Методическое пособие волейболу

Рубрики Полезное

Методическое пособие по разделу «Волейбол»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

По дисциплине: Физическая культура

Тема: « Техника приема и передачи мяча в волейболе» .

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело Курс: 1

Рассмотрено на заседании предметной цикловой

Методической комиссии по общеобразовательным дисциплинам,

общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и

Протокол № _____ от «_____» _________20____г.

Председатель ПЦМК: _____________О.Н. Тюменцева

Автор – составитель: преподаватель физической культуры высшей категории Фандюшкина О.М

Пояснительная записка к методическому пособию

Методическое пособие предназначено для повторения теоретических и практических знаний по теме.

Цель пособия – обучить технике приема и передачи мяча в волейболе . Закрепить технику работы рук и ног, положения туловища в пространстве при выполнении техники приема мяча сверху и снизу двумя руками. Определить различия между техникой приема мяча снизу и прием мяча сверху, в движении, падении. Подготовка к сдаче норматива по разделу «Роль занятий волейболом в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека».

Данное пособие рекомендовано для студентов первого курса специальности 34.02.01 Сестринское дело. Пособие содержит определения основных понятий техники выполнения приема и передачи мяча как сверху, так и снизу, в прыжке, в падении.

Пособие направлено на формирование навыков самостоятельного занятия физической культурой и спортом, формирование навыков техники приема и передачи мяча в волейболе, развитие координационных способностей, ориентирования в пространстве;

Современный волейбол – это сложный вид спорта, требующий от спортсмена атлетической подготовки и совершенного владения технико-тактическими навыками игры. И это при условии, что на таких занятиях все получают истинное удовольствие. Специфика волейбола – выполнение приемов в одно касание, ограниченное количество ударов по мячу, быстрая смена ситуаций, необходимость взаимодействие игроков, сравнительно небольшая площадка для игры.

Технику волейбола составляют специальные приемы, которые играющие применяют в ходе игры. Основные приемы техники следующие: перемещения, подачи, прием мяча, передача мяча, нападающие удары, блокирование. Каждый прием допускает несколько способов его выполнения с учетом конкретных ситуаций. Когда игроки принимают мяч от противника или игрока по команде, принято говорить о технике приема мяча. Когда мяч направляется партнеру по команде для последующей атаки, говорят о технике передачи мяча. Однако прием и передача мяча тесно связаны между собой и не отличаются друг от друга принципиально, как, например, нападающий удар и блокирование. По сути прием и передача – единое действие, суть которого – изменить направление полета мяча на такое, которое обеспечит максимальную вероятность выигрыша очка.

Главная задача при приеме мяча не дать мячу коснуться площадки. В свою очередь главная задача при передаче, точно направить его нападающему игроку для завершения атаки. Исходя из этого прием мяча является защитным действием, а передача – атакующим. В игре бывают ситуации, когда мяч после приема сразу направляется для нападающего удара. Однако в реальных играх такое встречается довольно редко. От успешного освоения приема и передачи мяча во многом зависит овладение навыками игры в волейбол в целом. Поэтому этим приемам необходимо уделять основное внимание в начале обучения и совершенствовать навыки защитных действий и Задачи, средства и методы обучения.

Задача 1. Ознакомиться с техникой приема мяча сверху каждого занимающегося, определить его основные недостатки и пути их устранения.

Задача 2. Научить технике передвижения под мяч.

Задача 3. Научить технике приема мяча в прыжке.

Задача 4. Научить технике приема мяча в движении.

Задача 5. Научить технике приема мяча в падении.

Задача 6. Научить техники приема мяча с подачи.

Техника приемов мяча в волейболе

Стойки. В волейболе игрок не может удерживать мяч или отбивать его не установленными правилами способами. Все действия осуществляются кратковременным прикосновением к мячу, исключающим его задержку. Это предъявляет исключительно высокие требования к готовности своевременно передвигаться по площадке, выполнить тот или иной игровой прием.

С этой целью игрок принимает стойку, отличающуюся характером последующих действий. Для выполнения атакующего удара или блокирования —она высокая , для приема подачи — она средняя, для приема мяча от атакующего удара или отскочившего от блока—она низкая . Таким образом, положение ОЦТ (общего центра тяжести) зависит от особенностей игровых ситуаций и характера предстоящих действий.

Следует заметить также, что на положение ОЦТ существенно влияют рост игрока и его координационные способности. Поэтому наиболее рациональна та стойка, которая позволяет мгновенно вывести ОЦТ за границу опоры, что важно для быстрого передвижения или действия.

По положению ног и ступней различают несколько вариантов стоек: устойчивую (нога, противоположная ведущей руке, впереди), основную (обе ноги на одном уровне) и неустойчивую (тяжесть тела перенесена на переднюю треть стопы).

В зависимости от индивидуальных особенностей применения

Рассматриваются применительно к технике нападения и защиты вместе.

Стойка может быть статична (неподвижность игрока) или динамична (переминание с ноги на ногу в ожидании приема подачи, атакующего удара или блокирования).

В положении стойки руки находятся на уровне пояса (равновероятность траектории полета мяча), кисти обращены ладонями друг к другу, туловище несколько наклонено вперед. Общее положение тела свободно, не напряжено.

Передача —прием игры, с помощью которого создаются наиболее благоприятные условия для завершения взаимодействий команды атакующим ударом. Различают следующие способы передач:

двумя руками в опоре; двумя руками в прыжке; одной рукой в прыжке; двумя руками в падении назад перекатом на спину (бедро и спину). По направлению (относительно передающего) передачи бывают:

вперед, над собой, назад. По длине: длинные — через зону, короткие — из зоны в зону, укороченные — в пределах зоны. По высоте траектории: высокие—более 2 м, средние—до 2 м, низкие—до 1 м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяет скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке — до 0,5 м и отдаленные от сетки — более 0,5 м.

