Наука о законах мышления называется

Рубрики Помощь юриста

Тест по теме: «Основы логики». 1.Наука, изучающая законы и формы мышления, называется: А) алгебра; Б) геометрия; В) философия; Г) логика. Вариант 1. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМаргарита Электринцева

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тест по теме: «Основы логики». 1.Наука, изучающая законы и формы мышления, называется: А) алгебра; Б) геометрия; В) философия; Г) логика. Вариант 1.» — Транскрипт:

1 Тест по теме: «Основы логики»

2 1.Наука, изучающая законы и формы мышления, называется: А) алгебра; Б) геометрия; В) философия; Г) логика. Вариант 1

3 2.Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается называется: А) выражение; Б) вопрос; В) высказывание; Г) умозаключение.

4 3.Константа, которая обозначается «1» в алгебре логики называется: А) ложь; Б) истина; В) правда; Г) неправда.

5 4.Какое из следующих высказываний являются истинными? А) город Париж — столица Англии; Б) 3+5=2+4; В) II + VI = VIII; Г) томатный сок вреден.

6 5.Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «и» называется: А) инверсия; Б) конъюнкция; В) дизъюнкция; Г) импликация.

7 6.Чему равно значение логического выражения (1v1)&(1v0)? А) 1; Б) 0; В)10; Г) 2.

8 7.Какая из логических операций не является базовой? А) конъюнкция; Б) дизъюнкция; В) инверсия; Г) эквивалентность.

9 8.Графическое изображение логического выражения называется: А) схема; Б) рисунок; В) чертеж; Г) график.

10 9.Двойное отрицание логической переменной равно: А) 0; Б) 1; В) исходной переменной; Г) обратной переменной.

11 10. Устройство, выполняющее базовые логические операции, называется: А) регистр; Б) ячейка; В) вентиль; Г) триггер.

12 11. Какое состояние триггера является запрещенным? А) 1-1; Б) 0-1; В) 0-0; Г) 1-0.

13 Вариант 2 1.Что такое логика? A) это наука о суждениях и рассуждениях; Б) это наука, изучающая законы и методы накопления, обработки и сохранения информации с помощью ЭВМ; B) это наука о формах и законах человеческого мышления и, в частности, о законах доказательных рассуждений; Г) это наука, занимающая изучением логических основ работы компьютера.

14 2.Логическая функция это: А) простое высказывание; Б) составное высказывание; В) вопросительное предложение; Г) логическая операция.

15 3.Как кодируется логическая переменная, принимающая значение «ЛОЖЬ»? А) 0; Б) 1; В) 2; Г) неправда;

16 4.Какие из следующих высказываний являются истинным? А) город Париж — столица Англии; Б) 3+5=2+4; В) II + VI = VIII; Г) томатный сок вреден.

17 5.Чему равно значение логического выражения (1v1)&(0v¬0) =? А) 0; Б) 1; В) 10; Г) 2.

18 6.Значение логического выражения ¬(A v B) по закону Моргана равно: А)¬А&¬В; Б) А&¬В; В)¬А&В; Г) ¬Av¬ B.

19 7. Логической операцией не является: А) логическое деление; Б) логическое сложение; В) логическое умножение; Г) логическое отрицание.

20 8.Объединение двух высказываний в одно с помощью оборота «если. то. » называется: А) инверсия; Б) конъюнкция; В) дизъюнкция; Г) импликация.

21 9. Таблица, содержащая все возможные значения логического выражения, называется: А) таблица ложности; Б) таблица истинности; В) таблица значений; Г) таблица ответов

22 10. Для сложения одноразрядных двоичных чисел используется: А) регистр; Б) триггер; В) полусумматор; Г) сумматор.

23 11. Какое состояние триггера хранит информацию? А) 1-0; Б) 0-1; В) 0-0; Г) 1-1.

24 I1г1г 2в2в 3б3б 4в4в 5б5б 6а6а 7г7г 8а8а 9в9в 10 в 11 а II1в1в 2б2б 3а3а 4а4а 5б5б 6а6а 7а7а 8г8г 9б9б 10 г 11 в Ответ к тесту:

Логика — доступно для всех

Логика как наука о мышлении. Что же изучает логика как наука

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление — сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые- кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Л огика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание — процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1)чувственное познание — с помощью органов чувств и приборов;

2)рациональное (ratio разум) — познание с помощью абстрактного мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы — это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза — красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно — без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления яв­ляются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний — «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах — понятия, суждения, умозаключения.

