О налогах не договариваются

Рубрики Статьи

Обжалование решений налоговых органов

Юридическая защита и сопровождение:

  1. При Налоговых спорах по НДС;
  2. При обжаловании решений налоговых органов;
  3. При оспаривании недоимки, пени, штрафа;
  4. При необоснованной блокировке банковского счёта;
  5. При налоговой проверке.

Как говорится «о налогах не договариваются», они устанавливаются государством, и государство заинтересовано, чтобы они поступали регулярно, и желательно, чем больше, тем лучше. На практике возникают самые различные споры с налоговыми органами, и решить их можно только правовыми средствами. Своевременное обращение к юристу по налогам еще на этапе проведения проверки в вашей организации или стадии досудебного урегулирования спора — является залогом построения выгодной позиции и предупреждения нежелательных последствий.

Это связано с тем, что зачастую ФНС выносят противоречивые решения, например, отказывают в регистрации или в применении соответствующей ставки. В большинстве случаев обжалование налоговых органов происходит по следующим основаниям:

необоснованный отказ в возмещении налога на добавленную стоимость;

решения по результатам проведенной налоговыми органами проверки о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;

уклонение от ответов на отосланные письма, заявление, а также запросы налогоплательщика;

незаконное требование об уплате налогов, штрафных санкций и пени;

необоснованное решение о блокировке Вашего расчетного счета;

необоснованное списание с расчетного счета организации налогов;

завышение сумм налога;

Толковый подход к подготовке и составлению необходимых для разрешения налогового спора документов, в том числе апелляционной жалобы, искового заявления позволяет в большинстве случаев решить дело в пользу налогоплательщика. Квалификация, знания, а также опыт представителей налогоплательщика играют огромную роль в таком нелегком деле.

Налоговое право постоянно развивается, изменяется и дорабатывается. Именно поэтому полностью разобраться во всех существующих нюансах может исключительно опытный специалист по налоговому праву. Требуются не только знания в сфере налогов, но и в экономике, финансах для оценки текущего состояния вашего предприятия и выявления возможных задолженностей. Комплексный подход, высокий профессиональный уровень, накопленный опыт – эти и многие другие составляющие должны иметь место для успешного решения любой проблемы в области налогового законодательства

Как мы работаем?

Шаг первый

Консультация по конкретному решению налогового органа и в целом в области налогового законодательства и права

Шаг второй

Выбор выгодного и законного порядка обжалования решений ФНС

Шаг третий

Подготовка доказательств и аргументов в пользу налогоплательщика

Шаг четвертый

Составление необходимых процессуальных документов: жалобы, апелляционной жалобы, искового заявления, ходатайств и иных

Личное представительство в налоговых органах и судах

Шаг шестой

Получение и исполнение решения суда, при необходимости его обжалование

Сборы и пошлины отличаются от налогов отсутствием такого юр. признака, как индивидуальная безвозмездность.

Основные отличия сборов и налогов состоят в следующем.

1. Если налоги индивидуально безвозмездны, то сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством отдельных публично-правовых услуг.

2. При уплате сбора особое значение имеет стремление плательщика вступить в публично-правовые отношения с государством, свобода выбора плательщика.

3. Целью установления сбора является компенсация дополнительных расходов государства, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

4. Сборы носят разовый характер, в то время как налоги уплачиваются, как правило, периодически.

5. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Размер сбора соответствует масштабам предоставляемых публично-правовых услуг.

В завис-ти от сроков уплаты: срочные / периодично календар.

По окончательному плательщику налогов:

Прямые (подоходные и поимущественные налоги, плательщик – владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода)

* Налог на прибыль * Налог на имущество

Косвенные (налоги на товары и услуги, оплач-е сверх цены или тарифа, плательщик – потребитель товара, на к-рого налог перекладывается ч/з надбавку в цене)

По порядку исчисления налогов: окладные/неокладные.

По закрепленности налога за одним или несколькими бюджетами окончательного плательщика налога: закрепленные/разноуровневые.