Техника передачи состоит из исходного положения, встречного движения рук к мячу, амортизации и направления мяча (вылета). После передвижения к мячу в исходном положении туловище волейболиста расположено вертикально, степень сгибания ног зависит от высоты траектории полета мяча, стопы параллельны или одна (противоположная ведущей руке) несколько впереди. Руки выносятся вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 1).

В соответствии с условно-целевым признаком передач слово «сверху» опускается.

Рисунок 1 – Верхний прием мяча двумя руками

Основой правильного выполнения приема является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения:

Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди.

Туловище находится в вертикальном положении.

Руки вынесены вперед-вверх и согнуты в локтях.

Собственно обработка мяча:

– руки соприкасаются с мячом на уровне лица над головой;

– кисти находятся в положении тыльного сгибания;

– пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя своеобразную воронку (положения б, в на рисунке);

– основная нагрузка при передаче падает преимущественно на указательные и средние пальцы;

– ноги и руки выпрямляются;

– разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев, мячу придается нужное направление (положения г, д на рисунке).

В зависимости от полета мяча верхний прием может выполняется в средней или низкой стойках.

Прием мяча снизу двумя руками. По времени обучения прием мяча снизу уступает обучению верхней передаче, однако это не менее важный элемент в подготовке волейболистов. Прием снизу применяется в случаях, когда принять мяч сверху уже нельзя, например, у самой сетки или когда остается одно касание, а игрок движется к мячу, находясь спиной к сетке (рис. 2).

Рисунок 2 – Прием мяча снизу двумя руками

На рисунке показано, как правильно выполнять прием мяча снизу. Игрок выбегает к месту прима мяча. Одна нога (положение а) выставляется вперед с целью остановить движение тела по инерции, руки уже готовы для приема мяча. Вес тела переходит на впереди стоящую ногу, руки выпрямлены, кисти сомкнуты (положения б, в).

Для такого приема характерно «подседание под мяч» (положения г, д). Прием производится движением рук вперед-вверх, навстречу мячу

В момент приема, руки выпрямлены в локтевых суставах, кисти слегка опущены вниз, точка касания мяча приходится на предплечья у лучезапястных суставов. При приеме мяча на кисти (кулаки) трудно добиться точности полета мяча. В момент касания руки не должны сгибаться в локтях.

Прием мяча сверху двумя руками с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину

Рисунок 3 – Прием мяча сверху с падением

Когда игрок не может выполнить прием мяча сверху в низкой стойке, он выполняет его с последующим падением. На рисунке выше изображены основы техники приема мяча сверху с падением. После перемещения к точке приема, делается выпад по направлению к мячу. Вес тела переносится на ногу, которой был сделан выпад. Падение происходит в сторону выпада, при резком подведении плеч под мяч, падение может произойти на ягодицы с перекатом через спину.

Падение при этом приеме, неизбежно т.к. центр тяжести тела находится за точкой опоры .

Прием мяча снизу одной рукой с падением. Этот способ применяется, для того, чтобы достать далекий мяч, когда невозможно выполнить прием предыдущими способами. Этот прием схож по структуре с предыдущим, поэтому освоить его довольно просто.

На рисунке ниже показана техника приема мяча снизу одной рукой с падением. Прием выполняется одноименной со стороной выпада рукой. Удар производится кистью с согнутыми пальцами (рис. 4).

Рисунок 4 – Прием мяча снизу одной рукой с падением

Профессиональные волейболисты после приема мяча с падением делают группировку и перекат через плечо, сразу занимая удобное положение для игры. Для новичков это достаточно трудно, поэтому после приема мяча им просто необходимо постараться быстрее встать на ноги.

Используемые методы обучения техники приема и передачи мяча

1. Рассказ, показ, объяснение.

2. Изучение приема в упрощенных условиях.

Изучение приема в усложненных условиях.

Закрепление приема мяча.

Последовательность процесса обучения:

Развитие специальных физических качеств (подготовительные упражнения).

Овладение отдельными частями, составляющими технический прием (подводящие упражнения).

Соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике).

Реализация умения целесообразно применять технические приемы в конкретной обстановке.

Исходное положение, руки вперед, движение прямыми руками в горизонтальном положении и в вертикальном положении.

В парах. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны- вверх с сопротивлением партнера.

Броски набивного мяча двумя руками снизу вперед – вверх, стоя на месте и в выпаде вперед. То же, но сбоку вперед – вверх, в выпаде вперед – в стороны. Руки прямые. Следить за согласованным движением ног, тела и рук.

То же, но после передвижения шагом, бегом; после остановок двойным шагом, скачком. При большом количестве учащихся броски набивного мяча следует выполнять шеренгами в стену.

Обучение положению кистей и предплечий рук. Принятие исходного положения для приема мяча на зрительные сигналы учителя.

Имитация приема мяча стоя на месте, с выпадом вперед и в стороны: после передвижения шагом, бегом; остановок шагом, скачком. Во всех упражнениях внимание обращается на движения с прямыми руками и их согласование с движением ног и туловища.

Прием подвесного мяча. Вначале прием выполняется стоя на месте, затем с выпадом и после передвижения.

Прием мяча, наброшенного партнером. Вначале принимающий находится в исходном положении для приема снизу, затем в основной стойке волейболиста. Мяч принимают на уровне пояса.

То же, но с «недобросом» мяча принимающему. Основное внимание обращается на своевременное передвижение к мячу и отбивание его прямыми руками.

Приемы мяча в стену. Упражнение можно использовать только после того, как учащиеся усвоят в целом основы техники приема.

Упражнения по технике.

Основу упражнений составляет прием мяча от подачи и атакующих ударов.

В парах. Прием мяча после передач партнера, стоя на месте и после передвижения в различных направлениях.

Чередование передач и приемов мяча в зависимости от траектории его полета.

Обоюдный прием через сетку на различном расстоянии с разной траекторией.

Прием мяча над собой.

