Перевести закон об образовании

Рубрики Помощь юриста

Содержание:

Статья 34 Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);

6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

11) каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;

13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;

21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

6) предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита;

7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.

6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

7. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

10. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль «За особые успехи в учении», образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Перевести закон об образовании

Комментарий

Предлагаемая модель Положения разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (глава 6 «Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений»). В статье 43 «Обязанности и ответственность обучающихся», ст. 58 «Промежуточная аттестация обучающихся» и статье 61 «Прекращение образовательных отношений» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определены основания перевода учащихся в следующий класс, их отчисления. Статья 62 «Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность» предусматривает право ОУ на определение порядка и условий восстановления учащегося, отчисленного по инициативе ОУ.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 утверждён «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». В документе определены ответственность родителей (законных представителей) за ликвидацию учащимися академической задолженности и возможные способы продолжения обучения.

Источники информации и ссылки

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (глава 6).
  2. Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций. //[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf

Модель локального нормативного акта Скачать

Положение
о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учащихся

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, уставом (наименование общеобразовательного учреждения)

1.2. Комплектование контингента обучающихся, перемещение из одного класса в другой является компетенцией Школы.

2. Порядок и основание перевода учащихся

2.1. Перевод учащихся в следующий класс

2.1.1. Учащиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (выбрать), переводятся в следующий класс приказом директора ОУ по решению педагогического совета ОУ.

2.1.2. Учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному или нескольким учебным предметам, переводятся в следующий класс условно. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года.

2.1.3. Повторная промежуточная аттестация осуществляется не более двух раз в сроки, определяемые общеобразовательным учреждением, в пределах одного года с момента ее образования.

2.1.4. Сроки (график) ликвидации академической задолженности учащегося устанавливается приказом директора.

2.1.5. В случае неликвидации в установленные сроки академической задолженности, обучающиеся по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

2.1.6. Решение о переводе учащегося на повторное обучение, на обучение по адаптированным образовательным программам или по индивидуальному учебному плану принимается педагогическим советом ОУ на основе личного заявления учащегося или заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.

2.1.7. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

2.2. Перевод учащихся в другое образовательное учреждение

2.2.1. Перевод учащегося ОУ в другое образовательное учреждение осуществляется в течение всего учебного года по заявлению родителей (законных представителей) при наличии письменной информации (отношения) из образовательного учреждения, в которое переводится учащийся, о наличии места для продолжения его обучения.

2.2.2. Перевод учащегося оформляется приказом директора ОУ об отчислении в порядке перевода. Документы учащихся (личные дела, медицинские карты, справка о текущей успеваемости) выдаются родителям (законным представителям) обучающихся при наличии отношения на перевод в другое образовательное учреждение города Мурманска.

2.2.3.Образовательное учреждение города Мурманска, в которое прибыл учащийся, представляет в трехдневный срок подтверждение о его зачислении.

2.2.4. В случае выбытия обучающегося за пределы города направляется запрос в орган управления образованием по месту переезда о подтверждении зачисления учащегося.

3. Порядок и основания отчисления учащихся

3.1. Отчисление учащихся из ОУ производится:

3.1.2.В связи с получением образования (завершением обучения). Досрочно:

  • по инициативе родителей (законных представителей) на основании их заявления с указанием причины и обстоятельств принятого решения;
  • по инициативе общеобразовательного учреждения в случае применения к учащемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания за неоднократное совершение дисциплинарных проступков (неисполнение или нарушение устава общеобразовательного учреждения, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов);
  • по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе в случае ликвидации общеобразовательного учреждения.

3.1.3. Отчисление несовершеннолетнего учащегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в общеобразовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников, а также нормальное функционирование общеобразовательного учреждения.

3.1.4. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания в форме отчисления учащегося принимается педагогическим советом и утверждается приказом директора.

3.1.5. Решение об отчислении несовершеннолетнего учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

3.1.6. Образовательное учреждение незамедлительно информирует об отчислении несовершеннолетнего обучающегося комитет по образованию администрации города Мурманска.

3.1.7. Отчисление учащихся по инициативе ОУ во время их болезни не допускается.

4. Порядок и основания восстановления учащихся

4.1.Решение о восстановлении учащегося принимает директор ОУ в форме издания приказа.

4.2.Учащийся, отчисленный по инициативе общеобразовательного учреждения за неоднократное совершение дисциплинарных проступков имеет право на восстановление в случае

Инклюзия в вопросах и ответах: задолженности, повторное обучение, перевод в другую школу

Третий выпуск «Инклюзии в вопросах и ответах» посвящен частным индивидуальным вопросам, которые задавали участники «Осенней школы» Педсовета и вебинара с участием старшего преподавателя кафедры Специального (дефектологического) образования АНО ВО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) Игоря Горностаева. Многие вопросы касались организации учебного процесса в классах, например, должен ли педагог вести отдельный журнал на ребенка с ОВЗ или как быть, если дети с ОВЗ сидят в общеобразовательных классах без тьюторского сопровождения — может это быть инклюзивным обучением? Как совместить программу общеобразовательную с программой для учащихся с ОВЗ?

Подобные вопросы — сфера ответственности местных региональных органов управления и директоров образовательных организаций, именно они должны решать все моменты организации учебного процесса и включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в обычные классы.

Академические задолженности. Повторное обучение. Перевод из корекционной школы в общеобразовательную

Можно ли оставить на повторное обучение учащегося с ограниченными возможностями здоровья по причине академической задолженности?

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.

В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).

Если у обучающегося в 3 классе образовалась академическая задолженность и он её не ликвидировал, а родители не хотят оставлять ребенка на повторный год обучения, а рекомендаций ПМПК нет?

В соответствии с ч. 9 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Законодательство не предоставляет иных возможностей выхода из сложившейся ситуации, кроме указанных выше. В случае отсутствия рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии на обучение по адаптированным образовательным программам, родители обязаны выбрать одну из двух оставшихся возможных траекторий — повторное обучение либо обучение по индивидуальному учебному плану.

Имеют ли право родители (законные представители) перевести ребенка из специальной (коррекционной) школы, где ребенок занимался по программе VII вида, в обычную общеобразовательную школу?

Коррекционные учреждения VII вида (в терминологии прежнего законодательства об образовании) создавались для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

В п. 28 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288, содержалось правило, согласно которому перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

В настоящее время в вопросе о переводе учащегося из специального (коррекционного) образовательного учреждения (отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу, — в терминологии нового Федерального закона № 273-ФЗ) в общеобразовательную организацию необходимо руководствоваться следующим:

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой (ч. 1 ст. 79 данного Федерального закона). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Адаптированной образовательной программой считается образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (пункты 16, 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ). Пока порядок такого перевода не принят.

Как следует из пункта 1 части 3 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ и указанных выше положений выбор формы получения ребенком основного общего образования и формы обучения осуществляется родителями (законными представителями) с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Деятельность данной комиссии регулируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082. Комиссия, в частности, готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).

В связи с изложенным считаем, перевод обучающегося из отдельной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (в терминологии прежнего законодательства: специального (коррекционного) образовательного учреждения), в обычную общеобразовательную школу по инициативе родителей (законных представителей) формально допускается Федеральным законом № 273-ФЗ.

Однако при таком переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ). Представляется, что такие условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Представляется, что администрация общеобразовательной организации, в которой по адаптированной образовательной программе обучается данный ребенок, должна провести подробную разъяснительную беседу с родителями (законными представителями), в которой объяснить необходимость использования специальных педагогических подходов для их ребенка с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей, что не всегда возможно в рамках рядовой общеобразовательной организации.

Кроме того, надо иметь в виду, что реализация инклюзивного образования не должна нарушать права других обучающихся на получение общего образования.

В связи с этим, представляется, что исходя из интересов ребенка перевод из отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, в рядовую общеобразовательную организацию возможен при условии создания в ней специальных условий для получения образования согласно особенностям организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (часть III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

У моего сына аутизм, ему осенью этого года идти в школу. Слышала, что согласно новым СанПиНам моего сына должны взять в обычный класс. Так ли это?

Исходя из новых санитарно-эпидемиологических требований к организации обучения обучающихся с ОВЗ (СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ, далее – СанПиН) , дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии. Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности. Обучение в среде сверстников без ОВЗ, исходя из федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598), предлагается для обучения ребенка с РАС по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС.

Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа их обучения рассчитана на 4 года?

Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.

Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся, что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения).

Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).

Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.

В остальных случаях инклюзия может быть иного характера. В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.

Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту. Однако представить это в реальности трудно.

Какой документ об образовании должен выдаваться по новому закону ученику, заканчивающему специальную (коррекционную) школу VIII вида?

Прежде всего, следует отметить, что новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», как впрочем, и прежний Закон РФ «Об образовании» не предусматривает специального выделение пронумерованных видов специальных (коррекционных) школ. Согласно сложившейся практике специальные (коррекционные) школы VIII вида реализуют адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью. Создание отдельных образовательных организаций для таких детей предусматривается и в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 5 ст. 79).

Согласно частям 4 и 6 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ документ об образовании установленного образца выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации, следовательно, выдаваемые им по окончании обучения по таким программам документы не являются документами об образовании, а являются документами об обучении (ч. 1 ст. 60).

Согласно ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются Минобрнауки России (на момент подготовки данной консультации указанные подзаконные нормативные правовые акты Минобрнауки России еще не приняты). Фактически статус данного свидетельства об обучении соответствует статусу свидетельств об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и свидетельств об окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения.

Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.

Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требования наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Федеральным законом № 273-ФЗ не устанавливается.

Профессиональное обучение лиц с ОВЗ

Я работник приемной комиссии колледжа, у нас проводится профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Возник вопрос – нужно ли просить справку ПМПК, что им рекомендовано адаптированное профессиональное обучение? У некоторых абитуриентов есть инвалидность, у некоторых ее нет. В справке об инвалидности не указан диагноз, соответственно, мы не знаем, нужно ли данному абитуриенту обучаться в специализированной группе, но у них у всех есть свидетельство об обучении (VIII вид).

Проблема с определением образовательной программы, условий для обучения при профессиональном обучении граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) действительно существует. Вот некоторые пути ее решения:

1. «Обучающимся с ОВЗ» признает ученика психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Однако в соответствии с Положением о ней ПМПК осуществляет свои функции исключительно в отношении несовершеннолетних. (Предложения о том, чтобы расширить категории граждан, которым ПМПК дает рекомендации по обучению, неоднократно вносились в уполномоченные органы, однако были отклонены.) В такой ситуации для подтверждения того, что гражданин является обучающимся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для обучения, можно рекомендовать образовательным организациям, реализующим образовательные программы профессионального обучения, руководствоваться теми заключениями ПМПК, которые были выданы гражданам ранее достижения возраста 18 лет. Фактически таким подтверждением является документ, свидетельствующий об обучении по общеобразовательной программе, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (например, свидетельство об обучении в школе VIII вида).

2. Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР, с 1 января 2016 года – ИПРА).

Таким образом, для определения того, чему и в каких условиях должен обучаться профессии (профессиональным навыкам) обучающийся с ОВЗ, имеющий инвалидность, закон предписывает обращаться к ИПРА. ИПРА, в свою очередь, содержит раздел «Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации», в котором предписано указать рекомендации по условиям организации обучения, по трудоустройству, условиям труда, по оснащению специального рабочего места.

3. Что касается обучающихся с ОВЗ, не имеющих инвалидности, – вопрос остается открытым. Законодатель не урегулировал такие ситуации. Представляется целесообразным образовательной организации устанавливать локальным актом порядок подтверждения нуждаемости такого обучающегося в обучении по адаптированной образовательной программе. Это может быть комиссионное заключение, принятое на основании изучения имеющихся документов об образовании, ранее выданного заключения ПМПК, тестирования или собеседования с поступающим на обучение.

4. На практике разделы ИПРА о профессиональной реабилитации/абилитации заполняются крайне формально, непрофессионально. Если рассматривать опыт Москвы, то как раз психолого-педагогический консилиум образовательной организации дает рекомендации о том, по какой образовательной программе целесообразно обучаться молодому человеку с ОВЗ, какие специальные условия для обучения должны быть созданы. С этими рекомендациями молодой человек обращается (в определенном порядке) в бюро медико-социальной экспертизы для внесения рекомендаций в ИПРА.

Прием, перевод, отчисление

Выпускники 9-ых и 11-ых классов зачисляются в учреждения профессионального образования с 1 сентября. В средних общеобразовательных учреждениях отчисляются сразу после выдачи аттестата, т.е. в июне. А июль-август они нигде не закреплены?

Вопрос относительно статуса выпускников образовательных организаций до их зачисления в другие образовательные организации урегулирован в статьях 60-61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Все образовательные отношения между школой (лицеем, гимназией и т.п.) с одной стороны и ребенком и его родителями (либо опекунами или попечителями) с другой стороны прекращаются ровно и только в тот момент, когда школа издает распорядительный акт (приказ, распоряжение, по-разному может называться) об отчислении учащегося из этой образовательной организации. В нашем случае, речь идет о плановом, то есть не досрочном, отчислении в связи с тем, что учащийся получил образование, и, следовательно, завершил эту ступень образования, то есть получил основное общее образование (выпускник 9-го класса) или среднее общее (выпускник 11-го класса) образование (ст. 61 Закона об образовании).

Часть 1 ст. 54 Закона об образовании требует заключение трёхстороннего договора. На практике, многие контрагенты против заключения трёхстороннего договора.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) договор об образовании является основанием возникновения образовательных отношений в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования и приема обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Договор об образовании представляет собой договор, по которому образовательная организация обязуется оказать образовательные услуги по осуществлению в отношении принимаемого на обучение лица определенной образовательной программы, а принимаемое на обучение лицо должно освоить данную образовательную программу и оплатить образовательные услуги.

В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) правила главы о договоре возмездного оказания услуг применяются в том числе к договорам оказания услуг по обучению. Таким образом, договор об образовании имеет гражданско-правовую природу.

Можно ли отказать в зачислении в первый класс, ссылаясь на отсутствие мест

Нет, в указанных обстоятельствах образовательная организация не вправе отказать в зачислении в первый класс. Согласно абз. 2 п. 6 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях предоставляются в первоочередном порядке. Право на зачисление в образовательную организацию в первоочередном порядке предполагает рассмотрение заявления о зачислении в первую очередь; соответственно, факт более ранней подачи заявления другими лицами, не имеющими федеральных льгот, не имеет правового значения, а отказ в зачислении является незаконным.

В соответствии с п. 14 Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32, приём заявлений в первый класс организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – ОООД), для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года; зачисление в ОООД оформляется распорядительным актом ОООД в течение 7 рабочих дней после приема документов.

Студент учится в государственном вузе на аккредитованной специальности. Средний балл 3,5. Осуществить переход с платного обучения на бесплатное в своей образовательной организации он не может, так как отсутствуют основания в соответствии с приказом МОиН Р

Возможность перевода с платного обучения на бесплатное в другую образовательную организацию есть в случае наличия бюджетных мест по такому направлению на данном курсе. Для того, чтобы узнать о их наличии, нужно получить разницу между количеством бюджетных мест в год набора данного курса и количеством фактически обучающихся на данном курсе в год планируемого перевода. Если разница положительная, то такие места есть.

Если такие места есть и студент получает высшее образование впервые, то ВУЗ не имеет права предлагать платное обучение такому студенту (абзац 4 пункта 4 Приказа N 501). Это тем не менее не означает, что ВУЗ обязан принять заявление студента и зачислить его на вакантное место. Абзац 2 пункта 5 Приказа 501 предусматривает, что если количество вакантных бюджетных мест меньше количества заявлений о переводе на платное место в предполагаемый год перевода, то ВУЗ производит отбор между претендентами.

Порядок такого отбора производится на основании аттестации претендентов, но конкретный механизм такого отбора устанавливается внутренними документами конкретного ВУЗа.

Претендент должен иметь в виду, что ВУЗом учитывается разница в учебных планах претендента и учебным планом программы подготовки, на которую хочет перевестись претендент. Если на вакантное место имеется несколько претендентов, то ВУЗ имеет право принять решение о переводе на бюджетное место претендента с меньшей разницей учебных планов, то есть решение вероятно может быть принято в пользу студентов платного отделения того же курса в самом ВУЗе, куда планирует перевестись претендент.

Могу ли я в возрасте 37 лет получить среднее общее образование в общеобразовательном учреждении (не в профессиональном)? Разъясните, в какой форме я это могу сделать и куда мне обращаться? Имеет ли право школа отказать мне в получении данного образования

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование статьей 43 Конституции РФ. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 1, 2, 3 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

С учетом закрепленных гарантий гражданину, желающему получить среднее общее среднее образование не может быть отказано, в том числе в связи с достижением возраста 18 лет.

Гражданин имеет право выбирать формы получения образования. Согласно статье 17 Закона об образовании, и пункту 3 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», в России среднее общее образование можно получить как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Статья 55 Закона об образовании устанавливает, что прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Подскажите, возможно ли, если ребенок обучается по форме семейного образования (это и есть, я так понимаю, экстернат?) проходить аттестацию только в конце учебного года? Или мы обязаны по закону ходить на все контрольные в четверти? Если возм

Согласно статье 17 и статье 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), на территории Российской Федерации ребенок может получить образование вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Такая форма получения образования называется «семейное образование» или «самообразование». Таким образом, семейное образование – это форма получения ребенком образования вне школы. При такой форме обучения ребенок изучает образовательную программу начального общего, основного общего и/или среднего общего образования дома, не включается в состав учеников конкретной школы.

Соответственно, выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, в связи с чем несут ответственность за качество образования и его траекторию.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона).

При этом экстернами считаются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации (пункт 9 части 1 статьи 33 Федерального закона № 273-ФЗ).

Экстернат – это форма аттестации, при которой ученик самостоятельно изучает общеобразовательную программу основного общего и/или среднего общего образования той образовательной организации (школы), в которой он числится как ученик, без ежедневного посещения школы.

В каких случаях заключение договора на образование между вузом и студентом обязательно при обучении за счет ассигнований федерального бюджета РФ?

Для студентов законом не предусмотрено обязанности заключения договора с образовательной организацией при поступлении на обучение в ВУЗ за счет ассигнований федерального бюджета РФ.

Необходимость заключать договор именно с ВУЗом может возникнуть, например, в случае, если студент претендует на получение президентского гранта во время обучения, но данный контракт не будет являться договором об образовании. (Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»).

Заключение договора студентом при очном обучении за счет ассигнований федерального бюджета возможно также в случае целевого приема. В соответсвии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — № 273-ФЗ) поступлению студента в ВУЗ на целевое обучение должно предшествовать заключение двух договоров — договора о целевом приеме и договора о целевом обучении.

Как указанно в ч. 3 ст. 56 № 273-ФЗ в данной ситуации самим студентом заключается лишь договор о целевом обучении, и второй стороной в нем выступает не ВУЗ, а какой-либо орган власти Российской Федерации или госпредприятие, например Минюст, МВД, Росатом, Роскосмос. Чаще всего такой договор предусматривает обязанность студента в будущем отработать определенный срок в каком-либо государственном ведомстве. Заключение указанных договоров регулируется Указом Президента РФ от 21.12.2009 г. № 1456.

Возможностью заключить подобный договор обладают лишь студенты, достигшие возраста 18 лет. При этом, необходимо отучится минимум 2 года на программе бакалавриата/специалитета, а до окончания обучения не должно быть менее 1 года. Для магистров — не ранее полугода с начала обучения и за год до окончания обучения.

Имеет ли право родитель несовершеннолетнего студента высшего учебного заведения подать заявление об отчислении студента при отсутствии такого желания самого студента ( при обучении за счет бюджета)?

Если речь идет об обучении за счет бюджета и договор об образовании в таком случае не заключается, то в соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — № 273-ФЗ) несовершеннолетний сам вступает в отношения с образовательной организацией с момента вынесения распорядительного акта организации о приеме. При этом п. 1 ч. 2 ст. 61 № 273-ФЗ предусматривает право родителей (законных представителей) несовершеннолетнего по собственной инициативе досрочно прекратить обучение в ВУЗе. Каких-либо специальных причин или ограничений для такой инициативы законом не установлено, то есть граждане самостоятельно определяют для себя целесообразность таких действий.

Стоит отметить, что в локальных актах образовательной организации могут быть предусмотрены отдельные основания прекращения образовательных отношений по инициативе родителей. Поэтому перед тем, как подавать заявление об отчислении, стоит ознакомиться с положением ВУЗа об отчислении студентов или правилами внутреннего распорядка, в зависимости от того, где содержаться соответствующие правила.

В случае, если студент против такого отчисления, необходимо иметь в виду, что заявление об отчислении студента будет являться юридически значимым действием и по смыслу ст. 153 Гражданского кодекса РФ оно приравнивается к сделке. Поскольку в данной ситуации речь идет об интересах несовершеннолетнего, то нужно иметь ввиду положения ст. 64 Семейного кодекса РФ, где сказано, что родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. Под представлением интересов в том числе следует понимать и осуществление юридически значимых действий — сделок.

Ребенок с 1 по 3 классы обучался в образовательном учреждении РФ, с 5 по 7 классы в Израиле, обучение проводилось на израильском языке, русский язык не изучался. В настоящее время прибыл в РФ. Просят зачислить в 8 класс, гражданство Российское, личное дел

Возможность перевода ребенка из одного образовательного учреждения в другое регламентируется пунктом 1 Приказа Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности». Согласно приказу одним из оснований для перевода служит инициатива совершеннолетнего обучающегося или его родителей (законных представителей).

Перевод осуществляется в два этапа: отчисления из одной школы и приема в другую. При этом, следует учитывать, что прием в школу возможен только в случае наличия в этом образовательном учреждении вакантных мест с учетом приоритетного зачисления лиц, проживающих на территории, закрепленной за школой. Это правило закреплено в пункте 4 Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и части 3 статьи 67 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Соответственно единственным основанием для отказа в приеме согласно части 4 той же статьи может служить отсутствие свободных мест. Информацию о наличии вакантных мест можно узнать, обратившись непосредственно в образовательное учреждение, а также изучив соответствующую информацию на Интернет-ресурсе организации – законом предусматривается обязанность образовательных организаций публиковать эти сведения в открытом доступе (пп. «м» п. 1 ч. 2 ст. 29).

Нами выбрана семейная форма получения образования. Можем ли мы воспользоваться своим правом и сдавать промежуточную аттестацию (начальное звено) экстерном (дистанционно или заочно)? Что для этого нужно сделать?

Часть 3 ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ» указывает, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 указанного ФЗ промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Часть 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес в том числе тех, кто проходит обучение в форме семейного образования. Такие обучающиеся имеют право в соответствии со ст. 33 на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Смотрите еще:

  • Правило подсчета очков в боксе Правила любительского бокса В мире существуют единые правила проведения поединков для боксеров-любителей утвержденные Международной ассоциацией любительского бокса (АИБА) и Международным Олимпийским комитетом (МОК). Новые правила проведения соревнований по боксу Самые важные […]
  • Возмещение вреда реабилитация Основания возникновения права на реабилитацию в уголовном судопроизводстве. Возмещение вреда реабилитированному лицу Основания возникновения права на реабилитацию в уголовном судопроизводстве. Возмещение вреда реабилитированному лицу Разъясняет заместитель начальника […]
  • Замена состава суда Неизменность состава суда На основании ст. 242 УПК РФ при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции состав суда может быть коллегиальным и единоличным. В коллегиальный состав суда могут входить профессиональный судья и присяжные заседатели, три профессиональных […]
  • Учим цифры пособия Учим цифры Описание Характеристики Отзывы о товаре Задать вопрос Дополнительно Вы можете задать любой интересующий вас вопрос по товару или работе магазина. Наши квалифицированные специалисты обязательно вам помогут. Заказ можно оплатить на сайте (платежная […]
  • Патент изобретения спор Авторское вознаграждение за использование изобретения Стимулированием создания научно-технических разработок служит система поощрений авторов изобретений. Результаты изобретательской деятельности, полученные работником при выполнении своих обязанностей, принадлежат […]
  • Культурно гигиенические правила дошкольника Рабочая программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) 1. Пояснительная записка Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, […]
  • Правила разложения на простые множители Разложение на множители. Примеры. Что такое разложение на множители? Это способ превращения неудобного и сложного примера в простой и симпатичный.) Оч-ч-чень мощный приём! Встречается на каждом шагу и в элементарной математике, и в высшей. Подобные превращения на математическом […]
  • Собственность в долях с несовершеннолетним Как правильнее оформить обмен долями в квартирах между родственниками? Как правильнее оформить обмен долями в квартирах между родственниками (один из них несовершеннолетний, до 14 лет). Есть 1/4 доля в квартире у несовершеннолетнего. Есть родственник единоличный собственник […]