По субъекту, устанавл-му и конкретизирующему налог:

Федеральные (объекты обложения, плательщики и ставки устан-ся НК РФ и законодательными актами РФ. Налоги взимаются на всей терр. РФ)

* Налог на прибыль орг-ций *НДФЛ

* ЕСН * Гос. пошлина * Водный налог

Сборы за польз-е объектами животного мира, водных биологич-х ресурсов

Налог на добычу полезных ископаемых

Региональные (устанавливаются в соотв. с НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ, обязательны к уплате на терр. соотв-х субъектов РФ)

Налог на имущ-во орг-ций

Налог на игорный бизнес

Местные (устанавливаются и вводятся в действие в соотв. с НК РФ, нпа представительных органов местного самоупр-я, обязательны к уплате на терр. соотв-х муниц-х образований)

Налог на имущ-во физ. лиц

По Закону РФ акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Объектами налогообложения акцизами признаются операции по реализации подакцизных товаров и минерального сырья, их передача и ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ. (Гл. 22 НК РФ введена в действие ФЗ от 5 августа 2000 года).

Плательщиками акцизов выступают:

а) по товарам отеч-го производства — предприятия и организации, включая предприятия с иностр. инвестициями, а также их филиалы, отделения и другие обособл. подразделения, реализующие производимые ими товары. Пла­тельщиками акцизов по товарам, выработанным из давальческого сырья, являются предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по изготовлению товаров и реализующие их;

б) по ввозимым на территорию РФ товарам — предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным зако­нодательством. Как правило, это декларант.

Субъекты и объекты налогов

Юридическое определение налога дано в НК РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] Глава 1 , ст. 8, п. 1//СПС «Консультантплюс»

Налоговая система РФ строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу из двенадцати элементов относятся: субъекты и объекты налогов.

Субъект налога (налогоплательщик) — юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог.

Из практики известно, что не существует универсального налогоплательщика. Применительно к каждому налогу или сбору устанавливается конкретный круг лиц, привлекаемых к его уплате.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т.е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» — один из основных принципов налогообложения. В отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве, прежде всего, учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:

* имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

* не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты) (рис. 2).

Рисунок 2. Виды субъектов налогообложения

v Налоговый статус физических лиц.

Резидентство физических лиц в России устанавливается ежегодно.

Лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, — это лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году в течение одного или нескольких периодов.

Лица, не имеющие постоянного местожительства в РФ, — это лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году.

Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения следующих критериев для определения местожительства в случаях, когда временного критерия недостаточно:

Ш место расположения привычного (постоянного) жилища;

Ш центр жизненных интересов (личные и экономические связи);

Ш место обычного проживания;

v Налоговый статус юридических лиц.

Деление юридических лиц на группы по принципу резидентства для России не является столь важным, как в отношении налогоплательщиков — физических лиц. Для определения резидентства юридических лиц в РФ используется тест юридического лица: лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес. Глоссарий [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rusconsult.ru/common/glossary/?word/

Объект налога — доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).

Перечень объектов налогов:

? операции по реализации товаров (работ, услуг);

? стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

? иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Так, обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество организаций возникает, только если организация учла на балансе в качестве объектов основных средств движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность). Российская организация становится обязанным субъектом по налогу на прибыль организаций, как только полученные ею доходы превысят произведенные ею расходы.

Вывод: каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, т.е. один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени (принцип однократности обложения).

О налогах не договариваются

Исходя из обстоятельств данного дела и руководствуясь требованиями закона, Президиум Высшего Арбитражного Суда посчитал, что решение Арбитражного суда города Москвы от 2 февраля 2000 года по делу N А40-51620/99-14-900 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 апреля 2000 года по тому же делу следует отменить. Дело было направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда города Москвы*.

В свою очередь, подчеркнем: разработка принципов налогового контроля и налоговой ответственности будет способствовать не только созданию эффективного налогового законодательства, но и значительному оздоровлению предпринимательского климата в стране, становлению системы налогообложения хозяйствующих субъектов.