Прием мяча, отскочившего от сетки.

Студент под номером 1 выполняет нападающий удар в студента номер 2, тот выполняет прием мяча студенту номер 3; студент номер 3 выполняет передачу мяча студенту номер 1 для нападающего удара.

При обучении приему подачи могут возникнуть технические ошибки:

– сгибание рук в локтевых суставах во время приема мяча.

– большое встречное движение рук вперед – вверх.

– неточный выход навстречу мячу.

Для исправления этих ошибок применяются следующие упражнения:

– прием мяча наброшенного партнером.

– прием мяча с облегченной подачей. Мяч отбивается под углом 90˚.

Сочетание подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике способствуют прочному освоению технических приемов. В процессе совершенствования необходимо формировать «гибкие» навыки, чтобы обучающиеся могли уверенно использовать приемы в сложных упражнениях и, самое главное, в игре.

Передвижения. Для выполнения игрового приема игрок передвигается по площадке. При этом в зависимости от характера приема и игровой ситуации он использует различные передвижения: шагом, приставным шагом, двойным шагом, окрестным шагом, бегом, скачком, прыжком, падением.

Передвижения шагом и бегом характеризуются мягкостью (отсутствие колебаний ОЦТ), которая достигается неполным выпрямлением ног в коленных суставах.

Приставные шаги используются для передвижения на небольшое расстояние при блокировании или при приеме мяча, летящего в сторону от волейболиста. Движение всегда начинают ногой, стоящей ближе к нужному направлению, на всю стопу.

Двойной шаг применяется в тех случаях, когда игрок не успевает к мячу. При этом тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди, затем на ее носок и выносится за площадь опоры. Одновременно ногой, стоящей сзади, волейболист делает шаг вперед. Происходит перекат с пятки на носок, и вслед за этим выставляется вперед нога, стоящая сзади, создавая стопорящий шаг.

Окрестный шаг используется только при блокировании (не считая случаев потери равновесия). Передвижение начинается с дальней по отношению к направлению движения ноги.

Скачок применяется при необходимости быстро принять мяч. От двойного шага он отличается более широким шагом и наличием фазы полета (безопорного положения).

Рассмотренные способы передвижения волейболистов часто применяются в сочетании. Например, вслед за бегом выполняется двойной шаг или скачок, после передвижения приставными шагами — прыжок и т. д.

Передвижения прыжком и падениями входят в состав определенных приемов игры, поэтому будут рассмотрены при их описании.

Исходные положения. Как уже было замечено, исходные положения представляют собой позы волейболиста, удобные для выполнения приема игры после передвижения или стойки. Таким образом, исходное положение предшествует подготовительной фазе технического приема.

Независимо от характера игрового приема исходные положения отличаются некоторой статичностью: перед передачей (рис. 2, а), приемом снизу (рис. 2, б), блокированием (рис. 2, в) и атакующим ударом (рис. 2, г). Время, в течение которого игрок находится в исходном положении, исчисляется долями секунды.

Трифанов Евгений Юрьевич

  • Главная
  • / ▶ Трифанов Е.Ю.
  • / ▶ Книги
  • / ▶ Учебно-методической пособие по волейболу
    • Учебно-методическое пособие по волейболу
    • Учебно-методическое пособие по волейболу

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение

      Высшего профессионального образования

      Новосибирский государственный педагогический университет

      Обучение студентов вузов основам техники и тактики волейбола

      Ст. преподаватель кафедры физического воспитания НГПУ Молдованова И.В. Ст. преподаватель кафедры физического воспитания НГПУ Трифанов Е.Ю.

      Ст. преподаватель кафедры физического воспитания НГПУ Федорова Н.К.

      1. История возникновения, развития волейбола в мире и России……………..……4

      2. Новые изменения в правилах волейбола и разъяснение их применения……. …8

      3 .Методика обучения основным техническим элементам волейбола………….…11

      3.1 Передача мяча двумя руками сверху……………………………………..…13

      3.1.1 Подготовительные упражнения…………………………………….…18

      3.1.2 Подводящие упражнения…………………………………………….…18

      3.1.3 Специальные упражнения……………………………………………. 19

      3.2 Прием мяча двумя руками снизу…………………………………………. 28

      3.2.1 Подготовительные упражнения……………………………..………….31

      3.2.2 Подводящие упражнения………………………………………..………31

      3.2.3 Специальные упражнения……………………………………………. 33

      3. 3.1 Подготовительные упражнения……………………………………….41

      3. 3.2 Подводящие упражнения……………………………………………. 42

      3.3.3 Специальные упражнения……………………………………………..42

      3.4.1 Подготовительные упражнения………………………………………..49

      3.4.2 Подводящие упражнения………………………………………. 50

      3.4.3 Специальные упражнения……………………………………………. 50 3.5 Блокирование ……………………………………………………………….53

      4.Тактические действия в волейболе …………………………………………….54

      Введение

      В основу данного учебно-методического пособия легли материалы, про­шедшие проверку временем и практикой преподавания ме­тодики волейбола студентам НГПУ, анализ теоретических материалов российских и зарубежных авторов, методические наработки тренеров детско-юношеских школ, вузов и тренеров, работающих со спортсменами высших разрядов.

      Данное методическое пособие рассчитано на преподавателей физической культуры в высших учебных заведениях для начального обучения студентов основам техники и знаний тактики волейбола. В нем отражены все основные этапы начальной подготовки волейболистов. Подробно описывается и поэтапно иллюстрируется механизм движения при выполнении верхней передачи, нижней передачи, нижней и верхней подачи, нападающего удара, а так же даются методические указания преподавателям физической культуры для поэтапного обучения студентов основным навыкам игры. Первостепенное значение для начинающих заниматься имеет главный элемент в волейболе – верхняя передача. С него начинается обучение волейболистов, далее последовательно дается техника освоения нижней передачи, подачи, нападающего удара, защитных действий и основы тактики игры.