Понятие — форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их, выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам. В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д., и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент — это учащийся высших образовательных учреждений; ученик — тот, кто получает образование; а сам человек — тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств класса подобных явлений. О том, что получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт. Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с вещами. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться.

Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы мо­жем высказать суждение: «Всякий человек — смертен».

Суждение форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.

Из суждений мы можем получать новые суждения. Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные — люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен». Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ — человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ — смертен». Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек – смертен

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений че­ловек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление — такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая». Но неправильно делать вывод: «Если шел » дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить. Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил — преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление.

Вопрос о правильности умозаключений — это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении. Поэтому ее называют «формальной логикой». Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей и их развития. Но она учитывает истинность или ложность исследуемых мыслей (в двузначной формальной логике учитываются два значения всякой мысли — «истина» и «ложь»; в многозначной формальной логике вводятся другие значения, например «неопределенно»). Иногда правильное мышление называют логичным — по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления.

Вопрос об истинности (ложности) суждений — это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение — такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности). Например: «Москва — столица России», «Преступник — человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург — столица России», «Преступник — праведный человек» и т. д. Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука — философия.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики и ее роль в познании и мышлении человека, необходимо остановиться более подробно на рассмотрении логической формы и законов мышления.

С древних времен человека интересовал не только окружающий его мир, но и само человеческое мышление, направленное на познание этого мира. «Что есть мироздание, – спрашивал себя человек, – откуда оно взялось и как устроено?» Но также он спрашивал себя: «Что есть мое мышление, как оно устроено и по каким законам протекает?»

Интерес к окружающему миру возник, наверное, вместе с появлением самого человека, а вот интерес к мышлению – намного позже. Как правило, считается, что наука появилась, когда человек стал исследовать не только внешний мир, но и свое собственное мышление. А это произошло все в той же Древней Греции примерно в V–IV вв. до н. э.

Греки создали особенную науку, посвященную мышлению, – логику. Наиболее известным ее представителем был Аристотель, поэтому древняя логика часто называется аристотелевской. Наше мышление по своему содержанию, заметили древние греки, многообразно и бесконечно, ведь мыслить (думать) можно о чем угодно (о планетах и звездах, растениях и животных, материках и океанах, а также о себе, своих близких, родных и друзьях, о вчерашнем дне, о будущем месяце, о прочитанных книгах и так далее до бесконечности). Но все это многообразие нашего мышления укладывается всего в несколько форм, то есть строится одними и теми же способами, протекает по одним и тем же законам и правилам. Так вот, логика – это наука, которую интересует не содержание мышления (что мы мыслим), а его формы (как мы мыслим), поэтому она часто называется формальной логикой, то есть наукой о формах человеческого мышления.

Таких форм всего три, и все бесконечное содержание мышления существует в этих трех формах. Первая – понятие – выраженное в слове или словосочетании обозначение какого-либо предмета. Любой предмет мы обозначаем каким-то понятием. Например, один предмет мы называем деревом, другой – планетой, третий – горой и так далее (т. е. дерево, планета, гора – это разные понятия). Человек – единственное существо на Земле, обладающее понятийным мышлением, ведь ни одно другое существо не обозначает предметы какими-либо понятиями, а говоря иначе, не дает предметам имена или названия.

Вторая форма мышления – суждение – какое-либо высказывание о предмете, в котором что-то утверждается или отрицается. Любое суждение состоит из взаимосвязанных понятий и выражается в форме предложения. Например, высказывание: «Все планеты – это движущиеся небесные тела» – является суждением, потому что в нем утверждается нечто о каком-то предмете (о планетах). Это суждение состоит из понятий «планеты» и «движущиеся небесные тела». Если мы обозначим первое понятие латинской буквой S, а второе – буквой Р, то у нас получится высказывание: «Все S – это Р». В данном случае мы отбросили содержание суждения (т. е. то, что оно о планетах и небесных телах) и оставили только его форму, в которую можно облечь огромное количество различных суждений с разным содержанием. Например, этой формуле будут соответствовать суждения: «Все воробьи – это птицы», «Все цветы – это растения», «Все люди – разумные существа», «Все треугольники – геометрические фигуры» и многие другие.

