Проводки в бюджете по налогам

Рубрики Помощь юриста

Учет налогов

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

С огласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».
  • Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

    Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

    КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

    В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

    Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
  • В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

    Пункт Инструкции № 183н

    Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

    – налог на прибыль

    * В части НДС по безвозмездным передачам.

    При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

    Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

    В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

    Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

    Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

    Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

    Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

    Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

    Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

    В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

    Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

    Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

    Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

    В бухгалтерском учете учреждения отразятся следующие проводки:

    Уплата налогов — как отразить в бухгалтерских проводках

    Каждой системе налогообложения соответствует свой перечень налогов, который налогоплательщики обязаны перечислять в установленные сроки. Их начисляют по итогам налоговых периодов: для одних – это месяц, для других – это квартал, а для третьих – год. Для некоторых сборов предусмотрены авансовые платежи. Рассмотрим основные проводки по начислению налогов и последующего перечисления их в бюджет.

    Оплата НДС

    НДС начисляют по итогам квартала. Сумму к уплате делят на три месяца на равные доли и уплачивают после окончания отчетного периода. Можно заплатить сразу весь налог или размер, превышающий 1/3 часть.

    НДС к уплате начисляется с реализации по основной деятельности, внереализационных доходов и при восстановлении.

    ООО «Виктория» начислила НДС по основной деятельности по итогам второго квартала в сумме 87 589 руб., восстановлен НДС, принятый к вычету в качестве аванса в прошлом квартале в сумме 48 598 руб., и НДС от продажи основного средства – 8958 руб.

    Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)

    Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов.

    Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

    Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

    П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

    Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

    Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

    Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

    Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

    Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

    Структура счета бюджетного учета

    Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

    Номер разряда счета

    Классификационный признак поступлений и выбытий

    Группа объекта учета

    Вид объекта учета

    Вид поступлений, выбытий объекта учета

    1–17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4–20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1–17.

    18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

    О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.

    Проводки в бюджетном учете в 2017–2018 годах

    Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н.

    В 2017 году бюджетный план счетов применяется с учетом поправок, внесенных в него приказами Минфина от 30.11.2015 № 184н и от 16.11.2016 № 209н. Основными из них являются перечисленные ниже:

    1. Добавлены некоторые новые корреспонденции счетов.
    2. Исключены счета в связи с выделением отдельного казначейского плана счетов.
    3. Изменен подход к учету готовой продукции (по плановой себестоимости вместо фактической).
    4. Внесены изменения в номера счетов раздела «Санкционирование расходов», теперь они не включают КОСГУ, которые больше не используются при планировании расходов бюджета.
    5. Уточнены правила указания цифровых значений в определенных разрядах для некоторых номеров счетов аналитического учета.

    Последние поправки в план счетов внесены приказом Минфина России от 31.10.2017 № 172. Суть их свелась к следующему:

    • из плана исключены некоторые счета;
    • внесены коррективы в названия ряда счетов;
    • уточнены правила указания кодов в определенных разрядах некоторых счетов.
    • Однако все эти новшества не повлияли на наиболее часто используемые корреспонденции. Такие типовые проводки мы рассмотрели в примере.

      Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

      Правомерно ли отражать проводку в бюджетном учете учреждения по начислению налогов за 2016 год в 2017 году?

      Сроки сдачи бюджетной отчетности у бюджетного учреждения сокращены по распоряжению собственника (в данном случае — Министерства культуры). В 2017 г. срок установлен 07.02.2017. Какой датой в учете нужно производить начисление налогов на прибыль, имущество и транспорт, если к этой отчетной дате налоговых деклараций у нас еще нет, а в соответствии с действующим законодательством мы должны отражать операции, относящиеся к финансовому, в том году, к которому они относятся? Правомерно ли делать запись в следующем году, то есть отражать проводку в бюджетном учете по начислению налогов за 2016 год в 2017 году?

      Бюджетное учреждение составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н). Баланс госучреждения (ф. 0503730) формируется им по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

      В разделе «Обязательства» Баланса отражаются показатели расчетов по обязательствам учреждения в разрезе счетов бухгалтерского учета, в том числе:

    • по строке 513 остаток по счету 030303000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
    • по строке 515 сумма остатков по счетам 030305000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет», 030312000 «Расчеты по налогу на имущество организаций», 030313000 «Расчеты по земельному налогу».

    Данные бухучета для составления бухгалтерской отчетности формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали либо могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год (событие после отчетной даты).

    Если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской отчетности, то информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760) (п. 3 Инструкции № 157н, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010).

    Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем учреждения (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), то есть бухгалтерская отчетность бюджетного учреждения будет считаться составленной 07.02.2017.

    Все учреждения, независимо от типа, обязаны вести бухучет методом начисления (п. 3 Инструкции № 157н), и расходы им необходимо отражать в том отчетном периоде, к которому они относятся.

    Актами бюджетного учреждения, устанавливающими в целях организации и ведения бухучета учетную политику субъекта учета, утверждается также порядок признания в бухучете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты.

    Исходя из совокупности положений ст. ст. 285, 360, 379 НК РФ и п. 3 Инструкции № 157н бухгалтер должен формировать записи по налогу на прибыль, налогу на имущество ежеквартально, то есть операция в бюджетном учете по налогу на прибыль за год должна быть оформлена 31 декабря. Налоговая декларация, расчет, налоговые регистры являются основанием для начисления налогов. Годовой налог на прибыль уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за год, — не позднее 28 марта года, следующего за годом, за который исчислен налог (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

    Если для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности (текстовой части пояснительной записки).

    Таким образом, если учредитель бюджетного учреждения установил более ранние сроки для представления им годовой бухотчетности по сравнению со сроками сдачи декларации по налогу на прибыль, на имущество, транспортному налогу, то данные налоги по итогам года могут быть рассчитаны позднее сроков сдачи годовой бухотчетности (событие после отчетной даты). То есть налог на прибыль, налог на имущество и транспортный налог будут начислены на основании годовых деклараций и отражены в учете записями за следующий (2017) год.

    Во избежание споров с проверяющими рекомендуем закрепить порядок отражения и начисления налогов в данной ситуации в учетной политике бюджетного учреждения.

    Какие проводки при начислении земельного налога (учет)

    Как правильно это сделать, чтобы избежать конфликтов с налоговой инспекцией?

    Содержание

    Что нужно знать? ↑

    Величина земельного налога зависит от категории земельного участка. Поэтому целесообразно учитывать плату на землю на тех счетах, на которых учитываются затраты по содержанию этого земельного участка.

    Например, если земельный надел используется для производственных целей. То и расходы на его содержание учитываются на счёте 20 «Основное производство».

    Если же земля не используется для производственных целей, то и все расходы, в том числе и налог, учитываются на счёте 91 «Прочие доходы и расходы» на субсчёте 2 «Прочие расходы».

    Все эти операции проводятся в корреспонденции со счётом 68 субсчёт 9 «Земельный налог».

    Какие проводки в бюджетном учёте ↑

    Каждый год выделяются средства из бюджетов всех уровней на уплату земельного налога бюджетными организациями.

    Как отражать начисление и уплату земельного налога бюджетными организациями, указано в Инструкции по бюджетному учёту.

    В зависимости от того, какую систему налогообложения применяет предприятие, учёт начисления и уплаты и земельного налога будет происходить по-разному.

    Налог на землю

    Согласно Инструкции по бюджетному учёту, учёт земельного налога в бюджетных организациях зависит от:

  • использования земли в бюджетной деятельности
    • и деятельности организации, приносящий доход
    • При начислении земельного налога при УСН проводки точно такие же, как и на других системах налогообложения.

      Независимо системы налогообложения, проводки по начислению и уплате земельного налога в бюджет субъекта федерации будут следующие:

      Начисление земельного налога и его отражение на одном из затратных счетов зависит от целевого назначения участка.

      Для учёта земельного налога открывается субсчёт 9 «Земельный налог» в счёте 68 «Расчёты по налогам и сборам».

      Начислять и уплачивать земельный налог нужно с момента регистрации права на землю. После регистрации земельный участок принимается на баланс предприятия на счёт 01 «Основные средства» по субсчёту «Земельный участок».

      Учитывается участок земли по первоначальной стоимости. Для расчёта первоначальной суммы земельного налога берётся кадастровая стоимость участка на момент регистрации вещных прав на него.

      Амортизация на землю не начисляется, поэтому налог может уменьшен только в случае снижения кадастровой стоимости.

      Для целей налогового учёта, сумма начисленного земельного налога относится на счёт 91 «Прочие доходы и расходы» на субсчёту 2 «прочие расходы».

      Таким образом, если земельный участок не используется для основной деятельности, то проводки по начислению и уплате налога на землю будут следующие:

      Начисление авансового платежа

      В НК РФ указано, что все налогоплательщики должны уплачивать авансовые платежи по земельному налогу.

      Но, если власти субъектов федерации не установили такую обязанность на законодательном уровне субъекта, то и начислять и уплачивать авансовые платежи налогоплательщики не должны.

      Бюджетные организации являются налогоплательщиками земельного налога, и начисляют и уплачивают земельный налог на общих основаниях.