      Волейбол – один из наиболее увлекательных, зрелищных и массовых видов спорта, получивших мировое признание. Волейбол, в отличие от большинства игровых видов спорта включает в себя большое разнообразие движений. Для того чтобы высококлассно играть в волейбол, необходимо обладать высокими скоростными качествами, уметь мгновенно менять направление и скорость движения, иметь высокий прыжок, а также обладать силой, ловкостью и выносливостью. Быстрая смена игровых ситуаций заставляет игроков испытывать большое психо-эмоциональное напряжение, вызывает в организме занимающихся высокие сдвиги в де­ятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изменения происходят и в двигательном аппарате волейболистов. Во время тренировок игроки выполняют большое количество перемещений, прыжков, беговых упражнений при пе­редачах мяча, подаче нападающих ударах и блокировании, что способствует укреплению кост­но-мышечной системы, подвижности суставов, повышению силы и эластичность мышц.

      Постоянные взаимодействия с мячом улучшают глубинное и периферическое зрение, повышают координацию движений, точность ориентировки в пространстве.

      Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зри­тельные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способ­ность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотвор­но влияет на рост юных спортсменов.

      Методика обучения основным техническим приемам начинающих волейболистов должна начинаться с освоения стоек, перемещений, правильного расположения корпуса, постановки рук и ног. Поэтому, прежде всего, необходимо применять подготовительные и подводящие упражнения на начальном этапе обучения на каждом занятии.

      1 История возникновения, развития волейбола в мире и России.

      Волейбол (от англ. volleyball; volley – «летающий», «парящий» и ball – «мяч») – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. Волейбол как спортивная игра появился в конце прошлого века в г. Гелиоке, штат Масачусетс (США). Ее создателем считается учитель физического воспитания Уильям Дж. Морган. Он хотел, чтобы игра не требовала сложного оборудования, имела простые правила, поскольку его воспитанники были из колледжа Ассоциации молодых христиан со средним уровнем физической подготовки. 9 февраля 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте около двух метров, и его ученики стали перебивать через нее баскетбольную камеру. Новую игру Морган назвал «минтонет». В 1896 году проводились игры на конференции Ассоциации молодых христиан в Спрингфилде, и профессор Альфред Т. Хальстед предложил назвать игру – Volleyball – «летающий мяч». В 1897 году в Америке опубликованы первые правила, состоящие из 10 пунктов, в том числе высота сетки – 198 см, размер площадки 7,6х15,1, количество игроков на площадке не ограничено. С 1900 г. высота сетки увеличена до 2,13 м, партию выигрывает та команда, которая первая набирает 21 очко. В 1900 г. американской фирмой «Сполдинг» изготовлен первый волей­больный мяч, в этом же году были приняты первые официальные правила игры. Волейбол быстро распространяется в Канаде и странах Азии в начале ХХ века, а в 1915–1925 гг. в Европе, в Чехословакии, Польше, Латвии, СССР и других странах. В связи с ростом популярности волейбола совершенствуются и правила игры: устанавливается количество играющих в команде (6 человек), высота сетки (243 см), в разметку площадки вводится средняя линия, определяется продолжительность игры (до 15 очков), команде разрешается не больше 3 касаний. В 1925 г. введена единая метрическая система измерений – окружность мяча 66-69 см вес мяча 275-285 г. Определен окончательный размер площадки 9х18 м, установлен минимальный состав команды – 5 человек, продолжительность игры – 3 партии. В странах Азии распространяется волейбол с 9 и с 12 игроками на площадке размером 11х22 м без смены игроков в номерах во время матча.

      В 1922 году была создана первая в мире спортивная организация по волейболу – федерация баскетбола и волейбола Чехословакии. Во второй половине 1920-х годов формируются национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В это же время формируются главные технические примы волейбола – подача, передача, атакующий удар и блок. Постепенно происходит и формирование тактики командных действий. В 1936 году на конгрессе международной федерации по гандболу в Стокгольме, по инициативе Польской делегации организован технический комитет по волейболу, как часть федерации по гандболу. В комитет вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии. Были приняты первые основные международные правила: мяча можно касаться всем телом выше пояса, количество касаний – три, включая блокирование, высота сетки для женщин 224 см, зона подачи ограничена.

      В 1947 году создается Международная федерация волейбола (ФИВБ), волейбол получает официальное международное признание. В 1949 году в Праге состоялся первый чемпионат мира среди мужских команд. В конце 50-х годов в волейболе появляется планирующая подача, что повлекло появления нового способа приема подачи – на предплечья. Прием мяча снизу дает возможность высокорослым волейболистам играть лучше в защите, что приводит к увеличению среднего роста игроков в командах.

      В программу Олимпийских игр волейбол включили в 1964 году на играх в Токио. Первыми олимпийскими чемпионами стали мужская сборная СССР и женская сборная Японии. После токийских игр правилами разрешено блокирующим переносить руки над сеткой на сторону соперников и после блока касаться мяча повторно. В 1988 году перед играми в Сеуле приняты изменения в регламенте пятой партии – она должна играться по системе «розыгрыш-очко». В следующем году такая система подсчета очков распространяется на весь матч и появляется игрок «либеро» — свободный защитник. Появляется силовая подача в прыжке, игра становится более силовой и быстрой [3].