Третья форма мышления – умозаключение – выведение нового суждения из двух или нескольких исходных суждений. Например, если мы расположим одно за другим суждения: «Все люди смертны» и «Сократ – человек», то из этих двух суждений обязательно следует в качестве вывода новое суждение – «Сократ смертен». Таким образом, любое умозаключение состоит из суждений, а любое суждение – из понятий. В форме понятий, суждений и умозаключений и существует наше мышление.

Однако помимо форм мышления логика изучает его законы, то есть такие правила, соблюдение которых ведет нас к истинным выводам и предотвращает возможные ошибки. Основных законов логики, как и форм мышления, тоже три.

Первый – закон тождества, согласно которому любая мысль, чтобы быть ясной и точной, должна быть тождественна (т. е. равна) самой себе. Например, высказывание: «Ученики прослушали объяснение учителя» – является неясным, так как его можно понимать и в том смысле, что они все внимательно слушали, и в том, что они все пропустили мимо ушей. Получается, что высказывание одно, а возможных смыслов у него два. Два не равно одному (2 не = 1), то есть тождество (равенство) в данном случае не соблюдается, а значит, закон тождества нарушен, что и приводит к неясности данного высказывания. Все софизмы, о которых мы уже говорили, основаны как раз на преднамеренном нарушении закона тождества.

Второй – закон противоречия – говорит о том, что два высказывания, противоречащих одно другому, не могут быть одновременно истинными. Например, высказывания: «Сократ высокого роста» и «Сократ низкого роста» – не могут быть одновременно истинными. Истинным может быть только одно из них. Однако это правило действует только при трех условиях:

1. Речь должна идти об одном и том же предмете. Ведь если речь идет, например, о двух разных Сократах, то вполне может быть, что один из них высокий, а другой низкий.

2. Предмет должен рассматриваться в одно и то же время. Если, например, речь идет об одном и том же Сократе, но в разное время его жизни (в 15 и в 25 лет), то вполне может быть, что в одном возрасте он низкий, а в другом – высокий.

3. Предмет должен сравниваться с каким-то одним другим предметом, иначе говоря, он должен рассматриваться относительно только одного предмета и ни в коем случае – многих. Например, если речь идет об одном и том же Сократе и в одно и то же время его жизни, но он сравнивается одновременно с высоким Аристотелем и низким Платоном, то получится, что по отношению к Аристотелю Сократ низкий, а по отношению к Платону – высокий.

Третий закон логики – закон достаточного основания – говорит о том, что любая мысль для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана (обоснована) какими-либо другими мыслями (аргументами или основаниями), причем эти основания должны быть достаточными для доказательства, то есть доказываемая мысль должна вытекать из них безусловно. Например, ученик говорит учителю: «Не ставьте мне двойку, спросите еще, я же прочитал весь учебник, может, и отвечу что-нибудь». В данном случае исходная мысль (не ставьте двойку, спросите еще) подкрепляется основанием или аргументом (я же прочитал весь учебник, может, и отвечу что-нибудь). Однако из этого основания не вытекает безусловно исходная мысль. Ведь ученик мог действительно прочитать весь учебник, но ничего не понять или все забыть. Говоря иначе, из того, что он прочитал весь учебник, вовсе не следует с точностью, что он что-нибудь ответит учителю. Закон достаточного основания является одним из главных принципов науки. Он предостерегает от поспешных выводов, недоказанных мыслей, голословных утверждений, от принятия чего-либо исключительно на веру.

И не только этот закон, но и вся логика является важным элементом науки. Где нет логики, там не может быть и научного знания. Появившись в Древней Греции, логика развивалась на протяжении последующих эпох. Сейчас она существует в качестве разветвленной дисциплины, но ее основу до сих пор составляет античная, или аристотелевская, логика.

Проверь себя

1. Что такое логика? Почему она часто называется формальной логикой?

2. Сколько существует форм мышления? Дайте краткую характеристику каждой из них.

3. Что такое закон мышления? Каковы основные законы логики? Приведите примеры нарушений этих законов.

