообщения о предстоящем выделе земельного участка. Сообщение должно содержать описание примерного местоположения выделяемого в счет земельной доли земельного участка, а также указание на необходимость направления в письменной форме возражений участников долевой собственности относительно примерного местоположения этого земельного участка лицу, требующему выдела земельной доли. Сообщение опубликовывается в средствах массовой информации, определенных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю.

4. В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от участников долевой собственности не поступят возражения относительно примерного местоположения выделяемого земельного участка, предложение о его примерном местоположении считается согласованным.

Возражения подаются в письменной форме лицу, опубликовавшему сообщение о выделе земельного участка в счет земельной доли. Данные возражения должны быть обоснованными.

Споры о примерном местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.

В случае недостижения согласованного решения споры о примерном местоположении выделяемого земельного участка рассматриваются в суде.

5. Признаются невостребованными земельные доли, обладатели прав на которые не известны или которые не распоряжались ими в течение трех и более лет со дня приобретения прав на земельную долю. К невостребованным долям не относятся земельные доли, от которых участник долевой собственности отказался, и земельные доли, признанные выморочным имуществом.

Сообщение о примерном местоположении выделяемого в счет невостребованных земельных долей земельного участка с указанием их известных собственников опубликовывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, — органами местного самоуправления в средствах массовой информации, определенных субъектами Российской Федерации.

Невостребованные земельные доли подлежат выделу в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые и худшие по кадастровой оценке земли. Образование земельных участков, предусмотренных настоящим абзацем, осуществляется по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, — по решению органов местного самоуправления. Согласие участников долевой собственности и иных правообладателей изменяемого земельного участка не требуется.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе направить в суд требование о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок. До государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок его вправе использовать сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, ранее использовавшие земельный участок, из которого были выделены невостребованные земельные доли.»;

5) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком, из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более пяти лиц

1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более пяти лиц, осуществляется в соответствии с решением участников долевой собственности на этот земельный участок.

2. Решение принимается участниками долевой собственности на общем собрании участников долевой собственности или заочным голосованием.

3. Решение считается принятым, если на общем собрании участников долевой собственности или в заочном голосовании приняли участие участники долевой собственности, составляющие не менее чем 20 процентов от их общего числа или владеющие более чем 50 процентами долей в праве долевой собственности на этот земельный участок.

Общее число участников долевой собственности определяется на основании сведений, содержащихся в документах Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.

4. Решение считается принятым, если за него проголосовали участники долевой собственности, которые владеют в совокупности более чем 50 процентами долей в праве долевой собственности на этот земельный участок от общего числа долей, принадлежащих проголосовавшим участникам долевой собственности.

5. О проведении общего собрания участников долевой собственности или заочного голосования для принятия решения заинтересованные лица уведомляются не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Уведомление осуществляется посредством опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

6. В уведомлении о предстоящем общем собрании участников долевой собственности или заочном голосовании должны быть указаны:

1) вопросы, которые выносятся на общее собрание участников долевой собственности или по которым проводится заочное голосование и предлагаемые решения по ним;

2) лицо, которое проводит общее собрание участников долевой собственности или заочное голосование;

3) сроки окончания приема решений участников долевой собственности по вопросам, которые вынесены на заочное голосование, а также адрес, по которому направляются такие решения;

4) место и время проведения общего собрания участников долевой собственности;

5) порядок ознакомления с имеющимися материалами относительно вопросов, которые выносятся на общее собрание участников долевой собственности или по которым проводится заочное голосование.

7. Принявшими участие в заочном голосовании считаются участники долевой собственности, решения которых получены не позднее даты окончания их приема.

8. В решении участника долевой собственности по вопросам, по которым проводится заочное голосование, должны быть указаны:

1) сведения о лице, участвующем в голосовании (фамилия, имя, отчество, паспортные данные);

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности на земельный участок участвующего в голосовании лица;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, в котором выражено волеизъявление участников долевой собственности словами «за» или «против».

9. Решение участника долевой собственности по вопросам, по которым проводится заочное голосование, направляются лицу, которое проводит заочное голосование, и в орган местного самоуправления.