      Развитие волейбола в России началось после революции 1917 года. Энтузиастами продвижения волейбола в нашей стране стали студенты высших художественных и театральных мастерских (ВХУТЕМАС) и работники искусств. В 1925 г. секцией ручных игр Всесоюзного совета физической культуры в Москве утверждены отечественные правила по волейболу. В этом же году состоялись первые официальные соревнования по волейболу. С 1927 г. проводится ежегодное первенство Москвы, а со следующего года проводится первый чемпионат СССР, вошедший в программу I Всесоюзной спартакиады. Происходит повсеместное массовое увлечение игрой в волейбол на улицах и в парках, происходит обустройство площадок. Повсюду проводятся товарищеские и междугородние встречи между предприятиями и коллективами. Постепенно совершенствуются техника и тактика игры. Темп игры становится быстрым, постепенно происходит совершенствование техники и тактики игры. В 1931 году, после введения Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО, повышается уровень физической и специальной подготовки спортсменов, что приводит к увеличению технических приемов в волейболе. Устанавливается специализация в игре: нападающие, защитники. В 1938 году вводится правило линии нападения, которое позволяет стимулировать хорошую игру не только в нападении, но и в защите. В 1947 г. в Праге советские волейболисты участвуют в соревнованиях на Международном фестивале молодежи и занимают первое место, а в 1949 г. мужская команда выигрывает первое официальное первенство мира. В нашей стране первое первенство мира прошло в 1952 г. в Москве, где наши волейболисты и волейболистки снова стали победителями.

      В последующие годы с увеличением количества высокорослых игроков в составах команд повлекло спад общей игры и мастерства команд, а также успехов в международных играх. Для улучшения создавшегося положения проводится работа по подготовке тренерских кадров, выходят учебно-методические пособия по волейболу. Уже в начале 60-х годов советские волейболисты мужской и женской командой занимают первые места на Чемпионате мира в Бразилии в 1960 г. Все последующие годы наши волейболисты демонстрировали высокую технику и отлаженную тактику игры, что позволяло им неоднократно становиться победителями и призерами Чемпионатов мира и Олимпийских игр.

      В конце 80-х годов ХХ века еще больше увеличиваются требования к росту и скоростно-силовым качествам спортсменов, игра становится более быстрой. В 1990 году стала проводиться Мировая лига по волейболу, привлекая миллионы занимающихся любителей, профессионалов и болельщиков волейбола во всем мире. С 1999 г. изменена система подсчета очков – игра в каждой партии ведется до счета 25, разница в конце партии должна быть в два мяча (например: 26:24). В 2006 году FIVB объединяет уже 220 национальных федераций волейбола, что позволяет еще более увеличить массовое увлечение волейболом во многих странах.

      2 Новые изменения в правилах волейбола и разъяснение их применения.

      На ХХХI Конгрессе ФИВБ в Дубае в 2008 году были утверждены Официальные волейбольные правила 2009-2012. Отдельные особенности их применения, непосредственно касающиеся практического применения на занятиях с начинающими волейболистами следующие:

      1.Переход на площадку соперника через среднюю линию

      Правила разрешенного перехода стопами на площадку соперника не изменились: если стопа находится в контакте со средней линией или непосредственно над ней, то это не ошибка. Новыми правилами разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп при условии, что это не мешает игре соперника. Под помехой игре соперника понимается не только физический контакт с соперником на его стороне, но, также, и такое положение тела на стороне соперника, которое создает помеху в его игре (игрок соперника вынужден перепрыгивать или огибать лежащего, чтобы дотянуться до мяча). Помехой, также, является (в отсутствии физического контакта) такое положение тела игрока, когда он полностью пересек среднюю линию под сеткой всем корпусом, включая стопы, которые могут быть в этот момент в воздухе (не в контакте с площадкой).

      2.Контакт с сеткой

      Определение ошибки при контакте с сеткой упростилось: контакт с сеткой не ошибка, если это не мешает игре, в правила внесены разъяснения о том, что является помехой игре соперника. Такими случаями являются (среди прочих):

      — касание верхней ленты сетки или верхних 80 см антенны во время игрового действия с мячом.

      Такое касание возможно как в атаке (после удара рука касается верхней ленты сетки), так и на блоке (касание верхней ленты сетки независимо от того, коснулся ли блокирующий мяча или нет). Однако, не считается ошибкой касание верхней ленты сетки атакующим или блокирующим, если мяч был направлен другом игроку. Например. Игрок касается верхней ленты сетки, играя «взлет» в номере 3, а мяч направлен пасом в зону 4. Или, блокирующий, пытаясь закрыть соперника, играющего «взлет» в номере 3, задевает верхний край сетки, тогда как мяч атаковался из другой зоны. В обоих случаях такое касание верхнего края сетки не считается ошибкой.

      — использование сетки в качестве поддержки и одновременно играя мяч.

      Если игрок фактически облокотился или лег на сетку делая передачу, или отклонил телом (руками, локтями) среднюю часть (клетки) сетки, чтобы обеспечить себе возможность сделать передачу, то такое касание во время обработки мяча считается ошибкой.

      — создание преимущества над соперником.

      Под этим понимается любая попытка оттянуть сетку вниз при ударе игрока своей команды или эти же действия для введения судей в заблуждение (создание впечатления, что соперник коснулся сетки). Помимо того, что такое касание любой части сетки является ошибкой, оно буде иметь дополнительное последствие в виде замечания за неправильное поведение (желтая карточка).

      — совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника сыграть мяч.

      Среди прочих, такие действия могут включать в себя постановку любой части тела в то место сетки, в которое направлен мяч после приема соперником. Например, игрок. Быстро определив, в какое место сетки попадет мяч после неудачного приема соперника, подставляет туда ладонь на своей стороне. Мяч попадает в сетку, сетка, прогибаясь мячом, касается ладони игрока. Из-за изменившегося характера отскока мяча о сетки соперник не смог отыграть этот мяч. Это – ошибка. Однако, если игрок не сделал никаких движений навстречу летящему в сетку мячу и мяч, прогнув сетку, коснулся такого игрока (например, готовящегося блокировать и стоящего с поднятыми руками), то это не является ошибкой.

      Не являются больше ошибками касания сетки, когда игрок, прыгая, задевает нижний край сетки и вызывает ее колебания (даже) значительные.

      Если игрок, потеряв равновесие хватается за сетку (повисает на ней), то должно расцениваться как помеха игре.

      Касание игроком любого места неигровой части сетки (за пределами антенн), антенны ниже верхнего края сетки, шнуров, тросов, стоек – не является ошибкой.

      3.Процедура замены

      Процедура замены также меняется – чтобы избежать конфликта между тренером и вторым судьей, и для унификации интерпретации что же такое задержка. Теперь тренеру больше не нужно запрашивать замену, он может просто отправить игрока в зону замены. Секретарь должен использовать зуммер для подтверждения и объявления замены. Замена признается только тогда, когда игрок переступает через продолжение линии атаки в зону замены после свистка первого судьи об окончании розыгрыша и до свистка первого судьи на подачу. В случае замены двух и более игроков, они должны прибыть в зону замены одновременно, чтобы считаться одним запросом. Поскольку в течении одного игрового перерыва между розыгрышами команда может сделать только один запрос о замене (одного или более игроков), запоздалое вхождение в зону замены других игроков, после того как секретарем был дан сигнал зуммером о признании запроса на замену первого игрока (игроков), рассматривается как неправильный запрос. Такой запрос отклоняется. Первый неправильный запрос не влечет санкций за задержку, но фиксируется в протоколе. Если тренер запрашивает замену жестом (это не обязательно, но также не запрещено), ни секретарь (зуммером), ни второй судья (свистком) не совершают каких-либо действий, пока игрок не войдет в зону.

      4.Блокирование

      Дано новое определение блокирования:

      Блокирование является действием игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом любой частью тела выше верхнего края сетки, независимо от высоты касания с мячом. Только игрокам передней линии разрешено участвовать в состоявшемся блоке, но в момент касания с мячом часть тела должна быть выше верхнего края сетки.

      Практически это означает, что при блокирующем действии до тех пор, пока любая часть тела будет выше сетки, касание блокирующим мяча на любой высоте (даже ниже сетки, даже ногой), будет считаться касанием на блоке. Наиболее характерный пример: руки блокирующего выше сетки, а голова – ниже. Мяч попадает в голову блокирующего между его рук – это считается касанием на блоке и этот же игрок может сделать еще одно касание мяча, которое будет считаться первым касанием команды.

      5.Либеро

      В положении о проведении Чемпионата России по волейболу, принятом в 2010 году, разрешено заявлять в техническую заявку на игру двух игроков либеро. При этом, на площадке одновременно может находиться только один либеро.

      3 Методика обучения основным техническим элементам волейбола

      Методика обучения основам спортивной техники волейбола для всех технических приемов игры осуществляется в следующей последовательности:

      а) терминологически правильно назвать технический прием;

      б) показать прием тренеру самому или на плакатах, видео с комментариями о его роли в игре;

      в) объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (поло­жение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после вы­полнения технического приема);

      г) выполнить попытки практического выполнения приема – исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.

      д) выполнить упражнения с мячами с партнером в самых простых условиях;

      е) работа на тренажерах, специальном оборудовании (если необхо­димо) с мячами и без мячей;

      ж) по мере усвоения двигательных действий, условия выполнения упражнений усложняются (увеличение количества мячей, партнеров, дополнительные задания и т.д.);

      з) выполнять технический прием в условиях, прибли­женных к игре.

      Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо:

      а) исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше при­ступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой;

      б) типичными причинами ошибок при обучении технике игры в во­лейбол являются:

    • недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);
    • спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;
    • волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;
    • нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;
    • несистематическое посещение тренировок, в результате чего дви­гательный навык не стабилизируется;
    • спортсмен мало соревнуется, и поэтому нет стабилизации техни­ки приемов.
    • Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сфор­мулировать основные методические приемы их исправления:

    • ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;
    • создание условий, в которых неправильное выполнение движе­ния невозможно;
    • направленное прочуствование движений с помощью тренера;
    • избирательные упражнения в отдельных компонентах движения;
    • сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, показ, видеозапись, плакаты и др.).

    Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут про­исходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок необходимо со­вместно со спортсменом. Сначала исправляются основные ошибки, так, как второстепенные нередко являются производными от основных [1, c 182-183].

    3.1. Передача мяча двумя руками сверху

    Верхняя передача двумя руками является основным начальным этапом технической подготовки, как профессиональных волейболистов, так и любителей волейбола. Только научившись выполнять верхнюю передачу в совершенстве, можно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волей­боле.

    От правильной постановки техники верх­ней передачи во многом зависит обучение волейболу во­обще. Изучать верхнюю передачу необходимо начинать с первых занятий, и совершенствование ее в той или иной форме должно проводится на всех последующих тренировках. Исключение составляют за­нятия, которые полностью посвящаются общей физиче­ской подготовке.

    Верхняя передача мяча двумя руками – это основной технический прием волейбола. Только передачей двумя руками сверху можно наиболее точно сделать передачу партнеру.

    Прием и верхняя передача мяча двумя руками – это основной элемент волейбола, на котором строится атака и защита каждого игрока и всей команды в целом.

    Обучение на первых занятиях нужно начать с освоения умения выполнять передачу мяча точно по заданию, а для этого важно пра­вильно освоить технику его выполнения. Сначала необходимо принять стойку волейболиста (рис. 1, а) – ноги на ширине плеч, полусогнуты – одна чуть впереди другой, туловище слегка накло­нено вперед, руки пред собой согнуты в локтях, расслаблены. Затем при подлетающем мяче руки поднимаем вверх, кисти рук на уровне лба, пальцы разведены и направлены вверх, большие пальцы «смотрят на нос», локти направлены вперед и чуть в стороны, (рис. 1, б). При передаче мяча касаются только подушечки пальцев и, амортизируя, смягчают поступательное движение (рис. 1, в). Затем одновременным разгибанием рук, туловища и ног мяч направляем вперед-вврех (рис 1, в). В заключительной фазе передачи волейболист полностью разгибает руки, туло­вище и ноги, а кистями сопровождает мяч (рис. 1, г). Необходимо следить за тем, чтобы большие пальцы рук не выставлялись вперед во избежание травм.

    Методические указания для правильного выполнения верхней передачи мяча, для начинающих игроков:

    • при выполнении передачи необходимо переместиться так, чтобы в момент передачи мяча принять в правильную стойку волейболиста;
    • в момент передачи касаться мяча нужно подушечками пальцев;
    • для избегания травм в исходном положении большие пальцы не нужно выставлять вперед;
    • перед выполнением самой передачи мяча корпус тела необхо­димо разворачивать в направлении передачи;
    • в момент передачи разгибание рук, туловища и ног выполнять одновременно, мяч сопровождать руками до полного их выпрямления;
    • при выполнении первых и вторых передач, передач мяча перед собой, над собой и за голову положение кис­тей несколько различно;
    • после выполнения передачи нужно сразу же принять стойку волейболиста.
    • Для того чтобы качественно выполнить передачу мя­ча двумя руками сверху, необходимо научить начинающих игроков:

    • принимать стойку волейболиста;
    • располагать кисти передо лбом (большие пальцы рук направлены на себя);
    • быстро перемещаться на 3-5 м вперед-назад, вправо-влево и после перемещения принимать стойку волейболиста;
    • научить частым мелким передачам мяча о стенку, над собой;
    • выполнять броски-передачи набивным мячом (2-3 кг) двумя руками ото лба вверх-вперед на расстояние 3-4 м.
    • Передачу мяча двумя руками сверху целесообразно включать в каждое занятие, чтобы закреплять навыки вы­полнения этого приема. Занимающиеся должны повто­рять ее на каждом занятии 60-80 раз.

      Из всего многообразия средств физической подготов­ки основное внимание нужно уделять средствам, разви­вающим у игроков быстроту реакции, скорость передви­жения, прыгучесть и ловкость, координационные способности.

      Освоение техники передач с первых же занятий целе­сообразно проводить в движении, при этом внимание иг­роков нужно акцентировать на своевременном выходе под летящий мяч и сохранении устойчивого равновесия.

      После того как начинающие волейболисты овладеют основами техники передач в упражнениях без сетки и около сетки, переходят к изучению их в условиях, приближенных к игровой обстановке.

      На одном занятии целесообразно изучать один новый элемент. Но если нет возможности, исходя из малого количества часов, на занятии изучается другой технический прием. При этом работа над техникой передач всегда может предшество­вать ему, а также повторяться в течение занятия.

      Большая часть упражнений, подобранных для изуче­ния техники передач мяча, должна быть направлена на развитие тактического мышления игрока. Для развития внимания, активности и подвижности волейболистов целесообразно обучить их передавать мя­чи, посылаемые из различных зон площадки.

      а б в

      г д

      Рис. 1

      По мере ов­ладения такими упражнениями следует переходить к другим – посылать мячи по различным траекториям, из­меняя темп, силу и направление полета мяча.

      В упражнения полезно вводить соревновательные эле­менты – это позволяет быстро и прочно формировать необходимые физические и волевые качества,

      Передавать мяч после перемещения нужно в статич­ном положении, стоя лицом по направлению предполагае­мой передачи (делать передачу в движении не рекомен­дуется, так как «ломается» техника выполнения передачи). Передачу мяча на удар целесообразнее выпол­нять повыше (3-4 м), примерно в 50 см от сетки, так как на начальном этапе обучения занимающимся еще трудно со­гласовывать свои действия при разбеге, прыжке и ударе. Выполнив передачу, игроки не должны выключаться из игры, необходимо страховать своего нападающего после передачи – это должны помнить игроки, выполняющие передачу мяча.

      Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении передачи мя­ча двумя руками сверху:

      1. несвоевременный выход к мячу;

      2. неправильная стойка игрока перед приемом мяча и передачей;

      3. руки вынесены несвоевременно;

      4. положение неустойчиво;

      5. ноги не согнуты в коленных суставах;

      6. несимметричное положение кистей;

      8. большие пальцы рук выставлены вперед;

      10. чрезмерное сгибание кистей назад;

      11. руки в локтевых суставах слишком согнуты или слишком прямые;

      12. мяч принимается на уровне груди или за головой;

      13. отсутствует фаза амортизации;

      14. мяч принимается слишком напряженными или рас­слабленными пальцами;

      15. кисти не сопровождают мяч;

      16. отсутствует согласованность в движениях рук, ту­ловища, ног.

      3.1.1 Подготовительные упражнения

      Подготовительные упражнения для обучения переда­чам мяча двумя руками сверху должны включать: упраж­нения, способствующие укреплению мышечно-связочного аппарата кистей и пальцев рук, перемещениям по площадке приставными шагами в разных направлениях и шагом-подскоком, броски и ловлю набивных мячей из разнообразных по­ложений по различным траекториям. Обязательное применение упражнений для развития ответных реакций на звуковой и зрительный сиг­налы, упражнения на координацию, упражнения для развития быстроты и ловкости (бег на короткие дистанции со сменой направления, бег спиной, бег по свистку с заданным направлением, по беззвучному сигналу тренера).

      3.1.2 Подводящие упражнения

      1. Набивание мелкими передачами волейбольного мяча об пол, затем об стенку, постепенно увеличивая расстояние до пола и стены, с контролем положения пальцев рук и локтей.

      2. Верхняя передача мяча над головой на небольшое расстояние (20-30 см.) с контролем положения стойки, рук и кистей на мяче.

      3. Броски волейбольных мячей вверх-вперед. Зани­мающиеся в исходном положении удерживают мяч кистя­ми, широко расставив пальцы, локти направлены вперед-встороны. Одновременным и полным разгибанием рук, туловища и ног выполнить бросок мяча. Упражнение выполнять в медленном и среднем темпе.

      4. Имитация передачи мяча. Игроки, подбро­сив мяч, ловят его, приняв исходное положение, а затем, имитируя движение при передаче, бросают его партнерам. Обратить внимание на правильную согласованность движе­ний рук, туловища и ног.

      5. Имитация передачи мяча с перемещением на шаг или шаг-подскок вправо-влево, вперед-назад индивидуально.

      6. В парах. Один занимающийся подбрасывает мяч перед собой и передачей сверху направляет его партне­ру. Партнер ловит мяч и таким же образом возвращает его. Следует обращать внимание студентов на необходи­мость принимать положение правильной стойки игрока перед передачей и отрывистым движением касаться пальцами мяча.

      3.1.3 Специальные упражнения

      1. Индивидуально верхняя передача над собой на расстояние 0,5-1 м.

      2. Индивидуально верхняя передача над собой на расстояние 3-6 м.

      3. Индивидуально передача над собой. После передачи успеть сделать хлопок в ладоши.

      4. То же, с поворотом корпуса на 90-180 градусов.

      5. В парах. Расстояние между игроками 5-6 м. Партнер набрасывает передающему мяч по средней тра­ектории в направлении его головы. Тот из стойки волейболиста передает мяч партнеру. Партнер ловит мяч и снова набрасывает его.

      6. В парах. Партнер набрасывает мяч в 1-1,5 м ле­вее или правее передающего. Другой игрок, делая перемещение или шаг-подскок, стремится принять мяч надо лбом и передать его парт­неру, а затем возвратиться в исходное положение.

      7. Игроки стоят в колонне по одному лицом к преподавателю. Преподаватель поочередно накидывает им мяч, а они выполняют передачу (целесообразно количество человек в колонне не больше 4-х).

      8. В парах. Игроки располагаются на расстоя­нии 3-5 м друг от друга. Поочередные передачи мяча по низкой, средней и высокой траектории.

      9. Передача мяча с расстояния 2-3 м от стенки. Вы­полняют их 10, 20, 40 раз без ошибок.

      10. Поочередная передача над собой, в стенку, на расстоянии 2 м от стены. Обратить внимание занимающихся на различную постановку кистей в зависимости от направления передачи.

      11. То же упражнение, но выполнение в парах на расстоянии 3-5 м друг от друга.

      12. Упражнение в парах. Игроки располагаются на рас­стоянии 1,5-2 м друг от друга. Один игрок не добрасывает мяч партнеру, бросает левее, правее или за голову, другой стремится переместиться к летящему мячу так, чтобы до касания уже находиться в стойке волейболиста, и ловит его, а затем, имитируя передачу, посылает мяч партнеру.

      13. То же, что упр. 12, но выполняют ловлю и имита­цию передачи мяча, брошенного в пол и отскочившего от пола.

      14. То же, что упр. 15, но выполняют ловлю и имита­цию передачи мяча, брошенного с противоположной сто­роны площадки через сетку.

      15. То же, что упр. 15 и 16, но учащийся, выходящий к мячу, выполняет передачу мяча, направляя его парт­неру.

      16. Игроки располагаются по кругу, в середи­не находится преподаватель, который передает им мяч. Учащиеся, выйдя под мяч, принимают его в правильной стойке, а затем передают преподавателю.

      17. Упражнение в парах. Передача мяча в движении приставными шагами – двойной приставной шаг или шаг-подскок (в момент выполнения передачи необходимо остановиться).

      18. В тройках. Игроки располагаются у вершин треугольника на расстоянии 4-5 м друг от друга. Передачи мяча слева направо в средней стой­ке. Занимающиеся должны определить место падения мяча, принять его так, чтобы в момент передачи корпус тела был направлен в сторону передачи.

      Смотрите еще:

      • Налоги для чп 2 группы Единый налог и ЕСВ — 2018: что изменится Проект бюджета Украины на 2018 год уже обнародован. И хотя он еще не утвержден, заложенные в документе социальные стандарты вряд ли изменятся. «Минфин» посчитал, сколько и каких налогов нужно будет заплатить единщикам в 2018 […]
      • Возврат товара покупателю розница Учет возврата товара от покупателя в розничной торговле В предыдущей статье мы начали изучать учет возврата товара от покупателя, обсудили, когда покупатель получает право вернуть деньги и сдать качественный товар, как оформляются кассовые операции по возврату денег, […]
      • Военные и налоги рф Налог для военнослужащих Здравствуйте, есть вопрос, я военнослужащий, и слышал что попадают под категорию когда можно не платить один из видов налога, будь то налог на недвижимость или транспортный налог. Так ли это? Есть ли другие виды налогов, которые можно не платить (на […]
      • Виды налогов косвенные и прямые Прямые и косвенные налоги в составе цены В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения […]
      • Законы отражения света полное отражение Законы отражения света полное отражение Полное отражение света Угол падения, при котором свет не преломляется в другую среду, а отражается и скользит вдоль раздела двух сред (т.е. угол преломления равен 90 0 ), называется предельным углом полного отражения. Для стекла […]
      • Бюро медико-социальной экспертизы иваново Контактная информация Адрес: 153012, г. Иваново, пер. Свободный, д. 4 Телефон: (4932) 32-67-36, (4932) 32-67-33 Адрес: г. Иваново, пер. Свободный, д. 4 Тел: 8(4932)32-97-83 ФКУ "ГБ МСЭ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" МИНТРУДА РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ БЮРО […]
      • Растаможка автомобиля в эстонии Растаможка Авто Из Эстонии В Россию Юридическая консультация онлайн (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Москва, Китайгородский проезд, д. 7). Свидетельство о регистрации ИА № ФС 77-33620 от 03 октября 2008 г.) © www.9111.ru […]
      • Племенная собственность Племенная собственность 1. Прил. к племя (в 1 знач.). Племенной язык. Племенная собственность. Племенная вражда. □ Он долго и с жаром рассказывал о вогулах, о их племенном родстве с мадьярами. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. 2. Оставленный для продолжения породы (о скоте). […]