4. Почему считается, что логика является необходимым элементом науки?

НазадОглавлениеВперед

За правильный ответ -20б

1. Наука, изучающая законы и формы мышления, называется:
А) алгебра; В), философия, Б) геометрия; Г) логика,

2. Повествовательное предложение, в котором что-то утверждается или отрицается называется:
А) выражение; В) высказывание; Б) вопрос; Г) Умозаключение.

3. Константа, которая обозначается «1» в алгебре логики называется:
А) ложь; Б) правда; В) истина; Г) неправда.

4. Какое из следующих высказываний являются истинным?
А) город Париж — столица Англии В) II + VI =VIII;
Б) 3+5=2+4 Г) томатный сок вреден.

5. Объединение двух высказываний в одно с помощью союза «и» называ¬ется:
А) инверсия; В) дизъюнкция;
Б) конъюнкция;Г) импликация.

6. Чему равно значение логического выражения (lvl) ^(lv0)?
А)1; Б)0; В) 10; Г)01

7. Что такое логика?
A) это наука о суждениях и рассуждениях;
Б) это наука, изучающая законы и методы накопления, обработки и со¬хранения информации с помощью ЭВМ;
B) это наука о формах и законах человеческого мышления и, в частнос¬ти, о законах доказательных рассуждений;
Г) это наука, занимающая изучением логических основ работы компью¬тера.

8. Логической операцией не является:
A) логическое деление; Б) логическое сложение;
B) логическое умножение; Г) логическое отрицание.

9. Объединение двух высказываний в одно с помощью оборота «если. то..»называется:
А) инверсия; В) дизъюнкция;
Б) конъюнкция; Г) импликация.

10. Таблица, содержащая все возможные значения логического выражения, называется:
A) таблица ложности; Б) таблица истинности;
B) таблица значений; Г) таблица ответов.

11. Даны три высказывания:
А= (Наступила осень)
В= (Мы учимся в колледже)
С = (Мы решаем контрольную работу)
Напишите в виде формулы высказывание: «Наступила осень, мы учимся в колледже и решаем контрольную работу »

12. Придумайте ложное высказывание, соответствующее функции и постройте таблицу истинности для следующей функции:
Х=А+ВС
В ответе выписать комбинации А, В, С при которых Х – ложно.

Наука о законах мышления называется

Логика – наука о формах и законах правильного мышления.

Эта наука появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Её создателем считается знаменитый древнегреческий философ и учёный Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет своё практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только «музейное» значение, интересны исключительно как памятники старины, но некоторые из них пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно её) и логика Аристотеля. В XIX в. появилась и стала быстро развиваться символическая (математическая, современная) логика, которая является разделом высшей математики. Однако наша книга посвящена исключительно аристотелевской логике.

Так зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни? Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше понимать собеседника, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях.

Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чём угодно, например, об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе… Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причём если содержание нашего мышления чрезвычайно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие, совсем немного.

Приведём простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания: «Все караси – это рыбы», «Все треугольники – это геометрические фигуры», «Все стулья – это предметы мебели». Несмотря на различное содержание, у этих высказываний есть нечто общее, что-то их объединяющее. Что? Их объединяет форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме – каждое из трёх высказываний строится по форме: «Все A – это B», где A и B – какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание: «Все A – это B», – лишено всякого содержания. Это высказывание представляет собой чистую форму, которую можно наполнить любым содержанием, например: «Все сосны – это деревья», «Все города – это населённые пункты», «Все школы – это учебные заведения», «Все тигры – это хищники».

Другой пример: возьмём три различных по содержанию высказывания: «Если наступает осень, то опадают листья», «Если завтра пройдёт дождь, то на улице будут лужи», «Если вещество – металл, то оно электропроводно». Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если A, то B». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: «Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку», «Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать», «Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы».

Логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления; её интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она часто называется формальной логикой. Аристотелевскую (формальную) логику также часто называют традиционной.

Если по содержанию высказывание: «Все комары – это насекомые», – является нормальным, а высказывание: «Все Чебурашки – это инопланетяне», – абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны, так как она занимается формами мышления, а форма у этих высказываний одна и та же: «Все A – это B».

Форма мышления – это способ выражения мыслей, или схема их построения.