В последнее время наиболее актуальной становится проблема совершенствования принципов правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в налоговой сфере. В правовой науке еще недостаточно уделяется внимание данной проблеме, хотя в правоприменительной деятельности организация процессов правотворчества, законотворчества и нормотворчества имеет решающее значение для функционирования и реализации налогового законодательства.

Справедливости ради, укажем на те работы, в которых определяется ряд новых принципов.

Так, Е.В.Переверзева выделяет отдельно принципы налогового законодательства субъектов Федерации, к которым относятся принципы целостности, системности, стабильности, динамичности, иерархичности правовых актов по юридической силе, верховенства закона, номинализма, федерализма. При этом четкое разграничение между различными группами принципов позволяет наиболее детально рассматривать различные аспекты налогообложения и налогового законодательства, в частности субъектов Федерации, а следовательно, сделает налоговое законодательство России и ее субъектов более эффективным.

Для более четкого выявления принципов правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их закрепления в законодательстве необходимо внести некоторые изменения в действующие нормативные правовые акты.

К примеру, следует уточнить процедуру установления налогов и сборов на территории Российской Федерации. Для этого требуется разделить в законодательстве термины «установление налогов» и «введение налогов». Это необходимо для того, чтобы определение налогоплательщиков и всех элементов налогообложения в соответствии со ст.17 НК РФ не означало бы введение налога на той или иной территории. Поскольку для введения налога помимо его установления необходима еще и воля законодателя, его желание взимать данный налог на той или иной территории. Однако арбитражные суды, не имея четко обоснованной концептуальной позиции высших судебных инстанций по вопросам, связанным с особенностями установления и взимания региональных и местных налогов, не всегда учитывают интересы налогоплательщика при вынесении соответствующих судебных решений.

В одной из региональных газет была опубликована заметка «Налог на прибыль увеличен», в которой сообщалось, что городским Советом принято решение об установлении на 2001 года дополнительной ставки налога на прибыль в местный бюджет в размере 5%. Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, то, для того чтобы ввести дополнительную ставку с нового года, необходимо довести до сведения налогоплательщиков полный текст документа через официальные печатные средства массовой информации не позднее 1 декабря года, предшествующего ему. Однако суд не учел данного обстоятельства и отказал налогоплательщикам в иске. Кассационная инстанция отметила, что в газетной публикации за подписью заместителя председателя городского Совета изложены все существенные элементы налогообложения по дополнительной ставке (постановление ФАС Уральского округа от 13 мая 2003 года N Ф09-1339/03-АК).

При рассмотрении указанной категории дел следует уточнить компетенцию федеральных, региональных и местных органов власти по установлению и введению налогов и сборов на территории России. Решающая роль в этом принадлежит правоприменительным органам, которые в случае обнаруженного нарушения встают на защиту налогоплательщиков, способствуя таким образом его устранению и соблюдению законодательства о налогах и сборах на соответствующих территориях. Так, согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2003 года по делу N Ф04/607-71/А67-2003 суд признал не соответствующим Налоговому кодексу и недействующим Положение о взимании сбора за уборку территории, утвержденное Томской городской Думой, из-за произвольности установления ставок и дискриминации отдельных категорий налогоплательщиков.[22]

В свою очередь, многие экономические задачи регионов решаются путем установления местных налоговых льгот. При этом федеральный законодатель делегирует свои полномочия как органам государственной власти субъектов Российской Федерации, так и муниципальным органам. Однако местные власти не освобождаются от соблюдения общих принципов налогообложения, в том числе норм Налогового кодекса. Так, в случае несоответствия льготы требованиям налогового законодательства она должна быть признана незаконной со всеми вытекающими правовыми последствиями, а именно признанием незаконным решения по установлению льготы и взысканием недоимки по налогу. «О налогах не договариваются» — это один из основных постулатов налогообложения*.

