Понятие причин преступности несовершеннолетних

Рубрики Статьи

Классификация причин и условий преступности

Многообразие причин и условий, влияющих на преступность, обуславливает необходимость их систематизации и классификации. Приверженность исследователей различным научным школам нередко предопределяет основания для классификации причин и условий преступности. Отечественные криминологи провели серьезную исследовательскую работу по выявлению закономерностей, характерных для современной, весьма острой ситуации с преступностью в России, и выработке целого ряда теоретических и практических предложений по формированию действенной уголовной политики.

Прежде всего при попытках классификации детерминант преступности необходимо помнить о различии ее причин и

условий, а также причин и условий индивидуального преступного поведения. Впервые подобное деление было проведено в советской криминологии. Оно заложило основу уровневого подхода, согласно которому причины и условия действуют на общем или общесоциальном и на индивидуальном уровнях. Сегодня, благодаря работе ученых-криминологов, этот подход претерпел эволюционные изменения. В зависимости от уровня действия выделяются причины:

а) преступности как социального явления;

б) отдельных видов преступности (организованной, несовершеннолетних);

в) конкретных преступлений.

Но несмотря на разные уровни действия, все причины и условия имеют социальные корни.

По содержанию причины и условия подразделяют на действующие в социальной, экономической, политической, духовно-нравственной, социально-психологической и социально-управленческой сферах.

В зависимости от механизма действия принято выделять причины, условия и криминогенные факторы.

По характеру детерминанты дифференцируют на объективные и субъективные. Объективные детерминанты не зависят от воли людей, поэтому на современном этапе развития общества не подлежат устранению. К таковым можно отнести историческую обусловленность социальных явлений, отставание сознания от бытия, индивидуального сознания от общественного и др. Поэтому и воздействие на причины и условия такого рода носит ограничительный характер. Профилактика обычно связана с их блокированием, нейтрализацией, сокращением. Субъективные причины и условия, как правило, связаны с конкретными недостатками, которые необходимо устранить (недостатки в деятельности правоохранительных органов, воспитании в семье и т. д).

Среди авторов, исследующих происхождение преступности с позиции теории факторов, все причины и условия в зависимости от их происхождения классифицируются на индивидуальные, социальные и физические. Совокупность факторов является своеобразным фоном общественного развития, на котором происходят изменения преступности [1] .

По глубине действия причины и условия делят на главные и второстепенные, коренные и некоренные. Сущностная характеристика этих детерминант сводится к тому, что причинный комплекс преступности образуется из различных по своей значимости и криминогенности блоков, оказывающих влияние на общество. Как правило, устранить главные причины возможно только путем трансформации самого общества, так как они оказывают воздействие на все стороны его жизни.

В криминологической литературе приводятся и другие классификации причин и условий преступности. Например, по близости к событию преступления, источнику (внутренние и внешние) и др. Кроме того, существует мнение, согласно которому существование специфических для преступности причин и условий вообще отрицается. Преступность рассматривается как крайнее проявление отклоняющегося (девиантного) поведения, которое имеет свои причины. С этой позиции преступное поведение обусловлено взаимодействием личности и конкретных обстоятельств. Эту идею в большей степени поддерживают зарубежные криминологи. Среди российских ученых подобного подхода придерживается значительно меньшая часть исследователей.

Раскрывая вопрос о причинах преступности, необходимо указать также на проблему соотношения причин преступности и причин индивидуального преступного поведения. Отождествление их как общего и частного представляется некорректным. Многие зарубежные криминологи объясняют причины конкретных преступлений именно гак. Бесспорно, причины единичного преступления связаны и включены в ту или иную группу общих причин. При этом нередко причины «общей» преступности (например, экономические) детерминируют и индивидуальное преступное поведение. Кроме того, на механизм преступного поведения отдельной личности влияют ее социальная, нравственная и правовая позиция, а также образование, воспитание, возраст. Поэтому в криминологии выделяют «микромир» антиобщественных явлений. Но в любом случае все причины, воздействующие на конкретного человека, имеют определенный психологический характер.

Социальные и психологические качества личности: ее мировоззрение, политические, нравственные и иные взгляды, навыки и привычки, особенности поведения и характера – формируются на протяжении всей жизни человека, в результате его взаимодействия с окружающей средой. Именно дефекты нравственного формирования личности приводят к появлению и закреплению антиобщественных взглядов, а затем и к совершению преступлений [2] .