Существует всего три формы мышления:

1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта. Примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость.

2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры суждений: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые школьники – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами».

3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

В логике принято располагать посылки и вывод друг под другом и отделять посылки от вывода чертой.

Все планеты движутся.

Юпитер – это планета.

Железо, медь, ртуть – это металлы.

Все металлы электропроводны.

Весь бесконечный мир наших мыслей выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Об этих трёх формах мышления будет подробно рассказано на страницах книги.

Помимо форм мышления логика также занимается законами мышления. Законы мышления – объективные принципы или правила мышления, соблюдение которых всегда приводит рассуждение (независимо от его содержания) к истинным выводам при условии истинности исходных суждений.

Основных законов мышления (или законов логики) четыре. Здесь они будут только перечислены: это законы: тождества; противоречия; исключённого третьего; достаточного основания. Подробно каждый из них будет рассмотрен после изучения форм мышления. Нарушение этих законов приводит к различным логическим ошибкам, как правило, к ложным выводам. Иногда законы логики нарушают непроизвольно, по незнанию, но иногда это делают преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль. Такие преднамеренные нарушения логических законов для внешне правильного доказательства ложных мыслей называются софизмами.

Одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующем рассуждении:

Хождение в школу – это движение.

Следовательно, хождение в школу вечно.

Ложный вывод получается из-за употребления слова «движение» в разных значениях: в первом суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором – в узком, механическом. Однако найти ошибку в рассуждении не всегда просто. Рассмотрим такой пример:

Все мои друзья знают английский язык.

Нынешний президент Америки тоже знает английский язык.

Следовательно, нынешний президент Америки – мой друг.

Понятно, что в этом рассуждении что-то не так. Но что именно? Тот, кто знаком с логикой, скажет, что в данном случае допущена ошибка, которая называется «нераспределённость среднего термина в простом силлогизме». Или такой пример:

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Санкт-Петербург не лежит за полярным кругом.

Следовательно, в Санкт-Петербурге не бывает белых ночей.

Как видим, из двух истинных суждений вытекает ложный вывод. В этом рассуждении тоже есть ошибка. Вряд ли не знакомый с логикой человек сможет сразу же её найти. А тот, кто владеет логической культурой, немедленно установит эту ошибку. Она называется «расширение большего термина в простом силлогизме».

Итак, здравого смысла и жизненного опыта, как правило, достаточно для того, чтобы ориентироваться в различных затруднительных ситуациях. Но если к нашему здравому смыслу и жизненному опыту добавить ещё и логическую культуру, то мы от этого только выиграем. Конечно, логика никогда не решит всех проблем, но помочь в жизни она, несомненно, может. Давайте же познакомимся с основными положениями этой древней и в то же время всегда молодой науки.

1. Что такое логика?

2. Что такое содержание и форма мышления? Почему логику часто называют формальной логикой?

3. Какие существуют формы мышления? Придумайте несколько примеров понятий, суждений и умозаключений.

4. Что такое законы логики? Какую роль они играют в нашем мышлении? Что такое софизмы?

5. Когда и где появилась логика? Кто считается её создателем? Какая ещё существует логика, кроме аристотелевской?

6. Как вы думаете, зачем нужна человеку логика? Какую роль она играет в нашей жизни? Можно ли, на ваш взгляд, без неё обойтись?

Логика как наука

Формальная логика, как и любая наука, имеет свои объект и предмет изучения. Объект логики – мышление человека. Но мышление – сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например, такими как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Наиболее распространенное и устоявшееся определение логики следующее.

Логика (др. греч. λόγος – слово, понятие, рассуждение, разум) – нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка [1] .

Чтобы был понятен смысл данного определения предмета логики, необходимо ответить на следующие вопросы. Что представляет собой процесс познания? Каковы его ступени и в чем заключается специфика интеллектуальной познавательной деятельности? Что такое язык и какова его роль в познании? В каких формах отражается действительность в мышлении? В чем заключается нормативный характер логики как науки?

Рассмотрим эти вопросы.

Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в форме понятий, суждений, умозаключений, с помощью которых человек познает сущность предметов, их закономерные связи и осуществляет рациональные прогнозы.

Познание – это процесс отражения действительности, целью которого – получение адекватных знаний о мире. В процессе познания можно выделить две ступени: чувственную и рациональную (абстрактное мышление).

На чувственной ступени окружающий нас мир познается посредством органов чувств. Основные формы этого познания – ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предмета: цвета, запаха, вкуса, звука.

Восприятие – целостный образ конкретного предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия последнего на органы чувств (образ моря, электропоезда, трамвая и т.п.).

Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше (образы родных, близких, любимого человека, своего дома и т.п.). Представление может быть воспроизводящим (репродуктивным), творческим (iтерспектиниым), фантастическим.

Особенности чувственной ступени познания сводятся к следующему: данная ступень свойственна животному миру; она связана с первой сигнальной системой, т.е. с органами чувств; позволяет отразить все виды физических взаимодействий.

Рациональное познание (абстрактное мышление) обладает особенностями, отличающими его от чувственного познания.

К особенностям абстрактного мышления относятся:

а) активный и целенаправленный характер;

б) отражение действительности в обобщенных образах;

в) опосредованное отражение действительности;

г) неразрывная связь с языком.

Формы абстрактного мышления – понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – мысль, в которой отражаются существенные, общие и отличительные признаки отдельного предмета или класса предметов.

Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях. При этом суждение может быть истинным или ложным.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками, по определенным правилам получают вывод.

Главная отличительная особенность рационального познания заключается в том, что его инструментом служит язык, поэтому рациональное познание также называется вербальным (т.е. словесным).

Язык – это система знаков, служащих для восприятия, переработки, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Языки называют естественными, возникшими стихийно в процессе общения, и искусственными, созданными сознательно для каких-либо целей.

Язык при его использовании в практической деятельности человека выполняет множество функций, например служит средством общения между людьми, с его помощью передаются чувства человека, эмоции и т.д. Но главной в аспекте логического анализа языка является его познавательная функция, поскольку именно с помощью языковых средств мы фиксируем информацию об окружающей действительности, осуществляем различные интеллектуальные процедуры по переработке этой информации.

К основным формам, с помощью которых отражается действительность в мышлении, относятся указанные выше формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение (простейший вид рассуждения).

Последний вопрос, на который необходимо ответить при определении предмета логики: в чем состоит нормативный характер этой науки, поскольку реальная практика мыслительных операций исследуется в логике с точки зрения ее соответствия или несоответствия законам и правилам этой науки. Иначе говоря, логика стремится не столько к тому, чтобы выяснить, как рассуждает тот или иной человек, как он образует понятия и пользуется ими, сколько к тому, чтобы установить, правильно ли он рассуждает, правильно ли он оперирует понятиями.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление – такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания. Например исходя из суждений: «Если идет дождь, то асфальт мокрый» и «Дождь идет» можно с уверенностью сделать вывод: «Асфальт мокрый». Но неправильно делать вывод: «Если идет дождь, то асфальт мокрый» и «Асфальт мокрый, следовательно, шел дождь», так как дорогу могла полить, например, поливальная машина.

Следует обратить также особое внимание на различия между истинностью, формальной правильностью и достоверностью рас– суждений, которые характеризуют различные аспекты познавательной деятельности человека.

  • [1] См.: Бочаров В. А. Основы логики / В. А. Бочаров. В. И. Маркин. М .: Инфра-М, 2009. С. 9.

Логика как наука о мышлении. Логика формальная и диалектическая.

Логика как наука о мышлении рассматривает этот общий для ряда наук объект под углом зрения его функций и структуры, то есть роли и значения в познании и практической деятельности, и в то же время с точки зрения составляющих его элементов, а также связей и отношений между ними. Это и есть собственный, специфический предмет логики. Поэтому она определяется как наука о формах и законах правильного мышления, ведущего к истине.

Логику в изучении мышления интересуют условия, принципы и правила организации мыслительных процедур, результативность которых выражается в системе рассуждений, подчиняющихся представлениям выводимости, доказуемости, корректности. Логика выступает как нормативная наука, изучающая и формирующая нормы мышления и нормы рассуждения как определённые стандарты соответствия правилам корректного рассуждения.