10. Итоги общего собрания участников долевой собственности и заочного голосования оформляются протоколом, который заверяется органом местного самоуправления в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Приложением к указанному протоколу является список лиц, принявших участие в голосовании.

К протоколу решения участников долевой собственности по вопросу определения примерного местоположения земельного участка, выделяемого в счет земельных долей, также прилагается схема примерного местоположения выделяемого земельного участка, подготовленная на основании кадастрового плана территории, который выдается органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

11. По решению участников долевой собственности может быть назначен представитель, который без выдачи доверенности от имени собственников земельных долей вправе согласовывать местоположение границ данного земельного участка.

12. Полномочия лица, указанного в пункте 11 настоящей статьи, подтверждаются выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности, заверенной органом местного самоуправления.

13. Участник долевой собственности может выдать другому участнику долевой собственности или иному лицу доверенность, удостоверенную не только нотариально, но и удостоверенную главой муниципального образования или специально уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, в том числе доверенность на совершения действий по осуществлению кадастрового учета, участию и голосованию на общем собрании, подаче документов для государственной регистрации прав, совершению разрешенных законодательством сделок с земельными долями и земельными участками, выделенными в счет земельных долей, включая передачу земельного участка в аренду.

14. Лицо, действующее на основании доверенности, вправе продолжать действия по формированию, кадастровому учету и государственной регистрации прав на выделяемый земельный участок даже после смерти участника долевой собственности, выдавшего такую доверенность. В этом случае при постановке земельного участка на кадастровый учет и при государственной регистрации прав соответственно в реестре объектов недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество делается запись на основании свидетельства о смерти о том, что обладатель вещных прав на такую земельную долю временно неизвестен. Временный статус кадастровых и регистрационных сведений о правообладателе такой земельной доли аннулируется при подаче наследниками умершего участника долевой собственности заявления о том, что они унаследовали земельную долю на основании свидетельства о вступлении в наследство.»;

6) в статье 15 слово «полученная» заменить словами «права на которую возникли».

Внести в Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249) следующие изменения:

1) статью 12 дополнить пунктом 8 в следующей редакции:

«8. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены случаи предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства без проведения торгов.»;

2) пункт 2 статьи 13 признать утратившим силу.

Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2881) следующие изменения:

статью 4 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены случаи предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов.».

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ

В ходе земельной реформы при реорганизации в 1992 — 1994 годах колхозов и совхозов 115 млн. га сельскохозяйственных угодий было передано в общую долевую собственность 12 млн. граждан в виде земельных долей без определения на местности границ не только этих земельных долей, но и без определения границ земельных массивов, в которых находятся земельные доли.

По этой причине до сих пор затруднен кадастровый учет и государственная регистрация прав граждан на земельные участки.

Приватизация несельскохозяйственных угодий, из земель сельскохозяйственного назначения, площадь которых составляет 205 млн. га, не проводилась, и они были закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за сельскохозяйственными организациями и опять без определения их границ на местности.

При этом 1 января 2010 года истекает срок, до которого сельскохозяйственные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, но не безвозмездно, а за плату, или оформить право аренды. Однако до сих пор в законодательстве не определена цена выкупа несельскохозяйственных угодий в собственность, что не позволяет начать их приватизацию, хотя отпущенный на это срок истекает.

В результате к настоящему времени из 12 млн. собственников земельных долей (115 млн. га сельскохозяйственных угодий) только 1,4 млн. этих собственников (18 млн. га) прошли кадастровый учет и государственную регистрацию своих прав на землю, выделили свои земельные доли в натуре для создания фермерских и личных подсобных хозяйств или передали их в уставные фонды (капиталы) сельскохозяйственным организациям.

Остальные земельные доли используются сельскохозяйственными организациями:

1) на правах аренды с государственной регистрацией договоров аренды — 14,3 млн. га;

2) на правах аренды без государственной регистрации договоров аренды, составленных в простой письменной форме, — 54,6 млн. га;

3) на правах представительства без оформления каких-либо документов (фактически самозахват земельных долей) — 24,5 млн. га.