В дальнейшем необходимо так же четко отделить принципы правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления от принципов использования законодательной техники при осуществлении данной деятельности. Сфера действия федеральных, региональных и местных налогов определяется исходя из их статуса, а также из того обстоятельства, что налоги и сборы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливаются не только нормами Налогового кодекса, но и законами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Поэтому в число принципов правотворческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления следует включить принцип уплаты налога по месту жительства налогоплательщика (что перекликается с положениями Гражданского кодекса РФ о принципах места происхождения товара, предоставления работы, услуги и т.д.).

Формирование четкой и обоснованной системы принципов правоприменения с учетом специфики налогового права позволит рассматривать судебные споры в соответствии с основными императивными установлениями актов законодательства о налогах и сборах, а также использовать институты, понятия и термины гражданского и иных отраслей законодательства в сфере налоговых правоотношений.

1.3 Налоговое споры и решение их в пользу налогоплательщиков

Налоговые органы согласно действующему законодательству (например, по регулированию оборота алкогольной продукции) вправе осуществлять налоговый контроль, а также привлекать юридических и лиц и индивидуальных предпринимателей к административной, в том числе налоговой, ответственности. Особенности рассмотрения дел, подачи заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности предусмотрены в параграфе 2 главы 25 АПК РФ.

Субьект налога это?

Понятию «субъект налогообложения» близко другое понятие – «носитель налога» . Это понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с субъекта налогообложения, т. е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо.

Законодательные акты устанавливают субъект налога, а не носителя налога.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т. е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» – один из основных принципов налогообложения (исключение составляют платежи, взимаемые таможенными органами).

Носитель налога – это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т. е. по завершению процессов переложения налога.

Например, субъектами акциза (косвенный налог в виде надбавки к цене товара) являются юридические лица, производящие и реализующие подакцизный товар. Эти лица обязаны исчислить сумму акциза и перечислить ее в бюджет. Акциз включается в цену подакцизного товара, но не выделяется в ней. Покупатель этого товара в составе цены товара оплачивает и акциз. Если покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму акциза. Этот конечный потребитель и является носителем акциза.

Не существует универсального налогоплательщика. Применительно к каждому налогу или сбору устанавливается конкретный круг лиц, привлекаемых к его уплате.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т. е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» – один из основных принципов налогообложения (исключение составляют платежи, взимаемые таможенными органами) .

Законодательство Российской Федерации запрещает использование налоговых оговорок, в соответствии с которыми обязанность по уплате налога перекладывается на другое лицо.

Так, Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с изменениями и дополнениями) запрещает при заключении договоров и иных сделок включать в них налоговые оговорки, в соответствии с которыми работодатель принимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога работников (п. 2 ст. 20). Если подоходный налог все же уплачен за счет средств организации, то подлежащий налогообложению доход физических лиц увеличивается на сумму этого налога.

Субъект налогообложения – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т. е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика. «О налогах не договариваются» – один из основных принципов налогообложения (исключение составляют платежи, взимаемые таможенными органами.

Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов

СТ 8 НК РФ.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к Ст. 8 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена вопросам определения ключевой категории налогового права — налога и разграничению понятий налога и сбора. Она отвечает на два основных вопроса: что представляет собой налог как правовая категория и каковы его основные правовые признаки?

Право частной собственности, охраняемое Конституцией РФ (ст. 35), как это отмечает в своих решениях Конституционный Суд РФ, не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) не подлежат ограничению ни при каких условиях. Оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения Конституции РФ по вопросу ограничения прав человека, и в частности права собственности, соответствуют общепризнанным принципам международного права. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет обязанности перед обществом и при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

До принятия Налогового кодекса РФ в российском налоговом праве применялся расширительный подход к определению налога. Под налогом понимался любой обязательный платеж в бюджетную систему Российской Федерации. Приведем в качестве примера ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».

Налог определяется законодателем как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (ст. 8 НК РФ).