Мышление может быть практическим, игровым, имитационным, языковым и др. Логика имеет отношение в большей степени к языковому мышлению, а именно, к тем рациональным процедурам, которые выражаются в языке. Язык интересует логику только как средство выражения рациональности мышления, т. е. как определённый инструментарий. Для логики язык — это средство, с помощью которого мыслительные процедуры могут быть рекомендованы в различных рассуждениях.

Современная логика как наука о законах и формах человеческого мышления включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Формальная логика — это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в процессе мышления, то есть типичные алогизмы. При применении средств, вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики.

Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа.

Первый этап — это связь с работами Аристотеля, в которых дано систематическое изложение логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержатся элементы математической логики. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение.

Второй этап — это появление математической логики. Философ Г. В. Лейбниц считается её основоположником. Он пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления.

Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны и так далее. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

Предметом специального изучения диалектической логики являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя. Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.

Основателем диалектической логики считается немецкий философ Гегель. В основу этой новой логики были положены три закона диалектики. Первый закон диалектики называется законом единства и борьбы противоположностей. Согласно этому закону, противоположности и противоречия вполне могут сосуществовать мирно, более того, без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие

Второй закон диалектики называется законом перехода количества в качество. Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений.

Третий закон диалектики, получил название “закон отрицания отрицания”; согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали.

В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики и наоборот. Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования. Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой.

Между тем, в наших представлениях о движении в ХХ веке совершился подлинный переворот. Ранее считалось, что события являются иллюзией, а реальны лишь процессы. Поэтому говорилось, что аристотелевская логика, описывающая события, является обыденной, примитивной, а диалектическая логика, описывающая процессы, глубокой, подлинно научной. Теперь же выяснилось, что в природе все наоборот: процессы представляют собой иллюзию, а события — реальность. Из этого можно сделать единственный вывод: диалектическая логика, описывающая процессы, является менее фундаментальной, чем аристотелевская, описывающая события.

Смотрите еще:

  • Экспертиза рост Экспертиза дорожно-транспортных происшествий Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности "Организация дорожного движения" МОСКВА "ТРАНСПОРТ" 1989 ББК 39.808 И43 УДК 656.13.08: […]
  • Сказка про спор овощей Логопедическая сказка «Самый, самый…» (спор овощей) - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемМарианна Филькина Похожие презентации Презентация на тему: " Логопедическая сказка «Самый, самый…» (спор овощей)" — Транскрипт: 1 Логопедическая сказка […]
  • Пособие по маникюру Пособие для мастеров маникюра и педикюра Ахабадзе А. Ф., Васильева М. С Главная > Реферат Пособие для мастеров маникюра и педикюра Ахабадзе А.Ф., Васильева М.С. § 1. ЭСТЕТИКА РУК И НОГ § 2. АНАТОМИЯ ВЕРХНИХ И НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Анатомия верхних конечностей Анатомия […]
  • Пособия для бомжей Кр. пособие Бомж пособие по выживанию Кр. пособие: Бомж пособие по выживанию. План: Введение 1.Хлеб. Свое 2.Кругаль. Чай 3.Сфера (Круг интересов). Связи. 4.Делиться, не делиться 5.Люмпенские слои (грузчики, охранники, тодшики( далее маугли), бродяги, бомжи 6.Работа.Заработок […]
  • Консультант практика российских судов Доказывание отрицательных фактов в практике российских судов студентка 4 курса ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» В теории процессуального права доказываемые факты подразделяются на положительные и отрицательные. Положительные факты отражают то, что […]
  • Правила для паблик Правила для паблик Любой мат ,в любой форме от игрока ,либо от администратора, повлечет за собой наказание. Для обычного игрока - бан, для администратора- снятие прав и бан !! Правила для всех включая VIP игроков: Запрещено :1) Использование всякого рода читов ( в т.ч. […]
  • Сообщение интеллектуальная собственность 16. Интеллектуальная собственность как объекты гражданских правоотношений 16. Интеллектуальная собственность как объекты гражданских правоотношений. Статьей 128 ГК РФ к объектам гражданских прав отнесены вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное […]
  • Переселение в энгельсе Datalife Engine Demo Согласно долгосрочной целевой адресной программе «Переселение граждан из непригодного для проживания жилищного фонда», расположенного на территории МО город Энгельс на 2012–2056 годы разработан конкретный план переселения по годам. На 2012 год запланирована […]