В собственность сельскохозяйственных организаций оформлено всего 2,8 млн. га.

Рассматриваемым законопроектом предлагается внести в законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на упрощение процедуры согласования границ земельного участка, выделяемого (образуемого) в счет земельных долей и постановки его на кадастровый учет:

1) общее собрание участников долевой собственности наделяется правом назначать лицо, которое будет действовать от их имени и совершать необходимые действия для кадастрового учета и регистрации прав на земельный участок, находящийся в долевой собственности, без нотариального удостоверения полномочий этого лица;

2) разрешается проведение общего собрания опросным листом путем заочного голосования;

3) участник долевой собственности наделяется правом выдачи другому участнику долевой собственности (или иному лицу) доверенности, удостоверенной главой местной администрации или специально уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, в том числе доверенности на совершения действий по осуществлению кадастрового учета, участию и голосованию на общем собрании, подаче документов для государственной регистрации прав, совершению разрешенных законодательством сделок с земельными долями и земельными участками, выделенными в счет земельных долей, включая передачу земельного участка в аренду;

4) устанавливается, что лицо, действующее на основании доверенности, вправе продолжать действия по межеванию, кадастровому учету и государственной регистрации прав на выделяемый земельный участок даже после смерти участника долевой собственности, выдавшего такую доверенность.

В этом случае при постановке земельного участка на кадастровый учет в реестре объектов недвижимости и при государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество делается запись на основании свидетельства о смерти о том, что обладатель вещных прав на земельную долю временно неизвестен.

Временный статус кадастровых и регистрационных сведений о правообладателе земельной доли аннулируется при подаче наследниками умершего участника долевой собственности заявления о том, что они унаследовали земельную долю на основании свидетельства о вступлении в наследство.

Это самое принципиальное изменение законодательства, без которого все работы по межеванию, кадастровому учету и государственной регистрации прав (по времени они растягиваются более чем на год) после смерти в этот период одного из участников долевой собственности приходится начинать с нуля, каждый раз формируя новый земельный участок за вычетом земельной доли умершего. Порядок выдачи такой доверенности и случаи ее применения устанавливаются внесением изменения в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ряд изменений законодательства направлены на упрощение процедуры предоставления земельных участков в аренду или собственность:

1) предоставляется преимущественное право сельскохозяйственной организации на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, право муниципальной собственности на который возникло при прекращении прав на невостребованные земельные доли, при условии, что эта сельскохозяйственная организация надлежаще использовала этот участок в течение не менее 3 лет;

2) устанавливается, что по истечении 3 лет аренды и надлежащего использования такого земельного участка арендатор вправе приобрести его в собственность без торгов по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации для случаев приобретения в собственность сельскохозяйственных угодий при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения (то есть до 20% от кадастровой стоимости);

3) субъекты Российской Федерации наделяются правом устанавливать порядок предоставления земельных участков в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства без торгов.

Законопроектом также устанавливается порядок добровольного отказа от права собственности на земельную долю по аналогии с порядком добровольного отказа от права собственности на земельный участок, установленным Федеральным законом от 22.07.08 N 141-ФЗ.

Законопроект восполняет имеющийся пробел в законодательстве по цене приобретения в собственность несельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения. Предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать эту цену, в размере не более 5% кадастровой стоимости несельскохозяйственных угодий. Одновременно предлагается снизить цену выкупа из государственной и муниципальной собственности сельскохозяйственных угодий с 20 до 15 процентов их кадастровой стоимости.

ФЗ 2018 об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Закон Российской Федерации, касающийся отдельных изменений по части оборота сельскохозяйственных земель, в последней редакции законодательных актов вступил в силу 01.07.2011. Он регулирует отношения, связанные с владением и пользованием участками сельскохозяйственных земель.

Область действия Федерального закона

Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

Закон помогает решать вопросы:

  • связанные с распоряжением, пользованием, ограничением и передачей собственности на сельскохозяйственные участки;
  • по установлению нормативов на оборот сельскохозяйственных земель;
  • по регулировке сделок, в результате которых возникает или прекращается право собственности на сельскохозяйственные территории;
  • по определению условий выделения сельскохозяйственных территорий муниципальной или государственной собственности;
  • связанные с изъятием участков и передачей их в собственность государства или муниципалитета.

Полномочия закона не распространяются на сельскохозяйственные территории, выделяемые лицам для гаражного и индивидуального строительства, личного хозяйства, разведения животных, садоводства и занятия огородничеством. Закон не регулирует оборот земель сельскохозяйственного направления, на которых в особенности присутствуют постройки, здания, сооружения и строения.

ФЗ 435 об обороте земель сельскохозяйственного назначения

Продажа и покупка сельскохозяйственных территорий

При сделке субъект России или в некоторых случаях в соответствии с законом, установленным им, некие муниципальные службы — могут приобретать с правом преимущества земельную территорию по продажной стоимости (сюда в особенности не относятся случаи продажи участка с публичных торгов).

Продавец извещает письмом о намерении совершить сделку высший орган исполкома или муниципалитет, в некоторых законных случаях — службы местного самоуправления. При этом указывает стоимость, габариты участка, его расположение и срок осуществления расчета, который не может быть больше 90 дней. Извещение передается с распиской или пересылается заказным письмом с извещением о вручении.

Если федеральный субъект или в некоторых случаях муниципальное образование, не желает проводить сделку покупки или не отправит письменное уведомление продавцу о намерении купить искомый участок в течение месячного срока со дня получения извещения, то продавец имеет право продать землю другому претенденту по стоимости не ниже приведенной в извещении.

Если сделка проводится по цене, ниже указанной в извещении или изменены иные условия договора, то продавец отправляет об этом другое извещение по правилам закона. Если при покупке или продаже нарушены права на преимущественное приобретение, то такая сделка признается ничтожной и не считается действительной.

Сдача в аренду сельскохозяйственных территорий

Сделки по сдаче в аренду совершаются только с сельскохозяйственными участками, которые прошли кадастровый государственный учет, это касается и земель, находящихся в долевом владении. Договора аренды таких участков и документы об установлении частного сервитута подписываются гражданином, являющимся уполномоченным по результатам собрания членов долевого владения.

Договора аренды не заключаются на срок, превышающий 9 лет, а минимальный период установлен Фз субъекта России в зависимости от вида разрешенного использования определенной категории арендуемых территорий. При этом закон не запрещает передачу участка в частную собственность арендатора до истечения времени аренды или после окончания, если тот внесет оговоренную стоимость в соответствии с ФЗ.

Если арендатор исполнял все пункты договора аренды, то он имеет преимущество при новом заключении договора на искомый участок сельскохозяйственного направления. На общий размер площади всех участков, которые арендует одно лицо, не предусматриваются ограничения. Во время аренды передача прав на участок в залог производится без согласия участников долевого владения, если в действующем договоре не предусмотрены другие условия.

Предоставление в аренду или собственность государственных или муниципальных земель сельскохозяйственного назначения

Оборот земель сельхозназначения в пользование отдельным лицам или юридическим организациям предусмотрен законом с привлечением торгов, аукционов, конкурсов. Особенность передачи земель в аренду из сельскохозяйственных земель заключается в том, что она происходит в порядке, описанном в 34 статье Земельного кодекса России. Беспрепятственно аренда заключается в случае, если присутствует одно заявление, при этом сообщение о наличии свободного участка размещено своевременно в информационных средствах.

Организация аукционов по продаже территорий сельского назначения и права на заключение соглашений и договоров происходит в соответствии с 38 статьей кодекса. Арендуемый участок может быть приобретен в собственность после трех лет, если уплачена назначенная стоимость и аренда проходила без нарушений.

Решение о выдаче земли в собственность или отказ от предоставления принимается в течение месяца со дня подачи письменного заявления в исполком государственной власти или местный управленческий комитет, имеющий право на предоставление территорий. Перечень документов прописан в актах федерального органа исполкома по государственному мониторингу сельскохозяйственных территорий.

Угодья сельских земель на правах бессрочного пользования предоставляются организациям сельскохозяйственного профиля по нормативам 28 статьи Земельного кодекса бесплатно в законодательных случаях. Список категорий претендентов на выдачу участков устанавливается по Фз субъекта России.

Приобретение земли в собственность гражданами и организациями, осуществляющими деятельность на арендованных участках на правах бессрочного пользования или пожизненной наследственной собственности, происходит с учетом законодательных статей ФЗ. Их стоимость устанавливается не более 15% кадастровой стоимости сельскохозяйственных территорий, отмечаются случаи бесплатной передачи в собственность участков в соответствии с законом.

Особенности оборота сельскохозяйственных территорий при сделках с долями в общем владении

Сделки регулируются правилами Гражданского кодекса, если количество членов долевого владения превышает пять человек, то в сделке учитываются рекомендации 13 и14 статей ФЗ. Без предоставления участка в счет доли земли, участник может завещать свою долю или отказаться от права на нее, внести ее в уставной капитал или передать ее доверительное управление, подарить или продать другому участнику долевого владения или организации.

Участник долевого владения может распоряжаться наделом по-другому только после выделения территории в счет земельной доли. Все передачи земли осуществляются на основании документов на право собственности земельной доли в соответствии с 18 статьей Федерального закона:

  • Для отказа от права владения подается письменное заявление в государственный орган регистрации прав на недвижимость. Права собственности перестают существовать после даты регистрации указанного права. Одновременно на землю возникают права у городского округа, сельского поселения, от права владения земельной долей которого был написан отказ или если земельный участок располагается на межселенной площади муниципалитета.
  • Если участник долевого владения продает свой участок сельскохозяйственной земли без выделения территории в счет своей доли другому участнику долевой собственности, организации или лицу — члену фермерского хозяйства, работающего на правах долевого участия, то извещения о намерении для других участников не требуется.
  • Такие сделки осуществляются по доверенности, выданной одним участником другому члену долевого участия или другому гражданину. Доверенность должна быть удостоверена службами местного управления или нотариусом.
  • Через полгода после возникновения права муниципалитета на долю земли, местный федеральный орган может продать ее организации сельскохозяйственного профиля или фермерскому хозяйству, использующей эту территорию. Указанные лица и организации вправе купить земельную долю из муниципальной собственности по стоимости, полученной от произведения 15% цены квадратного метра на общую площадь.
  • Через месяц с момента возникновения права на собственность доли местный орган публикует в СМИ информацию о возможности приобретения участка земельной сельскохозяйственной доли. Если такая информация не заинтересовала реальных покупателей, то местный управляющий орган в течение года выделяет указанный участок в счет его принадлежащей земельной доли при условии отсутствия нарушений к образуемым земельным площадям.
  • Невостребованные земельные долевые участки

    Такими признаются доли в собственности лица, которое не выделило эту часть в аренду или не распорядилось ею другим образом по истечении трех лет. А также невостребованными считаются долевые участки, на обладание которыми не были предъявлены права до вступления в работу ФЗ от 21.07.1997. Аналогичным случаем считается отсутствие наследников по завещанию и по закону после смерти владельца долевого участка или наследники отказались от права наследования без указания в пользу кого они это осуществляют.

    Местные самоуправленческие органы поселения или района по месту нахождения земельного участка в долевой собственности составляют перечень лиц, земельные площади которых имеют право быть признаны невостребованными и публикует его в СМИ, размещает на собственном сайте в интернете не позднее чем за месяц перед созывом общего собрания участников долевого владения.

    Граждане, считающие что их участок отнесен к этой категории незаконно, предоставляют письменные возражения в местный управляющий орган по месту расположения земельной сельскохозяйственной территории. Помимо этого, они заявляют об этом на общем собрании владельцев долевых участков, что служит основанием для удаления указанных лиц или земельных территорий из списка невостребованных площадей.

    Образование участка из земельного надела в долевой собственности

    Участники долевого владения сельскохозяйственными площадями могут выделить землю в свой счет земельной доли, если это не происходит в противоречии с требованиями к выделению территорий в Земельном кодексе и ФЗ. Это происходит на общем собрании участников долевого владения или в порядке выдела земли в соответствии с ФЗ.

    Земля выделяется на основании решения собрания, если оно утверждает проект межевания участков, новый перечень собственников выделенных территорий и размер долей в общем праве владения. Если все требования соблюдаются, то дополнительное уточнение расположения участка и согласование площади не требуется.

    Если общее решение собрания отсутствует, то собственник надела в долевом участии для выдела площади заключает договор с инженером кадастровой службы для подготовки проекта межевания земельной территории. Площадь надела, предоставляемого в счет земельной доли, определяется по информации из документов, удостоверяющих право собственника на эту территорию.

    Правильность показателя площади и расположения границ участка определяется и согласовывается кадастровым инженером. Порядок определения размера выделяемого участка устанавливается ФЗ субъекта России, если такие нормативы отсутствуют, это не служит препятствием для выделения доли из общей собственности.

    Предоставление участков муниципальной собственности проходит по схеме выделения землевладений в частном пользовании территорий сельскохозяйственного назначения. В первую очередь для выдела предназначаются неиспользуемые угодья и территории с землей худшего качества.

    Проект межевания земли

    В проекте межевания, который утверждается на общем собрании, выделяются:

  • размеры участка и положение его границ;
  • информация о земельных наделах, выделяемых в счет долей из собственности муниципалитета (если такие есть);
  • сведения о земельных участках, на которые возникает или сохраняется право общего владения.
  • Проект межевания готовит инженер кадастровой службы, а заказчиком может вступать гражданин или организация. Проект подготавливается в соответствии с требованиями федерального органа исполкома, имеющего право на регулирование оборота земель. Максимальные цены и тарифы по подготовке проекта межевания устанавливаются законодательством субъекта России, в окончательной редакции проект поступает на утверждение собрания.

    Одновременно с утверждением проекта межевания составляется и утверждается вышеуказанным образом список владельцев выделяемых земельных наделов и размеры их долей в общем владении на образуемые территории. Извещения о месте проведения утверждающих мероприятий направляется непосредственно участникам или публикуется в СМИ.

    Если в течение месячного срока со дня извещения участников долевого владения об утверждении проекта земли от членов долевого участия не поступают возражения по расположению границ выделяемой территории в счет земельной доли, то проект межевания считается утвержденным. Для этого инженер кадастровой службы составляет профессиональное заключение о том, что возражений по вышеуказанным размерам нет, и редакция не потребуется.

    В соответствии с нормативами ФЗ возражения о размерах принадлежащего в общей собственности земельного надела и границах его территории должны быть с приведенной фамилией, именем и отчеством гражданина, выдвинувшего эти возражения. Помимо этого, указываются реквизитные параметры удостоверяющих документов, логически изложенные причины несогласия с размерными данными участка, приводится кадастровый номер земельного надела.

    К пакету бумаг прикладывают документы, говорящие о наличии права у гражданина владеть земельной долей в общей земельной собственности. Споры о размере участка и его границах решаются в судебном порядке.

    Особенности распоряжения земельным наделом, находящимся в долевом владении

    Использование и распоряжение сельскохозяйственной землей, входящей в общую собственность более пяти граждан или организаций осуществляется по решению участников долевого участия, выносимом на общем собрании.

    Участник долевого владения выдает другому лицу доверенность на совершение значимых юридических действий с наделом. Доверенность удостоверяется органом местного управления поселка или района и дате право не только распоряжаться определенной долей территории, но и голосовать на собрании, где может быть принято решение:

    • о предложениях по проекту межевания земель;
    • об утверждении проекта, если такой документ содержит информацию о наделах, предоставляемых в счет земельной доли или земельных участков из муниципальной собственности;
    • о согласовании списка владельцев наделов, образующихся в соответствии с проектом межевания территории;
    • о согласовании размеров долевых земель в праве общего владения территорией, образованной после межевания земли;
    • об утверждении перечня граждан, земельные наделы которых могут быть признаны невостребованными;
    • о лице, которое участники уполномочивают действовать от их имени при согласовании расположения границ наделов и заключать договора аренды участков или соглашения об установлении сервитута частного характера, определять объем и сроки таких полномочий;
    • об условиях арендного договора по участку в долевом владении;
    • об утверждении порядка расчета долевого размера в составе общей собственности на землю с целью установит единое выражение, если ранее такой размер был выражен различными методами.
    • Уполномоченное лицо является доверительным управляющим в случае смерти участника общего долевого владения до времени вступления в наследство другого лица, эти полномочия могут быть отозваны решением собрания.

      Если владелец земли в общей собственности несогласен с выделением в аренду или с условиями договора, то он вправе выделить определенный надел земли в счет принадлежащей ему территориальной доли и распоряжаться им по собственному усмотрению. При этом согласие арендатора или залогодержателя не требуется, а арендный договор прекращает свое существование.

      Принудительное прекращение прав на землю и изъятие земель

      Федеральный закон 453 в новой редакции рассматривает случаи принудительной конфискации земельных территорий из сельскохозяйственных земель. В соответствии с ним надел может быть изъят из пользования в судебном порядке в следующих случаях:

    • если пользование наделом происходит с нарушениями законодательства и требований рационального применения земельных ресурсов, влекущими снижение плодородия, нарушение окружающей экологии;
    • если участок в течение трех лет не используется по назначению, на нем не выращивается урожай и не производится другая сельскохозяйственная продукция.
    • Принудительное изъятие участка производится, если владельцу выписывались предписания для устранения нарушений, но ненадлежащее использование территории существовало в дальнейшем.

      Смотрите еще:

      • Патент для иностранных граждан образец Образец заполнения анкеты на рабочий патент Когда иностранный гражданин, прибывший в безвизовом режиме, намеревается осуществлять в Российской Федерации трудовую деятельность на какое-либо физическое лицо, ему необходимо предварительно обзавестись так называемым патентом на […]
      • Коллегия адвокаты столицы Коллегия адвокаты столицы Освобождение из-под стражи стало возможным благодаря ЕСПЧ Внимание коллег-адвокатов: Освобождение из-под стражи стало возможным даже для иностранцев, обвиняемых в серии особо тяжких преступлений. 23 января 2018 г. Московский областной суд отменил […]
      • Заявление дом аварийным Как правильно составить заявление о признании дома аварийным? Какие ещё документы для этой процедуры понадобятся? Процедура признания жилья аварийным состоит из нескольких последовательных этапов: проведение экспертизы здания на предмет общего состояния конструкций, написание […]
      • Москва ищу работу юриста Москва ищу работу юриста от 93 500 рублей Высшее юридическое образование, опыт работы от 5 лет на территории Москвы и МО - обязательное условие! Опыт решения правовых вопросов, связанных с правами на объекты недвижимости, в том числе. от 20 000 рублей Отсутствие […]
      • Новые правила по увольнению Принуждение к увольнению по собственному желанию В условиях безработицы, когда предложение на рынке труда существенно превышает спрос, страх лишиться постоянного источника дохода вполне объясним. Благодаря стараниям кинематографических деятелей, мнение о том, что […]
      • Госпошлина за охоту 2018 Госпошлина за охоту 2018 МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Путевки на охоту в 2018 году — получение через Госуслуги Где, как не на охоте, мужчина может ощутить себя настоящим добытчиком? Но чтобы получить […]
      • Разрешение 960×240 Видеорегистратор BrosFuture JT520 в Уссурийске Заметка к объявлению Основные характеристикиБольшо­й объектив , с выпуклой линзой, обеспечивает большие углы обзора а так же отличное качество съемки днем и ночью. Конструкция видеорегистратора с камерой, с экраном Количество […]
      • Впускной коллектор ваз 15 Коллекторы впускные на ВАЗ Продаю весь комплект инжектора на ВАЗ-2109-099.Звоните все обсудим. Воздушный фильтр с карбюраторной версии.Местонахождение г.Умань.Подробности по телефону.Возможна отправка или самовывоз. Впускной,пластиковый коллектор на ваз 2110 и […]