Закон 1168

Рубрики Полезное

Содержание:

Ст. 1168 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 1168. Преимущественное право на неделимую вещь при разделе наследства.

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Квартира приватизации 1/3 муж. 1/3 жена. 1/3 сына , муж умер какую долю получить жена? Мать мужа жива.

Вопрос относится к городу Нефтекамск

У меня в августе умер брат.У него осталась жена,совместных детей уже нет.Осталась мама.В собственности у брата осталась доля (половина маминой квартиры),сад,гараж,прицеп,машина.Недавно я узнала что машина оформлена на жену,не знаю,может быть и другое имущество тоже уже оформлено на жену,у нас нет документов ,они все у нее,кроме документов на квартиру(они у мамы).Мама боится что жена брата будет претендовать на квартиру и выселит ее,а еще не хочет остаться без сада,ведь она там проработала и подняла его сама вместе с братом. знакомые сказали что жена должна была получить крупную сумму денег по страховке в связи со смертью моего брата.Что делать? Как правильно поступить? Не хочется судиться,хочется решить все по хорошему!

Муж умер,автомобиль оформлен на меня(в браке).Могут ли претиндовать на наследство(автомобиль) его отец и сын от первого брака.

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Здравствуйте Вопрос 1. У меня умер супруг. Я и мои несовершеннолетние дети будем вступать в права наследования как наследники первой очереди. Скажите пожалуйста, все будет распределяться в равных долях между нами? И если так, то как быть с машиной, которую я собиралась продать, если ее собственниками будут и несовершеннолетние дети? Можно ли избежать таких сложностей, отказаться детям 15 и 16 лет от своей доли? Отдел семьи утверждает, что нет. Вопрос 2. Я подала заявление в ПФР РФ на выплату накопительной части своего умершего супруга как правоприемник первой очереди. Наши несовершеннолетние дети такого заявления не писали. Надо ли у нотариуса указывать накопительную часть как наследство, и будет ли она делиться между детьми тоже?

Вопрос относится к городу Оренбург

муж составил на меня завещание на всё движимое и не движимое имущество. но объявился его сын. гражданин казахстана инвалид 3-й группы и заявил свои права на наследство.1/4 часть я инвалид «-й группы находилась у мужа инвалида 3-й группы на иждивении его пенсия больше.. как мне сохранить имущество другого жилья я не имею

В ТЕЧЕНИИ КАКОГО СРОКА МОЖНО ОСПОРИТЬ РЕШЕНИЕ О ВСТУПЛЕНИИ В ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ЕСЛИ ОСПАРИВАЕТ ПРАВО О НАСЛЕДСТВЕ ОТЕЦ УМЕРШЕГО СУПРУГА

муж умер, не оставив завещание, в наследство вступили его жена, двое детей, его мама. Как выделить долю чтобы у его мамы доля была меньше

Правительство России

О порядке размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов и планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд

Постановление от 29 октября 2015 года №1168. В частности, установлено, что планы и планы-графики закупок размещаются в единой информационной системе в течение трёх рабочих дней со дня их утверждения или изменения.

Постановление от 29 октября 2015 года №1168

Внесено Минэкономразвития России во исполнение Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ требования к форме планов, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее соответственно – план, план-график) и порядок размещения их в единой информационной системе устанавливаются Правительством России.

План закупок формируется на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, региональных и муниципальных актов о местных бюджетах и бюджетах территориальных органов внебюджетных фондов.

Комментарий

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд на финансовый год и служат основанием для проведения закупок. Планы-графики закупок формируются ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок.

Постановлениями Правительства от 5 июня 2015 года №№552–555 были установлены правила формирования, утверждения и ведения планов и планов-графиков закупок и требования к их форме.

Подписанным постановлением утверждаются Правила размещения планов и планов-графиков в единой информационной системе в сфере закупок.

Планы и планы-графики размещаются в единой информационной системе в течение трёх рабочих дней со дня их утверждения или изменения.

Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года одновременно с частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 21 Федерального закона №44-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1168 “О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе”

Пункт 1 вступает в силу с 1 января 2014 г.

1. В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 23 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» направить бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральному агентству воздушного транспорта по подразделу «Транспорт» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов, в размере 620000 тыс. рублей ежегодно на государственную поддержку регионального авиасообщения, осуществляемую в форме предоставления в 2014 — 2016 годах субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.

2. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.

3. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2014 г.

Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1168)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям воздушного транспорта, осуществляющим внутренние региональные воздушные перевозки пассажиров в Приволжском федеральном округе по специальному тарифу с 1 января 2014 г. (далее соответственно — авиаперевозчики, субсидии), в целях обеспечения доступности указанных перевозок.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«воздушная перевозка» — регулярная перевозка пассажиров воздушным транспортом, при которой пункт отправления и пункт назначения находятся в разных субъектах Российской Федерации, расположенных на территории Приволжского федерального округа;

«комплексный показатель эффективности субсидирования фактического пассажирооборота» — частное, полученное в результате деления размера предоставляемых субсидий на фактический пассажирооборот;

«протяженность маршрута» — кратчайшее расстояние между двумя аэропортами;

«специальный тариф» — устанавливаемый авиаперевозчиком тариф на перевозку пассажиров на все места в салоне экономического класса по маршрутам, включенным в перечень субсидируемых маршрутов, утвержденный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, предельный (максимальный) размер которого с учетом налога на добавленную стоимость определяется по перечню маршрутов внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом между субъектами Российской Федерации, расположенными на территории Приволжского федерального округа, согласно приложению;

«фактический пассажирооборот» — величина, полученная в результате умножения численности перевезенных по субсидируемому маршруту пассажиров за один месяц на протяженность маршрута в одном направлении.

3. Субсидии предоставляются:

а) авиаперевозчикам, прошедшим конкурсный отбор в порядке, предусмотренном пунктами 8 — 11 настоящих Правил, а также осуществляющим воздушные перевозки по маршрутам, включенным в перечень субсидируемых маршрутов, утвержденный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, и (или) обеспечивающим привлечение на договорной основе иных авиаперевозчиков для осуществления таких воздушных перевозок;

б) авиаперевозчикам, привлеченным на договорной основе авиаперевозчиком, прошедшим конкурсный отбор.

4. Субъекты Российской Федерации, расположенные на территории Приволжского федерального округа, до 20 декабря года, предшествующего году осуществления перевозок, вправе принимать в установленном порядке нормативные правовые акты о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии авиаперевозчику на воздушные перевозки, осуществляемые с их территории по маршрутам из числа маршрутов, включенных в перечень, предусмотренный приложением к настоящим Правилам.

5. На основании предоставляемой субъектами Российской Федерации информации о принятии нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, актом Федерального агентства воздушного транспорта ежегодно утверждается перечень субсидируемых маршрутов.

6. Перечень субсидируемых маршрутов размещается на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» до 21 декабря года, предшествующего году осуществления воздушных перевозок.

7. Перечень субсидируемых маршрутов на текущий год уточняется (сокращается) Федеральным агентством воздушного транспорта в следующих случаях:

а) по итогам осуществления в течение 9 месяцев текущего года воздушных перевозок по субсидируемому маршруту среднее значение комплексного показателя эффективности субсидирования фактического пассажирооборота по этому маршруту превышает его предельное значение, предусмотренное приложением к настоящим Правилам;

б) по итогам осуществления в течение 9 месяцев текущего года воздушных перевозок по субсидируемому маршруту объем воздушных перевозок по этому маршруту (в обоих направлениях) превысил 6 тыс. пассажиров.

8. Для участия в конкурсном отборе авиаперевозчик представляет до 23 декабря года, предшествующего году осуществления воздушных перевозок, в Федеральное агентство воздушного транспорта составленное в произвольной форме заявление о готовности осуществлять и (или) обеспечивать с привлечением по договорам иных авиаперевозчиков осуществление воздушных перевозок по субсидируемым маршрутам (далее — заявление). К заявлению прилагается перечень субсидируемых маршрутов, в котором в отношении каждого маршрута указываются протяженность (в одном направлении), частота выполнения рейсов, типы воздушных судов (с указанием количества пассажирских мест), которые планируется использовать, размер запрашиваемой субсидии и размер предполагаемого специального тарифа.