      Бюджетные организации должны уплачивать земельный налог и авансовые платежи из собственных средств, которые им приносит предпринимательская деятельность.

      Если они такую деятельность не ведут, то им необходимо написать письмо в территориальный отдел ФНС о предоставлении им отсрочки по уплате этого налога.

      Начисление и уплата авансовых платежей происходит точно так же, как и основного налога. Проводки в бухгалтерском учёте делаются точно такие же.

      Какие льготы предоставляются ветеранам боевых действий посмотрите здесь.

      Для налогового учёта авансовые платежи учитываются точно так же как и годовой налог. Такой учёт ведётся, если земельный участок используется для основной деятельности.

      Основанием для начисления и уплаты авансового платежа, так как и основного налога является бухгалтерская справка.

      Все начисленные и уплаченные авансовые платежи учитываются в составе прочих расходов от обычной или операционной деятельности.

      Как учитывать авансовые платежи решает руководство компании. Это решение должно быть отражено в учётной политике компании.

      Перечень косвенных и прямых расходов предприятие выбирает самостоятельно. Самостоятельно же и определяют, к каким расходам отнести земельный налог.

      Такой учёт ведётся, если участок не используется для основной деятельности.

      Штраф и пеня

      Нередко после камеральной или выездной проверки, налоговики начисляют налогоплательщикам штрафы и пени по налогам. Земельный налог не является исключением.

      Если налоговики выставили штрафы и пени, то в бухгалтерском учёте следует сделать следующие проводки:

      Даже если предприятие собирается отстаивать неправомерность начисления пени и штрафов, то сделать проводку по начислению этих сумм всё равно нужно.

      В 1С проводки по начислению земельного налога формируются автоматически.

      Если предприятие выиграет суд, и начисление штрафов и пени будут признано по суду неправомерным, то на основании решения суда будет сделана запись «сторно».

      Все налоговые санкции, в том числе по земельному налогу, не учитываются в налоговом учёте.

      То есть при расчёте налоговой базы по налогу на прибыль, штрафные санкции не входят в состав расходов, уменьшающих эту базу.

      То же самое касается и «упрощенцев», применяющих «доходы минус расходы». Санкции не уменьшают налоговую базу по единому налогу на УСН. Такое же положение вещей и у «вменёнщиков».

      Начисление и уплата земельного налога, как и любого другого налога, имеет свои нюансы. Чтобы не попасть «впросак» необходимо знать несколько важных моментов.

      Если земельный участок предоставляется за плату во временное пользование по договору аренды?

      Использование земли в нашей стране является платным. Собственники уплачивают налог за землю, а арендаторы – арендную плату по договору.

      Земля, сданная в арену по договору аренды, не является объектом налогообложения по земельному налогу.

      Об этом чётко сказано в НК РФ. Платить налог на участок земли должен его собственник.

      Арендатор, уплачивая плату по договору, компенсирует собственнику все затраты, связанные с использованием земли арендатором, в том числе и земельный налог.

      У предприятия, которое предоставило участок в аренду, начисление земельного налога будет отражаться на счёте 91 субсчёт 2, так аренда земли не является основной деятельностью предприятия.

      Проводка будет следующая:

      Если предоставление земли в аренду является основным видом деятельности предприятия, то начисление налога на землю учитывается на одном из затратных счетов, как правило, на счёте 25 или 26.

      Какой проводкой отражается перечисление земельного налога в бюджет?

      Каждый квартал предприятия перечисляют авансовые платежи в бюджет, а в конце года – основной налог. В течение года сумма начисленного налога копится на счёте 68 на субсчёте 9 «Земельный налог».

      Перечисление налога происходит с расчётного счёта предприятия. Каждый квартал необходимо делать выплаты, чтобы на 68-9 счёте не копилась сумма неуплаты.

      Перечисление земельного налога в бюджет отражается следующей проводкой:

      Если земельный участок используется в процессе производства продукции?

      Если участок используется для производства продукции, и это является основным видом деятельности, то начисление земельного налога будет учитываться на счёте 20 «Основное производство».

      Следовательно, проводка по начислению земельного налога будет выглядеть так:

      Где можно взять квитанцию для оплаты земельного налога? Читайте здесь.

      Как осуществляется начисление земельного налога физическим лицам узнайте здесь.

      Бухгалтеру следует внимательно относиться к проводкам при начислении и уплате земельного налога.

      Хотя на большинстве предприятий учёт ведётся в автоматическом режиме программой, но знать основные проводки всё же необходимо.

      При неправильном ведении налогового учёта при расчёте налоговой базы на прибыль или по единому налогу при льготном режиме налогообложения, налоговики доначислят налога, и пени на него.