Таким образом, законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие признаки налога:

1) обязательный характер налогового платежа;

Этот правовой признак налога отличает его от пожертвований в пользу государства и иных видов добровольных взносов, а также от различных форм кредитования государства и местного самоуправления.

Налог — обязательный платеж, который устанавливается публичной властью в одностороннем порядке. Обязанное лицо уплачивает налог в силу прямого предписания закона. Поскольку налоговая обязанность вытекает из закона, а не из договора, взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом называются налоговой обязанностью, а не обязательством. Обязательство, как известно, вытекает из договора, а «о налогах не договариваются», гласит знаменитая аксиома налогового права.

Индивидуальная безвозмездность — правовой признак налога, позволяющий отличать его от других обязательных публично-правовых платежей, и прежде всего от сбора. Уплата налога не порождает обязанность государства, в пользу которого налог уплачен, совершить в интересах налогоплательщика конкретные действия: предоставить ему дополнительные общественные блага, наделить его субъективными правами. Иными словами, уплата налога не имеет следствием встречное удовлетворение со стороны государства (встречное удовлетворение, или consideration в англо-американском праве, — принятие одной из сторон договора взаимных обязательств).

Индивидуально возмездный характер сбора объясняет ряд особенностей его правового режима: например, соразмерность сбора масштабу, объему публичных услуг, оказываемых его плательщику.

Денежный характер налогового платежа. Несмотря на существование фактов, свидетельствующих о том, что в налоговой практике ряда государств как Востока, так и Запада сохраняются примеры уплаты налога в неденежной форме (это касается различного рода чрезвычайных налогов, сельскохозяйственных налогов и т.п.), денежная форма уплаты налогов остается основной после перехода в XIX веке от натуральных налогов к налогам денежным.

Публичные цели налога. В определении налога, содержащемся в Налоговом кодексе РФ (ст. 8), закрепляется, что налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов (действующая редакция)

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8 НК РФ

Как известно, с помощью налогов публичная власть в одностороннем порядке изымает у собственников — организаций и физических лиц — часть их собственности, которая затем поступает в централизованные фонды публичных финансов (бюджеты) для финансирования институтов публичной власти — государства и местного самоуправления. Налоги являются основным источником пополнения публичных доходов, из которых формируются бюджеты государства и муниципальных образований.

Суть налогов и налогообложения не раз находила свое отражение в решениях Конституционного Суда РФ (Постановления КС РФ от 17.12.1996, от 11.11.1997).

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы — это обязанность публично-правового характера, обусловленная публично-правовой природой государственной и муниципальной власти. В этом смысле налоговая обязанность не должна рассматриваться с позиции частноправового регулирования, и к ней неприменимы нормы гражданского законодательства, гарантирующие неприкосновенность права собственности.

Налоги являются необходимым условием существования государства, именно поэтому конституционная обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г., не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В обязанности налогоплательщиков, в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица, уплачивать законно установленные налоги и сборы воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому, как замечено в уже упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ, государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых отношений в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Очевидно, что такой расширительный подход к определению налога не содействовал дальнейшему развитию правового регулирования налоговых отношений. Поэтому в принятой в 1998 г. первой части Налогового кодекса РФ (ст. 8) содержалось уже более точное определение налога, позволяющее отделить налог от иных обязательных публично-правовых платежей в бюджет и, прежде всего, от близкого к нему по своей природе сбора.

2) его индивидуальную безвозмездность;

3) денежную форму уплаты;

4) публичные цели налогообложения.

Обязательный характер уплаты налога обусловлен закрепленной на конституционном уровне обязанностью каждого платить законно установленные налоги.

Устанавливая правовой режим налоговой обязанности, законодатель исходит из того, что налогоплательщик сам добровольно исполняет свою налоговую обязанность в порядке, определенном налоговым законодательством. Если же этого не происходит, то налог взыскивается с налогоплательщика в принудительном порядке.