В случае привлечения к осуществлению воздушных перевозок иных авиаперевозчиков к заявлению прилагаются нотариально заверенные копии договоров, заключенных с привлеченными авиаперевозчиками, с указанием обязательств по установлению специального тарифа и условий его применения.

9. Для рассмотрения заявлений Федеральное агентство воздушного транспорта создает комиссию с участием представителей аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (далее — комиссия).

10. Комиссия по результатам рассмотрения заявлений определяет до 25 декабря года, предшествующего году осуществления воздушных перевозок, авиаперевозчика по следующим критериям (с учетом их последовательного применения):

а) наибольшая предложенная авиаперевозчиком частота выполнения рейсов по субсидируемым маршрутам, но не менее 3 рейсов в неделю;

б) наибольшее количество воздушных судов российского производства, предложенное авиаперевозчиком для осуществления воздушных перевозок по субсидируемым маршрутам;

в) наибольшее количество субсидируемых маршрутов, по которым авиаперевозчик предполагает осуществлять воздушные перевозки самостоятельно;

г) наименьшее значение размера предлагаемого специального тарифа;

д) наименьшее значение запрашиваемой субсидии.

11. В случае если 2 и более авиаперевозчика соответствуют критериям, предусмотренным пунктом 10 настоящих Правил, комиссия выбирает авиаперевозчика, подавшего заявление ранее других.

12. Субсидии предоставляются на основании договоров между Федеральным агентством воздушного транспорта и авиаперевозчиками.

13. В договоре о предоставлении субсидии предусматриваются:

а) обязанность авиаперевозчика в течение 5 дней со дня заключения договора зарегистрировать специальный тариф по субсидируемым маршрутам и установить условия его применения в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, опубликовать указанный специальный тариф в установленном порядке и открыть продажу билетов на воздушные перевозки;

б) формы, порядок и сроки представления отчетности авиаперевозчика о количестве фактически выполненных рейсов и перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, причитающейся авиаперевозчику субсидии и комплексном показателе эффективности субсидирования фактического пассажирооборота;

в) право Федерального агентства воздушного транспорта на проведение проверок соблюдения авиаперевозчиком условий, установленных настоящими Правилами и договором о предоставлении субсидии;

г) порядок возврата субсидии в случае установления по итогам проверок, проведенных Федеральным агентством воздушного транспорта и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, факта нарушения авиаперевозчиком положений, предусмотренных настоящими Правилами и договором о предоставлении субсидии.

14. Условия применения специального тарифа устанавливаются авиаперевозчиком в порядке, определенном правилами, установленными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.

15. Субсидии предоставляются ежемесячно и рассчитываются как произведение количества выполненных за месяц рейсов в одном направлении по субсидируемым маршрутам и предусмотренного приложением к настоящим Правилам размера субсидии, предоставляемой на один рейс в одном направлении.

16. Для получения субсидии авиаперевозчик представляет ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Федеральное агентство воздушного транспорта расчет субсидии и отчет о количестве выполненных в отчетном месяце рейсов с приложением реестра перевозочных документов, подтверждающих выполнение воздушных перевозок по специальному тарифу (далее — документы).

Авиаперевозчик несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах.

Субсидия на декабрь текущего года предоставляется не позднее 20 декабря текущего года в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и рассчитывается как произведение планового количества рейсов по каждому маршруту на декабрь текущего года и размера субсидии, предоставляемой на один рейс.

Разница между размером субсидии, предоставленной на декабрь текущего года, и размером субсидии, указанным в отчете и рассчитанным на основе количества рейсов, фактически выполненных в декабре, подлежит возврату в доход федерального бюджета до 31 января года, следующего за текущим годом.

17. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 5 дней со дня получения документов проверяет комплектность документов и достоверность содержащихся в них сведений, принимает решение о предоставлении субсидии и уведомляет авиаперевозчика о принятом решении либо о необходимости представления недостающих документов и (или) уточнения содержащихся в документах сведений.

18. В уведомлении о необходимости представления недостающих документов и (или) уточнения содержащихся в документах сведений Федеральным агентством воздушного транспорта указывается перечень недостающих документов и требующих уточнения сведений.

19. Авиаперевозчик представляет недостающие документы и уточненные сведения в течение 5 дней со дня направления Федеральным агентством воздушного транспорта уведомления, предусмотренного пунктом 17 настоящих Правил.

20. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 2 дней со дня поступления недостающих документов и уточненных сведений проверяет комплектность документов и достоверность сведений и принимает решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении.

21. Решение об отказе в предоставлении субсидии принимается по следующим основаниям:

а) непредставление в срок, предусмотренный пунктом 16 настоящих Правил, документов и (или) в срок, предусмотренный пунктом 19 настоящих Правил, недостающих документов и (или) уточненных сведений;

б) нарушение установленных договором о предоставлении субсидии требований.

22. При нарушении авиаперевозчиком положений настоящих Правил субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

23. Федеральное агентство воздушного транспорта учитывает размеры и сроки перечисления субсидий при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

24. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на расчетный счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.

25. Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляют Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

26. Оценка эффективности предоставления субсидий на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта по итогам отчетного года. Показателем эффективности предоставления субсидий является увеличение суммарного среднегодового объема пассажирооборота при осуществлении воздушных перевозок за отчетный год по сравнению с аналогичным показателем за год, предшествующий отчетному году, на 5 и более процентов.

Приложение
к Правилам предоставления
субсидий из федерального бюджета
организациям воздушного транспорта
в целях обеспечения доступности
внутренних региональных перевозок
пассажиров воздушным транспортом
в Приволжском федеральном округе

УКАЗ Президента РФ от 13.09.2004 N 1168 (ред. от 24.09.2007) «О МИНИСТЕРСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» постановляю:

1. Образовать Министерство регионального развития Российской Федерации, руководство которым осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

утвердить положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации;

утвердить предельную штатную численность центрального аппарата Министерства регионального развития Российской Федерации и фонд оплаты труда его работников;

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

решить финансовые, организационные и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа.

Пункт 3 — Утратил силу.

(в ред. Указа Президента РФ от 24.09.2007 N 1274)

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Статья 1168 ГК РФ. Преимущественное право на неделимую вещь при разделе наследства

1. Наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь (статья 133), доля в праве на которую входит в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли вещи, находившейся в общей собственности, перед наследниками, которые ранее не являлись участниками общей собственности, независимо от того, пользовались они этой вещью или нет.

Комментарии к ст. 1168 ГК РФ

Неделимая вещь — это вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения. На неделимую вещь могут претендовать несколько наследников, которых не удовлетворяет другое имущество либо выплата компенсации. Нормы данной статьи предоставляют определенным наследникам преимущественное право на получение неделимой вещи.

Эти правила связаны с личным или имущественным статусом наследников, которым предоставляются преимущества.

Наследник, имеющий преимущественное право, может им не воспользоваться. Если же при разделе наследства он не заявил о своем праве, то впоследствии по данному основанию оспорить через суд передачу имущества будет невозможно. Оспоримыми являются только сделки, прямо предусмотренные ГК и другими законами.

Если сособственниками были все наследники, то в этом случае никто из них преимущественным правом на вещь обладать не будет.

Если все наследники, не являвшиеся сособственниками, пользовались спорной вещью, то преимущественное право ни у кого из них не возникает.

Преимущественное право на наследство в отношении жилых помещений принадлежит наследнику при соблюдении следующих условий:

а) наследник проживал в данном жилом помещении ко дню открытия наследства, при этом, что особенно важно, срок проживания в данном случае значения не имеет;

б) наследник не имел другого жилого помещения. В комментируемой статье не говорится о том, что у наследника не должно быть другого помещения на праве собственности. Поэтому можно сделать вывод о том, что у наследника не должно быть жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору жилищного найма (имеется в виду социальный наем).

Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 N 1168 (ред. от 12.11.2016) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, устанавливаемых в соответствии с настоящим постановлением, осуществляется Федеральной налоговой службой в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Службы и бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

от 28 декабря 2011 г. N 1168

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2006, N 33, ст. 3638; N 52, ст. 5587; 2009, N 9, ст. 1119), дополнить подпунктом 5.5.11 следующего содержания:

«5.5.11. Государственный реестр контрольно-кассовой техники;».

2. Утратил силу с 1 февраля 2017 года. — Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1173.

3. В Положении о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2868), подпункт 5.7.4 признать утратившим силу.

Статья 1168 ГК РФ. Преимущественное право на неделимую вещь при разделе наследства (действующая редакция)

2. Наследник, постоянно пользовавшийся неделимой вещью (статья 133), входящей в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этой вещи перед наследниками, не пользовавшимися этой вещью и не являвшимися ранее участниками общей собственности на нее.

3. Если в состав наследства входит жилое помещение (жилой дом, квартира и тому подобное), раздел которого в натуре невозможен, при разделе наследства наследники, проживавшие в этом жилом помещении ко дню открытия наследства и не имеющие иного жилого помещения, имеют перед другими наследниками, не являющимися собственниками жилого помещения, входящего в состав наследства, преимущественное право на получение в счет их наследственных долей этого жилого помещения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1168 ГК РФ

1. Правила, включенные законодателем в ст. ст. 1168 — 1170 ГК, отсутствовали в ранее действовавшем законодательстве (раздел VII ГК 1964 г.). Эти правила призваны способствовать смягчению формальных условий раздела общего имущества, когда наследникам по каким-либо причинам не удается договориться о распределении между собой в натуре наследства и они обращаются в суд с требованием о разделе наследства (выделе из него доли). Устанавливая в ст. ст. 1168 — 1170 ГК преимущественное право отдельных категорий наследников на различное имущество при разделе наследства, а также порядок реализации этого права, законодатель стремился в максимальной степени учесть заслуживающие внимания обстоятельства, связанные с имущественным положением соответствующих наследников, их взаимоотношениями с наследодателем.

До введения в действие части третьей ГК судебная практика применения ст. 252 ГК выработала критерий, ставший в определенной степени прообразом юридической конструкции преимущественного права, закрепленного в ст. ст. 1168 и 1169 ГК. Суд, рассматривая дело о разделе имущества, находящегося в общей долевой собственности, мог в отдельных случаях (с учетом конкретных обстоятельств дела) передать неделимую вещь в собственность одному из участников долевой собственности, имеющему существенный интерес в ее использовании, независимо от долей остальных участников общей собственности с компенсацией последним стоимости их доли (см. п. 36 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). При этом вопрос о наличии существенного интереса должен решаться в каждом конкретном случае на основании исследования и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, подтверждающих, в частности, нуждаемость в использовании этого имущества в силу возраста, состояния здоровья, профессиональной деятельности, наличия детей, других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, и т.д.

2. Комментируемая статья устанавливает преимущественное право на неделимую вещь при разделе наследства. Под неделимой понимается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения (ч. 1 ст. 133 ГК). Наиболее характерным примером неделимой вещи является автомобиль. Безусловно, физические свойства автомобиля позволяют чисто механически отделить кузов от шасси, снять двигатель и колеса, однако ни одна вещь, полученная в результате такого раздела, не может быть использована в своем первоначальном назначении — для перевозки грузов и пассажиров. Судебная практика признает неделимыми и такие вещи, раздел которых в натуре хотя и возможен без изменения назначения, однако влечет существенное ухудшение их технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотека), неудобство пользования и т.п. (см. п. 35 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

По общему правилу раздел имущества, в состав которого входит неделимая вещь (или выдел из него доли), производится путем передачи одному из сособственников неделимой вещи, который, в свою очередь, выплачивает остальным участникам общей собственности соответствующие компенсации (более подробно эти правила анализируются в п. п. 4 — 8 комментария к ст. 1165). Комментируемая статья устанавливает три категории наследников, которые имеют преимущественное право на получение неделимой вещи в счет своей наследственной доли. Особенность данного преимущественного права состоит в том, что вторая и третья категории наследников получают соответствующее преимущественное право лишь при отсутствии наследников первой категории, а в отношении жилых помещений — наследники второй категории получают его лишь при отсутствии наследников третьей категории. При этом отсутствие наследников может означать как отсутствие среди принявших наследство наследников, удовлетворяющих соответствующим условиям, так и их отказ от реализации преимущественного права.

3. К первой категории наследников, имеющих преимущественное право на получение при разделе наследства неделимой вещи в счет своей наследственной доли (п. 1 комментируемой статьи), относятся наследники, обладавшие совместно с наследодателем правом общей собственности на эту неделимую вещь. Своим правом такие наследники могут воспользоваться преимущественно перед всеми другими наследниками, которые не являлись при жизни наследодателя участниками общей собственности на неделимую вещь, хотя бы и пользовались такой вещью.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что под правило п. 1 комментируемой статьи в силу прямого указания п. 3 комментируемой статьи подпадает и являющееся, по существу, неделимой вещью жилое помещение, раздел которого в натуре невозможен. Следовательно, наследники, обладавшие при жизни наследодателя вместе с ним правом общей собственности на не подлежащее разделу в натуре жилое помещение, имеют преимущественное право на получение этого жилого помещения в счет своей наследственной доли перед всеми другими наследниками, в том числе и перед наследниками, отвечающими условиям п. 3 комментируемой статьи, т.е. проживавшими ко дню открытия наследства в этом жилом помещении и не имеющими иного жилья.

В литературе высказывалось опасение, что наделение преимущественным правом наследников, не проживавших в жилом помещении, но владевших им на праве общей собственности с наследодателем (п. 1 комментируемой статьи), может повлечь автоматическое выселение проживавших в этом жилом помещении наследников. Подобные опасения не лишены основания, во всяком случае в отношении тех жильцов, которые проживают в жилом помещении в качестве членов семьи собственника. Действующее с 1 января 2005 г. правило предусматривает, что переход права собственности на жилое помещение к другим лицам является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 292 ГК). Это правило, однако, не распространяется на тех лиц, которые занимают жилое помещение по договору найма, поскольку переход права собственности на это помещение не влечет расторжения или изменения договора найма, а новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма (ст. 675 ГК).

4. Ко второй категории относятся наследники, которые не были при жизни наследодателя участниками общей собственности на неделимую вещь, однако постоянно пользовались этой вещью (п. 2 комментируемой статьи). Закон, указывая постоянное пользование имуществом в качестве критерия для наделения соответствующих наследников преимущественным правом на это имущество, не обусловливает такое пользование какими-либо ограничениями, связанными с его продолжительностью или субъектным составом пользователей.

Отсутствие в п. 2 комментируемой статьи указания на то, что постоянное пользование должно было иметь место на момент открытия наследства, не позволяет сделать вывод о том, что дающее основание воспользоваться преимущественным правом пользование могло начаться и после открытия наследства. Не может быть также признано преимущественное право и за наследником, который, длительное время пользуясь имуществом наследодателя, прекратил это пользование до открытия наследства.

В то же время наследнику не может быть отказано в предоставлении преимущественного права на основании п. 2 комментируемой статьи, если соответствующим имуществом он постоянно пользовался не индивидуально, а совместно с другими лицами.

Все перечисленные вопросы должны разрешаться судом при рассмотрении дела о разделе наследства (или выделе из него доли).

5. Особого внимания требует толкование собственно понятия постоянного пользования. С учетом содержания наследственных отношений необходимо сделать вывод, что в п. 2 комментируемой статьи имеется в виду не только категория «пользования» жилым помещением членами семьи собственника (ст. 292 ГК), но и более широкий круг отношений, в том числе случаи, когда режим постоянного пользования был основан не на формальном наделении лица каким-либо титулом (наем имущества, доверенность на управление транспортным средством и т.п.), а на фактически сложившихся отношениях между наследодателем и соответствующим пользователем. Разумеется, не могут быть отнесены к постоянному пользованию случаи неправомерного пользования чужой вещью, когда такое пользование осуществлялось без ведома собственника или вопреки его воле.

С учетом достаточно широко сформулированного законодателем критерия наделения наследников преимущественным правом необходимо установить четкое соотношение положений п. п. 2 и 3 комментируемой статьи. В п. 3 комментируемой статьи законодатель использовал не только критерий отношения наследника к соответствующему имуществу (право общей собственности или постоянное пользование), как это было сделано в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, но и критерий имущественного положения наследника (отсутствие у него иного жилого помещения).

Разграничение правил п. п. 2 и 3 комментируемой статьи необходимо прежде всего потому, что в п. 2 говорится о постоянном пользовании неделимой вещью, а в п. 3 — о проживании в жилом помещении, что также может рассматриваться как пользование им. Поэтому положения п. 3 комментируемой статьи, содержащие более строгие требования, должны в отношении преимущественного права на жилое помещение иметь приоритет перед положениями п. 2 комментируемой статьи, содержащего более мягкие условия предоставления преимущественного права. Следовательно, к не подлежащему разделу в натуре жилому помещению правила о преимущественном получении кем-либо из наследников этого помещения в счет его наследственной доли на основании п. 2 комментируемой статьи могут применяться лишь при отсутствии среди наследников лиц, удовлетворяющих условиям п. 3 комментируемой статьи (т.е. проживающих в жилом помещении на момент открытия наследства и не имеющих иного жилого помещения).

6. Преимущественные права третьей категории наследников сформулированы в п. 3 комментируемой статьи для случаев, когда в состав наследства входит жилое помещение (жилой дом, квартира и т.п.), раздел которого в натуре невозможен. Действующее законодательство не содержит каких-либо общих критериев, позволяющих определить, какое жилое помещение можно разделить в натуре, а раздел какого невозможен. Вопрос о возможности или невозможности раздела соответствующего жилого помещения должен всякий раз решаться судом с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом в современных условиях, очевидно, должны сохранить свое значение критерии, выработанные судебной практикой применительно к ранее действовавшему законодательству. В частности, раздел квартиры в натуре допустим, когда: приходящаяся на истца доля жилой площади позволяет выделить ему изолированное жилое помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (см. п. 15 действовавшего до 2007 г. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР»); имеется техническая возможность передачи соответствующему наследнику изолированной части не только жилых, но и подсобных помещений (кухни, коридора, санузла), оборудования отдельного входа (см. п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Эта судебная практика получила свое закрепление в новом Жилищном кодексе, предусмотревшем, что раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива допускается в случае, если каждому из лиц, имеющих право на пай, «может быть выделено изолированное жилое помещение или имеется техническая возможность переустройства и (или) перепланировки неизолированных помещений в изолированные жилые помещения» (ч. 1 ст. 127).

Как следует из п. 3 комментируемой статьи, при отсутствии среди наследников лиц, обладавших совместно с наследодателем правом общей собственности на жилое помещение (раздел которого в натуре невозможен), преимущественное право на получение этого помещения в счет своей наследственной доли имеет наследник, проживавший в этом помещении ко дню открытия наследства и не имеющий иного жилья.

Закон, как видим, не содержит четких указаний относительно того, в каком качестве соответствующий наследник должен был проживать в жилом помещении, а также относительно того, что следует понимать под выражением «не имеющие иного жилого помещения». Очевидно, что эти вопросы также отнесены к компетенции суда, который, рассматривая дело о разделе наследства (выделе из него доли), должен будет на основе указаний п. 3 комментируемой статьи определить лицо, в наибольшей степени нуждающееся в жилом помещении.

В то же время представляется вполне возможным высказать ряд соображений, касающихся границ применения условий, которые дают в соответствии с п. 3 комментируемой статьи преимущественное право на получение жилого помещения в счет своей наследственной доли при невозможности раздела этого помещения в натуре. Прежде всего очевидно, что, говоря о «проживании», закон, несмотря на отсутствие прямого указания об этом, имеет в виду постоянное или преимущественное проживание наследника в соответствующем помещении, а не временное пребывание в нем в связи с краткосрочной или периодической потребностью наследника (учеба, каникулы, командировка и т.п.). В то же время не должно иметь значения, в каком качестве проживает в жилом помещении наследник — в качестве члена семьи собственника жилого помещения или по договору с последним. Закон, наконец, не ставит такого условия, как обязательное совместное с наследодателем проживание в этом помещении ко дню открытия наследства.

С другой стороны, условие об отсутствии у наследника «иного жилого помещения» должно, по нашему мнению, толковаться практически дословно, как отсутствие у наследника жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или по договору социального найма (не исключающему последующую приватизацию). Иное толкование неизбежно привело бы к противопоставлению возможности получить жилое помещение в собственность и обладания иным жилым помещением по договору найма, что заведомо ущемляет права наследника на получение имущества в собственность.

В то же время, рассматривая обстоятельства конкретного дела, суд может принять решение о наличии преимущественного права на жилье и у наследника, имеющего в собственности иное жилое помещение, когда такое помещение не может быть использовано для проживания (расположено вне региона постоянного жительства наследника, не отвечает санитарным и техническим требованиям, используется наследником совместно с другими лицами и т.д.) с учетом его профессионального, имущественного и семейного положения.

Так, судебная практика (см. Постановление Президиума Московского областного суда от 12 января 2005 г. N 15) исходит из того, что при разрешении споров о преимущественном праве на жилое помещение из состава наследства, когда наследник имеет другое жилое помещение, необходимо выяснить причину проживания наследника на спорной жилой площади, где расположено жилое помещение наследника и что оно собой представляет, пригодно ли оно по своему состоянию для использования по назначению и насколько у такого наследника имелась и сохраняется реальная возможность проживания в таком помещении. Все эти и иные обстоятельства должны приниматься во внимание, поскольку они могут иметь значение для разрешения спора о преимущественном праве того или иного наследника на жилой дом (квартиру).

Приведенные примеры убеждают в том, что законодатель обоснованно ушел от выработки детальных критериев соответствия наследников условиям предоставления преимущественного права, предусмотренного п. 3 комментируемой статьи, установив лишь самые общие требования. Отдавая разрешение названных и многих других коллизий на усмотрение суда, законодатель недвусмысленно указал, что наличие у наследника на праве собственности иного пригодного для проживания жилья не позволяет ему претендовать на преимущественное получение в счет своей наследственной доли жилого помещения, входящего в состав наследства.

7. Вне сферы законодательного регулирования остается и ряд общих вопросов, связанных с установленным комментируемой статьей преимущественным правом на неделимую вещь. Следует отметить прежде всего случаи, когда критериям, предусмотренным п. п. 1 — 3 комментируемой статьи, отвечают одновременно несколько наследников. Заслуживает быть упомянутой и ситуация, когда с учетом достаточно широко сформулированных критериев о постоянном пользовании вещью (п. 2) или о проживании в жилом помещении (п. 3) будут сталкиваться преимущественные права нескольких лиц, которые хотя и отвечают названным критериям, но пользуются имуществом в течение разных сроков или проживают в жилом помещении на различных основаниях. Все перечисленные коллизии должны будут рассматриваться судом при разрешении конкретного дела о разделе наследства (выделе из него доли).

8. Предусмотренное комментируемой статьей преимущественное право на неделимую вещь подлежит применению к отношениям по разделу наследственного имущества в течение трех лет со дня открытия наследства (ч. 2 ст. 1164 ГК).

Смотрите еще:

  • Взыскать госпошлину с истца ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. №46 В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, и в целях обеспечения единообразных подходов к их […]
  • Приказ 21-н минздравсоцразвития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2011 г. N 21н "Об утверждении формы заявления застрахованного лица о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных […]
  • Повышение пенсий 2014-2018 года ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы с 1 января 2018 года на 3,7%, что выше индекса роста цен за 2017 год, составившего 2,5%. Стоимость одного пенсионного коэффициента после повышения составила 81,49 руб., […]
  • Иис налоги ИИС+ОФЗ - как получить максимальный доход Наше государство предоставляет возможность частным инвесторам получить хорошую доходность, инвестируя в низкорисковые активы. Речь идет об облигациях федерального займа – ценных бумагах, выпускаемых Минфином и обеспеченных по факту […]
  • Закон 261 фз ст 13 Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Внести в Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и […]
  • Приказ 19 мвд рф Приказ МВД РФ от 17.01.2006 n 19 (ред. от 25.12.2010) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (вместе с "Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений") МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ от […]
  • Приказ 2048 Приказ ФТС РФ от 05.10.2011 N 2048 "Об исключении из реестра таможенных представителей ООО "Чандлер Шиппинг" ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА от 5 октября 2011 г. N 2048 ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ РЕЕСТРА ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ООО "ЧАНДЛЕР ШИППИНГ" В связи с отсутствием обеспечения […]
  • Мировые суда тамбова Мировые суда тамбова Мировые судьи Октябрьского района г. Тамбова — Октябрьский районный суд г.Тамбова Мировые судьи Октябрьского района г.Тамбова (Почтовый адрес: ул.Советская, д.191, г.Тамбов, 392000) Участок N 1 - ул. Володарского; ул. Подвойского; ул. Чичканова N 2 - 18, N […]