      Проводки по налогам

      Неотъемлемой обязанностью бухгалтера является правильное и своевременное начисление, оформление и перечисление всех налоговых платежей.

      Налоги и сборы представляют собой взимаемые с юридических и физических лиц обязательные платежи, предназначенные для финансирования государственных муниципальных расходов. Налоговые платежи имеют безвозмездный характер. Сборы являются платой за совершение соответствующими органами действий юридического характера: выдачу лицензий, предоставление каких-либо прав.

      НК РФ устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК предусмотрены такие системы налогообложения:

    • общая;
    • упрощенная;
    • патентная;
    • единый сельскохозяйственный налог;
    • единый налог на вменённый доход, установленный для отдельных видов деятельности.
    • Периодичность уплаты налогов и сдачи отчетности

      Соблюдение сроков предоставления отчетности и перечисления налогов позволит избежать штрафных санкций и дополнительных проверок деятельности предприятий со стороны налоговых органов. Как правило, даже в случае отсутствия налогооблагаемой базы и начислений предоставление отчетности обязательно.

      10% — доходы нерезидентов-перевозчиков;

      20% — основная ставка;

      30% — прибыль иностранных компаний, прибыль от добычи углеводородного сырья в море, и др.

      13% — базовая ставка для ФЛ, в том числе для доходов по дивидендам с 2015 г.;

      15% — дивиденды ФЛ-нерезидентов;

      30% — прочие доходы ФЛ-нерезидентов;

      35% — от выигрышей, призов и пр.

      Счета для учёта уплаты налогов

      Для отражения в учете операций по начислению, учёту и уплате налогов используются следующие счета:

    • Счёт 19отражает суммы НДС по приобретаемым организацией материальным ценностям: ОС, НМА, материально-производственным запасам.
    • Счёт 68учитывает все платежи по НДФЛ, налогам на недвижимость, транспортные средства, доходам от операций с ценными бумагами, добычи полезных ископаемых, экологическим сборам, сборам за использование природных ресурсов, и др.
    • Счёт 69служит для учета взносов на социальное страхование и обеспечение, медицинское страхование, взносов в Пенсионный фонд.
    • Счёт 90предназначен для учёта налоговых платежей, подлежащих возврату (возмещению) после реализации продукции, прежде всего НДС и акцизов.
    • Счёт 91используется для отражения НДС и акцизов, относящихся к реализованным материальным и нематериальным активам, находившимся на балансе предприятия.
    • Счёт 99служит для учёта убытков предприятия, к которым относится уплаченный налог на прибыль, пени, штрафы за нарушения порядка и сроков начисления и уплаты.
    • ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ЧАСТЬ 2

      Согласно нормам Налогового кодекса (НК) бюджетные учреждения являются плательщиками земельного налога, если законодательством органов местного самоуправления для них не установлены льготы. В связи с этим бухгалтеров многих учреждений культуры и искусства интересуют вопросы, связанные с земельным налогом. В данной статье рассмотрен порядок исчисления и уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему в соответствии с налоговым законодательством.

      Согласно статье 387 НК земельный налог является местным, он вводится и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и действующим налоговым законодательством.

      Налоговой базой является кадастровая стоимость налогооблагаемых земельных участков (п. 1 статьи 390 НК). Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 статьи 390 НК). Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 статьи 391 НК).

      По результатам проведения кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков и налоговых органов в порядке, предусмотренном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (п. 14 статьи 396 НК).

      Согласно п. 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

      Порядок установления нормативной цены земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 №319. В соответствии с данным Постановлением нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по названным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

      Кроме того, по мнению Минфина, учреждение обязано представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), в случае если кадастровая стоимость земельного участка не доведена до сведения налогоплательщика в установленном порядке. После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии со статьей 81 НК обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу).

      Также следует учитывать, что согласно разъяснениям Минфина кадастровая стоимость для целей налогообложения не может изменяться в течение налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли (например, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения), внесенные обратным числом на указанную дату. В связи с этим изменения, влияющие на кадастровую стоимость земельного участка (к ним относятся, например, перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка) и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, налога в следующем налоговом периоде.

      Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, но не могут превышать ставки, определенные НК (п. 1 статьи 394 НК):
      1) 0,3% в отношении земельных участков:

      • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
      • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКК (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК) или предоставленных для жилищного строительства;
      • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
      • 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

        Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка (п. 2 статьи 394 НК).

        Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовые платежи по нему самостоятельно. Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как произведение кадастровой стоимости и налоговой процентной ставки (п. п. 1, 2 статьи 396 НК). Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II, III кварталов текущего налогового периода как 1/4 произведения соответствующей налоговой процентной ставки и кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 статьи 396 НК). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 статьи 396 НК).

        В соответствии с п. 203 Инструкцией по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.02.2008 №148н суммы земельного налога (авансовых платежей), подлежащие уплате в бюджет, отражаются по кредиту счета 1 (2) 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

        В бухгалтерском учете организация сделает следующие записи.
        За счет средств бюджета:

        • начисление налога (авансовых платежей):
        • Дебет счета 1 401 01 290 «Прочие расходы» — Кредит счета 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;

            Дебет счета 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — Кредит счета 1 304 05 290 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам».

            За счет средств, полученных от приносящей доход деятельности:

              Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)» — Кредит счета 2 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»;

              • перечисление налога (авансовых платежей) в бюджет:
              • Дебет счета 2 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — Кредит счета 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов».

                Представительные органы муниципальных образований и г.г. Москвы и Санкт-Петербурга устанавливают сроки и порядок уплаты налога, авансовых платежей нормативными правовыми актами и законами. Но при этом срок уплаты налога не может быть определен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 статьи 397 НК).

                Уплату налога и авансовых платежей в бюджет следует производить по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (п. 3 статьи 397 НК).

                В соответствии со статьей 393 НК налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются I, II, III кварталы календарного года.

                Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока его уплаты (при наличии оснований) не более чем на один год с единовременным или поэтапным погашением суммы задолженности (п. 1 статьи 64 НК). Решение об изменении сроков уплаты местных налогов принимает налоговый орган по месту нахождения заинтересованного лица и согласовывает его с финансовыми органами муниципальных образований (пп. 2 п. 1 статьи 63 НК).

                Согласно пп. 2 п. 2 статьи 64 НК задержка финансирования из бюджета служит основанием предоставления отсрочки по налогам, и в таком случае проценты на сумму задолженности не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).

                Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден Приказом ФНС России от 21.11.2006 №САЭ-3-19/[email protected] «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов». Пунктом 2.2 данного Порядка определено, что в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, названным в пп. 2 п. 2 статьи 64 НК, представляется документ, подтверждающий наличие соответствующих оснований. В то же время форма такого документа не установлена. Поэтому Минфин рекомендовал ФНС в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога (авансовых платежей) по основаниям пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

                © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

                Смотрите еще:

                • Закон о перепланировки жилого дома Закон о перепланировки жилого дома Перепланировка в квартирах стала привычным явлением для россиян в конце XX века. Типовое жилье, построенное в советское время, часто вызывало недовольство жильцов: кому-то не нравились слишком вытянутые комнаты «трамвайной» формы, кого-то не […]
                • Правила по алиментам Правила расчета размера неустойки по алиментам Семья и детство в нашей стране защищены Конституцией Российской Федерации. Дети имеют право на материальное обеспечение собственных нужд со стороны родителей, а также на полноценную семью. Часто так случается, что родители […]
                • Ст за мошенничество в интернете За мошенничество в интернете на 250000 руб. супруги-москвичи получили 16 лет на двоих В Москве вынесен приговор супружеской паре, которые с помощью созданных ими сайтов заработали четверть миллиона рублей на фиктивной интернет-продаже детских товаров, сообщает пресс-служба […]
                • Приказ 483 от 23082012 Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 30 ноября 2015 г. N 483 г. Москва "Об установлении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, […]
                • Приказ о профсоюзах Федеральный закон о профсоюзах с дополнениями С целью защиты прав работников в 1996-ом году в России был принят федеральный закон, регулирующий функционирование профсоюзах. Его основные тезисы подразумевают возможность для всех граждан создавать определенные объединения. […]
                • Журнал учета рекламаций 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящий стандарт устанавливает порядок учета, рассмотрения и устранения рекламаций и замечаний по качеству проектной документации, предъявляемых заказчиками, строительно-монтажными организациями, согласующими и утверждающими организациями. 2 НОРМАТИВНЫЕ […]
                • Краснознаменная суд ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ОМСКА г. Омск, 6440099, ул. Тарская д. 25 1) 1 Кирпичный поселок (в т.ч. Завертяева, Донецкая, Петровского, Каховского, Каховская, Краснознаменная, Сибмисовская, Полуэктова, ул. Стороженко, Комнатова, Донецкие переулки 1-6, ул. Казанская, ул. […]
                • Только основные административные наказания Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания 1. Анализ правил ст. 3.3 позволяет сделать ряд важных выводов: 1) в них дается легальная классификация административных наказаний. В основу этой классификации законодатель положил деление административных […]