Конституционный Суд РФ отмечает в одном из своих решений, что в целях обеспечения исполнения публичной обязанности по уплате законно установленных налогов и возмещению ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога), так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права (Постановление КС от 15.07.1999).

В отличие от налога сбор уплачивается в связи с оказанием определенных публично-правовых услуг, совершением юридически значимых действий (выдача лицензий, разрешений, осуществление государственной регистрации и т.д.), в которых плательщик сбора персонально заинтересован. Уплата сбора носит возмездный характер, при этом возмездность сбора следует воспринимать условно: не как буквальную плату за действия, совершаемые государством или муниципальной властью, а как публично-правовой платеж в связи с оказанием публичной услуги, совершением юридически значимого действия.

Определяя налог как платеж в форме отчуждения денежных средств налогоплательщика, законодатель оказывает непосредственное влияние и на отношение к зачетным операциям в налоговом праве. В настоящее время применение зачетного механизма в Налоговом кодексе РФ допускается только в случаях излишней уплаты или излишнего взыскания налогов.

Определено отношение налогового права к бартерным и иным торгово-хозяйственным операциям, реализуемым в неденежной форме. Совершение таких операций в неденежной форме не может освобождать налогоплательщика от обязанности по внесению в бюджет такой же суммы налогов, как если бы расчет по операциям совершался в денежной форме (Постановление КС РФ от 20.02.2001).

Налоги, наряду с таможенными платежами, играют определяющую роль в формировании доходной части бюджетов. Без налоговых поступлений становится невозможным само существование государства, блокируются деятельность органов государственной и муниципальной власти, а также реализуемые ими задачи и проекты.

На публичный характер целей налогообложения как на один из основных политико-правовых признаков налога не раз обращал внимание в своих решениях Конституционный Суд РФ: в конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги «воплощен публичный интерес всех членов общества» (Постановление КС РФ от 17.12.1996); налог представляет собой «основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти» (Постановление КС РФ от 11.11.1997).

Смотрите еще:

  • Требуется юрист алматы Требуется юрист алматы Главная Все вакансии офисные службы (31) ЮРИСТ (отдел кадров). Избранные (0)Избранные (0) Алматы ЮРИСТ (отдел кадров). Адрес: г. Алматы, ул. Коммунальная, 2. Тел. 8 (727) 233-05-08, 8 (727) 233-05-09, 8 (727) 233-05-10, Татьяна Актуально: […]
  • Пособие техника бега Учебное пособие Для студентов факультетов физической культуры высших педагогических учебных заведений Москва Глава 1. Структура и содержание предмета «Легкая атлетика» 5 Классификация и общая характеристика легкоатлетических видов спорта 5 Место и значение легкой атлетики в […]
  • Правила учителя к ученикам Права и обязанности учащихся Неотъемлемой составляющей образования является воспитание - педагогически рациональное управление процессам развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе РФ «Об образовании» и находит подтверждение в практике работы […]
  • Ликвидация и продажа предприятия Ликвидация предприятия путем продажи осуществляется с помощью смены учредителей и генерального директора Вашей фирмы на другого человека. Это одна из разновидностей альтернативной ликвидации. Ваши учредители продают свои доли в уставном капитале предприятия (либо акции) […]
  • Речь адвоката лишение родительских прав Лишение родительских прав. Что говорить на суде? На лишении родительских прав вопрос «Что говорить?» одинаково важен не только для заявителя и ответчика, но также и для иных участников процесса, которые могут принести свою пользу: свидетели, ребенок, психолог. Итак, давайте […]
  • Использование металлоискателя закон Где можно копать с металлоискателем по закону? Полное название принятого закона – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23.07.2013, №245-ФЗ. Согласно нему: Государство […]
  • Прокурор рф полномочия Генеральный прокурор РФ и его полномочия Генеральный прокурор РФ – высшее должностное лицо прокуратуры, осуществляющее общее руководство Генеральной прокуратурой РФ. Генеральный прокурор одновременно является председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателем […]
  • Конституционные суды рф задачи Конституционный суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № […]