Новые законы 2014 г

Рубрики Помощь юриста

«Горячие» документы

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

  • Страницы:
  • 3
    • 1
    • 2
    • 82

    Вы можете также:

    • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
    • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
    • посмотреть список измененных документов
    • перейти в раздел «Интернет-версии системы КонсультантПлюс», просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
    • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта
    • Кумовья — нашли лучшее!

      С 01.01.2012 года упрощенная система налогообложения (единый налог) в Украине существенно меняется. Новые правила устанавливаются Главой 1 Раздела ХІV Налогового Кодекса Украины (НКУ). Соответствующие изменения предусмотрены Законом Украины № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» (бывший проект Закона от 16.05.2011 г. № 8521).

      ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С 2012 г.

      Юридические лица относятся к 4 группе плательщиков единого налога:

      — среднеучетное количество наемных работников — не больше 50 лиц;

      Осуществляют любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены плательщикам единого налога.

      Двойной размер ставок (то есть, 6% или 10% соответственно).

      1) суммы превышения объема дохода, который дает права применять упрощенную систему;

      2) дохода, полученного при применении другого способа расчетов, чем денежный;

      3) дохода, полученного от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения.

      5% от дохода для неплательщиков НДС.

      Регистрация плательщиком НДС?

      Юридические лица, выбравшие 5%-ный единый налог, у которых доход от плательщиков НДС за последние 12 месяцев превысил триста тысяч гривен, могут зарегистрироваться плательщиками НДС (естественно с переходом на 3%-ную ставку единого налога).

      Стать плательщиком единого налога по ставке 3% юридическое лицо сможет только после регистрации плательщиком НДС (при наличии соответствующих оснований).

      1) юридические лица, которые осуществляют:

      — производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров);

      — добычу, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования;

      — добычу, реализацию полезных ископаемых;

      — деятельность в сфере финансового посредничества, кроме деятельности в сфере страхования, которая осуществляется страховыми агентами, определенными Законом Украины «О страховании» (N 85/96-ВР от 07.03.96 г.), сюрвейерами, аварийными комиссарами и аджастерами, определенными разделом III НКУ;

      — деятельность по управлению предприятиями;

      — деятельность по продаже предметов искусства и антиквариата, деятельность по организации торгов (аукционов) изделиями искусства, предметами коллекционирования или антиквариата;

      — деятельность по организации, проведению гастрольных мероприятий;

      2) страховые (перестраховые) брокеры; банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определенные законом; регистраторы ценных бумаг;

      3) субъекты хозяйствования, в уставном капитале которых совокупность частей принадлежащих юридическим лицам, которые не являются плательщиками единого налога, равняется или превышает 25%;

      4) представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, которое не является плательщиком единого налога;

      Составляющие дохода плательщика единого налога юридического лица:

      — любой доход (включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица), полученный на протяжении налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной);

      — сумма кредиторской задолженности, по которой прошел срок исковой давности;

      — стоимость безвозмездно полученных на протяжении отчетного периода товаров (работ, услуг);

      — доход в виде разницы между суммой средств, полученных от продажи основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью.

      Юридические лица плательщики единого налога должны вести упрощенный бухучет доходов и затрат по методике разработанной Минфином.

      Отчетные периоды и сроки уплаты единого налога:

      Юридические лица — плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам:

      1) налога на прибыль предприятий;
      2) налога на добавленную стоимость с операций по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины (кроме юридических лиц – плательщиков единого налога по ставке 3%);
      3) земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются ими для осуществления хозяйственной деятельности;
      5) сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
      6) сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

      Регистрация плательщиком единого налога(переход на единый налог):

      Для выбора или перехода на упрощенную систему налогообложения юридическое лицо подает органу государственной налоговой службы заявление. Свидетельство плательщика единого выдается органом государственной налоговой службы бесплатно на протяжении 10 календарных дней со дня подачи субъектом хозяйствования заявления.

      В 2012 г. стать плательщиком единого налога можно, если подать соответствующее заявление до 25.01.2012 г. При этом в настоящее время действующие свидетельства плательщиков единого налога будут действительными до 01.06.2012 г.

      Новозарегистрированные юридические лица могут стать плательщиками единого налога подав соответствующее заявление до окончания месяца, в котором произошла их государственная регистрация. При этом плательщиком единого налога такие юридические лица будут считаться со дня их государственной регистрации.

      2)Предоставление бытовых услуг населению (перечень бытовых услуг см. в п. 291.7 НКУ)

      мин. з/п за календарный месяц

      2)дохода, полученного от осуществления деятельности, не указанной в свидетельстве плательщика единого налога, отнесенного к 1 или 2 группе;

      3)дохода, полученного при применении другого способа расчетов, чем денежный;

      — годовой объем дохода не должен превышать

      1)Предоставлять услуги (в т.ч. бытовые) плательщикам единого налога и/или населению.

      2) Производство и/или продажа товаров (кому угодно).

      3) Деятельность в сфере ресторанного хозяйтсва (только пиво и столовое вино).

      Не могут быть во 2 группе (попадают в 3) предприниматели, которые предоставляют посреднические услуги в сфере недвижимости (гр. 70.31 КВЕД ДК 009:2005)

      2%-20% мин. з/п за календарный месяц

      — количество наемных работников — не больше 20 лиц;

      3% от дохода для плательщиков НДС;

      Кто будет плательщиком НДС?

      Физические лица предприниматели-единщики, выбравшие 5%-ный единый налог, у которых доход от плательщиков НДС за последние 12 месяцев превысил триста тысяч гривен, могут зарегистрироваться плательщиками НДС (естественно с переходом на 3%-ную ставку единого налога).

      1) физические лица-предприниматели, которые осуществляют:

      — производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в емкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин);

      — деятельность по предоставлению услуг почты и связи;

      — технические испытания и исследования (гр. 74.3 КВЕД ДК 009:2005);

      2) страховые (перестраховые) брокеры;

      Порядок определения дохода плательщика единого налога:

      — доход, полученный на протяжении налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной);

      — сумма полученного вознаграждения (доход) поверенного (агента) в случае предоставления им услуг, выполнения работ по договорам поручения, транспортного экспедирования или по агентским договорам;

      — пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения;
      — доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве собственности физическому лицу и используется в его хозяйственной деятельности.

      Срок сдачи отчета (декларации плательщика единого налога)

      на протяжении 60 календарных дней, которые наступают после последнего календарного дня отчетного года

      на протяжении 40 календарных дней, которые наступают после последнего календарного дня отчетного квартала

      Срок уплаты налога

      не позднее 20 числа отчетного месяца (авансовый платеж).

      не пізніше 20 числа звітного місяця

      — на период болезни, подтвержденной копией листа о нетрудоспособности, если она длится 30 и более календарных дней.

      Переход на единый налог

      Новозарегистрированные физические лица – предприниматели могут стать плательщиками единого налога в таком порядке:

      для 1 и 2 групп – необходимо подать соответствующее заявление до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация предпринимателя. При этом плательщиком единого налога такие предприниматели будут считаться с первого числа месяца следующего за месяцем, в котором было выписано свидетельство плательщика единого налога.

      для 3 группы — необходимо подать соответствующее заявление до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация предпринимателя. При этом плательщиком единого налога такие предприниматели будут считаться со дня их государственной регистрации.

      ЕДИНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С 2012 Г.

      Физические лица – предприниматели плательщики единого налога делятся на 3 группы:

      — работают без наемных работников;

      — годовой объем дохода (выручки) не должен превышать

      1)Розничная продажа товаров с торговых мест на рынках.

      1)суммы превышения предельного объема дохода, который дает право применять упрощенную систему;

      4)дохода, полученного от осуществления видов деятельности, которые не дают права применять упрощенную систему налогообложения.

      — количество наемных работников — не больше 10 лиц;

      (конкретную ставку устанавливают местные советы)

      Могут осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены плательщикам единого налога

      5% от дохода для неплательщиков НДС

      Юрлицам снова выгодно работать с предпринимателями на едином налоге.

      Из НКУ исключен пп. 139.1.12, который запрещал относить на валовые расходы стоимость приобретенных у физлиц — единоналожников товаров (работ, услуг). Однако, сотрудничая с предпринимателями, юридическим лицам необходимо будет подавать вместе с декларацией по налогу на прибыль перечень доходов и расходов плательщика налога в разрезе контрагентов-плательщиков единого налога.

      Предприниматели, платящие 3%-ный единый налог, являются плательщиками НДС по умолчанию. Но стать плательщиком 3%-го единого налога предприниматель сможет стать только после наличия основания для регистрации плательщиком НДС (доход более 300 000 грн.).

      Не могут быть плательщиками единого налога:

      — деятельность по организации, проведению азартных игр;

      — обмен иностранной валюты;

      — деятельность в сфере аудита;

      — предоставляют в аренду: а) земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 гектара; б) жилые помещения, общая площадь которых превышает 100 квадратных метров; в) нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части, общая площадь которых превышает 300 квадратных метров;

      3) физические лица — нерезиденты;

      4) субъекты хозяйствования, которые на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога имеют налоговый долг, кроме безнадежного налогового долга, который возник в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

      В доход включаются:

      В доход не включаются:

      1 группа, 2 группа и 3 группа — не плательщик НДС должны вести Книгу учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отображения в ней полученных доходов (форма Книги утверждается Министерством финансов).

      3 группа — плательщик НДС должны вести учет доходов и затрат по форме и в порядке утвержденном Министерством финансов.

      на протяжении 10 календарных дней после крайнего срока подачи налоговой декларации (т.е. на протяжении 50 календарных дней после окончания отчетного квартала)

      Физические лица — плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам:

      1) налога на доходы физических лиц в части доходов, которые получены в результате хозяйственной деятельности физического лица и обложены единым налогом;
      2) налога на добавленную стоимость с операций по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины (кроме 3 группы – плательщиков НДС);
      3) земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются ими для осуществления хозяйственной деятельности;
      4) сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
      5) сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

      Плательщики единого налога 1 и 2 группы, которые не используют труд наемных лиц, освобождаются от уплаты единого налога:

      — на период отпуска (не более 1 месяца в год);

      Суммы единого налога, уплаченные за такие периоды, по заявлению плательщика зачисляются в счет будущих платежей.

      Свидетельство плательщика единого налога является бессрочным.

      Для выбора или перехода на упрощенную систему налогообложения физлицо — предприниматель подает органу государственной налоговой службы заявление. Свидетельство плательщика единого выдается органом государственной налоговой службы бесплатно на протяжении 10 календарных дней со дня подачи субъектом хозяйствования заявления.

      В 2012 г. стать плательщиком единого налога можно, если подать соответствующее заявление до 25.01.2012 г. При этом в настоящее время действующие свидетельства плательщиков единого налога и патенты об уплате фиксированного налога будут действительными до 01.06.2012 г.

      В дальнейшем субъект хозяйствования может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения один раз на протяжении календарного года путем подачи заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала.

      Судебно-юридическая газета №24, 25 июня — 1 июля 2012

      Подробный анализ Закона № 4834-VI, который не только устранил технические неточности в НК, но и содержит благоприятные для предпринимателей положения

      В конце мая Верховная Рада в очередной раз провела работу над ошибками Налогового кодекса, приняв во втором чтении законопроект №9661-д. 7 июня 2012 г. в него были внесены некоторые технические поправки, а уже 22 июня 2012 г. законопроект превратился в Закон №4834-VI, поскольку в этот день был подписан Президентом Украины. Забегая наперед, можно сказать, что в обновленном варианте Налогового кодекса будут учтены почти все спорные вопросы, которые не давали покоя плательщикам единого налога и налоговой службе с момента вступления в силу с 01.01.2012 норм о новой упрощенной системе налогообложения. В итоге, с 1 июля 2012 г. «упрощенцы» будут жить практически по новым правилам.

      Следует отметить, что СМИ на принятие Закона № 4834-VI отреагировали довольно вяло, хотя документ активно обсуждается на форумах в сети Интернет. Например, крайне позитивно были встречены изменения, предлагающие упростить процедуру постановки налогоплательщиков на учет. Одобряющие слова были сказаны и о создании условий для минимизации конфликта интересов между плательщиками налогов и контролирующими органами (речь идет, в первую очередь, о введении моратория на применение штрафных санкций к плательщикам единого налога за нарушения, допущенные в период с 1 января по 31 декабря 2012 г.). Кроме того, предусмотрен новый порядок администрирования налогов (НДС, налога на прибыль, налога на землю). Но главное — «упрощенцам» стало легче получить статус плательщика НДС. Фактически до 1 июля 2012 г. такое право было лишь у третьей и четвертой категории единоналожников, причем далеко не всем, состоящим в этих группах, за полгода работы новых норм об упрощенной системе удалось получить свидетельство плательщика НДС.

      По сути, в принятый документ, как в сборную солянку, попали нормы пяти законопроектов лоббистов малого и среднего бизнеса. Вероятно, именно этим и объясняется наличие очень разных комментариев в отношении Закона № 4834-VI — каждый искал те изменения, которые были важны в отдельных отраслях: для рекламщиков, ювелиров, туроператоров, импортеров. «Судебно-юридическая газета» суммировала все наиболее важные изменения и кратко проанализировала каждое из них.

      Разрешен переход из группы в группу

      Одним из облегчающих работу налогоплательщиков изменений смело можно назвать разрешение переходить из одной группы в другую. Нормы НК дополнены п. 298.1.5 ст. 298, которым определяется, что при условии соблюдения плательщиком единого налога требований, установленных настоящим Кодексом для выбранной им группы, такой плательщик может самостоятельно перейти на уплату единого налога, установленного для других групп плательщиков единого налога. Для этого ему необходимо подать заявление в орган государственной налоговой службы не позднее, чем за 15 дней до начала следующего квартала. При этом у плательщика единого налога 3-й группы, который является плательщиком налога на добавленную стоимость, аннулируется свидетельство плательщика НДС. Специалисты отмечают, что это позволит практически без ограничений переходить из одной группы в другую — главное, чтобы налогоплательщик, желающий осуществить такой переход, соответствовал требованиям выбранной группы.

      У «единщиков» будет новая «форма»

      На сегодняшний день при заполнении заявления на единый налог, в соответствии с пп. 5 п. 298.3 ст. 298 НК, физическое лицо-предприниматель должно, среди прочих сведений, указывать избранные им виды хозяйственной деятельности в соответствии с КВЭД ДК 009:2005, а в случае осуществления производства — еще и виды товара (продукции), которые он производит. Изменениями же предлагается указывать в заявлении вид деятельности, исходя из КВЭД ДК 009:2010. Более того, упразднена необходимость указывать виды производимой продукции, что, в общем-то, логично. И достаточно неожиданным, по мнению специалистов, стало то, что виды деятельности должны указывать только предприниматели 1-й и 2-й групп. Напрашивается вывод, что у ФЛП 3-й группы вообще нет необходимости отражать виды деятельности в заявлении на единый налог.

      Аналогичные изменения коснулись и самой формы свидетельства плательщика единого налога: у «единщиков» 3-й группы не будут указываться виды деятельности, а в свидетельствах товаропроизводителей не будет указываться перечень производимых товаров. В связи с этим специалисты предполагают, что после внесения Министерством финансов изменений в формы отчетности последует необходимость замены соответствующих документов на новые, что создаст для предпринимателей дополнительные хлопоты, в т. ч., возможно, и материальные затраты.

      Без документов и доход — не доход

      Эксперты выделяют еще одно важное для работы малого бизнеса изменение. Законодатель урегулировал вопросы, связанные с определением дохода в виде безвозмездно полученных товаров. В соответствии с новой редакцией ст. 292.3 НК, в сумму дохода плательщика единого налога включается стоимость безвозмездно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг). А безвозмездно полученными считаются товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога в соответствии с письменными договорами дарения и другими письменными договорами, заключенными в соответствии с законодательством. В таких договорах не должно быть предусмотрено денежной или другой компенсации стоимости товаров (работ, услуг) или их возврата. Также к безвозмездно полученным законодатель отнес товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные им. Эксперты «Судебно-юридической газеты» отмечают, что, в соответствии с этим новшеством, работники налоговых органов не смогут относить к доходу в виде безвозмездно полученных товаров те из них, на которые отсутствуют документы.

      Несколько слов о кредиторской задолженности

      В соответствии с обновленными нормами ст. 292.3 НК, в сумму дохода плательщика единого налога 3-й группы, который является плательщиком налога на добавленную стоимость, и плательщика единого налога 4-й группы за отчетный период также включается сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. В доход плательщика единого налога 4-й группы за отчетный период включается стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предоплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, определенных НК. Другими словами, лишь для единщиков 3-й группы, которые платят ставку 3% и НДС, и для единщиков-юридических лиц 4-й группы суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, будут считаться доходом. Предприниматели-единщики, которые не платят НДС, могут быть спокойны — для них просроченная кредиторская задолженность доходом не является.

      Туроператорам станет легче

      Специалисты отмечают, что достаточно большое количество изменений, внесенных Законом № 4834-VI, затронуло и туристическую отрасль. В частности, речь идет о ст. 207 НК (так называемая туристическая статья). Например, законодатель заменил термин «комиссионное вознаграждение», предусмотренный в п. 207.5 ст. 207 НК, на более подходящий с точки зрения «туристических» правоотношений термин «вознаграждение».

      Особое внимание было уделено п. 207.6 ст. 207 НК, который теперь имеет новую, весьма расширенную редакцию: «Суммы налога, которые, в соответствии со ст. 139 этого Кодекса, включаются в расходы, не включаются в базу налогообложения налогом на добавленную стоимость и не относятся к налоговому кредиту туристического оператора. Датой возникновения права туристического оператора на отнесение сумм налога по операциям по приобретению прочих товаров/услуг в налоговый кредит считается дата их получения, что подтверждено налоговой накладной. Датой возникновения налоговых обязательств у туристического оператора при поставке туристического продукта является дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки туристического продукта». Таким образом, устраняются существовавшие ранее спорные моменты применения этой статьи. В частности, изменена неоднозначная формулировка о порядке определения базы налогообложения НДС для туроператоров, определена дата включения в состав налогового кредита сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг, которые не включаются в себестоимость туристического продукта, а также дата (период) возникновения налоговых обязательств по НДС при поставке собственного туристического продукта.

      Ювелиры смогут работать на едином налоге

      Изменения ст. 291 НК позволяют «ювелирам» снова стать плательщиками единого налога. Правда, при условии, что предприниматель, торгующий ювелирными изделиями, отнесен к 3-й группе по ставке 5%. А вот в отношении обязательного использования регистраторов расчетных операций (РРО) ситуация неоднозначная. С одной стороны, проголосованный 24 мая 2012 г. во втором чтении текст закона не содержит нормы, требующей обязательного использования РРО для тех, кто торгует ювелирными изделиями. С другой стороны, 7 июня народные избранники проголосовали за некоторые поправки к принятому закону. Но в чем суть этих поправок, неизвестно, поскольку никакой информации на этот счет на сайте ВР нет (за исключением расшифровки стенограммы, из которой ясно, что поправки все же были приняты). Поэтому делать окончательные выводы о реальных изменениях можно будет только после того, как закон будет опубликован официально.

      К сожалению, практика показала, что часть предпринимателей в недалеком прошлом столкнулась с ситуацией, когда налоговики отказывали в удовлетворении заявлений о выдаче свидетельств плательщика единого налога. Однако, в соответствии с изменениями, наличие налогового долга по единому и фиксированному налогу, возникшего по результатам учета в налоговых органах в феврале 2011 г., а также налогового долга, возникшего по единому налогу за январь 2012 г., не является основанием для принятия органом государственной налоговой службы в 2012 г. решения об отказе в выдаче физическому лицу-предпринимателю свидетельства плательщика единого налога.

      Снятие запрета на реализацию полезных ископаемых

      Многие эксперты считают успехом общественности, что депутаты сняли запрет для плательщиков единого налога на реализацию полезных ископаемых. Ведь связь между полезными ископаемыми и частными предпринимателями, да еще и на едином налоге, не просматривается только на первый взгляд. Специалисты объясняют, что многие «единщики» каждый день реализуют в своих магазинах и торговых точках на рынках полезные ископаемые в больших количествах (в продуктовых магазинах — поваренную соль и минеральную воду; в магазинах строительных товаров — песок, гипс, мел; в цветочных магазинах — торф). Благодаря внесенным в пп. 5 п. 291.5.1 ст. 291 НК изменениям, запрещается быть на едином налоге только тем, кто осуществляет добычу полезных ископаемых, а не их реализацию. А значит, жизненно необходимые товары не исчезнут с прилавков магазинов. Некоторые проблемы могут быть лишь у тех предпринимателей-«единщиков», у которых, к примеру, есть в наличии скважина для добычи подземной воды для собственных нужд. Но вряд ли таких ФЛП будет слишком много…

      В соответствии с изменениями п. 177.8 ст. 177 НК, любые доходы, независимо от вида деятельности на общей системе, у источника выплаты не облагаются НДФЛ. Что касается НДС, то существенно откорректирован перерасчет налогового кредита по НДС, предусмотренный п. 199.4 ст. 199 НК. Кроме того, теперь любое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность, может зарегистрироваться плательщиком НДС. Сокращен и срок регистрации плательщиком НДС — с 10 до 5 рабочих дней.

      После вступления изменений в силу новая налоговая накладная будет регистрироваться в Едином реестре регистрации налоговых накладных (ЕРРН) в течение 15 календарных дней (сейчас это срок составляет 20 дней). Кроме того, как отмечают специалисты, налоговую накладную можно будет составлять в электронной форме и выдавать покупателю до ее регистрации в ЕРРН. Еще одно маленькое новшество: если бухгалтерский учет ведет руководитель (за неимением бухгалтера), дважды ставить подпись в декларации не нужно.

      Администрирование и проверки

      Юристы, специализирующиеся на налоговом праве, в т. ч. налоговых проверках, отмечают, что давать или не давать при проверке пояснения — это право налогоплательщика. Следовательно, налоговики не могут требовать от налогоплательщика пояснений по поводу той или иной проверки. Важным является и изменение суммы налогового долга, до достижения которой налоговое требование не выписывается и налоговый залог к имуществу налогоплательщика не применяется. Она увеличена в разы — с 17 до 340 грн. При этом стоит обратить внимание, что долг менее 340 грн не списывается, а накапливается, и как только превысит сумму в 340 грн (в т. ч. путем начисления пени на уже образовавшийся долг), начнет действовать общий порядок его взыскания: с налоговыми требованиями и залогами.

      Значимое изменение — право налогоплательщика самостоятельно осуществлять продажу имущества для погашения налогового долга (правда, по согласованию с органом ГНС). Использование же незарегистрированного РРО является основанием для административного ареста активов.

      Мораторий на штрафы

      Весьма лояльны положения о введении запретов на штрафы. Надо надеяться, что эти положения будут стимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Это позволит предпринимателям адаптироваться в переходных условиях и пройти путь становления без потерь. Законом № 4834-VI предусмотрено, что к плательщикам единого налога не применяются штрафные санкции за нарушение в 2012 г. порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций и полноты уплаты сумм единого налога. До 1 января 2014 г. не применяются штрафные санкции за непредоставление или нарушение сроков предоставления физическими лицами органам ГНСУ сведений об изменении данных, которые вносятся в Госреестр физических лиц-плательщиков налогов.

      Кроме того, не будут применяться предусмотренные ст. 164-1 КУоАП административные взыскания (штрафы) за неправильность заполнения Книги учета доходов и Книги учета доходов и расходов в период с 1 января по 31 декабря 2012 г. Особое внимание стоит обратить на то, что в текущем году предприниматели 1-й и 2-й групп, работающие на едином налоге, не должны облагать доход, полученный от не указанного в свидетельстве вида деятельности, по специальной ставке 15%. Также единщики пока не обязаны с ближайшего квартала переходить на общую систему налогообложения при осуществлении видов деятельности, не отраженных в свидетельстве.

      Игорь Яковец, юрист, Харьков:

      — Первое, на что следует обратить внимание, это существенные изменения, которые претерпел п. 14.1.139 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ). Согласно принятым изменениям к Кодексу, по-новому дается определение термина «лицо» для целей раздела V НКУ «Налог на добавленную стоимость». Теперь физическому лицу-предпринимателю, плательщику единого налога, чтобы подпадать под действие п. 14.1.139 НКУ, не обязательно иметь объем поставок услуг (работ) плательщикам НДС, превышающий 300 тыс. грн (без учета НДС), за последние 12 календарных месяцев. Это означает, что плательщиком единого налога по ставке 3% сможет стать и предприниматель, не достигший 300-тысячного оборота. Предполагается, что ФЛП-плательщик единого налога сможет стать плательщиком НДС (с уплатой единого налога по ставке 3%), если он уже применяет ставку единого налога в размере 5% и добровольно перейдет в установленном НКУ порядке на уплату единого налога по ставке в размере 3%. Таким образом, заявляется фактическая возможность стать плательщиком НДС «с нуля», не дожидаясь выполнения определенного объема операций.

      Немаловажные изменения вносятся в ст. 182 НКУ относительно добровольной регистрации плательщиком НДС. В принятом проекте предлагается исключить ч. 2 п. 182.1 НКУ (объемы поставок другим плательщикам НДС должны быть не менее 50% от общего объема за последние 12 календарных месяцев), а также в полном объеме исключить п. 182.2 (о минимальном размере уставного капитала или балансовой стоимости активов, который дает право налогоплательщику в добровольном порядке зарегистрироваться плательщиком НДС). В связи с этим те субъекты хозяйствования, которые не сумели достичь объема налогооблагаемых операций в определенные законом 300 тыс. грн, имеют право сразу подать заявление о регистрации плательщиком НДС, независимо от наличия у них основных средств (нематериальных активов, запасов) на сумму в 300 тыс. грн и уставного капитала в таком же размере. Не нужно для добровольной регистрации плательщиком НДС иметь и объем поставок покупателям-плательщикам НДС более 50% от общего объема операций.

      Новая редакция п. 184.7 ст. 184 НКУ предусматривает, что если товары/услуги, необоротные активы, суммы налога по которым были включены в состав налогового кредита, не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности, налогоплательщик в последнем отчетном (налоговом) периоде не позднее даты аннулирования его регистрации в качестве налогоплательщика обязан определить налоговые обязательства по таким товарам/услугам, необоротным активам, исходя из обычной цены соответствующих товаров/услуг или необоротных активов, кроме случаев аннулирования регистрации плательщиком налога вследствие реорганизации налогоплательщика путем присоединения, слияния, преобразования, разделения и выделения в соответствии с законом. Как видим, теперь к товарам и оборотным активам, которые учитываться у плательщика НДС на дату аннулирования регистрации, при приобретении которых был сформирован налоговый кредит, добавились еще и услуги, которые не были использованы в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности. По таким услугам налогоплательщик также должен начислить налоговые обязательства в последнем налоговом периоде, но не позднее даты аннулирования регистрации. Эта норма перед ее применением должна пройти некоторую «обкатку». Дело в том, что те услуги, которые потребляет предприятие, могут быть как относящимися к текущей деятельности (например, охрана, телекоммуникации и т. п.), так и такими, которые формируют изготавливаемый продукт или стоимость товара. В первом случае новая норма может сработать, если налоговый кредит по услугам формировался по оплате (ведь если услуга вначале была предоставлена, то наверняка она уже потреблена и использована в операциях плательщика НДС). Что касается второй группы услуг (что более реально) — она будет работать для случаев, когда стоимость услуг/работ формирует себестоимость изготавливаемой продукции (стоимость работ субподрядчика или транспортные расходы при формировании стоимости товаров).

      Ирина Павлюк, юрист, Киев:

      — Многие налогоплательщики ожидали от нового Закона урегулирования вопроса, связанного с учетом убытков прошлых лет в налоговом учете. К сожалению, новый нормативный акт не оправдал возложенных надежд, а в некоторой мере даже усугубил и без того сложную ситуацию. Так, Законом не были внесены ожидаемые изменения в п. 3 подраздела 4 раздела ХХ «Переходные положения» НК Украины, касающиеся включения отрицательного значения объекта налогообложения в 2011 г. В то же время, анализируя новые положения данного пункта, можно прийти и к положительному выводу. В абз. 22 п. 100 Закона указано: «Если результатом расчета объекта налогообложения по состоянию на 1 января 2012 г. является отрицательное значение (с учетом отрицательного значения объекта налогообложения за 2010 г.), сумма этого значения подлежит включению в расходы…». Т. е. такое отрицательное значение 2010 г. в полном объеме должно учитываться и в 2011 г., так как другого логичного пути его попадания в расчет объекта налогообложения по состоянию на 1 января 2012 г. не предвидится. Но в данном случае следует учитывать потенциальный риск, заключающийся в отсутствии возможности включения в расчеты 2012-2015 гг. части убытков 2010 и 2011 гг., сформированных за счет перенесения отрицательного значения объекта налогообложения 2009 г. Это связано с тем, что в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» установлено ограничение по перенесению убытков 2009 г. в состав валовых расходов 2010 г. на уровне 20%. Неучтенные убытки (80%) должны были включаться в расходы 1 квартала 2011 г. Следуя такому подходу, убытки 2009 г., не попавшие в расходы 2010 г. (в связи с законодательным ограничением) и 2011 г. (в связи с позицией ГНС Украины), не найдут себе места и в 2012-2015 гг.

      Теперь о некоторых положительных моментах.

      Внесены изменения в п. 182.1 НК Украины: из него исключены критерии, по которым оценивалась возможность добровольной регистрации плательщиком НДС (оборот, минимальный размер уставного капитала или балансовой стоимости активов). После вступления изменений в силу вновь созданные предприятия смогут избежать потерь в связи с отсутствием права на налоговый кредит в течение периода, необходимого для достижения установленных критериев с целью регистрации плательщиком НДС.

      Также упростят жизнь налогоплательщикам и изменения в п. 201.1, которыми предусматривается: 1) регистрация налоговых накладных после их передачи покупателю; 2) введение электронного оборота налоговых накладных (правда, порядок такого оборота законодатели не установили).

      Касательно налоговых накладных есть еще одно изменение, которое можно оценить скорее положительно (по крайней мере, для покупателя): строк регистрации налоговых накладных в Едином реестре сокращен с 20 до 15 дней. Теперь покупателем, получившим налоговую накладную в последний день месяца, не придется принимать решение о подачи жалобы на продавца в связи с нерегистрацией налоговой накладной в Едином реестре в день подачи налоговой отчетности по НДС — у него будет достаточно времени на проверку этих данных и отражение налогового кредита в спокойном режиме.

      Большая часть изменений коснулась и упрощенной системы налогообложения, и в целом их можно назвать выгодными для субъектов предпринимательской деятельности, уплачивающих единый налог. Так, в НК Украины появится п. 298.1.5, устанавливающий право и порядок добровольного перехода плательщиков единого налога из группы в группу в течение года. На данный момент такое право тоже формально существует, но налоговые органы отказывали в перерегистрации ввиду того, что порядок перехода НК не предусмотрен. Кроме того, Закон установил для «единщиков» мораторий на применение штрафных санкций за нарушения в 2012 г. порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций плательщика единого налога и полноты уплаты сумм единого налога. В данном случае остаются под вопросом действия налоговых органов по отношению к уже примененным штрафам в 1 полугодии этого года.

      Топ-7 основных изменений НК Украины с 1 июля 2012 г.:
      — упрощается процедура постановки на учет плательщиков единого налога;

      — предприниматели-«единщики» получили право перехода из группы в группу не только «по возрастающей», но и «по убывающей»;

      — временная (в 2012 г.) отмена штрафов за нарушение порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций и Книги учета доходов (Книги учета доходов и расходов);

      — добровольная регистрация плательщиком НДС больше не предполагает соблюдения специальных условий;

      — устранены неточности в определении базы налогообложения НДС в туроператорской деятельности; ювелиры смогут работать на едином налоге, а все «единщики» — реализовать полезные ископаемые;

      — «рекламщики» будут платить налог на доходы нерезидентов;

      — сокращены сроки регистрации налоговых накладных в Едином реестре (15 дней вместо 20).

      Статьи, размещаемые в данном проекте, перепечатываются из других источников без купюр и изменений. Ответственность за достоверность материалов проект не несет. Редакция проекта «Мониторинг СМИ» может не разделять точку зрения автора данных публикаций.

      Абетка спрощеної системи оподаткування, обліку та звітності

      1. Загальні положення (стаття 291)

      Спрощена система оподаткування, обліку та звітності – це особливий механізм справляння податків і зборів, що встановлює заміну сплати окремих податків і зборів, на сплату єдиного податку з одночасним веденням спрощеного обліку та звітності. Спрощена система оподаткування може бути обрана юридичною особою чи фізичною особою — підприємцем, якщо така особа відповідає вимогам, встановленим главою 1 розділу ХIV Податкового кодексу України.

      Єдиний податок належить до місцевих податків

      Платники єдиного податку поділяються на чотири групи за максимальним обсягом річних доходів.

      Максимальний річний обсяг доходу платників єдиного податку:
      — першої групи складає 150 тисяч гривень;
      — другої групи складає 1 мільйон гривень;
      — третьої групи складає 3 мільйони гривен;.
      — четвертої групи — юридичних осіб — платників єдиного податку складає 5 мільйонів гривень.

      Платники єдиного податку першої групи не мають право використовувати працю найманих осіб. Платники єдиного податку першої групи можуть здійснювати такі види діяльності виключно роздрібний продаж товарів з торговельних місць на ринках та/або надання побутових послуг населенню.

      Платники єдиного податку:
      — другої групи мають право використовувати працю найманих осіб кількість яких не перевищує десяти осіб.
      — третьої групи мають право використовувати працю найманих осіб кількість яких не перевищує двадцяти осіб.

      Середньооблікова кількість найманих працівників юридичних осіб – платників єдиного податку протягом календарного року не повинна перевищувати п’ятдесяти осіб.

      Платниками єдиного податку не можуть бути:
      — суб’єкти господарювання, які здійснюють виробництво підакцизних товарів;
      — фізичні особи — підприємці, які надають в оренду житлові приміщення, загальна площа яких перевищує 100 квадратних метрів;
      — фізичні особи — підприємці, які надають в оренду нежитлові приміщення (споруди, будівлі) та/або їх частини, загальна площа яких перевищує 300 квадратних метрів.

      Платники єдиного податку повинні здійснювати розрахунки за відвантажені товари (виконані роботи, надані послуги) виключно в грошовій формі (готівковій та/або безготівковій).

      2. Порядок визначення доходів та їх склад (стаття 292)

      Доходом для фізичної особи — підприємця – платника єдиного податку є дохід, отриманий в грошовій формі (готівковій та/або безготівковій), матеріальній або нематеріальній формі.

      Доходом для юридичної особи – платника єдиного податку є будь-який дохід, включаючи дохід представництв, філій, відділень такої юридичної особи, отриманий в грошовій формі (готівковій та/або безготівковій), матеріальній або нематеріальній формі.

      При продажу юридичними особами — платниками єдиного податку основних засобів дохід визначається як різниця між сумою коштів, отриманою від продажу таких основних засобів, та їх залишковою балансовою вартістю, що склалася на день продажу.

      У разі надання платником єдиного податку послуг, виконання робіт за договорами доручення, транспортного експедирування або за агентськими договорами доходом є сума отриманої винагороди повіреного (агента).

      До складу доходу платника єдиного податку не включаються суми податку на додану вартість

      Дохід визначається на підставі даних обліку.

      Право на застосування спрощеної системи оподаткування в наступному календарному році мають платники єдиного податку за умови неперевищення протягом календарного року обсягу доходу, встановленого для відповідної групи платників єдиного податку.

      3. Ставки єдиного податку (стаття 293)

      Фіксовані ставки єдиного податку встановлюються у відсотках до розміру мінімальної заробітної плати, встановленої законом на 1 січня податкового (звітного) року.

      Відсоткові ставки єдиного податку встановлюються у відсотках до доходу.

      Фіксовані ставки єдиного податку встановлюються сільськими, селищними та міськими радами.

      Для платників єдиного податку:
      — першої групи ставки податку встановлюються у межах від 1 до 10 відсотків розміру мінімальної заробітної плати;
      — другої групи ставки єдиного встановлюються у межах від 2 до 20 відсотків розміру мінімальної заробітної плати.

      У разі сплати податку на додану вартість відсоткова ставка єдиного податку для третьої і четвертої груп платників єдиного податку встановлюється у розмірі 3 відсотки доходу.

      У разі включення податку на додану вартість до складу єдиного податку відсоткова ставка єдиного податку для третьої і четвертої груп платників єдиного податку встановлюється у розмірі 5 відсотків доходу.

      Платникам єдиного податку першої, другої і третьої груп до суми перевищення обсягу доходу застосовується ставка у розмірі 15 відсотків.

      4. Податковий (звітний) період (стаття 294)

      Податковим (звітним) періодом для платників єдиного податку:
      — першої групи є календарний рік;
      — другої и третьої груп є календарний квартал.

      5. Порядок нарахування та строки сплати єдиного податку (стаття 295)

      Платники єдиного податку першої і другої груп сплачують єдиний податок авансовим внеском.

      Платники єдиного податку першої і другої груп можуть здійснити сплату єдиного податку авансовим внеском за весь податковий (звітний) період (квартал, рік), але не більш як до кінця поточного звітного року.

      Платники єдиного податку третьої і четвертої груп сплачують єдиний податок протягом 10 календарних днів після граничного строку подання податкової декларації за податковий (звітний) квартал.

      Сплата єдиного податку здійснюється за місцем податкової адреси.

      6. Ведення обліку і складення звітності платниками єдиного податку (стаття 296)

      Платники єдиного податку третьої групи, які не є платниками податку на додану вартість ведуть книгу обліку доходів.

      Платники єдиного податку ведуть книгу обліку доходів шляхом щоденного, за підсумками робочого дня, відображення отриманих доходів.

      Дані спрощеного бухгалтерського обліку щодо доходів та витрат використовують платники єдиного податку четвертої групи.

      Платники єдиного податку першої групи подають податкову декларацію платника єдиного податку у строк, встановлений для річного податкового (звітного) періоду.

      Платники єдиного податку другої — четвертої груп подають податкову декларацію платника єдиного податку у строк, встановлений для квартального податкового (звітного) періоду.

      Реєстратори розрахункових операцій не застосовують платники єдиного податку першої – третьої груп.

      7. Особливості нарахування, сплати та подання звітності з окремих податків і зборів платниками єдиного податку (стаття 297)

      Платники єдиного податку звільняються від обов’язку нарахування, сплати та подання податкової звітності з таких податків податку на прибуток підприємств.

      Платники єдиного податку звільняються від обов’язку нарахування, сплати та подання податкової звітності з таких зборів збору за провадження деяких видів підприємницької діяльності.

      Які платники єдиного податку не звільняються від обов’язку нарахування, сплати та подання податкової звітності з податку на додану вартість платники єдиного податку, які обрали ставку єдиного податку у розмірі 3 відсотки.

      8. Порядок обрання або переходу на спрощену систему оподаткування, або відмови від спрощеної системи оподаткування (Стаття 298)

      Для обрання або переходу на спрощену систему оподаткування суб’єкт господарювання подає до органу державної податкової служби заяву за формою, встановленою Міністерством фінансів України.

      Суб’єкт господарювання може прийняти рішення про перехід на спрощену систему оподаткування один раз протягом календарного року.

      Платники єдиного податку зобов’язані перейти на сплату інших податків і зборів, визначених Податковим кодексом України у разі здійснення видів діяльності, які не дають права застосовувати спрощену систему оподаткування.

      У заяві зазначаються такі обов’язкові відомості обрані суб’єктами господарювання ставки єдиного податку.

      9. Порядок видачі, отримання та анулювання свідоцтва платника єдиного податку (стаття 299)

      Свідоцтво платника єдиного податку видається безстроково.

      При поданні суб’єктом господарювання заяви щодо переходу на спрощену систему оподаткування свідоцтво платника єдиного податку видається податковим органом протягом 10 календарних днів з дня подання суб’єктом господарювання заяви.

      У разі відмови у видачі свідоцтва платника єдиного податку орган державної податкової служби зобов’язаний надати письмову вмотивовану відмову.

      Підставами для прийняття органом державної податкової служби рішення про відмову у видачі суб’єкту господарювання свідоцтва платника єдиного податку є невідповідність суб’єкта господарювання вимогам статті 291 глави 1 розділу XIV.

      У разі здійснення видів діяльності, які не дають права застосовувати спрощену систему оподаткування свідоцтво платника єдиного податку анулюється органом державної податкової служби.

      10. Відповідальність платника єдиного податку (стаття 300)

      Платники єдиного податку несуть відповідальність за правильність обчислення, своєчасність та повноту сплати сум єдиного податку, а також за своєчасність подання податкових декларацій.

      Смотрите еще:

      • Мультики о правилах пожарной безопасности ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ САДОВОДЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ "СНЕЖИНКА" Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Правила пожарной безопасности для детей (МУЛЬТФИЛЬМЫ) Сообщений 1 страница 4 из 4 Поделиться12012-06-07 00:20:24 Администратор […]
      • Оформления ходатайства Порядок оформления ходатайства о выходе из гражданства Республики Беларусь На основании статьи 32 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь» и Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, […]
      • Получение государственного пособия на погребение По закону РФ многие категории граждан имеют право на денежную компенсацию на погребение, которую получает родственники, организующие захоронение. Но не все знают о такой возможности и о своих правах. Пособие поможет значительно уменьшить, а в некоторых случаях и вовсе убрать […]
      • Бюро медико социальной экспертизы оренбург ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Минтруда России Рады приветствовать Вас на интернет-сайте федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Оренбургской области" Министерства труда России. Здесь Вы сможете […]
      • Федеральный закон рф 309-фз Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии […]
      • Федеральный закон 412 от 24112008 Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (с изменениями и дополнениями) […]
      • Приказа 36 министерства транспорта рф Приказ Минтранса России от 30.01.2018 N 35 "О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, […]
      • Систематизировать арбитражные суды Федеральные арбитражные суды Российской Федерации 20 июля 1998 г., 30 декабря 2002 г., 8 апреля 2004 г., 8 декабря 2005 г., 22 июня 2006 г., 20 ноября 2008 г., 30 апреля, 23 июля, 17 декабря 2009 г., 4 марта 2010 г., 22 июня 2012 г. Заслушав и обсудив представленный […]