Именно поэтому особое внимание следует уделять субъективным причинам преступного поведения. Сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов (среды и личности) служит непосредственной причиной преступления. Формирование личности происходит во взаимосвязи с окружающими людьми. Коммуникации с малыми социальными группами (семья, школа, работа) и обществом в целом служат источниками нравственного становления личности. Несоответствие между потребностями и интересами личности и требованиями окружающей действительности провоцирует формирование антиобщественных установок. Прежде всего они выражаются в конфликтах субъективного, личностного характера, происходящих в психике субъекта. Человеку свойственно анализировать себя и свое положение в обществе. При этом он принимает и оценивает себя в определенном качестве, достигнув определенного положения в обществе. Такая оценка не всегда бывает реальной. Стремление к изменению условий своего существования может выражаться как в позитивном «движении» и преобразовании индивидом условий, способствующих его дальнейшему развитию (повышение образования, смена работы и др.), так и в негативных переживаниях, которые могут стать причиной совершения преступления. Нередко человек видит причины своих неудач в обществе. Неудовлетворенность собой и (или) своим положением может проявляться в различных сферах: в семье, социуме, на работе.

Таким образом, индивидуальное преступное поведение, наряду с воздействием на него причин, свойственных для всей преступности, обусловлено сложным взаимодействием объективных и субъективных детерминант. При этом следует отметить, что важную роль в механизме преступного поведения играет конкретная ситуация, в которой оказывается личность. Ситуация или обстановка нередко могут вынуждать и облегчать выбор преступного варианта поведения. Однако между преступлением и сложившейся ситуацией нет прямой связи. Она возникает в результате субъективного выбора человека: совершить преступление или воздержаться от него.

Тем не менее важно понять, почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди поступают по-разному. Попытаться ответить на этот вопрос можно, проанализировав формирование личности преступника. Данному вопросу посвящена Тема 6 настоящего конспекта лекций.

  • [1] Криминология: учебник / под ред. Г. А. Аванесова. М.: Юнити- Дана, 2010. С. 220.
  • [2]Кудрявцев В. //. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения): монография. М.: Проспект, 2007. С. 23.

Понятие причин преступности и преступлений, их классификация. Условия, способствующие совершению

Главная > Реферат >Государство и право

1 ПОНЯТИЕ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ…………5

2 КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ ПРЕСТУПНОСТИ…………………. 11

3 УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ

Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии.

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует.

Как известно, все виды взаимосвязи явлений принято называть детерминизмом. В данном смысле причинность понимается как одна из форм детерминации, отражающих существенную особенность бытия — всеобщую связь, взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и процессов.

При изучении и описании детерминант преступности часто используется понятие «фактор». В ходе исследования это понятие используется обычно для первоначального анализа изучаемого явления и общей ориентированности в круге явлений и процессов, которые взаимосвязаны между собой. По мере углубления познания задача исследователя состоит в определении степени и интенсивности взаимодействия, взаимовлияния выявленных факторов, установлении между ними функциональных и причинных зависимостей. В результате отдельные факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими.

Данная работа является актуальной, т.к. только на основе знаний о детерминантах преступности можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Целью настоящей работы является анализ понятий «причины преступности» и «условия преступности». Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются: раскрытие понятия факторов, детерминирующих преступность и преступление; определение классификации и выявление их значения; а так же раскрытие содержания различных подходов к детерминации преступности в современной отечественной криминологии.

Нужно отметить, что в последнее время интерес к изучению данной проблемы довольно высок и широко изучен в работах В.Н. Кудрявцева, А.И. Долговой, В.А. Номоконова и Г.Г. Смирнова.

1 ПОНЯТИЕ ПРИЧИН ПРЕСТУПНОСТИ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Причины преступности — такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. Причины и условия преступности в разных источниках называются по-разному (детерминанты, факторы и пр.).

Под причинами преступности понимаются социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность и преступления как следствие своего действия. Это базовый, основный элемент в проблеме существования преступности.

Другими словами, причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне — совершение конкретных преступлений. Из приведенного определения следует, что понятие причин преступности связано с философскими категориями причин, условий и детерминант, а также имеет различные уровни: причины всей преступности, отдельных ее структурных подразделений, единичных преступлений.

Субъективные причины преступности – определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения.

Объективные причины преступности – социальные преступности, социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, образующие трудности и недостатки для людей тем самым, порождая антиобщественную мотивацию и преступное поведение.

Условия преступности – это совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию. Условия преступности подразделяются на три основные группы:

1) сопутствующие условия, – те, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;

2) необходимые условия, – без которых событие не могло бы наступить;

3) достаточные условия – комплекс всех необходимых условий.

Объективные условия преступности – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности — это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки.

Причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом.

Именно взаимодействие причин и условий порождает следствие. Так, совершение преступления, квалифицированного по ст. 264 УК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), выразившегося в совершении автомобильной аварии, когда водитель в дождливую погоду при плохой видимости превысил скорость и не заметил размытого участка дороги. Причина происшествия — превышение скорости и невнимательность водителя; не будь этого, авария бы не случилась. Дождливая погода и плохая видимость — условия происшедшей аварии; сами по себе они не могут ее вызвать, но и без этих условий авария вряд ли произошла бы.

Таким образом, суть условия и его отличие от причины состоит в том, что это явление или процесс, которые сами по себе не могут породить непосредственно данное следствие, но, сопутствуя причинам в пространстве и во времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия. Иными словами, причина порождает следствие, в то время как условие этому лишь способствует, обеспечивая возможность действия причины.

Повлиять на преступность, предупредить совершение преступления можно, воздействуя не только на причины, но и на условия преступности. Во многих случаях воздействовать на условия, способствующие совершению преступлений, и тем самым блокировать действия причин практически легче и доступнее, чем устранить причины преступности.

Разграничить причины и условия преступности не всегда легко и просто. Такое разграничение больше применимо в отношении индивидуального преступного поведения, где можно с достаточной определенностью разделить, что породило соответствующий поступок индивида, а что лишь обусловило ее совершение. На более высоких уровнях анализа такое разграничение существенно затруднено, ибо в иерархической взаимосвязи те или иные явления и процессы выступают в одном случае в качестве причины, а в другом — как условие.

Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд (иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер — не оказывают непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа, отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере межличностных отношений в коллективе воинской части). Особое значение имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие, например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности, полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их дифференциация и классификация.

1) По механизму действия они подразделяются на причины преступления, их условия и криминогенные факторы (т.е. факторы, порождающие преступления). Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения и пр.) Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.) Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности, вторая — является преимуществу условиями совершения преступлений.

2) По уровню (иерархии, субординации) функционирования криминогенные детерминанты классифицируются: на общие причины и условия преступности; причины и условия групп преступлений (рецидивных, преступлений несовершеннолетних, корыстных); причины и условия отдельных конкретных преступлений. Эти три уровня причин взаимосвязаны.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на уровне всего общества (макроуровень), отдельных его социальных групп и сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

3) По содержанию: социально-психологические (большинство причин преступлений кроется в психологии преступника); социально-экономические; политические; идеологические; воспитательные; правовые; организационно-управленческие ( бесхозяйственность, плохая профилактическая работа по месту жительства).

4) По природе возникновения: объективно-субъективные (большинство причин имеют эту природу); объективные; субъективные. Абсолютно объективных или абсолютно субъективных явлений в обществе не существует. Большинство криминогенных детерминант носит объективно-субъективный характер с преобладанием объективного либо субъективного.

5) По близости к событию преступления: ближайшие и отделенные; непосредственные и опосредованные причины и условия.

6) По источникам: внутренние и внешние (имеющие международный характер).

В качестве ближайших причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.

Причины, влияющие на преступность, могут также быть:

1) общие — система всех обстоятельств, при совокупности которых наступает следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее;

2) специфические — часть общей причины, наличие которой при определенной ситуации (определенных условий) приводит к преступлению.

Нельзя говорить, что указанные причины преступности появились именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны — они будут там, где есть общество.

Проблему причин преступности, ее сущность и место в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать на разных уровнях:

1) индивидуальном — рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления;

2) социологическом — здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного;

3) философском — самой общей причиной преступности в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия (всегда существует, но не всегда формально, доминирующий, экономически сильный класс и его противоположность).

4.1. Понятие причин и условий совершения конкретного преступления

Если причины преступности в целом обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей степени подвержены влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование.

В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.

В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных, нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом.

Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни с тем, чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.

Дальнейшее изучение структуры преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.

Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.

Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев причинной цепочки коренятся причины совершения конкретного преступления, нужно рассмотреть их по существу, используя материалы конкретных криминологических исследований. Только тогда можно получить данные о том, какие именно причины несут в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней среды и на каком жизненном этапе индивида оказали на него криминогенное влияние, какие психофизические свойства и особенности конкретного лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию.

Понятие, причины и условия преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних – это совокупность преступлений в

обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Преступность

несовершеннолетних развивается под воздействием тех же причин, что и

преступность в целом, но в то же время имеет некоторые особенности.

Несовершеннолетние чаще всего совершают преступления вследствие

следующих причин: под влиянием отрицательного примера родителей и других

членов семьи (30-40% преступлений); подстрекательства со стороны взрослых

преступников (30% случаев); отсутствие у родителей возможности материально

обеспечивать реально необходимые потребности детей; длительное отсутствие

определенных занятий, работы, учебы; пропаганда в СМИ, литературе

стандартов антиобщественного поведения (культ насилия, жестокости,

Вместе с этими причинами на формирование преступного поведения влияют

некоторые условия, в виде воздействия со стороны общества: безнадзорности

как отсутствие должного контроля семьи и образовательных учреждений за

связями и временем несовершеннолетних (более 90% случаев преступлений);

низкий уровень работы школы и других учреждений; отсутствие системы

трудоустройства подростков; отсутствие сети детского и подросткового

досуга; увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном

Понятие, сущность и причины преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних за последние годы выросла в семь раз по сравнению с предыдущими периодами.

Доля групповых преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в несколько раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет от 20 до 80% в структуре преступности в зависимости от различных видов преступлений, их территориального происхождения и т.д.

Можно утверждать, что несовершеннолетние — одна из наиболее криминально пораженных категорий населения.

Анализ динамики преступности несовершеннолетних в России позволяет выявить ряд важных факторов.

Россия имеет высокий уровень преступности несовершеннолетних и отличается интенсивными темпами её роста – в среднем на 14–17% каждые пять лет.

Рост преступности несовершеннолетних происходит на фоне сокращения или крайне незначительного в отдельные годы увеличения общей численности этой возрастной группы.

Преступность несовершеннолетних росла, несмотря на то обстоятельство, что в отдельные периоды в России карательная практика в отношении этой категории населения была достаточно суровой.

Определенную поправку в картину состояния преступности следует внести в связи с существованием такого явления, как латентность. Латентность обусловлена дефектами регистрации и реального выявления преступлений несовершеннолетних. По оценкам специалистов-экспертов, преступность несовершеннолетних реально в 3-4 раза выше, чем официально отражаемая уголовной статистикой.

К основным причинам роста преступности несовершеннолетних можно отнести:

1. неудовлетворительные условия воспитания детей во многих семьях;

2. слабую помощь родителям в деле педагогического воспитания детей и подростков;

3. неудовлетворительные условия воспитания во многих школах и других детских учреждениях;

4. слабую подготовку кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях;

5. неудовлетворительные условия воспитания во внешкольных учреждениях;

6. неудовлетворительную работу комиссий по делам несовершеннолетних;

7. формализм в деятельности общественных организаций, призванных содействовать семье, школе, детским учреждениям, культурным и другим учреждениям в воспитании детей и подростков, а также милиции, прокуратуре и суду в вопросах предупреждения правонарушений несовершеннолетних;

8. недостатки в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Таким образом, преступность несовершеннолетних – это совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. По действующему закону (ч. 1 ст. 20 УК РФ) уголовной ответственности подлежит лицо. достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего, а за совершение перечисленных в законе 20 преступлений (ч. 2 ст. 20 УК РФ) — достигшее 14-летнего возраста

Преступность несовершеннолетних характеризуется в основном двумя показателями:

а) коэффициентом криминальной поражённости – то есть общим (число выявленных несовершеннолетних преступников в расчете на численность населения в возрасте от 14 до 18 лет) и детализированным (число выявленных несовершеннолетних определенной социально-демографической или иной группы, совершивших преступления, в расчете на численность несовершеннолетних этой группы);

б) коэффициентом интенсивности — общим (число зарегистрированных преступлений несовершеннолетних в расчете на определенную численность несовершеннолетних) и детализированным (число зарегистрированных преступлений конкретной группы, например преступлений против личности, или конкретного вида, например убийств, в расчете на определенную численность несовершеннолетних).

Структуру основного статистического массива преступности несовершеннолетних образуют три группы преступлений:

а) преступления против личности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, изнасилование) — 2,5- 3,5%;

б) преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества) — 85- 87,5%;

в) преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) — 10,5-12,5%.

За пределами основного статистического массива — преступления, не получившие распространения среди несовершеннолетних, однако сам факт их совершения вызывает тревогу (бандитизм, убийство матерью новорожденного ребенка, хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, взяточничество и др.).

Преступность несовершеннолетних стабильна: во-первых, стабилен состав статистического массива, во-вторых, соотношение его элементов. В структуру преступности несовершеннолетних входят все выделенные по признаку (характер и степень общественной опасности) категории преступлений:

а) преступления небольшой тяжести — 5-6%:

б) преступления средней тяжести — 13-14%;

в) тяжкие преступления- 72-74%;

г) особо тяжкие преступления-3,5-4,5%.

Среди выявленных несовершеннолетних преступников каждый седьмой, а среди осужденных — каждый пятый ранее совершали преступления. Установлена закономерность: чем опаснее преступление, тем выше вероятность совершения его рецидивистом. Устойчивости преступного поведения несовершеннолетних способствует процесс «омоложения» антисоциального поведения; эмпирически он подтверждается более высокими темпами роста криминальной активности подростков в возрасте от 14 до 15 лет по сравнению с криминальной активностью 16-17-летних.

Криминологическая значимость и социальная опасность такой тенденции заключается в том, что каждое новое поколение молодежи пополняется количественно нарастающей группой лиц с выраженным криминальным опытом.

Преступность несовершеннолетних характеризуется сплоченностью преступной деятельности. Согласованная преступная деятельность получила наибольшее распространение при угонах автомобилей и других транспортных средств, разбое, умышленном уничтожении или повреждении имущества, краже, изнасиловании.

В групповой преступности несовершеннолетних выделяются два вида. Первый вид образуют преступления, которые чаще совершаются группой подростков (кража, грабеж, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества, хулиганство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения).

Второй вид составляют преступления, которые чаще совершаются подростками совместно со взрослыми: бандитизм, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. изнасилование, разбой, мошенничество, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ. В последние годы выявлено несколько неблагоприятных тенденций развития групповой преступности несовершеннолетних. Одна из них – это повышение организованной преступной деятельности. Несмотря на рост «вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность», их преступность остается относительно автономной.

В последние годы при соучастии взрослых подростки совершили менее 30% всех расследованных преступлений. Особенности отдельных элементов структуры преступности несовершеннолетних заключаются в сложном характере её динамики, неравномерности и устойчивости территориального распределения.

16. Понятие и классификация причин преступности

Причины преступности – это социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие.

Основания классификации причин и условий преступности: механизм действия, уровень функционирования, содержание, природа возникновения, близость к событию, источники.

По механизму действия негативные социальные процессы, детерминирующие преступность, подразделяются на причины, условия и криминогенные факторы.

По уровню функционирования криминогенные детерминанты классифицируются на причины и условия:

преступности в целом (общие причины);

По содержанию криминогенные детерминанты подразделяются на социально-экономические, политические, социально-психологические, политические, идеологические, воспитательные, правовые, организационно-управленческие.

17. Экономические отношения и преступность

Причины преступности на социологическом уровне необходимо прежде всего искать в экономических отношениях, в их противоречиях, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономической политики, а также в системе распределительных отношений. Любые экономические отношения, их противоречивость рождают преступность. Рыночные отношения изначально отягощены преступностью. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции, а значит – на подавлении конкурентов, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т.е. безработице, на выживании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Особо негативную роль играет громадный разрыв в уровне жизни бедных и богатых людей. Если на одном полюсе преступность порождается нищетой, то на другом – ничем не обузданным стремлением к сверхдоходам, к обогащению за счет государства и общества. При определенных условиях экономическая преступность может перерасти в корыстно-насильственную просто насильственную преступность.

18. Социальные противоречия и преступность

Социальные отношения, в которых личность чувствует себя неравной с другими, ущемленной, всегда чреваты протестующим поведением, а в крайнем своем выражении – преступным. Социальные отношения существуют на макро- и микроуровнях.

Макроуровень представляет собой и отношения человека с обществом и государством в целом, и его производственные отношения, и его положение как личности в том, что понимается под правами человека. Наиболее уязвимые проблемы социальных отношений – национальные отношения и проблема равенства. Социальные конфликты общего плана приводящие к совершению преступлений, могут отражать также недовольство человека своим социальным статусом, полученным (или не полученным) образованием, обстановкой в трудовом коллективе, в котором либо бурлят конфликты, либо творятся безобразия, процветает беззаконие, преступное поведение должностных лиц.

Выявлена одна общая криминологическая закономерность: чем ниже уровень культуры, воспитанности и образованности преступников, тем грубее по характеру и примитивнее по мотивации совершаемое ими преступление.

Чем выше образование, социальный статус преступника, тем изощреннее способы совершения преступлений, хотя в конченом счете они столь же, если не более, опасны, чем все другие виды преступности.

Межличностные конфликты, возникающие на почве неудовлетворительного социального бытия человека и отношений, складывающихся вследствие этого, опасны тем, что возникают либо неожиданно, но как результат «накопления» недовольства в течение длительного периода времени и потому трудно распознаваемы и тем более предупреждаемы, либо начинаются практически с первых дней совместной жизни и с каждым последующим днем становятся все более невыносимыми, приводя в конечном счете к взрыву, преступлению.

2. Причины преступности несовершеннолетних

2. Причины преступности несовершеннолетних

Причины преступности несовершеннолетних являются составной частью общих причин преступности в стране, при этом надо учитывать, что сама преступность несовершеннолетних активно способствует преступности в целом, о чем говорилось выше. Негативные явления и процессы экономического, идеологического, социально-психологического, культурно-воспитательного, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее не защищенной части населения – детях и подростках. В настоящее время государство не в состоянии выделить необходимые материальные средства на развитие и воспитание подрастающего поколения, охрану его здоровья и организацию досуга, оказание помощи семье. Поэтому возрастает беспризорность и безнадзорность подростков, их заболеваемость. Так, по выборочным данным, лишь 15 % несовершеннолетних могут считаться практически здоровыми. Данное обстоятельство существенно ограничивает их возможности в продолжении образования, выборе профессии, бытовом и трудовом устройстве, приобщении к общественно полезным ценностям и группам, в конечном итоге, приводит многих к противоправному поведению.

Несовершеннолетние – это социальная группа, которая особенно болезненно воспринимает негативные последствия экономических, социальных и духовных потрясений. Поэтому многие исследователи отмечают социальное отчуждение подростков и их готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, отсутствие жизненных перспектив, возможности реализоваться в общественно полезной деятельности, ощущение бесцельности существования, отверженность в семье и социальное сиротство. Все это активно криминализирует подростковую среду, однако затрагивает отнюдь не всех несовершеннолетних, а, в первую очередь, необеспеченные слои общества. Но и обеспеченные группы не могут считать себя застрахованными от вероятности, что дети и подростки их круга совершат правонарушение.

Отсутствие у государства возможности обеспечить должное воспитание и развитие детей и подростков не компенсируется семьей, которая, с одной стороны, сама не получает должной помощи, а с другой – за годы абсолютного советского государственного патронажа просто перестала проявлять себя как самостоятельная и действенная сила, способная решать собственные проблемы. Таким образом, несовершеннолетние из неблагополучных слоев общества оказались в положении, когда ни государство, ни семья не способны обеспечить их должное развитие и воспитание.

Важной причиной преступности несовершеннолетних стало ухудшение социально-экономического положения беднейших слоев населения. Нельзя утверждать, что все население страны обеднело, поскольку это не так. Но заметно увеличился разрыв между бедными и богатыми, положение бедных слоев населения часто становится безвыходным, что самым негативным образом сказывается на преступности несовершеннолетних. Другой фактор – это негативные процессы в семье. К сожалению, семья зачастую не просто не может, но и не желает или не умеет оказать подростку необходимую помощь, контролировать его поведение, заботясь о нем, наконец, просто любить его. Фактор материальной обеспеченности в данном случае практически не имеет значения. Ведь известны примеры, когда вполне обеспеченная семья, которая, казалось бы, делает для ребенка все: контролирует его поведение и учебу, удовлетворяет его желания и даже капризы, предоставляет возможность овладения иностранными языками, занятий спортом и т. д., не обеспечивает главного – любви, эмоционального тепла в отношениях между ребенком (подростком) и родителями. Происходит скрытое отвергание, выталкивание ребенка из семьи, что, кстати, редко осознается и им, и семьей. Бывает и открытое неприятие ребенка семьей, когда его подвергают жестокому обращению, бьют, оскорбляют, выгоняют из дома, не кормят, не проявляют никакой заботы.

Еще один криминогенный семейный фактор – отрицательный пример старших, особенно тех, с которыми у несовершеннолетнего прочный эмоциональный контакт. При его наличии он легко и с охотой воспринимает и усваивает то, что ему демонстрирует старший. В случае отсутствия эмоциональной связи подросток не воспринимает от взрослых ни хорошего, ни плохого и начинает искать признания, поддержки и помощи в неформальных малых группах – среди сверстников на улице.

Можно ли считать неполную семью неблагополучной только потому, что она неполная? Да, если исходить из мысли, что сама природа распорядилась так, чтобы ребенка (подростка) воспитывали и мать, и отец. Каждый из них имеет определенные обязанности, неисполнение которых может привести к нежелательным последствиям. Но если один из родителей, а тем более оба ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные поступки и преступления, лучше изолировать от них подростка. Итак, неблагополучной является семья, в которой:

– ребенка не любят, не проявляют заботы о нем, отвергают в явной или скрытой форме, иногда не осознавая этого, а, напротив, проявляя гиперопеку;

– родители и другие старшие члены семьи ведут антиобщественный образ жизни, совершают аморальные и противоправные действия.

Они, естественно, втягивают в антиобщественный образ жизни подростка, особенно, если в семье существуют тесные эмоциональные отношения. При отсутствии таковых не исключено, что самые правильные наставления и назидания, праведный образ жизни старших не будут восприняты адресатом – подростком. Он будет глух к ним, потому что они чужие.

Итак, я не думаю, что неполная семья является катастрофой. Лучше неполная семья, чем пьющий отец или мать, которые не выполняют никаких обязанностей по отношению к своим детям.

Подростки, отвергнутые семьей, не имеющие семьи, плохо успевающие в школе и совершающие мелкие проступки, неизбежно объединяются в малые группы. Малые группы – это некий коллективный отец, понимающий, любящий, готовый оказать поддержку и помощь. Эти малые группы противостоят семье и школе. Чем меньше ребенку уделяют внимания в семье, тем хуже у него успехи в школе и сильнее привязанность к неформальной группе сверстников, а также общее отчуждение от позитивной среды.

Неформальная группа сверстников становится основной областью его жизнедеятельности. Я бы даже взял на себя смелость утверждать, что неформальные группы сверстников – это в общем-то группы отторгнутых семьей и школой подростков. Не подумайте, что я перекладываю на семью и школу всю вину. Я думаю, что сами подростки должны отвечать за то, что они делают. И на них самих тоже лежит вина, это естественно. Но тем не менее это подростки, выброшенные из семьи и школы.

У несовершеннолетних преступников обязательно надо формировать чувство вины, поскольку без него нет нравственности. Однако эта очевидная и давно известная истина далеко не всегда принимается во внимание правоохранительными органами и средствами массовой информации. Так, образ подростка-убийцы или разбойника на экране телевизора или на страницах печати почти всегда сопровождается сентиментальными рассказами о его бедственной судьбе, но без какого-либо упрека в его адрес. Убитые и ограбленные остаются за кадром, как будто их не существует. Естественно, герои подобных репортажей вполне могут чувствовать себя незаслуженно гонимыми. Например, некий 17-летний осужденный за убийство матери в целях ограбления сказал, что его пребывание в воспитательной колонии совершенно бессмысленно, поскольку этим его мать не оживить. Сострадание к преступнику, тем более к подростку, необходимо, но оно не должно вытеснять его вину, оно должно способствовать покаянию.

Недостатки школьного воспитания и обучения также являются криминогенным фактором. Семью и школу неоднократно упрекали и, по-видимому, всегда будут упрекать в том, что они не обеспечивают надлежащего нравственного формирования личности подростка. Группы сверстников, формирующиеся из числа школьников, состоят, как правило, из тех, кто плохо учится и часто нарушает дисциплину. К ним нередко примыкает молодежь, которая и не учится, и не работает. Подобные группы постепенно переходят от мелких правонарушений к более серьезным.

Недостатки школьного образования отечественные криминологи всегда относили к числу факторов, порождающих не только преступность несовершеннолетних, но и влияющих на преступность в целом. Их можно сгруппировать следующим образом.

– Снижение значимости образования. В России фактически происходит переход от обязательного всеобщего среднего образования к неполному среднему образованию. Это весьма печально для страны, которая по праву гордилась уровнем и качеством своего образования. Однако справедливости ради полезно вспомнить, что во времена обязательного всеобщего среднего образования далеко не все выпускники школ фактически обладали соответствующим уровнем знаний, поскольку такое образование требовалось властью и его достижение являлось основным критерием оценки работы конкретной школы. Многим неучам просто ставились удовлетворительные оценки только ради того, чтобы перевести их в следующий класс или выпустить из школы.

– Коммерциализация образования, в свете которой возникает все больше платных школ и высших учебных заведений. Это свидетельствует о наличии сословного образования и служит индикатором поляризации общества. Впрочем, сословное расслоение в школе существовало всегда: богатые родители могли нанять своим детям репетиторов и преподносить учителям подарки. Система подарков и поныне остается явным недостатком школы, который тем не менее хоть как-то компенсирует нищенские заработки школьных учителей.

– Сужение объема преподавания гуманитарных дисциплин, особенно литературы и истории. Между тем их преподавание всегда имело огромное нравственное значение. Попытки введения в некоторых школах религиозных дисциплин вряд ли смогут компенсировать этот недостаток, кроме того, это противоречит Конституции России.

– Как и в прошлом, сельская школа по качеству образования отстает от городской. Если иметь в виду криминологический аспект, то поведение сельских жителей всегда определялось не столько качеством образования, сколько иными факторами: всеобщей социально-психологической зависимостью, высокой эффективностью контроля со стороны семьи и т. д. Однако сельские жители, желающие продолжить образование в городских вузах, нередко сталкиваются с серьезными трудностями. Они нередко пополняют ряды городских правонарушителей, не выдержав конкурсного отбора в желаемый университет или институт.

Необходимо сказать о свертывании, во всяком случае о сокращении, системы внешкольного воспитания в клубах, кружках самодеятельности, центрах организации досуга, детского творчества, в различных объединениях по интересам. Подобные внешкольные структуры играли огромную антикриминогенную роль и занимали достойное место в профилактике правонарушений в микрорайонах. Это тот самый хорошо организованный досуг, который способен успешно конкурировать с неформальными малыми группами молодежи, непрерывно «поставляющими» преступников. Сейчас основная часть досуговых учреждений пребывает в плачевном состоянии, хотя и предпринимаются усилия по их восстановлению.

Резерв преступности несовершеннолетних, его постоянный источник составляют:

– лица, совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности: каждый год немалое число таких лиц ставится на учет в милиции; ежегодно они совершают примерно 100 тыс. проступков;

– лица, сбежавшие из интернатных учреждений или из семьи: в 2002 г. было задержано около 700 тыс. таких подростков;

– дети беженцев и мигрантов: сейчас в нашей стране около 2 млн, по некоторым данным – 3 млн мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев. Положение этих людей весьма тяжелое. И дети в этих семьях, находясь в стадии формирования личности, естественно, испытывают огромные затруднения. Они зачастую попадают в среду, которая им враждебна, например, 8-, 10-, 12-летних сверстников, которые их не понимают, отвергают, отталкивают, смеются над ними, провоцируя протест в форме насилия. Поэтому я считаю, что беженство и неуправляемую иммиграцию надо выделить в качестве самостоятельного фактора преступности несовершеннолетних;

– подростки, состоящие на учете в милиции и достигшие возраста уголовной ответственности: по некоторым данным (И.А. Кобзарь, 2001 г.) число таких несовершеннолетних составляет около 400 тыс. в год.

Принято считать, что в преступном поведении подростков обычно доминируют корыстные мотивы. Однако саму корысть разные исследователи понимают по-разному, часто разумея под нею и нематериальную выгоду. Не оспаривая того, что корысть является наиболее распространенным среди прочих мотивов у подростков, совершающих преступления, необходимо отметить и другие мотивы: зависть, стремление к самоутверждению, «доказывание» самому себе, попытки преодолеть мучительное чувство собственной неадекватности и даже неполноценности, желание завоевать авторитет и уважение в глазах группы, а также удовлетворить свои элементарные физиологические потребности, особенно сексуальные. Как и у других людей, преступное поведение у подростков полимотивировано, т. е. определяется сразу несколькими переплетающимися друг с другом мотивами, например самоутверждения и корысти.

В то же время нельзя не отметить, что заметно повысился уровень жестокости многих насильственных и корыстно-насильственных преступлений подростков, производя временами впечатление самоцели. Надо признать, что и раньше несовершеннолетние совершали весьма жестокие преступления, достаточно вспомнить грубейшие вспышки молодежного группового насилия в 1970–80-е годы в городах Поволжья. Рост жестокости в преступлениях подростков свидетельствует о том, что жестокость и агрессия становятся самостоятельным мотивом их поведения, с их помощью они самоутверждаются, компенсируют ощущение ущемленности и смутно ощущаемые обиды.

Смотрите еще:

  • Налоги добрянка ИФНС России по городу Добрянке Пермского края Документы и справки Не могу дозвониться уже неделю. Зачем Вам телефоны в обще там нужны!! Тараторить по своим делам видимо! Так как звоню занято потом опять не берут!! Налоги выставить в полном объёме дак сразу в моменте. Звоню уже […]
  • В договоре о возврате акта Образец акта возврата некачественного товара Акт возврата некачественного товара – документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает факт возврата некачественного товара. Если поставляется товар ненадлежащего качества, идет речь о нарушении поставщиком договора, […]
  • Надо ли отказываться от наследства Нужно ли писать отказ от наследства? Отказ от наследства – право, а не обязанность наследника, аналогичное праву принятия наследства. Но не все наследники понимают, какие правовые последствия влечет за собой отказ. В обязанности нотариуса, который удостоверяет подпись […]
  • Представитель парламента в суде Застройщики выиграли суд у губернатора и парламента Петербурга Инвесторы отстояли свою стройплощадку, которую ранее включили в перечень зеленых насаждений Санкт-Петербург, 8 мая 2018, 16:04 — REGNUM Застройщики Петроградской стороны — района в центре Петербурга — выиграли в […]
  • Договор на перевозку материальных ценностей Договор перевозки груза - существенные условия, образец Договор перевозки груза регулирует обязательственные отношения между сторонами соглашения по вопросам территориального перемещения материальных ценностей или иных вещей. Ознакомиться с образцом договора перевозки груза и […]
  • Основные средства формы собственности Важные тонкости оформления акта приема-передачи основных средств ОС-1 — правильный образец и актуальный бланк Приемка основных средств, не требующих монтажа, осуществляется на основании передаточного акта. Его составляют две стороны — передающая и принимающая, обоюдно […]
  • Прокурор ветров Ветров Александр Иванович Ветров Александр Иванович Прадед заместителя Ливенского межрайонного прокурора Краснова Александра Юрьевича Ветров Александр Иванович, 1906 года рождения, уроженец п. Половец Орловского района Орловской области, призван в ряды Советской Армии […]
  • Правила в баскете Игровое время в баскетболе 16. Игровое время в баскетболе. 16.1. Игра состоит из двух (2) половин по двадцать минут каждая, или четырех (4) периодов (четвертей) по двенадцать (12) минут, каждый с перерывами по две (2) минуты между первым и вторым периодами и между третьим и […]